Музей московской городской телефонной сети.  Виртуальный компьютерный музей

По официальным заявлениям компетентных лиц полная цифровизация Московской городской телефонной сети заканчивается. Поэтому скоро канет в лету аналоговая связь. А ведь за этими безмолвными тоннами «железа» стоит гигантский пласт истории и судьбы людей. Сохранить все это для потомков призван Музей истории МГТС, принимающих всех желающих на экскурсии по адресу ул. Зорге, д. 27.

Открыт был музей в 1982 году в качестве подарка москвичам на столетний юбилей Московской городской телефонной сети по инициативе руководства ОАО МГТС. Здесь можно увидеть много интересных и даже раритетных экспонатов. Например, телефон 1890 года, интересную старинную инструкцию по устройству телеграфных линий и до сих пор функционирующую модель самой первой машинной АТС. Она начала работать в 1930 году и значится в Книге Рекордов Гиннесса как проработавшая дольше всех других АТС, которые когда-либо существовали.

В самом начале экспозиции Музея истории МГТС стоит исторический символ – знамя ВЦСПС и Наркомата связи, присужденное в годы ВОВ победителям в социалистическом соревновании. Часть зала наполнена раритетным оборудованием связи, которое копилось с 1882 года. Тогда на Кузнецком мосту, в доме богатого купца Попова, открыли первую в Москве телефонную станцию. Она была ручной, то есть процессом автоматизации похвастаться не могла – вызов принимала телефонистка, она и осуществляла соединение с желаемым абонентом, когда ей называли фамилию и адрес.

График подключений того времени говорит о том, как мало людей в столице могли позволить себе такое недешевое устройство, как телефонный аппарат: сейчас такое же количество абонентов в самом обычном столичном офисе. А тогда все номера были четырехзначными, и сотрудница была в состоянии помнить их все наизусть. На многих телефонах-артефактах нет наборного диска, но на правой стороне есть специальная ручка, вертя которую можно было услышать голос «барышни». Среди старинных экспонатов удивительно видеть знакомые логотипы – например, на одном из первых телефонов, выпущенных в 1895 году, стоит знак популярной и сейчас фирмы Ericsson.

В Музее истории МГТС есть первые таксофоны, появившиеся в центре Москвы в 1909 году. К 1917 году связь была настолько хорошо налажена, что одной из первостепенных задач революции было, как известно, «занять телефон и телеграф».

В музее можно увидеть настоящий телефонный пункт контроля связи. Хорошо представлен период после 1942 года – тогда удалось полностью отказаться от услуг «барышень», а в 60-ых годах началась повальная телефонизация.

Есть у музея и странички, вызывающие невольную улыбку. Например, специальный стенд, рассказывающий о борьбе с разного рода мошенниками, продававшими фальшивые монетки для телефонов, и вандалами, безуспешно пытавшимися оторвать трубку в таксофоне.

Сегодня у МГТС совсем другая аппаратура и не такие проблемы. А Музей истории МГТС наглядно демонстрирует, с какого небольшого шага начинается великое дело – телефонная связь, без которой мы теперь не можем прожить ни дня.

Сейчас, когда у нас уже не просто мобильные телефоны, а целые миникомпьютеры в сумках и карманах, даже дисковые аппараты недавнего прошлого кажутся уже историей. А что вы скажите, когда зайдете в музей Московской городской телефонной сети (МГТС), где собраны уникальные телефонные аппараты и не только? Кстати, вы знаете, какая современная компания заложила основу телефонии в нашей стране?



Музей МГТС начал свою работу в 1982 году. Первые экспонаты были собраны за 3 года, люди сами приносили аппараты. В этот корпоративный музей передавали оборудование и телефонные станции подразделения телефонной сети.

Телефония, как явление, появилась в конце XIX века. Передача человеческой речи на расстояние решалась многими инженерами того времени. Тогда уже был телеграф, но телеграф требовал посредника. Конфиденциальность и скорость передачи утрачивались. Александр Грехом Белл первый превратил речь в электрический сигнал и обратно. Он не был физиком и занимался проблемами плохослышащих людей, занимался их адаптацией и придумывал специальные приборы. Эффект телефонирования, как часто бывает в жизни, получился у него случайно, когда в устройстве его телеграфа что-то поломалось. Телефон и микрофон были в одном флаконе, говорить и слушать одновременно не получалось, только по очереди. Батарея, подключаемая к этому устройству, позволяла передавать речь на 100 метров. Устройство было запатентовано и представлено на выставке в 1876 года. Через 2 года (в 1878 г.) в городе Нью-Хейвене появилась первая телефонная станция на 200 номеров. Трубка Белла могла соединить только двух людей. Для того, чтобы соединить больше нужна точка коммутации - а именно телефонная станция.

К 1890 году в 5 крупных городах США уже существовали свои телефонные сети - быстрая конфиденциальная передача данных для банков и бирж. В начале XX века в одной Швеции было пять компаний, производящих оборудование для такой стремительно развивающейся отрасли, как телефония, в том числе и "Эриксон".

В России все попытки и разработки инженеров не находили поддержки у правительства. Но промышленники и предприниматели обратились в 1881 году с просьбой разрешить обустроить новую связь в России. Регламент был разработан за несколько месяцев. В Санкт-Петербурге, Москве, Одесса Варшаве и Риге американская компания Белла началась создать телефонные сети.

Первый звонок состоялся в Москве в июле 1882 года из дома Попова (Кузнецкий дом 6, сейчас 12). Там на 5 этаже арендованы помещения и установлены коммутаторы. На крыше стояла стойка. На каждом коммутаторе было 50 номеров, и их обрабатывали девушки-телефонистки, коммутаторы были соединены между собой. Аренда точки стоила 250 рублей в год (средняя стоимость дома), 60 рублей енотовая шуба, буханка хлеба 2 копейки. Сначала 26 абонентов (банкиры, рестораторы), но уже в 1901 году - 3000 абонентов.

В 1901 году проведен конкурс среди возможных операторов сети с основным требованием не больше 125 рублей в год. Конкурс выиграло Шведско-Датско-Русское общество (оборудование "Эриксон", шведские и датские банки, и небольшое участие русских предпринимателей). В Европе была очень высокая конкуренция, и общество стремилось на молодой российский рынок. Они предложили цены в 79 рублей и лучшее качество.

В 1902 году заложен фундамент нового здания в Милютинском переулке, 5 (арочные конструкции, стеклянная крыша). К 1916 году Московская городская сеть была лучшая в Европе по оснащению и количеству абонентов. До сих пор в центре Москвы существуют проложенные шведами кабели, но не все, конечно, используются.

Станции были обустроены коммутаторами. Телефонистки сидели и стояли. Каждое гнездо в нижней части поля - номер абонента, первые цифры номера были вверху, а следующие высчитывались в нижней части поля.

Норма соединений 180 в час – 3 в минуту. Телефонистки узнавали своих абонентов по голосам. Телефонистки должны были быть хорошо образованы, с хорошими манерами, приятным тембром голоса и знанием иностранного языка, невероятным терпением. Для телефонисток были особые требования по росту не менее 158, по длине рук. Это были в основном небогатые дворянки, работа была круглосуточная.

Модель телефона того времени: трубка и устройство для речи разнесены. Звонок для привлечения внимания. Ручка прокручивалась, создавался ток и посылался телефонистке на коммутатор. Внизу была еще и местная батарея.

Во время революции Московская телефонная станция была захвачена на 5 дней красноармейцами (оборону держал небольшой отряд юнкеров): "Телефон и телеграф захватить в первую очередь и любыми усилиями".

После революции произошла национализация сети, многие специалисты уехали или были уволены. А поскольку в сети работали в основном шведские специалисты, проблемы поддержания сети были очень серьезные, и резко сократилась возможность обслуживания абонентов. Телефоны были только в больницах, банках, частные абоненты практически не обслуживались.

А мир в то время переходил уже на АТС – автоматизированные станции. Первая автоматизированная станция, кстати, появилась в 1895 году в Америке, и её создал гробовщик. А послужила причиной обычная конкуренция. У него был бизнес соперник, тоже гробовщик, у которого жена работала на телефонной станции и всегда соединяла клиентов только со своим мужем. Для исключения человеческого фактора и была создана первая АТС.

Огромное спасибо сотрудникам музея за детальный рассказ о том, как развивалась телефония.

  • Адрес: 152252, улица Зорге, 27.
  • Как добраться:
    м. «Сокол» (выход к Песчаным ул. и ул. Алабяна), автобусы: 26, 100, троллейбусы: 19, 59, 61 (1-я остановка «Ул. Левитана»), далее - пешком.
    м. «Октябрьское Поле» (последний вагон из центра, выход из метро налево), автобус 26, троллейбусы: 59, 61 (2-я остановка «Ул. Левитана»), далее - пешком.
  • Важно знать: нужно собрать группу от 10 человек и договориться о дате экскурсии, вход в музей бесплатный.
  • Телефон: +7 499 198-05-63.

Сегодня мы предлагаем отправиться в музей московской городской телефонной сети.

Музей МГТС открылся в здании телефонной станции на ул.Зорге еще в 1982 г. и за это время накопил довольно большую коллекцию интересных экспонатов. Очень здорово, что нашлись неравнодушные люди и все, что просто списывалось и должно было отправляться на свалку несли в музей. Теперь здесь есть много раритетных образцов телефонной техники.

Прогуляться по музею, посмотреть экспонаты и почитать их занятную историю —>

Для начала совсем кратко об истории телефона:

В 1876 г. Александр Грэхем Бэлл запатентовал в США «метод и аппарат для передачи речи и других звуков по телеграфу с помощью электрических волн». По иронии истории, жена Бэлла была глухой, поэтому поговорить с ней по телефону ему было не суждено. Да и сам телефон он изобрел практически случайно, занимаясь проблемами слабослышаших и пытаясь облегчить им жизнь при помощи своих изобретений.

Но телефон Бэлла мог соединить только двух людей, до переключения номеров додумались только через два года. В 1878 в городе Нью-Хейвен появилась первая телефонная станция на 200 номеров.

Первый звонок в России состоялся в Москве 1 (13) июля 1882 г. из дома Попова (ныне Кузнецкий мост, 12). На 5 этаже дома в арендованных помещениях были установлены коммутаторы. На коммутаторах сидели девушки телефонистки и соединяли между собой абонентов.


Общий вид музея

До начала 20 столетия телефонная связь в Москве была доступна только самым богатым людям. Сначала к телефону подключились только 26 человек, благо абонентская плата составляла 250 тыс рублей в год (самая дорогая шуба — 60-85 руб, буханка хлеба — 2 копейки), «телефонные барышни» знали абонентов по голосу. Сеть несмотря на дороговизну быстро росла и к 1901 году к ней подключилось уже 3000 человек.

В 1901 году был устроен русский народный «честный тендер» на модернизацию телефонной сети с основным требованием, чтобы абонентская плата составила не более 125 руб в год. «Честный тендер» выиграло свежесозданное Шведско-Датско-Русское акционерное общество, предложившее абонентскую плату в 79 руб в год.
Концессионеры знали, какие компании стоит привлекать для того, чтобы выиграть тендер. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать императора Николая II, в девичестве датская принцесса Дагмар, очень благоволила датским компаниям, и никому не известные в Европе датчане вдруг становились поставщиками русского двора и невероятно обогащались. Техническую же часть осуществляла шведская компания небезызвестного Ларса Магнуса Эрикссона.

Люки кабельных коллекторов до революции (в некоторых местах столицы так и лежат до сих пор). Логотип дореволюционного общества совершенно не стесняясь в советское время взял себе Народный комиссариат связи (позже МинСвязи), и уже советский штекер с молниями до сих пор можно видеть почти на каждой московской улице.

На этот засорять воздух несчетным количеством проводов на столбах не стали и тянули линии в кабельных коллекторах


Устаревший на начало 20 века телефонный аппарат Бэлла


Жестокие, жестокие правила

Пришедший на смену Бэллу аппарат Эрикссона

В 1903 году провели телефон в Кремль. Событие было приурочено к очередному визиту Николая II в Первопрестольную. Императору в подарок преподнесли инкрустированный золотом и слоновой костью аппарат. Газеты писали, что государь был немало расстроган и щедро отблагодарил дарителей.

К 1904 г. в Милютинском переулке построили и запустили готического вида телефонную станцию.

Центральный вход здания до сих пор украшают два милых скульптурных изображения:


Разъяренный абонент


И милая «телефонная барышня»

А вот и коммутатор, за которым работали «барышни», соединяя абонентов при помощи таких шнурков-проводов:

Интересно, что на заре телефонной эры работать на коммутаторы нанимали мужчин, но, поскольку связь была далеко не идеальной, а обрывы и вообще были обычным делом, рассерженных абонентов хватало, и вскоре стало понятно, что более спокойной себя абоненты ведут при общении с приятной девушкой и, кроме того, девушки дольше держались и не срывались на абонентов в ответ.

Хотя работа была адская. Платили при этом 30 руб в месяц (зарплата квалифицированного рабочего — 12 руб/мес), но и отбор был жестокий. Во-первых на станцию не брали работать замужних, считалось что у замужних портится характер и при этом мысли вечно заняты домом, что приводит к ошибкам в соединении. Во-вторых, были и чисто физические ограничения: замеряли рост (не менее 165 см) и высоту в сидячем положении с вытянутыми вверх руками (не менее 128 см), барышня должна была быть способна быстро дотягиваться до самых отдаленных гнезд. При этом все барышни должны были иметь безукоризненную речь и быть, в целом, благовоспитанными. Среди абонентов-то все равно до революции простых людей было мало, и между барышнями то и дело имели хождение слухи, как та или иная телефонистка удачно познакомилась с выгодным представительным кавалером.

Наушники, штекеры, переключатели — со всем нужно было быстро и четко обращаться. И не минуты покоя.

Коллекция телефонных специальных аппаратов

И только в 1930-х постепенно телефонные станции перевели на автоматику

Действующая модель первой машинной АТС


Фирменные изоляторы

Коллекция таксофонов:


Таксофон 1930-х


Экспериметальный антивандальный телефон


Экспериментальная сфера для телефонного автомата. Внутри удивительная звукоизоляция и эхо. Делалась на авиационном заводе Сухого при применении соответствующих высоких технологий, но не пошла в серию.


Еще один таксофон 1950-х


Небольшая коллекция извлеченного из таксофонов


Практически Skype

Телефонное оборудование станций

Во дворе стоит бетонная таксофонная будка, какое-то время с металлом в стране было напряженно и немного будок сделали в таком виде

В отдельном павильоне коллекция таксофонных будок


Современная копия дореволюционной будки


Вот так это выглядело в оригинале

Полезная информация:
ул.Зорге, д.27 (м.Сокол, м.Октябрьское поле)

Музей бесплатный (с экскурсией!), но, увы, только по предварительным заявкам от групп и только в будни с 10:00 до 16:00

С заявками (хотя бы от 5 человек) обращаться сюда:
Тел.: +7 499 198-05-63
Факс: +7 499 943-86-68
Эл. почта: [email protected]

Приглашаем учащихся 4-7 классов на экскурсию в Музей истории телефонной связи МГТС!
В музее ОАО МГТС наглядно представлены все этапы развития телефонной связи в России. Он считается одним из лучших корпоративных музеев в своей области, а его коллекции сравнимы с самыми знаменитыми экспозициями двух российских столиц.
Музей ОАО МГТС был открыт 8 июля 1982 года, в канун 100-летнего юбилея Московской городской телефонной сети. Инициаторами его создания стали начальник МГТС Виктор Васильев и зам. главного инженера Евгений Дубровский.
Здесь можно увидеть коллекции таксофонов и телефонов, старейший из которых - аппарат Белла-Блэка 1890 года. Среди экспонатов много настоящих историко-технических ценностей: это и телефонная трубка Белла 1878 года, и книга «Руководство по устройству воздушных телеграфных линий» 1878 года издания, и даже действующая модель первой машинной АТС. Она была запущена в эксплуатацию в 1930 году и попала в Книгу рекордов Гиннесса как проработавшая дольше всех АТС в мире.
Дата: 26 февраля 2018г.
Время проведения экскурсии: с 15:00 до 16:00.
Адрес: Москва, ул. Зорге, д. 27 (4-х этажное здание АТС из желтого кирпича, напротив жилого дома №34)
Проезд:
От м. «Сокол» (выход к улицам Песчаным, Алабяна) за церковью остановка трл. 19,59,61, авт.100,26,691.Выйти на остановке «ул. Левитана», перейти на другую сторону улицы и далее пешком до ул. Зорге в направлении железной дороги. По ул. Зорге пройти налево вдоль жилого дома №36. Время в пути от метро 15-20 мин.;
От м. «Октябрьское поле» (последний вагон из центра, при выходе налево и еще раз налево) на перекрестке повернуть направо к остановке трл. 19,59,61, авт.100,26. Выйти на
2-ой остановке «ул. Левитана», далее пешком до ул. Зорге в направлении железной дороги. По ул. Зорге пройти налево вдоль жилого дома №36. Время в пути от метро 15-20 мин.

) работает уже 18 лет. Он ровно на 100 лет моложе самой компании. Казалось бы, невозможно повернуть время вспять и собрать экспонаты, полно отражающие столетие развития и деятельности МГТС. Однако сотрудникам музея во многом это удалось.

Общий вид экспозиции музея

Идея создания музея возникла в конце 70-х годов у Виктора Фаддеевича Васильева, который был в то время директором Московской городской телефонной сети. Разработку концепции, сбор материалов и экспонатов он поручил опытному связисту Евгению Петровичу Дубровскому. Бывший заместитель главного инженера МГТС по эксплуатации линейных сооружений охотно переквалифицировался в директора музея. Евгений Петрович сумел сплотить вокруг себя единомышленников и за три года собрал с ними прекрасную коллекцию материальных свидетельств прошлого и настоящего телефонной связи в Москве. В день открытия музей МГТС представил более 2000 экспонатов.

Хранилище сведений о развитии Московской телефонной сети теперь уже имеет свою историю. Музей открылся 8 июля 1982 г. в старом здании Центральной телефонной станции на улице Мархлевского, через два года переехал на ул. Зорге, 27. В 1993 не стало Евгения Петровича и музей приняла Лидия Николаевна Макридина, хранителем была назначена Валентина Ивановна Голдаевская. Благодаря стараниям этих двух женщин музей не только пополнился экспонатами - на сегодняшний день их более 3000, но и приобрел новый современный вид.

Телефоный аппарат Белла - Блека

Экспозиция начинается со старейшего телефонного аппарата Белла - Блека. Его конструкция состоит из собственно телефона Белла (см. "Bell Labs: 75 лет инноваций"), который вмонтирован в трубку, звонка, индуктора и элементов Лекланше для питания микрофона Блека. Сегодня этот раритет впечатляет своей стариной, размерами и массой - 8,5 кг. А в конце XIX столетия он считался чудом техники. Продолжалось это, однако, недолго: в эксплуатации аппарат был несовершенен и неудобен. Микрофон находился на панели, что заставляло говорящего нагибаться. А во избежание проблем с рычажной системой в инструкции предлагалось, "снимая телефон с рычага, нажать последний рукой снизу вверх, чтобы убедиться, что он вполне поднят и имеет правильное положение". Такими телефонами пользовались первые московские абоненты вплоть до конца столетия.

Рядом с этим уникальным музейным экспонатом находятся две фотографии - американца Александра Грэхема Белла (1847-1922 гг.), создателя первого телефона, и полученного им в 1876 г. патента Американского патентного ведомства на изобретение "телеграфа, при помощи которого можно передавать человеческую речь". Имя Белла прочно вошло не только в мировую историю, но и в отечественную. Осенью 1881 г. его компания приступила к строительству телефонных сетей в Москве, Петербурге, Риге и Одессе.

Первая ручная телефонная станция Московской городской телефонной сети на 800 номеров была открыта в 1882 г. в доме 6 на Кузнецком мосту. В списке ее телефонных абонентов числилось 26 человек. Это были в основном богатые коммерсанты, промышленники, способные позволить себе такую роскошь.

Постепенно количество абонентов увеличивалось, а вместе с ним возрастало и число нареканий в адрес компании. В часы наибольшей нагрузки нормальная эксплуатация станции становилась невозможной из-за конструктивных недостатков коммутаторов системы Гилеланда, используемых компанией Белла. Абонентам порой приходилось ожидать в течение нескольких часов, нередкими были и ошибки в соединениях. Девушкам-телефонисткам, чтобы соединить своего абонента с коммутатором, за которым работала другая телефонистка, приходилось громко переговариваться, перекрикивая друг друга. На музейных фотографиях того времени все выглядит тихо и благополучно, однако письменные свидетельства повествуют о другом. Телефонисткам приходилось работать с большим напряжением сил.

К 1901 г. в Москве насчитывалось 2860 абонентов. Большая часть телефонов была установлена в центре города, но и немалая - за пределами Бульварного кольца, особенно к северу от него.

Особое место в музее занимают материалы о русских изобретателях телефонной техники. И среди них - Павел Михайлович Голубицкий (1845-1911 гг.). Наш соотечественник не только повторил телефон Белла, исследовал его недостатки, но и в 1880 г. создал многополюсный телефон, признанный во всем мире лучшим. Он значительно увеличивал дальность телефонирования. Павлу Михайловичу принадлежит множество изобретений. Самое значительное - система центральной батареи (ЦБ) для питания абонентских аппаратов. Ранее у каждого абонента находилась собственная, так называемая местная батарея, от которой питался микрофон его аппарата. Система Голубицкого позволила сосредоточить источники электропитания на телефонной станции. Это изобретение используется до сих пор.

Телефоны Шведско-Датско-Русского акционерного общества

Как сменяются этапы истории, так и одна музейная экспозиция сменяет другую. С момента открытия первой телефонной станции прошло 18 лет, в России завершалась эпоха компании Белла. Современники упрекали американцев в нежелании вкладывать средства в реконструкцию при том, что абонентская плата составляла огромные по тем временам деньги - 250 рублей в год. Поэтому, когда срок концессии американской компании заканчивался и Московская городская телефонная сеть была выставлена на торги, одним из главных условий конкурса стало снижение абонентской платы. В результате победило Шведско-Датско-Русское акционерное общество, указавшее в заявке тариф - 79 рублей в год. Другим условием было проведение коренной реконструкции как станционных, так и линейных сооружений МГТС, бывших к началу XX века почти сплошь воздушными.

Второй период истории Московской городской телефонной сети - шведско-датско-русский - начался 1 ноября 1901 г. К 1903 г. емкость сети увеличилась до 4650 номеров за счет временной вспомогательной станции. А в Милютинском переулке полным ходом шло строительство многоэтажного здания Центральной телефонной станции (ЦТС) емкостью 60 тысяч номеров. Это была сложнейшая техническая задача. При создании проекта станции специалисты шведской фирмы "Л. М. Эриксон" использовали опыт строительства аналогичной станции в Стокгольме. Она считалась наилучшей по оборудованию. Но московская превзошла ее. В 1904 г. закончился монтаж первой очереди (зала "А") на 12 000 номеров.

Одновременно с реконструкцией станционных сооружений Шведско-Датско-Русское акционерное общество усовершенствовало и линейные сооружения: строились подземные кабельные линии. На магистральных направлениях прокладывались многоотверстные бетонные трубы. Об этом ярко свидетельствуют не только фотографии тех лет, но и… наши современники, связисты-кабельщики. Кое-где сооружения не только сохранились, но и находятся в рабочем состоянии.

В центре зала музея истории и развития МГТС стоит мюльтипльный (соединительный) коммутатор - предмет, отдаленно напоминающий пианино. В момент открытия зала "А" на Центральной станции таких "музыкальных инструментов" вдоль стен стояло 112. И за каждым из них сидела барышня с гарнитурой - комплектом из наушника и микрофона.

Девушкам не разрешалось не только покидать зал без разрешения администрации, но и выходить замуж.

Требования, предъявляемые к телефонисткам администрацией Шведско-Датско-Русского общества, были чрезвычайно строгими. Девушкам не разрешалось не только покидать зал без разрешения администрации, но и выходить замуж. При огромной ежедневной нагрузке выходной полагался всего раз в месяц. Один из экспонатов музея - сборник "Правил обслуживания абонентов". В нем жестко оговорены не только технические действия телефонисток, но и правила общения с абонентами. Например, девушкам запрещалось отвечать абонентам: "Я вас не разъединяла", поскольку "абонента не касается, кто именно его разъединил". Если абоненту пришлось немного подождать, в ответ на его раздражение телефонистка была обязана сказать: "Извините, какой желаете номер", а не объяснять: "Я отвечала на первый сигнал". Вероятно, абоненту ни в коем случае не хотели дать понять, что таких, как он, много, а телефонистка одна. И еще одно обязательное правило: "Телефонистка должна говорить столь выразительной интонацией голоса, чтобы абонент невольно прислушивался к тому, что она повторяет".

Ручной коммутатор малой емкости

В 1910 г. на каждую телефонистку в среднем приходилось 160-170 соединений в час, не считая ответов "занято". А общее число разговоров за 1910 г. составило 194 764 127. Численность абонентов в этом году достигла цифры 27 370, а к началу 1917 года - превысила 60 000.

Революционные события отразились на Центральной телефонной станции самым печальным образом. Опытные инженеры-строители были убеждены, что в результате ожесточенных боев за захват станции она пришла в состояние, не подлежащее восстановлению. Однако через девять лет ни что на ЦТС не напоминало о многочисленных повреждениях. А к 1930 г. в Москве были введены в строй 14 подстанций при емкости каждой от 100 до 1000 номеров.

Особое место в музее МГТС занимает фрагмент автоматической телефонной станции машинного типа. Она - не просто "старушка", а мировая знаменитость - первой такого типа в Москве построена в 1930 г. и последней в мире демонтирована. В 1998 г., в период демонтажа, эта станция под индексом 231 была занесена в Лондонскую книгу рекордов Гиннеса за самый долгий трудовой стаж - почти 68 лет. Поразительно, но она работает до сих пор, теперь уже в музее.

Фрагмент первой машинной телефонной станции, смонтированной в 1930 г.

"Долгожительница" - одна из трех представленных здесь станций. В экспозиции рядом с ней установлена АТС декадно-шаговой системы (АТСШ). Первая такая станция на 2000 номеров была введена в строй в 1949 г. А в 1968 г. начала работу первая координатная АТС (АТСК) емкостью 10 000 номеров. В музее истории МГТС на фоне двух своих предшественниц она выглядит "белым лебедем". Светлая, чистая, малозвучная. Внедрение на МГТС станций координатной системы изменило сложившиеся пропорции между ростом емкости и численностью обслуживающего персонала. Благодаря большей надежности они требуют меньшего объема профилактических работ. К 1982 г. на Московской городской телефонной сети функционировали уже 153 координатных станции.

АТС координатной системы. Такие станции составляют сейчас основу станционных сооружений МГТС

А затем наступило время электронных АТС. Освоение их началось в 1987 г. По качеству связи, быстроте обслуживания они намного превосходят своих предшественниц, не требуют большого количества персонала, позволяют предоставлять множество новейших услуг: от будильника, переадресации вызовов до конференц-связи. Постепенно на электронные (или цифровые) станции заменяются старые, декадно-шаговые и координатные.

МГТС модернизируется, развивается. В настоящее время на ней действуют 573 АТС с общим числом линий 4 039 927. Сеть обслуживает более 4 млн. абонентов и является одной из крупнейших местных телефонных сетей мира.




Top