Мощи николая чудотворца базилика. Мощи николая чудотворца в бари

BASILICA SAN NICOLA

СТАТУЯ СВЯТОГО НИКОЛАЯ. НАХОДИТСЯ В БАЗИЛИКЕ.

ПОПАСТЬ В БАЗИЛИКУ НЕСЛОЖНО. ДОСТАТОЧНО ИЗ ЦЕНТРА ГОРОДА ВЫЙТИ НА НАБЕРЕЖНУЮ "LUNGOMARE IMPERATORE AUGUSTO" И ИДТИ ПРЯМО В СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ ДО АРОЧНОГО ПЕРЕХОДА (третьего по счету) В ФОРТИФИКАЦИОННОЙ СТЕНЕ.

ИЛИ ПОДНЯТЬСЯ НА ФОРТИФИКАЦИОННУЮ СТЕНУ С ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" И ИДТИ ПО УЛИЦЕ ВЕНЕЦИЯ, ВОЗЛЕ БАЗИЛИКИ ЕСТЬ СТУПЕНЬКИ, ПО КОТОРЫМ МОЖНО СПУСТИТЬСЯ ВНИЗ.

ИЛИ ПРОГУЛИВАЯСЬ ПО СТАРОМУ ГОРОДУ ОТ ПЛОЩАДИ "MERCANTILE" ДО УЛИЦЫ "CORTE DEL CATAPANO", КОТОРАЯ ПРИВЕДЕТ ВАС "LARGO URBANO II", НА КОТОРОМ ЕСТЬ МУЗЕЙ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Жизнеописание святого Николая.
Николай был православным епископом в городе Мир Ликийский и жил между III и IV веками после Р.Х. (Теперешняя территория Турции, в те далекие времена – Византийская Империя). О его родителях известно только то, что они не были бедняками. Родился он в городе Патара и очень рано переехал в Мир Ликийский . Первые упоминания о его добрых деяниях приходятся на его молодость. Недалеко от него жили отец и три дочери, из обедневших дворян. Отец, чтобы иметь какой-то заработок и выдать замуж дочерей, хотел чтобы они начали продавать свое тело. Николай узнал об этом и однажды ночью подложил на окно мешочек с деньгами. Таким образом, первая дочка смогла выйти замуж. Когда настал черед второй дочери, случилось то же самое – утром отец находит опять мешочек с деньгами и выдает вторую дочку замуж. Крогда пришел черед третьей дочери, отец хотел узнать, кто же такой добродетельный, и закрыл все окна. Но Николай не растерялся и подбросил деньги через дымоход и упали в камин. Все дочери были выданы замуж, а с тех пор утвердилась традиция – рождественские подарки для детей оставлять в камине. Таким образом, епископ Николай из далекого города Мир Ликийский стал прообразом Санта Клауса, или как его называют в России – Деда Мороза.
Еще одно чудо в жизни святого Николая, когда он был еще обыкновенным монахом. В городе Мира умер епископ главного храма, и все священники собрались на конклав для избрания нового эпископа. Одному из священников ночью снится сон: входит Иисус Христос в храм и говорит: «Эпископом должен быть избран тот молодой священник, который войдет на молитву в храм первым и имя ему Николай». Выслушав вещий сон, все собравшиеся решили остаться на ночь для молитвы и посмотреть, кто же из монахов войдет первым для молитвы. На заре открывается дверь и входит монах, спросили его имя, он ответил: «Николай ». Вещий сон сбылся – обыкновенного монаха поставили эпископом в главный храм города Мир Ликийский.
Святой Николай при жизни своей православного священнослужителя подвергался гонениям со стороны Византийского императора Диоклетиана, который покланялся еще языческим богам. За это он подвергался пыткам и был посажен в тюрьму. Но после конклава Никее в 325 году, на котором была избрана самая истинная религия – христианская, Николай был опрадан и помилован.
Святой Николай еще при жизни сыскал славу «чудотворца ». Во времена, когда он был епископом в Мир Ликийски й, в городе начался великий голод. В один прекрасный момент, в гавань зашли корабли из Египта, груженные зерном, которое предназначалось для императора страны. Епископ Николай , взошел на один корабль и убедил капитана, чтобы тот оставил зерна для бедных умирающих горожан. Капитан после долгих отказов, сжалился и оставил пропитание в городе. Также есть легенда, что в это время многим торговцам зерна из Сицилии приснился сон о том, чтобы они грузили корабли зерном и везли его в Мир Ликийский – смогут продать все и получить большой барыш. Многие из купцов так и сделали – в итоге горожане получили еду и семена, а купцы – много денег.
Еще один эпизод, когда эпископ Николай спас троих жителей города. В Малую Азию прибыло несколько военных кораблей для подавления восстания. После этого командир войска дал солдатам отдых, и несколько из них отправились в город Мир Ликийский , устроили там дебош и убрались восвояси. Но в этом дебоше были обвинены три жителя города, которых тут же посадили в тюрьму. В ночь перед казнью этих троих сниться один и тот же сон императору и прокурору: эпископ Николай приказывает отпустить невиновных. Увидев в этом сне чудодейственную силу Николая , император отпускает невиновных, а в храм присылает многочисленные дары.
Следующий эпизод: Николай просит уменьшения налогов, наложенных на город. Для этого он едет в Коснтантинополь с прошением к Императору Константину. Император его выслушал и снизил существенно налоги. Чтобы узаконить это действие, призвал нотариуса, который заверил грамоту. Николай взял бумагу, запечатал ее в бутылку и выбросил в море. Чудесным образом бутылка попала прямиком в город Мир Ликийский и нашедший ее горожанин отнес налоговзымателю, тот удивился, но приказу подчинился. Император Константин же, после долгих раздумий понял, что погорячился, вызвал опять Николая чтобы забрать подписанную грамоту и дать новую. А Николаю приснился сон, что жители Мира получили бумагу и сказал об этом Константину. Император послал прислужников проверить истинность слов Николая и те подтвердили. Императору Константину пришлось довольствоваться вынесенным прежде решением.
Епископ Николай еще при жизни снискал славу чудотворца и хорошего священника, а с веками эта слава утвердилась и приумножилась. Умер Николай 6 декабря 335 года после Рождества Христова в преклонном возрасте. Эта дата занесена в католические Святки как день Святого Николая . В православных Святках день Святого Николая празднуется 19 декабря. Разница объясняется тем, что католики в 1582 году перешли с Юлианского на Григорианский календарь, (от имени Папы Григория XIII), а православные (в России) перешли только в 1918 году. Поэтому, календарь поменялся, а даты праздников остались прежними.
-СНОСКА- Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Год начинался с 1 января потому, что в этот день вновь избранные консулы вступали в должность.
Святой Николай считается защитником детей, юношей и девушек, школьников, моряков, рыбаков, аптекарей и купцов.

Главный фасад базилики или западный.

На западном фасаде базилики находятся три входных двери. Центральная – более высокая и широкая, украшенная архивольтом. В его центре изображена колесница с императором, держащим в одной руке солнце, в другой – пальмовую ветку. На острие козырька находится сфинкс, символизирующий непостижимость божьей воли. Архивольт стоит на двух восьмигранных колоннах, которые упираются в спины быков. Есть все осанования думать, что скульптуры этих быков были частью здания катапана. Слева от двери имеется надпись об освещении базилики 22 июня 1197 года, справа – право об рассмотрении уголовных дел в соседних поселениях.

Византийская башня.
По мнению одного историка, башня была частью жилого помещения греческого чиновника, который построил рядом находящуюся церковь Святого Григория в X веке. По другой версии, башня была построена на два века позже и ничего не имеет общего с византийским стилем в архитектуре. Эта башня соединяется с главным зданием базилики и сейчас в ней находятся некоторые статуи и барельефы.

Норманская башня или колокольня.
Время постройки этой башни тоже стоит под вопросом – один историк считает, что она построена в IX веке, другой – что в XII. Хорошо рассмотреть башню можно со стороны южного фасада, пройдя через железные ворота. Колокольня имеет несколько колоколов, один из которых датируется XVI веком. Большое окно башни украшено скульптурой чудовища и человека, которое находится высоко над землей.

Южный фасад.

Южный фасад, как и северный, имеют одинаковое строение – внизу арки, вверху галереи. На верхних галереях вперемешку располагаются головы львов и людей. На этом фасаде имеется портал со львами, но львы плохо сохранились и что это именно они можно судить по такому же порталу, находящемуся на северном фасаде. На юго-восточной стороне портала имеется усыпальница Спарано – главного канцлера города во время правления Анжуйской династии (1294 год). В ней захоронены сам канцлер, его жена и сын. Рядом имеется другая усыпальница,в ней покоится Герцогиня Иоанна Минервино.

Северный фасад.

Северный фасад базилики Святого Николая полностью идентичен южному фасаду, с той разницей, что портал со львами сохранился намного лучше. На надвратной арке изображены сцены завоевания норманнским королем Боэмундом города Антиохии. С двух сторон портала находятся две гробницы, в одно из которых был захоронен средневековый государственный деятель Роберт из Бари.

Восточный фасад
Этот фасад выходит своей стороной к морю, имеет одно апсидальное окно византийского периода , восемь окон меньшего размера, расположенных на разных уровнях и барельеф анжуйского периода с изображением эпизодов жизни Святого Николая .

Портик паломников и анжуйская арка.
Между галереей паломников и церковью Святого Григория находится анжуйская арка через которую можно пройти в старый город или к Кафедральному Собору Святого Сабина . Над аркой со стороны старого города имеется небольшая, но хорошо сохранившаяся статуя Святого Николая и датируется XIV веком. С двух сторон статуи изображены фамильные гербы, один из которых принадлежит Раймонду Орсини.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Базилика Святого Николая находится в исторической части Бари – в старом городе. Была построена на месте катапана (дворец византийского наместника в Апулии), где еще раньше были дворцы римского губернатора, лангобардского правителя и арабского эмира. Здание базилики не было возведено с нуля, а было только перестроено, поэтому в архитектуре здания соединяются византийский, норманский и романско-апулийский стили зодчества. Внешняя часть здания делится на несколько частей:
центральная, с тремя окнами, в которых в средние века размещались статуи Святого Николая , Святого Антония и Богоматерь Непорочного Зачатия;
с правой стороны – колокольная башня, называемая башней катапана или норманской, была построена в IX веке;
с левой стороны – византийская башня, или войсковая;
северный фасад;
южный фасад;
восточный фасад;
портик паломников.

ГЛАВНЫЙ ИЛИ ЗАПАДНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ И ДВЕ БАШНИ - С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ ФОТО - ВИЗАНТИЙСКАЯ, С ПРАВОЙ - НОРМАНСКАЯ.

ГЛАВНЫЙ ВХОД ЗАПАДНОГО ФАСАДА СО СКУЛЬПТУРАМИ БЫКОВ. .

СЕВЕРНЫЙ ФАСАД БАЗИЛИКИ.

СКУЛЬПТУРЫ БЫКОВ У ВХОДА В БАЗИЛИКУ.

ИНТЕРЬЕР БАЗИЛИКИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ.

Внутренне помещение базлики делится на несколько частей:
центральный неф;
правый неф;
левый неф;
клирос и центральная абсида;
мавзолей Боны Сфорца;
крипта с мощами Святого Николая.
православная капелла.

Вход в базилику осуществляется через правую второстепенную дверь. Но чтобы почувствовать все величие храма необходимо переместиться влево и начинать осмотр именно от центральной двери. Взору откроется центральный неф базилики с шестью парами гранитных колонн, вверху которых находятся галереи, или как их называют «эмпоры». Во времена римской империи на этих эмпорах размещались богатые и знаменитые женщины, которые слушали мессу сверху (им запрещалось находиться внизу в храме). Постепенно этот обычай канул в Лету и женщины теперь наравне с мужчинами находятся внизу во время службы. Следует отметить, что храм до реставрации в 1930 году имел несколько другой вид: в левом и правом нефах были разобраны капеллы в стиле барокко, таким образом базилика приобрела величественный романский стиль.

Центральный неф.

В центральном нефе под потолком нужно обратить внимание на три мраморных арки – они были построены для укрепления храма после землетрясения в 1456 году. Капители (верхние, художественно оформленные части) всех колонн относятся к периоду X – XI веков и были украшением византийского катапана. На одной из колонн находится деревянный амвон, который был установлен в 1652 году.

Правый неф.

У самого входа, с правой стороны можно рассмотреть внутреннюю часть Норманской башни или Колокольни. В Средние века здесь находились захоронения священнослужителей храма, позже капелла Святых Петра и Павла, сейчас же эта часть называется «Сокровищница» и в ней находятся святые мощевики и реликвии, связанные со святым Николаем.

Левый неф.

Левый неф имеет вход в Византийскую башню, возле которого виднеется (на уровне роста человека) упоминание о Василие Месардоните. Затем стоит величественная статуя святого в стеклянном кубе. Эта статуя используется во время празднования дня Святого Николая 7, 8 и 9 мая. Ее выносят на мол Святого Антония 7 мая и на лодку вывозят в море. А возвращается она обратно 8 мая как символ прибытия мощей в Бари.

С правого и левого нефа ведут ступеньки вниз в крипту, где находятся мощи святого, но об этом поговорим позже. После ступенек, в глубине храма находится:
слева – большой орган;
справа – серебряная рака;
в центре – мавзолей Боны Сфорцы, киборий и кафедра аббата Ильи.
В левом поперечном нефе, где находится орган, в период правления Анжуйской династии находился алтарь Святого Людовика. Но он был разобран в 1741 году. Выдающимся шедевром искусства можно полюбоваться в алтаре Святого Севастьяна – здесь находится картина «Мадонна с младенцем» венецианского художника Варфоломея Виварини, написанная в 1476 году. Это самая лучшая его работа, написанная в Апулии. Богоматерь сидит с младенцем на троне, с правой стороны находятся святые Николай и Петр, а с левой – Иоаким и Людовик.
В правом поперечном нефе стоит серебряный алтарь, который был переплавлен неапольскими мастерами из алтаря в византийском стиле в алтарь в стиле барокко. Византийский алтарь в 1391 году был подарен сербским царем Стефаном Урошем II Милутиным, в котором на протяжении многих веков хранились мощи Святого Николая. Если хорошо приглядеться, то на алтаре можно рассмотреть сценки из жизни святого.
Здесь же, в абсиде, находится фреска Иоанна из Таранто, датируемая 1304 годом, а над алтарем находится триптих византийского художника (1451 год). В центре триптиха изображена Богородица с младенцем на руках, с правой стороны – Святой Николай. С левой – евангелист Иоанн. Работа была написана Рико из Кандии в 1451 году.
Центр базилики – клирос и центральная абсида – самые богатые в художественном отношении части базилики. Во-первых, здесь находится мраморный киборий с капителями в римском стиле, датируемые 1110 годом. Киборий – это балдахин, построенный над алтарем, где проходят ежедневные католические службы. Во-вторых, за киборием расположена кафедра аббата Ильи, того самого, при котором мощи были доставлены в Бари, и который перестроил катапан в базилику для хранения мощей. Кафедра аббата Ильи, или трон, самая значимая и в историческом смысле ценность в базилике. Изготовлен он был в 1098 году в византийском стиле.
Позади кибория и кафедры находится мавзолей королевы Польши, дочери миланского вельможи Боны Сфорцы. Как я уже писала, она воспитывалась в Бари, затем вышла замуж за польского короля Сигизмунда II Августа в 1517 году. Фактически правила страной до самой смерти своего супруга, но потом была вынуждена вернуться в Бари в 1556 году в результате обвинений в отравлении своей невестки. Через год она умерла и была похоронена в Кафедральном Соборе Святого Сабина города Бари. Но ее дочь, Анна Трансильванская, добилась разрешения о перезахоронении матери в базилике Святого Николая. Мавзолей был изготовлен в Неаполе. В самом центре стоит коленопреклоненная молящаяся скульптура Боны Сфорцы. По две стороны ее находятся святой Николай – покровитель Бари и святой Станислав – покровитель Польши. С левой стороны находится скульптура женщины, держащей герб барийского герцогства, а с правой – Польского королевства. На мраморной плите под скульптурой королевы написана посмертная эпитафия с указанием всех ее титулов, заслуг и количеством прожитых лет.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НЕФ БАЗИЛИКИ.

ПОТОЛОК БАЗИЛИКИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

ОРГАН В ЛЕВОМ НЕФЕ БАЗИЛИКИ.

СЕРЕБРЯНЫЙ АЛТАРЬ В ПРАВОМ НЕФЕ.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ СПРАВА - КИБОРИЙ,

ЗАТЕМ КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ И НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ СЛЕВА - МАВЗОЛЕЙ БОНЫ СФОРЦЫ.

КАРТИНА "МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ"

ВАРФОЛОМЕЯ ВИВАРИНИ - 1476 ГОД.

ДЕРЕВЯНЫЙ АМВОН.

НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ - ТРИПТИХ БОГОРОДИЦА, СВЯТОЙ НИКОЛАЙ И СВЯТОЙ ИОАНН.

НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ - ФРЕСКА ИОАННА ИЗ ТАРАНТО, ДАТИРУЕМАЯ 1304 ГОДОМ.

КАФЕДРА АББАТА ИЛЬИ.

СОКРОВИЩНИЦА.

Потолок и пол в базилике Святого Николая.

Потолок в базилике долгое время после постройки не имел никаких украшений и картин. Лишь в 1661 году настоятель храма Иоанн Монтеро приглашает художника Карло Розу для росписи потолков. Работать он начал над потолком центрального поперечного нефа – место, где расположен киборий. Тема этой росписи – Бог Отец, находящийся в раю, вокруг него расположены Богородица, апостолы и основатели главных католических орденов. Росписи правого и левого поперечных нефов (над серебряным алтарем и органом) посвящены Святому Николаю . В левом изображен Святой Николай , который произносит пророчество о Бари : «Здесь упокоятся мои кости». Вокруг главной росписи есть четыре поменьше, на которых святой изображен во время сотворения чудес. В правом изображен папа Урбан II, идущий во главе процессии, переносящие мощи святого в крипту. Четыре картины вокруг повествуют о деятельности этого папы в Бари : освящение базилики, собор 1098 года, папа устанавливает колонну и воскрешение паломника.
По окончании работ в поперечных нефах было решено продолжить расписывать также и центральный неф. То, что получилось, считается истинным апулийским барокко и имеет очень большую историческую ценность. Роспись центрального нефа делится на три огромных полотна. Первое (ближе к выходу), восьмигранное – рассказывает о чудесном спасении мальчика Василия из сарацинского плена. Вокруг основного полотна имеются четыре маленьких, три из которых дополняют рассказ о мальчике Василии, а четвертый – о том, как Святой Николай рубит дерево Дианы с находящимся на нем змием. Второе (посредине), прямоугольное полотно – рассказывает о чудесном спасении Николая от огромного кита. Два полотна из четырех находящихся вокруг изображают Раав и Эсфирь из Ветхого завета, а два других – о непорочном зачатии. Третье (у самого алтаря), восьмигранное полотно – рассказывает о том, как Николай во время Никейского Собора объясняет догмат об отце, сыне и святом духе, то есть о святой Троице. Из четырех полотен, расположеных вокруг, на одном изображен Николай, когда ему опаливают бороду. На втором – пощечина еретику Арию, на третьем – Богородица возвращает Николаю митру и на последнем – ангелы спасают святого из темницы.
В 1945 году после взрыва в порту корабля “Henderson” немного пострадал потолок в базилике, который пришлось реставрировать, сохранив целостность апулийского барокко.

Полы, в те далекие времена, в базилике украшались цветной мозаикой на манер арабского стиля. Но трудно утверждать, что пол сохранился в первозданном виде со времен перенесения мощей. Предполагается, что пол был покрыт мозаикой в самой базилике, абсиде и в крипте. Сейчас же мозаика сохранилась только в абсиде – по утверждениям арабских ученых, мозаика повторяет монограмму «Аллах велик». Мозаика у самого алтаря выполнена в виде пяти двойных кругов, в двух из которых расположены колонны кибория. Следует также отметить надпись на верхней ступеньки кибория, сделанная аббатом Евстафием, последователем аббата Ильи: «По сим ступеням не взойти гордому. Только смиренным разрешен путь наверх. Ты, желающий взойти, не будь гордым, а будь смиренным, благочестивым и кротким и ты достигнешь больших высот, как отец Илья, который построил сей храм, настоятель которого Евстафий его украшает». По всей площади базилики пол выполнен из мраморных плит, выложеных в виде геометрических рисунков.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ФРАГМЕНТЫ РОСПИСИ ПОТОЛКА.

ВНЕШНИЙ ВИД БАЗИЛИКИ.

БАРЕЛЬЕФ ВОСТОЧНОГО ФАСАДА. XIV ВЕК.

Крипта базилики Святого Николая.

Наконец, мой рассказ подошел к описанию самого сердца базилики – крипте (подземной церкви), в которой находятся мощи святого. Входить в крипту можно через левый или правый нефы – передвигаясь вглубь храма вы увидите ступеньки, которые ведут в подвальное помещение, то есть в крипту. Если будете опускаться со стороны правого нефа, обратите внимание на скульптурную композицию, изображающую четырех философов в греко-римских тогах. Сама композиция датируется III - IV веками после Рождества Христова, но ее использовали для украшения гробницы аббата Ильи, который покоится в этом месте.
Крипта базилики – самое старое место в храме, аббат Илья для оборудования места под гробницу использовал зал дворца катапана. Перестройка крипты продолжалось пару лет – с 1087 до 1089. Параметры крипты: 30 метров в длину и 15 в ширину. Ее визуально можно разделить на три части:
центральную с мощами святого;
левую – с православной капеллой;
правую – капеллой покровителей Европы.
Если вы входите с правой стороны крипты, опустившись на последнюю ступеньку и повернув голову направо, вы увидите чудодейственную колонну. Она имеет свою историю, связанную со Святым Николаем и обладает чудодейственной силой – прикоснувшись к ней, можно загадать желание, которое непременно сбудется. К сожалению, несколько лет назад вокруг колонны поставили стеклянное ограждение и теперь дотронуться к ней нельзя. Эта колонна изготовлена из красного мрамора и по преданию, считается, что она находилась в храме в Мир Ликийских. Но прежде ее Святой Николай увидел в Риме когда приезжал на Никейский Собор. Проходя по улице, он увидел разрушенный дом с очень красивой красной колонной. Недолго думая, он столкнул ее в Тибр. По прибытии после окончания Собора в Мир Ликийский, святой обнаружил, что колонна чудесным образом приплыла по морю в город. Ее выловили и поставили в Кафедральном Соборе, где Николай был епископом. Прошло время, Николай умер, мощи его уложили в гробнице. Прошло еще время и мощи барийскими моряками были перевезены в Бари . По прибытии корабля жители обнаружили, что колонна тоже приплыла вслед за кораблем, но вытащить на берег ее не удавалось никому. Однажды ночью жители услышали звон колоколов, все вышли из домов и устремились к базилике: их взору открылась картина: Святой Николай и ангелы устанавливают колонну в крипте базилики.
Напротив чудодейственной колонны находится капелла покровителей Европы. Основана была в 1981 году, когда православных святых Кирилла и Мефодия провозгласили святыми. Здесь находится икона с изображением этих святых в обнимку со Святым Бенедиктом (базилика Святого Николая принадлежит бенедиктинскому ордену).
Центральная часть крипты – гробница с мощами, огороженная со всех сторон железной оградой. Во время захоронения мощей в храме именно так выглядела гробница, но в 1319 году над ней поставили серебряный алтарь, который затем был переделан, а впоследствии, вообще, был перенесен в правый неф верхней части базилики. Сейчас мы видим первоначальный вид гробницы. Мощи святого расположены внутри, немного ниже уровня пола крипты и закрыты с четырех сторон бетонными блоками. В гробнице находятся 75% скелета святого, остальные находятся в церкви Святого Николая в Венеции (я об этом уже писала в разделе «Бари » и сделала ссылку на сайт, если кому интересно об этом почитать). На алтаре находится светильник в виде каравеллы – символ единства восточной и западной христианских религий. Над алтарем располагается старинная икона – дар сербского царя Уроша III Дечанского из династии Неманидов, датируется 1327 годом. У этой иконы есть своя история – Урош II, отец Уроша III, наказывает своего сына за непослушание и мятеж, лишив его зрения. Сын и днем и ночью молится святому Николаю, прося того вернуть ему зрение. В итоге Святой Николай еще раз сотворяет чудо – возвращает зрение Урошу III, а в базилику отправляются богатые дары от сербского царя.
Православная капелла . В левой стороне крипты располагается иконостас для проведения православной литургии. Он был расписан хорватским художником Златко Латковичем в середине XX века. Божественная православная литургия в крипте базилики Святого Николая служиться по четвергам, начало в 10.30, исключения составляют дни постов.
Большое значение для верующих имеет манна или миро, которая образуется на мощах святого. Когда барийские моряки в соборе города Мир Ликийских вскрыли гробницу, то они увидели, что кости буквально плавают в воде. Не имея понятия, в чем суть дела, они просто вылили эту воду. Но со временем, монахи в Бари , поняли, что это необыкновенная вода, а святая и что она, как и святой Николай, творит чудеса. За год этой воды собирается всего 750 – 1000 грамм и ее разводят в освященной воде. Бутылочку манны можно купить в магазине, находящимся рядом с базиликой. Манна, которую выбирают из гробницы, очень чистая, без каких-либо примесей и ее химический состав не меняется. Первые исследования манны были проведены в 1925 в химической лаборатории университета города Бари и все последующие анализы нововыбранной воды и остатков прошлых лет показывают один и тот же результат – состав ее не меняется и не образовывается осадок. Манна выбирается каждый год на 9 мая в присутствии многих верующих в последний день праздника, посвященному святому.


Известные личности, которые побывали в базилике Святого Николая.

Это место всегда было местом паломничества – во все времена сюда приезжали поклониться мощам святого и помолится на его гробнице. Первыми паломниками были крестоносцы – на Крестовые походы на Святую землю корабли отправлялись именно с Бари или Бриндизи. Поэтому крестоносцы первым делом заезжали поклониться Архангелу Михаилу в Монте-Сант-Анджело, а затем в базилику Святого Николая . Кроме этого сюда приезжали папы – Урбан II, который освятил базилику, папа Пасхалий II, папа Каликст I, папа Инокентий II, Иоанн Павел II (папа Войтила). Среди царствующих особ можно выделить таких: император Фридрих II Гогенштауфен, король Роджер II, Карл II Анжуйский, король Луи Венгерский, Альфонс II Великодушный, Фердинанд I Арагонский, Виктор Эманул III ди Савойа с женой Еленой, король Греции Георгий, королева Бельгии Елизавета, дуче Муссоллини, принц Карл и принцесса Диана. Среди русских людей тоже было долгом посещение святыни – королевич Алексей (сын Петра I), композитор Чайковский, будущий царь Николай II, космонавт Леонов, президент России В. В. Путин. Памятная табличка об этом находится на стене арки паломников возле статуи святому.

Арка и портик паломников.

Портик паломников находится напротив главного входа в базилику, была построена в период правления лангобардов. В наше время служит для проведения всевозможных выставок и конференций. Между портиком и статуей святого имеется переход в старый город, который называют Аркой Анжуйского периода. Со стороны города на арке имеется барельеф со статуей Святого Николая , говорящей о том, что входящие попадают под покровительство святого и являются неприкосновенными перед церковными и гражданскими властями.

Базилика открыта для посещения все дни недели с 7.00 до 20.30. в воскресенье с 7.00 до 22.00. Магазин при базилике работает ежедневно с 9.00 до 20.00, продавцы разговаривают на русском языке.

Сайт базилики:

В городе Бари также имеется Церковь Святого Николая , которая находится на Корсо Венедетто Кросе (Corso Benedetto Croce) № 130.

После завтрака едем с группой до города Бари . Это третий по величине город на юге Италии с населением около 330 тысяч человек. Город прежде всего известен тем, что здесь покоятся останки Святого Николая, что сделало Бари местом, особо почитаемым православной церковью.

Мы выходим из автобуса и идём вдоль берега до арки, откуда открывается вид всего средневекового комплекса базилики. Это храм Николая Чудотворца .

Внешним видом он напоминает скорее замок, чем церковь. Базилика построена во времена, когда Бари была столицей южной Италии, примерно (1087-1123г.)

Как рассказывает предание, когда город Мира в Ликии (ныне на территории Турции) перешел к мусульманам, Бари и Венеция , соперничавшие между собой, стали бороться за право обладать ценной христианской реликвией. От Бари была организована экспедиция из 62 моряков, которые быстрее венецианцев сумели завладеть мощами Святого Николая и доставили их в Бари 9 мая 1087 года. Также жители надеялись сохранить престиж города, и оживить торговлю.

Проходим во внутренний дворик церкви. Заключённый между двумя башнями фасад базилики Св. Николая устремлён ввысь благодаря выступающим пилястрам, которые разделяют его на три части, соответствующие трём нефам. Центральная часть фасада имеет остроконечную форму. Верхний храм католический. Базилика разделена на три нефа двенадцатью колоннами. Огромный храм кажется ещё более массивным благодаря трём большим аркам, возведённым в XV веке после сильного землетрясения. 1456 г.

Наша группа устремляется в церковную лавку, а я иду в храм. Справа от входа находится сокровищница базилики. Здесь хранятся драгоценные дары разных времён. К ним относятся чаши, лампады, иконы и другие предметы, принятые в дар. Здесь есть «Шип» из тернового венца Иисуса Христа. Св. Зуб Марии Магдалины, животворящий Крест, в котором присутствует частичка креста Господня и другие ценные реликвии.

Далее я спускаюсь в нижний храм Крипты или подземной церкви. Крипта имеет форму прямоугольника со сторонами 30,7х14,8 м. Свод поддерживает 26 колонн, капители которых отличаются друг от друга, как формой, так и по происхождению. Здесь есть капители со львами и баранами, львами и павлинами и т.д.
Одна колонна находится в правом углу за решеткой, она из красного мрамора, носит название чудодейственной и привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудотворным.

Существует множество народных преданий, связанных с ней. Впервые эта колонна была упомянута в 1359 г. в документе, написанном Никколо Аччаюоли. В его завещании говорится, что он диктовал последние распоряжения, — «в нижней церкви, где хранятся драгоценные Св. Мощи благословенного исповедника, около колонны, которую Святой поставил своими руками во время строительства церкви». В другой легенде Св. Николай, проходя мимо разрушенного дома женщины лёгкого поведения, увидел колонну, восхитился красотой этой колонны и столкнул её в Тибр. Чудесным образом колонна оказалась в водах порта Мир, и после своего возвращения Св. Николай поместил её в кафедральном соборе города. Столь же чудесным было её появление на поверхности моря в момент прибытия Мощей в Бари. Никому не удавалось вытащить её на берег. Наконец в ночь перед захоронением Св. Мощей (30 сентября -10 октября 1089г) сам Святой Николай помог завершить здание, и принёс недостающую колонну. Барийцы услышали в ту ночь колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как Святитель с двумя ангелами снесли поставленный пилястр и на его месте установили колонну.


Гробница Святого Николая украшена серебряным престолом и отгорожена от общего зала за оградою. Святые Мощи находятся ниже уровня пола.

Здесь в гробнице Святителя образуется жидкость – миро, и её собирают раз в год (2,3 стакана). На стенах красивые полотна. На самом первом, что находится над мраморным столбом, полотно, изображающее рождение Святого Николая. Ребёнок, стоя в лохани, молится, поддерживаемый кормилицей. Мать смотрит на него спокойно и умиротворённо.

Народу становится всё больше. Наши паломники тоже собрались здесь. Начинается божественная литургия.

Всё очень торжественно и чинно. После литургии прикладываемся к кресту и к гробнице Святителя Николая. Народ нескончаемым потоком идёт к мощам.

Здесь очень много русских людей. Как же здесь любят Николая Чудотворца. В мире не так много храмов, которые могут сравниться с базиликой Св. Николая по числу знаменитостей их посетивших. За базиликой есть большой внутренний двор.

Св. Николай является одним из самых почитаемых христианами святых, поэтому с давних пор множество паломников приходят в Бари поклониться мощам Чудотворца.

Далее едем по городу в следующий храм – Русскую православную церковь святого Николая . Она была построена в начале XX века специально для православных паломников, и находится она в районе Каррасси всего в 4 километрах от Базилики, в которой хранятся мощи Святого. На протяжении своего существования храм неоднократно переходил во владение разных организаций, а в 2012 году официально был передан России. Строительство церкви было завершено уже после первой мировой войны. С тех пор русские паломничества совершаются сюда каждый год.

Структура подворья, выдержанная в Псков-новгородском стиле, состоит из нескольких построек. Каменный храм с зеленой керамической крышей украшает расположенная над входом мозаика спасителя с Богородицей и Николаем.

Базилика Св. Николая в Бари (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Базилика-ди-Сан-Никола в Бари имеет огромное религиозное значение не только для Европы, но и для христианского мира вообще. Это популярное место паломничества как для адептов римско-католической веры, так и для православных из Восточной Европы. Впечатляющий храм был выстроен в 1087-1197 гг., во время итало-норманского владычества над Апулией , которая раньше была подчинена Византии. Основание церкви было связано, как это ни печально, с не очень благовидным актом, сильно напоминающим воровство. В то время мощи св. Николая пребывали в первом храме этого святого в Мире (нынешняя Турция). Когда Мира перешла в руки сарацин, некоторые увидели в этом официальный повод переместить мощи святого в более надёжное место, а потом и оставить там.

Согласно официальной легенде, святой проходил Бари на пути в Рим и выбрал именно этот город для того, чтобы быть здесь похороненным. В эту историю поверили не все, и долгое время Венеция соперничала с Бари за право обладания мощами. Последний победил, и прямо под носом у хранителей-греков и их хозяев-мусульман в 1087 г. реликвия была в сохранности доставлена в Бари.

Для хранения мощей была выстроена новая церковь, и папа Урбан II присутствовал на освящении ее крипты в 1089 г.

Основание церкви было связано, как это ни печально, с не очень благовидным актом, сильно напоминающим воровство.

Церковь в целом представляет собой квадрат в плане и больше похожа на замок, нежели на храм. Это впечатление усиливают две невысокие массивные башни, которые обрамляют фасад. Собственно говоря, храм и выполнял функции укреплённого замка несколько раз на протяжении истории.

Внутреннее пространство церкви поделено на неф и два придела, отделённых от него гранитными колоннами и пилястрами. Пресвитерий отделён от остальной части тремя арками, которые созданы колоннами явно византийского стиля. Над галереями находится «матронеум» - приподнятая галерея-трибуна для женщин, которая выходит в неф. Всё в целом представляет собой конструкцию, подобной которой до строительства этой базилики в мире не существовало и которую впоследствии стали часто повторять при постройке других церквей в регионе.

Внутри базилики Св. Николая можно увидеть одну из наиболее примечательных романских скульптурных работ во всей Южной Италии. Это кафедра (точнее, епископский трон), которая была доделана в конце 11 в. для первого епископа Бари, Элиаса. Кроме того, в крипте и пресвитерии можно увидеть драгоценные мозаики. Также мозаикой украшен цибориум, самый старый во всем регионе. Его поддерживают четыре колонны, отделанные мифологическими фигурами и изображениями животных. А в крипте с её 26 колоннами, увенчанными капителями византийского и романского стилей, хранятся, собственно, мощи святого.

Также в церкви находится мраморная гробница Боны Сфорцы (16 в.), выдержанная в ренессансном ключе.

Базилика реставрировалась в конце 13 в., затем в 1456 г. и в 17 в. В ходе последней реставрации 20 в. большую часть позднейших барочных добавлений убрали, оставив только деревянное оформление сводов, которое обрамляет картины кисти Карло де Роза.

Сегодня при церкви работает музей, в коллекции которого собраны драгоценные предметы искусства, включая коллекцию подсвечников 12 в., подаренных храму королем Карлом I Анжуйским.

Майский праздник св. Николая и базилика святого в Бари

Праздник, посвящённый св. Николаю, отмечается 6 декабря. В этот день из гробницы собирается миро, которое, согласно поверью, источают мощи. Контейнеры с этим миром рассылают по всему миру, и верующие сообщают о многочисленных чудесах, которые происходят с теми, кого им помажут.

Для православных 6 декабря юлианского календаря переносится на 19 декабря по григорианскому, так что по сути в храме св. день отмечают два раза, один ничуть не менее пышно, чем другой. Кроме того, РПЦ традиционно отмечает 9 (22) мая день перемещения мощей из Миры в Бари.

В июле 2001 Господь подарил мне возможность побывать в Италии поклониться мощам Святителя и Чудотворца Св. Николая и помолиться за всех и конечно, за наш приход, приложившись к раке Святого.
Мощи Святителя находятся в крипте (нижней части) базилики Св. Николая в итальянском городе Бари на побережье Адриатического моря. Хотя Базилика принадлежит римско-католической церкви и управляется монахами доминиканцами, предствители разных конфессий имеют разрешение на богослужения в крипте. Совместные службы здесь также не редкость.

Необыкновенное волнение охватывает от возможности соприкоснуться в великим сокровищем.
Вокруг Базилики толпы народа, говорящих на всевозможных языках, а в нижней части Базилики – в крипте у гробницы Святого стоит особая молитвенная тишина: христиане разных деноминаций из разных стран молятся в едином духовном единстве.

История перенесения Мощей Св. Николая

Бари, Италия

Фасад Базилики Св. Николая

Базилика построена в романо-норманском стиле. Строительство было полностью завершено в двенадцатом веке.

Базилика Св. Николая

Фрагмент главного входа

Верхний уровень

Потолки храма расписаны художником и архитектором Карло Роса в 17 веке в стиле Барокко.

Склеп Базилики

Эта икона Св. Николая находится за мраморным надгробием с мощами святого. Икона - подарок Сербского короля Уроша III в 1327 г. в знак благодарности Св. Николаю за чудесное возвращение потерянного зрения. Как многие полагают, икона была написана при жизни святого.

Лампада в форме лодки с сидящем в ней Св. Николам постоянно горит перед ликом Спасителя. Считается, что семья Св. Николая владела рыболовецким флотом, и что сам он был умелым моряком - ведь он является главным покровителем всех мореходов. Унаследовав состояние родителей, Св. Николай отдал большую часть его на благотворительность

Русская икона Св. Николая

В Базилике находится несколько икон Святого. Самая старая из них в богатом серебряном окладе - икона Тверской школы была написана в 18 столетии.

Православный Иконостас

В восточном пределе крипта находится Православный икотостас, предназначенный исключительно для православных богослужений. Иконы написаны Хорватским иконографом. В настоящее время предел используется в основном для служб румынской православной общины.

Монумент Св. Николаю Чудотворцу был создан Зурабом Церетели, Президентом Российской Академии Искусств и установлен во внутреннем дворе Базилики в 2003 году.

Эта церковь принадлежащая РПЦ была возвращена Русской Православной Церкви правительством Италии в 2009 году.

Русская Православная Церковь Св. Николая в Бари

Главный вход

В 1071 году город Бари – крупный торгоый порт и столица и Византийской Италии - был завоеван норманнами (варягами) и потерял свое экономическое значение. Барийцы решили отправиться в Миры Ликийские (Малая Азия, ныне территория Анталии, Турция), чтобы забрать мощи Св. Николая. Таким образом они надеялись на покровительство одного из самых почитаемых святых в Византии, который издавна считался покровителем моряков и купцов, и его помощь в поднятии авторитета и популярности города.
В 1087 году 62 Барийских мореплавателя отпраились в Миры, где под видом паломников проникли к гробнице святого и открыли ее. Вынув источающие миро мощи святого, им удалось отразить сопротиление греческих монахов и перенести мощи на корабль. В мае 1087 года корабль достиг берегов Бари. Первоначально, предполагалось разместить мощи в кафедральном соборе, но затем было решено построить специальный храм.
В июле того же года начались работы по воздвижению новой базилики. В 1089 году мощи Святителя были положены в крипту (подземную часовню) новой Базилики, где они находятся и по сей день.

Мироточивые мощи Св. Николая

С давних времен паломники из разных стран Европы стремились побывать в Бари помолиться у мощей Св. Николая Чудотворца, приложиться к раке и получить чудодейственное миро.
Миротечение продолжается и поныне. Миро собирается священниками раз в год – в праздник перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари 9 мая (22 мая С.С). Миро, которое источается мощами (итальянцы называют его манной) собирается из гробницы с помощью специального насоса в сосуд и разбавляется святой водой. Это миро разносится паломниками по самым разным уголкам света, принося людям, по молитвам Святителя, утешение и исцеление духовное и телесное. Миро можно приобрести в небольшом магазине при Базилике. Хотя оно содержит лишь капельку чистого миро, оно по молитве и по вере может давать удивительную помощь – миро можно пить и смазывать больные участки тела – чудеса, исходящие мощей святого, не прекращаются

Подворье Русской Православной Церкви с храмом св. Николая в Бари

В тридцати минутах ходьбы от Базилики Св. Николая находится Подворье Русской Православной Церкови Св. Николая, которая была официально передана РПЦ правительством Италии в марте 2009 года. Первоначально она была построена в начале ХХ века как храмовый комплекс для русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам Св. Николая. В результате гонений на Православную церковь в годы советского режима, церковь осталась заброшенной, и русские иммигранты передали храмовый комлекс муниципалитету города Бари.
В настоящее время церковь отреставрирована и православные паломники имеют возможность молиться в церкви и служить литургию на мощах Святителяю. Литургия на мощах Св. Николая служится еженедельно (по четвергам). Верующие могут прикладываться к раке со святыми мощами.

У каждого есть места, особо дорогие сердцу. Среди них парки, музеи, дворики, переулки, кофейни, площади и храмы. Я периодически бываю в церквях и базиликах, но лишь немногие находят отклик в душе и становятся тем местом, куда искренне стремишься вернуться. Базилика Святителя Николая в – одна из самых любимых, где я испытывала невероятные эмоции, от которой веет теплом, спокойствием и верой.
Свою историю она ведет с 11 века, когда барийцы привезли мощи святителя из Мир Ликийских и сделали самого любимого на сегодняшний день русского святого покровителем приморского Бари. Об этом солнечном городе я давно слышала от своих друзей, которые открыли для себя сокровища Апулии лет 10 назад. Но вот добраться до него было сложно, и мои пути упорно обходили город стороной. В итоге я получила «волшебный пендель» - в Бари меня привело чудо. Я получила помощь от Святителя Николая в очень непростом деле, и больше не могла искать себе оправдания и тянуть с визитом в Бари. Так я обрела один из самых любимых городов и базилику, где от радости и переполняющих эмоций просто наворачиваются слезы.



Все началось в 1087 году, когда барийцы отплыли к берегам тогдашней Византии. Бари был в незавидном положении: подавленный норманнами, он потерял статус столицы (а некогда он являлся столицей византийских владений в южной Италии), да и экономически ослаб. Есть легенда, что Святитель Николай явился во сне некоему священнику и сказал привезти его мощи в Бари. Мероприятие, затеянное жителями города, удалось, и 9 мая (по православной традиции 22 мая) они с триумфом вернулись в столицу Апулии.



Началось строительство базилики. Не обошлось без конфликта – население во главе с моряками поругались с архиепископом, а Рожер I (норманский князь) приказал выделить место под храм и начать его строительство. Крипта была освящена папой римским Урбаном II, в ней и сейчас хранятся останки Святителя Николая Мирликийского.



Это самая старая часть храма с разнообразными капителями на колоннах. Алтарь и мощи закрыты решеткой, которая открывается только на православных литургиях. А 9 мая – в день торжественного перенесения - открывают гробницу для того, чтобы взять накопившееся миро.



Миро – это прозрачная жидкость, которую мощи Николая Чудотворца источают на протяжении многих лет. Даже в Мирах Ликийских моряки увидели непонятную воду, когда разбили мраморный саркофаг. После изъятия миро смешивают со святой водой и продают всем желающим в магазинчике рядом с базиликой. Называется он Sala di offerte. Вашему вниманию редкий кадр – снимок гробницы святого, специально открытой для получения мира. Блик внизу – это отражение вспышки в образованной за год жидкости.



Базилика всегда получала щедрые подарки от русских князей и царей. Посещал храм и Николай II, оставивший в книге почетных гостей лаконичный автограф, и подаривший икону своему святому покровителю. На его же средства был заменен мраморный пол в крипте.



Короли и королевы (например, польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение храма. Сербский царь Урош II в 1319 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом Святителя. Его сын Урош III в 1325 г. пожертвовал запрестольный образ Святителя Николая Угодника в качестве благодарности за чудесно возвращенное зрение. Эта икона и сейчас располагается рядом с мощами. Вот она на фото.



В нижнем храме есть еще одна святыня – старинная колонна. По легенде она находилась в храме в Мирах, и сама приплыла в Бари, словно следуя за кораблем с мощами Николая Чудотворца. Многие люди видели своими глазами, как в ночь перед освящением храма, Николай водружал ее на место с помощью ангелов. Часто к колонне прикладываются и получают многочисленные исцеления.



В соборе есть еще и реликварий, куда не часто заходят верующие. В погоне за вечно уезжающими автобусами и уплывающими кораблями, паломники не удостаивают его своим вниманием. В нем хранятся: шип из тернового венца Спасителя, святые мощи апостолов Иакова Алфеева и Иакова, равноапостольной Марии Магдалины, мученика Лонгина Сотника. Здесь же собраны драгоценные дары всех времен: лампады (одна из них подарена великим князем Константином, братом русского царя Александра II в 1859 г.), иконы, кресты, различные литургические предметы и многое другое.



Верхний храм очень светлый и просторный, с шикарным золотым потолком. Здесь стоит чтимая для католиков статуя Святителя, которую выносят на праздничные шествия. Обычно рядом с ней валяется гора записок, что верующие пишут Николаю со своими тайными желаниями, прошениями и благодарностями. У храма какая-то неописуемая атмосфера, фотографировать кажется лишним и ненужным.



А надпись «Tomba del santo» около лестницы, ведущей в крипту, показалась в свое время самой долгожданной и важной на свете. Я не могу назвать себя сильно верующей. Я иногда читаю Евангелие и соответствующую литературу, понимаю, что откуда берется, но не хожу в храм каждое воскресенье, почти не соблюдаю посты и причащаюсь крайне редко. Я была во многих храмах России, у наших очень почитаемых Святых, но нигде и никогда я не ощущала ТАКОГО! Почти фактического присутствия, невероятной персональности и накрывающей любви и заботы. Святитель Николай умер в 4 веке, но остается с нами...всегда.



Я знаю, что у многих просто перевернулось мышление и жизнь после посещения этого Святого. Даже у людей, далеких от религии, он вызывает теплые чувства и душевный трепет. Около мощей Святителя я просто рыдаю. От счастья. Я ему бесконечно благодарна за помощь и участие в моей жизни. Там с легкостью отстаиваешь по три часа, терпишь человеческую наглость (и такое бывает) и суету, видишь абсолютно разных людей. Кто словно с пляжа, кто в монашеских облачениях, кто с глазами, полными счастья – к этой встрече они шли всю жизнь. Все объединены одним, всех собрал Святитель Николай, всем есть, с чем к нему обратиться. И я уверена, что люди уходят с радостью и легким сердцем, и непременно, получают просимое. Иначе и быть не может.



Жители Бари Святителя Николая обожают и искренне любят. Иконы можно найти в каждом дворе, на стенах и в домах. Однако, северяне о нем даже не знают. Мой друг (православный батюшка) недавно сказал мне, что католическая церковь перенесла Николая Чудотворца в список местночтимых святых, исключив из общепочитаемых (возможно, я не совсем верно выражаюсь, но суть, вроде, ясна). Удивительно – самый любимый в России святой в Италии оказался в статусе местного. Но любви от этого меньше не стало. Все списки – банальная условность.



С каждым годом паломников к Святителю Николаю приезжает все больше, русскую речь частенько слышишь и около базилики, и на широких торговых улицах, и в рыбных ресторанах. Они никогда не забудут дорогу к самому дорогому святому, и, как и наши предки будут стремиться в славный город Бари. За помощью, за пониманием и за огромной радостью, что неизменно получаешь. Святителю Отче Николае, моли Бога о нас!
Источники: путеводитель Е. Селищевой, статьи о Святителе Николае из книг и с сайтов. Верхнее фото - мое, все остальные с сайта nikola-ygodnik.narod.ru.




Top