Можно ли научиться играть на гитаре если нет слуха. Музыкальный слух: факты и миф

Да, подбирать на гитаре то, что хочешь, "по слуху" вполне реально... Но при ряде условий, первым из которых будет собственно умение играть на гитаре. Вторым – наличие музыкального слуха. Без него не обойтись. Он напрямую влияет и на скорость освоения игры на инструменте и на способность воспроизводить звуки на слух. Наличие слуха – необходимейшая составляющая композиторского навыка.

Посмотрите на историю музыки и вы найдите немало доказательств этому утверждению. Наиболее одаренные композиторы обладают целостной системой организации музыкальных звуков, воспринимая звук не только как отдельную музыкально-техническую категорию, а представляя его в целостности музыкального произведения.

Подбирать "на слух" может каждый, даже Бах и Бетховен

Вспомните Иоганна Баха, страдавшего слепотой, или Бетховена, которого поразила глухота к концу жизни. Великим композиторам органы слуха и зрения, казалось бы необходимые при обучении музыкой, были уже не нужны к закату их музыкальной деятельности. Они могли сочинять музыку и без их помощи, потому что был талант и отточенный годами навык. Всё то же самое необходимо и обычному человеку во многих сферах его жизнедеятельности.

10 советов: как играть на гитаре с хорошей техникой

Попробуем сравнить способность человека играть на гитаре «по слуху» со способностью сочинять стихи. Чтобы писать стихи, нужно, по меньшей мере, уметь писать и читать. Не прочитав ни одного стихотворения вы вряд ли сможете понять и оценить саму структуру и технологию стихотворчества. Качество данного занятия, конечно же, будет зависеть от начитанности и от того, насколько вы целостно отображаете мир, людей, предметы и связи между ними.

Нужно слушать и воспринимать

Так и в игре на гитаре: нужно уметь играть, во-первых, слушать и воспринимать произведения, написанные для гитары, во-вторых, и в-третьих, уметь воспроизводить не только отдельные звуки на инструменте (как отдельные слова на письме), а соединять их в общую музыкальную картину.
Многие люди не пишут стихов и не сочиняют музыку и даже не пробуют подбирать её на инструменте. Но это не значит, что они не способны это делать.

Мы живем в мире вещей и связей между ними, мы бессознательно наблюдаем за этим миром, пассивно накапливая знания о нем. Знания «выходят наружу» и дополняются, когда человек концентрируется на определенном предмете. Занимаясь конкретным делом, развивая в себе определенные способности, мы достаем из кладовых своего мозга всё, что касается нашего дела. И уже в ходе практических тренировок наши знания обретают целостную форму.

Что такое унисон в музыке?

Чтобы подбирать "на слух" не обязательно быть профи

Посмотрите, когда человек пытается набирать музыку на инструменте, он ориентируется на свои представления о музыке и звуках, полученные в жизни, на знания о самом инструменте. И поэтому для того чтобы подбирать мелодии на гитаре не обязательно быть профессионалом, достаточно обладать начальным музыкальным образованием (или навыком).

В процессе концентрированной практики человек не просто тренирует свои навыки, он совершенствует свое мастерство, расширяет восприятия, в итоге, он формируется как музыкальный исполнитель. Постоянные занятия музыкой развивают наш слух, выделяя особые нюансы восприятия звуков в нашем сознании. Это особое восприятие демонстрирует наиболее сильные и слабые стороны музыканта.

К примеру, у одних более развита гармоника, у вторых – ритмика звукового ряда, третьи ориентированы на мелодику. При профессиональном умении - как высшей ступени, которую человек может достигнуть при концентрированной практике - подобные нюансы сглаживаются. Но профессиональное владение инструментом и не всем нужно.

В принципе, невозможных вещей не существует. Вопрос в другом: каковы поставленные задачи? Слух , как и любой навык, подлежит тренировке и развитию.

Проведем небольшую аналогию между обучением игре на гитаре и изучением иностранных языков. Можно ли услышать и понять то, что говорится на другом языке, не зная слов, ни разу не слыша их в контексте? Ответ очевиден – скорее всего невозможно. Не с чем сравнивать, поэтому нельзя догадаться. Другими словами: если нет точки отсчета в виде определенного знания, – развитый слух воспринимается как талант, который одному дан, другому нет.

От рождения человек обладает широким спектром неразвитых способностей. Их возможно трансформировать в практические знания. Чтобы научиться слышать структуру простых песен, исполняемых на гитаре , особого мастерства не требуется. Что освоено на инструменте – то, при некоторой тренировке, может быть .

Музыка в своей основе математична. Есть определенные каноны красоты, открытые давно. С развитием науки и техники музыка также претерпевала серьезные метаморфозы. (способ построения аккордов и их взаимодействия) усложнялась, изобретались новые музыкальные формы и новые музыкальные инструменты, менялись приемы исполнительства.

Также менялась и конструкция гитары как акустического инструмента. Техника игры на гитаре развивалась в нескольких потоках одновременно (различные школы исполнительства). Одна и та же физиологическая основа (в данном случае – строение рук) логично работала, опираясь на различные законы биомеханики.

Применительно к – изменялись углы соприкосновения пальца со струной (звукоизвлечение), изменялась посадка, постановка рук, мышление, репертуар. С развитием химии струны с жильных поменялись на нейлоновые. Музыкальное полотно усложнилось многократно, возникло множество совершенно новых гармонических и мелодических систем изложения музыкальной мысли.

Но вернемся к предмету. Если музыка логична, значит она подлежит изучению, и любой навык, имеющий отношение к данной области, – развиваем. Главное: определиться с системой координат и задать правильное направление движения между заданными точками.

Слух развивается , тренируется прямо пропорционально приложенным усилиям. Развитие идёт параллельно росту уровня исполнительского мастерства. Также существуют методики, развивающие навык восприятия музыки на слух. Как и в любой деятельности, здесь существует множество градаций. Один человек лучше воспринимает ритм , другой – гармонию . Третий лучше ориентируется в мелодике , четвертый – глубже воспринимает бас . Подобное различие в слуховом восприятии можно ясно увидеть на примере джазовых музыкантов, если прислушаться к тому, как они выстраивают свои импровизационные линии.

Часто приходится слышать, – у меня нет таланта.. – это не мое.. – я никогда не научусь играть на гитаре.. Открою маленький секрет, ни у кого нет таланта! Все гитаристы, которые хорошо играют, в свое время усердно тренировались и тренируются постоянно, те кто начинал с малого возраста, естественно имеют преимущества!

Развеем мифы!

Можно сравнить с языком, в детстве гораздо легче выучить языки, но с возрастом становится все сложнее, слова некоторые выговорить не получается, слова быстро забываются, также и с гитарой, пальцы с возрастом не будут уже такими гибкими, но все равно, научиться играть на гитаре никогда не поздно!

Так же есть такой миф, о музыкальном слухе , который нельзя развить, который придумали в свое время преподаватели музыкальных школ! Вы спросите для чего? Все просто, с учениками у которых есть явная склонность к музыке, заниматься гораздо проще и именно из-за этого мифа, люди теряют надежду и даже при всем желании, не пытаются развивать слух и заниматься музыкой!

Методика

На данный момент, существуют разные методики, по которым можно развить идеальный слух и освоить виртуозную технику игры на гитаре! Но сперва, вы должны определиться, чего вы хотите? Хотите играть и петь свои любимые песни с друзьями? Тогда воспользуйтесь , выучите несколько аккордов, несколько переборчиков и вы и друзья останетесь довольны, а если вы хотите стать профессиональным музыкантом, тогда вам дорога в музыкальную школу, а лучше даже частного учителя!

Если у вас и правда есть желание играть на гитаре , так учитесь, уделяйте гитаре хотя бы 15-30 минут каждый день и вы не заметите, как в скором времени научитесь, если же вы тупо хотите играть на гитаре, не уделяя времени тренировкам, то даже не берите в руки гитару!

Всего неделя по 15-30 минут в день, и вы сможете сыграть пару своих любимых песен, еще неделя и вы уже сможете петь и играть без запинок, еще неделя и вы уже знаете больше чем 3 блатных аккорда, а в конце месяца вы сможете сыграть так, что слушатели начнут просить сыграть еще!

Кстати, есть человек, у которого нет рук, но он играет лучше некоторых гитаристов с руками! Подумайте над этим!


Если есть вопросы, пишите в комментариях!

Миф 1 - "У меня нет слуха:("

Очень часто я слушал эту фразу от разных людей, которая на самом деле является заблуждением. Сначала разберёмся с термином "музыкальный слух". К обычному слуху он не имеет никакого отношения. Музыкальный слух - это способность человеческого мозга узнавать ноты и определять их высоту на слух. Музыкальный слух есть у всех людей , только развит он бывает по-всякому - у кого-то хуже, у кого-то лучше. Он имеет свойство развиваться, то есть улучшаться. Лучше всего, если он начинает развиваться с самого детства.

Человек с развитым музыкальным слухом может узнавать, отличать ноты по высоте (в сольфеджио есть такое упражнение - играется мелодия, а ученик должен на слух записать ноты). Если слух плохой - то и узнавание нот и отличие их по высоте даётся труднее. Есть такое понятие как "абсолютный музыкальный слух" - это природный дар, обладая которым человек может без напряга узнать любую ноту, а также "снять" композицию на слух, переписав её в ноты. Человек, обладающий абсолютным слухом, может с ходу сказать, каким по высоте является тот или иной звук, будь это хоть просто удар металлическим предметом по пустой бутылке.

Как проверить свой музыкальный слух. Вот простой пример. Играются несколько звуков, например 5, и вам говорится, какая нота у какого звука. Сыграли раза 2, сказали вам все ноты. Затем вам играют любую их этих нот и спрашивают, какая это была нота. Если слух хороший, то это не составит труда. Если абсолютный - ошибка просто исключена. Чем лучше слух, тем больше нот и качественнее может узнать человек. Например с плохим слухом можно и 1 ноты из 3х не угадать, с абсолютным же можно угадать и 20 из 20.

Ещё один аспект музыкального слуха - способность различать расстояние между нотами (различать их высоту). Между нотами существует расстояния - 1 тон или половина тона. Приведу пример: между нотами ДО и РЕ расстояние 1 тон. Так вот, чем лучше музыкальный слух, тем лучше человек чувствует это расстояние.

Итак, музыкальный слух есть у всех людей.

Миф 2 - "У меня плохой слух, поэтому я не могу играть на гитаре"

Этот миф вытекает из первого. Чаще люди говорят, что "у меня нет слуха, поэтому...", но мы уже разобрались в том, что слух есть у всех людей, просто он бывает развит по-разному.

На самом деле, чтобы играть на гитаре, или же на ещё каком-либо музыкальном инструменте, совсем необязательно иметь хороший музыкальный слух. Хороший слух нужен, если вы хотите например играть в группе (да и то не всегда), хотите "снимать" композиции на слух по аудиозаписям, или же заниматься какого-либо рода импровизацией (да и то не всегда). Конечно же, иметь хороший музыкальный слух - это полезный плюс, но отсутствие его не имеет критического значения. Правда, есть некоторые ограничения - например у такого инструмента, как скрипка. Вот там слух действительно важен.

Итак, если у вас плохо развит музыкальный слух, вы можете не смотря на это смело заниматься гитарой, или же каким-либо другим музыкальным инструментом (правда, есть исключения).

Миф 3 - "У меня плохой слух, поэтому я не могу петь"

В этом случае люди тоже чаще говорят, что у них "нет слуха". Слух есть у всех, и у всех он имеет свойство развиваться. Если у человека действительно плохой слух, то это будет помехой в пении, но всё же эта помеха устраняется путём тренировок, направленных на улучшение музыкального слуха. Если постоянно тренироваться, то слух постепенно улутшится, и перестанет быть помехой в пении.

Итак, плохой слух конечно является помехой в пении, но это устраняется путём тренировок.

Миф 4 - "У меня нет способностей, поэтому я не могу играть на гитаре"

Это полная ерунда. Играть может каждый. По крайней мере, на среднем уровне точно. Наличие способностей или таланта играет важную роль, только если вы собираетесь стать действительно гитаристом высокого уровня. Или же например пойти учиться в музыкальную консерваторию. Безусловно, наличие способностей или же их отсутствие влияет на процесс обучения, но решающим не является. Даже медведя можно научить ездить на велосипеде. Также важным фактором является голова - наличие ума и скорость восприятия материала.

Итак, большие у вас способности или нет - не суть важно, главное - стремление.

Начнём с того, что, раз вы разговариваете, голос у вас точно есть:).

Вам должно быть известно, что говорим мы, используя голосовые связки, которые находятся у нас в горле. Связки эти похожи на мышцы (точно не знаю), и также, как все другие мышцы, их можно развивать и тренировать. Человек может пользоваться своими голосовыми связками как инструментом - брать определённые ноты, тянуть звуки и т.д. Основной смысл в пении под музыкальный инструмент (под любой, а не только под гитару) заключается в том, что музыкальный инструмент издаёт звуки определённой высоты - ноты, например мелодию, или аккомпанемент, а наши звуковые связки при пении подстраиваются под эти звуки, то есть поют в унисон со звуками, которые издаёт музыкальный инструмент.

Пользуясь своими голосовыми связками, как инструментом, человек заставляет их звучать в унисон с музыкальным инструментом, вот это и есть смысл пения. Говоря простым языком, чтобы петь, нужно научиться управлять своими голосовыми связками так, чтобы они звучали на одной высоте с музыкальными нотами. На самом деле, достигается это не так уж сложно (на простом уровне), наш голос так устроен, что сам стремится подстроиться под звуки музыки.

Утверждение, что у человека "нет голоса" связано как раз с тем, что связки у такого человека попросту не приучены звучать в унисон с музыкальным инструментом. Научиться такому действию может абсолютно любой человек, в этом нет ничего сложного, нужно только лишь тренироваться.

Ещё один момент. Голос, как известно, бывает хороший или плохой. Я просто приведу пример, и вы сами поймёте суть. Хороший голос - Николай Басков, плохой - дядя Вася из кв. №... Вобщем вы, я думаю, меня поняли. Голос может быть от природы с хорошим потенциалом - тогда у вас есть шанс стать вторым Басковым, или он может быть плохим - тогда максимум вы сможете петь где-нибудь в ресторане и т.д.

Миф 6 - "Под гитару нужно обязательно петь"

Это полная чушь и ерунда. Дело в том, что гитара имеет 2 стороны медали: бардовскую и музыкальную. Традиция пения под гитару возникла уже давно. Раньше поэты читали свои стихи просто так. Но потом они стали брать в руки музыкальные инструменты (среди них оказалась и гитара), стихи накладывать на музыку, и таким образом получились барды - поэты, которые свои стихи выражают посредством песни. Далее гитара становилась всё более популярной в плане инструмента для аккомпанемента.

А вот в качестве музыкального инструмента она и по сей день практически не популярна. До начала 19 века на гитаре как на музыкальном инструменте (имеется ввиду игра пьес, произведений и т.д.) играли разве что только в Испании и странах Латинской Америки. В остальных странах - очень-очень мало, практически не играли. Даже в самой Испании гитара считалась скорее инструментом для увеселения, а игра на ней классических произведений, например Баха, Моцарта и т.д. - это вообще был нонсенс. Только благодаря величайшему гитаристу Андресу Сеговии гитара приобрела такую известность, какую имеет сейчас. Но об этом не здесь.

Гитара - это спецефический инструмент, на котором можно очень успешно играть всё что угодно - классику, разные пьесы, романсы, произведения и т.д. Многие люди говорят, что "под гитару нужно обязательно петь", только потому, что привыкли видеть её исключительно как инструмент для аккомпанемента песням. Тем более, что практически все певцы используют именно гитару для пения. Редкая музыкальная группа обходится без этого инструмента. Вот откуда пошёл такой миф.

Итак, на гитаре можно очень успешно играть, как на полноценном музыкальном инструменте. Играть музыкальные произведения любых жанров и направлений. И петь под неё совершенно необязательно.

Миф 7 - для обучения (или для начала) подойдёт дешёвая гитара

Так думают многие люди, и сильно при этом заблуждаются. Мысль состоит в том, что для начала для обучения можно купить инструмент попроще, тысячи за 2, а потом уже если понравится и захочется, купить подороже. К сожалению, дело обстоит иначе. Дешёвые гитары обычно делаются из самых дешёвых и простых материалов, зачастую криво. Из-за этого качество звука у инструмента часто бывает просто катастрафически плохое. Кроме того, помимо звука, у гитары есть ещё такое понятие как удобство игры. Это и высота струн над ладами, и исправность грифа и деки, и т.д.

Играть на неудобной гитаре и к тому же с плохим звуком, это всё равно что ездить на машине со сдутыми колёсами. Неудобно и неприятно. Игра на таком инструменте может просто-напросто отбить желание учиться. А если играть на хорошем инструменте, с хорошим звуком, на котором удобно играть, то гитара сама будет проситься вам в руки. Поэтому, если вы хотите учиться с интересом и пользой, то лучше не жалеть денег и приобрести сразу более-менее хороший инструмент.

Конечно же, за 12 т.р. сразу не стоит покупать, лучше где-то в пределах 5-6 т.р. В таком случае вы себе гарантируете качественное и приятное обучение. Если вы пока ещё не разбираетесь в игре на гитаре, лучше при покупке позвать в помощники знающего человека, желательно не соседа, который играет на 3х блатных, а именно знающего, например попросить помочь выбрать за плату учителя из музыкальной школы. Есть люди, которые этим часто занимаются, именно ходят и выбирают (это больше распространено в крупных городах). Пусть вы потратите лишние деньги, зато играть будете на хорошем инструменте, а не на лопате.

По поводу фирм ничего не могу сказать, ибо все они разные, а выбирать лучше, смотря разные гитары разных марок. Вполне может быть так, что гитара за 4 т.р. от одного производителя лучше, чем аналогичная гитара другого производителя, но за 6 т.р.

Миф 8 - Электрогитара круче акустики (или классики)

Часто слышу такое от многих людей. Здесь есть 2 разных заблуждения:

1) Под акустикой имеют ввиду акустическую гитару с металлическими струнами, которую чаще всего используют для игры песен;

2) Под акустикой имеют ввиду, скажем так, "неэлектрогитару", на которой нельзя исполнить характерный электрогитарный звук, гитара, которая не подключается к колонкам и т.д. По это описание попадает классическая гитара, а также та же гитара из первого пункта, которая с металлическими струнами. Ну ещё сюда можно наполовину отнести акустику со звукоснимателем.

В первом пункте я ещё могу согласиться, конечно, тот, кто играет на электрогитаре, будет наверно покруче того,кто просто лабает на 3х аккордах. Но следует учесть, что у тех, кто поёт песни, есть тоже свои степени сложности, и всё может быть совсем не так просто как кажется на первый взгляд. Существует авторская песня, целенаправленные занятия вокалом, а видели бы вы, как некоторые играют на акустике блюз и поют при этом... Такое электрухе даже не снилось.

Теперь рассмотрим второй пункт. Электрогитара, и, скажем так, "обычная гитара" - это совершенно разные инструменты, которые не поддаются сравнению. Взять хотя бы такие параметры как способы звукоизвлечения, или изначальное предназначение. Всё абсолютно разное. Поэтому говорить, что электрогитара круче и лучше акустики - грубая ошибка. Сравнить их невозможно ни по каким параметрам, так же, как нельзя сравнить легковую машину и грузовую - у них просто разные цели.




Top