Московский метрополитен - линии. московский метрополитен - линии
6. Линии
7. Станции Московского метрополитена
8. Подвижной состав
9. Эскалаторы
10. Безопасность
11. Московский метрополитен как объект гражданской обороны
12. Аварии и теракты в Московском метрополитене
13. Перспективы развития
14.
15. Московский метрополитен в массовой культуре
16. Награды
Всем линиям даны названия и краткие обозначения, а также порядковые номера. Цвета в таблице соответствуют цветам линий на вышеприведённой схеме. Более того, эти цвета устоялись и дополнительно кодируют линии. Например, немалому числу людей выражение «красная ветка метро» скажет едва ли не больше, чем «Сокольническая линия», а говорить «серая ветка» можно быстрее и легче, чем запомнить и проговаривать официальное название «Серпуховско-Тимирязевская». Иногда используются и аббревиатуры названий линий, например, АПЛ Арбатско-Покровская линия, ГЗЛ Замоскворецкая.
№ | Название | Год открытия | Год открытия последней станции | Длина, км | Число станций | Время проезда по линии, мин. |
---|---|---|---|---|---|---|
01 | Сокольническая | 1935 | 1990.12 | 26,1 | 19 | 43 |
02 | Замоскворецкая | 1938.09 | 1985 | 36,9 | 20 | 53 |
03 | Арбатско-Покровская | 1938 | 2009.03 | 43,5 | 21 | 64 |
04 | Филёвская | 1958.11* | 2006 | 14,9 | 13 | 23/12*** |
05 | Кольцевая | 1950 | 1954 | 19,3 | 12 | 30 |
06 | Калужско-Рижская | 1958.05 | 1990.01 | 37,6 | 24 | 56 |
07 | Таганско-Краснопресненская | 1966 | 1975 | 35,9 | 19 | 49 |
08 | Калининская | 1979 | 1986 | 13,1 | 7 | 17 |
09 | Серпуховско-Тимирязевская | 1983 | 2002 | 41,2 | 25 | 58 |
10 | Люблинско-Дмитровская | 1995.12 | 2010 | 23,7 | 14 | 36 |
11 | Каховская | 1995.11 | 1969** | 3,3 | 3 | 5 |
14 | Бутовская | 2003 | 2003 | 5,5 | 5 | 10 |
Всего: | 301,2 | 182 |
* Филёвская линия как обособленный маршрут открылась в 1958 году, но некоторые станции действовали ещё с 1935-го как вилка Сокольнической линии.
** Станции «Каширская», «Варшавская» и «Каховская» были открыты 11 августа 1969 года и до 20 ноября 1995 года входили в Замоскворецкую линию.
*** Время в пути на участках «Александровский сад» «Кунцевская»/«Александровский сад» «Международная».
Поезд московского метрополитена проезжает станцию «Беговая». Вид из кабины машиниста.
Административно в систему Московского метрополитена также входит монорельсовая дорога между станциями «Тимирязевская» и «ВДНХ». Технологической связи между монорельсом и метрополитеном нет, поездка на монорельсе требует отдельной оплаты.
Большинство линий московского метро проходит через центр города. Кольцевая линия соединяет все остальные линии, кроме Бутовской и Каховской.
Бóльшая часть путей и станций находится под землёй, однако есть и исключения. Так, Филёвская линия имеет длинный наземный участок от станции «Студенческая» до станции «Кунцевская» с 7 наземными станциями. Бутовская линия лёгкого метро на 2/3 проходит по поверхности. Наземные участки также есть на Таганско-Краснопресненской, Сокольнической, Замоскворецкой и на Арбатско-Покровской линиях.
Также в московском метро есть 5 открытых метромостов. Из них 4 пересекают Москву-реку и 1 Яузу. Кроме того, существуют закрытые метромосты например Медведковский, который представляет собой тоннель, проходящий над Яузой.
На линиях 2, 6, 7, 8, 9 и 10 поезда 8-вагонные; на линии 1 7-вагонные; на линиях 5 и 11 6-вагонные. На линиях 3, 4 и Л1 ходят секционные поезда «Русич» из 5, 4 и 3 вагонов соответственно, которые примерно в 1,5 раза длиннее обычных. На Кольцевой линии в настоящее время внедряются 5-вагонные составы «Русич».
Лёгкое метро
Эстакада Бутовской линии
В 2001 году началась проработка проекта лёгкого метро в составе системы Московского метрополитена. Было решено провести линии в «спальные районы», остро нуждающиеся в высокоскоростном транспортном сообщении.
Изначально предполагалось сооружение эстакад с кривыми предельно малого радиуса и эксплуатация сочленённых двухвагонных составов «Яуза», однако позже было решено начать создание нового типа вагонов специально для наземных линий метрополитена. Допустимые радиусы кривых на лёгком метро определены в 150 м согласно СНиП. Для сравнения: допустимые радиусы кривых для обычного метро определены в 200 м
О строительстве новых радиальных веток задумывались ещё в ХХ веке. Как менялись грандиозные планы? Какие проекты вынашивает город сейчас? Какой будет Кожуховская ветка, которую хотят открыть в 2018 году, и как она изменит жизнь Некрасовки?
Вторая половина 1980-х: в московском метро девять веток общей протяжённостью 212,5 километра и 132 станции. Каждый день в подземку спускаются семь миллионов пассажиров, на многие линии вместо шестивагонных выходят семи- и даже восьмивагонные составы, эскалаторы едут со скоростью около метра в секунду. Поезда ходят с интервалами до 80 секунд, и это самая высокая интенсивность движения в мире. Места для пассажиров стало больше: кабины машинистов, которые были раньше во всех вагонах, теперь есть только в хвостовом и головном.
Но этого мало. Подземка буквально задыхается от наплыва пассажиров, толчеи на станциях и в вагонах; бывают сбои в движении. Поэтому и рассматривается проект строительства пяти линий: четырёх хордовых и одной периферийной кольцевой. На них выпустят десятивагонные поезда. Хорды должны миновать центр, а пересекаясь, образовать четырёхугольник — своего рода второе кольцо. Они соединят Митино с Бутовом, Химки с Люберцами, Мытищи с Внуковом и Балашиху с Бутовом.
Однако масштабным планам не суждено было сбыться в прошлом веке. Проект скоростных хорд начали разрабатывать ещё в 1985 году. Спустя четыре года генплан одной их них, которая соединила бы Химки и Люберцы, рассматривали, но так и не утвердили. На рубеже столетий проект не брали во внимание.
Замыслы прошлого века постепенно воплощаются в жизнь сейчас: строится Третий пересадочный контур (ТПК), а радиальных веток становится больше. запланировано открытие новой линии — Кожуховской, которая станет 15-й по счёту. Она протянется на 17,2 километра параллельно Таганско-Краснопресненской линии из района Некрасовка на юго-востоке и упрётся в «Авиамоторную» Калининской ветки, на которой будет пересадка. На Кожуховской откроют девять станций.
Розовая ветка: двухпутные тоннели и самый большой щит
Проект планировки участка линии утвердили в 2014 году, от — в прошлом. Сначала строить и запускать Кожуховскую ветку планировали частями, но потом от этой идеи отказались, и работы начались одновременно.
Изначально, в 2009 году, Кожуховскую линию хотели проложить вдоль Волгоградского проспекта, но потом решили перенести её ближе к Рязанскому проспекту. Это уменьшило строительные расходы. затраты снижает и так называемый испанский метод, когда щит прокладывает тоннель для движения сразу двух поездов. Так строится участок от «Нижегородской улицы» до «Юго-Восточной». Специально для этих работ из Германии в Москву привезли самый большой диаметром 10,8 метра. Потом его отправят .
Свою лепту в создание новой линии внесли и горожане. На портале «Активный гражданин» они для неё цвет. Более 70 процентов проголосовавших решили, что подходит лучше всего. За чёрный высказались только 18 процентов.
Хай-тек и роща с железными кронами: дизайн станций
Атмосфера Средней Азии, подвиг Стаханова, чистая вода и экология, хай-тек — у каждой станции новой линии метро будет . В оформлении , которая откроется на Рязанском проспекте, сквозят мотивы архитектуры Нижнего Новгорода и традиционных для этой области народных промыслов.
Два подземных вестибюля станции будут вести на обе стороны Рязанского проспекта. «Нижегородская улица» объединит розовую ветку с Третьим пересадочным контуром. В общем зале пройдут четыре пути: посередине — для Кожуховской линии, а по бокам — для ТПК. Западный вестибюль станции и Рязанский проспект свяжет . А позже «Нижегородская улица» станет частью транспортно-пересадочного узла, который соединит метро, МКЖД и Горьковское направление железной дороги. ТПУ создадут и на базе станции .
На базе метро формируется новая интегрированная сеть, которая объединит сразу несколько видов транспорта, разгрузит пересадочные станции и сделает поездки более быстрыми и комфортными. Новые станции оборудуют по самым современным стандартам: оплачивать проезд на них можно банковскими картами и смартфонами с технологией NFC, на интерактивных информационных стойках прокладывают и печатают маршрут, на специальных стойках заряжают гаджеты. В вендинговых аппаратах продаются напитки и закуски, специальные аппараты упаковывают мокрые зонты в полиэтилен.
В последние годы московский метрополитен ставит рекорды по строительству новых станций. В ближайшем будущем москвичей даже ждёт появление новой линии - Кожуховской. Какого она будет цвета и кто вообще решает, какая ветка на схеме метро будет красной, а какая фиолетовой, The Village спросил у пресс-службы московского метро, которая заодно рассказала и про цветоопределение петербургской подземки.
Пресс-служба Московского метрополитена
До 1957 года схема линий московского метро была монохромной. Обычно все линии рисовали чёрным цветом или красным . Это было связано как с достаточно скромными полиграфическими возможностями тех лет, так и с отсутствием потребности в цветовой дифференциации: все москвичи прекрасно знали «своё метро».
Очередной новой линией московского метро в ближайшее время станет Кожуховская - она протянется от станции «Авиамоторная» в новый спальный район Некрасовка. Среди возможных вариантов цвета этой линии рассматриваются розовый и чёрный.
Сейчас в московском метро 12 линий. Все они пронумерованы в определённом порядке, близком, но всё же отличающемся от хронологического. Нумеровать линии на схеме стали в девяностых годах. При нумерации был использован тот же порядок, в котором до этого линии располагались в легенде к схеме, где были подписаны их названия.
1. Сокольническая (красная) линия . Хронологически первая линия московского метро, открыта в мае 1935 года. Долгое время не было необходимости давать названия линиям и, тем более, нумеровать их. Лишь в 50-х годах, со строительством Кольцевой линии , все существовавшие на тот момент линии получили названия. Первое название первой линии было Кировско-Фрунзенская , продержавшееся до 1990 года. Тогда на волне идеологических переименований линия и получила современное название - Сокольническая .
2. Замоскворецкая (зелёная) линия . Линия открылась в сентябре 1938 года. Но ещё за восемь месяцев до её открытия вступила в строй Арбатско-Покровская (синяя) линия , которая хронологически стала второй. На схемах 50-х годов ещё можно видеть "правильный" порядок линий - Арбатско-Покровская на втором месте, Замоскворецкая (тогда - Горьковско-Замоскворецкая ) на третьем:
Но в шестидесятых годах линии обменялись позициями:
Произошло это, скорее всего, из-за бОльшей длины и большего пассажиропотока на зелёной линии . Кроме того, она связывала более важные городские объекты: два ж/д вокзала, аэровокзал, стадион "Динамо" (главный стадион страны до открытия в 1956 году "Лужников"), а также крупнейшее московское предприятие - завод "ЗИЛ". Таким образом, менее "важная" синяя линия оказалась задвинутой на третье место. Впрочем, время от времени, на различных схемах она всё же возвращала себе второе место:
3. Арбатско-Покровская (синяя) линия . Хронологически вторая линяя была открыта в марте 1938 года. При этом к линии отошёл уже действующий на тот момент участок "Александровский сад" (тогда - "Улица Коминтерна" ) - "Киевская" , ранее принадлежавший первой линии . Позже этот участок ещё раз перейдёт в состав другой линии, на этот раз Филёвской (см. также ). Интересно, что метки, отмеряющие расстояния вдоль ж/д путей (они называются пикетами), до сих пор "считают" этот участок продолжением Арбатско-Покровской линии . А на настоящем продолжении линии от "Площади Революции" на запад метки начинают вести свой отсчёт с нуля.
4. Филёвская (голубая) линия . Самая запутанная линия с точки зрения нумерации. Во-первых, потому, что содержит уже упомянутый участок, открывшийся ещё в самом начале, вместе с первой линией . А значит, имеет основания считаться второй по счёту. Во-вторых, потому, что обособилась в отдельную линию намного позже, в 1958 году - уже после открытя Кольцевой и Рижской линий . Стало быть, имеет также основания считаться шестой по счёту. Но произошло это ещё до объединения Калужской и Рижской линий в единую Калужско-Рижскую . Поэтому имеет основания считаться и пятой. Но линия получила номер "4". Прежде всего из-за того, что воспринималась продолжением Арбатско-Покровской линии , имеющей номер "3". На некоторых схемах в начале девяностых годов её обозначали даже "3А". Из-за этого восприятия, кстати, и голубой цвет Филёвской линии и её первоначальное название - Арбатско-Филёвская . Впрочем, название продержалось недолго и вскоре линия стала просто Филёвской .
Свою четвёртую позицию линия получила не сразу. Сначала линию, как новую на тот момент, размещали в легенде шестой:
Но в восьмидесятых годах линия "поднялась" до четвёртого места:
6. Калужско-Рижская (оранжевая) линия, образовалась в 1972 году после соединения Калужской и Рижской линий . Но сохраняет свою нумерацию от Калужской линии , открывшейся следующей после Кольцевой .
7. Таганско-Краснопресненская (фиолетовая) линия . Эта линия также появилась не сразу. В 1966 году (ещё до появления объединённой Калужско-Рижской линии ) открыли Ждановскую линию . Спустя шесть лет была пущена Краснопресненская линия . А ещё спустя три года (в 1975 году) линии были соединены в новую Ждановско-Краснопресненскую линию , которая теперь нам известна как Таганско-Краснопресненская .
Дальнейшая нумерация линий полностью совпадает с хронологией открытия без каких-либо оговорок:
8. Калининская (она же Калининско-Солнцевская ) (жёлтая) линия - открыта в 1979 году. Линия была так названа по Калининскому району Москвы. В 1991 году район переименовали в Лефортово, однако линии почему-то оставили прежнее название. Ещё одна особенность: когда линия открывалась, в московском метро уже существовала станция "Калининская" на другой линии (теперь это станция "Александровский сад" ), что могло приводить к путанице.
9. Серпуховско-Тимирязевская (серая) линия - открыта в 1983 году под названием Серпуховская , при продлении на север к названию добавилось -Тимирязевская .
10. Люблинская (она же Люблинско-Дмитровская ) (салатовая) линия - открыта в 1995 году. С продлением линии на север к названию Люблинской линии стали добавлять и -Дмитровская , из-за чего снова может возникнуть путаница, так как станция "Дмитровская" находится на другой линии.
11. Каховская (бирюзовая) линия . Линия полностью вступила в строй ещё в 1969 году, как продолжение Замоскворецкой (тогда - Горьковско-Замоскворецкой ) линии, но обособилась в отдельную линию лишь в 1995 году, в связи с чем и занимает 11 место в списке линий.
12. Бутовская (серо-голубая) линия . Самая молодая линия московского метро, открыта в 2003 году.
исторические схемы взяты с сайта metro.ru