Муслим Магомаев: биография, творчество, карьера, личная жизнь. Муслим Магомаев: биография Автобиография певца муслима магомаева и личная жизнь

Уникальный голос Муслима Магомаева – звонкий и чистый баритон – с первых звуков узнают слушатели старшего и среднего поколения, родившиеся и жившие в СССР. Звезда оперы и эстрады, композитор, Народный артист СССР радовал творчеством в 60-е, 70-е и 80-е годы. На его концерты собирались многотысячные стадионы, а пластинки выходили миллионными тиражами. В репертуаре Муслима Магомаева было 600 произведений, среди которых арии, романсы, эстрадные шлягеры.


Гастроли советской звезды по Франции, Восточной Германии, Финляндии, Польше и Болгарии приносили стране миллионные прибыли. Ему рукоплескали в знаменитой парижской «Олимпии» и приглашали остаться на благополучном Западе, но Магомаев не поддавался соблазну и возвращался на родину.

В 1997 году малой планете Солнечной системы присвоили название 4980 Magomaev, отдав дань уважения земной звезде.

Детство и юность

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Отец Магомет Магомаев погиб на фронте, не дожив до великой Победы 15 дней. До войны Магомет Муслимович работал театральным художником. Мама Муслима Магомаева Айшет – драматическая актриса, взявшая псевдоним Кинжалова. В ее венах текла турецкая, адыгейская и русская кровь. Муслим считал себя азербайджанцем, а Россию – матерью. Дед будущего артиста – азербайджанский композитор Абдул-Муслим Магомаев, основоположник национальной классической музыки.


После войны Муслим Магомаев с матерью отправился в Вышний Волочек, куда актрису Кинжалову забросила творческая судьба. Год мальчик учился в музыкальной школе и сдружился с одноклассниками, заразив ребят идеей создания кукольного театра. Кукол для представлений Муслим делал сам. Но Айшет отправила сына в Баку, где по ее мнению музыкально одаренный мальчик получит лучшее образование.

В Баку Муслим Магомаев рос в семье дяди Джамала Муслимовича. Мать из Вышнего Волочка переехала в Мурманск, где работала в местном драматическом театре. Айшет вышла замуж во второй раз и у Муслима появились брат Юрий и сестра Татьяна.


В родном городе парень с головой погрузился в музыку. Муслим Магомаев часами слушал «трофейные» пластинки Энрико Карузо, Маттиа Баттистини и Титта Руффо.

По-соседству с дядей обитало семейство знаменитого азербайджанского певца Бюльбюля, и Муслим по утрам слушал, как распевается звезда. Магомаев подружился с сыном Бюльбюля – Поладом.

Успехи мальчика в музыкальной школе при Бакинской консерватории, куда его отвел дядя, оказались половинчатыми: на уроках фортепиано, сольфеджио и хора Муслиму ставили высшие баллы, но на физике, химии и математике по утверждению Магомаева у него «отключался мозг».


Виолончелист и профессор Владимир Аншелевич заметил способного ученика и взял под свое крыло. Наставник показал юному вокалисту, как филировать голос. Вскоре полученный опыт помог Муслиму Магомаеву в работе над партией Фигаро в опере «Севильский цирюльник».

В Бакинском музыкальном училище певец совершенствовал вокал. Его наставниками стали Александр Милованов и концертмейстер Тамара Кретинген, уделявшая студенту свободное время. Диплом Магомаеву вручили в 1959 году.

Музыка

Творческая биография артиста началась в родном городе в Доме культуры бакинских моряков. В семье Магомаева боялись за его голос и запрещали Муслиму выступать в полную силу, но 15-летний юноша выходил на сцену втайне от семьи, срывая первые аплодисменты. Ему удалось избежать подростковой мутации голоса.


В 1961 году Муслим Магомаев дебютировал на профессиональном уровне в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Через год он исполнил песню «Бухенвальдский набат» и его талант отметили на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. В том же году в Кремлевском дворце съездов вокалист завоевал всесоюзную славу, выступив на фестивале азербайджанского искусства.

В 1963 году в концертном зале имени П.И. Чайковского прошел первый сольный концерт певца. В Баку Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. В 1964 году вокалист на 2 года отправился на стажировку в миланский театр «Ла Скала».


В середине 60-х Муслим Магомаев с музыкальными спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска» гастролирует по городам Советского Союза. Талантливого вокалиста приглашают выступать на подмостках Большого театра, но Магомаев не желает ограничиваться рамками оперы.

В середине 60-х певец гастролировал в Париже. Восхищенный талантом Магомаева директор знаменитой «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил певцу контракт на год. Ему прочили мировую славу, и Муслим Магомаев задумался над предложением. Но все решило Министерство культуры СССР: азербайджанский вокалист незаменим на правительственных концертах.

В Париже артист узнал, что на родине на него открыто уголовное дело. Чтобы помочь Ансамблю песни и пляски донских казаков, в конце 1960-х певец выступил в Ростове-на-Дону на 45-тысячном стадионе. Вместо одного запланированного отделения Магомаев провел на сцене больше двух часов. Ему заплатили тройной оклад, уверяя, что нарушения закона нет и ставка одобрена Министерством культуры. Об уголовном преследовании по линии ОБХСС певцу сообщили во время концерта в «Олимпии». Не желая подставлять под удар родных, Муслим Магомаев не поддался на уговоры эмигрантов и вернулся в СССР.

В итоге судебных разбирательств Муслиму Магомаеву запретили выступать за пределами Азербайджана. Певец воспользовался появившимся свободным временем и окончил Бакинскую консерваторию по классу пения. Опала закончилась после звонка председателя КГБ СССР Юрия Андропова министру культуры Екатерине Фурцевой: Магомаева пригласили на юбилейный концерт ведомства.

В Сопоте в 1969 году Муслим Магомаев завоевал первую премию на Международном фестивале, в Каннах Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий вручил ему «Золотой диск» за миллионные тиражи грампластинок. В 31 год певец становится не только Народным артистом Азербайджанской ССР, но и Народным артистом СССР.

С 1975 года Муслим Магомаев 14 лет руководил созданным эстрадно-симфоническим оркестром. С музыкантами он гастролировал вплоть до 1989 года по СССР и зарубежным странам. Магомаев сумел популяризовать современные западные направления, что в те годы не одобряло высшее партийное руководство СССР. В исполнении певца в Советском Союзе впервые прозвучал хит группы «Битлз» Yesterday.

Песни в исполнении Муслима Магометовича на стихи Арно Бабаджаняна занимают особенное место в творчестве звезды. Композиции «Свадьба», «Лучший город земли», «Чертово колесо», «Солнцем озаренный», «Ноктюрн» настолько яркие и экспрессивные, что запомнились слушателям «с лету».

Шлягер Магомаева «Королева красоты» Бабаджаняну навеял ереванский конкурс красоты, проведенный в 60-х. Песня по итогам конкурса «Лучшая песня 1965 года» лидировала.

Стихи для пронзительной песни «Синяя вечность» певцу написал друг, бакинец Геннадий Козловский, в 1971 году переехавший в Москву, а с 1979-о по предложению Магомаева работавший директором Эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана.

Судьба некоторых песен в исполнении Магомаева оказалась непростой. Шлягер «Лучший город Земли» на слова Леонида Дербенева и музыку Арно Бабаджаняна месяц транслировался по радио, но Никита Хрущев усмотрел в песне «тлетворное веяние запада» и со словами «Твист о Москве? Запретить!» дал указание снять хит с эфира. «Реабилитировали» песню вскоре после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.

В 2013 году на праздновании 866-летия столицы шлягер Магомаева стал лейтмотивом торжества.

Песня «Нам не жить друг без друга» на слова Александры Пахмутовой в исполнении Муслима Магомаева и в наши дни хит. То же можно сказать о шлягерах 70-х «Падает снег» и «Луч солнца золотого». Последняя композиция звучит в сиквеле мультипликационного фильма «Бременские музыканты», где представлена как серенада Трубадура.

Пик музыкальной карьеры Муслима Магомаева приходится на 60-е и 70-е годы. Певец собирал стадионы по городам СССР, его с восхищением принимали концертные и оперные сцены мира.

В 1998 году Муслим Магомаев прекратил выступления на сцене. Он заявил, что каждому таланту отмеряно свое время, которое перешагивать нельзя. Последнее десятилетие артист посвятил живописи, жил в Москве, общался с поклонниками через веб-сайт.

Десятки лет артист дружил с Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. После смерти друга в 2003 году Муслим Магомаев замкнулся. Больное сердце и легкие беспокоили звезду все чаще. Но по словам жены Тамары Синявской Муслим Магометович выкуривал по три пачки сигарет в день. С занявшим пост министра культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы певец поссорился и критиковал его политику в культурной сфере страны. В 2005 Магомаев принял российское гражданство, но считал себя азербайджанцем и входил в руководство общероссийской общественной организации, объединявшей азербайджанскую диаспору РФ.

В 2007 году Магомаев написал последнюю песню «Прощай, Баку!» на стихи Есенина.

Личная жизнь

Юные студентки Бакинского музыкального училища вздыхали о голосистом красавце Муслиме Магомаеве, но предпочтение он отдал юной армянке Офелии. Скоропалительный брак оказался ошибкой: супруги расстались через год совместной жизни. Не уберегла молодую семью даже маленькая дочь Марина.


В 1972 году начался роман Муслима с певицей Тамарой Синявской. Они познакомились и полюбили друг друга в Баку, на декаде русского искусства. Тамара была замужней женщиной, но для вспыхнувшего чувства узы брака оказались слабым препятствием. Испытание разлукой любовь Магомаева и Синявской выдержала: после годичной стажировки Тамары в Италии пара встретилась и уже не расставалась.

В ноябре 1974 года Муслим Магомаев женился на певице: пара планировала скромное торжество, но родные и друзья устроили им банкет в столичном ресторане.


Личная жизнь пары оказалась похожей на «американские горки»: Магомаев и Синявская – две ярких звезды с сильными характерами, уступать друг другу супругам было непросто. Но любовь сцементировала брак навсегда и после бурных ссор и коротких расставаний влюбленные писали новую страницу отношений.

Последние годы жизни певца прошли рядом с любимой женщиной. Муслим Магомаев и Тамара Синявская часто отдыхали в Баку, на берегу Каспия жарили шашлыки. Весной и летом супруги жили на подмосковной даче, где вырастили живописный сад и обустроили альпийскую горку. Муслим Магометович рисовал, сочинял аранжировки и музыку.


Дочь Марина унаследовала музыкальный дар отца: девушка окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но предпочла другую профессию, не связанную с музыкой и вокалом. Марина сохраняла теплые отношения с отцом до последних дней жизни. С супругом Александром Козловским (сыном написавшего стихи для песни Магомаева «Синяя вечность» Геннадия Козловского) она живет в Америке. Внука Аллена Марина подарила отцу при жизни.

Смерть

В 60-летнем возрасте Магомаев ушел со сцены: обострились болезни. Вести прежний образ жизни, выступать на сцене и гастролировать солист не мог.

25 октября 2008 года Муслима Магометовича Магомаева не стало, он умер на руках супруги Тамары Синявской. Причиной смерти великого певца стала ишемическая болезнь сердца и атеросклероз.

Церемония прощания с великим артистом состоялась в Концертном зале имени П. И. Чайковского в столице. Прах Магомаева по завещанию доставили в родной Баку и похоронили на Аллее почетного захоронения, где покоится знаменитый дед Абдул-Муслим Магомаев.

Муслим Магометович Магомаев родился 17 августа 1942 в бакинской артистической семье. Его отец Магомет был театральным художником. Через месяц после рождения сына он ушел на фронт и погиб в Берлине за несколько дней до окончания войны. Айшет, мать Муслима Магомаева, была театральной артисткой. После войны она уехала в Россию, а сын остался в Баку со своим дядей Джамалом, который заменил ему и отца и деда.

Муслим учился в школе-десятилетке при Бакинской консерватории, где скоро обратили внимание на его чистый и сильный голос. Интерес к классическому вокальному искусству у мальчика возник после просмотра фильма «Молодой Карузо». Муслим слушал пластинки, которых было много у дяди, смотрел фильмы, брал ноты и пел все подряд. Он настолько увлекся пением, что перешел из музыкальной школы, в которой не было класса вокала, в Бакинское музыкальное училище.

В 1961 году молодой певец начал работать в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Он исполнял арии из опер и эстрадные песни. Через год его отправили в Хельсинки, на VIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Вернувшись из Финляндии, Муслим Магомаев узнал, что в журнале «Огонек» опубликована о нем статья: «Юноша из баку покоряет мир». Вскоре его пригласили выступить на центральном телевидении, а через год Муслим Магомаев принял участие в проходившей в Москве Декаде культуры и искусства Азербайджана. На финальном концерте он исполняет каватину Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». После исполнения зал взорвался аплодисментами. В ложе концертного зала сидели министр культуры СССР Е.А. Фурцева и знаменитый тенор Иван Семенович Козловский, которые вместе со всеми восторженно аплодировали молодому азербайджанцу. На следующий день все газеты страны писали о таланте певца из Баку.

Всесоюзная известность и мировая слава

В 1963 году состоялся его первый сольный концерт в Концертном зале им. Чайковского Московской филармонии. В том же году, Муслим Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964 молодой оперный певец году отправляется на годовую стажировку в знаменитый итальянский театр «Ла Скала».

В 1966 году Муслим Магомаев впервые выступает на сцене легендарного парижского концертного зала «Олимпия». Второе его выступление в «Олимпии» состоялось через три года. После этих гастролей с ленинградским мюзик-холлом, директор «Олимпии» предложил Муслиму Магомаеву контракт. Разрешение на этот контракт нужно было получать в Министерстве культуры СССР. Екатерина Фурцева на запрос из Франции ответила категорическим отказом, а самому Магомаеву по возвращению в СССР запретили выступать на важных концертах. Запрет был снят, когда Ю. В. Андропов, бывший в то время Председателем КГБ, захотел услышать Муслима Магомаева на концерте по случаю годовщины ВЧК/КГБ.

Высшее музыкальное образование Муслим Магомаев получал уже после того, как стал Заслуженным артистом Азербайджанской ССР. В 1968 году на его дипломный концерт в Азербайджанской государственной консерватории пришло такое количество слушателей, что пришлось открыть все окна и двери в зале.

Многогранность творчества

С самого начала творческого пути, Муслим Магомаев исполнял наряду с оперными ариями эстрадные песни. В конце 1960-х годов он дважды выступал на Каннском Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий и оба раза получил «Золотой диск» за несколько миллионов проданных пластинок со своими записями.

В 1969 году Муслим Магомаев выступал на Международном фестивале эстрадной песни в польском городе Сопот и получил главный приз в двух номинациях, что противоречит правилам фестиваля. Для азербайджанского певца организаторы знаменитого фестиваля сделали исключение и единственный раз в своей истории вручили два главных приза одному и тому же артисту.

Среди почитателей творчества Муслима Магомаева было много известных и влиятельных людей. Так, например, Леонид Брежнев очень любил слушать в исполнении Магомаева итальянскую песню «Белла чао».

В репертуаре Муслима Магомаева было несколько сотен арий и более 100 эстрадных песен, многие из которых, такие как «Королева красоты» и «Лучший город земли», благодаря его исполнению остаются популярными и в 2000-х годах. Как композитор, он написал музыку к 32 песням и 6 кинофильмам. На протяжении 14 лет (до 1989 года) Муслим Магомаев был художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра.

Муслиму Магомаеву были присвоены звания «Народный артист Азербайджанской ССР» и «Народный артист СССР». В 2002 году ему был вручен Орден Почета за большой вклад в развитие музыкального искусства.

Личная жизнь и семья

В последние годы жизни великий артист прекратил выступления, считая, что каждому голосу отведено свое время. Муслим Магомаев умер в Москве 25 октября 2008 и был похоронен в Баку.

Муслим Магомаев был дважды женат. С первой женой – Офелией – он познакомился в консерватории, где они оба учились. У Муслима и Офелии родилась дочь Марина. После окончания учебы, Марина уехала жить в США, но до последних дней отца поддерживала с ним очень теплые отношения.

В 1974 году женой Муслима Магомаева стала оперная певица Тамара Синявская. Она была с ним до последнего его вздоха. Муслим Магометович однажды сказал, что не смог бы жениться на другой, что у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело.

Полное имя - Муслим Магомет оглы Магомаев. Его отец - Магомед Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы; мать - Айшет Магомаева (в девичестве - Кинжалова), драматическая актриса. Дед - Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония.
Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции. В 1968 году окончил Азербайджанскую государственную консерваторию по классу вокала Ш. Мамедовой.
Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.

Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 г. в концертном зале имени Чайковского.
С 1963 по 1968 - Магомаев солист Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.
В 1964-1965 годах он стажировался в миланском театре «Ла Скала», но по окончании стажировки он отказался от работы в труппе Большого театра.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис хотел получить Магомаева еще на один год и предложил ему контракт, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьез рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.
В 1973 г. в возрасте 31 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР.
С 1975 по 1978 годы - Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.
В 60-е и 70-е популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остается кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
В концертном репертуаре Магомаева более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами»(1982) и «Поёт Муслим Магомаев», «Москва в нотах».
В 1978-1987 - солист Бакинского оперного театра.
Муслим Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам. Автор и ведущий цикла телепередач о жизни и творчестве американского певца Марио Ланца; написал книгу об этом певце.

Первая жена - Офелия (женился в 18 лет, прожил с ней один год). Есть дочь Марина и внук Аллен.
Вторая жена - Тамара Ильинична Синявская (прожили вместе почти 34 года), певица, народная артистка СССР.

В 1997 г. его именем 4980 Magomaev названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

Ушёл из жизни в субботу 25 октября 2008 года в 06:49 утра в своей московской квартире от ишемической болезни сердца.
Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.

Последние месяцы великого певца мучили сильные боли, он не раз обращался за помощью к врачам. Время от времени Муслим Магометович ложился в клинику на лечение, и как только ему становилось чуть лучше, возвращался домой. Пребывание в больнице для кумира миллионов было тягостным испытанием.
Сегодня ночью сердце мэтра советской, азербайджанской и российской эстрады остановилось.
Рано утром в квартиру певца, что в Леонтьевском перулке в Москве, срочно выехала бригада неотложной помощи. Однако спасти жизнь великому певцу, поэту и композитору (мало кому известно, что Магомаев писал музыку к кинолентам) все же не удалось...

Позвонила жена певца Тамара Синявская и сказала, что мужу очень плохо, - рассказали врачи неотложки. - Звонок был в 6.09, а уже в 6.11 мы были на месте. Магомаев находился без сознания. Все усилия, увы, были напрасны.

В 6.49 25 октября 2008 года сердце непревзойденного баритона земерло навеки. Врачи констатировали смерть Магомаева.

Детство

Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь деда - так он стал полным его тезкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом.

В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений.

Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования.

Когда в школе узнали о том, как Магомаев поет, на уроках музыкальной литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы. Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт, приобретенный на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".

Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешел в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.

Синявская

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живет в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то ее дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.

Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев. Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим положительным отзывам он предчувствовал успех.

В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах. Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонек" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

Триумф

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлевском дворце съездов. Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на русском языке.

В конце лета 1969 года в Сопоте состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив ее как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал еще раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой живет дух предков. Еще до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с ее участием, дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала ее по телефону в далекой Италии. Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...

Музыка

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а также 15 компакт-дисков: "Благодарю тебя" (1995), "Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996), "Звезды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее" (2001), "Любовь - моя песня. Страна грез" (2001), "Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия "Звезды, которые не гаснут", 2002), "Муслим Магомаев. Избранное" (2002), "Арии из опер" (2002), "Песни Италии" (2002), "Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002), "Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев" (2002), "С любовью к женщине" (2003), "Спектакли, мюзиклы, кинофильмы" (2003), "Рапсодия любви" (2004), "Муслим Магомаев. Импровизации" (2004), "Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты" (2005).

Еще одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов кинорежиссер задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и Самарканде. Двухсерийный фильм получился прекрасным - в нем все изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия, философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого соотечественника.

В середине 1980-х годов режиссер Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню, получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио. Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю «Ярославна» по мотивам "Слова о полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в августе 1985 года. Спектакль шел не на сцене театра, а у стен Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись "Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.

Кумир

Муслима Магомаева любили все. В свое время Л. И. Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и теплые отношения долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.

Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени "Муслим" раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия "Магомаев" безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".

М. М. Магомаев награжден орденами Почета (2002), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1980), орденами Азербайджана "Истиглал" (2002) и "Шохрат" (1997), почетным знаком "За заслуги перед польской культурой", нагрудным знаком "Шахтерская слава" III степени. В 2004 году награжден орденом М. В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за выдающийся личный вклад в развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра Великого. Является Кавалером ордена «Сердце Данко», присуждаемого за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры.


В столице советского Азербайджана Баку 17 августа 1942 года в семье выдающегося азербайджанского художника Магомеда Магомаева родился сын.

Ещё до рождения Муслима Семья Магомаевых оставила весьма заметный след в музыкальной культуре республики.

Мальчика неслучайно назвали Муслимом, в честь деда Муслима Магомаева – основоположника самобытной азербайджанской оперы .

Выдающейся личностью была и мать Муслима Айшат Магомаева – актриса Бакинского драматического театра, выступавшая под псевдонимом Кинжалова.

Своего отца Муслим Магомаев совсем не помнил, поскольку ни разу в жизни его не видел, да и попросту не мог видеть Его отец погиб па фронте в самом конце войны.

Гибель Магомеда, отца Муслима была тяжёлым ударом для матери мальчика. Получив известие о гибели мужа, она уехала из Баку сначала она рассчитывала найти работу в Майкопе, а затем в Вышний Волочок, оставив сына на попечение его дяди , крупного государственного и общественного деятеля советского Азербайджана.

Будучи убеждённым коммунистом и патриотом советской Родины, он и племянника стремился воспитывать в таком же духе.

Из Баку в Вышний Волочок и обратно

Строгое мужское воспитание сформировало в муслиме твёрдость характера и целеустремлённость, что позволило ему в дальнейшем добиться очень больших успехов в своей концертной деятельности.

Когда Муслиму исполнилось 9 лет, его мать решила забрать его к себе. Так из солнечной столицы Азербайджана мальчик попал в небольшой российский город, где он прожил с матерью целый год.

Впрочем, это время в его жизни, так же оказалось очень продуктивным. Именно там он познакомился с театром, причём не из зала, а со стороны кулис.

Провинциальный российский городок не мог обеспечить Муслиму Магомаеву необходимых музыкальных знаний, и через год он возвратился домой под опеку дяди.

Поскольку мальчик был музыкально одарён, то был принят в музыкальную школу бакинской консерватории, где прошёл полный курс обучения.

Музыкальное образование Муслиму Магомаеву давалось легко. Он быстро освоил фортепиано , сольфеджио, хорошо ориентировался в современной для того времени музыкальной литературе.

Особый интерес вызывали у него музыкальные новинки, пришедшие к нам из-за рубежа.

Музыкальная школа – это всего лишь первая ступень обучения музыке. Поэтому окончив школу Муслим решил пройти следующую ступень музыкального образования в училище им. Асафа Зейналы.

Год в Ла Скала

Знаменательным событием в его жизни была командировка в Италию, случившаяся в 1964 году. По договору с миланским театром Ла Скала ему предстояло стажироваться там целый год.

Освоив итальянскую технику исполнения , он совершил творческое турне по Западной Европе . В период с 1966 по 1969 год он несколько раз выступал в парижском концертном зале «Олимпия».

После этого ему предложили большое турне по Европе, но из-за позиции министерства культуры СССР ему пришлось отказаться от выгодного контракта.

После возвращения из Италии, перед Муслимом Магомаевым открылись широчайшие возможности. В частности, ему предложили место солиста в Большом театре.

Однако, не желая оставаться в жёстких рамках классического репертуара, он вынужден был отказаться. Творческая деятельность Магомаева была весьма обширна. На концертах в его исполнении звучали и западные шлягеры, и русские романсы, и арии из опер.

Любопытные факты из личной жизни артиста

В Советском Союзе самой высокой оценкой труда для людей творческих профессий было присвоение им звания Народный артист СССР . Получил такую награду и Магомаев, при чём довольно-таки рано.

Было ему тогда всего тридцать лет. Примечательно, что этот период в его жизни отмечен самыми значимыми событиями. 1973 год – присвоение ему звания Народный артист со всеми вытекающими карьерными перспективами, а следовательно и новыми возможностями.

Муслим Магомаев был мужчина видный, тысячи советских женщин мечтали о нём. Да и сам он тоже женщин, мягко говоря, не избегал. К моменту своего триумфа он был уже давно женат и даже успел развестись.

У его первой избранницы было романтическое имя: Офелия. Брак их был недолгим, но продуктивным. В положенный срок у них родилась дочь , которую назвали Мариной.

Марина оказалась папиной дочкой, по крайней мере, судя по её музыкальным способностям. Однако, несмотря на то, что природа на ребёнке отдыхать категорически отказалась, сама Марина к музыкальной карьере не проявляет ни малейшего интереса.

Она вообще перебралась в США, туда, где её не станут донимать вопросами об отце.

Нет ничего удивительного в том, что В 1974 г. Народный артист СССР Муслим Магомаев женился во второй раз. Теперь его избранницей стала оперная певица Тамара Синявская , с которой он прожил всю оставшуюся жизнь.

Детей во втором браке у него не случилось, что его не очень-то напрягало. С Синявской они жили долго и счастливо, до той поры пока 26 ноября 2008 года Муслима Магомаева не стало. По заключению врачей, причиной смерти великого артиста стали чрезмерные нагрузки на сердце.




Top