Музей мутаций. Семь необыкновенных экспонатов кунсткамеры

Представьте, что вместо носа вырос поросячий пятачок или появилась третья нога? Что делать? Пластическая операция? Скальпель хирурга? А если современные технологии недоступны? Убежать, спрятаться?

В музее «Кунсткамера» в Москве можно увидеть восковые фигуры людей-мутантов. Лишние конечности, головы, глаза — природа наделила их чем-то особенным. Но радости от такого подарка не было никакой, а для кого-то он оказался смертельным. Все истории, поведанные здесь, настоящие. Эти люди, действительно, жили в прошлом. Как сложилась их судьба?

Добро пожаловать в кунсткамеру на ВВЦ.

Трехногие

Трехногих людей, живших в одно время, было двое. Им бы подружиться и помогать друг другу, но судьба решила так, что один из них, фактически превратил в руины жизнь другого.

Георг Липперт родился в Германии в 1844 году, позднее переехал в США. Его третья нога была полностью сформирована и даже имела дополнительные пальцы, доводя общее количество пальцев на ногах до шестнадцати. Тем не менее, она была неработоспособна. По словам Георга, некогда она могла действовать как обычная конечность, но из-за сильного перелома пришла в негодность.

В начале своей карьеры в Америке Георг Липперт выступал в цирке Барнума и получил титул «Единственного Человека с Тремя Ногами на Земле», которым очень гордился. Вот тут-то несчастного Герга и ждало разочарование – он оказался совсем не единственным. В 1898 году из Италии приехал 9 летний пацан Франческо Лентини, у которого тоже было три ноги, и в титуле больше не было никакого смысла.

С этих пор карьера первого трехного пошла под откос. Почему так произошло? Может быть, из-за того, что Франческо из Италии просто повезло больше – его третья нога была вполне рабочей и он даже играл ею в футбол. Так что неудивительно, что его собрат по несчастью, бывший уникум, быстро оказался никому не нужным и без гроша в кармане – публика переключилась на нового кумира.

А может дело в скверном характере Георга. Это понятно, трудно быть белым и пушистым, когда люди вокруг могут быть очень жестокими, издеваясь над теми, кто не такой, как все. Но вот его коллеге по трехногию Франческо удалось перебороть свой внутренний настрой. Он поначалу тоже очень страдал и стеснялся своего уродства. Но, попав ребенком в приют, когда от него отказались родители, Франческо увидел, что у многих детей, находящихся там, конечностей как-раз недоставало. И Франческо справедливо решил, что больше лучше, чем меньше. И перестал заморачиваться по поводу своего уродства, а решил использовать в свою пользу то, что дала ему природа. Он часто любил подшутить над собой.

В итоге, трехногий весельчак итальянец стал успешным футболистом, выступал в известных мировых цирках, женился, у него было четверо детей, которые родились абсолютно нормальными. А вот угрюмый Георг Липперт умер всеми забытый в нищете от туберкулеза. После смерти трехногого уникума в результате вскрытия выяснился потрясающий факт — у него было не только три ноги, но еще и два сердца. Причем одно из них остановилось за несколько недель до его смерти. Доктора вынесли вердикт — если бы не туберкулез, Георг мог бы жить еще очень долго, даже с одним сердцем.

Женщина-мул

Грейс Мак Дениэлс родилась в 1888 году и, вероятно, страдала от синдрома Стерджа-Вебера. он представляет собой генетическую предрасположенность к родимым пятнам – в случае с Грейс ее огромное, темно-коричневое родимое пятно начало утолщаться и искажать лицо. По своей природе этот процесс был дегенеративным и с каждым годом состояние Грейс ухудшалось, незадолго до своей смерти складка кожи на ее лице свисала более чем на 4 дюйма ниже ее подбородка, из-за нависшей тяжести со временам речь Грейс затруднялась.

Грейс победила на конкурсе самых уродливых женщин в 1935 году и стала участвовать в шоу. Она очень стеснялась этого титула и пытала всячески спрятать свое лицо – сначала под макияжем, потом, когда болезнь стала прогрессировать, под вуалью. Она добилась, чтобы в шоу ее перестали называть «самой уродливой женщиной», а объявляли как «женщина-мул». По свидетельству очевидцев, Грейс была очень застенчивой и доброй.

Подсветка в музее, конечно, жутковая. Если фотографировать без вспышки, то получается вот такое.

Когда Грейс забеременела – это стало сенсацией, которую быстро раскрутили газетчики. Была придумана сказочная история о безумной любви. Но правда оказалась прозаичной. Отцом ребенка стал пьяный рабочий сцены. Грейс очень радовалась, что ее сыну Элмеру не передалась ее болезнь, и он родился абсолютно нормальным. Но радость была преждевременной. Внешнего уродства у него не было, но, видимо, от отца он унаследовал страсть к спиртному, наркотикам и азартным играм. Женщина-мул зарабатывала огромные деньги на шоу, которые Элмер воровал и прогуливал. Умерли они примерно в одно время. Она от старости, он – от цирроза печени. Кто из них был по-настоящему уродлив?

Волосатый человек

Федор Маннов родился где-то в Сибири в 19 веке. Информации о нем не так уж много. Может быть, потому что ни в каких шоу он не участвовал. Такой простой русский мужик-сибиряк. Известно только, что все тело Федора Маннова было покрыто густыми темными волосами, как шерстью, кроме ладоней и ступней. Работал на почтовом дворе в Сибири. в сильные морозы ходил в одной рубахе.

Женщина-свинья

Существует множество легенд о женщинах, у которых был свиной пятачок. Но единственная подтвержденная аномалия – это женщина, имя которой не дошло до наших дней. Она родилась в Исландии в 1794 году абсолютно нормальным ребенком. В 14 лет началось сращивание верхней губы с переносицей, свиной пятачок сформировался к 25-ти годам. Была дочерью священника, очень набожной, принимала своего уродство довольно спокойно и смиренно. Женщина-свинья вышла замуж и родила двоих детей. Прожила 94 года.

Лицо этой женщины, имя которой не удалось выяснить, было изуродовано неизвестной болезнью. По свидетельству очевидцев, она была настолько уродливо страшной, что не появлялась на людях без черного плаща с капюшоном, из-за чего и получила прозвище «Черная мадонна».

Черная мадонна была заточена в подземелье, где родила здорового ребенка. Единственная связь с внешним миром – через маленькое окно подвала, куда ей передавали все необходимое для жизни. Туда же жители бросали ей записки с просьбами, считалось, что она может исполнять желания.

Двуликий Янус

Эдвард Мордакке родился в 19 веке в Германии и стал известным музыкантом. На затылке имел подобие второго лица. Юноша тщательно скрывал свое уродство до 20 лет носил специальные парики. Эдвард занимался музыкой, но особых успехов ремесло не принесло. Вот тут и пригодился физический недостаток. Музыкант решил его демонстрировать во время своих выступлений, и его карьера тут же его пошла вверх. Многие хотели посмотреть на человека с двумя лицами. И людям уже было все-равно, что он там бренчал на скрипке. Эдвард Мордакке дожил до 55 лет и неплохо зарабатывал.

Танцующие близнецы

Колоредо родился во Франции в 14 веке. Фактически, его заболевание было разновидностью сиамских близнецов. Только в данном случае второе туловище росло из грудной клетки первого. Со стороны казалось, что два человека танцуют. Второе тело никак себя не проявляло – говорить не могло, есть не требовало. Колоредо был мушкетером у Людовика ХIII. Но, конечно, ни о какой военной службе речи быть не могло, он просто носил плащ мушкетера и забавлял придворным. Фактически это был мушкетер - шут. Прожил 40 лет.

Двухголовый стрелок

Известно, что родился в Турции. Две головы также являются разновидностью сиамских близнецов. Этот человек был взят в плен войсками императора Леопольда I во время войны с Турцией. Может быть, благодаря четырем глазам на своих двух головах, был очень метким стрелком из лука. Каждая его голова могла разговаривать отдельно и во время допроса они перешептывались. Долгое время в документах того допроса была путаница, так как было непонятно, сколько человек они допрашивали.

Пучеглазый человек-стрекоза

Жил в 19 веке в Аргентине. Необычное строение черепа – маленькие глазные впадины, в результате чего глазные яблоки не помещаются в глазницах. У человека-стрекозы было отличное зрение с углом обзора в 200 градусов. Чтобы спать, приходилось закрывать глаза черной материей.

Человек — циклоп (одноглазый человек)

Самый известный африканец конца 19 века. Единственный глаз, который хорошо все видел. Обладал хорошим чувством юмора, не был склонен к депрессиям, в отличие от большинства людей с аномалиями. Работал официантом в одном из ресторанов Калифорнии, гости его обожали.

Трехглазый

Трехглазый англичанин Билл Дакс был известным мошенником. Он вводил людей в заблуждение убеждениями в том, что его третий глаз видит будущее. В 21 год сбежал от преследования полиции в Америку и продолжил заниматься привычным ремеслом уже там. В 33 года покончил жизнь самоубийством – выстрелил из пистолета в свой третий глаз.

Четырехглазый

В 1854 году некий Джонни Стокер из Кливленда имел две пары карих глаз, расположенных друг над другом. По отзывам современников, «он мог закрывать любой глаз отдельно от других, мог вращать каждым глазом в отдельности, что представляло собой наиболее отталкивающее зрелище».

Джонни не только не комплексовал по поводу своего лица, а даже был рад этому. Пользуясь своей способностью вращать и выкатывать глаза, любил пугать людей. При этом он распевал неприличные песни неприятным скрипучим голосом.

В компании с одноглазым:

Кто там еще переживает из-за прыщей или недостаточного изящного носа? Бегом на прием в кунсткамеру.

И еще несколько фотографий из музея на ВВЦ.

Музей Кунсткамера в Москве находится на территории ВВЦ (метро ВДНХ) в павильоне номер 2 (можно ориентироваться по большим вывескам — живые акулы и выставка бабочек — это там же).

В коллекциях музеев по всему миру хранятся удивительные экспонаты, обладающие эстетической ценностью. Современные учреждения, являющиеся неотъемлемой частью города, знакомят посетителей с прекрасным, однако существуют уникальные уголки, в которых отсутствуют старинные реликвии и бесценные произведения искусства. В них находятся необычные вещи, раскрывающие тайны человеческого тела. Такие экспонаты шокируют посетителей и даже вызывают отвращение, однако интерес к ним только растет.

Не развлечение, а познание

Сейчас в каждом медицинском университете находится свой анатомический музей, где студенты изучают строение человеческого тела, сравнивая реальное расположение органов с изображениями в атласах. Постоянно увеличивающиеся коллекции важны для науки и будущих врачей, но не для обывателей, которым вход в залы запрещен. Такие музеи - не развлечение, они закрепляют полученные знания о строении тела. Как говорят медики, это лучший тест на профессиональную пригодность, а работа с биологическим материалом не всегда дается легко, ведь для этого нужна определенная психологическая подготовка.

Путешествие в необычный и страшный мир

Она же необходима тем, у кого привычные музеи не вызывают особого интереса. Когда хочется узнать что-то новое и необычное, на помощь приходит открытый для широкой публики анатомический музей, который посещают не только из чистого любопытства. Это уникальная возможность познакомиться с натуральными наглядными пособиями, находящимися в заспиртованном состоянии и позволяющими изучить расположение внутренних органов. Отправляясь в путешествие, нужно заранее подготовиться морально, поскольку вид некоторых экспонатов может нагнать страху на обывателя и вызвать настоящий шок.

Две технологии

Экспонаты в таком музее называются препаратами, поскольку они изготовлены путем препарирования по специальной методике. Их или высушивают и пропитывают химическими составами, или погружают в формалин, который убивает все бактерии.

Существует еще одна технология, позволяющая препаратам выглядеть естественно, - пластинация. Жир и вода, присутствующие в тканях тела, заменяются синтетическими смолами и полимерами, однако нашим ученым такая методика не по карману, а вот в Германии ее освоили еще в 1977 году, а десять лет назад открылся музей «Пластинариум», который назвали «самым отвратительным в мире».

Plastinarium

Доктор Гюнтер фон Хагенс покупает трупы людей, а перед тем как они становятся экспонатами шокирующего музея, удаляет жир, воду и замещает их особой субстанцией, которая похожа на пластик. На выставке представлены не только внешние оболочки людей, но и лимфатические, кровяные системы, человеческие органы, которые можно потрогать.

Сейчас «доктор Смерть» получает трупы от преданных поклонников, живущих в других странах, и даже из Новосибирска были отправлены ему невостребованные родственниками умершие. Анатомический музей приводит в ужас впечатлительных посетителей, наблюдающих скульптурные композиции из мертвых тел. Многие теряют сознание от вида расчлененных экспонатов, но есть и те, кто открыто восхищается мастерством немецкого гения. В свое оправдание основатель выставки заявляет, что он преследует образовательную цель и показывает, насколько прекрасно человеческое тело, замороженное в вечности.

В отдельном зале находится кунсткамера, где представлена коллекция различных человеческих аномалий. С огромным любопытством уникальные экспонаты, собранные со всего мира, рассматривают взрослые люди. Мутанты, заспиртованные уродцы, двуглавые младенцы приводят в ужас обывателей, пришедших лицезреть смерть. Об этом музее пишут не самые приятные отзывы, обвиняя организаторов в злоупотреблении человеческим любопытством, а очередь на выставку только удлиняется.

Музей, где можно посмотреть работу организма изнутри

Когда речь заходит про знаменитые знакомящие посетителей с человеческим телом, нельзя не упомянуть открывшийся в Нидерландах Corpus, который позволяет увидеть наш организм изнутри. Увлекательную экскурсию ежегодно совершают сотни тысяч посетителей, узнающих, как работают внутренние органы.

По человеческому телу занимает не более часа, и за это время люди, поднимающиеся по эскалаторам от ног к мозгу, видят в увеличенном размере кости, сердце, легкие, глаза, уши и в специальных очках рассматривают различные процессы, происходящие с нашим телом. Это единственный анатомический музей, который можно посетить с малышами, не напугав их экспонатами.

Museum Vrolik

В Нидерландах, где ученые преуспели в анатомической дисциплине, находится впечатляющая коллекция всевозможных уродств, состоящая из нескольких тысяч экземпляров. Ее собрали патологоанатомы, долгое время занимавшиеся изучением мутаций у человека. «Вролик» удивляет и ужасает, а среди экспонатов представлены люди-мутанты: дети-циклопы, сиамские близнецы, двухголовые уродцы и тому подобное.

Огромная коллекция черепов и костей с дефектами, которую начали собирать еще в XVIII веке, постоянно пополняется и производит неизгладимое впечатление на посетителей.

Анатомический музей в Москве

Столица нашей родины может похвастать удивительным музеем, появившимся в 1978 году стараниями медиков, работающих на кафедре анатомии человека МГМСУ. Более чем за 30 лет коллекция увеличилась в несколько раз, и сейчас она состоит из 1500 препаратов, которые могут испугать неподготовленного зрителя. В 2005 году была проведена масштабная реконструкция музея, оснащенного компьютерным оборудованием.

Здесь применен интересный подход к демонстрации экспозиции - при помощи цветной индикации, отражающей содержание препаратов по названиям органов и номерам витрин, где они размещены. Посетители рассматривают заспиртованные внутренние органы человека и узнают много нового о возможностях современной медицины.

Ценность коллекций анатомических музеев

Знаменитые музеи мира уверенно заявляют о себе как о значимых культурных центрах, в которых сосредоточено наследие человечества. Они давно стали частью общественной жизни, а их коллекции имеют историческую ценность.

Уникальные экспонаты анатомических музеев вряд ли доставят эстетическое удовольствие посетителям, однако они являются фундаментом в освоении знаний и базой для научных исследований в медицине. Собранные коллекции служат образованию врачей и просвещению людей.

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

Анатомические музеи пользуются неизменно повышенным интересом у туристов. Когда музеи истории или искусств не вызывают достаточного интереса, то перед грядущим отпуском следует выбрать экспозицию, которая заденет за живое по-настоящему. (11 фотографий)

The Human Body Exhibition.
Выставка The Human Body Exhibition, или выставка тела человека, впервые была экспонирована во Флориде в 2005 году и с тех пор прошла во многих городах мира. В качестве экспонатов выставки использованы забальзамированные человеческие тела, препарированные таким образом, чтобы показать с одной стороны всю сложность строения человеческого тела, а с другой стороны, показать его красоту и гармонию. Насколько это красиво выглядит, судите сами.

Необходимо отметить, что люди, чьи тела выставлены в качестве экспонатов, еще при жизни дали письменное согласие на использование их тел после смерти в качестве препаратов. Все, кому понравилась выставка, могут на месте составить посмертное завещание и пополнить экспозицию после смерти.

Museum Vrolik.
Задорный музей Museum Vrolik (Амстердам, Нидерланды) основан отцом и сыном Вроликами. В переводе с англо-голландского слово «вролик» обозначает «задорный», по данной причине музей получил столь странное название. Герардас Вролик, и Вильям Вролик были профессорами медицины и занимались изучением мутаций у человека. Ими собрана огромная коллекция мутаций, которая со временем превратилась в музей.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге.
Кунсткамера в Санкт-Петербурге бала основана в 1714 году по приказу Петра 1. В кунсткамере собрано более миллиона экспонатов. Если ранее экспонаты использовались для научных целей, то в настоящее время – это исключительно музей человеческих мутаций и уродств, где посетители могут воочию увидеть невероятные метаморфозы, которые природа творит с человеческой плотью.

Музей человеческого тела в Нидерландах.
Музей создавался двенадцать лет. На создание коллекции ушло двадцать семь миллионов долларов. Здание находится внутри макета гигантского человека, благодаря чему есть возможность свободно прогуливаться внутри и знакомиться со строением и работой органов и систем человеческого организма.

Сотрудники музея в обязательном порядке имеют медицинское образование и доходчиво отвечают на всевозможные вопросы посетителей. Если вы желаете усовершенствовать свои познания в области анатомии человека, то музей человеческого тела в Нидерландах – идеальное место для этого.




Top