Музей м цветаевой. Блог татьяны гайдук

Стихи есть бытие: не мочь иначе…
«Быт». Это такая мерзость, что грех её оставлять на плечах, уже и без того обременённых крыльями.
М. Цветаева.


Кто из москвичей не знает о Собачьей площадке? Здесь, к северу от Арбата, свой неповторимый мир. Целая сеть улиц и переулочков, расходящихся в разные стороны от площадки, в центре которой возвышается прекрасный фонтан, с гранёным красным столбом с львиными мордами на гранях, с гранёной же оградой, на которой вылеплены амурчики с трубами. Один из переулков, берущих начало от Собачки, так ласково называли площадку - Борисоглебский. А в переулке этом есть дом под номером 6. Этот дом - памятник не единожды. Построенный в 1862 году он живёт уже более 150 лет, а потому является архитектурным памятником. Но памятник он ещё и потому, что в нём находится мемориальная квартира поэта мирового масштаба - Марины Ивановны Цветаевой.

Да, Собачьей площадки давно уже нет, нет фонтана и сквера. На их месте теперь пролегает широкая и ровная стрела Нового Арбата. А Борисоглебский переулок остался.Не сохранился дом в Трёхпруном переулке, где родилась Марина Цветаева, нет и её собственного дома в Замоскворечье, где появился первенец - Ариадна, нет храма Рождества Христова в Палашах, где венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Но сохранился дом в Борисоглебском переулке, обретение которого стало событием в жизни Цветаевой. Единственный из земных, о котором поэтесса скажет «мой дом».

Вход в дом-музей М. Цветаевой


Вот что вспоминала сестра Цветаевой Анастасия Ивановна о первом рассказе Марины Ивановны про новый дом:
«Я уже перевезла свои вещи со склада Ступина, где они год стояли на хранении, в особнячок у Зоологического сада, когда ко мне ворвалась Марина.
-Ася, нашла! Нет, нашла уже по-настоящему! Вот это будет Мой Дом! Это тебе понравится! Знаешь где? Борисоглебский переулок на Поварской».
Под № 6 в Борисоглебском переулке значились 4 дома. Два - соединённые чугунными витыми воротами - выходили в переулок, два - стояли во дворе. Они образовывали замкнутый двор с перемычками кирпичных стен. В разное время в разных строениях под №6 жили сёстры Цветаевы. В одном доме (строение №2) с февраля 1913 года - Анастасия и в другом (строение №1) с 1914 по 1922 год - Марина. Из-за этой путаницы до сих пор у биографов бываю недоразумения.
«Колодцем уюта и волшебства», по словам Анастасии Ивановны Цветаевой, называли свой борисоглебский дом его хозяева - Марина Цветаева и Сергей Эфрон.
Их дочь Ариадна Эфрон рассказывала: « Они встретились - семнадцатилетний и восемнадцатилетняя - 5 мая 1911 года на… коктебельском, волошинском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик… с поразительными, огромными, в пол лица глазами… Обвенчались Серёжа и Марина в январе 1912 года».

Марина Цветаева и Сергей Эфрон. 1911 год.

В 1912 году родилась их дочь, Ариадна. А в 1914 супруги въехали в дом в Борисоглебском. Волшебный дом, волшебная квартира. Квартира, необыкновенная по своей планировке. Но давайте начнём с крыльца - ажурный козырёк из чугунного литья, опирающийся на две литые колонки.
«В летние и осенние вечера Марина Ивановна любила сидеть на крыльце своего дома… совсем как в провинции. Здесь, на крыльце, происходили и приёмы гостей. Приходили и сиживали на ступеньках и Анастасия Ивановна, и Волконский, и Майя Кудашева. На крылечке мы много и о многом беседовали» - так вспоминал о том времени писатель Эмилий Миндлин.
Заходим в дом. На первом этаже были две квартиры, где жили соседи Цветаевой. А мы поднимаемся вверх по парадной лестнице. Витражи, мерцание огромного овального окна антресольного этажа, зеркало между первым и вторым маршами - начало пути к порогу квартиры №3, которая станет Домом в Доме.

Парадная лестница

«Обожаю лестницу: идею и вещь, обожаю постепенность превозможения - но самодвижущуюся «современную» презираю…» - писала Марина Цветаева Вере Буниной 19 августа 1933 года.

Вот мы и у входных дверей квартиры. И снова со слов Цветаевой - «Справа - высокая дверь, двойная. По-моему, она красного дерева (я ещё не видела красного дерева)… Входишь. Передняя какой-то странной формы, вся из углов, потому что одна дверь впереди, одна как-то наискось, стеклянная. Справа - тёмный коридор. Потолок высоко… На этом месте всё начинается!»

Гостиная "синяя лунность"

У каждой комнаты своё имя, своё лицо. «Имя - это душа» - говорила Марина Ивановна. Назвать по имени - душу окликнуть. Гостиную с потолочным окном-фонарём Цветаева называла «синей лунностью».
«…Дверь открывается - ты в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом! Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Такая квартира, будто ты в ней давно живёшь, так всё понятно, точно это всё ты сам сделал… Как во сне! Как я давно его искала, это мой дом!» - рассказывала Марина сестре.
В гостиной стояли визави два дивана красного дерева (у одной из стен, по воспоминаниям Али, - длинный, неудобный, чёрный - клеёнчатый или кожаный - диван с высокой спинкой), тёмный большой буфет с посудой, под потолочным окном - «световым колодцем» - круглый обеденный стол. Кроме света потолочного окна - два бра синего стекла по обеим сторонам камина.

М. Цветаева. На обороте рукой А.С. Эфрон "10-е годы, МЦ в старинном кресле"

Бой напольных часов - и часов в виде верблюда, стоящих на полке камина, бюст Пушкина (подарок отца, Ивана Владимировича Цветаева), чучела лис, старинные гравюры на стенах. Такой помнили эту комнату родные и друзья Цветаевой, приходившие в её дом.
Увы, практически ничего из этих вещей не сохранилось. Марина Ивановна пережила в этой квартире тяжёлые послереволюционные годы. Многие предметы были проданы или выменяны на продукты. Часть мебели пошла на дрова для печки-буржуйки, чтобы в доме было тепло и можно было приготовить еду. Светлые стены покрылись копотью. Эта квартира видела и счастье и горе великой поэтессы. Здесь ждала она известий от мужа белогвардейца, ушедшего на фронт, присоединившегося к корниловской армии. Больше четырёх лет в разлуке, около трёх лет не зная - жив или нет. Но даже в самые трудные дни друзья приходили в дом Цветаевой. В 1921 году в гостиной с потолочным окном (к этому времени уже разбитым и забитым) жили и красноармеец Борис Бессарабов, и поэт Эмилий Миндлин, вспоминавший - «У буржуйки… не текли - стояли наши тихие вечера… Я с самого детства пристрастился слушать огонь и чуть ли не в печь окунался лицом. Марина Ивановна подшучивала надо мной, называла «огнепоклонником». Бывали тут и София Парнок, и Осип Мандельштам, и Тихон Чурилин, а так же многие другие. Поэты и писатели, они шли в этот дом, они ценили и любили Марину Цветаеву.

Но вернёмся к квартире. Из гостиной-столовой двери ведут в тёмную проходную комнату с роялем - музыкальную шкатулку и убежище от пуль одновременно или попеременно. Здесь стоял рояль, привезённый из Тарусы, принадлежавший ещё матери - виртуозной пианистке Марии Александровне Цветаевой-Мейн. Портреты, гравюры на стенах, шкуры бурого и белого медведей на полу, штофные обои - вино-красные с золотом. И даже в самые тяжёлые времена, во время голода и разрухи, Марина Ивановна играла на этом рояле в четыре руки с князем Сергеем Михайловичем Волконским. А в двадцатом году она обменяла рояль на пуд ржаной муки.

Тёмная гостиная

Из этой комнаты двери вели в две другие. «Высокие белые двери» распахивались в детскую, а «маленькая тёмная дверь» в рабочую комнату Цветаевой.
Из рассказа сестре - «…Ощупью доходишь до двери - двери двойные, высокие - и вдруг ты в зале! Зала, понимаешь? Справа окна - во двор. Три окна. Это будет Алина детская. Чудно! Они с Андрюшей (племянник Цветаевой) могут бегать, как мы в зале бегали… И шары воздушные, красные и зелёные будут летать, как у нас - высоко… Помнишь, как у нас улетали? Тут будет Алино детство!»

Детская

Так как «все в… семье были зверопоклонниками» в детской жили не только пудель Джек и дымчатый кот Кусака, но и три белки в клетках на окнах. Слева от двери, по воспоминаниям Ариадны Сергеевны, была чёрная печка-колонка, которую топили углём, за ней - до потолка - бабушкин шкаф орехового дерева, с книгами трёх поколений и игрушками на нижних полках, кроватка с сеткой, сундук, на котором спала нянька. Справа - мягкий диван. Зеркало - в простенке между окнами. На полу ковёр - «серый с рыжим узором листьев»… из Марининого детства, из дома в Трёхпрудном и рождественская картинка с собакой, и картины в круглых рамахработы Марии Александровны, бабушки Али, среди них - копии Греза. Аля не забудет «девушку с птичкой» и над кроватью - портрет «печального мальчика в бархатной рамке». «Детская была просторна, ничем не загромождена» (40 квадратных метров). Эту комнату Аля позже делила с младшей сестрой Ириной, родившейся в 1917 году и умершей в 1920, немного не дожив до своего третьего дня рождения.

Аля с Ириной. 1919 г.

Ариадна Сергеевна вспоминала - «В ребёнке, которым я была, Марина стремилась развивать с колыбели присущие ей самой качества… Никогда не опускаясь до уровня ребёнка, а неустанно как бы приподнимая его, чтобы встретиться с ним на одной точке, на которой сходятся взрослая мудрость с детской первозданностью, личность взрослого с личностью маленького».

У себя же в дневнике Марина Цветаева пишет об Ариадне: «Такого существа не было - и не будет. Были трёхлетние гении в Музыке - в Живописи - в Поэзии - и т.д. и т.д. - но не было 3летнего гения - в Душе!»

А мы с вами выходим из детской и заходим в «маленькую тёмную дверь», ведущую в рабочую комнату Марины Цветаевой.

Комната М. Цветаевой. Скан из книги "Борисоглебье".

«Мамина комната была праздником моего детства, и этот праздник надо было заслужить. Он начинался, как только я переступала порог: для меня заводилась музыкальная шкатулка, мне давали покрутить ручку шарманки, мне позволяли поиграть с черепашьим панцирем, поваляться на волчьей шкуре и заглянуть в стереоскоп…» - так для себя определила роль комнаты матери Ариадна Сергеевна в своих воспоминаниях - «В многоугольную, как бы гранёную, комнату эту, с волшебной елизаветинской люстрой под потолком, с волчьей шкурой - немного пугающей, но манящей - шкурой у низкого дивана, я входила с холодком робости и радости в груди».

«Я вошла - моя, понимаешь? Такая странная комната - такая родная… У окна, во двор… я поставлю мой письменный стол… И такой угол в этой комнате, она маленькая, но в ней дух дома!» - вспоминала Анастасия Ивановна рассказ сестры.

Стол и фотография мужа.

Письменный стол был подарен Марине Цветаевой к 16-летию отцом. Над столом справа - ярким пятном - пейзаж, написанный матерью, Марией Александровной. Сейчас на этом месте - копия картины «Дуэль» Наумова, которая была куплена Анастасией Ивановной Цветаевой в память той, что висела в спальне родителей в доме детства, в Трёхпрудном. В небольшом угловом книжном шкафу - книги на французском и немецком языках конца XIX - начала XX века, одноимённые тем, что были в библиотеке Цветаевой. На простой кушетке (а по воспоминаниям Ариадны Сергеевны здесь стояла «широкая и низкая тахта, покрытая куском восточного в лиловато-зелёную расплывчатую полоску шёлка»), как и когда-то бархатные коричневые подушки. Над кушеткой висел портрет мужа Сергея Эфрона, сидящего в шезлонге, работы художницы Магды Максимилиановны Нахман. Оригинал портрета был утрачен. В экспозиции представлена копия, выполненная по фотографии Анастасии Ивановны, где виден этот портрет. На полу - волчья шкура, аналогичная той, что была в этой комнате.

А теперь я приглашаю вас на второй этаж. По «лестнице Иакова», внутренней лестнице, ведущей на антресольный этаж, к окну-медальону «части замка» или неправильному иллюминатору, на капитанский мостик дома-корабля. Здесь - начало второго уровня квартиры.

«Лестница Иакова»

«Посетители наши всегда кого-нибудь приводили к нам или от нас уводили, и старинная полутораэтажная квартира наша, с внутренней лестницей, вся превращалась в движение, становилась сплошной лестницей, по которой, подобно библейским ангелам из «Сна Иакова», сновали студийцы…» - рассказывала Ариадна Эфрон - «...Лестница оканчивалась площадкой, хорошо освещённой окном; на неё выходили двери большой кухни, …ванной, чулана и уборной. Ещё одни, последний, коридорчик вёл мимо маленькой комнаты (где только всего и умещалось, что кровать с ничем не покрытым матрасом, стол, стул и бельевой шкаф) в папину большую и не очень светлую, т.к. часть её тоже кончалась каким-то закоулком…»

Комната С. Эфрона

А вот как воспринимала эту комнату сама Марина Цветаева - «… Серёжина комната. Ася, это знаешь что такое? По-моему, это - каюта… Мне показалось, тут должен быть иллюминатор, за ним волны. И, может быть, это всё - корабль… Да, что-то кораблиное есть в этой квартире - и это такая прелесть…»

Комната С. Эфрона

В 1919 году Марина Ивановна жила только лишь в этой комнате, вместе с обеими дочерьми. Вот что она писала об этом времени в своей Записной книжке в октябре 1919 года - «Я сейчас живу совсем, как мне нравится: одна комната - чердачная! - небо близко, рядом дети: Иринины игрушки, Алины книжки, - самовар, топор, корзиночка с картошкой - эти главные действующие лица жизненной драмы! - мои книги, мои тетрадки, лужа от дырявой крыши или широчайший луч через всю комнату, это вне времени, могло быть где угодно, когда угодно, - в этом есть вечное: мать и дети, поэт и крыша».

Справа от внутренней лестницы расположена кухня. Окна её глядят на юго-восток. Когда-то они глядели - на клумбу во дворе, на церковь Николы на курьих Ножках, и, как сегодня, в Борисоглебский переулок. Долгую зиму 1918-1919 года Марина с дочерьми пережила здесь.

Кухня. Теперь тут размещён выставочный зал.

«Можно ли было (будучи мной) - не играя - жить целый год в кухне с нянькой и двумя детьми, … выносить помойные вёдра, стоять в очереди за воблой, - стирать - стирать - стирать! всё это, страстно желая писать стихи! - и быть счастливой», - размышляет она в своих записях в апреле 1919 года. И ещё - «Мы научились любить: хлеб, огонь, дерево, солнце, сон, час свободного времени, - еда стала трапезной, потому что Голод... сон стал блаженством, потому что «больше сил моих нету», мелочи быта возвысились до обряда, всё стало насущным, стихийным».

Небольшая деревянная лестница из кухни ведёт в мансарду. Это - третий уровень квартиры. Вытянутая, узкая комната со скошенным потолком под самой кровлей, с широким, почти во всю стену, окном и маленьким узким оконцем над лесенкой. О том, как использовалась эта комната, говорят её названия: «бильярдная», «офицерская» и - на все времена - «восхитительная голубятня».

Восхитительная голубятня. Ныне ещё один выставочный зал.

1 июля 1921 года Марина Ивановна получает письмо от мужа. Это первое известие о нём, о том, что он жив. 14 июля в черновике её стихотворения о Георгии Победоносце, посвящённого Сергею Эфрону:

О - в мире чудовищ

Георгия - совесть,
Георгия - благость,
Георгия - слабость…
………………………….
Ты блудную снова
Простивший жену…
………………………….
- Так слушай же!
Стихотворение обрывается. Красными чернилами, огромными буквами:
«1 русск<ого> июля 1921 г.
в 10 ч. вечера
письмо от С.
- Георгий Победоносец! - Бог! Все крылатые сонмы!
- Спасибо!».

В апреле 1922 года Марина Цветаева уезжает из России вместе с дочерью. Уезжает к мужу. И для неё начинается семнадцатилетняя разлука с Россией, с домом. В борисоглебский дом Марина и Сергей уже не вернутся никогда.
А что же дом? А дом уцелел. Уцелел чудом. Его наметили снести ещё до войны, признав на 70% изношенными все конструктивные части. Он был густо перенаселён, его испытывали на износ. Но, к счастью, его не снесли. Отремонтирован первый раз он в 1962-1964 годах. Ремонт был формальным, бесконрольным - заменили «старые» вековые дубовые двери и окна на сырые «новые», сосновые и липовые. Закрасили бурой краской для пола остатки красного дерева, выбросили фигурные стёкла и витражи. Но ведь дом уцелел!

Выставочный стенд с личными вещами.

В 50-е годы в дом приходил П. Антокольский, К. Паустовский, И. Эренбург. Хотели - впрок - мемориальную доску, но ничего не вышло. Позже ещё не раз пытались это сделать различные добровольцы, но всегда что-то где-то «застревало».
В октябре 1977 года поэты Тамара Жимурская, Владимир Леонович, Наталья Генина решили добиться публикации. Дом нужно было спасать. Была роскошная, шальная мысль: одна квартира, как некогда в Музее Скрябина, - хранительская, другая - подсобная и гардероб, третья - концертный зал и библиотека, четвёртая - Цветаевой - мемориал?!
В декабре 1978 года в газете «Литературная Россия» появилась заметка «Память о поэте». Следом ещё две, уже в январе 1979. А тем временем в доме протекала крыша, жильцы писали жалобы. Было принято решение всех расселить и отдать дом отделочному тресту. Над ним нависла реальная угроза полной перестройки. Новые попытки спасти его приводили к краху. От ответственности за дом, а значит и от расходов на его ремонт и содержание, без права что-либо перестраивать отказывались все. Пока к его спасению не подключилась библиотека им. Н.А. Некрасова. В мае 1986 года дом был передан библиотеке для размещения отделов, а именно - отдела краеведения. Тогда же было решено, что дом должен иметь концертный и выставочный зал.

Бусы янтарные. Были подарены М.И. Цветаевой Е.Я. Эфрон.

Директором была назначена Надежда Ивановна Катаева-Лыткина. Именно она спасла дом от разрушения, хранила и лелеяла его, жила и работала в нём. Члены краеведческого клуба «Москва», созданного при Некрасовской библиотеке, вместе с другими добровольцами приводили дом в порядок, чистили подвалы, разбирали чердак, искали документы, связанные с жизнью Цветаевой и других жильцов дома в 10-20-е годы. И всё собранное хранилось в квартире Надежды Ивановны, которая не выезжала из выселенного дома до тех пор, пока он не получил «охранной грамоты» - статуса Культурного центра.

Выставочный стенд с фотографиями друзей и родственников М. Цветаевой.

Официальная дата основания музея - 1 ноября 1990 года. 31 августа 1991 года, в день 50-летия со дня гибели Цветаевой состоялось открытие мемориальной доски. А 12 сентября 1992 года, в год столетия Цветаевой - открытие музея.
Концепция музея разработана Надеждой Ивановной Катаевой-Лыткиной. Так как многие вещи не сохранились, в мемориальной квартире они заменены аналогичными предметами, но более позднего времени, например, мебель конца XIX - начала XX века. Делали это очень скурпулёзно, тактично, чтобы воспроизвести обстановку того времени, когда в доме жила семья Марины Цветаевой. Квартира восстанавливалась по мемуарным описаниям - по воспоминаниям Анастасии Ивановны Цветаевой (сестры) и Ариадны Сергеевны Эфрон (дочери), друзей семьи, бывавших в этой квартире и хорошо знавших подробности обстановки, мелочи быта.

Письмо С.Я. Эфрона В.А. и А.К. Богенгардтам. Прага, 1922 год. Копия.

Ещё до открытия, узнав, что музею быть, многие цветаеведы, коллекционеры, библиофилы и литераторы стали приносить в дар музею различные вещи, связанные с жизнью Марины Ивановны и её родных и друзей. Так здесь появились три открытки от М. Цветаевой князю А. Оболенскому, датированные 1923-1925 годами. Это первые автографы поэтессы, поступившие в фонд музея. Есть здесь и другие вещи, принадлежавшие Марине Ивановне - её платье, настенное зеркало в раме, туалетный столик, настенные коврик, нарисованный Ариадной Сергеевной в ссылке в Туруханске. А ещё книги, картины, фотографии, письма и воспоминания, предметы быта, посуда, украшения.
Сейчас музею немногим больше 20-ти лет, а его коллекция составляет не одну тысячу экспонатов. И дары продолжают поступать. Здесь постоянно проводятся выставки, концерты, вечера памяти. Под музей занят весь дом. Выставочные залы есть на первом и на втором этажах, экспозиция постоянно меняется.
Приходите в дом-музей Марины Цветаевой. Он хранит дух своей эпохи, в нём особенный воздух. Вдохните его, насладитесь им. Уверена, вам понравится.


Текста тут много, надеюсь, у вас хватило сил дочитать. В основном он составлен из воспоминаний родных и близких Марины Цветаевой. Я очень благодарна культурному центру "Дом-музей Марины Цветаевой", издавшему книгу "Борисоглебье", на материалы которой я и опиралась в своей статье.

Адрес: Москва, Борисоглебский пер., дом 6, стр.1. Проезд: ст. м. «Арбатская». Карта
Время работы: Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье -12.00 - 18.00, четверг - 12.00 - 21.00
Выходной день - понедельник
Санитарный день - последняя пятница месяца
Цена билета: взрослый - 100 руб, льготный - 20 руб
Третье воскресенье каждого месяца вход бесплатно.

ДОМ-МУЗЕЙ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В МОСКВЕ: К 120- летию поэта

Борисоглебский переулок , названный по имени церкви святых Бориса и Глеба,дом №6. Здесь в 1862 году был построен доходный дом на четыре квартиры. Квартиру №3 с 1914 по 1922 годы арендовала Марина Цветаева. Именно в этом доме 20 лет назад открылся

московский музей Цветаевой. Его экспозиция посвящена жизни и творческому наследию поэта. Большая часть экспонатов поступила сюда из архивов Русского зарубежья. Всего в коллекции музея хранится более 22 000 единиц хранения, среди которых автографы стихов Цветаевой, ее личные вещи, фотографии, документы.


"Дверь открывается - вы в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа - камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я! Марина Цветаева

предлагаем вашему вниманию виртуальную экскурсию по музею


сайт

Гостиная

ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

В первую комнату, соединявшую гостиную и столовую, вели застекленные двери. Изначально она была обставлена ампирной мебелью красного дерева, на каминной полке стояли часы в виде верблюда и бюст Александра Пушкина. У противоположных стен гостиной располагались два дивана, был большой буфет с посудой, под потолочным окном - «световым колодцем» - круглый обеденный стол со стульями. На стенах висели картины в багетных рамах, вышитый ковер, под потолком - люстра «со множеством огоньков».
Такой была обстановка этой комнаты до времен «военного коммунизма». Об этом свидетельствует маленькая Аля в письме 1921 г.: «У нас всю зиму копоть и дым. Над моей кроватью большой белый купол: Марина вытирала стену, пока руки хватило, и нечаянно получился купол. В куполе два календаря и четыре иконы. Мы с Мариной живем в трущобе. Потолочное окно, камин, над которым висит ободранная лиса, и по всем углам трубы (куски)».
Сегодня в интерьере гостиной представлены как мемориальные, так и типологические вещи. В посудной горке хранятся памятное блюдо, подаренное крестьянами П.А. Дурново - деду С.Я. Эфрона, тарелки из семьи Дурново-Эфрон и немецкой гостиницы «Zum Engel» с монограммой ее названия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает подобную, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.
На стене - небольшой живописный этюд «Женевское озеро» кисти Е.П. Дурново, матери С.Я. Эфрона. Диван, обитый красным штофом, принадлежал О.В. Ивинской и назывался в её семье «пастернаковским диванчиком». Гостиную украшают каминный экран XIX в. с вышивкой гобеленовым швом и посеребренные вазы начала ХХ в.
На стене возле камина - портреты И.В. Цветаева и М.А. Мейн, родителей Марины и Анастасии. Экспозиция семейных фотографий над диваном включает в себя снимки Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три самые большие фотографии связаны с любимыми местами поэта - родительским домом в Трехпрудном переулке, домом в Александрове, где Цветаева гостила у сестры Анастасии летом 1916 г., и домом М.А. Волошина в Коктебеле, чрезвычайно значимом в судьбе Цветаевой. С фотографиями соседствуют акварели Максимилиана Волошина, поэта и художника, старшего друга Цветаевой.
Из гостиной-столовой двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, нотной этажеркой и книжным шкафом. Некогда здесь стоял рояль, унаследованный от М.А. Мейн и выменянный в трудные времена на пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике. На стене над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена; он запечатлен на фотографии, где юная Цветаева играет на рояле. Шкаф хранит старинные книги на французском и русском языках.

Комната Марины Цветаевой

ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

Многоугольная комната с небольшим окном во двор была выбрана Цветаевой для себя. Она описана в мемуарах дочери поэта Ариадны Эфрон, сестры Анастасии и гостей дома и сегодня воссоздана весьма близко к историческому облику.
На полу лежала волчья шкура, над Марининым диваном висел портрет ее мужа, Сергея Эфрона, написанный в Коктебеле Магдой Нахман. Над изголовьем висели иконы Божией Матери - одна венчальная, а другая - старинная Богоматерь Одигитрия. Благородства обстановке добавляли вольтеровское кресло, репродукции художника Михаила Врубеля на стенах, слепок головы раненой Амазонки. У окна стоял письменный стол, за ним - угловой книжный шкафчик. На столе были памятные и дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Здесь нередко звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и даже шарманки. В простенке был книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки и рукописями. Ниша возле двери была задернута ковриком, за которым устроены полки. Там хранились стереоскоп с фотографиями, морские звезды, панцирь черепахи и прочие диковины. Чучело ястреба, венецианские бусы, расшитые подушечки, свет старинной люстры синего хрусталя с подвесками создавали здесь волшебную атмосферу, вдохновившую семилетнюю дочь Цветаевой Ариадну так воспеть материнскую комнату:

"Ваша комната
Пахнет Родиной и Розой,
Вечным дымом и стихами.
Из тумана сероглазый гений
Грустно в комнату глядит.

Тонкий перст его опущен
На старинный переплет. .."

Детская

ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

Самая большая и светлая комната в доме принадлежала дочерям Цветаевой - Але и Ирине. Ее обстановка была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке - например, большой серый ковер с вязью осенних листьев и высокий книжный шкаф, в котором, кроме книг, хранились и игрушки. Далее вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. Еще в комнате были большое зеркало, упоминаемое в «Повести о Сонечке», и диванчик. Старшей дочери Ариадне запомнились в этой комнате рождественские елки до потолка. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-х гг.
Обстановка детской была практически полностью утрачена в трудные годы, а сама комната какое-то время была необитаема: Цветаева не могла ее отопить из-за недостатка дров. Среди поломанных игрушек и ненужных вещей остались ящики со множеством книг, из которых Цветаева отбирала те, что относила на продажу в Лавку писателей, организованную ее собратьями по перу для спасения от нужды. Впоследствии, в марте 1922 г., незадолго до отъезда Цветаевой в эмиграцию, здесь поселился поэт Георгий Шенгели.
В воссозданной обстановке представлены мемориальные вещи, самые значимые из которых, туалетный столик между окон и зеркало над ним, были в доме при М.И. Цветаевой. Книжный шкаф, киот с иконами и шкаф в углу принадлежали сестре Цветаевой Анастасии, а кровать - брату Андрею. В собрании книг, представленных в книжном шкафу, есть не только издания из круга чтения поэта - от Гейне до современных ей поэтов, но и сборник «Памяти В.М. Гаршина», переплетенный Цветаевой, с владельческими инициалами на корешке; и исторический труд ее дяди Д.В. Цветаева «Царь Василий Шуйский». На детском столике - факсимильное воспроизведение красочной «Азбуки» Александра Бенуа 1904 года издания. Коврик над кроваткой с рождественской сценкой написала А.С. Эфрон. Живописные работы принадлежат кисти ее бабушки Е.П. Дурново-Эфрон и представляют собой копии произведений И. Крамского, Ф. Моллера и Ж.-Б. Греза.
Макет дома Цветаевых в Тарусе, снесенного в 1960-х гг., работы Л.М. Борисовой напоминает о счастливых днях детства сестер Цветаевых, проведенных на берегу Оки. Кованая детская кроватка начала ХХ в., старинные игрушки, пушистое чучело лисы, изящная жардиньерка призваны воссоздать обаятельную атмосферу раннего детства, описанную в мемуарах Ариадны Эфрон. Фотографии дочерей Цветаевой Ариадны и Ирины относится к 1919 г. Это последние сохранившиеся изображения младшей дочери, погибшей от голода в феврале 1920 г.

«Чердачная» - комната Сергея Эфрона

ВНИМАНИЕ: все материалы сайта

На втором этаже квартиры находится самая знаменитая комната в доме, воспетая в стихах Цветаевой как «чердачный дворец мой, дворцовый чердак», «чердак-каюта». Изначально это была комната мужа М.И. Цветаевой - С.Я. Эфрона. Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет и рядом маленький круглый столик, у окна - письменный стол. На стенах висели гравюры полководцев Кутузова, Суворова и адмиралов Корнилова и Нахимова, героев Севастопольской обороны.
Окна в комнате располагались на разных уровнях. О верхнем, над которым потолок вздымается, образуя подобие ниши, Цветаева написала:

Высоко мое оконце!
Не достанешь перстеньком!
На стене чердачной солнце
От окна легло крестом.

Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, которая в ту пору была вровень с подоконником, обнесена балюстрадой и использовалась как прогулочная терраса.
В годы Гражданской войны комната недолгое время оставалась опустевшей. Вскоре сюда перебралась Цветаева с детьми. «Комната эта стала Марининой любимой, потому что именно ее когда-то выбрал себе Сережа», - писала в воспоминаниях А.С. Эфрон.
Павел Антокольский, частый гость в этом доме во времена дружбы Цветаевой с вахтанговцами, описал эту комнату очень выразительно: «С первого взгляда эта тесная мансарда показалась мне чем-то вроде каюты на старинном паруснике, ныряющем вне времени… несмотря на окружавший нас густой быт времен военного коммунизма, ощущение каюты было очень явственным, так что над головой мерещился надутый парус и сквозь воображаемые, плохо задраенные иллюминаторы к нам проникали брызги летящего времени».
Сегодня о временах военного коммунизма напоминают самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено), утюг и кофемолка. Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели. Среди них мемориальными являются наборный ломберный столик из семьи Эфрон и чемодан в зеленом чехле из семьи Цветаевых. Кофры и чемоданы символизируют кочевую жизнь, которая началась после того, как Цветаева покинула Россию. На стене над ними - фотопортрет Е.П. Дурново-Эфрон, матери Сергея. Она же в юном возрасте - на книжной тумбе, рядом - портреты юной Е.Я. Эфрон, М.И. Цветаевой и С.Я. Эфрона. Над кожаным диваном - фото С.Я. Эфрона и актрисы В.П. Редлих. В книжном шкафу хранятся издания на немецком и французском языках. На этажерке - старинный альбом для фотографий.
В последний год перед отъездом верхний этаж квартиры уже не принадлежал Цветаевой и был заселен посторонними людьми. В распоряжении Цветаевой и её дочери оставались нижние комнаты.

Поклонники творчества великой поэтессы Марины Цветаевой, конечно же, знают о ней все. Время от времени они посещают ее жилище, чтобы еще раз взглянуть на те мелочи, которыми она пользовалась в повседневной жизни. Сегодня организован в Марины Цветаевой. Он является государственным и российской столицы.

Информация о музее

Он располагается по адресу: Борисоглебский переулок, дом 6. Дом-музей Цветаевой в Москве в разные дни недели работает по разному графику. По понедельникам здесь выходной, по вторникам, средам, пятницам, а также в субботу и воскресенье центр работает с полудня до 7 вечера, в четверг - на 2 часа дольше, то есть до 21.00. Последняя пятница месяца также является выходным днем.

Открытие

Музей Марины Цветаевой в Москве, который является был открыт в 1992 году в день 100-летия поэтессы. Идея основать такой культурный центр принадлежит как общественным организациям, так и частным лицам, в частности Д. Лихачёву. Благодаря экспозиции музея мы узнаем о жизни и быте членов семьи поэтессы и самой Марины Ивановны. В здании музея также находится русский и зарубежный ее архивы, научная библиотека, "кафе поэтов" и концертный зал, где проводятся литературные вечера. С 2016 г. Е. И. Жук была назначена директором музея Цветаевой в Москве.

История

В этом доме великая поэтесса жила в годы своей молодости - с 1914 по 1922-й. С ней здесь проживали и другие члены ее семьи. Этот дом был построен в середине 19 века, в 1862 году, в архитектурном стиле классицизма. У него было 2 этажа, на которых размещались 4 квартиры. Позже под одним и тем же адресом было построено еще несколько строений (четыре жилых дома и хозяйственные постройки), которые объединялись зеленым двором, в углу которого имелся колодец. Все это находилось за чугунными воротами. Доходный дом, в котором снимала жилье семья Цветаевых, имел своеобразную архитектуру, особенно в интерьере: множество лестниц, узкие коридорчики, уютные комнаты и т. д. Те, кто собирается в музей Цветаевой в Москве, могут увидеть это собственными глазами.

Годы жизни в Борисоглебском переулке

М. И. Цветаева, ее муж С. Я. Эфрон и дочь Аля поселились здесь в начале осени 1914 года. Они жили очень тихо и мирно. В 1915-м Марина Ивановна познакомилась с Софьей Парнок - поэтессой, а еще через год с Мандельштамом, у которого сразу же после знакомства вспыхнули к ней чувства. Ее муж либо ничего не замечал, либо делал вид. Он боготворил свою жену.

1916 год был очень плодотворным для поэтессы. Ее стихи ежемесячно печатались в «Северных записках». Этот период был также самым счастливым в ее жизни. Она после рождения дочери расцвела по-особенному, носила платья в пол, украшая их аксессуарами из янтаря и аметиста.

Но идиллия ее семьи была разрушена войной и революцией, которые несли за собой голод, нищету, холод. В апреле 1917 года она родила вторую дочь, которую родители назвали Ириной. В январе 1918 г. муж поэтессы Эфрон уходит добровольцем в армию и пропадает на несколько лет. Дом, в котором они жили и который сегодня является музеем Цветаевой в Москве, превращается в общежитие. Им оставляют несколько комнат и кухню.

Чтобы обеспечить дочек теплом, Марина Ивановна вынуждена рубить всю мебель: стулья, шкафы, полки. Все вместе они устраиваются на зиму в кухне, чтобы хоть как-то согреться. Она меняет любимый рояль на муку низкого сорта, из которой варит кашу. Бумаги для творчества ей не хватает, и она начинает записывать свои сочинения на обоях. В какой-то момент Марина Цветаева, думая о своих невинных крошках, отдает их в Кунцевский приют. Это решение ей дается с трудом, но ведь так они будут хотя бы накормлены. Но маленькая Ирина, оставшись без материнского присмотра, умирает.

В 1921 г. поэтесса узнает, что ее муж жив и он находится в Стамбуле (Константинополе). В то же время до нее доходит весть о смерти Блока и Гумилева. Через год, забрав Алю из приюта, она уезжает за границу.

За годы советской власти этот в прошлом симпатичный дом оставался большой коммунальной квартирой. Естественно, никто за ним не ухаживал, и он все ветшал и ветшал, разрушался, в итоге потерял свой былой облик. Для властей он не представлял какой-либо культурно-исторической ценности. В 1930-м даже шли разговоры о его сносе. Потом была Отечественная война, и об этом и речи не могло быть. В 1979 году вновь заговорили о том, что дом, в котором когда-то жила М. Цветаева, должен быть снесен. Было вынесено официальное решение, жильцов выселили, выключили воду и электричество. И вот одна из жильцов, а именно Надежда Катаева-Лыткина отказалась съезжать оттуда, и процесс пришлось приостановить. Дом был спасен.

Идея о создании музея Цветаевой в Москве

В годы перестройки несколько общественных организаций стали бороться за то, чтобы у великой русской поэтессы был собственный музей, и лучшего места для этого, чем дом, в котором прошли ее самые счастливые годы, невозможно было найти. Однако идею эту получилось осуществить только после распада Советского Союза в 1992 году.

Музей открыт в 1992 году - в столетие со дня рождения М. И. Цветаевой.

Музей во многом обязан своему открытию общественным организациям и частным лицам, в особенности Д. Лихачёву . Экспозиция музея рассказывает о жизни поэтессы и её семьи. В здании также располагаются Архив Русского Зарубежья, Научная библиотека, Концертный зал и «Кафе поэтов».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В январе 1918 года Эфрон уезжает в Ростов , где собиралась Добровольческая армия . Связь с ним теряется на несколько лет. Началось самое трудное время в жизни Цветаевой. Дом превращают в общежитие. Поэтесса рубит стулья и шкафы на дрова, семья перебирается на кухню - самое тёплое место в доме. Рояль Цветаева обменяла на пуд чёрной муки, варит кашу на воде, пустые похлёбки в самоваре. Не удалось Марине Ивановне и устроиться на работу - служба в Наркомнаце оказалась выше её сил. Чтобы экономить бумагу, Марина Цветаева даже писала на обоях. Из-за безысходности положения Цветаева была вынуждена даже отдать дочерей в Кунцевский приют, потому что их нечем было прокормить. В 1920 году в этом приюте умирает дочь Ирина.

    В 1921 году Марина Цветаева узнаёт, что муж жив и находится в Константинополе . Но удар приходит с другой стороны - умирает Блок , расстрелян Гумилёв . Эти события сильно подействовали на Марину Ивановну, поскольку она очень любила этих поэтов. И в 1922 году Цветаева вместе с дочерью Алей уезжает за границу.

    Все советские годы дом оставался коммуналкой. Постепенно он ветшал, разрушался, терял свой неповторимый облик. Ремонтировать дом никто не собирался - никакой культурно-исторической ценности для властей он не представлял, всего лишь коммуналка, которых по Москве десятки тысяч. Уже к концу 1930-х годов обсуждался вопрос о сносе дома, однако планам властей помешала Великая Отечественная война . И в течение войны, и ещё много лет после неё дом так и оставался обычной московской коммуналкой, о ремонте которой никто даже и не думал.

    В 1979 году снова встаёт вопрос о сносе дома. На этот раз было вынесено официальное решение, которое должно было быть исполнено. Уже даже выселили жильцов, выключили воду, электричество. На этот раз дом спасает жилец дома Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, которая просто-напросто отказалась съезжать.

    В течение нескольких лет Надежда Ивановна в промерзающем насквозь, полуразрушенном, аварийном доме сохраняет культурное наследие для потомков, твёрдо веря, что наступит время, когда дом снова «оживёт». За судьбу дома была открыта самая настоящая борьба в лице властей - с одной стороны и в лице общественности - с другой. Многие деятели науки и культуры, при поддержке широких слоёв общественности, настаивали не просто на сохранении здания, а на создании музея в доме № 6 по Борисоглебскому переулку.

    Создание музея

    Энтузиазм и старания граждан увенчались успехом. Дом был сохранён, а решением Президиума совета фонда культуры под председательством академика Лихачёва от 1 ноября 1990 года был официально зарегистрирован новый объект - Культурный центр Дом поэта М. И. Цветаевой.

    В годовщину пятидесятилетия смерти Марины Цветаевой - 31 августа 1991 года - на фасаде дома № 6 была торжественно открыта мемориальная табличка «В этом доме в 1914-1922 гг. жила Марина Цветаева». Официальное открытие Культурного центра «Дом-музей М. И. Цветаевой» состоялось в 1992 году 12 сентября - в год столетия со дня рождения поэта. Научным руководителем музея была назначена Н. И. Катаева-Лыткина, которая оставалась им до своей смерти в 2001 году.

    Планировка музея

    На первом этаже здания находятся кассы, а также несколько выставочных залов, где проходят временные выставки. Ранее эти залы принадлежали соседям Марины Ивановны по дому.

    На цокольном этаже располагается гардероб и киоск, где можно приобрести книги, связанные с жизнью и творчеством поэтессы. На втором этаже в первой комнате находятся рукописи и фотографии Цветаевой и её близких людей. Следующие залы воспроизводят интерьеры комнат, которые занимала семья Цветаевой.

    Третий этаж - это маленькие уютные помещения с очень невысокими потолками. На этом этаже несколько комнат воспроизводят интерьеры комнат, в которых жили Эфрон, Цветаева и их дети. Остальные комнаты выступают в роли выставочных залов, в которых находятся мемориальные вещи, подлинные письма и фотографии, принадлежавшие семье Цветаевой. Отдельный зал рассказывает о службе Эфрона в Белой армии.

    Коллекция музея

    В коллекции музея есть мемориальные вещи, принадлежавшие Цветаевой и её семье. Это фотографии и небольшие письма, книги, принадлежавшие Марине Цветаевой, её мужу - Сергею Эфрону, отцу - Ивану Владимировичу Цветаеву.

    В доме располагается не только мемориальная квартира, но и Архив Русского Зарубежья, в котором хранятся рукописи и фотографии Бунина, Куприна, Мережсковского, Гиппиус, Милюкова, Ремизова и др. Также в Архиве хранятся архивные материалы: личные фонды Адамовича, Алданова. Содержатся также афиши, буклеты, периодические издания, книги 20-40-х годов XX века.

    Архив обработан, каталогизирован и открыт для посещения исследователей и научных работников. В Доме есть библиотека, в которой собраны книги на многих языках, связанные с именем Марины Цветаевой и её семьи.

    Мероприятия

    Музей проводит раз в два года Международные Цветаевские конференции и Культурологические чтения.

    Для авторских вечеров писателей и поэтов, торжественных вечеров, презентаций книг и научных трудов, встреч с музыкантами и художниками существует уютный, с особой атмосферой, Концертный зал. Существует и выставочный зал, где проводятся профильные и художественные выставки. Для заседаний «Общества любителей русской словесности» и поэтического объединения «Магистраль» существует специальный зал, называемый «Кафе поэтов».

    В Москве стал памятным местом столицы, которое интересно как поклонникам творчества одной из самых талантливых поэтесс Серебряного века русской культуры, так и всем, кому дорога история России. Восьмилетнее проживание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с дочерьми в этом доме в страшную эпоху войн и революций стало переломным периодом в её творчестве и в судьбе всей семьи.

    В особняке в Борисоглебском переулке близ с 1914 по 1922 год прошли сперва несколько самых счастливых, а затем самых тяжёлых и горьких лет существования молодой семьи. Эфрон и Цветаева сняли квартиру на втором этаже этого здания, когда Марине был 21 год. В этот период она добилась признания как поэт, встречалась в этой квартире с друзьями и единомышленниками, испытала бедствия и тяготы голодных послереволюционных лет, потеряв младшую дочь. Отсюда в 30-летнем возрасте Цветаева была вынуждена эмигрировать за границу.

    История здания и музея

    Здание в стиле московского классицизма на четыре квартиры было построено в Борисоглебском переулке в 1862 году. Оно сочетало в себе черты городской усадьбы и доходного дома, отличаясь необычностью планировки: причудливые внутренние лестницы и коридорчики, окна в самых неожиданных местах, жилой чердак. Всё это придавало постройке особое очарование и уют. Расположенный в самом сердце Москвы, этот особняк был выбран для проживания Мариной Цветаевой после долгих поисков и пользовался её любовью.

    Квартира номер 3 состояла из 8 комнат, которые были обставлены с заботой и фантазией. Семейное гнёздышко Эфронов стало комфортным пристанищем для друзей и близких. Здесь бывали Софья Парнок, и многие другие. Во время разрухи 1918-1922 года Марине Ивановне пришлось расстаться с большей частью антикварных вещей и редкостей, сжечь мебель. С дочерьми Ариадной и Ириной она ютилась в кухне в холодное время года. Сергей Эфрон в это время воевал с большевиками в Добровольческой армии, вестей о нём не было.

    В советские годы здание начало ветшать, перенесло неудачный ремонт, заметно упростивший внешнее и внутреннее убранство. В 1979 году после постановления властей о сносе здания его спасла от уничтожения жилица Н. И. Катаева-Лыткина, отказавшаяся выезжать из своей квартиры. Вместе с ней за спасение цветаевского наследия боролись академик Д. С. Лихачёв и другие деятели культуры. В 1991 году на доме была установлена мемориальная плита, а в 1992-м он получил статус музея. В наши дни здание музея является архитектурным памятником и охраняется государством.

    Современная деятельность музея

    Режим работы

    Вт: 12.00 - 19.00
    Ср: 12.00 - 19.00
    Чт: 12.00 - 21.00
    Пт: 12.00 - 19.00
    Сб: 12.00 - 19.00
    Вс: 12.00 - 19.00

    Выходные дни

    Понедельник, Последняя пятница месяца

    Стоимость билетов

    От 100 руб. до 200 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
    Фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно.

    Правила посещения

    Стандартные

    Дополнительная информация

    Возможность приобрести билеты онлайн.




Top