Музей усадьба кусково когда стал памятником. Кусково - усадьба дивной красоты

Состоялась 8 сентября 2012 г. День был переменчивый - то выглядывало яркое солнце и небо становилось ярко-голубым, то вдруг над головой зависала темно-серая туча, темнело и казалось, что сейчас хлынет дождь. Но Бог миловал. Дождь так и не пролился и мы смогли насладиться этой безусловной красотой.
Вообще писать о такого рода достопримечательностях очень сложно - может получится исторический (или архитектурный) очерк или восхваляющая ода. А на самом деле Кусково надо просто видеть, наслаждаться, созерцать.

Однако без общих описаний не обойтись хотя бы потому, что не все были в Кусково и не все в курсе, что это за такое замечательное место. А место для посещения действительно достойное - здесь хорошо провести выходной день, погулять по парку, зайти в музеи или даже провести свою свадьбу. Впечатления будут незабываемые.

Построим наш разговор о Кусково по следующему плану:

  1. Усадьба Кусково - расположение, история, архитектура, цены,
  2. Фотоотчет. Часть 1. Дворец, Голландский домик, Грот,
  3. Фотоотчет. Часть 2. Регулярный французский парк, Итальянский домик, Эрмитаж, Оранжереи.

Сегодня - первая часть нашего разговора об усадьбе Кусково. Самым главным в моих статьях о Кусково будут фотографии, потому что таков выбранный в данном случае жанр.

История. Усадьба Кусково известна как летняя загородная увеселительная резиденция Шереметевых. Расцвет жизни в усадьбе пришелся на то время, когда там жил граф Петр Борисович Шереметев - сын знаменитого фельдмаршала петровской эпохи, первого российского графа Бориса Петровича Шереметева. Более 50 лет он посвятил созданию этого великолепного места. Но усадьба возникла не вдруг, она была построена на месте родовой вотчины, которой Шереметевы владели с 16 века.

Кусково - парадная резиденция и этим все сказано. Здесь все делалось по образу и подобию царских загородных резиденций и с использованием самых последних достижений архитектуры того времени. Здесь проводились большие и малые приемы, празднества, мероприятия.
Но помимо своей богатой увеселительной усадебной жизни, Шереметевы занимались и полезными делами - строили храмы, занимались благотворительностью, а так же создали свой домашний театр, который считался одним из лучших России 18 в. и конкурировал с императорским придворным театром. Особенно "болел" театром Николай Петрович Шереметев.

Всем известна история настоящей, но трагической любви Николая Петровича Шереметева к крепостной актрисе своего театра Прасковьи Жемчуговой.
"Маленькой девочкой Параша за талант и красоту была взята в обучении в дом графа. Подростком она влюбилась в своего барина – и это не удивительно. Николай Шереметев был хорош собой, образован, цивилизован. Оба они обожали оперное искусство. Это могло остаться только интрижкой, но переросло в большую любовь. Всю свою короткую (прожила 34 года) жизнь посвятила пению и Николаю Петровичу хрупкая Параша. А теперь представьте. Каково это – и от своих крестьянских корней оторваться, и никогда не стать в глазах высшего общества графиней. Крестьяне называли её «барскою канарейкою», т.е. любовницей. А дворяне, не смотря на то, что восхищались пением Параши (у неё был редчайший голос) и дарили ей подарки (сама императрица одарила её перстнем с бриллиантом), всё равно смотрели на неё свысока.
От переживаний у Параши рано открылась чахотка. Петь она больше не могла. Николай Петрович тайно женился на ней, а Параша родила ему сына и через несколько недель умерла."

Расположение. Усадьба Кусково располагается в Восточном административном округе г. Москвы по адресу: ул. Юности, 2. Входов в усадьбу два: первый - центральный - со стороны ул. Юности и второй - со стороны Дворцового проезда. Мы поехали в объезд - по Оранжерейной улице и Дворцовому проезду, там было проще поставить машину. Вообще же транспорта по выходным дням очень много в связи с тем, что в Кусково приезжает много свадебных групп - провести бракосочетание, а также фотосессию. И не напрасно - фотографии здесь получаются сказочные, память на всю жизнь.
Вход в усадьбу платный - и на территорию, и во Дворец и др. павильоны. Думаю, что приведенная ниже на фото информация из объявлений на кассе, вам пригодится. Видно не очень хорошо, но прочитать можно.


Схема усадьбы Кусково:

Архитектура. Архитектурный ансамбль усадьбы достаточно внушительный:

  1. Дворец (Большой дом) (1769-1775)
  2. Церковь Спаса Всемилостивого (1737-1739) и колокольня (1792).
  3. Кухонный флигель (1756-1757).
  4. Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века).
  5. Павильон «Грот» (1755-1761/75)
  6. Итальянский домик (1755)
  7. Менажереи (современная реконструкция)
  8. Итальянский пруд и канал Большим дворцовым прудом и менажереями.
  9. Вольер для птиц (современная реконструкция)
  10. Большая каменная оранжерея (1761-1763)
  11. Американская оранжерея (современная реконструкция).
  12. Домик управляющего (1810).
  13. Павильон Эрмитаж (1765-1767)
  14. Голландский домик (1749)
  15. Голландский пруд
  16. Швейцарский домик (1870-е).
  17. Регулярный парк
  18. Колонна со статуей Минервы
  19. Воздушный театр (1763).
  20. Входы на территорию музей-усадьбы

Нам повезло - усадьба великолепно сохранилась и мы можем любоваться ей по полной программе. Вот основные архитектурные объекты усадьбы.

Дворец (1769-1775) - главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе. На этой фотографии южная сторона дворца, выходящая на Большой пруд.

Дворец сделан из дерева, что очень хорошо просматривается на фотографии.

Итальянский домик (1755). Первый этаж павильона предназначался для хранения раритетов - картин, скульптуры и др. произведений искусства. Второй этаж сделан в дворцовом стиле и предназначался для малых торжественных приемов.
Сейчас павильон находится на реставрации.

Голландский домик (1749) - самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. Домик находится в идеальном состоянии, а вот пруд сейчас на ремонте. Вот как это сейчас выглядит.

А вот как Голландский домик выглядел раньше (старинная гравюра):

Павильон «Грот» (1755-1761/75). Грот обычно очень заинтересовывает посетителей усадьбы. И особенно интересует вопрос: для чего его построили? Ответ простой: такие сооружения - чисто южные постройки и обычно там было принято устраивать купальню или фонтан. И "прохлаждаться" там в жаркие летние дни.

Менажереи (современная реконструкция) располагаются на берегу пруда напротив Грота. Их 5. Стоят полукругом. Милые домики, предназначенные для содержания птиц. Мы застали их на реконструкции.

Павильон Эрмитаж (1765-1767). Эрмитаж - от французского ermitage – хижина отшельника. Как и другие парковые павильоны, в 18 веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества.

"Кусковский парк ничем не виноват,
Что уроженцу невских берегов
Напоминает он то Летний сад,
То Царскосельский парк, то Петергоф."
(Владимир Британишский)

Жемчужина архитектурного искусства XVIII века усадьба Кусково в прошлом летняя загородная увеселительная резиденция графов Шереметевых, которой они владели с XVI века. Когда-то «Кусково» было самым популярным светским местом в Москве. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приемов собирала до 30 тысяч гостей.


Известно, что по замыслу графа Петра Шереметева, «Кусково» должно было быть роскошнее всех других усадеб и не уступать царским резиденциям по своей красоте. Строительство Кусковского дворца началось в 1769 году и продолжалось до 1775 года.

Во второй половине XVIII века эта усадьба была хорошо известна всем москвичам. Два раза в неделю по четвергам и воскресеньям граф организует там гуляния, куда не нужно покупать билетов или ждать приглашения. Всякий прилично и чисто одетый человек может развлекаться в парке и в доме по своему вкусу в эти «дни открытых дверей». Прогуляться по парку с дамой, увидеть театральное представление, покататься на качелях-каруселях или просто поудить рыбу мог позволить себе любой мещанин, оттого «бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету» по словам Н.М.Карамзина.

Мы идём против часовой стрелки. Сейчас мы находимся в восточной, "итальянской" части парка. Первое, что мы видим, это павильон «Грот». Грот - один из самых примечательных павильонов Кусково. Построенный по проекту Ф.Аргунова павильон напомнит Грот в Царском селе, только скромнее и меньше.

Итальянская мода на гроты докатилась до России к середине XVIII века. К этому времени гроты, как помещения, сохраняющие прохладу, утратили свое прямое назначение и даже претерпели значительные изменения, превратившись из отделанных мрамором пещер с фонтанами в садовые павильоны.

В этом павильоне соединились две стихии: вода и камень. Это видно с первого взгляда на павильон, стоящий на берегу прудаи увенчанный символическим фонтаном, вода которого «стекает» по ребрам крыши. Закрашенные сейчас зеленой краской, эти ребра были сделаны из блестящего белого металла, подчеркивающего имитацию воды.

Когда-то стены и потолок Грота были декорированы раковинами, туфом, стеклом, зеркалами и лепниной, создавая волшебный подводный мир, населенный невиданными животными, птицами и рыбами. Для украшения стен и сводов использовались раковины средиземноморских моллюсков. Раковины возами доставляли из Голландии, бывшей поставщиком этого диковинного товара.

Рядом с Гротом, на берегу того же маленького пруда архитектор Ю.Кологривов возвел Итальянский домик. С характерной для юга плоской крышей и лоджией, служившей «висячим садом», Итальянский домик был не только дворцом искусств с богатой коллекцией итальянской живописи и скульптуры, но и малым дворцом для приема гостей.

Граф Николай Петрович Шереметев был богаче известного богача Н. Б. Юсупова в десять раз. Поэтому мог себе позволить любую степень роскоши. В Итальянском домике можно было полюбоваться картинами Рафаэля, Рембранта, Корреджо, Веронезе и других известных итальянских художников.

Напротив — «Менажереи», домики для содержания водоплавающих птиц (лебеди, гуси и утки, журавли, американские гуси и пеликаны), которых посетители кормили из рук. Грот, Менажереи и Итальянский домик представляют собой группу, посвященную Италии.

На территории усадьбы было много различных видов развлечений, одно и них Звериниц (или Птичник). В большой клетке находились различные виды птиц, которые радовали посетителей своим пением. Сейчас тут сидят два молчаливых павлина.

Дальше идёт Большая каменная оранжерея. Сады и парки конца ХVIII - начала XIX вв. играли роль если не частных ботанических садов, то обширных коллекций растений. Такие вельможи, как Шереметевы, Голицыны, Юсуповы наперегонки старались привить в отечестве последние европейские достижения.

В оранжереях Кусково росли и созревали персики и ананасы, апельсины и лимоны. Шереметев любил блеснуть, послав в декабре к столу императрицы корзинку с персиками из своих оранжерей.

Постройка выполняла роль не только оранжереи, но и танцевального зала. В 1780 г. именно здесь был устроен «цветочный бал» в честь визита Екатерины II.

Усадьба невероятно симметрична. От одного павильона до другого проложены прямые аллеи, в основном липовые.

Небольшой павильон Эрмитажа (от фр. ermitage — место уединения) строился с 1765 по 1767 г. по проекту К.Бланка. Если все прочие павильоны Кусково были доступны для публики, то Эрмитаж всегда оставался местом для избранных. Сюда приглашали лишь тех, с кем хозяин хотел поговорить на равных без помех и лишних ушей.

Мы оказались уже в западной части парка. К ней относится Эрмитаж, Голландский и Швейцарский домики. Вся западная часть парка словно посвящалась простеньким домашним радостям, уюту и уединению, тогда как восточная часть была посвящена искусствам и светским удовольствиям.

Голландский домик — одна из самых старых построек Кусково (1749 год), построенный в память об увлечениях Голландией Петром Первым. Цель его была не только развлекать гостей, но и просвещать, знакомить с европейским бытом.

Построенный из красного кирпича, с крутой крышей, он отражается в водах небольшого пруда. Этот домик воплощал в себе представления людей XVIII в. о жизни голландских бюргеров, одновременно являясь подражанием стилю петровских резиденций.

Подъемный мост был перекинут через проток между Большим дворцовым и Голландским прудами, так что Голландский домик на берегу одноименного пруда был первым, удостаивавшимся внимания гостей.

Сейчас справа от этого моста находится второй вход в усадьбу Кусково. Рядом с ним - множество кафе и шашлычных, лодочная пристань и велопрокат, но мы туда не пойдём, иначе придётся плативть за вход в парк второй раз.

В пруду обитали карпы, приученные по звону колокольчика подплывать к служителю за кормом. От Голландского домика, параллельно главной планировочной оси, уходила аллея игр («игры Малия»), разбитая в 1750 г. Сейчас никаких игр тут нет.

Спустя век (в 1870-х гг.) рядом с Голландским домиком появится Швейцарский домик, построенный по проекту Н.Л.Бенуа. Это строительство было последним в Кусково.

В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев. Сейчас здесь размещается администрация музея.

Мы вышли в самый центр Кусково, на центральную площадь, которая называется Партером. Партер расположен между Дворцом и Большой каменной оранжереей. Представляет собой прямоугольник со множеством статуй и цветников.

Глядя из окон Зеркального зала Дворца или выйдя из него на балкон, мы получаем ощущение единого огромного зала, раскинувшегося до Большой каменной оранжереи. Все, вплоть до высоты растений и цвета их листвы на плоской площадке парка учтено и просчитано, как цвет обивки мебели в залах.

Обелиск в честь Екатерины II сооружен после приезда и посещения усадьбы в Кусково Екатериной II. Императрица приезжала сюда в 1774 года, после того, как Россия одержала победу над Турцией. На монументе размещена надпись: "В незабвенную милость Екатерина II пожаловала графу Петру Борисовичу Шереметеву в 1785 году во время пребывания его губернским предводителем московского дворянства".

На центральной оси партера была установлена колонна со статуей Минервы. Изображение императрицы Екатерины в виде богини разума Минервы было весьма популярным в то время.

В партере и в аллеях раньше выставляли до 60 сохранившихся мраморных фигур. Симметрично по обеим сторонам партера размещали бюсты на высоких постаментах.

А вот эта статуя никакой не Нептун, уж тем более не Посейдон, а всего лишь "Аллегория реки Scanmindre".

Четыре скульптуры, изображающие время суток, размещены были так, чтобы солнце поочередно освещало фигуры «Утро», «День» и «Вечер» в соответствующее время суток, всегда оставляя в тени грустную «Ночь».

Фотографировать все статуи в Кусково не имеет смысла, ну вот Лев и Лев, да и чёрт с ним.

Как и в Архангельском, здесь имеются тоннели из дикого винограда или плюща, они идут параллельно задней стороне Дворца.

Итак, мы обошли парк и идём ко входу во Дворец Кусково. Для этого нам надо обойти несколько хозяйственных построек и пройти через зелёный тоннель, который называется "Трельяжная галерея кухонного корпуса".

И мы попадаем на огромную зелёную поляну. Во времена Шереметевых на этой поляне устанавливались столы для тех гостей, кому не досталось места во дворце. Как уже говорили, зайти сюда на ужин мог любой прилично одетый человек. Это просто какой-то коммунизм.

Граф Шереметев, друг народа, никому не запрещал приобщиться к празднику жизни тем или иным способом. Словно Чапаев, который говорил Петьке: "Командир завсегда с бойцами. Если я курю - садись и ты покури. А если я обедаю, садись и ты покури".

Этот павильон называется "Кухонный флигель (корпус)". Отсюда прислуга разносила всевозможные блюда во Дворец и в другие места, где находились гости. Ну а нам перекусить в усадьбе не удалось. Там только одно кафе, остальные находятся рядом, но уже не на территории, и если прервать прогулку на обед, придётся заново покупать билет. В том же единственном кафе официанты несут еду часа два, и просто жалко времени.

Самым старым зданием здесь является Спасская церковь, построенная в 1737-39 гг. В нишах здания церкви раньше стояли 4 статуи, а крышу венчала статуя ангела с крестом, которую недавно восстановили.

Но на церковном языке церковь называется по-другому, немного странно: "Храм происхождения честных древ". Церковь эта маленькая, светлая и очень уютная.

Колокольня появилась значительно позже, в 1792 г., по воле Николая Петровича Шереметева, хорошо известного нам благодаря своей скандальной женитьбе на крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Как может блестящий богатейший граф жениться на крепостной? За большие деньги нашли в архивах факты о том, что Прасковья Ковалева ведет свой род от древней дворянской польской фамилии Ковалевских. В результате Параша и вся ее семья получили вольную. А в 1801 году граф Николай Петрович Шереметев венчался на Прасковье Ивановне, урожденной Ковалевой, правда, тайно.

В 1803 году у четы Шереметевых родился сын Дмитрий. А через 20 дней Прасковья скончалась от туберкулёза, так и не узнав, что граф сумел вымолить у царя законность прав для их сына.

Мы находимся перед главным Дворцом усадьбы Кусково. Кто смотрел новый сериал "Екатерина"? Там все действия на улице в первых сериях, по крайней мере приезды и отъезды императриц, происходят здесь, на вот этом пятачке.

Строительство усадьбы началось в 1750-е гг. Кусково граничило с обширными владениями князя А. М. Черкасского, и говорят, даже название свое получило от того, что шереметевский кусок земли был невелик на фоне соседских просторов. После женитьбы на княжне Черкасской шереметевские владения резко расширились за счет приданого невесты.

Императрица Елизавета, часто навещавшая Москву, любила гостить у своего морганатического супруга А.П.Разумовского в подаренном ему селе Перово, где по проекту Растрелли для государыни был возведен дворец и устроена парадная резиденция. Летом 1754 г. Шереметеву удалось залучить к себе в усадьбу дорогую гостью, следовавшую по дороге в Перово. Прием в Кусково понравился императрице, и она пообещала еще раз приехать туда.

В ожидании высочайшего визита Б.П.Шереметев развернул строительство, он решил удивить Елизавету, сосредоточив в Кусково все известные ему развлечения. Проект планировки парка и застройки усадьбы был выполнен Ю.Кологривовым и включал в себя фрагменты работ других архитекторов, таких как К. Бланк, Ф. Аргунов, Г. Дикушин, А. Миронов. Сейчас на территории музея Кусково сохранилась лишь центральная часть регулярного парка.

По описанию очевидца, парк выглядел так: «В оранжереях огромные лавровые и померанцевые деревья столетнего возраста. На островках виднелись то рыбачья хижина, то китайские беседки под сенью могучих кедров. На берегу возвышались два маяка. По озерам плавала раззолоченная яхта с пушками и китайская джонка, важно скользили лебеди. По дорожкам свободно разгуливали журавли, фазаны, павлины, пеликаны».

Большинство этих «затей» были недолговечными, и вскоре они исчезли безвозвратно. В XVIII веке не пытались создавать вечное, а жили ради сиюминутных развлечений, расцвечивая свои дни деревянными увеселительными дворцами, роговыми оркестрами, крепостными театрами...

Вид на Кусково с другой стороны озера. Слева направо мы видим: дворец, церковь с колокольней, кухонный флигель и корпус, Грот, Итальянский домик. Остальные павильоны не видны за деревьями.

Один из шереметевских праздников особенно запомнился современникам. В 1775 году Екатерина II пожаловала в Кусково в сопровождении австрийского императора Иосифа, послов и иностранных гостей. На въезде в усадьбу их встречали триумфальные ворота. Визит государей был обставлен настолько пышно, что Иосиф решил, будто приехал к члену императорской фамилии, устраивающему прием за казенный счет.

Очевидцы писали следующее: "Из театра возвращались по саду, освещенному тысячами огней; на пруду плавали лодки и гондолы с песенниками и хорами музыкантов; два маяка по обеим сторонам пруда сияли огнями, на другой стороне пруда горели щиты с вензелем царицы и сыпались каскады разноцветных огней."

Перед началом фейерверка государыне подали механического голубя, и с ее руки он полетел к щиту с ее изображением и парящей над нею Славой; вместе с этим щитом в один миг вспыхнули другие - и пруд, и сад залились ярким светом. Во время фейерверка разом было пущено несколько тысяч больших ракет, и иностранцы, бывшие на празднике, удивлялись, как частный человек мог тратить несколько тысяч пудов пороху для минутного удовольствия.

Для банкетов во дворце оборудован специальный зал с буфетной комнатой, имеющей выход к кухонному корпусу.В особо торжественных случаях стол могли сервировать в любом танцевальном зале усадьбы - в Зеркальной галерее, в Гроте или в Большой оранжерее. Готовые блюда приносили в буфетную из отдельно стоящего кухонного корпуса по специальной трельяжной галерее, густо окруженной липой.

О начале торжественного обеда гостей извещал пушечный выстрел стоявших под окнами банкетного зала пушек, которым вторили выстрелы с яхты. Стол поражал не только количеством и изысканностью блюд и перемен, но и экзотическими фруктами и компонентами блюд.

Длительное застолье превращали в шоу. Зал для торжественного обеда украшали цветами и померанцевыми деревьями в кадках. По размеру и количеству этих деревьев можно было судить о размере капитала хозяина, так в Кусково у графа Шереметева было около 600 померанцевых деревьев.

Перед каждым прибором принято было ставить небольшой букет. Букеты эти несли персональное пожелание гостю и, зная значение каждого цветка согласно модному тогда «языку цветов», гостю предстояло самостоятельно расшифровать это послание.

Зеркальная или белая галерея, использовавшаяся как бальный зал или как банкетный в особо торжественных случаях, выходит окнами в парк.

Кому-то может пригодиться карта.

Для тех, кто соберется погулять в Кусковов ближайшее время. Что нового появилось к лету 2016 года? Во-первых, в птичник завезли аж двух самцов-павлинов, которые соревнуются в красоте и истошно орут на весь мир. Сфотографировать нормально их невозможно, слишком частые прутья решетки, объектив не пролезает, и на любом фото будет полоса от решетки.

Спасская церковь на ремонте. Она работает, но леса снаружи ужасно портят вид.

На территории усадьбы теперь только пирожки и кофе. Шашлыки можно поесть снаружи, у входа, который напротив острова. Автомобилистам я рекомендую парковаться там же, а не на главной стоянке, отсюда намного ближе идти.

Усадьба Кусково в Москве является великолепным образцом зодчества и ландшафтного дизайна 18 века. Архитектурно-парковый ансамбль состоит из нескольких частей, представляющих разные европейские стили (английский, французский, итальянский, голландский). Центром композиции выступает дворец графов Шереметьевых. В нем сбереглась старинная обстановка – мебель, предметы декора, художественные произведения. На территории имения функционируют 2 музея, привлекающие многочисленных посетителей.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Род Шереметьевых издревле владел территорией, на которой располагается Кусково. В летописных документах название резиденции упоминается еще в 16 веке. По записям, датируемым 20 гг.17 в. в Кусково находилось боярское поместье, окруженное жилищами крепостных крестьян. Среди строений имелась также деревянная церковь. Название поселения произошло от слова «кусок», поскольку участок принадлежавший Шереметьевым со всех сторон окружали земли Черкасских. Дочь А.М.Черкасского вышла замуж за Петра Борисовича Шереметьева. В качестве приданного ей достались земли вокруг Кусково. Таким образом, усадьба стала центром обширного поместья.

В середине 18 столетия (1750-70гг.) П.Шереметьев задумал перестроить свою резиденцию и придать ей черты стиля, получившего название «елизаветинское барокко». С этой целью планировалось видоизменить внешний облик дворца, разбить парк, создать искусственные водоемы, украсить территорию различными архитектурными формами и произведениями искусства. Для создания проекта реконструкции Кусково были привлечены крепостные мастера-зодчие Алексей Миронов и Федор Аргунов. Под их руководством был обустроено здание дворца (1774 г.). Особенностью его планировки стало одноосевое расположение помещений. Все помещения тянулись одно за другим, вдоль единой линии.

По замыслу владельца, Кусково должно было исполнять роль загородного комплекса, предназначенного для приема и увеселения гостей. С этой целью создавались места отдыха (беседки, павильоны, гроты) и всевозможные аттракции:

  • Зверинец
  • Оранжерея
  • Кунсткамера
  • Прудовая флотилия

Одновременно резиденция могла принять св.30 тыс.человек.

Последним собственником Кусково стал С.Д. Шереметьев. Сразу после революции 1917 г. поместье было национализировано советским правительством и с 1919 г. обрело статус музея. В конце 30-х гг. на его территории разместилась коллекция керамики. С тех пор оба музея сосуществуют вместе. В начале 60-х гг. район поселка Вешняки, к которому территориально относится усадьба Кусково, оказался в черте Москвы.

Архитектурный ансамбль

Композиционно пространство имения делилось на 3 части:

  1. Дворец в окружение французского парка
  2. Зверинец с искусственными прудами
  3. Английский парк

Здание дворца, иначе именуемого Большим Домом, было сооружено по проекту архитектора К.Бланка, признанного мастера барочного стиля. В первозданном виде дом строился из дерева, которое сверху покрывалось слоем штукатурки бледно-розового оттенка. Фасад был оформлен колоннами. Поверх них красовалась родовая эмблема графов Шереметьевых. Портики по бокам украшала резьба, в виде всевозможных воинских принадлежностей. Армейский декор должен был напоминать про фельдмаршальский чин Бориса Петровича Шереметьева.

Дом имел 2 этажа, выполняющих собственные функции:

  • В цоколе находились подсобные помещения, винные погреба, кладовые;
  • На верхнем этаже располагались комнаты для гостей, залы для приемов и балов.

От остальной части поместья дворец отделяет Большой пруд. На Запрудной территории воздвигались разного рода небольшие сооружения. Они предназначались для увеселения приезжих. В число построек входили:

  • Оранжереи – Большая каменная и Американская
  • Птичий вольер
  • Зверинец
  • Воздушный театр

Для обслуживания нужд хозяев и гостей предназначалась кухня во флигеле, сарай для карет, сушилка. Кроме того, отдельное здание занимал управляющий. В усадьбе имелась собственная церковь, оборудованная колокольней. Особую группу образуют строения, расположенные в парковой зоне. Каждое из них представляло определенное направление в архитектуре. Помещения использовались для приема гостей.

Большой дом

Летний дворец был построен согласно основным требованиям классического стиля. Для него характерен торжественный декор помещений, использование в качестве украшений многочисленных произведений искусства (картины, скульптуры). Комфортабельность условий (дощатые полы, камины, осветительные приборы) сочетаются с элементами декораций (лепнина, резьба, роспись).

Над созданием Большого дома трудились мастера разных специальностей — скульпторы, художники, резчики. Ими руководил талантливый архитектор Карл Иванович Бланк, представитель московской зодческой школы. Благодаря стараниям музейных работников, интерьеры Шереметьевского дворца в Кусково удалось сохранить в первозданном виде. В конце 70-начале 80-х годов была осуществлена их масштабная реставрация. Посетители имеют уникальную возможность прикоснуться к творениям мастеров 18 века.

Итальянский домик

Прекрасным образцом южноевропейской архитектуры является павильон под названием Итальянский домик. Он был воздвигнут в 50-е годы 18 века. Непосредственным куратором строительства выступал прославленный дипломат и знаток западного искусства Юрий Иванович Кологривов. Он долгие годы провел разъезжая по странам Европы в поисках раритетных вещей. Прошел обучение навыкам архитектора в Риме.

Разработанный Кологривовым проект Итальянского домика предусматривал обустройство 2 этажей:

  • 1 этаж предназначался для размещения коллекционных экспонатов (античная скульптура, модели храмов в Вифлееме и Иерусалиме, мраморная мозаика, картины из бисера и т.п.)
  • 2 этаж был оборудован для проведения массовых приемов

Голландский домик

В отличие от пышности Итальянского павильона, Голландский домик демонстрирует простоту и скромность. Его убранство повторяет традиционный облик жилищ голландцев 17 века. Основным декоративным элементом служит керамическая плитка, которой облицовывали помещения. Для оформления здания было использовано свыше 10 тыс. изразцов, изготовленных в Делфте и Роттердаме.

Украшение интерьера состоит из богатой коллекции фарфоровых изделий: статуэток, посуды, ваз, тюльпанниц. Кроме того, в павильоне находится единственное в России собрание фигурок-обманок. Перед домом был воссоздан уголок Голландии с огородом, садом, беседками. Здание было построено в 1749 г и сохранилось до наших дней без изменений.

Павильон «Грот»

Обустройство Грота на территории поместья было поручено немецкому мастеру Иоганну Фохту. Процесс занял более 10 лет (1761 – 1775). Искусственное сооружение должно было максимально точно воспроизводить внутреннюю обстановку настоящего грота. С этой целью были задействованы природные материалы: туф разных оттенков (розовый, желтый, белый), раковины.

Атмосфера подводного царства имитируется с помощью искусно выполненных изображений рыб, моллюсков, морских обитателей. Внутри грот делится на 3 части:

  • Северный кабинет
  • Южный кабинет
  • Центральный зал

Настоящая «изюминка» павильона – куклы из глины и дерева, украшенные раковинами. Они были приобретены графом Шереметьевым в Европе в конце 18 века и представляют подлинные раритеты. Чтобы подчеркнуть связь Грота с водной стихией возле него был обустроен пруд с рыбками.

Павильон Эрмитаж

Для уединения и раздумий был создан павильон Эрмитаж. В нем гости могли проводить встречи тет-а-тет. Однако граф сделал свой Эрмитаж доступным лишь для ограниченного круга близких людей. Небольшое здание имело 2 этажа. Внизу размещалась прислуга, готовились кушанья. Было оборудовано специальное устройство для подъема еды.

Оформление усадебных парков

Парковая зона Кусково разбита на несколько частей. Они отражают основные черты, присущие ландшафтному дизайну Франции и Англии. Единственный в России сохранившийся без изменений Французский парк существует уже более 200 лет. Его украшают многочисленные скульптурные композиции. Повсюду разбиты цветники. Редкие декоративные растения были собраны в оранжереях.

В пейзаж органично вписываются разбросанные по территории павильончики – Голландский и Итальянский дом, Эрмитаж, Грот. Английский Гай во многом похож на естественный пейзаж, который дополняют живописные мостики и павильоны. Здесь расположен Дом Уединения, где проживала графская семья. Также был обустроен зверинец с дикими животными и птичий вольер.

Усадьба в наши дни

Уже почти 100 лет усадьба Кускова имеет статус музея. Это прекрасный памятник истории и культуры русского народа. Посетители могут осмотреть внутренние интерьеры помещений, прогуляться по тропинкам парковой зоны, а также посетить Музей керамики. Для размещения экспозиций использована оранжерея. В ней представлены портреты выдающихся личностей из рода Шереметьевых. Большой интерес у публики вызывает ценное собрание фарфора и керамики.

Усадьба Кусково не один раз становилась съемочной площадкой для популярных фильмов и сериалов. На территории поместья проходили съемки:

  • «Здравствуйте, я ваша тётя!»
  • «Виват, гардемарины!»
  • «Ширли-Мырли»
  • «Тайны дворцовых переворотов»

Время работы и стоимость билетов

Осмотреть усадьбу можно со среды по воскресенье. В понедельник и вторник музей закрыт. Кроме того, ежемесячно в последнюю среду проводится санитарный день. Музей керамики открыт для посещений с мая по сентябрь. Павильон Грот в настоящее время находится на реставрации.

Усадьба Кусково действительно прекрасна – в роскошной летней резиденции Шереметьевых хорошо сохранились дворец и павильоны, единственный в Москве регулярный французский парк с цветниками и множеством скульптур, есть большой пруд.

Основные постройки в усадьбе были возведены в 18 веке графом Петром Борисовичем Шереметьевым. Он частенько называл землю, которая ему досталась в наследство от отца, «куском» — отсюда и пошло название усадьбы. Кусково имеет еще одно название – Подмосковный Версаль.

Уже от входа открываются чудесные виды на ухоженные газоны, аккуратно подстриженные деревья и прекрасные архитектурные сооружения.

Действующая усадебная церковь Спаса Всемилостивого. Шпиль стоящей рядом колокольни очень напоминает архитектурные решения питерских Адмиралтейства и Петропавловской крепости.

Ангел на крыше церкви.

Дворец в музее-усадьбе Кусково, построенный в стиле раннего классицизма с элементами барокко — деревянный.

Ко входу ведут два пандуса для въезда карет, заканчивающиеся фигурами сфинксов.

Затейливый вензель – одно из украшений дворца.

К возведению дворца и павильонов привлекались как известные архитекторы того времени, так и крепостные мастера.

Пирамидка на берегу пруда. Не очень поняла ее предназначение. Может быть, солнечные часы?

Голландский домик был построен в честь Петра Первого. Внутреннее убранство было привезено из Голландии и полностью сохранилось.

В солнечный день фото в Кусково получаются просто прекрасными.

Недалеко от Голландского домика я увидела фотосессию возле павильона Эрмитаж:



Классическая музыка в прекрасном антураже:

Свадьба в Кусково — очень красиво и романтично.

Центральная часть французского регулярного парка.

Статуи большей частью изображают львов, римских героев и богов. Всего их больше 60.

Парк украшен не только скульптурами, но и цветами.

Каменная оранжерея, построенная крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым. В центральной части проводились балы, а в стеклянных крыльях зимних садов — гуляли среди тропических растений.

Еще один парковый павильон, Итальянский домик, похож на небольшой дворец.

Нарядный Грот отражается в водах Итальянского пруда. Его внутренняя отделка перламутровыми раковинами поражает воображение.

Этот прекрасный павильон был местом обеда императрицы Екатерины Второй во время ее визита в имение Шереметьева в 1774 году.

Летом гостеприимные Шереметьевы часто проводили балы, собиравшие весь цвет московского дворянства: на особо роскошных вечерах присутствовало до 30 тысяч гостей. Увеселений было множество: катание на лодках по большому усадебному пруду, театральные оперные и балетные постановки, парады, выступления оркестров, фейерверки. Театр графа Шереметьева считался лучшим в Москве.

В последнем десятилетии 18 века на кусковской сцене блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова, к которой был неравнодушен Н.П. Шереметьев. В 1800 году граф и актриса переехали в Останкино, а Кусково было позабыто. Только через десятилетия его сын возродил былую роскошь.

После революции шереметьевское владение избежало участи большинства дворянских усадеб – его объявили музеем-заповедником и впоследствии разместили тут музей фарфора. В наши дни здесь регулярно проводятся концерты классической музыки, выставки.

Как добраться до Кусково

На общественном транспорте: м. «Рязанский проспект», далее автобусом 133 или 208 до остановки «Музей Кусково».

На автомобиле: Москва, улица Юности, дом 2. В выходные приезжать лучше к открытию – потом будет сложно припарковаться.

Координаты: 55°44’11″N 37°48’34″E

Часы работы

  • Территория парка — с 10-00 до 18-00 (касса работает до 17-30)
  • Дворец, Голландский домик — с 10-00 до 16-00
  • Эрмитаж, Большая каменная оранжерея — с 10-00 до 18-00
  • Понедельник и вторник – выходные дни.
  • Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Музей-усадьба принимает участие в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца».

В обычные дни вход на территорию и в музеи платный:

  • Вход в парк — 50 рублей
  • Дворец — 250 рублей
  • Большая каменная оранжерея с выставками — 150 рублей
  • Голландский домик — 100 рублей
  • Итальянский домик — 100 рублей
  • Эрмитаж — 50 рублей
  • Единый билет на все павильоны — 700 рублей



Top