Музей дворжака в праге. Постоянная экспозиция «Дороги Антонина Дворжака»

Музей Антонина Дворжака (чеш. Muzeum Antonína Dvořáka) находится в Летнем дворце Михны , который представляет собой небольшой прекрасный особняк в стиле барокко. Он был построен в начале XVIII века для графа Яна Вацлава Михны по проекту известного архитектора Килиана Динценхофера. В начале XX века дворец выкупило Общество Антонина Дворжака с целью создать в честь великого композитора достойный музей, который начал свою работу в 1932 году. В наше время он входит в комплекс Национального музея . Сам Дворжак никогда не посещал Летний дворец Михны и никакого отношения к нему не имел. Подробнее об истории дворца читайте в нашей статье .

Постоянная экспозиция «Дороги Антонина Дворжака»

Рассказывает о жизненном пути известного композитора, делая особый акцент на совершённых им путешествиях. Дворжак был одним из главных чешских путешественников своего времени. Посетители музея вместе с ним отправятся в поездку из родного Нелагозевеса в Прагу, объездят Европу, побывают в Америке и вернутся в родную для него Богемию. В этом им помогут как современная графика, так и коллекция подлинных личных вещей Дворжака, включая его очки, альт, фортепиано, мебель из его кабинета, мантию, в которую он был одет во время получения почётной степени в Кембриджском университете, памятные венки и иные экспонаты.

Мультимедийная стенка, установленная на втором этаже предлагает познакомиться со многими произведениями Дворжака, как в известных, так и в неизвестных вариантах, а также с рядом его фотографий, рукописей и других личных документов.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Временная выставка «Греховные радости Антонина Дворжака»

Период проведения: 27. 3. 2018 - 1. 4. 2019

Выставка представляет композитора в незнакомом свете - как человека с обычными пристрастиями и греховными радостями. Дворжак был заядлым курильщиком, часто играл в карты и любил хорошо поесть. Он посещал с друзьями пражские трактиры и кофейни и регулярно ходил «на пиво» в Высокой-у-Пршибрама, где жил летом. В любимую карточную игру под названием «дарда» он играл вечерами в кругу семьи и друзей, по воспоминаниям последних, не забывая о ней даже в Америке. Композитор, однако, никогда не играл на деньги, лишь иногда на кону стояли спички или пуговицы. Из чешской кухни он питал особую тягу к сливовым кнедликам, говядине в шафрановом соусе и шницелю из телятины.

Курить Дворжак предпочитал трубку, хотя не отказывался от сигар и сигарет. Дома он, однако, позволял себе курить исключительно в кабинете, в других помещениях обходясь без табака. Курение чаще всего было связано с вечерними посиделками в кругу друзей или семьи. Порой собравшиеся коротали время за игрой в карты, которые скрашивали досуг Дворжака и за пределами дома.

Великий чех едва ли не каждый день бывал в «Парижской кофейне» напротив своей квартиры на улице Житной. Кроме того, он был завсегдатаем ресторана «У Магулику», где собиралось любопытное общество музыкантов, в котором Антонину была отведена роль «покровителя».

На выставке демонстрируются предметы личного пользования из наследства Дворжака - свидетельства вышеперечисленных пристрастий, такие как трубки, мундштуки, футляры для сигар, карты, пробки, посуда из его летнего дома в Высокой-у-Пршибрама и поваренная книга Терезии Лигманновой, его соученицы и первой любви из Злонице.

Посетители смогут узнать несколько рецептов из упомянутой поваренной книги или правила дарды, любимой карточной игры знаменитого композитора.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 20 евро

- прогулка по малоизвестным, но интересным уголкам Праги вдали от туристических маршрутов, чтобы почувствовать настоящий дух города - 4 часа, 30 евро

- автобусная экскурсия для тех, кто хочет с головой погрузиться в атмосферу чешского Средневековья - 8 часов, 30 евро

Недавно я вычитала у Милана Кундеры: «Если бы каждому из них случилось сказать, что он представляет себе под названием Чехия, образы, всплывавшие у них перед глазами, были бы совершенно различны и не творили бы никакого единства. Быть может, культура? Но что это? Дворжак и Яначек? Несомненно. Но каково, если чеху не свойственно чувство музыки? И сущность чешскости сразу же расплывается. Или великие мужи? Ян Гус? Никто из этих людей… не прочел ни строчки из его произведений. Единственное, что было доступно их пониманию – это пламя, слава пламени, в котором сгорел он как еретик на костре, в который он обратился, так что сущность чешскости для них… именно один пепел, ничего больше.»
И подумала – а для меня? Что такое для меня Чехия? Как я представляла ее себе раньше и как представляю теперь, после того, как в ней побывала? Раньше это была только Прага и – совсем чуть – Карлсбад, еще меньше Мариенбад, где мне виделись люди, нежащиеся в огромных бассейнах с фонтанами. О Праге я знала не намного больше, удивительно, как давно я мечтала в нее поехать и как мало озаботилась тем, чтобы познакомиться с ней заранее, заочно! Для меня Прага – это был Карлов мост (из фильма «Миссия невыполнима» с Томом Крузом) и одна безымянная башня. Теперь не знаю, какая именно – в моем сознании они сливались в одну: вероятно, на фото я видела их все, но не потрудилась, как в детских упражнениях на внимание, «найти отличия». А ведь их явно больше одной: Сеноважная

Пороховая

башни Карлова моста

Староместская Ратуша

И Ратуша Новоместская…

Наконец, костел св. Девы Марии Тынской, две башни которого тоже сливались для меня в одну.

Еще моя Прага – это Сословный театр, где Моцарт впервые представил «Дон Жуана»

Отмытые, как зеркала, мощеные булыжником улицы и рассказ мамы, посетившей Чехословакию с советской группой году эдак в 63-м. Как-то ранним утром она решила пробежаться по городу до завтрака и начала экскурсионной программы. Едва рассветало, на улицах не было ни души. И вдруг она увидела женщину, с ужасом указывающую на ее ноги – казалось, от ужаса та даже потеряла дар речи. Мама решила, что к ней ползет змея или ей грозит что-нибудь еще более невообразимое, но, внимательно осмотрев себя и пространство вокруг, ничего необычного не нашла. Женщина тем временем справилась с потрясением и прокричала: «Пьятна на ботах! Пьятна на ботах!» Мама, и правда, второпях забыла начистить до блеска в принципе вполне чистые ботинки. И, наконец, это был рассказ приятельницы о том, что в Праге великолепный модерн, но очень нелюбезные люди, и что она, зная пять или шесть европейских языков, не могла добиться от них, как пройти на такую-то улицу. Что же такое Прага и Чехия теперь? В том-то и беда, что теперь это определить невозможно. Точно знаю, чем они не являются – Яном Гусом. Хотя в Праге я побывала возле старинной церкви, где он проповедовал (фото нет, так как было очень темно), и, конечно, видела памятник на Староместской площади,

даже курила перед ним на лавочке

(более того, видела там человека с плакатом против Путина), могу сказать определенно: Чехия для меня – не Ян Гус и не пламя. А что? Страна, в которую можно бесконечно возвращаться. (А я наивно полагала, что Прагу удастся осмотреть за один день – делов-то: мост да башня, потом кружка пива с кнедликами и вечер в Сословном театре – и на этом закончить знакомство с Чехией). Страна, о которой можно бесконечно писать – здесь, конечно, я не изложу всех впечатлений. И, словами Кундеры, «культура… Дворжак и Яначек… несомненно!» Впрочем, Яначек – в меньшей степени: я не была хорошо знакома с его творчеством (даже не удосужилась послушать «Средство Макропулоса», которое одно время давали у нас в Геликон-опере), и посещение Чехии мало мне в этом помогло. Но Дворжак – да! Про мои с ним отношения хочется начать издалека.

Кажется, начались они с того, что много лет назад, по причине болезни дочери, я не смогла попасть на концерт из его произведений в Зале Чайковского, о чем потом долго сокрушалась. Познакомились мы несколько лет спустя в горячо мною любимом Пермском театре оперы и балета на опере «Русалка». Я довольно часто бываю в Перми (о чем напишу отдельно) и видела в местном театре много прекрасных постановок, но эта «превзошла все мои ожидания». Не помню уже, что именно происходило на дне морском, но земля, где оказалась Русалка, предстала в виде большого сумасшедшего дома: по абсолютно пустой сцене бродили, как тени, многочисленные пациенты в белых смирительных рубахах. Не буду утомлять читателя перечислением всех неврологических и психиатрических диагнозов, которые здесь были продемонстрированы, а также медицинских причиндалов (капельниц, суден и пр.), которые таскали за собой больные – скажу только, что музыка и голоса звучали божественно: я закрывала глаза и наслаждалась. Позже я послушала «Русалку» в Питере в Малом оперном – здесь не было ДЦП, инсультов и Паркинсона, зато в неоновом свечении извивались какие-то фигуры в трико, похожие на Спайдермена. И снова великолепные голоса и музыка! Потом подруга подарила мне диск. Я сидела у нее в гостях, и она попросила сына: «Принеси, пожалуйста, Дворжака – он лежит там-то и там-то.» Сын долго искал, но вернулся с пустыми руками – подруга уточнила «адрес». «А-а, – сказал сын, возвращаясь с диском. – Так это Дворжа к. А ты-то произнесла Дворжи к – я и искал Дворжи ка.» На диске оказались записаны Богемские мелодии, и был период в моей жизни, когда я только его и слушала. А в коробочку была вложена брошюрка о композиторе, начинавшаяся словами: «Музыка Дворжака впитала в себя богатые культурные традиции Чехии, но вышла далеко за пределы национального значения и принесла композитору мировую славу».
И вот, наконец, Прага! Изумительная «Русалка» с изумительными классическими декорациями в не менее изумительном здании Национальной оперы!

Потом концерт в Зеркальной капелле Клементинума, где играл и Моцарт (о нем, Моцарте, надеюсь, будет со временем отдельный рассказ).

А затем – места, связанные с жизнью Дворжака. Не стану переписывать здесь биографию композитора – ее можно прочитать, где угодно – а ограничусь лишь ключевыми эпизодами, связанными с тем, что увидела своими глазами. Антонин Дворжак (вот его портрет из музея в Праге)

родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес, недалеко от Праги, в доме своего отца, мясника и трактирщика.

Напротив дома, через дорогу (на фото справа) стоит церковь, где он в детстве пел в хоре.

С шести лет будущий композитор учился пению и игре на скрипке в местной школе. Он рос, слушая и исполняя музыку. В пражском доме, где сейчас находится музей Дворжака, можно увидеть его альт.

Неподалеку от дома-музея композитора мистическим образом расположен один из дворцов знаменитого мецената Лобковица, покровителя Бетховена (о последнем тоже надеюсь написать).

С 1862 года Дворжак работал концертмейстером группы альтов Временного театра в Праге – дирижером же этого театра был Берджих Сметана. Вот его дом на Староместской площади.

А вот и мемориальная доска, посвящённая Берджиху Сметане.

Я прочитала, что Дворжак очень гордился своей работой в Национальном театре. Как соотносится Национальный театр с Временным, не очень понятно, но я точно знаю, что Национальный театр (Народни дивадло) – это не Опера: в нем идут и оперы, и драмы. Это совсем другое здание, выходящее на набережную Влтавы.

Зал в этом театре больше, чем в Опере (хотя каждый из них роскошен), и у него есть также Новая сцена.

В 1891 Дворжак, уже обретший мировую известность, стал профессором Пражской консерватории, находящейся в так называемом Рудольфинуме.

Перед которым установлен памятник композитору.

В 1892 году он отправился в Америку, где работал до 1895 профессором Национальной музыкальной консерватории в Нью-Йорке. Там он создал знаменитую Девятую симфонию «Из нового света». По этой причине музей Дворжака в Праге расположен в вилле «Америка» на улице Ке Карлову в Новом месте.

В музее можно увидеть воссозданный кабинет композитора с портретом Бетховена над рабочим столом,

его личные вещи,

музыкальные инструменты.

На рояле и сегодня играют музыканты: в богато украшенном зале музея регулярно проходят концерты.

Такой вид открывается из окон дома.

А вот его лестница.

Однако сам Дворжак не ходил по этим ступеням и не любовался этим видом: он никогда не жил в этом доме. Дом, где он жил, не сохранился, но известно, что стоял он на Житной улице, недалеко от здания музея.

Из мест, напрямую не связанных с жизнью композитора, приведу еще ресторан его имени на острове Кампа в «Пражской Венеции». (Но о ней – тоже в будущем и отдельно).

Как и многие великие, Дворжак отдыхал и лечился в Карлсбаде (Карловых Варах), и там ему тоже установлен памятник.

Есть там и памятник русалке – в честь его главного шедевра.

И, даже, источник, названный ее именем.

Премьера «Русалки» состоялась в Праге в 1901 году, а 1 мая 1904 Дворжак скончался. Похоронен он тоже в Праге, на Вышеграде, на кладбище Славин, где покоятся и Альфонс Муха, и многие славные сыны чешского народа. Хотя в начале этого рассказа я и приводила слова о мировом значении музыки Дворжака, сам он признавался: «Где бы я ни творил, в Америке или Англии – я всегда писал истинно чешскую музыку».К сожалению, Вышеград я не посетила – видела его лишь издалека, с другого берега Влтавы, когда ездила в имение Бертрамка в гости к Моцарту. Но я ведь еще вернусь в Прагу! А значит – все впереди!

©Марина Кедреновская

В нескольких кварталах от Карловой площади находится Музей Антонина Дворжака – известного чешского композитора, умело включавшего в свои произведения народные мелодии Моравии и Богемии и тем самым пробудившего интерес к ним у представителей чешской интеллигенции XIX века.

Небольшой музей, расположенный в аккуратном особнячке «Вилла Америка», построенном в 1717-1720 годах в качестве летнего дворца Яна Вацлава Михне, основан Обществом Антонина Дворжака. Для этого здание было не арендовано, а приобретено в 1932 году. Его создатели добились уединенности и отрешенности от всего остального мира с помощью фигурных решеток, которые окружают особняк и являются точной копией той ограды, которая была продана немцам в конце XIX века.

Дворик перед музеем украшен несколькими скульптурами работы чешских мастеров.

Любители искусства будут рады увидеть в музее сохранившиеся с XVIII века фрески, богатую лепнину на потолке, роскошно оформленный камин. А почитатели хорошей классической музыки смогут оценить богатую экспозицию, посвященную жизни и творчеству композитора. Здесь представлены личные вещи мастера, среди которых партитуры нот, записные книжки, редкие фотографии, инструменты, на которых играл Дворжак, и многое другое. Во время визита в музей посетители могут прикоснуться к тщательно воссозданному интерьеру, словно переносящему их на столетие назад, погрузиться в творческую атмосферу и лучше понять замыслы столь неординарной личности, как Антонин Дворжак.

С мая по октябрь в музее устраивают музыкальные вечера «Удивительный Дворжак».

Экспозиция музея рассказывает о жизни, творчестве и педагогической деятельности великого композитора, которого по праву считают основоположником национальной чешской классической музыки. Здесь можно познакомиться с уникальным собранием вещей и документов Антонина Дворжака. В коллекции музея: оригинальные нотные рукописные партитуры, фотографии, картины, гусиные перья, которыми работал маэстро. На отдельном стенде экспонируются берет и плащ, которые были вручены […]

Экспозиция музея рассказывает о жизни, творчестве и педагогической деятельности великого композитора, которого по праву считают основоположником национальной чешской классической музыки. Здесь можно познакомиться с уникальным собранием вещей и документов Антонина Дворжака. В коллекции музея: оригинальные нотные рукописные партитуры, фотографии, картины, гусиные перья, которыми работал маэстро. На отдельном стенде экспонируются берет и плащ, которые были вручены в 1891 году в Кембриджском университете, когда Дворжаку присвоили звание почетного доктора.

Музей работает с 1932 года в «Вилла Америка » – так иногда называют Михневский летний дворец . Это роскошное здание в стиле барокко было возведено по авторскому проекту замечательного чешского зодчего Килиана Игнация Динценгофера в 1712-1720 годах. Название свое дворец получил по имени богемского аристократа Вацлава Михне, которому здание служило летней резиденцией.


В период с мая по октябрь в музее проводится серия концертов «Удивительный Дворжак» . Посетители словно переносятся в один из самых знаменитых пражских салонов, где маэстро выступал в 1904 году. Актеры в костюмах начала ХХ столетия разносят по залу бокалы со знаменитым чешским ликером «Бехеровка», в программе – наиболее известные произведения Дворжака, а за полчаса да начала концерта проводится экскурсия по музею.

Также в Михневском дворце продаются CD-диски с композициями маэстро.

Ехать трамваем 4, 6, 10, 11, 16, 22 до остановки I. P. Pavlova

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Иногда потребность вашей души улавливают где-то в высших сферах. Так совершенно неожиданно Прага снова была предложена жизненными обстоятельствами. Отказываться от такого подарка было бы непростительной глупостью.

Итак, ещё одна неделя в Праге. Неделя концертов, выставок, музеев, общения, неспешных прогулок, посиделок и созерцания красоты. Удобное расположение отеля прямо за «Танцующим домом» позволяло много ходить пешком по центру города, открывать для себя новые кварталы и объекты и, наконец, сфотографировать упомянутый выше дом почти ночью, чего раньше не довелось сделать. И ночью он не менее интересен, чем днём, являя миру светящиеся конструкции, которые, подобно гигантским свечам, освещают пространство вокруг.

Однако вовсе не творение Фрэнка Гери на сей раз предмет нашего повествования, а другой дом под названием вилла «Америка», где расположился музей выдающегося чешского композитора Антонина Дворжака.

Красивое здание в барочном стиле было построено в начале 18 века. Симпатичен небольшой зелёный дворик, огороженный чугунной оградой с великолепным плетением входных ворот, которые позднее, во второй половине 19 века, из экономических соображений были проданы, а потом изготавливались заново. Проект виллы создал архитектор немецкого происхождения Килиан Игнац Динценхофер, много лет работавший в Праге, Силезии и Моравии. Определённая камерность, изящество постройки выделяет её среди прочих строений эпохи.


Дворец принадлежал Яну Вацлаву Михне и служил аристократу летней резиденцией. Сад украшен скульптурными группами Матиаша Брауна, символизирующими времена года: весну и зиму, лето и осень. Фигуры сатиров, две каменные вазы, скамейки среди кустарника, два небольших павильона - таково пространство вокруг основного дома. Вилла за свою историю неоднократно меняла хозяев. Название «Америка» закрепилось за ней в 19 веке, когда в саду открылся ресторан преимущественно для немецких студентов. Только в 1932 году здание дворца было передано Чешскому музею музыки, и здесь открылась экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Антонина Дворжака.


Интерьер виллы украшают фрески Яна Фердинанда Шора, на втором этаже - роскошный камин и небольшой зал с белым роялем, где проходят концерты. Но главное богатство музея - это коллекция всего того, что по крупицам воссоздаёт облик Дворжака-композитора, рассказывает о значимых эпизодах его жизни. Здесь представлены альт и рояль мастера, чернильница с гусиным пером, берет и мантия почётного доктора Кембриджского университета, серебряный кубок, подаренный Дворжаку во время выступления в 1890 году в Санкт-Петербурге, серебряный венок, полученный в дар от чехов-эмигрантов в Нью-Йорке, где он три года возглавлял консерваторию, и другие личные вещи.


Здесь же фотографии конца 19 века, на которых мы видим композитора с детьми, в окружении семьи и друзей, фотографии его современников-музыкантов, среди которых Пётр Ильич Чайковский. Их личное знакомство состоялось в 1888 году, когда Чайковский был в Праге. Пётр Ильич бывал в доме Дворжака, посещал репетиции его Седьмой симфонии, а тот, в свою очередь, не пропустил ни одной репетиции Чайковского, который готовился представить чешской публике как оркестровые произведения, так и оперу «Евгений Онегин». Композиторы обменивались мнениями, а позже писали друг другу. Каждый из них высоко ценил дарование коллеги, славянская общность музыкальных корней, искренность высказывания несомненно роднила двух великих музыкантов.

В музее содержатся также рукописи, черновики, программы и афиши концертов, письма, большая часть нотного архива и библиотеки Дворжака. Здесь же можно послушать музыку композитора, надев наушники и выбрав то, что интересует. Очень порадовал в этом плане папа с маленькой дочкой: девочка слушала музыку и она ей явно нравилась. Достойный ответ чешского папы всеобщей глобализации: такой ребёнок не вырастет человеком, родства не помнящим, поскольку с детства приобщается к лучшим образцам национальной музыки.

Диски с сочинениями Дворжака, прекрасно изданные ноты его произведений, среди которых клавиры оперы «Русалка», симфонии «Из Нового света», сборники Славянских танцев можно приобрести здесь же, на первом этаже музея. А с мая по октябрь по вторникам и пятницам в музее проводятся музыкальные вечера «Wonderful Dvorak». Автору довелось присутствовать на такой концертной программе, предназначенной для англоязычных туристов, группу которых привез сюда экскурсовод.

Сценарий вечера таков: действие происходит 1 мая 1904 года в музыкальном салоне оперной певицы Мари. Здесь собрались музыканты, почитающие творчество Дворжака, приезд которого вполне возможен и ожидаем. Поэтому каждый из музыкантов приготовил ему сюрприз, выбрав для исполнения свои любимые произведения маэстро.

Вечер традиционно начинается с небольшого бокальчика чешского ликёра «Becherovka», который преподносится всем гостям. В музыкальном салоне их встречают музыканты, одетые в костюмы начала 20 века. Концертная программа состоит из вокальных и инструментальных сочинений Дворжака в исполнении солистов Пражского национального оперного театра и музыкантов Пражской консерватории. Вкрапление непринуждённых диалогов делает концерт лёгким, ненавязчивым, и, в то же время, представленная музыка интересна в познавательном плане, поскольку не столь часто исполняется.

В данной программе звучали фрагменты из опер «Русалка», «Якобинец», «Хитрый крестьянин», кантаты Stabat Mater, скерцо из сонатины для скрипки, романсы и другие сочинения. И это радует, поскольку обычный «туристический набор», предлагаемый в Праге почти на каждом углу - это пара Славянских танцев, Юмореска и Мелодия, а ведь А. Дворжак написал много и другой не менее прекрасной музыки…

В разговоре с менеджером программы, её ведущей и певицей Рене Нахтигалловой, выяснилось, что русскоязычного варианта «Wonderful Dvorak» у них нет. То есть специально для наших туристов такой сценарий, к сожалению, не предусмотрен. Это наводит на грустные размышления о том, что в головах чешских музыкантов даже отдалённо не появляется мысль о том, что российские туристы способны заинтересоваться в Праге чем-нибудь ещё, кроме традиционно растиражированных маршрутов и пива. Зато когда среди англоязычных, довольно сдержанно реагирующих туристов-пенсионеров случайно появился человек заинтересованный содержанием действа и просто эмоционально отзывчивый, глаза музыкантов засветились искренней радостью. Поэтому тем, кому всё-таки интересна чешская музыкальная классика и творчество одного из лучших её представителей, вилла «Америка», расположенная по адресу Ke Karlovu, 20 может быть рекомендована не только как архитектурный памятник.

Видеоролик Е. Копий. Музыка: А. Дворжак. Серенада для струнного оркестра. ч 1, фото Е. Копий.




Top