Музей дворжака в праге. Музыкальная и образовательная программы в музее

Недавно я вычитала у Милана Кундеры: «Если бы каждому из них случилось сказать, что он представляет себе под названием Чехия, образы, всплывавшие у них перед глазами, были бы совершенно различны и не творили бы никакого единства. Быть может, культура? Но что это? Дворжак и Яначек? Несомненно. Но каково, если чеху не свойственно чувство музыки? И сущность чешскости сразу же расплывается. Или великие мужи? Ян Гус? Никто из этих людей… не прочел ни строчки из его произведений. Единственное, что было доступно их пониманию – это пламя, слава пламени, в котором сгорел он как еретик на костре, в который он обратился, так что сущность чешскости для них… именно один пепел, ничего больше.»
И подумала – а для меня? Что такое для меня Чехия? Как я представляла ее себе раньше и как представляю теперь, после того, как в ней побывала? Раньше это была только Прага и – совсем чуть – Карлсбад, еще меньше Мариенбад, где мне виделись люди, нежащиеся в огромных бассейнах с фонтанами. О Праге я знала не намного больше, удивительно, как давно я мечтала в нее поехать и как мало озаботилась тем, чтобы познакомиться с ней заранее, заочно! Для меня Прага – это был Карлов мост (из фильма «Миссия невыполнима» с Томом Крузом) и одна безымянная башня. Теперь не знаю, какая именно – в моем сознании они сливались в одну: вероятно, на фото я видела их все, но не потрудилась, как в детских упражнениях на внимание, «найти отличия». А ведь их явно больше одной: Сеноважная

Пороховая

башни Карлова моста

Староместская Ратуша

И Ратуша Новоместская…

Наконец, костел св. Девы Марии Тынской, две башни которого тоже сливались для меня в одну.

Еще моя Прага – это Сословный театр, где Моцарт впервые представил «Дон Жуана»

Отмытые, как зеркала, мощеные булыжником улицы и рассказ мамы, посетившей Чехословакию с советской группой году эдак в 63-м. Как-то ранним утром она решила пробежаться по городу до завтрака и начала экскурсионной программы. Едва рассветало, на улицах не было ни души. И вдруг она увидела женщину, с ужасом указывающую на ее ноги – казалось, от ужаса та даже потеряла дар речи. Мама решила, что к ней ползет змея или ей грозит что-нибудь еще более невообразимое, но, внимательно осмотрев себя и пространство вокруг, ничего необычного не нашла. Женщина тем временем справилась с потрясением и прокричала: «Пьятна на ботах! Пьятна на ботах!» Мама, и правда, второпях забыла начистить до блеска в принципе вполне чистые ботинки. И, наконец, это был рассказ приятельницы о том, что в Праге великолепный модерн, но очень нелюбезные люди, и что она, зная пять или шесть европейских языков, не могла добиться от них, как пройти на такую-то улицу. Что же такое Прага и Чехия теперь? В том-то и беда, что теперь это определить невозможно. Точно знаю, чем они не являются – Яном Гусом. Хотя в Праге я побывала возле старинной церкви, где он проповедовал (фото нет, так как было очень темно), и, конечно, видела памятник на Староместской площади,

даже курила перед ним на лавочке

(более того, видела там человека с плакатом против Путина), могу сказать определенно: Чехия для меня – не Ян Гус и не пламя. А что? Страна, в которую можно бесконечно возвращаться. (А я наивно полагала, что Прагу удастся осмотреть за один день – делов-то: мост да башня, потом кружка пива с кнедликами и вечер в Сословном театре – и на этом закончить знакомство с Чехией). Страна, о которой можно бесконечно писать – здесь, конечно, я не изложу всех впечатлений. И, словами Кундеры, «культура… Дворжак и Яначек… несомненно!» Впрочем, Яначек – в меньшей степени: я не была хорошо знакома с его творчеством (даже не удосужилась послушать «Средство Макропулоса», которое одно время давали у нас в Геликон-опере), и посещение Чехии мало мне в этом помогло. Но Дворжак – да! Про мои с ним отношения хочется начать издалека.

Кажется, начались они с того, что много лет назад, по причине болезни дочери, я не смогла попасть на концерт из его произведений в Зале Чайковского, о чем потом долго сокрушалась. Познакомились мы несколько лет спустя в горячо мною любимом Пермском театре оперы и балета на опере «Русалка». Я довольно часто бываю в Перми (о чем напишу отдельно) и видела в местном театре много прекрасных постановок, но эта «превзошла все мои ожидания». Не помню уже, что именно происходило на дне морском, но земля, где оказалась Русалка, предстала в виде большого сумасшедшего дома: по абсолютно пустой сцене бродили, как тени, многочисленные пациенты в белых смирительных рубахах. Не буду утомлять читателя перечислением всех неврологических и психиатрических диагнозов, которые здесь были продемонстрированы, а также медицинских причиндалов (капельниц, суден и пр.), которые таскали за собой больные – скажу только, что музыка и голоса звучали божественно: я закрывала глаза и наслаждалась. Позже я послушала «Русалку» в Питере в Малом оперном – здесь не было ДЦП, инсультов и Паркинсона, зато в неоновом свечении извивались какие-то фигуры в трико, похожие на Спайдермена. И снова великолепные голоса и музыка! Потом подруга подарила мне диск. Я сидела у нее в гостях, и она попросила сына: «Принеси, пожалуйста, Дворжака – он лежит там-то и там-то.» Сын долго искал, но вернулся с пустыми руками – подруга уточнила «адрес». «А-а, – сказал сын, возвращаясь с диском. – Так это Дворжа к. А ты-то произнесла Дворжи к – я и искал Дворжи ка.» На диске оказались записаны Богемские мелодии, и был период в моей жизни, когда я только его и слушала. А в коробочку была вложена брошюрка о композиторе, начинавшаяся словами: «Музыка Дворжака впитала в себя богатые культурные традиции Чехии, но вышла далеко за пределы национального значения и принесла композитору мировую славу».
И вот, наконец, Прага! Изумительная «Русалка» с изумительными классическими декорациями в не менее изумительном здании Национальной оперы!

Потом концерт в Зеркальной капелле Клементинума, где играл и Моцарт (о нем, Моцарте, надеюсь, будет со временем отдельный рассказ).

А затем – места, связанные с жизнью Дворжака. Не стану переписывать здесь биографию композитора – ее можно прочитать, где угодно – а ограничусь лишь ключевыми эпизодами, связанными с тем, что увидела своими глазами. Антонин Дворжак (вот его портрет из музея в Праге)

родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес, недалеко от Праги, в доме своего отца, мясника и трактирщика.

Напротив дома, через дорогу (на фото справа) стоит церковь, где он в детстве пел в хоре.

С шести лет будущий композитор учился пению и игре на скрипке в местной школе. Он рос, слушая и исполняя музыку. В пражском доме, где сейчас находится музей Дворжака, можно увидеть его альт.

Неподалеку от дома-музея композитора мистическим образом расположен один из дворцов знаменитого мецената Лобковица, покровителя Бетховена (о последнем тоже надеюсь написать).

С 1862 года Дворжак работал концертмейстером группы альтов Временного театра в Праге – дирижером же этого театра был Берджих Сметана. Вот его дом на Староместской площади.

А вот и мемориальная доска, посвящённая Берджиху Сметане.

Я прочитала, что Дворжак очень гордился своей работой в Национальном театре. Как соотносится Национальный театр с Временным, не очень понятно, но я точно знаю, что Национальный театр (Народни дивадло) – это не Опера: в нем идут и оперы, и драмы. Это совсем другое здание, выходящее на набережную Влтавы.

Зал в этом театре больше, чем в Опере (хотя каждый из них роскошен), и у него есть также Новая сцена.

В 1891 Дворжак, уже обретший мировую известность, стал профессором Пражской консерватории, находящейся в так называемом Рудольфинуме.

Перед которым установлен памятник композитору.

В 1892 году он отправился в Америку, где работал до 1895 профессором Национальной музыкальной консерватории в Нью-Йорке. Там он создал знаменитую Девятую симфонию «Из нового света». По этой причине музей Дворжака в Праге расположен в вилле «Америка» на улице Ке Карлову в Новом месте.

В музее можно увидеть воссозданный кабинет композитора с портретом Бетховена над рабочим столом,

его личные вещи,

музыкальные инструменты.

На рояле и сегодня играют музыканты: в богато украшенном зале музея регулярно проходят концерты.

Такой вид открывается из окон дома.

А вот его лестница.

Однако сам Дворжак не ходил по этим ступеням и не любовался этим видом: он никогда не жил в этом доме. Дом, где он жил, не сохранился, но известно, что стоял он на Житной улице, недалеко от здания музея.

Из мест, напрямую не связанных с жизнью композитора, приведу еще ресторан его имени на острове Кампа в «Пражской Венеции». (Но о ней – тоже в будущем и отдельно).

Как и многие великие, Дворжак отдыхал и лечился в Карлсбаде (Карловых Варах), и там ему тоже установлен памятник.

Есть там и памятник русалке – в честь его главного шедевра.

И, даже, источник, названный ее именем.

Премьера «Русалки» состоялась в Праге в 1901 году, а 1 мая 1904 Дворжак скончался. Похоронен он тоже в Праге, на Вышеграде, на кладбище Славин, где покоятся и Альфонс Муха, и многие славные сыны чешского народа. Хотя в начале этого рассказа я и приводила слова о мировом значении музыки Дворжака, сам он признавался: «Где бы я ни творил, в Америке или Англии – я всегда писал истинно чешскую музыку».К сожалению, Вышеград я не посетила – видела его лишь издалека, с другого берега Влтавы, когда ездила в имение Бертрамка в гости к Моцарту. Но я ведь еще вернусь в Прагу! А значит – все впереди!

©Марина Кедреновская

Музей Антонина Дворжака (чеш. Muzeum Antonína Dvořáka) находится в Летнем дворце Михны , который представляет собой небольшой прекрасный особняк в стиле барокко. Он был построен в начале XVIII века для графа Яна Вацлава Михны по проекту известного архитектора Килиана Динценхофера. В начале XX века дворец выкупило Общество Антонина Дворжака с целью создать в честь великого композитора достойный музей, который начал свою работу в 1932 году. В наше время он входит в комплекс Национального музея . Сам Дворжак никогда не посещал Летний дворец Михны и никакого отношения к нему не имел. Подробнее об истории дворца читайте в нашей статье .

Постоянная экспозиция «Дороги Антонина Дворжака»

Рассказывает о жизненном пути известного композитора, делая особый акцент на совершённых им путешествиях. Дворжак был одним из главных чешских путешественников своего времени. Посетители музея вместе с ним отправятся в поездку из родного Нелагозевеса в Прагу, объездят Европу, побывают в Америке и вернутся в родную для него Богемию. В этом им помогут как современная графика, так и коллекция подлинных личных вещей Дворжака, включая его очки, альт, фортепиано, мебель из его кабинета, мантию, в которую он был одет во время получения почётной степени в Кембриджском университете, памятные венки и иные экспонаты.

Мультимедийная стенка, установленная на втором этаже предлагает познакомиться со многими произведениями Дворжака, как в известных, так и в неизвестных вариантах, а также с рядом его фотографий, рукописей и других личных документов.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Временная выставка «Греховные радости Антонина Дворжака»

Период проведения: 27. 3. 2018 - 1. 4. 2019

Выставка представляет композитора в незнакомом свете - как человека с обычными пристрастиями и греховными радостями. Дворжак был заядлым курильщиком, часто играл в карты и любил хорошо поесть. Он посещал с друзьями пражские трактиры и кофейни и регулярно ходил «на пиво» в Высокой-у-Пршибрама, где жил летом. В любимую карточную игру под названием «дарда» он играл вечерами в кругу семьи и друзей, по воспоминаниям последних, не забывая о ней даже в Америке. Композитор, однако, никогда не играл на деньги, лишь иногда на кону стояли спички или пуговицы. Из чешской кухни он питал особую тягу к сливовым кнедликам, говядине в шафрановом соусе и шницелю из телятины.

Курить Дворжак предпочитал трубку, хотя не отказывался от сигар и сигарет. Дома он, однако, позволял себе курить исключительно в кабинете, в других помещениях обходясь без табака. Курение чаще всего было связано с вечерними посиделками в кругу друзей или семьи. Порой собравшиеся коротали время за игрой в карты, которые скрашивали досуг Дворжака и за пределами дома.

Великий чех едва ли не каждый день бывал в «Парижской кофейне» напротив своей квартиры на улице Житной. Кроме того, он был завсегдатаем ресторана «У Магулику», где собиралось любопытное общество музыкантов, в котором Антонину была отведена роль «покровителя».

На выставке демонстрируются предметы личного пользования из наследства Дворжака - свидетельства вышеперечисленных пристрастий, такие как трубки, мундштуки, футляры для сигар, карты, пробки, посуда из его летнего дома в Высокой-у-Пршибрама и поваренная книга Терезии Лигманновой, его соученицы и первой любви из Злонице.

Посетители смогут узнать несколько рецептов из упомянутой поваренной книги или правила дарды, любимой карточной игры знаменитого композитора.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 20 евро

- прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города - 4 часа, 30 евро

- автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья - 8 часов, 30 евро

Экспозиция музея рассказывает о жизни, творчестве и педагогической деятельности великого композитора, которого по праву считают основоположником национальной чешской классической музыки. Здесь можно познакомиться с уникальным собранием вещей и документов Антонина Дворжака. В коллекции музея: оригинальные нотные рукописные партитуры, фотографии, картины, гусиные перья, которыми работал маэстро. На отдельном стенде экспонируются берет и плащ, которые были вручены […]

Экспозиция музея рассказывает о жизни, творчестве и педагогической деятельности великого композитора, которого по праву считают основоположником национальной чешской классической музыки. Здесь можно познакомиться с уникальным собранием вещей и документов Антонина Дворжака. В коллекции музея: оригинальные нотные рукописные партитуры, фотографии, картины, гусиные перья, которыми работал маэстро. На отдельном стенде экспонируются берет и плащ, которые были вручены в 1891 году в Кембриджском университете, когда Дворжаку присвоили звание почетного доктора.

Музей работает с 1932 года в «Вилла Америка » – так иногда называют Михневский летний дворец . Это роскошное здание в стиле барокко было возведено по авторскому проекту замечательного чешского зодчего Килиана Игнация Динценгофера в 1712-1720 годах. Название свое дворец получил по имени богемского аристократа Вацлава Михне, которому здание служило летней резиденцией.


В период с мая по октябрь в музее проводится серия концертов «Удивительный Дворжак» . Посетители словно переносятся в один из самых знаменитых пражских салонов, где маэстро выступал в 1904 году. Актеры в костюмах начала ХХ столетия разносят по залу бокалы со знаменитым чешским ликером «Бехеровка», в программе – наиболее известные произведения Дворжака, а за полчаса да начала концерта проводится экскурсия по музею.

Также в Михневском дворце продаются CD-диски с композициями маэстро.

Ехать трамваем 4, 6, 10, 11, 16, 22 до остановки I. P. Pavlova

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

  • Адрес: Ke Karlovu 462/20, 120 00 Nové Město, Česko
  • Телефон: +420 224 923 363
  • E-mail: [email protected]
  • Дата открытия: 1932 г.
  • Время работы: ежедневно с 10:00 до 17:00, перерыв с 13:30 до 14:00

В старинном здании в стиле барокко недалеко от центра расположился музей Дворжака, знаменитого создателя традиционной чешской музыкальной школы. Он является частью музыкального и рассказывает о жизни и творчестве одного из наиболее известных композиторов этой страны, создававших свои произведения в стиле романтизма.

Немного истории

Музей Антонина Дворжака был основан в 1932 г. Общество имени композитора приобрело для этих целей особняк в стиле барокко, возведенный в 1720 году по заказу графа Яна Михны. Здание, носящее название «Вилла Америка», было приобретено муниципалитетом Праги в 1843 году и с тех пор использовалось для разных целей.



Экспозиция музея

Музей посвящен жизни и творчеству композитора. Здесь можно увидеть его нотные рукописи и изданные партитуры, личные письма и фотографии, афиши и театральные программы, а также личные вещи – например, рояль, на котором он исполнял сочиненные музыкальные произведения, и некоторые другие музыкальные инструменты. Хранится здесь библиотека композитора, а также плащ и шапочка, которые он получил, став доктором университета Кембриджа.


Кроме того, посетителей привлекает и интерьер дворца. Центральный зал украшают фрески на античные сюжеты, выполненные известным художником Яном Шором, лепнина и богато отделанный камин. В помещениях музея сохранены оригинальные интерьеры XIX в. Некоторые предметы и в самом деле принадлежали композитору, другие призваны просто передать дух той эпохи, показать быт конца позапрошлого столетия.


Сувенирный магазин

В музее работает магазин, где можно приобрести диски с музыкой Антонина Дворжака, книги о нем, сборники нот музыкальных произведений и другие тематические сувениры.

Музыкальная и образовательная программы в музее

С апреля по октябрь в музее проходит концертный цикл «Удивительный Дворжак». Оркестр Пражского государственного театра Оперы исполняет произведения композитора.

Кроме того, можно попасть и на концерт, в программу которого входят произведения других чешских композиторов, а также народная музыка. Проводятся в здании музея и лекции, посвященные истории музыки, биографии Дворжака и т.д.


Как посетить музей?

Посещение музея будет интересно не только поклонникам классической музыки, но и ценителям безупречной архитектуры. В 1717-1720 годах будущий известный архитектор Килиан Игнац Динценхофер создал свой первый самостоятельный дворец под летнюю резиденцию графу и меценату Яну Вацлаву Михне. За долгие годы строение приобретали для разных целей, пока в 1932 году оно не было приобретено Обществом Антонина Дворжака для создания музея знаменитого земляка.

Здание, названное «Вилла Америка», выстроено в типичном барочном стиле с богато украшенным фасадом и характерной для этих мест мансардной крышей. Летний дворец Михны со стороны улицы оттенен двумя небольшими павильонами и окружен эффектной чугунной решеткой, которая является точной копией оригинала, проданного в Дрезден в 1884 году.

Территория дворика гармонично украшена скульптурами из местного песчаника, изображающие времена года и двух сатиров, а также традиционным барочным украшением – двумя вазами. Стоит отметить, что все элементы декора созданы руками чешских мастеров.

Центральный зал музея интересен в первую очередь фресками чешского живописца Яна Фердинанда Шора: «Аполлон», «Орфей», «Смерть Архимеда», изысканной лепкой, великолепными барельефами и богатым камином.

Экспозиция музея

Создатели экспозиции постарались сохранить для посетителей атмосферу конца XIX века, на который пришелся расцвет творческого таланта Дворжака. Обстановка, мебель, детали интерьера, предметы быта заинтересуют любителей старины, а музыканты с особым трепетом смогут прикоснуться к некоторым реликвиям, связанным с жизнью композитора.

Редчайшие экземпляры нот, партитуры, личные записи, первые фотографии, любимые инструменты Дворжака и даже гусиные перья, которыми он работал, дают возможность приблизиться и лучше понять творческие замыслы маэстро. С особой гордостью вам продемонстрируют берет и плащ, которые ему преподнесли в 1891 году при присвоении звания почетного доктора в Кембриджском университете в знак особых заслуг в мире музыки. Именно Антонина Дворжака принято считать основоположником национального симфонизма.

Музыкальная программа

Поскольку музей является не только исследовательским центром наследия Дворжака, но и продолжателем его идей, то для посетителей «Вилла Америка» разработано несколько программ по ознакомлению как с музыкой известного земляка, так и с музыкальной традицией чешского народа. По своему усмотрению вы можете выбрать предпочтительную музыкальную программу, обозначенную в афише и насладиться гармоничным сочетанием музыки, архитектуры и виртуозным исполнением.

Поскольку Общество Антонина Дворжака занимается не только хранением экспонатов, связанных с жизнью и творчеством Дворжака, но и научными разработками, то заинтересованные посетители могут посетить и другие мероприятия: выставки, лекции и концерты, составленные по специальной программе.

В период с мая по октябрь в музее идет более насыщенная жизнь, так как проводится особый цикл концертов «Удивительный Дворжак». В рамках программы гостей радушно встречают артисты в колоритных костюмах конца XIX века, угощают традиционным ликером, а музыканты местной Национальной оперы исполняют как и хорошо известные, узнаваемые произведения композитора, так и малознакомые.

Перед посещением музея стоит ознакомиться с расписанием мероприятий, которые регулярно проводятся Обществом Антонина Дворжака (на официальном сайте информация дается на чешском и английском языках). В среднем мероприятие (концерт или костюмированный бал) длится полтора часа, обратите внимание на то, на каком языке оно будет проведено.

При музее работает сувенирная лавка, где можно приобрести симпатичные вещицы на память, а так же диски с музыкой композитора и другими чешскими авторами. Если в вашем окружении есть музыканты, то сборник нот или книга о Дворжаке из его музея будет самым незабываемым подарком.

Богатая экспозиция музейного фонда, прикосновение к гармоничному миру искусства оставят в вашей душе самые возвышенные и добрые воспоминая от посещения музея.




Top