Музей воздухоплавания в Котке. Белградский музей воздухоплавания Музей воздухоплавания белград

August 9th, 2014 , 07:49 pm

Музей классный, и по устройству, и по самим экспонатам. Но весьма сложно делиться информацией, поскольку в большинстве случаев все на сербском языке, которого я не знаю. Потому пришлось воспользовался гугл-переводчиком, хоть он и не всегда адекватен. Если будут ляпы и вы их заметите, просьба сообщать:) Я, конечно, редактировал как мог, но все же...

В числе экспонатов музея наличествуют обломки Стелса и F-16, сбитых в 1999 году сербской армией.


Итак, начнем. Ниже следует описание машины с заглавной фото.

Saric (№ 1) - это первый летательный аппарат тяжелее воздуха в этом регионе, сделаный в городе Суботица Иваном Саричем (1876-1966). Он купил двигатель Anzano мощностью 18 кВт и в октябре 1909 г. самолет был полностью собран. Внешним видом напоминает моноплан, но многие решения были оригинальной разработкой Сарича.

После первой попытки полета Сарич пришел к выводу, что мощность двигателя недостаточна и в результате доработок она была увеличена до 37 кВт. И вот в сентябре 1910 г. он пролетел вокруг ипподрома 3 км на высоте 30 метров.
С обновленным двигателем полет был относительно долгим и Сарич запланировал показательное выступление на публике. 16 октября за ним наблюдали около 7000 человек. При заходе на посадку двигатель отказал, Саричу удалось благополучно приземлиться под всеобщие аплодисменты. Это было первое авиашоу в Сербии!

Ивана Сарича можно смело назвать пионером авиации, он сумел подняться в воздух на самолете собственной конструкции всего спустя три года после братьев Райт.

Выставленный в музее на борт является точной копией первого самолета Saric (№ 1).

2. Миг-21 Ф-13 .
Во время вьетнамской войны МиГ-21 оказался очень опасным противником американского F-4 Phantom. Самолетами МиГ-21 установлены 24 мировых рекорда.
По некоторым оценкам, общий объем производства самолетов этого типа составляет примерно 11000 экземпляров. Данный экземпляр поступил в музей в 1983 г.

По материалам сайта ser-sarajkin.narod2.ru:
В начале 60-х гг. состоялось примирение Тито с руководством СССР. С этого момента ВВС Югославии вновь стали ориентироваться на использование советской техники. До своего распада СССР оставался для Югославии основным поставщиком авиационной техники: на долю советских самолетов и вертолетов, состоявших на вооружении в Югославии, за период с 1945 по 1992 г. приходится 26%. Особое место в истории ВВС Югославии занимает принятие на вооружение истребителя-перехватчика МиГ-21.

На вооружение ВВС Югославии МиГ-21 Ф-13 поступил 14 сентября 1962 г. До 1986 г. Югославия получила 261 МиГ-21 девяти модификаций и трех подмодификаций.

В 1946–1992 гг. в Югославии построили 2221 самолет 116 различных вариантов, а доля самолетов собственного производства в общем количестве ЛА, состоявших за этот период на вооружении ВВС, составила почти 41%. Особенно удачными стали реактивные учебно-тренировочные самолеты Соко Г-2 «Галеб», Соко Г-4 «Супергалеб», истребители-бомбардировщики J-21 «Ястреб» и J-22 «Орао», некоторые из которых поставлялись на экспорт и имели большой коммерческий успех на мировом рынке военных самолетов. Значительные средства вкладывались в строительство современных авиабаз, способных выдержать ядерный удар. Именно такой базой являлся аэродром Желява под Бихачем.

Югославия среди неприсоединившихся стран являлась не только лидером в области авиастроения, но также и в области военного обучения. Здесь прошли обучение сотни летчиков из стран Африки и Азии.

3.

4. WSK-PZL Mi-2 (HT-41) .
Серийное производство началось в 1965 г. в Польше, было произведено более 5250 вертолетов. Производство этого вертолета шло на шаг впереди своего времени. Два турбовальных двигателя впервые были применены на легком вертолете. Широко используется как в военных, так и гражданских целях в транспортно-медицинской и сельскохозяйственной целях.

Наиболее часто используется для транспортировки и поисково-спасательных работ. В последние годы использовались для перевозки медицинских бригад и пациентов на территории Югославии.

Выставленный эксплуатировался в автомобильной ассоциации Югославии в качестве медицинского вертолета для транспортировки травмированных в ДТП. В музее с марта 1989 г.

5.

6. FA Soko S-55 Mk.V

Прототип совершил первый полет 10 ноября 1949 г. под обозначением YH-19, и был оснащен Pratt & Whitney R-1340-57 410kW мощности (550KS), встроенным в передней части корпуса. В этой версии были установлены поршневые двигатели Алвис Леонидис. Боевое крещение получил в Корейской войне, где был использован не только по прямому назначению, но и для спасения сбитых пилотов или принуждения агентов в тылу врага.

5 октября 1957 г. в Югославии был принят на вооружение первый вертолет S-55 с двигателем PW R-1340-57. Это был первый противолодочный вертолет, который нес на борту самонаводящиеся торпеды.

7.

8. North American F-86D-50-NA «Sabre Dog»

Вот что написано об этом типе на airwar.ru:
F-86D имел новый, больших размеров, фюзеляж, в котором устанавливался двигатель J47-GE-17 (тягой на форсаже 3402 кгc) и радиолокационная станция AN/APG-36. Антенна радиолокатора размещалась в носовой части фюзеляжа, в обтекателе, расположенном над воздухозаборником двигателя. Была увеличена площадь киля, применен цельно поворотный стабилизатор и установлен новый фонарь, откидная часть которого поднималась вверх, а не сдвигалась назад как у предшественников. Конструкция крыла осталась прежней, однако оно было усилено. Изменения коснулись и вооружения самолета. Произошел отказ от стрелкового вооружения в пользу 24-х неуправляемых реактивных снарядов Mighty Mouse, размещенных в автоматически выдвигаемой пусковой установке, расположенной под воздухозаборником двигателя.

Кроме нужд USAF, F-86D поставлялись в Данию (50 самолетов в 1958 г.), Грецию (50 самолетов в 1958 г.), Японию (50 самолетов в 1959 г.), Югославию (130 самолетов в 1961 г.), Южную Корею (40 самолетов), Турцию (50 самолетов в 1959 г.), Филиппины.(20 самолетов в 1958 г.) и Тайвань (18 самолетов).

9.

10. Westland-Sikorsky WS-51 Mk.1b «Dragonfly»
Разработан Сикорским. Боевое крещение во время Корейской войны в начале 50-х гг.
Westland произведенные по лицензии в Великобритании, ​​были первыми вертолетами югославских ВВС.

11.

12. FA SOKO «522» - учебно-тренировочный самолет, разработанный югославской фирмой SOKO.
Признавая недостатки деревянных самолетов Ikarus 213 Vihor был переработан дизайн самолета в металлической версии. Слабый и ненадежный двигатель, заменен на более мощный Pratt Whitney, который улучшил и без того хорошие летные характеристики самолета «213». Первый прототип был произведен 27.04.1955 на заводе Икарус в Земуне.

Полный цикл серийного производства 522-го осуществлялось на новом авиазаводе SOKO.
Самолет использовался для подготовки курсантов ВВА в Задаре и офицеров запаса, и даже снимался в кино.
В общей сложности построено 112 машин.

Данный экземпляр был отправлен в музей югославских ВВС 5 января 1984 г.

13.

14. Lockheed T-33A (IT-33A) - учебно-тренировочный самолет. Создан на базе американского истребителя F-80 «Шутинг Стар».

Выставленный образец представляет собой модификацию базовой версии для обучения разведке. Самолет был введен в JRV 26 сентября 1954 г. в Batajnici. С января 1972 г. и до последнего полета (январь 1976 г.) служил в 525-й эскадрилье Batajnici. Принят в музей 13 января 1979 г.

15. Ikarus S-49C - югославский фронтовой истребитель.

После Постановления Совинформбюро в 1948 г. Югославия лишилась советской военной помощи, и было принято решение на основании сохранившихся предвоенных документов и чертежей югославского истребителя IK-3 создать новый самолет Ikarus S-49. Использовались французские двигатели Hispano-Suiza.
Первый полет опытного самолета состоялся 23.08.1952. Серийное производство началось на заводе Икарус в 1952 г. и в общей сложности построено 112 самолетов.
Эксплуатировались до 1961 г.

16. Republic F-47D-40-RA «Thunderbolt» - американский одномоторный истребитель-бомбардировщик.

В соответствии с соглашением о военной помощи Югославии 31 декабря 1951 г., были получили первые экземпляры «Thunderbolt» F-47D из США. В 1953 г. приобретены 23 самолета из Франции.
Оставались в использовании до апреля 1961 г. С введением в строй этого самолета югославские ВВС (JRV) стали использовать термин «истребитель-бомбардировщик». F-47 по праву носил такую приставку, так как для своего времени имел мощное вооружение и очень хорошие летные и боевые характеристики.

17. Ikarus Aero-2Be - самолет югославского дизайна и производства, построен в 1940 г. Первый полет опытного самолета состоялся 24 апреля 1940 г., но в связи с началом войны в производство не пошел.

В 1946 г. конструкцию самолета переработали под другой двигатель и запустили в серийное производство под обозначением Aero-2. Помимо лицензионных английских двигателей на самолеты ставили чешские Walter Minor 6/III (самолеты получили обозначение Aero-2C и -D соответственно).

Эти двухместные монопланы с неубираемым шасси получились довольно таки удачными и на многие годы стали «летающими партами» в югославских ВВС. Всего заводом Ikarus было выпущено 380 машин, которые использовались как в ВВС, так и в аэроклубах по всей стране.
В 1961 г. один самолет Aero 2 DE был передан Югославскому авиационному музею в Белграде.

18.

19. Polikarpov Po-2 . По истории создания этой машины советую почитать

В югославскую же авиацию этот тип самолетов был введен 14 сентября 1944 г. в эскадрильи связи начальника штаба Народно-освободительной армии на острове Вис.
Последний самолет данного типа эксплуатировался до 1976 г.!

В связи с отсутствием запасных частей для двигателя М-11D, югославские инженеры переработали машину под двигатель Walter Minor 6/III 160 л.с., что потребовало значительных изменений в конструкции самолета - вариант По-2W. Топливный бак расположен в центральной части верхней поверхности крыла.

Выставленный образец находится в коллекции музея с 1971 г. - подарок от авиации Ассоциации БиГ, Сараево - Мостар аэроклуба и единственный сохранившийся оригинальный По-2 в Сербии.

20.

21. IL-2m3 "Šturmovik" Обратите внимание, если не ошибаюсь, в задней части фонаря пулемет.

22. Крупный план кабины.

В следующем абзаце я сохраняю 99% текста, переведенного гуглом.

Штурмовик Ил-2 является самым оригинальным советским истребителем Второй мировой войны, который внес большой вклад в победу над фашизмом. Он предназначен для работы с небольшой высоты. Это «летающий танк», были бронированные пилотные сиденья, топливные баки и двигатель, который был также частью опорной конструкции самолета и мог выдержать прямое попадание из оболочки 20 мм.
Прототип совершил первый полет 12 октября 1940 г., под символом ЦКБ-57 и всего было построено 36 163 единиц!

23. ВВС Югославии всего получили 213 Ил-2 различных модификаций и эксплуатировали их до 1955 г.

24.

25. Jakovljev Jak-3 - советский фронтовой охотник, является кульминацией развития легких истребителей, высокой производительности и высокой мобильности. Основной девиз - «простота не означает отсталости». Это был самый простой и мобильный охотник всех охотников воюющих сторон во Второй мировой войне.

Тестирования прототипа были завершены в октябре 1943 г., а первый серийный экземпляр произведен 1 марта 1944 г. Боевое крещение произошло 16 июля 1944 г.
Это был лучший советский истребитель времен Второй Мировой войны. Всего было построено 4848 машин. Первые три самолета появились в Югославии в конце 1944 г. Списан в начале 1957 г.

26.

27. North American T-6G «Harvard» Mk.IIB - американский легкий учебный самолет. Югославские пилоты впервые встретились с этим типом самолета в летом 1943 г.

Так как в Югославии ни один Гарвард не сохранился, представленный образец был получен в результате обмена с известным французским коллекционером Jean-Baptiste Salis.

28.

29. Link Trainer AN-2550-1 . Авиационные тренажеры являются неотъемлемой частью любого современного обучения. Они призваны обеспечить относительно низкую стоимость и высокое качество подготовки. Симуляторы особенно хорошо работают вместе с подготовкой пилота «вслепую» и подготовкой в любых, в том числе неблагоприятных условиях.

Очень популярным был тренажер Link Trainer. Первые пять экземпляров Link Trainer для Югославии были приобретены в 1939 г. Данный образец был передан музею в январе 1992 г. от AK «Franjo Kluz» из Земуна.

30. Hawker Hurricane Mk.IV RP - британский одноместный истребитель времен Второй Мировой войны.

«Харрикейны» в годы войны поставлялись и в СССР (около 3 тысяч машин). Однако к концу 1941 г. они сильно уступали немецким истребителям, с появлением новых советских самолетов отставание «Харрикейнов» стало еще более заметным.

31.

32. Supermarine Spitfire Mk.Vc Trop - истребитель британского происхождения.

Прототип совершил первый полет 5 марта 1936 г. Один из самых известных и самых успешных истребителей Второй Мировой войны. За 12 лет в общей сложности произведено 20 134 машин.
Крещение огнем получил в 1940 г. во Франции.
Этот самолет был одним из участников боев за освобождение Югославии.
Нa эти самолеты устанавливался аэрофотоаппарат для выполнения разведывательных задач.

Выставленный образец является единственным уцелевшим Spitfire Mk.V.

33. Сводная схема, иллюстрирующая какие самолеты нападали на Югославию во время Второй Мировой войны, а какие защищали.

34. Fieseler Fi-156C «Storch» (Mraz K-65A «Čap») . Storch в переводе с немецкого - аист. Это малый немецкий самолет, выпускался до конца 1950-х гг.

Прототип этого самолета совершил первый полет весной 1936 г. Он был очень маневренным на низких скоростях. Кроме того, это один из четырех типов самолетов, которые участвовали в войне от начала и до конца. Он мог взлетать с грунта и имел очень короткий разбег.
В начале 1939 г. Югославия приобрела 20 самолетов Fi-156 «Шторьх».

35. Bucker Bu-133 D-1 «Jungmeister»

В течение полувека этот немецкий самолет был лучшим одноместным пилотажным самолетом в мире, используется и по сей день.
Прототип совершил первый полет в 1935 г. и уже в следующем году стал стандартом для продвинутых в авиаакробатике и спортивных соревнованиях не только в Германии, но и в Швейцарии и Испании.

36. Messerschmitt Bf 109 G-2 - один из самых быстрых и лучших бойцов Великой Отечественной войны (так указано на сайте музея).

Это самый известный немецкий самолет всех времен. Его первый опытный экземпляр поднялся в воздух в начале сентября 1935 г. Был использован впервые в гражданской войне в Испании в 1937 г., а затем в воздушных операциях Второй Мировой войны в Европе и Северной Африке, и к концу войны было произведено около 34 тысяч (военное производство состояло из 30 480 самолетов).

37.

Доработки велись в течение долгого времени, и его последний вариант обладал более чем в 2 раза мощным двигателем чем прототип. Является одним из немногих типов самолетов, которые участвовали в боевых действиях в Европе с первого до последнего дня.

38.

Авиацией Королевства Югославии было приобретено в Германии в период с августа 1939 по конец 1940 г. около 80 самолетов Messerschmitt Bf 109E-3, которые во время апрельской войны участвовали в обороне страны, в шестой части элитного истребительного полка, чьи 102 эскадрильи защитили Белград.
Выставленный борт находится в коллекции Музея с 1961 г.

39.

40. Nieuport XI «BeBe» Французский дизайнер Густав Делаж разработал истребитель Njepor XI на основе довоенного проекта спортивного самолета. Он был построен всего за четыре месяца, и прототип совершил первый полет в начале 1915 г. Его отличали оригинальные аэродинамические решения и высокая мобильность в воздушном бою.

С помощью "Ньюпора 11" союзникам удалось превзойти немецкие Фоккеры, которые до того времени господствовали в воздухе.

После войны самолеты использовались в качестве учебно-тренировочных в ВВС вновь образованного Королевства сербов. В связи с износом были изъяты из использования в 1920 г.

41. Zmaj Fizir nastavni «FN»

Цитируем airwar.ru:
Многоцелевой вспомогательный самолет Fizir FN (Fizir Nastavni) был спроектирован в 1929 г. конструктором Рудольфом Физиром. Серийный выпуск самолета был налажен сразу на нескольких фабриках разных предприятий. Прототип был облетан в 1930 г. и практически сразу ВВС Югославии сделали заказ на несколько десятков самолётов, собираясь использовать их в качестве ближних разведчиков. Первую партию из 20 самолётов оснащенных двигателями Walter собрали на заводе Zmaj. За ними последовали 10 машин с моторами Mercedes, а всего в 1931–1939 гг. было выпущено порядка 170 самолетов, многие из которых были переданы в авиашколы. Ещё 20 машин собрали в 1940 г. в Сремска Митровице на фабрике Albatros.

Почти все самолеты уцелели и большая половина из них была передана итальянцам и использовалась для борьбы с партизанами. В 1943 г. завод Zmai заложил ещё одну серию из 10 самолетов, но в строй они вступили лишь после войны. Часть машин продолжала летать до начала 1950-х гг.

42. Ikarus «451M» - первый реактивный самолет Югославии, разработан «Конструкторской Группой № 9» GDVI во главе с майором Bešlin. Является дальнейшим развитием самолета «451». Прототип был построен компанией IKARUS-Земун. Первый полет состоялся 25.10.1952.

43. Самолет был восстановлен в мастерских JAT.

44. FA Utva «Utva-66 H» (V-52) Благодаря своим летным качествам и надежной конструкции самолет использовался югославскими ВВС в первую очередь в качестве связующего и для транспортировки раненых.
Ряд этих самолетов были поставлены за границу, где быстро оказались одними из лучших в своем классе.
В базовой версии были построены 170 экземпляров.

45.

46.

47. FA Soko Ј-22H «Orao» - истребитель-бомбардировщик.

Описание взято , там же можно почитать подробнее.
Работы по этому совместному югославо-румынскому проекту начались в 1970 г. Самолет предназначался для замены устаревших истребителей- бомбардировщиков (в частности, МиГ-17 в составе ВВС Румынии) и использования в качестве штурмовика, тактического разведчика, а также маловысотного перехватчика. Постройка прототипов штурмовика началась в 1972 г. одновременно в Югославии (на заводе «Соко» в г. Мосте) и Румынии (на заводе «Авиоан» в г. Крайова), а их первые полеты состоялись в один и тот же день 31 октября 1974 г. Румынские самолеты получили обозначение IAR-93A. Первые опытные двухместные учебно-боевые самолеты IAR-93A и INJ-22 также взлетели одновременно 29 января 1977 г.

48.

49. Predator (англ. - хищник) - американский многоцелевой беспилотный летательный аппарат. Первый полет состоялся в 1994 г. 13.05.1999 cбит сербской армией с помощью ЗРК «Стрела-1М».
Справа вверху французский беспилотник Кресерел, сбит 25.05.1999.

50. Шасси.

51. Обломки кабины пилота F-117А. Самолет был сбит сербской армией 27 марта 1999 г. зенитно-ракетным комплексом С-125 «Нева» близ деревни Буджановцы во время войны НАТО против Югославии. Пилот катапультировался.

17.06.2018 побывал в Финляндии, в Котке, одной из целей поездки был авиамузей.
Музей воздухоплавания находится на территории аэродрома Кюми в 16 км от центра г.Котка (подробнее ).
Содержится на средства Аэроклуба Кархула, который старается поддерживать самолеты в рабочем состоянии и в полной готовности к полетам.
В экспозиции представлено пятнадцать самолетов.
Некоторые из них являются настоящими раритетами, например, действующий истребитель времен второй мировой войны Gloster Gauntlet
01. Общий вид ангара с экспонатами.


02. Лёгкий британский истребитель Folland FO.141 Gnat Mk.1 (GN-107).
С 1958 по 1972 год в ВВС Финляндии было 13 таких машин.


03. Это был первый самолёт в Финляндии, полетевший на сверхзвуковой скорости.
Музейная машина эксплуатировалась с 1959 по 1971 год, сейчас находится в нерабочем состоянии.


04. Французский реактивный учебно-боевой самолёт Fouga CM.170 Magister (FM-43).
Самолёт поступил на вооружение ВВС Франции в 1956 году, а с 1959 их стала закупать Финляндия, где они эксплуатировались до 1988 года (всего 80 штук).
При этом основная часть финских Fouga Magister были построены по лицензии в Финляндии на заводе Valmet.
Музейная машина была в строю с 1962 по 1986 год.
В августе 1992 года ВВС Финляндии передали уже списанный самолёт сюда на аэродром Кюми, что стало началом этого музея.
Аэроклуб самолёт полностью восстановил и в данный момент он готов к полётам.


05. Шведский сверхзвуковой истребитель Saab 35FS Draken (DK-259).
Экспортировался в Данию, Австрию и Финляндию.
Принят на вооружение в 1960, летал до 2005.
В Финляндии Дракены служили в ВВС с 1972 по 2000 год, всего 47 штук различных модификаций.


06. Советский истребитель МиГ-21бис (MG-116).
Это модификация выпускалась с 1972 по 1985 год.
Машина эксплуатировалась с 1978 по 1997 год, после чего поступила в музей.
Всего с 1978 по 1998 год в ВВС Финляндии было 26 МиГ-21бис.
Получается, что служили они параллельно с Дракенами.


07. Ещё один МиГ-21Ф-13 (MG-78).

С 1963 по 1986 год на вооружении ВВС Финляндии было 22 таких самолёта.Ещё один МиГ-21Ф-13 (MG-78).
Первое поколение истребителя (выпускался с 1959 по 1965 год).
С 1963 по 1986 год на вооружении ВВС Финляндии было 22 таких самолёта.


08. Модель «Harakka II» была разработана на основе модели «Harakka I».
Прототип впервые поднялся в воздух осенью 1946 года.
Всего было изготовлено 27 самолетов «Harakka II».
Модель была использована в 1940-1950 гг. при обучении полетам на планерах.
Планер H-57, представленный в музее, был построен Аэроклубом поселка Инкеройнен в 1955 году.
Аэроклуб передал планер «Harakka II» музею на хранение и для восстановительного ремонта.


09. На улице перед входом стоит памятник в честь истребительной эскадрильи противовоздушной обороны города Котка, для которой в 1942-43 годах был построен этот аэродром.
Летали финские лётчики на Messerschmitt Bf.109? свастика на памятнике присутствует.
Но финская "обратная" свастика.


10. Мне повезло-удалось поприсутствовать при полётах этого самолёта.
Британский истребитель Gloster Gauntlet II "GT-400" (OH-XGT).
Самолёты этого типа были на вооружении ВВС Великобритании с 1935 по 1943 год.
В 1940 году союзники поставили Финляндии 24 таких самолёта, где они эксплуатировались как учебные до 1945 года.
Это единственный сохранившийся в мире Глостер Гонтлет, восстановлен в 1982 году.
Про этот самолёт сделал отдельный пост-

Музей воздухоплавания в Белграде (Белград, Сербия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Сербию
  • Горящие туры в Сербию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Музей воздухоплавания, находящийся на территории аэропорта Никола Тесла , считается одним из лучших в области аэронавтики. Он основан в 1957 г. ВВС и ПВО Югославии, экспозиция находится в современном куполообразном здании из стекла и бетона. В коллекции представлено множество единиц гражданской и военной авиационной техники, выпущенной начиная с 1911 г., боевые авиационные ракеты, фрагменты двигателей, а также документация и фотоматериалы. Всего в музее 200 летательных аппаратов, ¾ которых находятся в запасниках, в закрытой части аэродрома, и ожидают реставрации.

Что посмотреть

География и история экспонатов весьма обширна: здесь много участников Второй мировой войны из разных стран, современные летательные аппараты. Экспозиция в основном размещена на втором этаже здания, а осматривать и фотографировать ее рекомендуется с верхней галереи, откуда лучше обзор.

Наиболее интересные предметы коллекции - единственный в мире экземпляр итальянского истребителя Fiat G-50, точная копия самолета Ивана Сарича образца 1910 г., первый сербский вооруженный летательный аппарат Олуй 11, воздушно-реактивный Галеб Г-2, получивший награду на авиасалоне в Ле Бурже как лучший самолет своего класса.

Широко представлены югославские военные и гражданские летательные аппараты: тяжелые и легкие штурмовики и истребители-бомбардировщики, вертолеты ВВС страны, самолеты национальной авиакомпании JAT. Отдельного внимания требуют фрагменты сбитой техники, принимавшей участие в бомбардировке Белграда альянсом НАТО в 1999 г. Здесь можно увидеть также российские МиГ-21, легкий истребитель Як-3, штурмовик Ил-2, легендарный У-2, военный вертолет Ми-4, ракеты.

Музей истории воздухоплавания и авиации задуман как музейно-выставочный комплекс постоянных и временных выставок, проектов, экспозиций (классических и интерактивных), цель которого – осветить зарождение и первые шаги отечественного воздухоплавания, авиастроения, трудности и победы российской военной и гражданской авиации, будущее и перспективы покорения неба. Этот уникальный проект реализуется в колыбели русского воздухоплавания - на территории исторического мемориального комплекса Офицерской Воздухоплавательной Школы (ОВШ) в Санкт-Петербурге.
Офицерская воздухоплавательная школа - начало всех начал русской авиации, первое в России учебно-научное учреждение военных воздухоплавателей и авиаторов, колыбель Императорского Воздушного Флота. Все выпускники школы стали гордостью русской авиации и героями первой мировой войны. С ОВШ связаны судьбы А. М. Кованько, родоначальника русской авиации, а также известнейшего пилота Петра Николаевича Нестерова, знаменитого во всем мире авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского, и судьбы других выдающихся и известных авиаторов – пилотов, конструкторов, покорителей неба.
Планируется создать и разместить на территории ОВШ экспозиции и выставки по истории воздухоплавания и авиации, увековечить память создания ОВШ, ее первого начальника А. М. Кованько, и ее выпускников - выдающихся отечественных воздухоплавателей, пилотов, конструкторов, авиаторов-героев Нестерова, Ульянина, Утешева, Сикорского и других. В том числе, организуются экспозиции и выставки: квартиры начальника ОВШ А. М. Кованько, выставки фотоматериалов, натурных экспонатов (авиатехники, моделей), документов о возникновении, становлении и развитии дальней авиации; создается галерея неуправляемых летательных аппаратов тяжелее воздуха; создаются экспозиции униформы, экипировки и знаков различия, наград и знаков отличия военной и гражданской авиации России; выставки и экспозиции авиамоделей в масштабе от 1:1 до стендовых моделей, а также полноразмерных копий первых летательных аппаратов – в том числе конструкции А. Ф. Можайского, И. И. Сикорского и других.
Музейно-выставочный комплекс создается для всех категорий граждан всех возрастов, и нацелен на любые социальные группы.
Экспозиции в рамках проекта должны охватывать все отрасли и подотрасли воздухоплавания и авиации, а сам музейно-выставочный комплекс не будет ограничиваться освещением узких и отдельных аспектов истории авиации, а должен давать представление как об истории, так и о настоящем и будущем авиации в России.
В проект уже вложено около 4 миллионов рублей - добровольные взносы и пожертвования участников проекта в 2018 году в целях оплаты арендуемых у Министерства обороны РФ зданий и помещений, приобретены в собственность и приняты на хранение фонды и экспонаты, закуплены основные средства. Уже созданы временные, хотя и неструктурированные экспозиции, ведутся работы по реставрации и созданию копий авиатехники, таким образом уже заложены все предпосылки для успешной реализации проекта.

Цели

  1. Создать музейно-выставочный комплекс, раскрывающий историю возникновения и развития отечественных воздухоплавания и авиации, содействовать в изучении истории воздухоплавания, авиации, авиатехники и авиастроения, освещении современного состояния авиации и воздухоплавания, их будущего и перспектив.
  2. Сохранить и передать людям память о значимых событиях и персонах воздухоплавания и авиации, подвигах, достижениях и успехах первых авиаторов и воздухоплавателей, отечественного воздухоплавания, авиации, самолетостроения, распространять сведения о развитии воздухоплавания и авиации и доносить до целевых групп важность и значимость роли России в развитии воздухоплавания и авиации в мире путем демонстрации экспонатов и проведения бесплатных (в течение срока реализации проекта) экскурсий.
  3. Поддерживать и укреплять национальное самосознание общества, идею о лидирующей роли и первом месте России в истории мирового воздухоплавания и авиации наглядными и достоверными средствами, вести патриотическое воспитание граждан в духе любви к Родине, бережного и уважительного отношения к ее истории, достижениям соотечественников и их усилиям и трудам на благо Отечества, пробуждать и укреплять в гражданах интерес к воздухоплаванию и авиации как к жизненно-важным сферам жизнедеятельности человечества.

Задачи

  1. Создание и открытие фотовыставки "История возникновения воздушного флота в России"
  2. Создание и открытие выставки униформы и знаков отличия военной и гражданской авиации
  3. Создание и открытие экспозиции – квартиры начальника ОВШ А. М. Кованько
  4. Освещение создания и деятельности музейно-выставочного комплекса в СМИ и сети Интернет
  5. Создание и открытие выставки натурных экспонатов и авиатехники (самолетов, летательных аппаратов, демонстрационных интерактивных стендов авиаоборудования)

Обоснование социальной значимости

Воздухоплавание и авиация – жизненно важные сферы деятельности человека. Мечтая подняться в небо и летать, словно птицы, человек не просто грезил, а искал решения важнейших практических проблем. Развитие воздухоплавания и авиации невозможно без изучения их истории. Но история возникновения и развития воздухоплавания в России недостаточно освещена: в Санкт-Петербурге нет музейно-выставочного комплекса, посвященного истории возникновения и развития как военной, так и гражданской авиации, несмотря на то, что Санкт-Петербург - историческая колыбель русского воздушного флота. В России немного - 12 - авиационных музеев, не все из них - комплексные, большинство - военные.
Реализация проекта обеспечит поддержание интереса людей к авиации и воздухоплаванию как через изучение их истории, так и через распространение сведений о нынешнем состоянии и будущем авиации и воздухоплавания.
Музей истории авиации и воздухоплавания станет социальным институтом, поддерживающим актуальность вопросов развития авиации в обществе. Посещая музей, люди получат возможность не только культурно провести досуг и расширить кругозор, но и определиться с выбором профессии, получить представление о состоянии авиационной и воздухоплавательной науки и техники, испытать гордость за достижения соотечественников – авиаторов-первопроходцев, авиаконструкторов, прославленных пилотов и героев неба.
Социальная значимость проекта заключается и в появлении еще одного, особенного, культурно-исторического объекта. Музей истории воздухоплавания и авиации станет культурно-историческим комплексом, который обеспечит сохранение памяти о важнейших событиях в истории России, и сохранение самого историко-мемориального комплекса ОВШ.
Реализация проекта обеспечит также выявление и сохранение редких образцов и экспонатов воздухоплавания и авиации, позволит совершенствовать методы и способы реставрации образцов авиационной техники, представляющих особую историческую ценность, создаст дополнительные рабочие места специалистам узких отраслей и областей знаний.
Проект нацелен и на проведение патриотической работы, укрепление национального самосознания, любви к Родине, воспитание чувства долга, ответственности, добросовестного отношения к людям и обществу, бережного отношения к культурным и историческим ценностям.
В течение всего времени реализации проекта посещение музейно-выставочного комплекса для всех категорий граждан будет бесплатным.

География проекта

Санкт-Петербург

Целевые группы

  1. Ветераны
  2. Дети и подростки
  3. Молодежь и студенты
  4. Пенсионеры
  5. Жители и гости Санкт-Петербурга
  6. туристы
  7. работники гражданской авиации
  8. военнослужащие
  9. все группы населения старше 6 лет



Top