Музей музыкальных инструментов в венеции. Музыка в венеции Музей вивальди в венеции

Сколько прекрасных симфоний было сочинено в Венеции, сколько чудесных мелодий пришло в голову композиторам, вдохновившимся живописными пейзажами этого города. Музыка витает в воздухе и течет по каналам вместе с водой, её присутствие ощущается всеми фибрами души! Где ещё можно полностью проникнуться музыкальным наследием Венеции, как не в Музее музыки?

Что ждет посетителей:

Экспозиции музея музыкальных инструментов отдана старинная церковь Сан-Маурицио в историческом центре города, неподалеку от моста Академии. Сам музей был открыт сравнительно недавно, в 2001 году. Но в коллекцию сего заведения включено множество раритетных музыкальных инструментов, многие из которых относятся к XV и XVI столетиям.

3.
Экспонаты музея

Во всех залах негромко звучат известные классические произведения, расслабляющие посетителей и погружающие их в легкий транс. Прохаживаясь по залам красивой церкви, Вы сможете осмотреть несколько десятков старых, необычных и уникальных скрипок, альтов, мандолин, виолончелей и других традиционных итальянских музыкальных инструментов. Установлено множество информационных стендов, которые поведают вам о жизни и достижениях выдающихся музыкантов, композиторов и изобретателей, проживавших в Венеции и сделавших неоценимый вклад в развитие мировой музыки.

5.
Фасад здания музея, церкви Сан-Маурицио

Вам говорят о чем-нибудь такие фамилии, как Амати, Страдивари и Гварньери? Посетители смогут не только осмотреть их лучшие работы, но и вживую услышать звучание лучших инструментов, какие только были созданы руками человека! В основном, экспозиция предлагает ознакомиться со струнными инструментами, но есть несколько духовых и клавишных.

Под сводами Сан-Маурицио витает атмосфера загадочности и недосказанности. Например, с Антонио Страдивари связано немало легенд и мифов, многие из которых будут раскрыты в музее музыки. Но взамен вы получите ещё больше захватывающей информации!

Информация для путешественников:

Музей музыкальных инструментов в Венеции открыт ежедневно с 10 утра до 7 вечера. Вход свободный!

Возле выхода вы сможете найти книжную лавку и магазин CD дисков, в которых можно купить отличные сувениры. По вечерам часто устраиваются концерты живой музыки.

Как добраться:

Адрес: Campo San Maurizio 276, Венеция, Италия. GPS-координаты: 45.433055, 12.331511.

Добираться нужно на оранжевой линии до станции S. Maria del Giglio.

Консерваториями в те времена назывались детские приюты при церквях, иначе оспедале. В маленькой Венеции было четыре оспедале, в них подбрасывали по четыре ребенка в неделю. Неудивительно, если вспомнить, что на 20 жителей, включая стариков, женщин и детей приходилась одна куртизанка. Поскольку в городе был музыкальный бум, способных девочек учили петь и играть на музыкальных инструментах.
Вивальди преподавал в Оспедале-делла-Пиета (Ospedale della Pieta) скрипку и пение, а также был руководителем оркестра и композитором. Почти 40 лет он сочинял музыку для девочек. Выступали воспитанницы Вивальди в церкви Санта-Мария-делла-Пьета, она сохранилась до наших дней, и сегодня большинство людей называет ее просто церковью Вивальди. При ней есть небольшой музей, где можно посмотреть старинные музыкальные инструменты. Сегодня в церкви проходят концерты. Для тех, кто почитает Вивальди, большая честь выступить в стенах, которые помнят великого маэстро. Часто музыканты переодеваются в костюмы эпохи Вивальди, и тогда впечатление от его прекрасной музыки становится еще сильнее.
Итак, кто же он, Маэстро Скрипки?
XVII–XVIII века – эпоха барокко, стиля избыточной до вычурности красоты. Собственно, барокко и значит «вычурный». Величие рядом с нищетой, пышные зрелища и суды инквизиции, изысканность и невежество… В 1770 году, спустя всего 30 лет после смерти Вивальди, его имя даже не упоминается в списке итальянских композиторов. В XIX веке о нем говорили лишь как о композиторе, чьи ноты переписывал великий Бах. А в начале XX века произошло чудо: с 1912 по 1926 годы была найдена большая часть его произведений, и за короткое время его музыка облетела весь мир, тронула души многих и многих. Она словно ждала подходящего момента, чтобы зазвучать вновь.
После почти 200-летнего забвения Антонио Вивальди вернулся в мир! Сейчас редкий скрипичный оркестр не имеет в своем репертуаре знаменитых «Времен года». Любой музыковед скажет вам, что это картины природы, понятные каждому: пение весенних птиц, летняя гроза… Но в руках гения все приобретает иной смысл: знакомые образы вызывают ассоциации с чем-то более тонким и глубоким – не просто с картинами природы, но с ее законами. Понять Вивальди, значит понять Венецию, понять саму жизнь…
В 1678 году в Венеции в семье парикмахера и музыканта Джованни Батиста Вивальди родился первенец Антонио. Город в то время был наполнен музыкой – песни гондольеров, оперные арии. Именно здесь в 1637 году был открыт первый в Италии общедоступный оперный театр. Опера была всенародно любима: театры буквально ломились от жаждущих новых зрелищ. Конечно, за пышными фасадами скрывалась нищета, за внешним богатством – огромные долги, дворцы соседствовали с грязными лачугами, не собиралась сдаваться инквизиция, наводнив город шпионами… Но жизнь не переставала бурлить, рождая новые таланты.
Бурный характер города передался юному Антонио, но от рождения у него был серьезный недуг – всю жизнь его мучила астма, он задыхался при ходьбе. Зато от отца вместе с огненным цветом волос унаследовал музыкальные способности. В доме Вивальди часто звучала музыка: отец играл на скрипке, дети учились играть на музыкальных инструментах (в то время это было обычным делом). Антонио с удовольствием предался бы мальчишеским развлечениям, но из-за болезни всю свою энергию, все свои мечты он передал музыке.
Отца пригласили в капеллу собора Сан-Марко, это был крупнейший оркестр тогдашней Италии. Четыре органа, большой хор, оркестр – величественное звучание музыки поражало воображение семилетнего Антонио, который стал заниматься музыкой у лучших педагогов. В 13 лет он уже писал собственные произведения.
Однако неожиданно отец Антонио решает сделать его священником, чтобы обеспечить ему положение в обществе. Вивальди начал подниматься по церковной лестнице: уже в 15 лет его посвятили в сан аббата, к 25 годам он закончил духовное обучение – получил сан священника и право служить мессы. Но Вивальди мечтал только о музыке. Ссылаясь на приступы астмы, он перестал служить мессы. Как духовное лицо он стал преподавателем одной из женских консерваторий Венеции – этой самой Оспедале-делла-Пиета. Вивальди сначала официально числился руководителем хора (Maestro de Coro), потом стал еще и руководителем оркестра (Maestro de Concerti), дирижером. Консерватория «Пиета» под руководством Вивальди стала лучшей в Венеции, даже богатые горожане стали отдавать в этот сиротский приют своих дочерей.
В «Пиете» Вивальди проработал всю жизнь и все свои духовные произведения: кантаты, оратории, мессы, гимны, мотеты – написал для «Пиеты». Всего этого уже вполне хватало, чтобы считаться выдающимся музыкантом и композитором. Но наш герой не хотел останавливаться – его влекло к феерическому и непредсказуемому миру оперы. В этот водоворот – как истинный венецианец – бросился Антонио Вивальди. В свои 35 лет он работал в театре «за троих»: писал оперы (по три-четыре в год), сам их ставил, да еще и все финансовые вопросы решал сам – он стал совладельцем театра «Сант-Анджело».
Кроме того, он продолжал преподавать и писать музыку для «Пиеты», беря там отпуска для постановок своих опер в других городах. Немногим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом преодолевал даже расстояние от двери до кареты без посторонней помощи, настолько его мучила отдышка. Но он как будто не замечал этого, ведь его замыслы не могли ждать. Он делал себе единственную поблажку, выбрав театр «Сант-Анджело» просто как ближайший к его дому.
Вообще говоря, участие в подобных увеселениях – странное занятие для святого отца, но он считал оперу своим призванием, главным делом жизни, отдавал ей максимум сил. Из-за этой своей страсти он испортил отношения и с руководством «Пиеты», и с церковным начальством. В 1720 году в самый разгар сезона появился анонимный памфлет, высмеивавший тогдашнюю оперу вообще и оперы Вивальди в частности. Памфлет был едкий, остроумный, автор очень метко подметил все театральные штампы, коих было множество. Для Вивальди это был сильный удар – и моральный, и финансовый (публика открыто смеялась на представлениях, узнавая очередной штамп). Четыре года Вивальди не ставил опер, но написанная в 1734 году «Олимпиада» на либретто выдающегося драматурга Пьетро Метастазио – ставится и в наше время.
Антонио Вивальди не стал святым, но он был истинным священнослужителем – служителем священной гармонии, небесной красоты. Вся его жизнь может уместиться в одной фразе, с которой начинается его «Глория»: «Слава Тебе, Показавшему нам свет»!

Купить экскурсию за 199.5 р.

Делая акцент на музыке, мы с вами не только не обойдем вниманием основные достопримечательности прекрасной Венеции на нашем пути — мы откроем их с новой, не известной другим туристам стороны! Говоря при случае дома, как все:”Когда я был в Венеции…”, вы расскажете то, чего прочие не смогут, потому что узнаете неизвестное об известном. Вы получите комплекс знаний и впечатлений для настоящих знатоков.

1. По местам Антонио Вивальди – 3 часа

Место начала экскурсии совпадает с местом начала жизни и творчества великого виртуоза скрипки, композитора Антонио Вивальди. Мы заходим в церковь Сан Джованни ин Брагора, в которой 6 мая 1678 года был окрещен «красный священник» (я вам открою, почему у него было такое необыкновенное, «советское» прозвище!), и в которой спустя 334 года – 6 мая 2012 года, благодаря инициативе француженки Бригит Тильак, поклонницы и ценительницы нетленного искусства Вивальди, был установлен бюст композитора.
Далее — церковь Пьета, место 40-летней деятельности Антонио при сиротском приюте Пьета: Пьета отличалась от 3 других приютов, я расскажу вам, в чем была эта разница….Небольшой музей даст возможность увидеть исторические документы, уникальные музыкальные инструменты и предметы неприхотливого быта « девиц хора». А церковь, перестроенная в середине XVIII века, редкостью своего внутреннего решения и формления, даст нам возможность обсудить любопытные особенности морали, нравственности; развлечений и традиций Венеции того времени.
Продолжая нашу беседу, направляемся, под мелодии сладкозвучного клавесина, легко всплывающие в нашей с вами памяти, к кампо Санта Мария Формоза, где обитала семья Вивальди, и завершаем нашу прогулку возле моста Риальто и бывшего театра Сан Анджело, рядом с которым жила Анна Жирò, любимая воспитанница Вивальди.

2. Вагнер и Венеция – 2 часа (с осмотром квартиры Рихарда Вагнера в Ка Вендрамин)

Начало маршрута — дворец Вендрамин-Калерджи, где жил и умер великий Вагнер. Эпиграф на главном фасаде дворца, автора Габриэля д’Aннунцио: «в этом дворце последний вздох Вагнера стал каплей в море, вечно омывающем мраморные плиты», ностальгически тонко подчеркивает минорное настроение музыкального мира, покинутого крупнейшим реформатором мировой оперы в 1883 году.
После осмотра квартиры-музея Вагнера во дворце мы направляемся к дворцу Контарини делле Фигуры, потом ко дворцу Джустиниан Брандолин, отелю Европа, к театру Фениче, на площадь Сан Марко кафе Лавэна и отелю Даниэли — все эти места связаны с неоднократными пребываниями Вагнера в Венеции. Я расскажу вам о том, чем они отмечены в его деятельности, как связаны с ним и между собой.

3. Прогулка по музыкальной Венеции– 3 часа

Находимся в квартале Дорсодуро, рядом с церковью Санта Мария делла Салютэ. Этот, залитый щедрым солнечным светом, район Венеции был всегда особо любим писателями, артистами и богатыми иностранцами, среди которых такие известнейшие имена, как меценатка Виннаретта Зингер, в браке — княгиня Полиньяк; Эдмон де Полиньяк — композитор; великая актриса Элеонора Дузе; знаменитый писатель и политик Габриэле д’Аннунцио; скрипачка Ольга; Эзра Паунд — поэт и писатель и пр. Я расскажу вам, какие их следы сохранила Венеция, как они проводили здесь свое время, с кем встречались. Окунемся в эту атмосферу творческих поисков, артистических и музыкальных салонов, интеллектуальных дискуссий, порочных связей, ночных соблазнов. На нашем пути – дворцы д Барбаро Манцони, Контарини даль Цаффо, Ка Дарио, Веньер дей Леони; фондамента Дзаттере, фондамента дель Скуэро, дворец Пизани, в котором ныне находится консерватория имени Бенедетто Марчелло, церковь Санто Стефано, кампо Сан Фантин, отели Европа, Вауэр, Луна Бальони и, как достойное завершение нашей венецианской симфонии — площадь Сан Марко.
Вам остается только довериться моему таланту рассказчика, внимательного собеседника и унестись в воображаемом вихре авангардной музыки Дебюсси, Игоря Стравинского по венецианским калле, набережным и кампо (Вы уже знаете, что означают эти названия!) навстречу новому и пока еще неизвестному!

.
Услышать музыку в Венеции – не диво: она льется отовсюду, а если вспомнить определение архитектуры как безмолвной музыки, подаренное нам Гёте, то город просто наполнен ею. К тому же здесь множество театров и концертных залов.
На кампьелло дель Театро когда-то стоял театр Сан Самуэле, где пела блистательная, благородная и добрая Консуэло, так полюбившаяся мне по роману Жорж Санд.

Гуляя здесь, я представляла, как граф Дзустиньяни присылал за ней свою гондолу, и как плыла она по Канале Гранде мимо великолепных палаццо, расположенных напротив театра.

Считается, что прообразом Консуэло послужила знакомая всякому русскому Полина Виардо, но действие романа происходит в XVIII веке, и учителем ее французская писательница сделала вполне реальное лицо – композитора и музыканта-педагога Николо Порпору. А жила Консуэло здесь же, неподалеку – в Корте Минелли, совсем рядом с площадью Сан Фантин и главным оперным театром Венеции – Ла Фениче.
В XIX веке его барочное здание загорелось после представления «Золушки» Россини – осталась буквально одна зола. Отстроенное заново, оно опять горело в конце XX-го и опять было восстановлено.

На вывеске под балконом – все любимые оперы: «Травиата», «Трубадур», «Севильский…» На церкви рядом с театром и Скуолой ди Сан Фантин – объявление о концерте классической итальянской музыки.

Концерты проходят и в церквах, и в палаццо, и в так называемых скуолах. Что это такое? Не мудрствуя лукаво, скопирую определение из википедии:

«Скуола (итал. Scuola) - в средневековой Италии братство или благотворительная организация, члены которого ежегодно вносили взнос на определенные нужды. Малые скуолы представляли собой профессиональные или национальные гильдии. В Венеции находились семь больших благотворительных скуол, численностью в несколько сотен человек. Такие скуолы существовали по всей Европе, но только в Венеции они действовали с одобрения государства как гражданские организации и, несмотря на наличие святого-покровителя, не имели связи с церковью».

Сегодня скуолы – средоточие культуры: во многих из них можно насладиться картинами и музыкальными произведениями.

Но есть и другие оперные театры. Помимо упомянутого Ла Фениче

есть театр Малибран. Когда-то им руководил , ставивший там свои пьесы; для него создавали оперы Скарлатти и Гендель. Тогда он назывался Сан Джованни Кризостомо, по расположенной рядом церкви, а свое нынешнее имя получил в память о легендарной испанской певице Марии Малибран, сестре Полины Виардо. Кстати, существует мнение, что Жорж Санд создала собирательный образ Консуэло, используя в качестве прототипов обеих сестер.

А на месте театра Малибран когда-то находился дом Марко Поло – он хоть и не имеет отношения к музыке, но тоже близок нам, русским: оставил описание Волги-матушки.

На фасаде соседствующего с театром здания – табличка: «Здесь стояли дома Марко Поло, который путешествовал по самым далеким странам Азии и описал их».

Концерты и спектакли стоят в основном недешево, но есть места, где музыку можно послушать бесплатно. Во-первых, на улице: часто уличные музыканты чудо как хороши, а со скользящих по каналам гондол


несется настоящее оперное пение. Во-вторых, в некоторых храмах. Так, в церкви Санта Мария делла Салюте

каждый день с 15.30 полчаса бесплатно звучит орган. Исполняют произведения итальянских композиторов от Вивальди до Аллеви. Музыка прекрасно слышна не только в самом храме, но и в сакристии, где можно под ее звуки любоваться шедеврами Тициана, Тинторетто, Якопо Пальмы Старшего. Дают там и бесплатные концерты.


Днем и ночью играет оркестр в знаменитом кафе «Флориан» на площади Сан Марко.


Есть в Венеции и Музей музыки – в церкви Сан Маурицио


на одноименной площади.

Там – правда в записи – мы послушали саундтреки Эннио Морриконе к «Профессионалу» и «Однажды в Америке», «Адажио» Альбинони и немного Вивальди. И все это – в окружении скрипок, клавесинов, виол да гамба и прочих инструментов времен последнего.



Интересующиеся и умеющие читать по-итальянски или по-английски узнают здесь много нового и об инструментах, и о самом композиторе и его эпохе.

Венецианцы высоко чтут своего земляка.

Я бы сходила на Вивальди, хотя «Времена года» знаю наизусть: работая на круизном корабле, лет десять по десять раз за сезон вела концерты нашего гениального баяниста, и каждый раз он исполнял «Зиму». Но даже два часа было жаль проводить в помещении: уж больно славная стояла погода, и хотелось гулять, гулять, гулять…
Вивальди родился в Венеции, многие великие композиторы или жили, или скончались, или похоронены здесь.
На площади Сант Анджело, в Палаццо Дуодо, жил Чимароза, здесь же он встретил свой конец.

Его прелестный «Тайный брак» когда-то шел у нас в театре Покровского, а я так и не удосужилась его послушать. Билеты были куплены, был заготовлен и коньяк, чтобы выпить с подругами в антракте (в буфете этого театра не продают спиртное), но накануне я перегуляла на юбилее, и решила, что схожу в другой раз. А спектакль-то оказался последний: со смертью Бориса Александровича, мечтавшего улучшить мир, запретив на три дня все, кроме оперы, старые постановки стали вытеснять из репертуара. Теперь «Тайный брак» идет в «Стасике», но я никак на него не соберусь, да и за постановку, честно говоря, опасаюсь.

Умер в Венеции и родоначальник оперы Монтеверди – в церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари, находится его могила: плита в полу, а рядом пюпитр с нотами. Его «Коронация Поппеи» тоже шла у Покровского, и тоже ее убрали из репертуара – к счастью, на нее я успела.
Церковь, которую обычно называют просто Фрари, очень знаменита: в ней также захоронены сердце скульптора Кановы и Тициан, творения последнего украшают ее наряду с шедевром Беллини и деревянной статуей Иоанна Крестителя – единственной работой Донателло в Венеции.

А в кофейне напротив Фрари композитор с созвучной фамилией – Джузеппе Верди – оставил автограф в альбоме знаменитого кота Нини, о котором я писала в очерке
В Венеции умер и Вагнер, в Палаццо-Вендрамин-Калерджи на кампьелло Вендрамин, в 1883 году. А ровно за сто лет до него в Венеции скончался его соотечественник, представитель немецкого сентиментализма и рококо Хассе. Вагнера похоронили в Байройте, Хассе – здесь, в городе, в церкви Сан Маркуола. Здесь же, на кладбище Сан Микеле,

обрели последнее пристанище Дягилев и Стравинский. Дягилев, понятно, не композитор, но не ему ли мы обязаны тем, что русская музыка стала известна и любима во всем мире, в том числе и в Италии? А ведь когда Шаляпин впервые должен был выступать в миланском «Ла Скала», реакция итальянцев была бурно-негативной: «Выписывать русского певца в Италию! Да ведь это всё равно, что в Россию хлеб ввозить!» Дягилева не стало здесь же, в Венеции, на Лидо, а тело Стравинского было привезено сюда из Америки.

Такой и осталась для меня Венеция: вода, церкви, живопись, театр, звуки органа и божественные голоса… А сейчас я пишу о ней и слушаю цикл Таривердиева «Воспоминание о Венеции, тихая музыка». И названия-то какие – «Музыка на воде», «Восход над морем», «Одинокий саксофон», «На ступенях собора», «Белая маска»…

Цитирую:

1. ДО ВИВАЛЬДИ

В то время как в Риме, во времена расцвета Возрождения, полифоническая школа углубляет разработку жанров духовной музыки и быстро обновляется благодаря таланту Пьерлуиджи да Палестрина, в Венеции разрабатываются жанры светской музыки.

Андреа Габриэли (ок.1510-1586) был органистом в соборе Св.Марка, композитором и значительной преподавательской фигурой венецианской школы. Его полифонический (многоголосый) стиль был новшеством, он основывался на контрастах и диссонансах и предполагал участие в исполнении нескольких хоров. Крупным был его вклад в развитие духовной (мотеты от четырех до двенадцати голосов, шестиголосные мессы, “Псалмы Давидовы” для шести голосов) и светской музыки (мадригалы от 3 до 12 голосов).


Джованни Габриэли (ок.1557-1612), унаследовавший от Андреа место органиста в соборе Св.Марка, умножает известность венецианской школы за границей (Ганс Лео Гасслер и Генрих Шютц были в числе ее учеников). Среди его произведений, относящихся к духовной, светской и инструментальной музыке, значительное место принадлежит “Духовным симфониям” (Sacrae symphoniae) и многоголосым мотетам. Являясь одним из передовых композиторов своей эпохи, он опередил время своими сонатами для скрипки, которые были одними из первых в этом жанре. Скрипка действительно оказалась инструментом, наиболее созвучным монодическим вкусам, все шире распространявшимся в то время, когда появился “непрерывный бас” (basso continuo), заключавшийся в том, что длинные ноты, поддерживая основные звуки музыкального аккорда, выступают в качестве основания для развития мелодии. Джованни вносит вклад в распространение “сонаты на троих”, для двух инструментов (обычно скрипок) и basso continuo виолончели либо клавесина.

Распространяется мелодрама, навеянная историческими либо мифологическими сюжетами, действие которой разворачивается на фоне пышных декораций. Франческо Кавалли (1602-1676), кантор капеллы Св.Марка, Марк Антонио Чести (1623-1669) и Джованни Легренци (1626-1690), маэстро капеллы Св.Марка, принадлежат к венецианской оперной школе. В 1637 г. здесь открылся первый платный оперный театр (С.Кассиано).

В середине 18 века Венеция достигает вершин и в типично неаполитанском жанре комической оперы (opera buffa) в творчестве Бальдассаре Галуппи (в главе Бурано), который вместе с Джованни Платти (1700-1763) одним из первых внес значительный вклад в создание сонатной формы (на основе классической сонаты, которая пришла на смену барочной), введя две музыкальные темы в первую из трех частей сонаты.

В большой моде клавесин, - заменив в нем один тип молоточков (salterelli) на другой (martelletti), Бартоломео Кристофори (1655-1732) получает из него фортепиано. В числе композиторов, писавших музыку для клавесина, кроме Галуппи и Платти, Бенедетто Марчелло (1686-1739) был автором произведений духовной музыки и концертов для пяти инструментов. Его брат Алессандро (1684-1750) создал сонаты для скрипки и basso continuo, концерты для гобоя и струнных инструментов, которые одно время приписывались Бенедетто.

В то же время в Венеции создавал свои музыкальные произведения (Tomaso Albinoni, 1671-1750), инструментальные композиции которого напоминают музыку Вивальди.


Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi, 1678-1741) во всем мире является самым ярким представителем венецианской музыки. Из композиций “рыжего священника” в полную силу проявляется музыка Баха, его сочинения были буквально открыты заново, после многих лет забвения, в середине 20 века. Будучи очень плодотворным композитором, он написал многочисленные концерты, построенные на трехчастной композиции allegro-adagio-allegro и выступают как “программная музыка”, представлявшая собой описательные отрывки, части произведения, - к ним относятся, к примеру, знаменитые “Времена года”, “О щегле” (Del cardellino), “Ночь”. Вивальди создал концерты для скрипки, виолы д"аморе, виолончели, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы, рожка, струнного оркестра. Особенно значительными в его творчестве являются концерты цикла “Гармоническое вдохновение” (Estro armonico) и произведения “Кредо”, “Глория” и “Магнификат”.

2. ВИВАЛЬДИ В ВЕНЕЦИИ

Родители. - Джованни Баттиста, отец композитора, был брадобреем и, как это ни покажется странным, музыкантом, - как и многие венецианцы того времени, занимавшиеся парикмахерским искусством. Джованни Баттиста, прозванным “рыжим” за свои волосы, передававшиеся “по наследству” в семье, был скрипачом-виртуозом в Венеции 17 века, а если быть более точными, в квартале церкви Св.Мартина, при которой была “Школа”, “Утешение Св.Цецилии”, ставшая местом собраний музыкантов города. Конечно же, “покровительницей” места была Св.Цецилия. Камилла Каликкьо, мать Антонио, жила около церкви Сан Джованни ин Брагора, и как раз Антонио крестили во второй раз, после того как первое крещение было совершено 4 марта 1678 г.в доме, где он родился, в спешке, поскольку все опасались, как бы ребенок не умер.

Где жил “рыжий священник”.- Антонио был назначен священником ц.Сан Джованни Ново, хотя почти все время посвящал себя музыке. Поэтому он остался аббатом. Жил он затем в квартале, называвшемся “fondamenta del Dose”, у Райского моста, а затем оставил окончательно “сестьер” (квартал) Замка и перебрался в зону Св.Марка, где обосновался на riva del Carbon (Угольной набережной). А отсюда он окончательно уехал в Вену в 1740 г., где умер в нищете год спустя.

Где играл Вивальди. - Музыкальная деятельность Вивалди связана прежде всего с ц. Пьета и с театром Сант-Анджело. Пьета была одна из больших больниц, которые для Венеции 17-18 вв. были тем, чем впоследствии стали консерватории. У каждого из таких мест была своя церковь, где проходили концерты. Такие “больницы” служили учреждениями милосердия и женскими сиротскими приютами. Девочки и девушки (le ospedaliere) получали в них ыоспитание и, если имели склонности к музыке, то и музыкальную, с тем чтобы затем петь в хоре либо играть в оркестре, - такие хоры и оркестры были гордостью заведений подобного рода.

Пьета, поскольку с ней связано творчество Вивальди, является самой известной церковью при приютах. Находясь на рива дельи Скьявони, она пользуется большим вниманием, однако следует уточнить, что сегодняшнее здание церкви - это уже перестроенный ее вариант. Вивальди был учителем игры на скрипке, английской виоле и композитором в приюте, находившемся несколько правее современного здания церкви, где сейчас находится гостиница “Метрополь”.

В театре Сант-Анджело, который находился невдалеке от Угольной набережной, Вивальди был музыкальным директором, импресарио, композитором и выступал с концертами как скрипач-виртуоз.

3. ПОСЛЕ ВИВАЛЬДИ

Великолепие венецианской музыки, на протяжении трех веков блиставшее в церквях и концертных залах города, иссякло на самом своем значительном авторе. В более близкую к нам эпоху интересным композитором, сумевшим соединить воедино венецианскую и немецкую музыкальные традиции, был Эрманно Вольф-Феррари (1876-1948). Испытывая особый интерес к произведениям Моцарта, он находился и под влиянием театра Карло Гольдони, как показывают это его произведения “Любопытные женщины”, “Четыре крестьянина”, “Площадь”. В совсем недавние времена город снова стал живым художественным центром, в котором большое место занял эксперимент. Из числа музыкантов, которые углубили это направление, следует назвать Бруно Мадерну (1920-1973) и Луиджи Ноно (1924-1990).

“Приемные” дети Венеции. - Может показаться странным, но многие “заезжие” композиторы приезжали не столько жить в Венеции, сколько умирать. Клаудио Монтеверди (1567-1643), маэстро капеллы Св.Марка, похоронен в ц.Фрари. Доменико Чимароза (1749-1801) умер на площади Сант-Анджело. Игорь Стравинский покоится на кладбище Сан-Микеле.

Но, наверное, самую большую привязанность к городу на лагуне испытывал Рихард Вагнер (1813-1883), который, как казалось, хотел умереть именно здесь. Великий композитор и умер здесь 13 февраля 1883 г., во дворце Вендрамин Калерджи, в окружении жены, Козимы Лист, дочери Ференца Листа и бывшей жены Бюлова, самого крупного исполнителя произведений Вагнера своего времени, и гондольера Джиджо Тревизана, прозванного Ганассетте. В спокойной жизни Вагнера в Венеции предусматривалось ежедневное посещение площади Св.Марка, где, когда он сидел в кафе “Квадри” или “У Флориана”, то местный дирижер муниципального оркестра узнавал его и просил дирижировать. Вагнер соглашался и, на радость венецианцев, дирижировал исполнением своих произведений. Во время пребывания в городе Вагнер сочинил второй акт “Тристана и Изольды” (ночные песни гондольеров подсказали ему партию английского рожка); здесь, под впечатлением “Вознесения” Тициана, он решил приложить руку к “Мейстрезингерам”, - он часто ходил любоваться этой картиной в ц.Фрари, - и написал часть оперы “Парсифаль”.




Top