Музейные корабли. «Миссури» и другие самые известные корабли-музеи


Сегодня в мире есть немало кораблей-памятников, и «память» у каждого из них своя. Вот и у японцев есть корабль-памятник, который самым тесным образом связан с именем конкретного адмирала и конкретного сражения. Это броненосец начала ХХ века, флагман японского флота, ну а сегодня корабль-музей. Назвали этот корабль в честь горы в префектуре Нара. Заказан он был в 1898 году, строился в Англии на верфи фирмы «Виккерс». Спущен на воду в 1900 году, а в строй действующих кораблей он вступил в 1902-ом. Наверное уже все поняли, что речь пойдет о броненосце «Микаса» - флагмане адмирала Того в историческом Цусимском сражении.

Броненосцы «Микаса» и «Сикисима». Картина пензенского художника мариниста А.Заикина.

Начнем с того, для каких целей создавался этот корабль. Когда в 1895 году Япония разгромила аграрный и отсталый Китай, для мирового сообщества это стало событием. Однако японцам эта победа особого удовлетворения не принесла, и вот почему. Добить Китай не позволяла Россия. Ведь именно из-за давления со стороны Российский империи Япония так и не смогла аннексировать Маньчжурию, и отдать захваченный Люйшунь (Порт-Артур). Поэтому было решено, что с Россией придется воевать, а для этого нужен был флот из кораблей, превосходящих российские. Поэтому уже в 1895 году японцы принимают десятилетнюю судостроительную программу и начинают один за другим строить боевые корабли. Разумеется, выбрали они для этого Британию, и броненосец «Микаса» строился именно там. Проектировал его инженер Д. Макроу. С. Англичане -большие рационалисты, поэтому ничего особо нового он придумывать не стали, а решили взять за основу проект броненосца «Канопус», потомком которого и стал «Микаса». Заложили корабль на стапеле компании «Виккерс» в городе Барроу. О стоимости корабля точные данные отсутствуют, но можно считать, что она была не меньше одного миллиона фунтов стерлингов или четырех миллионов долларов. В итоге броненосец «Микаса» оказался классическим представителем британской школы боевого судостроения, но с национальным, так сказать, уклоном.


Спуск броненосца на воду.

Корпус собирался из высокосортной кораблестроительной стали и имел поперечную систему набора корпуса. Схема – однопалубная, с незначительным завалом носовых шпангоутов, но завал по миделю и в кормовой части был заметно выражен. Корпус был поделен на множество отсеков и имел много водонепроницаемых переборок, что повышало его защищенность от торпед. К числу особенностей броненосца относили наличие двойного борта и двойного дна. Бронирование борта доходило до уровня броневой палубы.


«Микаса» вскоре после вступления в строй.

В лучших традициях эпохи «после Лиссы» броненосец имел в носу таран и обладал заметной седловатостью, то есть имел прогиб верхней палубы. Для стабилизации корабля во время качки на днище были установлены боковые кили. К этому времени английские судостроители разработали состав Hartman Rahtien для покрытия подводной части корпуса, который предотвращал ее обрастание ракушками и повышал скорость хода.


«Микаса» в феврале 1905 года.

Полное водоизмещение корабля составляло более 16000 тонн, а его максимальная длина – 132 метра при средней ширине корпуса в 24 метра и осадке восемь метров. От всех других броненосцев английской постройки «Микаса» отличался заметно меньшим расстоянием между барбетами его 305-мм орудий. В результате дизайн верхней части корабля, то есть его надстроек, стал более компактным, но из-за этого конструкторского решения сделало размещение 152-мм орудий среднего калибра в отдельных казематах невозможным, вернее таковых на нем на верхней палубе поставили всего четыре, для четырех орудий.

«Микаса»: схема расположения артиллерии и бронирования.

Первый броневой пояс шириной около 2,5 м шел по ватерлинии, возвышаясь над ней примерно на 70 см. Максимальная его толщина достигала 229 мм, но в районе подводной части она постепенно уменьшалась до 127 мм, а в оконечностях составляла 127-102 мм. В районе цитадели шел второй пояс из 152-мм брони, доходивший до батарейной палубы, а выше него располагался еще и третий, тоже 152-миллиметровый, с прорезанными в нем орудийными портами, защищавший батарею из 10 шестидюймовых орудий, между которыми были устроены броневые переборки, отделявшие одно орудие от другого. Так у японцев в руках оказался корабль, имевший на борту 14 152-мм пушек, рассредоточенных таким образом, что на каждый борт приходилось по 7 орудий. Это было на две пушки больше, чем имели новейшие русские броненосцы типа «Бородино», у которых 12 орудий находились в двухорудийных вращающихся башнях. Данное решение было вполне, и даже более современным, чем традиционно британское размещение орудий в казематах, но в случае повреждения башни (даже если она всего лишь перекосилась на катках из-за разрыва или удара снаряда) из строя выходили сразу две пушки, а вот у японского корабля их нужно было «отстреливать» по одной! «Противоминный калибр» корабля состоял из 20 орудий 76-мм, расположенных в носу, в корме и в центральной батарее, находившейся над броневой палубой.


Полубронебойный снаряд к 12-дюймовому орудию британского производства. Особенностью таких снарядов было их снаряжение лиддитом – очень мощной взрывчаткой на основе пикриновой кислоты. Чтобы повысить безопасность обращения с такими снарядами, заряд пикриновой кислоты обертывали в бумагу и помещали в контейнер из латунной или медной фольги.

Барбеты, а не башни, главного калибра (в этом английские корабли также отличались от российских) и боевую рубку корабля защищала 356 мм броня. Траверзы верхней палубу имели рациональные углы, поэтому конструкторы поставили сюда броневые листы толщиной 152 мм и этим существенно облегчили этот корабль. Все орудийные установки по бортам прикрывали броневые листы в 152 мм, то есть в районе цитадели корабля был забронирован практически весь борт до главной палубы. Верхняя палуба была бронирована 25 мм броней. Нижняя палуба (внутри самой орудийной цитадели) бронировалась 51 мм листами (при этом ее скосы в сторону борта имели толщину 76 мм). Толщина брони карапасной палубы составляла 76 мм. Для рубки использовалась броня разработки фирмы «Крупп» толщиной 356 мм, но вот кормовую рубку защитили слабее. Там броня была всего 76 мм. Причем именно «Микаса» стал первым японским кораблем, для бронирования которого была применена именно крупповская броня. До этого англичане использовали гарвеевскую броню, но германская оказалась лучше на 16-20%. О том, какое значение имело повышение качества брони при уменьшении ее веса, говорит такой показатель, как вес брони на корабле. На «Микасе» ее вес достигал 4091 тонн, то есть фактически 30% от его водоизмещения.


«Микаса» - корабль-музей в Йокосуке.

При конструировании корабля была выбрана двухвинтовая схема. «Сердцем» «Микасы» стали три трехцилиндровые паровые машины «тройного расширения» фирмы «Виккерс», пар для которых вырабатывали 25 котлов водотрубных системы Бельвиля, выдерживающих максимальное давление пара 21 кг/см². Тягу в котлах обеспечивали две дымовые трубы диаметром более четырех метров каждая! Общая мощность силовой установки корабля равнялась 16000 л/с, что давало ему возможность развить максимальную скорость 18 узлов. При этом дальность его плавания экономическим ходом в 10 узлов составляла 4600 миль.


Памятник адмиралу Того перед его кораблем-флагманом.


Вот таким он был, если посмотреть на него вблизи.

Запасы угля хранились в двух огромных бункерах, располагавшихся по периметру обоих бортов, параллельно котельным отделениям. Обычно в них загружали 700 тонн угля, но корабль мог принять и больше - 1,5 тыс. тонн. В целом мореходность корабля была довольно-таки высокой, однако он имел неприятную склонность зарываться в волну, что приводило к падению скорости. Относительно низкое расположение артиллерии среднего калибра затрудняло ее использование в свежую погоду.


Возле корабля-мемориала всегда людно. Японцы любят посещать «интересные места» и группами, и семьями, и поодиночке.


То, что корабль зарыт в землю, очень удобно. Рядом с ним можно посидеть, дотронуться до его бортов, а то даже и велосипед прислонить – пусть постоит, подождет хозяина.

Корабль был обеспечен радиосвязью - аппаратами итальянской компании «Маркони» с дальностью действия в 180 морских миль. Экипаж корабля составлял 830 человек.


Среди недостатков корабля специалисты отмечали слишком уж низкое по отношению к поверхности воды расположение большинства 152-мм орудий. Вот если бы они находились на месте 76-мм, то проблем с ведением огня в свежую погоду не было бы никаких!

Боевое крещение корабль получил у стен Порт-Артура 26 января 1904 года, когда японская эскадра предприняла внезапное нападение на русские корабли, стоявшие на внешнем рейде, а затем уже 9 февраля «Микаса» во главе эскадры из восьми броненосцев подошел к Порт-Артуру и вступил в сражение с русским флотом, который поддерживали огнем береговые батареи. Уже в 11.16 в «Микасу» попал 254-мм снаряд, после чего последовало еще одно попадание. Наибольшую опасность в этом бою для японских кораблей представлял точный огонь береговых батарей, поэтому адмирал Того поспешил вывести свои корабли из боя. Затем «Микаса» участвовал в бою с русскими кораблями при попытке их прорыва из Порт-Артура во Владивосток, по итогам которых боекомплект на борту корабля решили увеличить.


Якорь и носовая орудийная установка 305-мм орудий.


Барбетная установка орудий главного калибра, прикрытая сверху броневой коробкой.


А вот это снаряд не с «Микасы», а с линкора «Ямато», калибра 457-мм.

В бою в Цусимском проливе «Микаса» получил около 40 попаданий, большая часть которых пришлась на 305-мм снаряды. При этом больше всего пострадало третье казематное 152-мм орудие. Сначала в крышу его каземата попал 305-мм снаряд, от взрыва которого погибло около девяти человек и просто чудом не детонировал находившийся тут же боекомплект. Два часа спустя в это же место (!) попал еще и 152-мм снаряд. Но по счастливой случайности взрыва и в этот раз удалось избежать. Затем от попаданий снарядов вышло из строя несколько орудий, а броневые плиты корпуса в нескольких местах начали расходиться. Происходили разрывы снарядов в каналах стволов орудий главного калибра, что привело к выходу орудий из строя. Тем не менее, несмотря на все свои повреждения корабль смог остаться в строю, сохранял ход и управляемость, и вел бой до последнего момента. По данным японских источников, броненосец в этом бою потерял 18 человек, а ранено было 105 членов экипажа.


28 ноября 1947 года, идет демонтаж главного калибра.

Зато в ночь с 11 на 12 сентября во время стоянки на базе в Сасебо на корабле от невыясненных причин сдетонировала часть боезапаса в корме и броненосец быстро затонул на глубине в 11 метров, то есть, по счастью, не очень глубоко. На корабле погибли 256 матросов, еще 343 человека получили ранения, многие из которых также оказались смертельными. В корпусе образовалось огромное отверстие, которое позже заделали, так что через 11 месяцев корабль снова вступил в строй, но окончательно последствия этого взрыва были устранены только лишь два года спустя. Во время Первой Мировой войны корабль нес патрульную службу у побережья Японии, принимал участие в интервенции против Советской России и смог даже постоять на рейде бухты Владивостока. В сентябре 1921 года он налетел на камни у острова Аскольд вблизи Владивостока и вновь получил серьезные повреждения, после чего в 1923 году из состава флота его исключили.


В 1948 году корабль выглядел вот так!

В 1926 году «Микасу» превратили в корабль-музей: вырыли для этого огромный котлован в порту города Йокосуке, ввели в него броненосец и… засыпали его землей по самую ватерлинию. В годы Второй мировой войны американцы, не разглядев сверху, что за корабль находится внизу, сбросили на него несколько бомб. Затем его лишили статуса мемориала и в 1948 году превратили в танцевальный зал, для чего сняли с него башни и надстройку, соорудили на их месте длинный ангар. Так в Йокосуке появился новый Дом культуры «Микаса», названный так в честь горы из провинции Нара, то есть его боевое прошлое было перечеркнуто полностью.


Контр-адмирал Кемп Толли высаживает пальму в честь адмирала Нимица в парке возле «Микасы» во время торжеств по случаю открытия мемориала 2 июня 1961 года.

Поговаривают, что Советский Союз в это время несколько раз выступал с требованием полностью уничтожить бывший флагман адмирала Того. Но тут у «Микасы» неожиданно появился могущественный защитник и не кто-нибудь из местных, а Честер Уильям Нимиц, адмирал флота США и Главнокомандующий Тихоокеанского Флота и Прилегающих Территорий в годы войны, принимавший капитуляцию Японии в качестве представителя американской стороны.


Церемония открытия Мемориала «Микаса» 27 мая 1961 года. На первом плане представители от США контр-адмирал Кемп Толли с супругой.

Он предложил восстановить «Микаса» в качестве памятника, а поскольку стоило это недешево, подарил фонду восстановления музея списанный американский танкодесантный корабль, который японцы продали на металлолом и таким образом собрали треть нужной суммы.


Старый корабль готов выйти в море!

Ремонт старого корабля начался в 1959 году, а уже в начале 1961-ого «Микаса», от которого к этому времени остался один только корпус, был фактически отстроен заново. Правда, многие из утраченных элементов пришлось заменить муляжами, но все же это было лучше, чем ничего. Открыт для посещений он был 27 мая 1961 года, и день этот был выбран явно неслучайно! 76-летний адмирал Нимиц прибыть на церемонию не смог, но делегация от США, разумеется, приехала.


Модель броненосца «Микаса» в масштабе 1:200.

Вот так, благодаря стечению всех этих случайных обстоятельств броненосец «Микаса» дожил до сегодняшнего времени и его можно посетить и осмотреть. Специалисты считают, что он не является идеалом реконструкции, но, тем не менее, на сегодня это единственный сохранившийся хотя бы как-то броненосец, построенный на рубеже веков. Впрочем, издали он выглядит так, как если бы стоял у причальной стенки, готовый к походу. В Японии этот корабль-памятник очень популярен. А его сборную модель из бумаги или пластмассы вам предложит практически любой сувенирный магазин.

Часть Первая.
Парус.

Солнечная ладья — исключительно хорошо сохранившееся полноразмерное гребное судно запечатанное в тайнике у подножия пирамиды Хеопса около 4,5 тыс. лет тому назад (около 2500 г. до н. э.).
В мае 1955 г. во время уборки территории у пирамиды обнаружены 2 герметически закрытых котлована треугольной формы. Сверху на них были положены 40 известняковых плит. После того как были подняты крайние северные плиты, на которых был изображен картуш фараона Джедефра — сына Хеопса, в котловане нашли большую деревянную ладью, разобранную на 1224 детали.

Процесс сборки продолжался 10 лет, применялись только деревянные колья и канты, никаких гвоздей и металлических приспособлений. Собранную ладью поместили в специальный ангар — Музей Солнечной Ладьи, недалеко от её места погребения.

_____

«Олимпия» (греч. Ολυμπιάς)— современная реконструкция древнегреческой триремы. Корабль принадлежит Военно-морским силам Греции. «Олимпия» экспонируется в сухом доке как корабль-музей.

Корабль был построен в 1985—1987 годах на судоверфи в Пирее на средства ВМС Греции и британского мецената банкира Фрэнка Уэлша (Frank Welsh).
Ходовые испытания триремы проводились в 1987, 1990, 1992 и 1994 годах. Наиболее информативными с научной точки зрения были испытания 1987 года, в ходе которых были установлены ходовые характеристики корабля. Команде гребцов, состоявших из 170 добровольцев, удалось разогнать корабль до девяти узлов (17 км/ч).

В 1993 году «Олимпия» была перевезена в Великобританию для участия в торжествах, приуроченных к 2500 летию с возникновения демократии. В 2004 году доставила в Пирей Олимпийский огонь.
С тех пор «Олимпия» размещается в сухом доке в афинском пригороде Фалер.
______

Ва́за (также Ва́са, швед. Vasa)— шведский боевой корабль, спущенный на воду летом 1628 года. Своё название корабль получил в честь царствовавшей в то время династии шведских королей Ваза. Будучи одним из самых крупных и дорогостоящих боевых кораблей шведского флота, «Ваза» должен был стать его флагманом, однако из-за конструктивных ошибок корабль опрокинулся и затонул в своём первом плавании 10 августа 1628 года.

В 1961 году корабль был поднят, законсервирован и ныне экспонируется в специально построенном для него музеe .«Ваза» — единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала XVII века.

_______________________________________________________________________________

Сан-Хуан-Батиста(исп. San Juan Bautista)
Исиномаки (Япония)
Галеон 1613г.
Первый японский корабль по типу европейских, реконструкция продолжается.

Судно пересекло Тихий океан в 1614.Он был на испанским галеоном, известным в Японии как Nanban-Сен. Корабль был построен для японской делегации ко двору Папы римского, а так же для испанского монаха Луиса Сотело.
Реконструировано судно в 1993 году в Японии фирма DomeDate.
Точных чертежей не сохранилось, но архивах были указаны основные параметры судна, и сохранились так же некоторые изображения судна. Сейчас судно является частью тематического парка Ишиномаки.

__________________________________________________________________________________

Корабль Амстердам Голландской Ост-Индской компании, современная реконструкция.
Корабль построен энтузиастами в 90-ые годы прошлого столетия.
Во-первых, она сделана из других материалов (дуб заменен тропическим деревом), во-вторых, шканцы (кватердек) и каюта капитана сделаны более удобно, чем это было в 18-ом веке, но из-за этого пострадало удобство нижних палуб так, что из каюты капитана теперь можно попасть в женский туалет.

На судне иногда проходят выступления молодежного театра, актеры которого, на нидерландском =(распевает старые морские песни, играют музыкальные мини-спектакли о радостях и тяготах жизни моряков на судах ост-индской компании.

__________________________________________________________________________________
HMS Victory — Her Majesty Ship Victory.

Принимал участие во многих морских боях и в том числе в Трафальгарском сражении во время которого на его борту был смертельно ранен Нельсон.

После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте.

В настоящее время корабль приведён в то состояние в котором он был во время Трафальгарского сражения и превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.

USS Constitution (Конститьюшн)

Второй (после английского линейного корабля «Виктория», переоборудованного в музей) из самых старых парусных кораблей в мире. Всё ещё числится в боевом составе американского флота.

Известен как «Old Ironsides» («Железнобокий старина»). Это прозвище было дано кораблю после того, как во время Англо-американской войны 1812—1814 гг. было отмечено, что ядра британского корабля HMS Guerriere отскакивали от его бортов, которые был сделаны из дуба виргинского (англ. Quercus virginiana)

Спущен на воду 21 октября 1797 года. 23 июля 1798 года совершил первое путешествие, в 1798—1800 годах участвовал в «Квази-войне» США и Франции, триполийской войне, англо-американской войне 1812—1814 годов. В 1830 году корабль, 31-летний возраст которого был весьма почтенным для того времени, чуть было не отправили на слом. Однако, опубликованная в это же время посвящённая кораблю поэма «Old Ironsides», имела большой успех у граждан, настоявших на сохранении фрегата. Вместо слома корабль прошёл первый из своих многочисленных восстановительных ремонтов. Во время американской гражданской войны «Конститьюшн» служил учебным кораблём, его вооружение было уменьшено до 16 орудий и он был переклассифицирован в корабль 2-го ранга. В 1878 году «Конститьюшн» принял участие во Всемирной выставке в Париже.

В 1900 году Конгресс утвердил проект сохранения «Конститьюшн» в качестве музейного корабля, однако финансирование из госбюджета предусмотрено не было. В 1905 году было предложено вывести корабль в море и использовать в качестве мишени для артиллерийских стрельб, однако поднявшаяся волна протеста привела к тому, что в 1906 году из бюджета было выделено $100 000 на содержание и текущий ремонт корабля, а в 1907 году он был открыт для посещения.

Последний раз «Конститьюшн» проходил ремонт в 1995 году. В 1997 году в честь празднования 200-й годовщины своей постройки фрегат совершил выход в море под парусами. До этого корабль не выходил в море примерно 116 лет.

В настоящее время находится в гавани города Бостон, штат Массачусетс, по нему проводятся экскурсии.
_______________________________________________________________________________________

Тринкомали (англ. HMS Trincomalee)
Хартпул (Великобритания)
Фрегат 1817г.
Фрегат, в последующем учебное судно британского военно-морского флота в период с 1817 по 1897 год.
_______________________________________________________________________________________

Корабль — музей "Prins Willem"
Голландия Den Helder
К сожалению корабль-музей (копия оригинального корабля " Принц Вильям ") построенный в 1984 г сгорел.
Он был самой большой достопримечательностью небольшого городка, .
Вероятно, из-за короткого замыкания, огонь очень быстро охватил корабль и пожарные не успели потушить его.

Оригинал "Принс Вилльям" (построен в 1650 г) был так же несчастлив и всего после 12 лет плавания умудрился затонуть недалеко от Мадакагскара, унеся с собой на дно 250 человек.
_______________________________________________________________________________________

«Ка́тти Сарк» (англ. «Cutty Sark») — один из наиболее известных и единственный сохранившийся на данный момент чайный клипер. Был построен в 1869 году.
В настоящее время находится в сухом доке в Гринвиче (Великобритания).

и в данный момент находится на реставрации.
_______________________________________________________________________________________

Уорриор (англ. Warrior)
Портсмут (Великобритания)
Броненосец 1860г.
Первый в мире цельнометаллический броненосец.
_______________________________________________________________________________________

Фрам (норв. Fram, «Вперёд») — знаменитый корабль, на котором с 1893 по 1912 годы осуществлялись три норвежские экспедиции к Северному и Южному полюсам. Название корабля в переводе с норвежского означает Вперед. Был специально построен как экспедиционное судно.
От самой постройки является государственной собственностью.
_______________________________________________________________________________________

Суомен Йоутсен (фин. Suomen Joutsen)
Турку (Финляндия)
Трехмачтовый барк 1902г.
Парусник построен в Нанте

_________________________________________________________________________________

Померн (нем. Pommern)
Марианхамина, Аландские острова (Финляндия)
Четырехмачтовый барк 1903г.
Один из последних торговых парусников
_______________________________________________________________________________

Пассат(нем. Passat)
Любек (Германия)
Четырехмачтовый барк 1911г.
Один из последних торговых парусников, позже учебный парусник

_______________________________________________________________________________

Этим кораблям уже никогда не покинуть свое пристанище, так как теперь они являются музеями!
1. Линкор «Миссури», Перл-Харбор, США

На Гавайях, в тихой гавани на территории военно-морской базы США в Тихом океане, на вечной стоянке находится линкор «Миссури», который связан с последним днем кровопролитнейшей войны в истории человечества. Ко дню ее окончания, 2 сентября 1945 года, «Миссури» был почти новым суперсовременным линкором, спущенным на воду в 1944 году. После того, как на борту «Миссури» была юридически окончена Вторая мировая война, этот корабль еще много десятилетий служил армии США. Последний залп орудия линкора сделали в 1991 году в Персидском заливе. А с 1993 года «Миссури» продолжает свою службу в качестве музея, посещение которого является гордостью каждого военного моряка армии США.
2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне. Это судно впоследствии стало музеем, как и некоторые другие корабли, оставившие свой след в истории.

2. Крейсер «Белфаст», Лондон, Великобритания

Этот британский легкий крейсер типа «Таун», названный в честь столицы Северной Ирландии, тоже отважно сражался с врагом в годы Второй мировой войны. Сейчас «Белфаст» занимает почетное место в центре Лондона около Тауэрского моста на Темзе. Интересно, что крейсер и его экипаж награждены в 2010 году Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ за проявленные во время войны мужество и героизм. Было объявлено и об участии Вооруженных Сил РФ в реставрации корабля-музея «Белфаст».

3. Ледокол «Ангара», Иркутское водохранилище, Россия

«Ангара» является самым старым ледоколом в России, он был спущен на воду в 1900 году. Предназначением его была прокладка пути для парома «Байкал», который не мог преодолеть семидесятисантиметровый лед на Байкале. Ледокол прослужил до 1975 года, до того дня, когда было решено разрезать его на металлолом. Но этому по счастливой случайности помешало то, что судно село на мель. А в 1987 году было принято решение о масштабной реставрации и превращении ледокола в музей. «Ангара» стала кораблем-музеем в 1990 году и до сих пор хранит славные страницы истории старейшего ледокола.

4. Парусник «Ваза», остров Юргорден, Швеция

«Ваза» является единственным парусным кораблем 17 века, сохранившимся до наших дней. Корабль был самым дорогостоящим и грандиозным парусником того времени, должен был стать и самым тяжеловооруженным флагманом шведского флота. Спущено на воду судно было в 1628 году, но из-за конструктивных ошибок затонуло в первом же плавании. При этом погибло около пятидесяти человек – половина находившихся на борту людей. Оказалось, «Ваза» имел слишком высокий центр тяжести и слишком узкий поперечный размер, что сделало корабль неустойчивым. Судно было поднято на поверхность лишь в прошлом веке, в 1961 году, а в 1990-м на его борту открыли музей, который стал одним из самых популярных в Швеции.

5. Крейсер «Аврора», Санкт-Петербург, Россия

Пожалуй, нет на постсоветском пространстве человека, который бы не слышал о легендарном крейсере. Более того, в СССР о нем слагались стихи и песни, крейсер «Аврора» был героем художественных и даже мультипликационных фильмов. Между тем, этот символ Великой Октябрьской революции имеет богатую и героическую историю, связанную не только с 1917 годом. Спущен на воду он был в 1900 году, в составе Второй Тихоокеанской эскадры участвовал в Цусимском сражении, затем в боевых действиях Первой Мировой войны. Славная история крейсера отражена в экспонатах музея на его борту. В 2013 году министр обороны заявил, что крейсер будет отремонтирован и приведен в рабочее состояние. Это было бы лучшим подарком для славной «Авроры».

6. Ледокол «Красин», Санкт-Петербург, Россия

Сегодня ледокол «Красин» украшает набережную Лейтенанта Шмидта. Этому величественному кораблю – музею есть о чем рассказать своим посетителям. Корабль лежал на дне, у него менялись названия, он ходил под английским флагом, спас сотни жизней. Его история отражает историю нашей страны в двадцатом веке.
Первая музейная экспозиция начала свою работу на борту «Красина» в 1995 году. Сейчас здесь ведется активная экскурсионная работа. Посетители музея могут познакомиться с историей ледокола, с морскими законами. Многое на корабле можно потрогать руками. Здесь можно познакомиться с новейшими навигационными приборами и их предшественниками, ощутить строгость корабельной жизни. Самым везучим гостям музея может встретиться привидение ледокола. Оно иногда пугает посетителей экскурсии в машинном отделении.
Еще на «Красине» есть корабельный кот – иногда экскурсантам удается его увидеть. Говорят, что подняли на борт его с проплывавшей мимо льдины несколько лет назад.

Более подробную информацию об отечественных ледоколах вы сможете узнать из книги Никиты Кузнецова «Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» издательства «Паулсен».
«Полярные конвои. Вторая Мировая война в советской Арктике» издательства «Паулсен».

Морские музеи считаются идеальным местом для сохранения морских традиций и многолетних артефактов, иногда датируемых столетиями назад. В морских музеях сохранены уникальные экспонаты кораблей и подводных лодок, представлены фотографии и очень интересные документы, одежда и приборы, картины и другие старинные предметы. В мире довольно много музеев, отображающих морскую историю тех или иных флотов, но в этой публикации я вам представлю восемь самых старых морских музеев мира.

морской музей в Роттердаме

Один из старейших морских музеев основан в 1874 году, и расположен в Роттердаме. Его основателем стал князь Генри. С тех пор в этом здании нескончаемый поток туристов - любителей морской истории и военно-морской техники, сосредоточенной в одном месте.

морской музей в Австралии

Музей Tapestry считается самым старым морским музеем в Австралии и входит в число старейших в мире. Его экспонаты являются непревзойденными сокровищами австралийского искусства, поступающих сюда на протяжении нескольких веков. Музей Tapestry музей был основан в 1872 году при поддержке правительства. Среди его предметов редкие экспонаты, найденные людьми, связавшими свою жизнь с морем. Морской музей Tapestry расположен в городе Мельбурн, и можно посетить с 10:00 до 17:00 ежедневно.

маяк-музей в США

Существуя уже более 200 лет, морской музей Montauk Point Lighthouse Museum сам является ценностью, отображая историю маяков. Сооружение было построено и открыто в 1796 году. Маяк-музей претерпел ряд изменений, но при этом сохраняет свой первоначальный вид.

В архивах маяка-музея имеется множество экспонатов, подтверждающих факт пиратских нападений, кораблекрушений и других исторических событий. Кроме того в здании расположенном недалеко от Лонг-Айленда работает отель. Музей можно посетить с 10:00 до 16:00.

морской музей в Англии

Maritime Museum Southampton один из первых морских музеев в Англии созданных в 1898 году. Данное историческое учреждение открыло свои экспонаты морского искусства, достижения науки и техники для посетителей, в 1910 году. Теперь это довольно популярное место отдыха туристов и любителей морской истории. Двери музея открыты со вторника по субботу с 10:00 до 16:00.

Музей Sandy Bay Historical Society является отдельным зданием в замке городка Rockport, штат Массачусетс и отображает важное значение судоходства в данном регионе. Сам замок построен в 1711 году, а музей морской тематики начал свою работу в 1832 году. Чтобы узнать об уникальных коллекциях морской истории Америки, сотрудники музея ждут своих посетителей с 14:00 до 17:00 со вторника по субботу и с 09:00 до 13:00 в понедельник.

морской музей в США

Этот морской музей был образован в 1936 году в здании, построенном в 1845 году. Здесь морская история отображается как нигде лучше. В настоящее время морское учреждение включает 13 зданий, каждое из которых является отдельной частью истории. Побывать в этом сооружении можно с 10:00 до 17:00 в будние дни и субботу, а в воскресный день с 12:00 до 17:00.

морской музей в Галифаксе

Морской музей Maritime Museum of Atlantic является одним из старейших морских музеев мира и старейшим в Канаде. В нем представлено более 30000 экспонатов истории канадского военного и торгового флотов, включая 70 малых судов и пароходов.


Для человека сухопутного побывать на судне – большое событие и масса впечатлений. Но еще больше позитивных эмоций и интереса вызывает визит на боевой корабль. А ведь многие россияне и не знают, что корабли-музеи можно найти там, где они живут, или совсем рядом.

Крейсер «Аврора» (Санкт-Петербург, Россия)



Пожалуй, мало найдется людей, не слышавших об «Авроре». Знаменитый бронепалубный крейсер был спущен на воду в 1900 году и после этого пережил множество событий. В составе Второй Тихоокеанской эскадры экипаж крейсера совершил поход на Дальний Восток, где участвовал в Цусимском сражении. После завершения русско-японской войны «Аврора» вернулась на Балтику, где, спустя годы, стала самым знаменитым советским кораблем. Для этого понадобился один холостой выстрел, возвестивший о начале штурма Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917 года.



Крейсер участвовал в Первой мировой войне, а затем и в Великой Отечественной. В 1945 году корабль восстановили до ходового состояния и он принял участие в съемках фильма «Крейсер «Варяг». Далее из «Авроры» сделали плавучий музей, который можно посетить и сегодня.

Ледокол «Красин» (Санкт-Петербург, Россия)



Недалеко от «Авроры» стоит еще одно историческое судно. Ледокол «Святогор» был построен в Великобритании в 1916 году специально для российской флотилии Северного Ледовитого океана. Во время интервенции стран Антанты на севере России судно было затоплено, а затем поднято и уведено в Англию. В 1920-е годы ледокол, уже переименованный в «Красин», вернулся в СССР. В 1928 году в тяжелейших навигационных условиях команде судна удалось спасти экипаж Умберто Мобиле и пароход «Монте Сервантес» с 1500 человек на борту.



В годы Великой Отечественной войны ледокол «Красин» проводил караваны Союзников через ледовые поля Арктики. Затем «Красин» прошел ремонт и теперь служит кораблем-музеем.

Ледокол «Ангара» (Иркутск, Россия)



Еще один ледокол-музей можно найти в другой части России – в Сибири. «Ангара» была построена в 1900 году из деталей машинокомплекта, выпущенного в Великобритании. Десятилетиями судно ходило по озеру Байкалу, обеспечивая навигацию парому.

В 1917-1920 годы «Ангара» неоднократно переходила из рук в руки. Как белым, так и красным требовался транспорт на Байкале.



В 1962 году пароход был исключен со службы из-за износа оборудования и, спустя время, превращен в музей.


Пароход «Святитель Николай» (Красноярск, Россия)



В другом сибирском городе, Красноярске, на реке Енисей стоит пароход-музей «Святитель Николай». Его построили в Тюмени в 1886 году по заказу купца-миллионера А.М. Сибирякова. Судно с экипажем в 12 человек много десятилетий возило пассажиров и грузы. На его борту побывал российский император Николай II, а также будущий Вождь революции В.И. Ульянов. Пожалуй, именно память о Ленине повлияла на то, что в 1970-е годы пароход «Николай» не разобрали на металл, а, напротив, восстановили.


Крейсер «Михаил Кутузов» (Новороссийск, Россия)



Крейсер «Михаил Кутузов» проекта 68-бис был построен в Николаеве и принят на вооружение в 1955 году. До 1992 года крейсер ходил в походы под флагом советского ВМФ, посетил Румынию, Югославию, Албанию, Болгарию, Египет, Сирию, Алжир. В данный момент корабль числится в резерве ВМФ и одновременно служит музеем.

Яхта «Красный вымпел» (Владивосток, Россия)



Парусно-винтовая яхта «Адмирал Завойко» была спущена на воду в 1910 году по заказу губернатора Камчатки. Судно использовалось для перевозки пассажиров и сообщений. В 1917-1923 годах оно побывало в руках большевиков, белогвардейцев, числилось в составе Дальневосточной республики. До 1950-х годов яхта, переименованная в «Красный вымпел», была гидрографическим и учебным судном.

К-21 (Североморск, Россия)



В 1941 году дизель-электрическая подводная лодка К-21 вошла в состав Северного флота СССР, а уже через год ее название знала вся страна. Именно на этом корабле под руководством Н.А. Лунина была совершена торпедная атака на немецкий линкор «Тирпиц» у берегов Норвегии. Всего за годы войны экипаж лодки заявил об уничтожении 17 единиц кораблей и другого транспорта противника.



После Великой отечественной войны лодка использовалась как тренировочная база, а затем ее превратили в музей боевой славы.



Подводные лодки СССР сегодня можно увидеть во многих городах России: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Островной, Краснодар, Калининград, Вытегра Вологодской области, Тольятти. Лодка М-296 украшает Мемориал героической обороны Одессы (Украина).

Галеон «Ваза» (Стокгольм, Швеция)



Галеон «Ваза» получил название в честь династии, правящей в Швеции. Корабль строился под пристальным присмотром короля Густава II Адольфа, который стремился сделать Швецию великой морской державой. Но проект корабля, утвержденный лично Его Величеством, оказался неудачным и уже во время первого плавания в 1628 году «Ваза» затонул.



О судне надолго забыли, пока инженер-историк не обнаружил «Вазу» в 1955 году. Благодаря соленой воде Балтийского моря, дубовый корпус галеона хорошо сохранился. Корабль подняли и поместили в музей.



Top