Музей крутящихся дервишей в стамбуле. Музей крутящихся дервишей Музей крутящихся дервишей

(Galata Mevlevi Lodge / Galata Mevlevi Lodge)
В музее крутящихся дервишей туристы имеют возможность не только воочию увидеть их гипнотический танец, но и познакомиться с образом жизни прославленных мусульманских монахов. По воскресеньем здесь также можно посмотреть на танец крутящихся дервишей.

В массовом сознании крутящиеся дервиши закрепились как символ Турции, её визитная карточка. Однако это не просто аттракцион, придуманный для привлечения туристов, а одна из настоящих практик религиозного ордена суфизма, которой уже больше восьми веков. Суфизм значительно утратил своё общественное влияние в годы правления Ататюрка, когда религиозные сборища массово разгонялись, а их участники отправлялись на принудительные работы. В те годы дервишское братство прекращает существовать как община, но окончательно не исчезает, полуподпольно сохраняя традиции. Позднее дервиши возвращаются как культурное явление, как проводник между современным миром и историческим прошлым страны и становятся невероятно популярны в туристической сфере. В 2011 г. на территории одной из немногих дервишских обителей, сохранившихся до наших дней, открывается музей крутящихся дервишей.

Теперь туристы имеют возможность не только воочию увидеть гипнотический танец дервишей, но и познакомиться с образом жизни прославленных мусульманских монахов, а также религиозной подоплёкой их движения.

Дервиши - это мусульманские монахи-аскеты, проживавшие в так называемых теккие, общинах. У дервишей нет понятия собственности, ведь, согласно течению, которое они проповедовали, всё принадлежит Аллаху. Если же дервиш чем-то и владел, то обязан был этим делиться. Но не альтруизмом и аскетизмом прославились эти монахи, всемирно известными их сделал традиционный танец, исполняемый во время религиозных мероприятий. Дервиши исполняют свой танец одетыми в длинные белоснежные платья, непременным атрибутом на их головах служит высокая фетровая шляпа из верблюжьей шерсти. Они закрывают глаза, поднимают правую ладонь вверх, чуть наклоняют голову и начинают быстро кружиться вокруг себя. Мистическое зрелище!

Считается, что во время кружения дервиши олицетворяют вращение планет в космосе и человеческих душ вокруг Бога.

Обитель, в которой теперь открыт музей, расположилась в центре большого цветущего сада, здесь царит приятная атмосфера покоя и безмятежности. Цокольный этаж музея - богато украшенный зал, предназначенный для ритуальных танцев, на нижнем этаже организована экспозиция, которая рассказывает о представлениях, верованиях, а также о повседневной жизни дервишей, бытовых условиях их жизни. На выставке представлены личные вещи монахов, музыкальные инструменты, костюмы, также есть небольшая экспозиция каллиграфии.

Совет: на выступление дервишей в зал пускают заранее - за полчаса. Рекомендуем прийти к этому времени, чтобы успеть занять места - т.к. в зале всего 2 ряда кресел. Опоздавшим может не хватить мест и придётся стоять.

Пёстрый город контрастов и прекрасной древней архитектуры — многоликий красавец Стамбул. Он усыпан достопримечательностями как прекраснейшая корона султана бриллиантами. Этот неоднозначный город невозможно оценить с первого взгляда, ведь для его изучения и целой жизни мало. Легендарные мечети гордо возвышаются величием своих минаретов, напоминая, что Турция мусульманская страна; многочисленные шумные ждут любимых покупателей; великолепные стамбульские музеи открывают свои двери. Одним из самых загадочных музеев Стамбула считается музей крутящихся дервишей .

Историческое прошлое музея крутящихся дервишей в Стамбуле

Галата Мевлевиханеси (тур. Galata Mevlevihanesi Müzesi) переводится с турецкого дословно как «обитель дервишей». И действительно, долгое время нынешний музей существовал как место проживания и собраний представителей религиозного ордена последователей Мевланы. В конце 15-ого века Мехмед Деде начал строительство первой обители для дервишей. Галата разрасталась с годами не по дням, а по часам. Вскоре к многочисленным постройкам добавилось кладбище, где упокоивали прах известных в Турции личностей. Некоторые историки до сих пор настаивают на версии, что где-то здесь находится безымянное захоронение любимца и лучшего друга султана Сулеймана — великого визиря Ибрагима.

В середине 18-ого века пожар в уничтожает обитель, но её тут же начинают отстраивать. А вот 20-ый век приносит ветер перемен и с ним запрет на любую деятельность всех религиозных орденов. Дервишей распускают, а здание Галаты отдают под школу. Спустя почти 90 лет здесь открывается современный музей дервишей в Стамбуле.

Музей крутящихся дервишей — историческая экзотика нынешнего Стамбула

Перед входом в древнее жилище суфистов находится прелестный сад и знаменитое кладбище с его не менее известными покойниками. Зайдя впервые в обитель дервишей, вы будете поражены красотой и роскошью главного зала Галаты Мевлевиханеси — именно здесь дервиши исполняли свой ритуальный танец сема, благодаря которому этот орден стал известен на весь мир, а легендарный танец в юбках стал главной составляющей всех шоу во многих исламских странах. Завертевшись в белоснежных одеяниях в демоническом танце, дервиши впадали в восторженный религиозный транс.

Также в музее крутящихся дервишей в Стамбуле вы сможете узнать поближе бытовую повседневную жизнь монахов, увидеть их предметы обихода, интерьер комнат и инструменты для музицирования. Отдельная часть здания музея отдана под тематику книгопечатания и рукописей.

Полезная информация для туристов о музее

Музей крутящихся дервишей расположен по адресу : Turkey, Stambul, Galip Dede Caddesi 15.
Лучший способ добраться к музею, если вы едете из — сесть на трамвай и ехать до остановки Тоннель.
Галата Мевлевиханеси работает ежедневно с 9 утра до 6 вечера . В наличии есть аудиогид, который прекрасно выполнит роль вашего экскурсовода.
Феерическое шоу крутящихся суфистов можно увидеть в стенах музея по воскресеньям . Начинаются танцы дервишей в пять часов вечера.

Стоимость билетов :

  • Цена входа в музей — 5 лир .
  • Цена аудиопомощника — 5 лир .
  • Цена билета на представление — 10 лир .

Официальный сайт музея с постоянно-обновляемой информацией — www.rumimevlevi.com

Музей крутящихся дервишей на фото

Завораживающее действо — экспрессивный танец сема в стенах стамбульского музея крутящихся дервишей.

Находится бывший Суфийский монастырь дервишей – Галатская обитель Мевлеви (Galata Mevlevi Tekkesi). Здесь можно увидеть загадочную церемонию пляски-кружения дервишей, известную как Sema. Дервиши и странствующие и живущие в обители подчиняются шейху. Накануне вот таких ритуальных плясок, дервиши обязательно должны ночевать в обители. Танец-вращение исполняется под музыку и по суфийской философии это мистическое действо помогает соединить свое внутреннего «я» с вымышленной реальностью.

Обитель Мевлеви и церемония кружащихся дервишей

Дервиши, одетые в высокие колпаки и широкие юбки, начинают медленные вращения вокруг себя. Руки их при этом сложены на груди, а голова наклонена вбок. Вращения означают соединение с Вселенной, Божественной энергией и Высшей Любовью. Темп музыки нарастает, дервиши начинают перемещаться по кругу и их руки раскрываются. Исполнители впадают в экстаз, правую руку они поднимают вверх, принимая Божественную силу, а левая рука опускается вниз, отдавая энергию и любовь людям. Этот древний ритуал является символом, прохождения Высшей Божественной Энергии через дервиша.

Монастырь был построен в 1492 году, а официально закрыт в 1925-ом. Вплоть до самого его закрытия здесь кипела жизнь. Члены братства участвовали в коллективных ритуалах поминовения и радения. В монастыре была расположена библиотека, кухня, комнаты дервишей и шейха, мавзолеи.

Необычные экскурсии в Стамбуле

Галатская обитель Мевлеви сегодня

Сегодня в Галатской обители Мевлеви находится Музей литературы дивана (Divan Edebiyati Muzesi), т.е классической турецкой поэзии. Обязательно посетите и осмотрите обитель, она является образцом спокойствия, красоты и гармонии. Перед входом разбит прелестный сад, а главный зал обители, где дервиши исполняли свой гипнотический танец, необычайно роскошен и красив. В павильоне XVIII века, в конце двора, находится музей, в экспозиции которого представлены одежда, предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты и древние манускрипты. На кладбище обители покоятся шейхи и знаменитый поэт XVII века Галип-Деде, который был основоположником нового вида придворного искусства.

После того, как 1925 году президент Ататюрк запретил суфийские ордены, этот древний ритуал дервишей был воссоздан лишь 1950 годах в рамках культурных центров. Дервиши теряют свою историческую и религиозную значимость, а танец в юбках становится популярным, и хорошо продаваемым туристам, шоу. У вас есть уникальная возможность увидеть в Стамбуле это уникальное шоу, в основе которого лежит история культового религиозного искусства, которому более 800 лет. Теперь зачастую исполнители танца – это актеры, которые далеки от веры и религии. Но интерес гостей города к этому необычному представлению очень высок и билеты быстро раскупаются, поэтому лучше купить их заранее в монастыре.

Дополнительная информация

  • Адрес: Музей кружащихся дервишей: Galip Dede Caddesi 15, Tunel

Собственно говоря, представления танцующих дервишей в Стамбуле можно увидеть в нескольких местах. В том числе и в местных ресторанах, и даже в уличных едальнях. Но, все-таки настоящую мистическую атмосферу этого танца можно прочувствовать на старом вокзале Серкенджи, расположенном в районе Эминёню. Шоу пользуется у туристов большой популярностью, поэтому билеты на него надо заказывать заранее. Поскольку оно устраивается всего лишь два или три раза в неделю, следует заранее уточнить расписание.

Кстати, вокзал Серкенджи – это тот самый вокзал, на который когда-то в прежние времена приходил Восточный экспресс, описанный в романе Агаты Кристи. В шикарных бархатных вагонах в Стамбул приезжала высокопоставленная публика, в том числе особы королевских семей.

И именно на этом вокзале можно посмотреть представления танцующих дервишей. Билеты можно заранее заказать или же приобрести в день представления за один час до его начала. А начинаются сами представления, как правило, в 19 часов вечера. Прямо на перроне вокзала открываются небольшие импровизированные кассы. Сам зал, в котором проходят представления, очень красивый. Все его стены искусно украшены витражами. По кругу этого зала, освобождая пространство в центре, расставляются в два ряда обычные пластиковые стулья. Естественно, что те, кто приходит сюда пораньше, занимают лучшие места в первом ряду.

Сначала в зал входят музыканты и где-то минут десять настраиваются. Затем вы услышите довольно-таки странную музыку, не особенно громкую, скорее она тихая и какая-то даже природная. Но, вы должны понимать, что это, по сути, не совсем обычная музыка. Верующие мусульмане считают, что именно такая музыка звучит возле райских ворот. Тон музыке задают звуки особо тягучей сипатой флейты. В помощь ей тихо и глухо включаются барабаны. Одежда музыкантов весьма необычна – поверх длинных белых платьев с рукавами - джалунами одеты черные халаты-накидки, имеющие также широкие рукава. А на головах музыкантов высокие коричневые шапки-кулы из верблюжьей шерсти.

Музыка звучит примерно 15-20 минут. А затем практически бесшумно на свободном пространстве появляются сами дервиши. По сути, дервишами в прежние времена называли странствующих монахов – суфиев. Орден (или братство) дервишей был создан уникальным человеком – Джалаледдином Руми. Этот талантливейший поэт, мистик и философ родился на территории теперешнего Таджикистана. Поскольку невозможно в двух словах рассказать ни теорию, ни смысл суфизма, то этот танец не может восприниматься умом, а только лишь душой и сердцем.

Так вот, согласно древним канонам дервиши-суфии просто должны кружиться в своем танце. И это нельзя назвать простым танцем, это скорее какой-то мистический полет. Вообще, если говорить буквально, то их вращение символизирует вращение планет в бесконечности космического пространства, и кроме этого, человеческих душ – вокруг великого и вездесущего Бога.

Самому танцу обычно предшествует особый ритуал. Дервиши медленно выходят, расстилают на полу белые коврики, а отдельно от них – алую овечью шкуру. Затем они снимают с себя темные накидки. Становятся на колени, скрещивая руки на груди, потом встают и кланяются друг другу. Затем они ходят по кругу, потом снова кланяются и так далее.

За всем этими действиями вы сначала просто наблюдаете с праздным любопытством. Но, все это неспешное разглядывание внезапно заканчивается в тот момент, когда дервиши начинают свое кружение. При этом они поднимают правые руки выпрямленными ладонями вверх, а левые держат чуть ниже – ладонями вниз. Затем они очень плавно, постепенно – друг за другом начинают кружиться. При этом их длинные, тяжелые и белоснежные юбки до пола раскрываются в кружении красивым волнистым куполом. Лица у дервишей в это время совершенно отрешенные. Они, не касаясь друг друга, с закрытыми глазами, сохраняют свое совершенное равновесие и плавно плывут, кружась при этом. Это зрелище не просто красиво, оно поистине завораживающе.

Ладони дервишей направлены вверх для того, чтобы получить благословение Бога, а вниз – для того, чтобы в своем танце передать это благословение вниз – на Землю. При этом все дервиши танцуют с головами, наклоненными под углом в 25 градусов, что практически соответствует углу наклона Земли (23 градуса). Самое поразительное заключается в том, что фактически этому танцу, этим одеждам и этим ритуалам уже не менее тысячи лет, но они совершенно не изменились с тех пор. Вся их непростая одежда – белые платья с юбками – джалун, с черными шерстяными накидками – пелеринами и коричневыми фетровыми шапками – кулами очень символична. Фактически она обозначает смерть собственного Эго и вечное стремление к Богу.

Некоторые зрители этого мистического танца наблюдают странные явления, происходящие с ними – у кого-то останавливаются часы, у кого-то начинаются видения. И все это происходит не случайно – ведь, по сути, вы соприкасаетесь с древним мистическим искусством, а не с каким-нибудь театрализованным шоу. И потом, посудите сами – ведь дервиши не единственные кружащиеся на Земле люди. Так же в Древней Греции кружились в своих танцах вакханки, вспомните еще и старинные русские хороводы, да и маленькие дети тоже очень любят кружиться. Очевидно, в самом кружении заложен очевидный сакральный смысл, который нам еще предстоит постигнуть. Так что посетить это действие стоит непременно.

Ну, и, наконец, в заключении моих заметок о Стамбуле, я хочу рассказать о дервишах. В принципе, если бы мы задались целью повстречать их, то для этого нам вовсе не обязательно было бы ехать именно в Турцию. Дервиши есть и в Египте, и в Тунисе, и даже в Узбекистане - в Самарканде и в Бухаре. Так называют приверженцев суфизма - особого рода религии, которая возникла на основе ислама.

Если вкратце, то после эпохи пророка Мухамеда так сложилось, что очень многие мусульмане начали придавать большое значение не духовным, а материальным ценностям. И как раз тогда появилась группа ученых, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали упор на искренность, борьбу со своими скверными качествами, искоренение зависти, высокомерия и скупости. Это течение и получило название - суфизм. А те, кто ему следовал, стали называться дервишами.

Настоящему дервишу не подобало говорить, например, "моя еда", "мой дом" - так как у них не должно было быть никакой собственности. Все, что есть на земле, согласно их учению, принадлежит Богу, а не людям. В большинстве своем дервиши жили в обителях, часто бродяжничали и питались за счет подаяний, но всегда возвращались туда для совместных постов и молитв. Уже в годы зарождения суфизма многие другие мусульмане начали считать дервишей кем-то вроде монахов. Тем не менее, считать их таковыми было бы не правильно. Все-таки официально иметь свое жилье и имущество дервишам никто не запрещал, хотя всем этим они должны были делиться с другими. Если дервиш не жил в нищете, то он компенсировал это своими щедростью и гостеприимством, своему гостю при необходимости он был обязан отдать все, что имел, не оставляя ничего для себя. А еще в отличие от монахов дервиши могли жениться, заводить детей и, в принципе, жить обычной жизнью, к которой привыкли.

Обители дервишей сохранились до сих пор во многих странах. В Стамбуле такая тоже имеется. Точнее, имелась. Здешний суфийский монастырь назывался Мевелеви , но теперь в нем уже несколько лет располагается музей, рассказывающий о жизни дервишей и их философии.

Правда, в январе этого года он был на ремонте, а, по слухам, этот ремонт продолжался здесь уже чуть ли не лет пять. Так что, когда его откроют для посетителей, мы так и не поняли. И все-таки заглянуть одним глазком на бывший монастырь у нас получилось. Он располагался неподалеку от одной из самых популярных стамбульских улицах Истикляль. Но ворота монастыря были такими узкими и неприметными, что первый раз мы даже прошли мимо. Зато, когда вернулись, увидели, что из них выходит какой-то рабочий в спецовке. Он спокойно прошел мимо нас, а мы, приметив, как он открывал ворота, точно так же отодвинули засов и вошли внутрь. Буквально рядом с воротами мы увидели красивое здание с ажурными решетками - мавзолей местного учителя.

А на возвышении рядом с ним - небольшое кладбище дервишей.

Увы, стоило нам сделать еще несколько шагов по территории монастыря, как нас заметил охранник, сообщил, что музей закрыт, и попросил удалится.

Но, конечно, вовсе не суфийский монастырь и не их религия в целом привлекает большинство путешественников увидеть в Стамбуле дервишей. А привлекает больше всего их танец - кружение. Хотя, конечно, называть кружение дервишей танцами совсем не правильно. Это - скорее, обряд, церемония. Во время кружения происходит установление связи с Божественным планом, душа открывается экстатическому наслаждению, и дервиш полностью погружается в молитву. Если же копнуть процесс с точки зрения медицины, то кружение на одном месте заставляет кровь двигаться очень быстро, нарушает обычное кровоснабжение мозга, а монотонность, длительность происходящего (дервиши могут не переставая вращаться от нескольких минут до часа) и определенный ритм танца приводят к достижению экстаза и снятию блоков с сознания. Этот эффект, в принципе, можно сравнить с эффектом от легких наркотиков. Так что, при желании можете попробовать. :))

Конечно, сейчас, когда в Стамбул приезжают тысячи туристов, чтобы посмотреть на кружение дервишей, этот ритуал сильно коммерцилизировался. И я даже не уверена, есть ли настоящие дервиши, которые где-то "выступают" перед туристами. Потому как все те выступления, которые, как мы видели предлагают посетить в Стамбуле, дают вовсе не настоящие дервиши, а артисты. Но, с другой стороны, внешне особой разницы в этом нет, и артисты показывают ритуал не хуже, чем дервиши настоящие.

В общем, мы не стали заморачиваться на эту тему, купили билеты на представление дервишей и в один из вечеров отправились на железнодорожный вокзал Сиркеджи , где оно, собственно, и проходило. Честно говоря, поначалу я себе смутно представляла, как можно показывать танцы на вокзале, где постоянно по громкой связи объявляют прибытие поездов, снуют пассажиры с чемоданами, бегают дети, где творятся шум, гам и столпотворение. Однако, на Сиркеджи оказалось все совсем не так. Вечером здесь работали только кассы. Но ни поездов, ни пассажиров тут не было. По всей вероятности, оживал вокзал только в дневные часы, а ближе к ночи окончательно затихал. Тем не менее, этот вокзал был очень интересным. Его возвели в 1889 году, и сейчас он практически полностью сохранил свой внешний вид, который был в то время: зубцы и полу-колонны в византийском стиле на фасаде, желтые, под старину, фонари вдоль платформ и даже ресторанчик в старинном стиле под названием "Восточный экспресс".

Кстати, назвали его так не случайно. Именно сюда на один из перронов вокзала до сих пор пребывает легендарный "Восточный экспресс", воспетый еще аж Агатой Кристи. Правда, сейчас времена "Восточного экспресса", можно сказать, уже проходят. Если с 1889 по 1977 год он ходил регулярно и перевозил тысячи пассажиров, то теперь существует лишь один единственный поезд, который за год делает один единственный рейс. Этот поезд отправляется из Парижа и идет до Стамбула - его конечной станции - пять суток. Но, конечно же, он чисто туристический, и билет на него стоит около десяти тысяч долларов. Кстати, ближайший такой поезд отправится из Парижа 2 сентября 2011 года. Так что, если это кому-нибудь интересно, то можете попробовать прокатиться на нем из Европы в Азию. :))

Но я отвлеклась. Как оказалось, выступление дервишей планировалось вовсе не на перроне вокзала. У нас проверили билеты и проводили в зал, где по периметру в несколько рядов уже стояли стулья для зрителей, в центре лежала небольшая овечья шкурка, а в месте, где намечалась сцена, стояло около десятка отдаленных друг от друга стульев.

Постепенно зал стал наполняться и вскоре началось действо. Сначала в программе значился концерт суфитской музыки. На сцену вышли музыканты (несколько девушек и юношей), облаченные во вполне европейские костюмы, и мы прослушали две композиции. Музыка была плавная, но весьма заунывная. В общем, после бессонной новогодней ночи, которая предшествовала этому концерту, Антошик даже немного вздремнул, за что был тут же гневно распихан мною в бок. :)) Впрочем, задремал не только он. Например, сидевший по другую сторону от меня какой-то пожилой европейский дядечка тоже мерно посапывал. Но, в конце концов, концерт закончился, и началось то, ради чего мы, собственно, сюда пришли.

Музыканты удалились со сцены и вернулись на нее через какое-то время, облаченные в длинные черные плащи и высокие серо-коричневые овечьи шапки.

Такую одежду обычно носят дервиши. Вскоре появились и они сами - точнее, артисты, которые их изображали. Они были одеты точно так же, как и музыканты, молча прошли и встали, а затем сели в ряд с одной стороны зала.

Начался обряд приветствия. От группы дервишей отделился их старец и вышел на середину зала. Дервиши подходили к нему по очереди, кланялись (здоровались) ему, потом другим дервишам и отходили.

Потом они сняли свои плащи, и под ними оказались длинные разноцветные расклешенные платья.

Именно в этих платьях они и начали кружиться. Каждый дервиш кружился в одном месте зала. Они плавно поднимали вверх руки, немного запрокидывали на бок голову, отталкивались одной ногой и поворачивались вокруг своей оси на 360 градусов. Толчок и поворот, толчок, поворот, толчок, поворот... Кто-то из дервишей закрывал глаза, кто-то кружился с открытыми, но, что самое интересное, среди них были девушки. Насколько я знаю, раньше девушкам не разрешалась быть дервишами. А актрисы, собственно, не могли их изображать. Что ж, времена изменились.




Top