Муар им щусева. Музей архитектуры им

Музей. В музеях XXI века сосредоточено множество функций: образование, развлечение, отдых, место для общения, торговля и прочее. И, как правило, само это многофункциональное пространство - узловая точка музея - одновременно и представляет из себя ОБЪЕКТ, являющийся символом этого музея.

Музей в городе. Государственный Исторический Музей (далее ГИМ) расположен в самом центре Москвы. Он окружен большим количеством достопримечательностей, в том числе музеев: Кремль, Политехнический музей, Зоологический Музей, Большой и Малый Манежи, Гостиный Двор и проч. Таким образом, на наш взгляд, развитие общественной функции музея, посредством создания в нем многофункционального пространства крайне правильный шаг, в результате которого, ГИМ может стать одним из главных центров туристической и культурной жизни города.

Зал в музее. Государственный исторический музей является комплексом из нескольких зданий, четыре из которых (ГИМ, Музей Отечественной Войны 1812, Палаты в Зарядье и Покровский Собор) находятся в шаговой доступности. Этот комплекс нуждается в координационном центре - месте, придя в которое, посетитель мог бы узнать про все экспозиции музея, изучить литературу, провести виртуальный тур, отдохнуть, выпить кофе, не покидая музея. Удобная доступность - вход с Манежной площади, торжественная лестница на второй этаж в зал, возможность доступа инвалидов, помещение площадью 325 квадратных метров 13-ти метровой высоты - все это делает Зал идеально подходящим под функцию «сердца» всего музейного комплекса.

«Форум». В своем проекте мы предлагаем создание двухуровневого объема в пространстве зала. На первом этаже будет располагаться фойе, библиотека и кафе (без кухни - только кофе, чай и прохладительные напитки), на втором небольшой зал со сценой и трибунами. Объем огражден ячеистой структурой, размеры ячейки которой изменяются, в зависимости от функции конкретной зоны. В зоне кафе они являются полками для посуды, в библиотеке - книжными полками и тд. Первый и второй этажи соединены двумя лестницами. Высота объекта 8м, общая площадь двух этажей 197м 2 . Возможно проведение собраний и лекций на втором этаже, а так же размещение большого количества людей, отдыхающих, пользующихся бесплатным WI-FI, изучающих литературу музея и проч. В одном зале мы объединяем разнообразные функции. Он становится центром всей музейной жизни Охотного Ряда.

Материалы и конструкции. «Форум» предлагается собрать из деревянного клеенного бруса. Сборность - разборность конструкции позволяет избежать капитального строительства в охраняемом государством памятнике архитектуры. При этом, возможно достижение высокого уровня огнестойкости, что необходимо для общественного пространства.

Должна ли архитектура музея быть заметной или она является лишь декорацией для экспонатов? Здания центров современного искусства, построенные в последнее десятилетие, дают очевидный ответ на этот вопрос. Вдохновленная так называемым «эффектом Бильбао» архитектура музеев становится все более притягательной для любителей искусства и для туристов. Таким образом, музей, как культурная институция и как памятник архитектуры, становится ключевым компонентом городских, региональных или даже национальных преобразований и важным фактором экономического развития.

Музеи XXI века максимально соответствуют идее непрерывного развития и роста, включая в себя не только выставочные пространства и административный блок, но и библиотеку, аудитории для проведения лекций и показа фильмов, оснащенные по последнему слову техники хранилища и мастерские, специальные грузовые лифты, не говоря уже о ресторане и сувенирном магазине.

Примером успешной интеграции здания в городское пространство является здание MAXXI - Музея искусств XXI века (Рим, Италия), который стал новым центром квартала Фламиньо. Автор проекта - английский архитектор иранского происхождения Заха Хадид, которая позиционировала «музей не как объект-контейнер, но как городской кампус искусств».

Идея, лежащая в основе архитектуры MAXXI, смелая и оригинальная: галереи рождаются из пересечений потоков линий и узловых точек. Непрерывность пространства, без лишних стен и разделений, делает его подходящим местом для любых выставок. Ключевые элементы здания «читаются» уже в атриуме: бетонные кривые стены, подвесные черные лестницы, прозрачные потолки, через которые проникает естественный свет. По словам Захи Хадид, эти элементы создают «новый вид текучей пространственности, имеющей множество точек обозрения, призванной олицетворять хаотичное течение жизни современного человека».

Архитектура MAXXI бросает вызов нашему представлению о традиционном выставочном пространстве, являясь тем местом, где искусство воспринимается по-новому.

Одним из наиболее значительных решений современной архитектуры является новый «Музей Акрополя», созданный с целью разместить находки из раскопок на холме Акрополя и у его подножия.

Здание, спроектированное архитектором Бернаром Чуми в сотрудничестве с Михалисом Фотиадисом, является памятником современной архитектуры, при этом в нем сохраняются и экспонируются произведения древнегреческого искусства. Современные материалы - стекло и бетон, использованные при строительстве, обеспечивают зрительный контакт с памятниками Акрополя, открывая панорамный вид на исторические холмы и современные Афины. Одним из смысловых центров здания является «Зал Парфенона», своей конструкцией повторяющий целлу Парфенона и вмещающий фриз храма.

Совсем недавно открывшееся новое здание центра современного искусства «Гараж» в Москве - первый пример новой музейной архитектуры в России. Архитектор Рэм Колхас и бюро «ОМА» провели реконструкцию построенного в 1960-е годы ресторана «Времена года», сохранив элементы советского модерна.

При этом здание соответствует всем запросам центра современного искусства: прямоугольные трансформируемые пространства, которые могут быть использованы для разных видов деятельности. По словам Колхаса, «музей входит в пространство парка Горького и является его продолжением: территория парка и пол музея находятся на одном уровне. Нам было интересно работать с парком как с частью Москвы. Он очень популярен, в нем много посетителей, и это хорошо для музея».

Еще один крупный проект, который, несомненно, изменит культурное пространство российской столицы, был анонсирован в октябре 2015 года известным итальянским архитектором Ренцо Пьяно. Его архитектурное бюро работает над созданием выставочного пространства для Фонда V-A-C, которое появится на территории бывшей электростанции ГЭС-2.

Проект находится в стадии согласования, но некоторые цифры уже заявлены: новое пространство должно быть достроено к 2018 году, его общая площадь составит 31 000 кв. м, экспозиционные площади - 9 000 кв. м, а количество посетителей - 750 тысяч человек в год.

Музей архитектуры имени Щусева (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Тысячелетняя история строительства на Руси, в Российской Империи, СССР и России сквозь череду макетов, архивных фотографий и документов - вот краткое описание экспозиции Музея архитектуры имени Щусева, вот уже более 80 лет просвещающей жителей и гостей города в традициях и современности русского зодчества. Несмотря на то, что в главном здании музея по-прежнему продолжается ремонт, здесь есть на что посмотреть в трёх флигелях: впечатляющие макеты Государственного Кремлёвского дворца и сталинских «высоток», помпезная ваза «Моссовет» в лучших традициях советского гигантизма и кабинет Давида - знаменитого директора музея с массой интереснейших вещиц. А ещё у музея есть легендарный филиал - дом-мастерская архитектора Мельникова .

Немного истории

Музей архитектуры имени Щусева был основан в 1934 году и разместился на территории экспроприированного государством у Церкви Донского монастыря. Позже музей обрёл ещё одну выставочную площадку в перестроенном для этих целей здании усадьбы Талызиных конца 18 века работы Матвея Казакова. Основателем музея и его первым директором стал известный архитектор Алексей Щусев. С первых лет существования научные сотрудники кропотливо собирали информацию не только о русской архитектуре, но и о традициях строительства разных культур - в экспозиции были представлены макеты новозеландских и китайских жилищ. В 1950-е годы музей успешно развивался и обогатился многими ценными экспонатами. Однако в 1990-е почти 9000 кв. метров экспозиционных пространств были возвращены Донскому монастырю, и сегодня музей вынужден ютиться в особняке Талызиных, где продолжается реставрация.

В числе экспонатов музея - макет Большого Кремлёвского дворца, мебель эпохи советского модерна и стиля ар-деко.

Что посмотреть

Экспозиция Музея архитектуры имени Щусева распределена по трём выставочным пространствам: главному дому усадьбы Талызиных, Аптекарскому приказу и флигелю с характерным названием «Руина», где некогда были талызинские конюшни. Все помещения фактически находятся на одной территории.

После завершения реконструкции дом Талызиных станет главным пространством музея. Пока же здесь можно полюбоваться на восстановленные расписные потолки, лепнину и воплощённый гений архитектора Казакова. В числе экспонатов - макет Большого Кремлёвского дворца, мебель эпохи советского модерна и стиля ар-деко. Весьма интересны макеты сталинских высотных зданий, в том числе невоплощённого Дворца советов.

В Аптекарском приказе проходят временные выставки. В «Руине» можно посетить так называемый Кабинет Давида - директора музея с 2000 по 2009 годы. А ещё здесь замечательные сводчатые потолки.

Вы наверняка обратите внимание на шум: фактически под полом флигеля проходит Филёвская ветка метро.

Заметим, что львиную часть экспозиции составляют фотографии, архитектурные планы и чертежи знаковых сооружений разных стран. Так, здесь можно полюбоваться на необычные ракурсы Дворца дожей, Флорентийского Дуомо и прочих знаменитых зданий.

Адрес, часы работы и стоимость посещения

Адрес: ул. Воздвиженка, д. 5/25. Ближайшая станция метро - «Арбатская».

Часы работы: со вторника по воскресенье с 11:00 до 20:00. В четверг музей открыт с 13:00 до 21:00. Кассы закрываются за полчаса до закрытия музея.

Вход - 300 RUB, студентам, пенсионерам и детям до 16 лет - 150 RUB.

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева обновилсвою виртуальную экспозицию. Проект реализован Министерством культуры Российской Федерации и порталом «Культура.РФ». Познакомиться с богатейшим наследием первого в мире специализированного музея архитектурыможно на сайтеи с помощью одноименного мобильного приложения.

Контент обновленного приложения переведен на шесть языков: к русской и английской версии добавлены китайская, французская, немецкая и испанская. Прошлая версия приложения стала популярна не только в России, но и за рубежом, именно поэтому проект совершил следующий шаг к расширению своей аудитории.

Обновленный виртуальный музей Щусева призван сделать знания о русской архитектуре доступнее для миллионов пользователей по всему миру. Только здесь впервые представлены в 3D нереализованные идеи великих архитекторов. Виртуальный музей архитектуры позволяет увидеть объекты, которых уже нет или существовавших лишь в замыслах творцов.

  • Как выглядел шедевр древнерусского зодчества - Чудов монастырь?
  • Почему великому зодчему Баженову не удалось реализовать проект по строительству Большого Кремлевского дворца и зачем снесли часть Кремлевской стены?
  • Какие иностранные архитекторы учувствовали в конкурсе на здание Дворца Советов, возведение которого, обещало стать стройкой века?

Здесь можно найти ответы на эти и многие другие вопросы, а также рассмотреть детали архитектурных шедевров своими глазами, находясь в любой точке мира.

Новая версия мобильного приложения совместима с несколькими распространенными шлемами виртуальной реальности - Googlecardboard и cardboard-совместимые, SamsunggearVR.

Вадим Ваньков, Советник Министра культуры Российской Федерации :

Обновленный виртуальный музей архитектуры - пример того, как современные технологии делают знания доступнее. Этот проект намного шире, чем просто сайт музея - его можно расценивать и как онлайн-площадку, расширяющую наши знания об архитектуре. Особенно я хочу выделить раздел «Спецпроекты» и мобильное приложение. Пользователи могут оказаться внутри величественных шедевров архитектуры, которые или не были воплощены в жизнь, или бесследно исчезли. Наш проект позволяет восполнить эти знания, выбрав любую удобную форму - краткую видеоэкскурсию или самостоятельный 3D-тур, в том числе доступный пользователям, набирающих популярность приложений виртуальной реальности

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева - далеко не единственная площадка, которая обрела свою онлайн-версию.На данный момент» более 200 виртуальных музеев собраны на портале Культура.РФ

Справка:

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева - музей и научный центр по изучению и популяризации архитектурного наследия. Музей основан в 1934 году и носит имя своего основателя и первого директора, выдающегося русского и советского архитектора А.В. Щусева.

Основными направлениями деятельности музея являются научные исследования, коллекционная работа, содействие реставрации памятников архитектуры, организация выставок. В структуру музея входят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив, реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризации архитектуры, отдел развития. Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и включают более одного миллиона единиц хранения. Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995 года).

Музей архитектуры им.А.В. Щусева - выставочное пространство, сочетающее в себе традиции и современные технологии. Так, например, проект онлайн-музея http://vma.muar.ru/ , представлен и на самой площадке, в качестве виртуальной экспозиции “Коридор времени", где каждый посетитель может ознакомиться с историей русской архитектуры, стать участником экскурсий по разным эпохам или самостоятельно поработать с уникальными музейными материалами, представленными в Виртуальном музее архитектуры.

Идея создания Музея архитектуры возникла еще в XIX веке. Первый музей был основан в 1934 году, как подразделение вновь созданной Академии архитектуры СССР. Он открылся в Москве на территории Донского монастыря.

После Второй мировой войны пришло осознание важности архитектурного наследия для национального самоуважения. Наконец, был услышан призыв выдающегося советского архитектора Алексея Щусева, долгие годы добивавшегося открытия Музея архитектуры не только для ученых, но и для всех желающих. Указом В. М. Молотова в 1945 году «Республиканский музей русской архитектуры» был учрежден в усадьбе Талызиных на ул. Коминтерна в Москве (ныне – ул. Воздвиженка). Авторство этого памятника архитектуры XVIII века приписывают великому русскому зодчему Матвею Казакову. Ориентированный, прежде всего, на русское национальное наследие, новый Музей архитектуры, в отличие от академического, предназначался не специалистам, но самым широким кругам населения. Фактически, он призван выполнить те же функции в отношении архитектуры, что и Государственная Третьяковская галерея в области искусства.

Алексей Щусев стал его первым директором. Его авторитет, энергия и выдающиеся дипломатические качества позволили добиться невероятного – музей заявляет себя как значимый центр архитектурной жизни страны. Он фокусируется и на крупнейших архитектурных и градостроительных проектах, и на сохранение исторического наследия. Щусев инициирует научные экспедиции музея, многие из которых стали спасением целого ряда памятников. Жизнь Щусева оборвалась в 1949 году. Он не успел увидеть первую постоянную экспозицию своего музея. Она открылась в 1957 году.

В дальнейшем, уже в 1964 году, произошло объединение двух музеев – Государственного музея русской архитектуры и Музея Академии архитектуры СССР – в одно авторитетное научно-музейное учреждение в области архитектуры, впоследствии получившее название – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева. В усадьбе Талызиных экспонировалась советская архитектура и устраивались выставки эпохальных конкурсов. Донской монастырь стал филиалом, представляющим древнерусское зодчество. Коллекция объединенного музея поистине уникальна, среди экспонатов – архитектурная графика, макеты, фотографии, фрагменты разрушенных зданий, образцы строительных материалов, cкульптура, ткани, мебель и многое другое. Все это позволяет всесторонне реконструировать взаимосвязь развития истории российской архитектуры и государственности.

В начале 1990-х годов Донской монастырь был возвращен Русской православной церкви, а музейные экспонаты эвакуированы на Воздвиженку, в тесные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте.

Экспозиция музея архитектуры имени А.В. Щусева

Сегодня, в XXI веке, Государственный музей архитектуры с собранием более 1 000 000 единиц хранения ожидает реновации и развития, которое позволит раскрыть потенциал, заложенный в нем и его коллекциях.

Фонды музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры России и являются национальным достоянием. Музей хранит подлинную графику выдающихся российских и зарубежных архитекторов, архитектурные модели, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства, мебель, фрагменты разрушенных памятников. Среди шедевров - модель Большого Кремлевского Дворца, арх. В. Баженов; коллекция проектов советских архитекторов авангардистов.

В музее действует постоянная экспозиция, представленная моделью Большого Кремлевского Двора архитектора В. Баженова, а также экспозиции под открытым небом: экспозиционный стеллаж со скульптурными фрагментами Триумфальной арки и садово-парковая скульптура из коллекции музея.

Музей архитектуры имеет широкую аудиторию, в числе которой не только профессионалы, но и все, кто интересуется архитектурой. Музей ведет активную выставочную и просветительскую деятельность.




Top