"Мороз, Красный нос" (Некрасов): анализ поэмы. Характеристика героя Дарья, Мороз, красный нос, Некрасов

Дарья – крестьянка, молодая вдова погибшего от горячки Прокла .­ Она настоящая женщина – любящая жена и мать. Трудолюбива­ «и труд ей несет воздаянье: семейство не бьется в нужде».

Ее внешнюю красоту и богатый внутренний мир­ Некрасов описывает, как «тип величавой славянки». И несмотря на все тяготы крестьянской жизни «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Дарья вынослива и терпелива, она безропотно отправляется в лес за дровами по сильному морозу. Ее бесстрашию можно позавидовать, ради спасения мужа она отправилась за десять верст в монастырь, что бы раздобыть чудотворную икону.

Но, увы, красота и сила крестьянки иссушена горем. Последнее, что у нее осталось – это гордость. Волю своим чувствам вдова дает лишь в тихом безмолвном лесу, где свидетелями ее слез выступают «вольные птицы, но выдать не смели в народ…».

В процессе рубки дров она озадачена не, сколько своим будущим, а своих детей. Но что-то в Дарье меняется, происходит надлом «душа истомилась тоской» и она как завороженная «без думы, без стона, без слез». В своей тоске и горе, крестьянка забывает о детях, ее мысли охвачены мужем, и она подается морозному забвению, которое ей дарит ощущение покоя и счастья. Молодая вдова погружается в сон, в котором видится ей знойный день, ее счастливая семья с живым мужем. Судьба дает шанс Дарье очнуться от наваждения, но ей лучше «в своем заколдованном сне…». Автор просит не грустить о ней, ведь она ушла в забвенье­ счастливой с улыбкой на лице.

Собирательный образ крестьянки в поэме

Дарья – крестьянская женщина, вдова умершего Прокла. Её образ не сразу появляется в поэме «Мороз, красный нос» . В III главе Некрасов рассуждает о рабской судьбе русской крестьянки, которая не менялась веками. Лирический герой обращается к крестьянке и обещает открыть миру её страдания и жалобы.

Некрасов берётся описать особый тип крестьянки. Это величавая славянка, которой удаётся оставаться царственной, несмотря на жизненные обстоятельства: «Идут они той же дорогой, какой весь народ наш идет, но грязь обстановки убогой к ним словно не липнет».

Некрасов даёт собирательный портрет такой крестьянки: «Красавица миру на диво, румяна, стройна, высока, во всякой одежде красива...». У неё тяжёлые волосы, красивые ровные зубы, похожие на перлы (сравнение). Красавица ловка в работе, выносит холод и голод, трудолюбива, умеет веселиться, она отважна и мужественна: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт».

Убеждение крестьянки в том, что спасенье её семьи – в труде, даёт ей «печать внутренней силы». Семья у неё не бедствует, все здоровы, сыты и счастливы.

Характер Дарьи – вдовы Прокла

Такой были и вдова Прокла, пока её не иссушило горе. Она сравнивается с берёзой в лесу без вершины.

Только в описании подробностей жизни и смерти Прокла появляется имя его жены. И это не случайно. Она мыслит себя только как часть своей семьи, как помощницу и защитницу мужа, ночью для его исцеления бежит за чудотворной иконой в монастырь в 10 верстах: «Я ли о нём не старалась? Я ли жалела чего? Я ему молвить боялась, как я любила его!»

Всю дорогу через лес Дарья, боясь зверей, нечистой силы, а больше всего – примет (перебежавшего дорогу зайца, упавшей звезды, ворона на кресте), молилась Царице Небесной. Дарья дерзает упрекать Владычицу в том, что та не помиловала её судьбу и её Прокла.

Семья крестьян трудилась день и ночь: Прокл «лето жил работаючи, зиму не видел детей», а Дарья всё плакала ночами и ткала длинную льняную нить. Своё благополучие они сколотили «по копейке, по грошику медному». После похорон Дарье приходится ехать в лес за дровами, отведя детей к соседям.

Плач и жалобы Дарьи

В лесу, где «мёртвый, могильный покой», Дарья даёт волю слезам, которые так долго сдерживала. Некрасов описывает её стенания с помощью метафор: «Стоны лились на просторе, голос рвался и дрожал, оборвались струны бедной крестьянской души». Природа равнодушна к её горю: лес внимал безучастно, бездушное солнце равнодушно глядело на муки .

Дарья рубит дрова (это её обычное занятие), но не может забыть мужа, разговаривает с ним. В её сознании путаются реальность, связанная со смертью мужа, и будущая жизнь с ним как с живым. Дарья продумывает, как одна будет пахать землю, как убирать сено, как в муках собирать урожай. По жанру её причитания – народные плачи об умершем муже. Она вспоминает пророческий сон о напавших на неё ржаных колосьях, которые она принимает за врагов (метафора смерти мужа).

Дарья мечтает о будущем своих детей: как Маша будет играть в хороводе, как Гриша вырастет и женится. С помощью психологического параллелизма (образ выходящего из леса волка и чёрной густой тучи с молнией) Некрасов передаёт опасения Дарьи, что именно её сына вор-судья заберёт в рекруты.

Наплакавшись и нарубив столько дров, что и возом не увезти, Дарья остановилась у высокой сосны. Вот тут-то и состоялась её встреча с фольклорным Морозом .

Дарья и Мороз

Некрасову важно понять, что происходит в душе у Дарьи. Физически вполне живая и крепкая, она теряет волю к жизни: «Душа истомилась тоской, настало затишье печали – невольный и страшный покой!» Мороз сватается к Дарье, он завидный жених: силён и богат. Он предлагает Дарье то ли смерть, то ли вечную жизнь, обещая сделать её своей царицей, которая, как и Мороз, будет царствовать зимой и засыпать летом.

Дарья смиряется только тогда, когда Мороз обращается в любимого мужа и целует её. Он одаривает её за правильный ответ на сказочный вопрос «тепло ли тебе?» сладким сном о лете и тепле. Это лучшее и самое счастливое воспоминание из жизни Дарьи: тяжёлый крестьянский труд среди своей семьи, забота о муже и детях. Последнее, что открывается читателю из Дарьиного сна – лица детей в снопах ржи (символ жизни) и песня, слов которой лирический герой читателю не говорит. Лирический герой призывает не жалеть о счастливой Дарье и даже завидует ей. Но всё-таки даёт ей шанс проснуться и позаботиться о детях. Единственное живое существо, не поддавшееся Морозу,- белка – сбрасывает на Дарью ком снега. Но, очевидно, крестьянка уже мертва.

  • «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова
  • Образ Мороза в поэме Некрасова «Мороз, Красный Нос»

Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» посвящена любимой сестре поэта — Анне Алексеевне Буткевич. В поэме, написанной в 1863 г., спустя два года после крестьянской реформы и отмены крепостного права в России, изображается жизнь крестьян, хорошо знакомая Некрасову по его многочисленным поездкам по губерниям России, встречам с крестьянами. В поэме раскрываются замечательные черты русского национального характера, выражается сочувствие поэта русскому народу, так и не обретшему свободы, и его искренняя любовь и уважение к простым русским людям, носителям высоких нравственных начал, духовной и физической красоты.

В образах Дарьи и Прокла нашли воплощение лучшие черты русского народа, его величие и мощь, радость труда и самоотверженность, почитание родителей и любовь к детям.

Образ Дарьи

При разговоре о Дарье заслуживает особого внимания глава IV первой части — настоящий гимн «величавой славянке» и глава V — авторское сравнение Дарьи со славной женщиной-славянкой, которой он искренне восхищается:

И ты красотою дивила,

Была и ловка, и сильна...

(не случайно новая часть начинается с союза и , который передаёт сходство Дарьи с тем типом женщины, которым гордится автор).

Некрасов говорит о тяжёлой, нерадостной жизни русской женщины (её долю он называет «суровой», «грозной») и вместе с тем показывает её духовную и физическую красоту, сильный дух, жизнерадостность, мужество.

В характере Дарьи Некрасов подчёркивает замечательные качества — мужество, любовь к мужу и детям, трудолюбие (картины предсмертного сна), силу воли и долготерпение. Художественные средства, которые использует поэт, также позволяют представить пленительный образ русской женщины, отношение автора к своей героине. Он называет её ласкательно: Дарьюшка, употребляет сочувственные эпитеты «горькая вдовица», «молодая вдова».

Во второй части поэмы сон замерзающей Дарьи (гл. XXXIII—XXXIV) — яркая картина радостного труда дружной крестьянской семьи. Это поэтизация того самого лучшего, что присутствовало в народной жизни: описывая, как в жаркое лето трудились Дарья с Проклом, старики и дети, Некрасов подчёркивает огромную роль труда в жизни человека, в воспитании юных, выражает безграничное уважение к людям труда.

Обратите внимание на строки из поэмы: «По будням не любит безделья...», «Она улыбается редко... / Ей некогда лясы точить...», «Не жалок ей нищий убогий — / Вольно ж без работы гулять!» Так пишет Некрасов о Дарье. И в завершение сказанному — своеобразный вывод:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что всё их спасенье в труде...

Важно обратить внимание на горячее стремление и мужественные попытки Дарьи спасти заболевшего Прокла (гл. XII). Этот эпизод иллюстрирует такие качества характера Дарьи, как мужество, воля, её горячую любовь к мужу, веру в Божью силу.

Не единожды употребляет поэт эпитеты «бедный», «чёрный» применительно к Дарье, похоронившей мужа.

И, правя савраской, у гроба

С вожжами их бедная мать... (гл. XIII)

Задумалась бедная мать... (гл. XV)

... Что Дарье работы прибудет,

Что ждут её чёрные дни... (гл. XIII)

Большое значение в раскрытии образа Дарьи имеют и описания природы — лирические отступления. Пейзаж сопоставлен с душевным состоянием героини, благодаря чему автору удается глубже проникнуть в мир переживаний Дарьи.

Вот изображение прекрасной зимней природы: «Равнины белеют под снегом», «Как тихо!..», «Кругом — поглядеть нету мочи, / Равнина в алмазах блестит...», «В полях было тихо, но тише / В лесу и как будто светлей». Автор прибегает к любимому им приёму контраста, противопоставляя прекрасные картины зимней природы — и безграничное горе Дарьи. Природа безучастна к горю женщины:

Лес безучастно внимал,

Как стоны лились на просторе,

И солнце, кругло и бездушно,

Как жёлтое око совы,

Глядело с небес равнодушно

На тяжкие муки вдовы.

По контрасту горе Дарьи воспринимается читателем ещё более остро и глубоко.

Для раскрытия характера Дарьи, её отношения к близким важную роль играет её предсмертный сон (гл. XIX—XXIII). Выделим обращения Дарьи к мужу: «голубчик», «желанный ты мой», которыми поэт подчёркивает глубокую любовь героини к мужу, даёт представление об их счастливой, несмотря на бытовые тяготы, семейной жизни.

Образ Прокла

В образе Прокла так же, как и в образе Дарьи, отразились народные представления о красоте, внутренней и внешней, о величии и мощи русского народа.

Образ Прокла создаётся разными художественными средствами. Это и авторская характеристика, и причитания о нём семьи, и слова, сказанные его соседями и старостой. Как и при рассмотрении образа Дарьи, разговор о Прокле лучше начать с портретной характеристики: «Большие, с мозолями, руки... Красивое, чуждое муки / Лицо — и до рук борода...» «Пригожеством, ростом и силой / Ты ровни в селе не имел...» Обратите внимание на постоянные эпитеты, характерные для описания любимых героев устного народного творчества: «шёлковые кудри», «сахарные уста», «соколий глаз». Прокл, как и его жена, красив, ладен, силён, трудолюбив: «Сила-то в нём богатырская!»

Причитания родителей умершего, его соседей и старосты также раскрывают характер Прокла: почитание им родителей, любовь к жене и детям, уважение к соседям, его трудолюбие, приветливость и доброжелательность, жизнерадостность и умение веселиться, его надёжность («кормилец», «надёжа семьи») и мужественная сила. Причитания имеют особое значение для характеристики героя.

Автор использует яркие изобразительно-выразительные средства языка, близкие устному народному творчеству: это и постоянные эпитеты, характерные для фольклора, народная лексика («голубчик сизокрылый», «работничек», «хлебосол и приветник», «ненаглядный», «кормилец», «надёжа семьи», «шёлковые кудри», «сахарные уста»), и сравнения, помогающие поэту передать горе семьи, потерявшей кормильца: «И что на душе накипело /Из уст полилося рекой», потерявшей кормильца семье придётся «не свежей водой умываться, / Слезами горючими...», молодая вдова сравнивается с «берёзой в лесу без вершины».

Использованы материалы книги: М.Б. Ганженко, Ж.Н. Критарова, А.Д. Жижина. Литература. 7 класс. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2014

В произведении «Мороз, красный нос» Дарья является обычной крестьянкой, вдовой. Героиня не сразу появляется на страницах поэмы. Автор ведет рассуждения по поводу русских женщин крестьянок, которые с годами остаются такими же, как и раньше. Некрасовы преподносит читателю крестьянку не простую, она очень горда с поднятой головой, даже в не простых жизненных обстоятельствах.

Автор описывает героиню, как очень красивую девушку, которая стройна, высокая. Любое одеяние на Дарье смотрится красиво. Также Некрасов не упускает красивые зубы и волосы. Знаменитая фраза про остановленного коня на скаку относится к Дарье. Девушка очень трудолюбива и не привередлива. Дарья храбрая, мужественная и в тоже время любит веселье.

Дарья очень любила своего мужа и позиционировала себя, как полноценную частичку семьи, она была опорой и поддержкой для своего мужа Прокла. Когда муж заболел, для того, чтоб его исцелит Дарья пробегает целых 10 верст. Девушка бежит за иконой в монастырь. Когда девушка бежала через лес, ей было очень страшно. В лесу много зверей, а также потусторонних сил. Но это пугало Дарью не так сильно, как вера в приметы. Например, упавшая звезда или заяц, который перебегает дорогу. Когда муж был жив, они жили, душа в душу, зарабатывали деньги вместе, всего своего благополучия добились исключительно вместе. Когда Прохор умер, Дарье приходится делать много вещей самой. За дровами идет в лес, а детей оставляет соседям.

Автор пытается прийти к пониманию внутреннего состояния Дарьи, ведь со стороны она вполне сильна и крепка, но вот видно, что желание жить пропадает. Душа девушки устала, она в печали. Мороз дает понять Дарье, что он жених, которых мало, он сильный и всемогущий. Девушку он ставит перед выбором смерти или жизни с ним. Мороз предлагает Дарье стать его царицей.

Девушка становится спокойной и смирной, когда Мороз превратился в ее мужа и поцеловал Дарью. Мороз спросил Дарью: «Тепло ли тебе?» Дарья ответила, и Мороз окутал ее сном о тепле и лете. Во сне Дарья видит, как она тяжело трудилась, видела своего мужа и любимых детей. Читатели произведения видят последние события, которые открываются Дарье. Девушка видит своих детей, видит их лица. Мороз возможно и давал девушке попытку, чтоб прийти в себя и проснуться, но Дарья не проснулась. На нее упал комок снега, который скинула белка, и реакции не последовала, наверно Дарья уже мертва.

Сочинение на тему Дарья

Николай Алексеевич Некрасов в своих произведениях он нередко воспевал богатство русской крепостной души, быт и тяжелую судьбу самого широкого сословия Российской империи – крестьянства. Только Некрасов, будучи дворянином, так безмерно был предан крестьянству, как глубоко любил и уважал его.

К таким произведениям относится и его поэма «Мороз, Красный нос». В нем поэт обращается к образу русской женщины – многострадальному и прекрасному.

Поэт преклоняется перед внешностью главной героини поэмы – крестьянке Дарье, говоря о том, что женщина очень красива внешне и на ней любая одежда смотрится очень нарядно. Любая, даже тяжелая и сложная работа выполняется женщиной без лишних вопросов. А когда суровые рабочие дни сменяются праздничными, Дарья всех окружающих готова заразить своим громким смехом и девичьим задором.

Классическими стали строки, описывающие русскую женщину перед лицом жизненных трудностей:

«Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!»

Некрасов пишет, что русских девушек часто выдавали замуж не по желанию и не по любви. Их принуждали к этому помещики или крестьянская община. Но женщине повезло – с мужем Проклом они прожили в любви и согласии пусть и короткую, но хорошую жизнь. Стойко она переносила все трудности крестьянской жизни – тяжелую сельскохозяйственную и домашнюю работу, голод и холод.

Но, несмотря на это, строки поэмы несут в себе боль и печаль. Как прожить женщине самой и прокормить малых детей да немощных стариков в одиночку? Ведь ее муж умер еще молодым, пытаясь заработать денег для содержания семьи. Тяжелая доля подкашивает ее и Дарья не видит выхода из сложившейся ситуации. Тяжелая судьбина ломает стойкую и гордую русскую женщину. И хотя автор через все строки проносит восхищение женской душой и характером, богатством ее духовного мира, талантами и способностями, автор приводит свою героиню к смерти. Безысходность закрепощенного русского крестьянства, лишенного последнего шанса на существование заставляет и Дарью принять смерть в лесу, потому что она находится в безвыходной ситуации и попросту не находит выхода, рыдая и моля вернуть ей Прокла – ее надежду и опору. Лишенная надежды на будущее, Дарья спокойно принимает смерть.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Лужин и Свидригайлов в романе Преступление и наказание Достоевского

    Одними из ярких второстепенных персонажей произведения являются представители собственных теорий Лужин и Свидригайлов, схожих по своей сути с теорией главного героя романа Раскольникова.

    Поэт и писатель Пушкин – это один из наиболее известных писателей всей нашей истории литературы. Его произведения всегда получались очень насыщенными и интересными

Один из важных аспектов поэтических раздумий Некрасова - ответственность самого народа за происходящее с ним, и здесь надежды поэта неотделимы от скептических интонаций. Некрасов отчетливо видит распад традиционных форм крестьянского быта, и в то же время осознает его своеобразную цельность и гармонию, человеческую красоту крестьянских характеров и убожество их существования. Апофеозом душевной красоты русского крестьянства стала написанная незадолго перед «Железной дорогой» поэма «Мороз, Красный нос».

Исследователи обращают внимание на великолепное знание поэтом народного быта, фольклорных и этнографических источников, обнаруживающееся в этой поэме, народных поверий и суеверий. Предметом поэтического изображения в поэме «Мороз, Красный нос» является трагедия крестьянской семьи - смерть кормильца, а затем гибель его жены. Однако эта трагедия складывается из обыденных, хотя и печальных эпизодов, событий и фактов. Первая часть поэмы называется «Смерть крестьянина», вторая, так же как вся поэма - «Мороз, Красный нос», и это повторение свидетельствует не столько о скупости в выборе художественных средств, сколько о важности второй части, несущей особую идейно-композиционную нагрузку.

Первая часть - обстоятельный рассказ о кончине и похоронах Прокла: как старик-отец копал могилу, как его обряжали, как голосили по покойнику, как жалели его соседи и односельчане (попутно вспоминается жизнь и смерть Прокла), как после похорон вдова приходит в настудившуюся избу и на том же Савраске, на котором только что везли прах мужа, едет в лес по дрова. Как замечал еще биограф Некрасова В. Е. Евгеньев-Максимов, говоря об обыденных явлениях и обыкновенных людях, поэт умеет показать их с таких сторон, что они представляются нашему сознанию не только замечательными, но и высокими. Обратим внимание, например, с каким художническим тактом представлен в поэме отец Прокла, на долю которого пришлось тягчайшее испытание - рыть могилу собственному сыну. Дважды еще возникает фигура несчастного старика - и оба раза создается выразительная картина при максимальной экономии художественных деталей. Односельчане прощаются с Проклом, но отец не сливается с этой толпой: их и его горе несопоставимы:

Старик бесполезной кручине

Собой овладеть не давал:

Подладившись ближе к лучине,

Он лапоть худой ковырял.

Минута его последнего прощания с сыном также отделена от общего прощания:

Высокий, седой, сухопарый,

Без шапки, недвижно-немой,

Как памятник, дедушка старый

Стоял на могиле родной!

Не менее впечатляющ и портрет самого Прокла, лежащего «на белом сосновом столе», созданный без «лишнего слова», с минимальным использованием изобразительно-выразительных средств. Но все же центральной фигурой в поэме остается Дарья, жена Прокла. Уже в самом начале ее появляется образ «красивой и мощной славянки». Здесь же и поставлен вопрос о ее драме:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая - быть матерью сына-раба,

А третья - до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Но эта драма не столько индивидуальная, сколько общеженская. В полной мере личность Дарьи раскрывается во второй части поэмы. В потоке сознания героини, которую уже осилило горе и которой остается недолго жить, переплетаются прошлое, настоящее и глубинные, затаенные мечты о будущем. Дарья думает о том, как они с Проклом радовались бы детям, женили сына, представляет, как ей одной теперь нужно будет нести всю тяжесть домашних забот - она как будто беседует с покойным мужем. Вдова вспоминает, как она отправилась ночью за десять верст в монастырь к чудотворной иконе, чтобы спасти Прокла, но икона чуда не произвела. И уже в цепких объятьях «воеводы Мороза», последними усилиями затухающего сознания, Дарья «в своем заколдованном сне» вызывает из памяти картину знойного лета и с улыбкой довольства и счастья, при мыслях о детях и живом муже уходит из жизни... Образ Мороза, подсказанный народно-поэтической традицией и давший название поэме, как бы делает саму природу соучастницей трагедии.

Источник (в сокращении): Русская литературная классика XIX века: Учебное пособие / Под ред. А.А. Слинько и В.А. Свительского. - Воронеж: Родная речь, 2003




Top