Муха учебное заведение поступление. Художественное училище им

Алексей Рыбников.

Продолжаю свой рассказ о посещении Санкт-Петербурга, предыдущая часть была посвящена

Сегодня будет рассказ о посещении здания бывшего училища Штиглица, ныне это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица.
Сразу прошу извинить меня за качество фото,в музее темно, фотографировать можно только без вспышки, а моя слабенькая мыльница с трудом вытягивает в таких ситуациях.

Здание, спроектировано первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

В 1876 году по указу Александра II на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814-1884), основано Центральное училище технического рисования.

Перед входом в музей стоят два бронзовых фонаря-торшера, их украшают фигуры пути, занятых творчеством.

Училище существовало на проценты от завещанного А. Л. Штиглицем в 1884 капитала (около 7 миллионов рублей) и готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественно-промышленных школ.

Большую роль в становлении этого учебного заведения сыграл видный государственный деятель, зять барона Штиглица, Александр Александрович Половцов (1832 – 1909).

В 1885 году по проекту М.Е. Месмахера начинается строительство специального музейного здания. На международных аукционах, у известных зарубежных и российских антикваров и коллекционеров при активном участии А.А. Половцова приобретаются коллекции предметов прикладного искусства. Постепенно складывается уникальное музейное собрание, отличавшееся разнообразием и высоким художественным уровнем входивших в него памятников Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, и включавшее произведения западноевропейского, восточного и русского прикладного искусства XVII и XVIII веков.

С момента открытия музей оказался в центре культурной жизни Петербурга. В его Большом зале проходили блистательные выставки объединения «Мир искусства» (1898), «Историческая выставка предметов искусства» (1904), «Выставка церковной старины» (1915) и многие другие. Музей становится одним из важнейших элементов эстетического воспитания будущих художников. В 1892 году в училище обучалось 200 чел.; имелись отделения: общее художественное, майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела.

Воспитанники училища Штиглица плодотворно работали в разных сферах художественной промышленности: на Императорских фарфоровом и стекольном заводах, в ювелирной фирме Карла Фаберже, мастерских Императорских театров. Их умением и вдохновенным трудом создавались подлинные шедевры, составившие славу русскому прикладному искусству Серебряного века.

Аванзал.

Спокойная творческая деятельность Училища и его музея была прервана в 1915 году: мировая война внесла жесткие коррективы в жизнь России и ее столицы, полностью подчинив ее законам военного времени. В августе 1915 года Совет Училища принимает решение о временном предоставлении помещений музея Российскому обществу Красного Креста для устройства в них мастерских по изготовлению противогазов для действующей армии и перевязочных средств на 900 работниц, а также складских помещений.

События на фронтах складывались неудачно, и было решено готовить коллекцию музея к эвакуации в Вятку. 257 ящиков с музейной коллекцией и 55 ящиков с библиотекой Училища (наиболее редкими изданиями, рукописями, гравюрами) были подготовлены к перевозке. Временно их разместили на первом этаже здания, в Готическом и Русском залах, где они простояли вплоть до начала 1920-х годов.

Политическая и экономическая нестабильность, поразившая русское общество, предчувствие представителями имущих слоев населения революционных событий, вынуждали их расставаться со своими фамильными ценностями, семейными реликвиями и художественными коллекциями. В Петрограде в это время процветал как официальный, так и нелегальный антикварный рынок, поэтому огромное число самых разных произведений искусства именно в этот период находило новых владельцев. Но не только большим предложением антикварного рынка объясняется закупочная активность музея Училища, но и очевидной бессмысленностью экономии денежных средств училища в ситуации катастрофической инфляции. Все это, несомненно, способствовало тому, что именно в музее Училища аккумулировалось значительное число художественных ценностей.

Вплоть до 1919 года руководство Училища приобретало для музея как отдельные экспонаты, так и целые достаточно дорогие коллекции. Так, например, в конце 1915 года у графа А.А.Бобринского за 18000 рублей была приобретена коллекция бронзовых изделий с перегородчатой эмалью, созданных на Кавказе в XIII веке, в 1916 году куплен на аукционе ряд художественных предметов из коллекции известного русского исторического живописца К.Е.Маковского, в октябре 1918 года у заведующего библиотекой Училища, известного в столице собирателя русской старины архитектора И.А.Гальнбека за 18890 рублей приобретена коллекция изделий с финифтью XVIII века, у некого Борка за 20000 рублей куплено собрание русского стекла, состоящее из 160 предметов.

Кроме того, первые послереволюционные годы были отмечены пополнением коллекции музея и за счет даров: в июле 1918 года известный исследователь русской архитектуры В.В.Суслов пожертвовал музею коллекцию русского прикладного искусства XVI–XIX веков, а в сентябре того же года А.А.Половцов-младший принес в дар музею собрание персидских миниатюр.

После революции училище Штиглица, как и другие учебные заведения той поры, переживает период реформ. Меняется не только его название (учебное заведение становится Высшим училищем декоративных искусств) и подвергаются корректировке основные направления его деятельности, но и, наконец, в 1918 году вместе с Академией художеств оно реорганизуется в Государственные трудовые учебные мастерские декоративных искусств.

Несмотря на политические и экономические сложности первых послевоенных лет, на неопределенность юридического статуса музея Училища, он оставался одним из главных в Петрограде музейных центров. Именно в этот музей были переданы на хранение крупнейшие частные коллекции города, что, несомненно, спасло их от гибели и разграбления. Так, в августе 1917 года принцесса Е.Г.Саксен-Альтенбургская, видимо, перед отъездом в эмиграцию передала на хранение в музей свою личную коллекцию художественных ценностей, состоящую из 1791 предмета (фарфор, хрусталь, бронза, эмали, мебель, шпалеры).

В декабре того же 1917 года из дворца великого князя Николая Николаевича по мандату, выданному А.А.Половцову-младшему наркомом просвещения А.В.Луначарским, в музей было перевезено собрание прикладного искусства - фарфора, хрусталя, резной кости и камня, куда входил 2801 предмет. В 1918 году А.А.Половцов передал в музей часть своего личного художественного собрания и имущество с его дачи на Каменном острове, в 1919 году и несколько позднее на хранение в музей поступили коллекции князей Горчакова, Шаховского, Мусина-Пушкина и других.

Зал «Теремок».

В результате, в музее Училища к началу 1920-х годов было собрано до сорока тысяч уникальных произведений прикладного искусства, которым необходимо было создать подобающие условия хранения. Здание же музея за годы послевоенной разрухи находилось в катастрофическом состоянии и требовало безотлагательного капитального ремонта. В марте 1923 года Совет по делам музеев Петроградского управления научно-художественными учреждениями (ПУНУ) решил вопрос о переходе музея Училища из ведения Академии художеств в подчинение ПУНУ.

Осенью 1923 года был подписан акт передачи музея «со всеми коллекциями, значащимися в инвентарных книгах» Государственному Эрмитажу. Эта вынужденная акция была спасением для музея, так как только Эрмитаж в то сложное время мог дать гарантии сохранения коллекций для национальной культуры. Так в Петрограде появился новый музей - I Филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей Училища Штиглица), просуществовавший как самостоятельное учреждение до начала 1930-х годов.

Новые испытания выпали на долю музея в годы Великой Отечественной войны. В самом начале войны от взрывной волны осыпался стеклянный купол Большого выставочного зала, значительный ущерб был причинен зданию от прямых попаданий двух снарядов и авиабомбы. Сотрудники Эрмитажа, весной 1942 года, начали перевозить и переносить на руках тысячи предметов прикладного искусства в главное здание Эрмитажа на Дворцовой набережной, чтобы спасти их от гибели.

Сразу после прорыва блокады, зимой 1943 года, городскими властями было принято решение об открытии на базе бывшего Училища Штиглица училища по архитектурной отделке зданий для подготовки мастеров-реставраторов: мраморщиков, лепщиков, мозаичистов, краснодеревщиков, живописцев.

Новый этап в жизни музея наступил 5 февраля 1945 года, когда Совет народных комиссаров СССР принял постановление о воссоздании в Ленинграде художественно-промышленного училища. В 1949 году оно становится высшим учебным заведением, а в 1953 году ему присвоено имя народного художника СССР, скульптора В.И.Мухиной.

Музею, воссозданному одновременно с училищем была возвращена часть его коллекции из Эрмитажа, Русского музея, куда экспонаты попали в 1930-е годы, а также были осуществлены передачи предметов прикладного искусства из других музейных организаций: Музея истории религии и атеизма, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В.Щусева, музея Московского института прикладного и декоративного искусства.

В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию. 27 декабря 2006 года академии присвоено имя А. Л. Штиглица.

В наши дни экспозиция музея размещена на первом этаже здания. В собрании музея представлены образцы русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства 16-начала 20 века, советского прикладного искусства, промышленного дизайна. В музее можно увидеть редкостные коллекции русских изразцовых печей 18 века, советских тканей 1920-1940-х годов, художественную мебель, фарфор, металл, керамику, ткани, стекло, костюм 16-начала 20 века.

М.Е.Месмахер. Оформления южной стены Римской лестницы с изображением собора Св.Петра в Риме. конец 1885г.

Рафаэлевская (Папская галерея).

Если подняться по лестнице, то можно попасть с мастерскую скульптуры.

Вид с лестницы.

Огромный главный зал представляет собой "атриум", перекрытый двойным железостеклянным куполом. Он исполнен в виде величественной двухъярусной аркады наподобие дворов итальянских палаццо эпохи ренессанса. Разительный контраст этой традиционной теме составляет парящая конструкция перекрытия, выполненная по типу решетчатых строительных ферм французского инженера К. Полонсо. Это один из самых смелых и совершенных образцов новой архитектуры "железа и стекла" в петербургском строительстве конца 19 века.

На заводах Ф.К.Сан-Галли была выполнена металлическая основа двойного стеклянного перекрытия Большого зала музея. Расписные стекла для покрытия этого купола изготовила известная мюнхенская фирма Цеттлера.

Вид на Большой выставочный зал Училища и Итальянскую лестницу с галереи.

Большой Выставочный зал, высотой в два этажа, доминирует в объемно-пространственном решении здания и является композиционным центром всей постройки. В архитектурном решении зала Месмахер использовал традиционную схему внутреннего двора итальянского палаццо с двухъярусной аркадой, выполненной в характерных для итальянской ренессансной архитектуры формах. Пространство зала перекрыто огромным стеклянным куполом.

Поднимаемся по роскошной мраморной лестнице, на верхней площадке которой стоит скульптура А.Л.Штиглица работы М.М.Антокольского,

Еще на подходах к училищу со стороны Фонтанки издалека виден огромный стеклянный купол, перекрывающий пространство Большого выставочного зала. Снаружи этого не видно, но на самом деле куполов два – внешний и внутренний.

В самой первой «месмахеровской редакции» внутренний купол был целиком витражным, а в межкупольном пространстве располагалась оранжерея. Климат там для этого самый подходящий! Но во время войны в зал попала бомба и купол был разрушен. Отреставрированный в конце сороковых годов ХХ века, за полвека с лишним он вновь пришел в плачевное состояние. Но к 125-летнему юбилею училища конструкции и остекловку купола снова восстановили.

Получилось как всегда сумбурно и наверное многовато информации.

Я очень жалею, что бродила по зданию училища сама и некому мне было все показать и рассказать, жаль, что я не увидела и большую часть красот этого замечательного здания.
Но зато, мне есть для чего, еще раз приехать в Питер.

Предыдущие части отчета.

Академия сегодня

Сегодня в вузе 1500 студентов и 220 преподавателей.

Факультеты

Факультет декоративно-прикладного искусства
- факультет монументального искусства
- факультет дизайна

История

  • Основано в 1876 году по рескрипту Александра II на средства пожертвования банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицом ( -) как Центральное училище технического рисования .
  • В 1918 году училище было реорганизовано в Петроградские государственные художественно-промышленные мастерские .
  • В 1922 году мастерские преобразованы в Училище по архитектурной отделке зданий при городском Исполнительном комитете .
  • В 1945 году решением правительства школа воссоздаётся как многопрофильное учебное заведение осуществляющее подготовку художников монументального, декоративно-прикладного и промышленного искусства, в 1948 году она становится вузом - Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем .
  • С 1953 года ЛВХПУ носит имя народного художника СССР Веры Игнатьевны Мухиной .
  • В 1994 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию .
  • В декабре 2006 года академии присвоенно имя Александра Людвиговича Штиглица. Новое название академии - Санкт-Петербургская Государственная Художественно-промышленная Академия имени А. Л. Штиглица (СПГХПА им. А. Л. Штиглица).

Известные выпускники

  • Боско, Юрий Иванович - советский художник-монументалист, заслуженный художник России, Народный художник России.
  • Зариньш, Рихард Германович - российский и латвийский художник, график, популяризатор латышского народного искусства, автор первых революционных марок Советской России. Автор герба и денежных знаков Латвии.
  • Остроумова-Лебедева, Анна Петровна - народный художник РСФСР, российский гравёр и живописец, акварелист, мастер пейзажа.
  • Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич - заслуженный деятель искусств РСФСР, живописец-символист, график, теоретик искусства, писатель и педагог.
  • Писахов, Степан Григорьевич - русский художник, писатель, этнограф, сказочник.
  • Протопопов, Владислав Васильевич - российский художник.
  • Сальников, Анатолий Александрович - Заслуженный архитектор Автономной Республики Крым, Лауреат Премии Автономной Республики Крым, главный архитектор г. Керчи.

Ссылки

  • http://designcomdesign.ru/ - кафедра Коммуникативного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
  • http://artisk.ru/ - кафедра Искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А.Л. Штиглица.

Источники

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Художественное училище им. Мухиной" в других словарях:

    В СССР, система подготовки мастеров изобразительного, декоративно прикладного и промышленного искусства, архитекторов художников, искусствоведов, художников педагогов. На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки… … Большая советская энциклопедия

    - (названо по имени мецената барона А. Л. Штиглица), основано в Санкт Петербурге в 1876, открыто в 1879, в 1922 влилось в петроградский Вхутеин. В 1945 воссоздано как Ленинградское (ныне Санкт Петербургское) высшее художественно промышленное… … Энциклопедический словарь

    - (ЦУТР) (Соляной переулок, 13 и 15), государственное художественное учебное заведение. Основано в 1876 (открыто в 1879) вместе с начальной школой рисования, черчения и лепки по инициативе и на средства мецената барона А. Л. Штиглица (первый… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Павлов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Павлов, Александр Борисович. Александр Борисович Павлов (род. 1963, Донецк) российский художник. Родился в семье рабочих. С 1971… … Википедия

    Олег Георгиевич Атрошенко (1940 1989) советский художник. Закончил Высшее художественное училище имени Мухиной по специальности «Проектировщик интерьера». Является автором многочисленных проектов оформления интерьеров общественных заведений и… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вакс. Иосиф Александрович Вакс Профессор И. А. Вакс … Википедия

Санкт-Петербургская государственная

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ
АКАДЕМИЯ им. А.Л. ШТИГЛИЦА

191028, Санкт-Петербург, Соляной пер.,13
Телефоны: 273-38-04; 273-26-98
Факс 272-84-46
Подготовительные курсы 273-50-83
Метро "Гостиный двор"
Автобусы: 14, 25, 46, 134
Трамваи: 2, 3, 12, 17, 19, 20, 25, 34
Троллейбусы: 3, 8, 15, 19

Академия основана в 1876 году
Подготовка специалистов осуществляется на трех факультетах.

ФАКУЛЬТЕТ ДИЗАЙНА.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: дизайн, программный дизайн, средовой дизайн, информационный дизайн, графический дизайн.

ФАКУЛЬТЕТ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: интерьеры и оборудование, монументально-декоративная живопись, реставрация.

ФАКУЛЬТЕТ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ: художественная керамика и стекло, художественный текстиль, художественная обработка металла, дизайн моды, книжная графика, искусствоведение.

СРОК И ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Срок обучения - 6 лет (на специальности История и теория изобразительного искусства - 5 лет). Форма обучения - дневная, очная.

УСЛОВИЯ ПРИЕМА

Поступающие представляют в приемную комиссию следующие документы: заявление на имя ректора, 6 фотографий (3x4 см), медицинскую справку (форма 086 - У), свидетельство о среднем образовании в подлиннике, паспорт и военный билет или приписное свидетельство предъявляются лично.
Вместе с документами представляют домашние работы по рисунку и живописи (голова, фигура, натюрморт), не более 8 работ с натуры в конверте. Поступающие по специальности Архитектурно-декоративная пластика предьявляют домашние работы по рисунку и фотографии скульптурных работ в том же количестве.
Приемная комиссия имеет право не допускать к экзаменам лиц, предьявивших работы, свидетельствующие о недостаточной художественной подготовке, а также абитуриентов, у которых в ходе собеседования выявлено отсутствие профессиональных данных по избираемой специальности или документы не соответствуют установленной форме.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

Три экзамена специальных:
композиция-6 часов (не менее 2 заданий);
рисунок-12 часов (1-2 задания)
живопись-12 часов (1 задание)

Один экзамен общеобразовательный:
русский язык и литература - сочинение

ТЕМЫ ЭКЗАМЕНОВ ПО РИСУНКУ:

1. Натюрморт из бытовых предметов.
2. Драпировка
3. Архитектурная деталь
4. Античная ваза с драпировкой.
5. Голова гипсовая.
6. Голова живая.
7. Фигура гипсовая (стоящая).
8. Фигура обнаженная (стоящая).
9. Зарисовка обнаженной фигуры.
На отделении искусствоведения сдают:
1. Историю отечества.
2. Русский язык и литературу - сочинение.
3. Иностранный язык.

ВНИМАНИЕ!

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ

ИНОГОРОДНИМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ОБЩЕЖИТИЕ.

Имени А. Л. Штиглица была основана в 1876 году. Сейчас это одно из самых известных образовательных учреждений в России. Вуз расположен в исторической части Петербурга, втором по величине городе страны и главном культурном центре.

Начало

Создание Академии Штиглица в Санкт-Петербурге было связано с бурным ростом промышленного производства, охватившего европейские страны в середине XIX века. На смену полукустарным мануфактурам пришли фабрики, на которых стало возможным выпускать товары в больших количествах. Однако вскоре выяснилось, что потребителей интересуют не просто утилитарные вещи, а красивый товар, обладающий запоминающимся дизайном.

В 1851 году в Англии прошла знаменитая художественно-промышленная выставка, на которой разные страны представили свои лучшие товары и изделия. Помимо традиционных вышивки, керамики, ткачества, украшений компании представили удивительные фабричные изделия из дерева, чугуна, стали. Апофеозом достижений промышленности стал «Хрустальный дворец»: павильон, где проходила выставка, был словно соткан из металлической паутины и «обшит» большими стеклянными панелями.

Рождение художественной академии

Русские промышленники, побывавшие на ярмарке, были сильно впечатлены. Родилась идея создания отечественной школы по подготовке художников, специализирующихся в прикладном искусстве. В 1860 году на базе московского образована школа технического рисования. Однако ее возможностей было явно недостаточно.

Согласно бытующему мнению, с инициативой об организации в С.-Петербурге специализированного художественно-промышленного учебного заведения выступил сенатор Александр Половцов, зять самого богатого (по мнению современников) банкира России — барона Штиглица. Идея банкиру понравилась, и он учредил специальный фонд в размере 7 млн рублей (огромные на то время деньги), на проценты от которого и существовало созданное в 1876 году Центральное училище технического рисования. В нем готовили художников-декораторов в прикладных дисциплинах и учителей технического рисования для других школ, которые стали появляться по стране. Таким образом, ЦУТР стало прародителем Академии им. Штиглица.

Развитие

Советское правительство по-иному смотрело на роль художественного искусства в промышленности. Всякие украшательства считались излишними, проявлением мещанства. В 1922 году ЦУТР было закрыто, а позже переформатировано в общеобразовательное учебное учреждение.

Второе рождение Академии им. Штиглица произошло 05.02.1945 года. В этот день начали работу курсы по подготовке реставраторов. После войны многие исторические здания и произведения искусств нуждались в восстановлении.

В 1953 году было образовано Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ) имени В. И. Мухиной. В народе его называли Мухинским училищем. Надо отдать должное, в его стенах сформировался удивительный коллектив, который смог по крупицам восстановить вековые традиции предшественников и одновременно привнести много нового в науку промышленного дизайна, художественных промыслов, сохранения исторического наследия. В 2007-м вуз реорганизован в Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.

День сегодняшний

В настоящее время в вузе насчитывается около 1500 студентов и 500 сотрудников. Абитуриенты могут получить высшее образование в области монументально-декоративного искусства, дизайна, истории искусств и реставрации.

Факультеты Академии Штиглица в Санкт-Петербурге активно сотрудничают со структурными организациями и промпредприятиями. Например, кафедра промышленного дизайна работает бок о бок с известными российскими компаниями, в том числе автопроизводителями КамАЗ и АвтоВАЗ, судостроителями «Алмаз» и «Аврора», НПО «ЛОМО», фабрикой «Светлана». На отделении дизайна моды проводятся многочисленные конкурсы и фестивали.

СПГХПА. им. А. Л. Штиглица имеет долгую историю успешных международных связей. Педагоги и студенты сотрудничают с высшими учебными заведениями и творческими организациями Германии, Финляндии, Китая, Франции, Японии и прочих стран.

Факультет монументально-декоративного искусства

Здесь готовят художников во всех видах Разнообразие специальностей определяется новаторскими направлениями 21 века, а также традициями, почерпнутыми из прошлого. Абитуриенты художественной академии могут выбрать одну из многих специализаций:

  • История искусства и цивилизации.
  • Художественная обработка металлов.
  • Графическое искусство, книжная иллюстрация.
  • Керамика, стекло.
  • Живопись, реставрация.
  • Роспись по дереву.
  • Скульптура.
  • Текстильный дизайн.
  • Интерьер и оборудование.
  • Монументально-декоративная живопись и скульптура.

Факультет дизайна

Прежде всего это школа художественного и проектно-конструкторского творчества, перед которой стоит задача определения оптимальных путей интеграции дизайна, педагогики, науки и промышленного производства. Учебная программа построена на создании своего рода стартовой площадки для творчества. Здесь обучают по следующим специальностям:

  • Дизайн костюма.
  • Дизайн среды.
  • Графический дизайн.
  • Дизайн мебели.
  • Индустриальный дизайн.

Достижения

Знаменитый вуз подготовил плеяду талантливых и успешных художников и дизайнеров для обрабатывающей промышленности. В поисках эстетических ценностей выпускники активно формируют новые тенденции для архитектуры, дизайна, монументального, декоративного и прикладного искусства.

Сегодня бывшие студенты успешно работают на промышленных предприятиях, участвуют в проектах научно-исследовательских учреждений, а также в строительных бюро, художественных школах и творческих организациях. Кроме того, воспитанники Академии им. Штиглица внесли значительный вклад в развитие материальной культуры страны. За высокие достижения коллектив удостоен почетного ордена Трудового Красного Знамени.

Соцкультбыт

Академия располагает развитой материально-технической базой. Действует музей, насчитывающий более 35 000 предметов прикладного искусства и собрание студенческих работ. Библиотека имеет более 140 000 изданий и хранилище редких книг на 10 000 единиц. Организовано питание.

Созданы отличные удобства для занятий спортом, действуют и тренажерный зал. Есть студенческое общежитие, расположенное на проспекте Кузнецова 30/9, Санкт-Петербург. Кстати, во время вступительных экзаменов и курсов подготовки заявители могут быть размещены в общежитии.

Музей

При Академии им. Штиглица действует замечательный музей (основан в 1878 году). В нем представлены как работы преподавателей и студентов академии разных лет, так и другие произведения искусства.

Созданию художественного музея при учебном заведении способствовал тот же Александр Половцов. Вместе с архитектором Максимилианом Месмахером он убедил барона Штиглица в необходимости иметь коллекцию произведений прикладного искусства — как в качестве учебного пособия, так и для развития художественного воображения студентов. Барон выдал на реализацию этой идеи дополнительные 5 млн рублей, что позволило покупать книги по искусству для библиотеки училища, новые экспонаты для музея, печатную графику, оригиналы живописи и рисунков западноевропейских художников, изделия ювелиров-мастеров, работы художников-декораторов различных отраслей.

Большие средства тратились на приобретения профильных экспонатов и произведений искусства на парижских аукционах, часто покупались лучшие и уникальные лоты. Благодаря этим приобретениям музей училища стал обладателем:

  • Образцов керамики архаичных времен.
  • Ювелирных изделий.
  • Археологических предметов древних финикийцев.
  • Старинной мебели.
  • Антикварных каминов.
  • Изделий керамических центров Италии, Франции, Германии.
  • Коллекции французских гобеленов.
  • Оригиналов живописи Тьеполо.
  • Оригиналов рисунков художников и декораторов, среди которых Джованни Кастильоне, Франчесо Гварди, Перино дель Вага, Тьеполо, Полидори да Караваджо, Аннибале Карраччи, Жиль Мари Оппенор и других.

Александру Половцову после смерти Штиглица предстояло довести до логического завершения дело по благоустройству нового художественного училища. Он отдал немалые суммы на благотворительность и развитие материально-технической базы.

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица - высшее художественное учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге.

Главный корпус академии находится в здании, спроектированном первым директором этого учебного заведения - архитектором М. Е. Месмахером.

С 1953 по 1994 год год институт назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной , поэтому в СМИ его часто называют «Мухинским училищем », или просто «Муха ».

История

В 1873 г. было утверждено "Положение о рисовальных школах и классах в губерниях". Многие ремесленные школы выполняли производственные заказы по проектам известных художников, главным образом в "русском стиле".

В 1876 г., желая содействовать подготовке в России специалистов для художественной промышленности, финансист и текстильный фабрикант Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884) пожертвовал один миллион рублей на создание в Петербурге Училища технического рисования. В 1878-1881 гг. в Соляном городке возвели специальное здание по проекту архитекторов Р. А. Гедике и А. И. Кракау. На втором этаже Центрального Училища технического рисования барона Штиглица, торжественно открытого 29 декабря 1881 г., помещались небольшой учебный музей и библиотека. Создать при Училище музей убедил Штиглица выдающийся меценат Александр Александрович Половцов (1832-1909). Член Государственного Совета, государственный секретарь, инициатор создания в России "Русского исторического общества" (1866), издатель знаменитого "Русского биографического словаря", Половцов, женатый на приемной дочери барона Штиглица, в 1891-1909 гг. был председателем Совета Училища, приобретал на собственные средства произведения искусства, редкие книги, гравюры. Произведения искусства жертвовали в музей князь С. С. Гагарин, коллекционер М. П. Боткин, князья Н. С. Трубецкой, А. Б. Лобанов-Ростовский, граф А. В. Бобринский и многие другие. В 1879-1880 гг. Генрих Шлиман, тесно связанный коммерческой деятельностью с Россией, подарил музею собрание античных золотых и керамических изделий, обнаруженных им при раскопках холма Гиссарлык в Малой Азии.

В 1885-1896 гг. новое здание музея возводил по своему проекту Максимилиан Егорович Месмахер (1842-1906). Ранее, с 1874 г., Месмахер преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Архитектор, рисовальщик, акварелист, Месмахер особое внимание, согласно мировоззрению периода Историзма, уделял изучению "истории стилей", которую преподавал в Училище Штиглица наряду с декоративным рисованием и акварелью. С 1879 г. был директором Училища. Взяв за основу венецианскую архитектуру Я. Сансовино и Базилику в Виченце А. Палладио (см. т. 2, рис. 598), Месмахер создал огромный выставочный зал с верхним светом, остальные залы оформил в "исторических стилях": Зал Медичи, Зал Генриха II, Зал Генриха IV, Фламандский зал, Зал Людовика XIII, Зал Людовика XIV, Зал Тьеполо... Для каждого зала подбирались соответствующие предметы для изучения их учащимися. Принцип экспозиции "по стилям" и архитектурные стилизации интерьеров были известны в Европе того времени и являлись зримым воплощением идеологии Историзма. Месмахер с присущим ему педантизмом и вниманием к деталям довел этот принцип до абсолюта.

В 1885-1886 гг. Половцов совершал поездки за границу для приобретения новых предметов искусства. В музее Училища в результате этой деятельности сложилась уникальная коллекция шпалер, итальянской майолики, лиможских эмалей, севрского, китайского и японского фарфора, гальванокопий с драгоценных изделий из металла, орнаментальной гравюры. К концу 1913 г. собрание насчитывало около 21 тысячи экспонатов. В залах музея проводили занятия по истории стилей и орнамента, ученики копировали экспонаты в рисунках пером, в технике акварели и отмывке тушью.

Программа обучения строилась на основе опыта Строгановского училища в Москве и художественно-промышленных школ Франции, Англии, Германии. Основным предметом было рисование, которое подразделялось на "общее" и "специальное". После двух классов общехудожественной подготовки ученики переходили в специальные: класс рисования пером и отмывки тушью, "съемки художественно-промышленных предметов" (имеется в виду графическое копирование), "класс рисования с живых цветов". Общий курс рисунка также заканчивался специальными разделами: рисование "многоцветных орнаментов с рельефом", "композиция орнаментов", гравирование и литография.

Система обучения в Училище Штиглица не была прогрессивной, более того, в сравнении с передовыми школами Западной Европы, педагогической системой Г. Земпера и Х. Коула и даже Рисовальной школы Общества Поощрения художеств она представляла собой "вчерашний день", консервативное учебное заведение "на немецкий лад" (среди преподавателей преобладали немцы, среди учащихся доминировали выходцы из Прибалтики и Финляндии). Тем не менее деятельность Училища, и прежде всего М. Е. Месмахера, имела огромное значение для развития "художественной промышленности" в России.

Училище технического рисования

Училище в художественной культуре Латвии

С первых лет создания Центрального училища технического рисования , это учебное заведение стало очень популярным среди молодёжи Латвии, желающей получить .

В ЦУТР получили образование около 130 этнических латвийских студентов. Некоторые из них впоследствии стали преподавателями этого училища, среди них: Густав Шкилтер - специалист декоративной отделки зданий (1905-1918), Карл Бренцен - преподавал художественную обработку стекла и витраж (1907-1920), Яков Белзен - педагог по рисунку и живописи (1905-1917), Юлий Яункалныньш - по росписи фарфора (1896-1918).

Мастера искусства, получившие образование в Центральном училище технического рисования, впоследствии заложили основу художественной культуры Латвии и стали создателями художественного образования Латвийской Советской Социалистической Республики:

Государственные художественно-промышленные мастерские

ЛВХПУ имени В. И. Мухиной

Художественно-промышленная академия

В ЛВХПУ им. В. И. Мухиной преобразовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию.

В вузе обучается 1500 студентов и работает 220 преподавателей.




Top