Музей воздухоплавания белград. Музей воздухоплавания в белграде


Я давно слышал о том, что рядом с Белградским аэропортом расположен авиационный музей. Но только сейчас, по прилету из Македонии, решил заглянуть ненадолго, и посмотреть что да как.


01. Расположен он буквально в пятистах метрах от выхода из терминала (держитесь левее по выходу, или посмотрите расположение в google например ).

02. Основан в 1957 году, хотя в это чудное здание перебрался спустя 31 год в 1989 году. В музее представлено более 200 ранее эксплуатируемых ВВС Югославии, Сербии и некторых других стран, самолетов и вертолетов. Есть несколько объектов гражданской авиации. В летний период работает с 9:00 до 18:30. Стоимость входа для взрослого составляет 500 динар (около 240 руб ).

03. Почти за 60 лет существования музей собрал богатую коллекцию планеров, вертолетов и самолетов, а также двигателей, вооружения и прочих авиационных атрибутов. Обо всем не расскажешь, но кое о чем я расскажу. Югославский двухместный самолет довоенной постройки Fizir FN. Первый полет совершил в 1929 году. Использовался в основном в качестве учебного самолета для пилотов Королевских ВВС Югославии. Летали до 1950-го года.

04. Рядом стоит узнаваемый облик немецкого Мсессершмитта, в данном случае Королевских ВВС Югославии. Да-да, перед войной немцы экспортировали свои самолеты в другие страны мира. Так, в период с 1939 по 1940 в Югославию было поставлено около 80 экземпляров, и использовались они вплоть до 1954 года.

05. А вот британцы свои истребители Spitfare отказались ставить в довоенную Югославию, и только с 1944 года югославские летчики полетали на этих боевых птичках.

06. Естественно в музее много фотографий. Как правило все продублировано на английский язык, да и сербский вполне доступен для понимания.

07. Есть в музее и советская техника, и ее довольно много. Фронтовые истребители Як-3 начали поступать в Югославию в конце 1944 года.

08. А это уже американский послевоенный истребитель F86 "собака" В 1961 году Югославия закупает 130 таких машин. Причем из 130 закупленных, 30 были сразу разобраны, на запасные детали для остальных 100. Такие времена были...)

09. В том же 1961 году в Югославии по лицензии строится первый вертолет Soko S55, который был абсолютной копией американского Sikorsky S55.

10. Помимо основного транспортного назначения, были образцы и противолодочной специализации, с возможности посадки на водную поверхность. Использовались эти машины до 1974 года.

11. Советский легендарный МиГ 21Ф "Балалайка".

12. Многие-многие годы этот тип истребителя был основной ударной силой Югославских ВВС.

13. Пока на смену ему не пришел не менее легендарный J22 югославско-румынской разработки.

14. "Орел". Производились в период с 1978 по 1992 годы на заводе Соко в городе Монстар, что в Боснии и Герцеговине.

15. Основа ВВС Сербии в период югославских войн 90-х. Между прочим, есть мнение что самолет и сегодня используется ВВС Сербии.

16. На втором уровне музейного здания, помимо многочисленных планеров, самолетов и различных авиационных деталей,

17. буквально висят в воздухе два транспортных вертолета: Westland WS-51, так называемая "Стрекоза", европейский аналог американского Sikorsky S-51

18. и многоцелевой советский Ми-2. Красавчик.

19. Попался на глаза любопытный уголок со стендами истории развития югославской гражданской авиации, а именно компании JAT (Jугословенски АероTранспорт ).

20. Здесь много деталей. Та флот JAT в 1957 году состоял из 12 Douglas DC-3 (на фото в правом верхнем углу ), 4 Convair CV-440 (по центру вверху ) и 6 Ил-14 (в нижнем правом углу ). Всего 22 самолета. А география полетов от Лондона до Каира.

21. В 1977 году, помимо Европейских столиц, советских Москвы, Киева и Ленинграда, самолеты JAT летают в Нью-Йорк, Сингапур, и даже в Сидней! Флот в том же году состоял из Douglas DC-9, Boeing 727 и 707.

22. На улице стоит техника помасштабнее. Немецкий пассажирский самолет Юнкерс JU-52.

23. Годы производства этих старичков 1931-1952. И начиная с 1947 по 1950 эти самолеты использовались на регулярных линиях JAT,

24. Пока на смену не пришел советский пассажирский Ил-14 - один из основных магистральных самолетов JAT с 1950 по 1960-е годы.

25. Военно транспортный Douglas С-47 "skytrain" (небесный поезд).

26. Редкий сегодня экземпляр французской Sud Aviation Caravelle 210 SE, далекий предшественник airbus.

27. Впервые поднялся в воздух 1955. В составе флота JAT с 1963 по 1976. С аналогичным самолетом связана и трагическая страница из истории JAT, - катастрофа близ Подгорицы в 1973 году, - тогда погибли все находящиеся на борту, 41 человек.

28. Кстати, это первый в мире пассажирский самолет с хвостовым расположением двигателей.

29. Советский транспортно-десантный вертолет Ми-4 "Гончая" (он же на заглавном фото ). 25 таких машин летали в Югославских ВВС с 1960 по 1976 годы.

30. На смену пришел советский же, экспортный корабельный вертолет, многоцелевого использования Ка-28.

Музей истории воздухоплавания и авиации задуман как музейно-выставочный комплекс постоянных и временных выставок, проектов, экспозиций (классических и интерактивных), цель которого – осветить зарождение и первые шаги отечественного воздухоплавания, авиастроения, трудности и победы российской военной и гражданской авиации, будущее и перспективы покорения неба. Этот уникальный проект реализуется в колыбели русского воздухоплавания - на территории исторического мемориального комплекса Офицерской Воздухоплавательной Школы (ОВШ) в Санкт-Петербурге.
Офицерская воздухоплавательная школа - начало всех начал русской авиации, первое в России учебно-научное учреждение военных воздухоплавателей и авиаторов, колыбель Императорского Воздушного Флота. Все выпускники школы стали гордостью русской авиации и героями первой мировой войны. С ОВШ связаны судьбы А. М. Кованько, родоначальника русской авиации, а также известнейшего пилота Петра Николаевича Нестерова, знаменитого во всем мире авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, и судьбы других выдающихся и известных авиаторов – пилотов, конструкторов, покорителей неба.
Планируется создать и разместить на территории ОВШ экспозиции и выставки по истории воздухоплавания и авиации, увековечить память создания ОВШ, ее первого начальника А. М. Кованько, и ее выпускников - выдающихся отечественных воздухоплавателей, пилотов, конструкторов, авиаторов-героев Нестерова, Ульянина, Утешева, Сикорского и других. В том числе, организуются экспозиции и выставки: квартиры начальника ОВШ А. М. Кованько, выставки фотоматериалов, натурных экспонатов (авиатехники, моделей), документов о возникновении, становлении и развитии дальней авиации; создается галерея неуправляемых летательных аппаратов тяжелее воздуха; создаются экспозиции униформы, экипировки и знаков различия, наград и знаков отличия военной и гражданской авиации России; выставки и экспозиции авиамоделей в масштабе от 1:1 до стендовых моделей, а также полноразмерных копий первых летательных аппаратов – в том числе конструкции А. Ф. Можайского, И. И. Сикорского и других.
Музейно-выставочный комплекс создается для всех категорий граждан всех возрастов, и нацелен на любые социальные группы.
Экспозиции в рамках проекта должны охватывать все отрасли и подотрасли воздухоплавания и авиации, а сам музейно-выставочный комплекс не будет ограничиваться освещением узких и отдельных аспектов истории авиации, а должен давать представление как об истории, так и о настоящем и будущем авиации в России.
В проект уже вложено около 4 миллионов рублей - добровольные взносы и пожертвования участников проекта в 2018 году в целях оплаты арендуемых у Министерства обороны РФ зданий и помещений, приобретены в собственность и приняты на хранение фонды и экспонаты, закуплены основные средства. Уже созданы временные, хотя и неструктурированные экспозиции, ведутся работы по реставрации и созданию копий авиатехники, таким образом уже заложены все предпосылки для успешной реализации проекта.

Цели

  1. Создать музейно-выставочный комплекс, раскрывающий историю возникновения и развития отечественных воздухоплавания и авиации, содействовать в изучении истории воздухоплавания, авиации, авиатехники и авиастроения, освещении современного состояния авиации и воздухоплавания, их будущего и перспектив.
  2. Сохранить и передать людям память о значимых событиях и персонах воздухоплавания и авиации, подвигах, достижениях и успехах первых авиаторов и воздухоплавателей, отечественного воздухоплавания, авиации, самолетостроения, распространять сведения о развитии воздухоплавания и авиации и доносить до целевых групп важность и значимость роли России в развитии воздухоплавания и авиации в мире путем демонстрации экспонатов и проведения бесплатных (в течение срока реализации проекта) экскурсий.
  3. Поддерживать и укреплять национальное самосознание общества, идею о лидирующей роли и первом месте России в истории мирового воздухоплавания и авиации наглядными и достоверными средствами, вести патриотическое воспитание граждан в духе любви к Родине, бережного и уважительного отношения к ее истории, достижениям соотечественников и их усилиям и трудам на благо Отечества, пробуждать и укреплять в гражданах интерес к воздухоплаванию и авиации как к жизненно-важным сферам жизнедеятельности человечества.

Задачи

  1. Создание и открытие фотовыставки "История возникновения воздушного флота в России"
  2. Создание и открытие выставки униформы и знаков отличия военной и гражданской авиации
  3. Создание и открытие экспозиции – квартиры начальника ОВШ А. М. Кованько
  4. Освещение создания и деятельности музейно-выставочного комплекса в СМИ и сети Интернет
  5. Создание и открытие выставки натурных экспонатов и авиатехники (самолетов, летательных аппаратов, демонстрационных интерактивных стендов авиаоборудования)

Обоснование социальной значимости

Воздухоплавание и авиация – жизненно важные сферы деятельности человека. Мечтая подняться в небо и летать, словно птицы, человек не просто грезил, а искал решения важнейших практических проблем. Развитие воздухоплавания и авиации невозможно без изучения их истории. Но история возникновения и развития воздухоплавания в России недостаточно освещена: в Санкт-Петербурге нет музейно-выставочного комплекса, посвященного истории возникновения и развития как военной, так и гражданской авиации, несмотря на то, что Санкт-Петербург - историческая колыбель русского воздушного флота. В России немного - 12 - авиационных музеев, не все из них - комплексные, большинство - военные.
Реализация проекта обеспечит поддержание интереса людей к авиации и воздухоплаванию как через изучение их истории, так и через распространение сведений о нынешнем состоянии и будущем авиации и воздухоплавания.
Музей истории авиации и воздухоплавания станет социальным институтом, поддерживающим актуальность вопросов развития авиации в обществе. Посещая музей, люди получат возможность не только культурно провести досуг и расширить кругозор, но и определиться с выбором профессии, получить представление о состоянии авиационной и воздухоплавательной науки и техники, испытать гордость за достижения соотечественников – авиаторов-первопроходцев, авиаконструкторов, прославленных пилотов и героев неба.
Социальная значимость проекта заключается и в появлении еще одного, особенного, культурно-исторического объекта. Музей истории воздухоплавания и авиации станет культурно-историческим комплексом, который обеспечит сохранение памяти о важнейших событиях в истории России, и сохранение самого историко-мемориального комплекса ОВШ.
Реализация проекта обеспечит также выявление и сохранение редких образцов и экспонатов воздухоплавания и авиации, позволит совершенствовать методы и способы реставрации образцов авиационной техники, представляющих особую историческую ценность, создаст дополнительные рабочие места специалистам узких отраслей и областей знаний.
Проект нацелен и на проведение патриотической работы, укрепление национального самосознания, любви к Родине, воспитание чувства долга, ответственности, добросовестного отношения к людям и обществу, бережного отношения к культурным и историческим ценностям.
В течение всего времени реализации проекта посещение музейно-выставочного комплекса для всех категорий граждан будет бесплатным.

География проекта

Санкт-Петербург

Целевые группы

  1. Ветераны
  2. Дети и подростки
  3. Молодежь и студенты
  4. Пенсионеры
  5. Жители и гости Санкт-Петербурга
  6. туристы
  7. работники гражданской авиации
  8. военнослужащие
  9. все группы населения старше 6 лет

17.06.2018 побывал в Финляндии, в Котке, одной из целей поездки был авиамузей.
Музей воздухоплавания находится на территории аэродрома Кюми в 16 км от центра г.Котка (подробнее ).
Содержится на средства Аэроклуба Кархула, который старается поддерживать самолеты в рабочем состоянии и в полной готовности к полетам.
В экспозиции представлено пятнадцать самолетов.
Некоторые из них являются настоящими раритетами, например, действующий истребитель времен второй мировой войны Gloster Gauntlet
01. Общий вид ангара с экспонатами.


02. Лёгкий британский истребитель Folland FO.141 Gnat Mk.1 (GN-107).
С 1958 по 1972 год в ВВС Финляндии было 13 таких машин.


03. Это был первый самолёт в Финляндии, полетевший на сверхзвуковой скорости.
Музейная машина эксплуатировалась с 1959 по 1971 год, сейчас находится в нерабочем состоянии.


04. Французский реактивный учебно-боевой самолёт Fouga CM.170 Magister (FM-43).
Самолёт поступил на вооружение ВВС Франции в 1956 году, а с 1959 их стала закупать Финляндия, где они эксплуатировались до 1988 года (всего 80 штук).
При этом основная часть финских Fouga Magister были построены по лицензии в Финляндии на заводе Valmet.
Музейная машина была в строю с 1962 по 1986 год.
В августе 1992 года ВВС Финляндии передали уже списанный самолёт сюда на аэродром Кюми, что стало началом этого музея.
Аэроклуб самолёт полностью восстановил и в данный момент он готов к полётам.


05. Шведский сверхзвуковой истребитель Saab 35FS Draken (DK-259).
Экспортировался в Данию, Австрию и Финляндию.
Принят на вооружение в 1960, летал до 2005.
В Финляндии Дракены служили в ВВС с 1972 по 2000 год, всего 47 штук различных модификаций.


06. Советский истребитель МиГ-21бис (MG-116).
Это модификация выпускалась с 1972 по 1985 год.
Машина эксплуатировалась с 1978 по 1997 год, после чего поступила в музей.
Всего с 1978 по 1998 год в ВВС Финляндии было 26 МиГ-21бис.
Получается, что служили они параллельно с Дракенами.


07. Ещё один МиГ-21Ф-13 (MG-78).

С 1963 по 1986 год на вооружении ВВС Финляндии было 22 таких самолёта.Ещё один МиГ-21Ф-13 (MG-78).
Первое поколение истребителя (выпускался с 1959 по 1965 год).
С 1963 по 1986 год на вооружении ВВС Финляндии было 22 таких самолёта.


08. Модель «Harakka II» была разработана на основе модели «Harakka I».
Прототип впервые поднялся в воздух осенью 1946 года.
Всего было изготовлено 27 самолетов «Harakka II».
Модель была использована в 1940-1950 гг. при обучении полетам на планерах.
Планер H-57, представленный в музее, был построен Аэроклубом поселка Инкеройнен в 1955 году.
Аэроклуб передал планер «Harakka II» музею на хранение и для восстановительного ремонта.


09. На улице перед входом стоит памятник в честь истребительной эскадрильи противовоздушной обороны города Котка, для которой в 1942-43 годах был построен этот аэродром.
Летали финские лётчики на Messerschmitt Bf.109? свастика на памятнике присутствует.
Но финская "обратная" свастика.


10. Мне повезло-удалось поприсутствовать при полётах этого самолёта.
Британский истребитель Gloster Gauntlet II "GT-400" (OH-XGT).
Самолёты этого типа были на вооружении ВВС Великобритании с 1935 по 1943 год.
В 1940 году союзники поставили Финляндии 24 таких самолёта, где они эксплуатировались как учебные до 1945 года.
Это единственный сохранившийся в мире Глостер Гонтлет, восстановлен в 1982 году.
Про этот самолёт сделал отдельный пост-

Причем появится музей в том месте, которое в России по праву считается колыбелью авиации, - на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка, появившегося еще в конце XIX века.

В ангаре на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка любители авиации создают действующие модели старых самолетов. Фото Дмитрия Соколова

Расположен он в пятнадцати минутах ходьбы от Московских ворот на Парковой улице (название как раз от того учебного парка), правда, пространство нынче не очень презентабельное: вокруг склады и промзона...

Первые реальные шаги по осуществлению проекта уже сделаны, пилотную версию временной экспозиции смогли увидеть участники международных научных чтений имени Игоря Сикорского.

В назначенный час гости собрались у одноэтажного краснокирпичного здания бывшей караулки Воздухоплавательного парка, где открылась временная экспозиция. Значительная ее часть посвящена первому в мире многомоторному бомбардировщику «Илья Муромец» - родоначальнику авиации дальнего действия. На улице из старого патефона звучал знаменитый фокстрот «Рио-Рита», дымил самовар, рядом важно прохаживался реконструктор в форме летчика-истребителя военной авиации 1930-х годов...

Но еще большее внимание привлекал подлинный виновник торжества - пожилой человек в военном камуфляже, с седой окладистой бородой. Многим, кто в нашем городе занимается историей авиации, он хорошо известен - Юрий Михайлович Лозыченко, настоящий подвижник, который многие годы занимается созданием здесь музея.

В послевоенное время на территории бывшего Воздухоплавательного парка размещались военные склады и завод по ремонту авиаоборудования. Юрий Лозыченко работал там радиомехаником.

В начале 1980-х мне дали комсомольское поручение - взять шефство над дочерью создателя Воздухоплавательного парка первого в мире генерала авиации Александра Кованько - Варварой Александровной. Ей тогда было около восьмидесяти лет, и завод помогал ей решать различные бытовые вопросы. Вот тогда-то и родился мой интерес к истории авиации.

За десятилетия поиска Лозыченко собрал большое количество экспонатов, так или иначе связанных с Воздухоплавательным парком и располагавшейся на его территории офицерской школой, готовившей летчиков (кстати, среди ее выпускников был легендарный Петр Нестеров). Дореволюционные журналы, газеты и афиши, фотографии первых воздухоплавателей, детали самолетов, парашюты различных типов, аэродромные радиостанции и коммутаторы, метеорологические приборы...

Увы, общественный музей, открывшийся в нескольких помещениях офицерской школы, просуществовал всего десять лет: в 2007 году здание было продано коммерческой структуре и новый хозяин выселил энтузиаста. Ему пришлось перенести свою коллекцию в расположенный неподалеку тесный сарайчик с дырявой крышей и проваливающимся полом. И продолжать бороться.

Последующие годы были отмечены многочисленными судебными тяжбами вокруг построек военного городка бывшей воздухоплавательной школы. Теперь ситуация следующая: три исторических сооружения - канцелярия, дом Кованько и караулка - Министерство обороны передало в аренду некоммерческому Фонду истории авиации. Причем все эти строения внесены в реестр КГИОП как памятники регионального значения.

- Будем здесь делать настоящий авиационный музей, который был бы интересен всем. Министерство обороны обещало передать нам натурные экспонаты современной техники - и военной, и гражданской, - пояснил председатель фонда Игорь Токарев, бывший военный, как сам говорит, «душой авиатор». - Ведем переговоры с городскими туроператорами по привлечению сюда организованных экскурсий.

Мы прошли по территории будущего музейного комплекса. Увы, пока все выглядит достаточно грустно. На месте разрушенной церкви Ильи-пророка - КПП воинской части и заборы. На крошечном свободном пространстве к столетию Первой мировой войны ревнители истории авиации установили памятный камень (помог «Водоканал») и поклонный крест.

Как знать, может быть, полеты на воздушном шаре станут непременной частью будущего музея?
Фото Дмитрия Соколова.

Несколько лет назад рабочие копали рядом траншею и обнаружили несколько ступенек от этого храма, - поясняет Лозыченко. - Теперь они у меня хранятся, будут экспонатами музея. Храм, конечно, уже не восстановить, но часовню можно было бы построить. 2 августа, в день святого пророка Ильи, который считается покровителем авиаторов, мы каждый год проводим молебен у поклонного креста.

- Здесь была беседка, где Александр Кованько проводил беседы с настоятелем храма, анаходилась голубиная станция, - показывает Лозыченко. - Теперь на ее месте бетонное сооружение, в котором находятся мастерские по созданию летательных аппаратов. Мы пытаемся собрать здесь современных Кулибиных. Как оказалось, таких энтузиастов сегодня весьма немало. рядом

В ангаре уже можно увидеть аэроплан времен Первой мировой, построенный энтузиастами из авиационного спортивно-технического клуба Университета гражданской авиации. А рядом - легкий истребитель С-16 конструкции Сикорского. Он еще в процессе сборки. По словам руководителя клуба конструктора Ильи Деева, это будет летный образец. Сам Деев поднимается в воздух на воссозданных по старым чертежам «Ньюпорах» и «Фарманах»...

Старая аллея ведет к дому, где жил Александр Кованько. Раньше она была обсажена березами, но во время блокады их вырубили, а после войны посадили тополя.

Многочисленная семья Кованько, у него было семь детей, занимала второй этаж этого дома, - поясняет Лозыченко. - Третий занимал его заместитель, товарищ. Первый этаж был хозяйственным. С квартирой Кованько его связывал подъемник, по которому подавали еду из кухни, расположенной внизу.

Дом Александра Кованько долгое время стоял без света, воды, отопления. Сейчас мы его просушиваем, готовим к поэтапному ремонту. Официального финансирования на это нет, вся надежда на меценатов, - говорит Игорь Токарев.


Комментарии

Самое читаемое

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.




Top