Музей воздухоплавания в белграде. Белградский музей воздухоплавания Музей воздухоплавания белград


Я давно слышал о том, что рядом с Белградским аэропортом расположен авиационный музей. Но только сейчас, по прилету из Македонии, решил заглянуть ненадолго, и посмотреть что да как.


01. Расположен он буквально в пятистах метрах от выхода из терминала (держитесь левее по выходу, или посмотрите расположение в google например ).

02. Основан в 1957 году, хотя в это чудное здание перебрался спустя 31 год в 1989 году. В музее представлено более 200 ранее эксплуатируемых ВВС Югославии, Сербии и некторых других стран, самолетов и вертолетов. Есть несколько объектов гражданской авиации. В летний период работает с 9:00 до 18:30. Стоимость входа для взрослого составляет 500 динар (около 240 руб ).

03. Почти за 60 лет существования музей собрал богатую коллекцию планеров, вертолетов и самолетов, а также двигателей, вооружения и прочих авиационных атрибутов. Обо всем не расскажешь, но кое о чем я расскажу. Югославский двухместный самолет довоенной постройки Fizir FN. Первый полет совершил в 1929 году. Использовался в основном в качестве учебного самолета для пилотов Королевских ВВС Югославии. Летали до 1950-го года.

04. Рядом стоит узнаваемый облик немецкого Мсессершмитта, в данном случае Королевских ВВС Югославии. Да-да, перед войной немцы экспортировали свои самолеты в другие страны мира. Так, в период с 1939 по 1940 в Югославию было поставлено около 80 экземпляров, и использовались они вплоть до 1954 года.

05. А вот британцы свои истребители Spitfare отказались ставить в довоенную Югославию, и только с 1944 года югославские летчики полетали на этих боевых птичках.

06. Естественно в музее много фотографий. Как правило все продублировано на английский язык, да и сербский вполне доступен для понимания.

07. Есть в музее и советская техника, и ее довольно много. Фронтовые истребители Як-3 начали поступать в Югославию в конце 1944 года.

08. А это уже американский послевоенный истребитель F86 "собака" В 1961 году Югославия закупает 130 таких машин. Причем из 130 закупленных, 30 были сразу разобраны, на запасные детали для остальных 100. Такие времена были...)

09. В том же 1961 году в Югославии по лицензии строится первый вертолет Soko S55, который был абсолютной копией американского Sikorsky S55.

10. Помимо основного транспортного назначения, были образцы и противолодочной специализации, с возможности посадки на водную поверхность. Использовались эти машины до 1974 года.

11. Советский легендарный МиГ 21Ф "Балалайка".

12. Многие-многие годы этот тип истребителя был основной ударной силой Югославских ВВС.

13. Пока на смену ему не пришел не менее легендарный J22 югославско-румынской разработки.

14. "Орел". Производились в период с 1978 по 1992 годы на заводе Соко в городе Монстар, что в Боснии и Герцеговине.

15. Основа ВВС Сербии в период югославских войн 90-х. Между прочим, есть мнение что самолет и сегодня используется ВВС Сербии.

16. На втором уровне музейного здания, помимо многочисленных планеров, самолетов и различных авиационных деталей,

17. буквально висят в воздухе два транспортных вертолета: Westland WS-51, так называемая "Стрекоза", европейский аналог американского Sikorsky S-51

18. и многоцелевой советский Ми-2. Красавчик.

19. Попался на глаза любопытный уголок со стендами истории развития югославской гражданской авиации, а именно компании JAT (Jугословенски АероTранспорт ).

20. Здесь много деталей. Та флот JAT в 1957 году состоял из 12 Douglas DC-3 (на фото в правом верхнем углу ), 4 Convair CV-440 (по центру вверху ) и 6 Ил-14 (в нижнем правом углу ). Всего 22 самолета. А география полетов от Лондона до Каира.

21. В 1977 году, помимо Европейских столиц, советских Москвы, Киева и Ленинграда, самолеты JAT летают в Нью-Йорк, Сингапур, и даже в Сидней! Флот в том же году состоял из Douglas DC-9, Boeing 727 и 707.

22. На улице стоит техника помасштабнее. Немецкий пассажирский самолет Юнкерс JU-52.

23. Годы производства этих старичков 1931-1952. И начиная с 1947 по 1950 эти самолеты использовались на регулярных линиях JAT,

24. Пока на смену не пришел советский пассажирский Ил-14 - один из основных магистральных самолетов JAT с 1950 по 1960-е годы.

25. Военно транспортный Douglas С-47 "skytrain" (небесный поезд).

26. Редкий сегодня экземпляр французской Sud Aviation Caravelle 210 SE, далекий предшественник airbus.

27. Впервые поднялся в воздух 1955. В составе флота JAT с 1963 по 1976. С аналогичным самолетом связана и трагическая страница из истории JAT, - катастрофа близ Подгорицы в 1973 году, - тогда погибли все находящиеся на борту, 41 человек.

28. Кстати, это первый в мире пассажирский самолет с хвостовым расположением двигателей.

29. Советский транспортно-десантный вертолет Ми-4 "Гончая" (он же на заглавном фото ). 25 таких машин летали в Югославских ВВС с 1960 по 1976 годы.

30. На смену пришел советский же, экспортный корабельный вертолет, многоцелевого использования Ка-28.

В 11 часов утра я улетал домой. Проснулся пораньше, чтобы перед отлётом успеть сделать ещё одно очень важное дело — посетить музей воздухоплавания . Когда я узнал о существовании такого музея рядом с аэропортом, вопрос: «как я проведу последние часы в Белграде?» — отпал сам собой:)

Доехав до аэропорта, я не нашёл каких-либо указателей, по которым можно было бы выйти к музею. Побродив вокруг, спросил дорогу. Оказалось всё просто. Надо выйти из терминала, повернуть налево и идти в сторону большой многоэтажной стоянки. Рядом с ней будет дорога, ведущая в город. Оттуда уже виден купол музея. Всего до музея 5-7 минут ходьбы.

С 1 апреля по 31 октября музей работает по летнему времени с 8:00 до 18:30. Зимой — с 8:00 до 16:30. Билеты перестают продавать за полчаса до закрытия. Небольшая часть экспозиции музея расположена под открытым небом. Но погода не способствовала гулять — шёл мелкий, противный дождь.

Немецкий Юнкерс Ю-52.

Советский Ми-4.

Есть даже такое — радар Cossor C.R.787.

Югославский лёгкий штурмовик и разведчик СОКО J-12 «Ястреб». Применялся в ходе боевых действий на Балканах в 1990-х годах.

Французский Sud Aviation Caravelle Se.210. «Каравелла» — первый в мире реактивный самолёт с хвостовым расположением двигателей. Ранее этот борт принадлежал «Югославским авиалиниям» («Jугословенски Аеротранспорт», JAT) — одной из крупнейших авиакомпаний Европы в 1980-х годах. А потом война… В общем печально это всё. И самолёт выглядит так же печально:(

Всего под открытым небом выставлено 13 единиц техники.

За забором стоит много других самолётов, но туда не пускают.

Музей был основан в 1957 году. Современное здание в виде купола из стекла и бетона появилось в 1989 году. Даже на сегодняшний день оно выглядит очень интересно.

Входной билет стоит 600 сербских динаров (~$5,6). Для жителей Сербии цена в 2 раза ниже.


В 9:00 я был единственным посетителем.

Экспонаты выставлены на втором этаже, часть из них подвешена на тросах — смотрятся они очень классно!

Наш родной МиГ-21.




Отсюда можно посмотреть на технику под другим углом…

… и фотографировать удобно.

Saric — первый сербский летательный аппарат тяжелее воздуха, который был построен Иваном Саричем (1876-1966) в 1909 году в городе Суботица.

Смелые люди…

Югославский многоцелевой самолёт Zmaj Fizir FN.




Британский Hawker Hurricane MK-IV RP (Хоукер Харрикейн) — одноместный истребитель времён Второй Мировой войны.


Британский истребитель Supermarine Spitfire Mk.Vc Trop (Супермарин Спитфайр). Выставленный образец является единственным уцелевшим Spitfire Mk.V.



Советский штурмовик Ил-2 — самый массовый боевой самолёт в истории, таких машин было выпущено более 34 тысяч штук.



Американский одномоторный истребитель-бомбардировщик Republic F-47D-40-RA «Thunderbolt» (Рипаблик «Тандерболт»).


Югославский истребитель-бомбардировщик Ikarus S-49C (Икарус) — первый послевоенный истребитель состоявший на вооружении Социалистической Федеративной Республики Югославии (СФРЮ).

Югославский Utva-66H (V-52).



Американский Lockheed T-33A (Локхид) — учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя F-80 «Shooting Star».

Американский одноместный истребитель-бомбардировщик Republik F-84G «Thunderjet» (Рипаблик «Тандерджет»).

Немецкий Fieseler Fi-156C «Storch» (Фи́зелер Што́рьх). Профиль крыла, дававшего самолёту уникальные взлётно-посадочные характеристики, полностью скопирован с советского профиля Р-IIс.

Югославский Letov KB-6 «Matajur».

Югославский многоцелевой вертолет СОКО S-55 Mk.V, являющийся лицензионной копией английского Westland WHIRLWIND, который в свою очередь являлся копией американского вертолета Sikorsky S-55.

Югославский учебный самолёт Ikarus Aero-2Be.

Польский вертолёт WSK-PZL Mi-2 (HT-41). Как я понимаю, фактически это наш Ми-2.



Британский лёгкий истребитель Folland Fo. 141 «Gnat» Mk-F1.


Советский По-2 (он же У-2). Про применение этого самолёта в качестве ночного бомбардировщика снят фильм «В небе „ночные ведьмы“».

Британский биплан deHavilland D.H. 82 «Tiger Moth» (Тайгер Мот).


Самолёто-вертолётный рай:)

Американский лёгкий учебный самолёт North American T-6G «Harvard» Mk.IIB.

В музее выствлена большая коллекция планеров: Letov Jastreb 54, Ikarus Košava, 20.Maj Čavka, VTRZ Jastreb Roda, Ikarus/Letov Orao IIc, FAJ Jastreb Vuk-T.







Британский вертолёт Westland WS-51 Mk.1b «Dragonfly» — лицензионная копия Sikorsky S-51.

Югославский истребитель-бомбардировщик СОКО Ј-22H «Orao». Первый югославский самолёт, который превысил скорость в 1000 км/ч.




Югославский Ikarus 451.

Югославский лёгкий штурмовик СОКО G-2A «Galeb».


Югославский лёгкий истребитель-бомбардировщик СОКО Ј-20 «Крагуј».

Ракетище!


Что-то маленькое реактивное…

Можно вживую рассмотреть конструкции разных двигателей.


В этой части музея собрана история развития гражданской авиации Югославии. В частности рассказывается про авиакомпанию JAT.


А эти экспонаты представляют совсем уже другую часть истории — события 1999 года, когда авиация НАТО бомбила Белград.

Сбитый американский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) General Atomics MQ-1 Predator.



Фрагменты американского истребителя Lockheed F-16C, сбитого 2 мая 1999 года зенитно-ракетным комплексом С-125. Пилот катапультировался.


Сохранившиеся на фюзеляже зелёные значки — это количество боевых вылетов для бомбардировки объектов на территории Югославии.


Рядом обломки кабины пилота американского тактического малозаметного ударного самолёта Lockheed F-117A «Nighthawk». Другими словами тот самый «Стелс». Пилот так же катапультировался.

Самолёт пилотировал подполковник Дэйл Зелко (Dale Zelko). Иногда в качестве пилота F-117 ошибочно указывают капитана Кена Двили, поскольку он летал на этой машине в США и на её фюзеляже было написано его имя.



По одной из версий самолёт был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125. На фотографии вторая ступень ракеты 5В27Д «земля-воздух». Согласно сербской версии именно этой ракетой был сбит американский самолёт-невидимка.

Фрагменты американской крылатой ракеты Tomahawk BGM-109.


Сбитый канадский БПЛА Bombardier CL-289, находившийся в эксплуатации в немецкой армии.


Британская противорадиолокационная ракета ALARM.

Экспонатов много, всё очень интересное. Я завис здесь на час. Жаль время поджимало, а то ходил бы и ходил тут:) Если вы любите разную технику и вдруг окажитесь в этих краях, очень рекомендую посетить музей.

Центральный дом авиации и космонавтики был основан в ноябре 1924 года. Это событие случилось на Всесоюзном собрании общества друзей воздушного флота. На тот момент ему дали имя Центрального авиамузея ОДВФ СССР, современное его название – ЦДАиК ДОСААФ России. Располагается он в Москве, на улице Красноармейской 3.

Под помещение для музея была выделена старинная постройка начала двадцатого века, которая считается памяткой архитектуры. Его родоначальниками были Председатель Совета Народных Комиссаров Рыков А. И. и начальник Военно-воздушных сил РККА Баринов П. И. Помогали им в этом деле множество людей, занимавших в то время ответственные политические и общественные чины.

В последующие два года после создания музея здание прошло капитальный ремонт. Титаническими усилиями небезразличных были собраны выставочные экспонаты. И поскольку в то время страна советов переживала не лучшие свои времена, в тяжелых экономических постреволюционных реалиях это требовало множество усилий, мужества и задора.

Наконец, преодолев все невзгоды, в январе 1927 года был открыт Центральный аэрохиммузей имени Фрунзе. Первоначально его структура делилась на четыре отделения: авиации и воздухоплавания, сельскохозяйственный, химический и общественно-исторический. Дополнительно имелись следующие учреждения:

  • библиотеку научно-технической литературы;
  • мастерскую для создания макетов самолетов;
  • фототеку;
  • лекционную аудиторию с кинопроектором.

Более полувека спустя, в 1987 году музей авиации в Москве временно прекратил функционирование для проведения восстановительных работ. Это было сделано в связи с тем, что ввиду своего возраста здание пришло в неэксплуатационный вид.

Конец перестройки и девяностые годы прошлого века не самым лучшим образом отразились на судьбе этого заведения: были утеряны или сильно деформированы некоторые экспонаты, наблюдалось постоянное недофинансирование. Но при помощи ДОСААФ были собраны необходимые средства, произошли некоторые изменения в управленческой части, обновился рабочий состав, и, наконец, в ноябре 1994 года реставрированное здание впервые за долгие годы вновь приняло посетителей.

Музей авиации и космонавтики в Москве

Наши дни

Музей самолетов в Москве сегодня представляет собой уже целых девять помещений, семь из которых направлены на авиацию, а два – на космос. Также активно ведутся работы по созданию памятного кабинета, посвященного первому человеку, побывавшему в космосе – Юрию Гагарину.

Сегодня на счету музея имеется приблизительно 36 тысяч предметов. В начале экскурсии взору посетителей представлены плакаты, рассказывающие об истории развития авиации и космонавтики в России, макеты летательных аппаратов начиная от первой разработки Можайского до современных самолетов, способных с легкостью преодолевать звуковой барьер.

При случае обязательно обратите внимание на модель воздушного шара, который был сконструирован на территории Рязани в начале прошлого века, экипировку тех времен, функциональные детали старинных самолетов, а также отдел, посвященный знаменитому трюку Нестерова – «мертвой петле».

Экскурсанты смогут воочию увидеть «сердца» некоторых воздушных кораблей: здесь вы сможете увидеть как первые поршневые модели, так и современные турбореактивные движки. Кроме макетов, тут присутствуют и экспонаты в натуральную величину: пушка для МиГ-31 и самолетный пулемет времен Испанской войны.

Есть ракетный двигатель от корабля «Восток», оборудование для съемки поверхности земли с космоса и полноценная тренировочная кабина «Бурана». Музей гражданской авиации в Москве – это заведение культуры, ознакомительный историко-научный комплекс. Он направлен на осведомление граждан о достижениях и прошлом Российской авиации и космонавтики. Здесь производится сбор ценных экспонатов, а также формирование фондов.

Тут вы увидите точные копии или реальные образцы техники и комплектующих. Вы можете ознакомиться с историческими материалами. Музей направлен на привитие гордости и патриотизма у молодого поколения, а также их профориентации.

Официальный сайт московского музея авиации и космонавтики

Причем появится музей в том месте, которое в России по праву считается колыбелью авиации, - на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка, появившегося еще в конце XIX века.

В ангаре на территории бывшего Учебного воздухоплавательного парка любители авиации создают действующие модели старых самолетов. Фото Дмитрия Соколова

Расположен он в пятнадцати минутах ходьбы от Московских ворот на Парковой улице (название как раз от того учебного парка), правда, пространство нынче не очень презентабельное: вокруг склады и промзона...

Первые реальные шаги по осуществлению проекта уже сделаны, пилотную версию временной экспозиции смогли увидеть участники международных научных чтений имени Игоря Сикорского.

В назначенный час гости собрались у одноэтажного краснокирпичного здания бывшей караулки Воздухоплавательного парка, где открылась временная экспозиция. Значительная ее часть посвящена первому в мире многомоторному бомбардировщику «Илья Муромец» - родоначальнику авиации дальнего действия. На улице из старого патефона звучал знаменитый фокстрот «Рио-Рита», дымил самовар, рядом важно прохаживался реконструктор в форме летчика-истребителя военной авиации 1930-х годов...

Но еще большее внимание привлекал подлинный виновник торжества - пожилой человек в военном камуфляже, с седой окладистой бородой. Многим, кто в нашем городе занимается историей авиации, он хорошо известен - Юрий Михайлович Лозыченко, настоящий подвижник, который многие годы занимается созданием здесь музея.

В послевоенное время на территории бывшего Воздухоплавательного парка размещались военные склады и завод по ремонту авиаоборудования. Юрий Лозыченко работал там радиомехаником.

В начале 1980-х мне дали комсомольское поручение - взять шефство над дочерью создателя Воздухоплавательного парка первого в мире генерала авиации Александра Кованько - Варварой Александровной. Ей тогда было около восьмидесяти лет, и завод помогал ей решать различные бытовые вопросы. Вот тогда-то и родился мой интерес к истории авиации.

За десятилетия поиска Лозыченко собрал большое количество экспонатов, так или иначе связанных с Воздухоплавательным парком и располагавшейся на его территории офицерской школой, готовившей летчиков (кстати, среди ее выпускников был легендарный Петр Нестеров). Дореволюционные журналы, газеты и афиши, фотографии первых воздухоплавателей, детали самолетов, парашюты различных типов, аэродромные радиостанции и коммутаторы, метеорологические приборы...

Увы, общественный музей, открывшийся в нескольких помещениях офицерской школы, просуществовал всего десять лет: в 2007 году здание было продано коммерческой структуре и новый хозяин выселил энтузиаста. Ему пришлось перенести свою коллекцию в расположенный неподалеку тесный сарайчик с дырявой крышей и проваливающимся полом. И продолжать бороться.

Последующие годы были отмечены многочисленными судебными тяжбами вокруг построек военного городка бывшей воздухоплавательной школы. Теперь ситуация следующая: три исторических сооружения - канцелярия, дом Кованько и караулка - Министерство обороны передало в аренду некоммерческому Фонду истории авиации. Причем все эти строения внесены в реестр КГИОП как памятники регионального значения.

- Будем здесь делать настоящий авиационный музей, который был бы интересен всем. Министерство обороны обещало передать нам натурные экспонаты современной техники - и военной, и гражданской, - пояснил председатель фонда Игорь Токарев, бывший военный, как сам говорит, «душой авиатор». - Ведем переговоры с городскими туроператорами по привлечению сюда организованных экскурсий.

Мы прошли по территории будущего музейного комплекса. Увы, пока все выглядит достаточно грустно. На месте разрушенной церкви Ильи-пророка - КПП воинской части и заборы. На крошечном свободном пространстве к столетию Первой мировой войны ревнители истории авиации установили памятный камень (помог «Водоканал») и поклонный крест.

Как знать, может быть, полеты на воздушном шаре станут непременной частью будущего музея?
Фото Дмитрия Соколова.

Несколько лет назад рабочие копали рядом траншею и обнаружили несколько ступенек от этого храма, - поясняет Лозыченко. - Теперь они у меня хранятся, будут экспонатами музея. Храм, конечно, уже не восстановить, но часовню можно было бы построить. 2 августа, в день святого пророка Ильи, который считается покровителем авиаторов, мы каждый год проводим молебен у поклонного креста.

- Здесь была беседка, где Александр Кованько проводил беседы с настоятелем храма, анаходилась голубиная станция, - показывает Лозыченко. - Теперь на ее месте бетонное сооружение, в котором находятся мастерские по созданию летательных аппаратов. Мы пытаемся собрать здесь современных Кулибиных. Как оказалось, таких энтузиастов сегодня весьма немало. рядом

В ангаре уже можно увидеть аэроплан времен Первой мировой, построенный энтузиастами из авиационного спортивно-технического клуба Университета гражданской авиации. А рядом - легкий истребитель С-16 конструкции Сикорского. Он еще в процессе сборки. По словам руководителя клуба конструктора Ильи Деева, это будет летный образец. Сам Деев поднимается в воздух на воссозданных по старым чертежам «Ньюпорах» и «Фарманах»...

Старая аллея ведет к дому, где жил Александр Кованько. Раньше она была обсажена березами, но во время блокады их вырубили, а после войны посадили тополя.

Многочисленная семья Кованько, у него было семь детей, занимала второй этаж этого дома, - поясняет Лозыченко. - Третий занимал его заместитель, товарищ. Первый этаж был хозяйственным. С квартирой Кованько его связывал подъемник, по которому подавали еду из кухни, расположенной внизу.

Дом Александра Кованько долгое время стоял без света, воды, отопления. Сейчас мы его просушиваем, готовим к поэтапному ремонту. Официального финансирования на это нет, вся надежда на меценатов, - говорит Игорь Токарев.


Комментарии

Самое читаемое

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.




Top