Музыкальная лесенка. Музыкально-дидактическая игра «Лесенка

Утро ступенька за ступенькой превращается в день. С Вами Ирина Иваськив. Музыкальные занятия для дошкольников требуют колоссальной подготовки: чуть замешкался и… внимание твоих маленьких учеников рассыпалось. Поэтому всегда искала самые-самые-самые увлекательные . А когда не находила их, то… садилась сочинять их сама.)))

Музыкальные упражнения: 3 проблемы

В Интернете музыкальных упражнений достаточно много. Но основных проблем, связанных с ними, всегда три:

1) не получается найти музыкальные упражнения, которые идеально подходили бы теме занятия (курсовой, реферата и т.п.) и/или ;

2) крайне мало или вовсе нет новых интересных упражнений (ведь старые музыкальные упражнения, какими бы они ни были хорошими, рано или поздно надоедают и детям, и учителю, а как «реанимировать» их, не каждый сообразит);

3) многие музыкальные упражнения описывают лишь правила игры или порядок действий, но каждый учитель мечтает о том, чтобы, помимо идеи, музыкальные упражнения включали бы и такую необходимую речь учителя: что говорить, показывая то или иное наглядное пособие (ведь не у всех же получается говорить просто, понятно, с увлекательными преподавательскими приёмчиками).

С учётом этих трёх проблем поделюсь с Вами частью своих конспектов: эти музыкальные упражнения сама для себя называю «Музыкальная лесенка». Эти музыкальные упражнения рассчитаны на дошкольников, их можно адаптировать под любую тему занятия, прилагаю к ним пояснения, как лучше изготовить лесенку, и речь для учителя.

Музыкальная лесенка своими руками

Изготовьте лесенку, придерживаясь указанных на рисунке размеров. Эти размеры – оптимальны: музыкальная лесенка будет не слишком маленькой (то есть она будет видна всем детям в группе) и не слишком громоздкой (то есть её легко будет положить в пакет вместе с музыкальными учебниками и нотными тетрадями).

Если Вы не планируете носить лесенку туда-сюда, сделайте её объёмной. Мне мою лесенку нужно было возить на репетиции с собой, поэтому я попросила сделать её плоской.

Лучший материал для изготовления лесенки – фанера. Подойдёт и плотный картон (можно использовать картон с больших упаковочных коробок), но если с такой лесенкой попасть под дождь – сами понимаете, долго она не прослужит.

Лучше сделать её один раз, но качественно, так, чтобы она прослужила многие годы.

Вырезанную из фанеры лесенку попросите тщательно зашкурить, и лишь потом покрасьте её несмываемой краской (чтобы лесенку можно было мыть). Цвета лучше использовать яркие – чтобы лесенка всегда привлекала внимание детей. У меня она – оранжевая.

О чём важно помнить в работе с малышами

Музыкальный диапазон дошкольников невелик – всего 5 рабочих нот . Даже если Вы используете песню, диапазон которой больше 5 нот, будьте уверены, что дошкольники «упакуют» эту песню в свои доступные 5 нот, то есть крайние низкие и крайние высокие ноты будут звучать фальшиво и глухо. Поэтому советую изготовить 2 лесенки: одна – с пятью ступеньками, другая – с восемью. Для трёхлеток и четырёхлеток используйте первую лесенку, для дошкольников постарше – вторую.

Не советую на занятие с трёхлетками брать лесенку с 8 ступеньками и использовать только 5 из них – лишние ступеньки будут постоянно отвлекать любопытных малышей и уводить занятие то вправо, то влево (в результате и основной материал плохо запомнится, и продолжительность занятия увеличится).

Вот этот рабочий диапазон дошкольников находится в середине 1-й октавы : от ноты Ре до ноты Ля. Поэтому, работая с 5-ступенчатой музыкальной лесенкой, используйте музыкальные упражнения в Ddur , то есть:

  • 1-я ступенька лесенки должна звучать как Ре 1-й октавы
  • 2-я ступенька – Ми 1-й октавы
  • 3-я ступенька – Фа# 1-й октавы
  • 4-я ступенька – Соль 1-й октавы
  • 5-я ступенька – Ля 1-й октавы

Советую при использовании лесенки с 5 ступенями не называть названия нот (до, ре, ми и т.д.), а использовать слово ТОП (топать). Названия нот советую вводить позже, когда Вы перейдёте на освоение 8-ступенчатой лесенки (ты подрос и лесенка подросла). Для лучшего запоминания нот можно наклеить на ступеньках и названия нот, записанные буквами, и рисунки слов, которые начинаются с нот:

  • До домик
  • Ре репка
  • Ми мишка
  • Фа фартук
  • Соль солнышко
  • Ля лягушка
  • Си синичка

Но не стоит клеить названия нот и рисунки на 5-ступенчатой лесенке – они будут очень отвлекать малышей.

Использование героев-помощников

Осваивая музыкальные упражнения с малышами, используйте какого-нибудь героя: девочку Машу, которая пришла в гости, чтобы научиться петь, Зайчика, который любит скакать по лесенке, Лунтика, который, падая с Луны, попал на музыкальное занятие, и т.п.

Героев используйте на первых занятиях, затем придумайте способ “отпустить” их, через некоторое время пусть они снова заглянут к Вам в гости. Не стоит использовать их постоянно – лучше будет, если дети будут успевать немного соскучиться по ним.

Иногда меняйте героев, на открытые или праздничные уроки приглашайте всех героев. На тех занятиях, на которых Вы работаете без героев, топая по лесенке, выразительно дотрагивайтесь ладонью к каждой ступеньке, которую пропеваете.

Сядьте на стул около пианино. Дети должны сидеть полукругом перед Вами. Пианино должно быть на расстоянии вытянутой руки сбоку от Вас – для того, чтобы Вы время от времени могли проверить себя (не съехали ли Вы в интонировании с тональности Ddur ). Поставьте себе на колени лесенку и куклу Машу, проверьте себя на пианино, улыбнитесь. Всё, Вы готовы.)))


Музыкальное занятие в Детском центре “Браво” г. Алматы

Музыкальные упражнения с текстом учителя

Знакомство с музыкальной лесенкой

  1. Смотри, что я принесла на урок. Это лесенка. Но эта лесенка – необычная. Эта лесенка – музыкальная. Вот послушай, как звучат её ступеньки (медленно пропеть вверх от Ре к Ля в Ddur, а затем вниз от Ля к Ре), используя слово “ТОП”. На этой музыкальной лесенке каждая ступенька звучит по-разному: вот самая низкая ступенька (пропеть слово ТОП на ноте Ре), вот ступенька немного выше (Ми), а вот самая высокая ступенька (Ля). Давай мы с тобой походим по этой лесенке. Сначала пойдём вверх (медленно пропеть: топ-топ-топ-топ-топ). А теперь пойдём вниз …
  2. А теперь попробуй отгадать, куда я по ступенькам пойду, вверх или вниз. Я куда захочу, туда и пойду. А тебе это нужно будет отгадать. Давай ты закроешь глаза (только не подсматривай). Послушай внимательно, куда я по ступенькам иду, вверх или вниз. (Пропеть вверх). Открывай глаза. Ну, что скажешь? Куда я по ступенькам ходила? Да, вверх! Точно! Хочешь, я ещё раз тебя проверю! Закрывай глаза, слушай! (Пропеть опять вверх). Открывай глаза. Готов ответить? Куда я по ступенькам ходила? Да, опять вверх! Какой ты внимательный!

Навыки счёта на музыкальной лесенке

  1. Слушай, а ты считать умеешь? А до какой цифры ты умеешь считать? До пяти? Аж до десяти?! А давай пройдёмся по нашей музыкальной лесенке, но на каждой ступеньке будем прыгать по 2 раза (повторить упражнение 2 раза вверх и вниз). А если на каждой ступеньке по 3 раза прыгать, сможешь? (Повторить упражнение 1 раз вверх и вниз).
  2. Да, считать ты умеешь. Ну, ладно, это просто упражнение лёгкое было. А теперь я для тебя придумала такое упражнение сложное: тебе нужно будет считать звуки с закрытыми глазами! Давай ты закроешь глаза. Послушай внимательно, сколько звуков ты слышишь: два, или, может, один, или аж три. Закрыл глаза? Слушай! (Пропеть: топ-топ на ноте Ре). Открывай глаза. Что скажешь? Сколько звуков ты услышал? Успел посчитать? Точно! Два! И ещё одна проверочка! Закрывай глаза, слушай! (Пропеть опять два звука на ноте Ре). Открывай глаза. Что скажешь? Сколько звуков прозвучало? Да, представь, опять два! Ты очень-очень внимательный! (Повторить упражнение ещё 2 раза, пропевая сначала 1, потом 3 звука на ноте Ре).

Другие музыкальные упражнения с лесенкой

  1. Ой, чего только нельзя делать на этой музыкальной лесенке. Например, я могу прыгать на одной ступеньке (пропеть: топ-топ-топ на одной ноте Ре). А, если захочу, то могу перепрыгивать с одной ступеньки на другую (пропеть: топ-топ-топ на нотах Ре-Ми-ре). Давай ты сейчас отгадаешь, на одной ступеньке я прыгаю или перепрыгиваю с одной на другую. Закрывай глаза. Слушай. А теперь открывай глаза. Что скажешь? Как тебе показалось? На одной ступеньке я прыгала или на разных? (повторить упражнение 3 раза).
  2. Вы можете ходить по лесенке быстро и медленно, весело и грустно, тихо и громко. На всякий случай скажу: не используйте все упражнения с лесенкой на одном занятии.))) Учитывая то, что дошкольники хорошо обучаются при систематическом повторении материала, описанных в этой статье упражнений хватит на полгода занятий минимум.)))

Попевки на одной ноте для музыкальной лесенки

Текст учителя: Есть много песен, которые поются на одной музыкальной ступеньке. Вот послушай:

Дождик, дождик, кап-кап-кап

Ты не капай долго так!

Хватит землю поливать –

Нам пора идти гулять!

Кап-крап-хлюп-бульк!

А ты так сможешь?

Упражнение можно пропевать поочерёдно на каждой ступеньке.

Заключение

Друзья, если статья была для Вас полезной, напишите об этом в комментарии. Если Вы копируете материалы, пожалуйста, указывайте авторство. Если есть вопросы, не стесняйтесь, задавайте!))) А ещё я подготовила текст учителя на украинском языке для тех, кто проводит занятия на украинском языке. Его можно скачать . Благословений! нашем канале в Ютубе.

От редакции. Данным материалом редакция постаралась ответить на многочисленные поисковые запросы пользователей интернета, связанные с наглядными пособиями по сольфеджио для ДМШ. Наиболее популярные в педагогической практике пособия нужны как самим педагогам, так и родителям учащихся, которых преподаватели обычно просят изготовить часть из них. Материал может быть полезен также студентам музыкальных учебных заведений, начинающим преподавать сольфеджио в секторе педагогической практики. Для удобства использования молодыми педагогами все пособия кратко описаны и прилагаются в PDF-формате для скачивания.

Е. Копий

На уроках сольфеджио большое значение в усвоении теоретического материала имеют различные наглядные пособия. С первых уроков в подготовительном классе предлагается использовать пособие «пуговки». Это два нотных стана со скрипичным и басовым ключами. На них вертикально натягиваются лески. На каждую леску надеваются по две пуговицы - белая и чёрная. В результате вверху выстраивается ряд белых пуговиц, внизу - ряд чёрных. Пуговки свободно двигаются по леске, короткие звуки обозначаются чёрным цветом, длинные звуки - белым. Это пособие сначала помогает изучать ноты, причём в обоих ключах, затем с помощью пуговок «записываются» простейшие и даже более сложные мелодии. Так как на уроке сольфеджио много форм работы, а маленькие дети плохо и медленно пишут ноты, данное пособие экономит время.

Общеизвестно, что применение пособий-карточек очень оживляет уроки сольфеджио. В подготовительном, первом и даже втором классе желательно рассказывать детям небольшие увлекательные истории, героями которых являются музыкальные термины. Очень хорошо для этой цели подходят сказки В. Кирюшина. Познакомить ребят с различными интервалами, дать им яркую эмоциональную окраску можно на примере «Сказки о глупой жирафе Октаве» и «Сказки о двух братьях Консонансе и Диссонансе». С другой стороны, никто не мешает творчески ориентированному педагогу сочинить свои сказки и предложить другой персонаж, изобразив его на карточке. С помощью сказок дети легко запоминают названия интервалов. Разумеется, педагог должен сопровождать свой рассказ музыкой. После усвоения материала дети любят играть в «интервальные дорожки», используя карточки, «загадывать» интервалы на фортепьяно, при этом ответы-карточки демонстрирует вся группа.

Пособия помогают в развитии ладового, гармонического, внутреннего слуха, способствуют чистому интонированию. Можно предложить ещё три пособия, которые используются начиная с подготовительного класса и далее в последующие годы обучения.

Первое пособие - это ЛЕСЕНКА. Лесенка предлагается в качестве пособия в учебнике для подготовительного класса М. Котляревской-Крафт. В основе её заложен релятивный способ изучения соотношения ступеней-звуков в ладу, который очень хорошо зарекомендовал себя для развития чистой интонации, помогая расширять диапазон голоса ребёнка. Предлагается сопровождать изучение лесенки ручными знаками. Первые интонационные упражнения по лесенке рекомендуется начинать с попевок и песенок на двух ступенях III-V (ВИ-ЗО), затем к данным попевкам присоединяется VI- ступень РА, только потом I ступень (Ё), даётся понятие тоники, далее - все остальные. Cтупени лесенки предлагается дифференцировать в цветовом отношении и связывать окраску лесенки со сказочными персонажами. ЛЕСЕНКА, которую мы используем, окрашена в цвета «любимые» главными героями сказки В. Кирюшина «В Стране Гармонических функций». Сказку лучше рассказывать, когда вводится ступень Ё (I) - Тоника, она по сказке В. Кирюшина - Царица страны Гармонических Функций, которая живёт в восьмиэтажном дворце, на первом этаже находится её тронный зал, а на восьмом - комната для отдыха. В сказке есть ещё один главный персонаж - Доминанта - главный министр Страны Гармонических Функций, который носит красный плащ и красную шляпу. Четвёртая ступень окрашена в жёлтый цвет, так как на этом этаже во дворце «живёт» главный повар Страны - Субдоминанта, предпочитающая в своём наряде жёлтый цвет. Остальная раскраска ступеней лесенки связана также с персонажами сказки. Таким образом, уже в подготовительном классе можно познакомить детей с названиями III ступени - Медианты, VI ступени - Субмедианты, связывая их с героями сказки и давать определённую функциональную принадлежность этих ступеней. На примере ЛЕСЕНКИ целесообразно проводить изучение строения мажорного звукоряда, а с помощью расширенной Лесенки - минорного. Предлагается петь песенки, показывая по Лесенке движение мелодии.

Второе пособие, хорошо знакомое преподавателям сольфеджио - это Болгарская Столбица. Рекомендуется главные ступени лада I, IV, V преподнести в той же цветовой гамме, что и на Лесенке, то есть использовать синий, жёлтый, красный цвет. На Столбице целесообразно стрелочками показать тяготение неустойчивых ступеней в устойчивые. Разрешение ступеней очень полезно дублировать ручными знаками в интонационных упражнениях. С помощью Столбицы удобно зафиксировать в сознании детей строение мажорного и минорного звукорядов. Даже обозначения ступеней римскими цифрами хорошо получается изучать по Столбице. По Столбице можно проводить распевки, когда в роли учителя выступает ученик, импровизировать, петь знакомые песенки, «загадывать загадки» из мелодий, таким образом развивая внутренний слух детей. С помощью Столбицы наглядно происходит знакомство учащихся с интервалами, аккордами и их более глубокое изучение в старших классах. Для изучения хроматизмов, видов минора, мажора рекомендуется с правой стороны от каждой ступени проставить диезы и бекары, а с левой стороны - бемоли и бекары.

Третье предлагаемое пособие - КЛАВИАТУРА ЗВУКОРЯДОВ. В данном пособии очень наглядно выделены главные ступени лада, причём в той же цветовой гамме, что и в Лесенке и в Столбице. Поскольку чёрные клавиши не раскрашены в нужные цвета, то ключевые знаки детям предлагается домысливать самостоятельно.


Общеизвестно, что изучать все гаммы, интервалы, аккорды важно в связи с КЛАВИАТУРОЙ ФОРТЕПИАНО. Вызывать же всех детей к инструменту на групповом уроке сольфеджио бывает часто невозможно. Поэтому, данное пособие исключительно полезно во всех классах ДМШ на уроках сольфеджио.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ, ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ.

Составитель: музыкальный руководитель Мыскина Н.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность, умение творчески мыслить, помогают детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивают певческие навыки, чувство ритма, тембровый и динамический слух.
Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность
провести его наиболее содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, восприятия музыки и музыкально-ритмических движений.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, красочно оформлены, интересны и привлекательны, такие игры вызывают желание у детей играть, петь, слушать музыку, танцевать. Музыкально-дидактические игры, развивающие восприятие музыки, с помощью классических и народных музыкальных произведений вызывают интерес ребенка к музыке, формируют эмоционально-положительное отношение к ней. Развитое слуховое восприятие положительно влияет на формирование предпосылок к занятиям различными видами музыкальной деятельности, именно поэтому необходима помощь музыкально-дидактических игр.
Музыкально-дидактические игры стимулируют певческую активность и способствуют развитию звукового взаимодействия между взрослым и ребенком. Пение взрослого благотворно влияет на мелодический слух ребенка, а чередование пения и музыки в аудиозаписи придает играм особую эмоциональную насыщенность, позволяет концентрировать внимание ребенка, дольше сохранять его интерес к музыкально-игровой деятельности.
Организуя музыкально-дидактические игры нужно предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверяешь детям, тем они сознательнее, отзывчивее, добросовестнее относятся к поручениям. Предлагаем вам некоторые музыкально-дидактические игры на развитие у детей певческих навыков, восприятия музыки и развития музыкального слуха.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕСЕНКА» (4 – 5 лет)

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.
Игровой материал: восьмиступенчатая лесенка и фигурка (животного, героя мультфильма и т.д.)
Методика организации игры:
Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках, рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. ее ступеньки
это музыкальные звуки, их можно только услышать.
Детям предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки (педагог поет песенку «Про лесенку»), сопровождая свое пение движением ладони по воображаемым ступеням.

Сту-пень-ки зву-ки вверх и-дут,
За-тем о-ни нас вниз све-дут.

Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.
Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (например, 8-ступенчатую лесенку из кубиков и фигурку, которая перемещается по ней вверх и вниз).

ИГРА «ОЗОРНОЕ ЭХО» (4 – 5 лет)

Цель: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.

Игровой материал: короткие фразы, содержащие имена детей, и слова, определяющие настроение.

Методика организации игры:
Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с мячиком-эхом. Бросая мячик-эхо кому-либо из играющих, педагог пропевает его имя или слово-настроение. Ребенок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу, пропетую педагогом.
Можно использовать как обычную, так и ласкательную форму имени, усложняя фразы и таким образом развивая музыкальный слух ребенка
(Таня – Танечка, Лена – Леночка).

ИГРА «КОЛОКОЛЬЦЫ-БУБЕНЦЫ» (5 – 7 лет)

Цель: развитие вокального тембрового слуха.
Игровой материал: песенка «Колокольцы-бубенцы», колокольчик.
Методика организации игры:
Дети, взявшись за руки, водят хоровод по кругу, исполняя песенку «Колокольцы-бубенцы». В центре круга стоит ребенок с завязанными глазами. Четвертую фразу песенки исполняет ребенок, которому педагог вручает колокольчик. Ребенок, стоящий в центре круга должен узнать поющего по голосу. Если узнавание происходит, поющий ребенок, звеня колокольчиком, перемещается внутри круга, а водящий с завязанными глазами пытается его поймать, идя на звон колокольчика. В конце этого этапа игры поющий ребенок становится водящим. Если узнавание не происходит, игра повторяется с новым солистом.
Не следует добиваться того, чтобы водящий ребенок непременно поймал поющего, так как основной победой в игре является узнавание солиста по голосу, а продолжение игры лишь усиливает удовольствие играющих.

Песенка «Колокольцы-бубенцы»
Колокольцы-бубенцы
Раззвонились удальцы,
Дили-дили-дили-дон -
Угадай, откуда звон.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОМИК» (5 – 7 лет)

Цель: развитие инструментального тембрового слуха.
Игровой материал: «музыкальный домик» - ширма и различные музыкальные инструменты, окружающие детей в повседневной жизни детского сада.
Методика организации игры:
Педагог устанавливает домик-ширму и объясняет детям, что это необыкновенный домик, в котором живут различные музыкальные инструменты. «Поскольку эти инструменты ваши хорошие знакомые, вы можете узнать их по звучанию», - говорит педагог. Поочередно педагог извлекает звуки из различных инструментов. Дети должны узнать их.
Основным условием игры является внимательное сосредоточенное слушание звучащего инструмента, абсолютно исключающее разговоры, выкрикивания, обсуждения, педагог сам решает, кто ответит на вопрос.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО» (5 – 7 лет)

Цель: закрепление работы над развитием вокального и инструментального тембрового слуха.
Игровой материал: аудиозапись со звучанием вокальных (мужских, женских, детских) и инструментальных (инструменты симфонического и народного оркестров) тембров, большие карточки, являющиеся основным полем лото и разделенные на сектора; маленькие карточки, соответствующие каждому сектору.
Методика организации игры:
Данная игра является продолжением предварительных бесед с детьми о звучании различных тембров. Звучит аудиозапись с ярко выраженным тембром того или иного инструмента или голоса. Дети выбирают соответствующую этому звучанию маленькую карточку и накрывают ею определенный сектор на основном поле лото.
Звучание музыкальных фрагментов должно длиться не более 30 секунд.
Игра предполагает сосредоточение на процессе узнавания различных тембров. Комплект карточек должен быть у каждого ребенка.

ИГРА «ТИХО-ГРОМКО» (4 – 5 лет)

Цель: развитие динамического слуха.

Игровой материал: песня Е. Тиличеевой «Тише-громче в бубен бей»
(сб. «Музыка в детском саду». М.: Музыка, 1982. Вып.1), бубен.

Методика организации игры:
Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с бубном в руках. Педагог исполняет песню Е. Тиличеевой «Тише-громче в бубен бей» с использованием бубна для контрастной характеристики образов грома и ручейка. В процессе исполнения песни в определенных смысловых моментах педагог подключает детей к изображению этого контраста на бубне. Усложнять игру можно, предлагая детям самим исполнять песню, т.е. выбирать на роль водящего ребенка.
Очень важно, чтобы дети органично сочетали изображаемое с пением водящего. Пение водящего должно быть ярким, выразительным, но при этом не крикливым и не форсированным.

ИГРА «ИГРА С ПЛАТОЧКАМИ» (4 – 5 лет)

Цель: развитие у детей реакции на смену динамических оттенков.

Игровой материал: аудиозапись вариаций В.А.Моцарта из оперы «Волшебная флейта».

Методика организации игры:
Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в руках у них цветные платочки. Под громкое звучание музыки дети машут платочками над головой, под тихое – прячут платочки за спину.
Невнимательные к смене динамики - громкости звучания дети выбывают из игры. Педагог решает в зависимости от ситуации, сколько туров игры ребенок пропускает, при этом он должен утешить ребенка и дать ему надежду на победу в следующий раз.

ИГРА «КОЛОБОК» (4 – 5 лет)

Цель: развитие динамического слуха в сочетании с чистотой интонирования в пении.
Игровой материал: любая знакомая песня, которую можно петь без музыкального сопровождения, игровое поле, молоточек и несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник и елку.
Методика организации игры:
Педагог расставляет фигурки на игровом поле в любом порядке. Дети рассматривают фигурки и выбирают вместе с педагогом водящего. Водящий выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих.
Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут «колобок» и зовут водящего:
Укатился колобок, колобок – румяный бок,
Как же нам его найти, к деду с бабкой привести?

Ну-ка, Лена, по дорожке походи, походи,
И по песенке веселой колобочек отыщи.

Дети поют знакомую песенку, а водящий в это время берет молоточек и водит им по игровому полю от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, дети поют тихо, если близко – громко.
Во время исполнения песни педагог следит за тем, чтобы дети чисто интонировали, пели ласково, выразительно, не форсировали звук.

ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД» (5 – 7 лет)

Цель: развитие звуковысотного и тембрового слуха.

Игровой материал: набор детских музыкальных инструментов и озвученных игрушек, вырезанный из картона силуэт поезда с несколькими пустыми окошечками, карточки с нарисованными на них музыкальными инструментами (по размеру окошечек). Инструменты располагаются за ширмой.

Методика организации игры:
Педагог обращает внимание играющих на красочный поезд, в котором едут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон веселого поезда. Педагог исполняет знакомую мелодию поочередно на разных музыкальных инструментах. Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками, на которых изображены инструменты, и выбирает нужную ему, ею он закрывает пустое окошко
поезда. Затем задание выполняет другой ребенок и т.д., пока не закроются все окошки вагончиков.
Чтобы картинки с изображением инструментов хорошо держались на окошках поезда рекомендуем использовать двусторонний скотч.

ИГРА «ГДЕ МОИ ДЕТКИ?» (3 – 5 лет)

Цель: развитие певческих навыков и звуковысотного слуха у детей.

Игровой материал: маленькиекарточки с изображением гусят, утят, цыплят, большие карточки с изображением гуся, утки, курицы.

Методика организации игры:
Дети сидят полукругом, у каждого в руках одна карточка с изображением или гусят, или утят, или цыплят. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами и утка с утятами. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь и все спрятались, мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает карточку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!
(поет на нотах «ре» и «фа» первой октавы)

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают:
«Кря-кря, мы здесь!» (поют на звуке «ля» первой октавы)

Педагог забирает у детей карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят! Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей:
«Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко-ко! (поет на нотах «ре» и «фа» первой октавы). Цыплята отвечают: «Ко-ко-ко, мы здесь!» (поют на звуке «ля» первой октавы).
Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

ИГРА «ЖИЛИ-БЫЛИ ЗВУКИ» (5 – 7 лет)

Цель: развитие музыкального слуха у детей, знакомство с основами музыкальной грамоты (высота звука, длительность, музыкальные интервалы, аккорды).
Игровой материал: маленькие карточки с изображением нот.
Методика организации игры:
Суть игры состоит в том, что каждый звук как бы становится отдельным существом, которое умеет разговаривать, испытывать чувства и эмоции. Эти звуки часто бывают друг у друга в гостях (играются аккорды), а иногда могут и поссориться (интервалы большая и малая секунды).
Далее игра проходит по принципу сказки: однажды звуки (можно назвать конкретные ноты) нашли карту сокровищ (звучит мелодия). На ней отмечено место клада (аккорд Т). Ноты собрались в путешествие на корабле, они плывут мимо островов, к которым должны причалить, чтобы спасти от дракона Волшебный звук, который поможет им добраться до нужного острова. В данном случае жилищем дракона может быть нижний регистр, а Волшебным звуком – трель, звучащая в верхнем регистре.
Условия игры зависят от того, на каком этапе проходит игра, а также от того, как ребенок усваивает элементарную музыкальную грамоту и решает поставленную задачу. В ходе игры можно использовать простые легкие мелодии русских народных песен, а также музыку композиторов П.И.Чайковского и М.И.Глинка.

ИГРА «СЛОЖИ ПЕСЕНКУ» (5 -7 лет)

Цель: развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне).

Игровой материал: кружки и прямоугольники разного цвета.

Методика организации игры:
Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев. После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником.
Во время повторного исполнения песни ребенок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант – выполнение задания несколькими детьми.

ИГРА «УЗНАЙ СКАЗКУ» (5 – 7 лет)

Цель: развивать умение детей различать контрастный характер частей в музыке в связи с ее содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал: две квадратные карточки зеленого цвета, обозначающие первую и третью часть музыки, в которых развивается нежный лирический образ Красной Шапочки. А также один квадрат красного цвета, обозначающий среднюю часть, характеризующую появление Серого Волка.

Методика организации игры:
Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки и показывает его. Если произведение известно ребенку, то он называет имя композитора и название произведения.

ИГРА «КТО ПОЕТ?» (4 – 5 лет)

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Методика организации игры:
Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки), в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сынок – высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащих в разных регистрах и получают разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется «Рассказ папы» (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре называется «Колыбельная песня» (мама поет своему сыну колыбельную); пьеса, звучащая в высоком регистре называется «Маленький марш» (мальчик, напевая, марширует под музыку).
После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом «музыкальные загадки» исполняются в разной последовательности.


ИГРА «КАПЕЛЬКИ» (5 – 7 лет)

Цель: развитие музыкального слуха, определение характера музыки.
Игровой материал: картинки в форме капелек, на которых изображена разная мимика.
Методика организации игры:
Детям раздаются картинки с изображенными на них капельками воды с разной мимикой. Сначала они называют нарисованные эмоциональные состояния, находят между ними общие и отличительные черты. «Капельки» объединяются между собой по принципу похожести, противоположности. Затем, из предложенных музыкальных фрагментов выбираются те, которые наиболее подходят для описания каждой капельки. После этого педагог говорит детям, что все капельки живут на одном облаке и очень дружны между собой (звучит веселая, легкая музыка).
Далее дети внимательно следят за сменой характера произведения: например, когда звучит веселая музыка капельки весело танцуют, когда музыка меняется на грустную – они собираются на облаке и грустят, когда звучит грозная музыка, то капельки превращаются в грозные капли, топают ногами. Педагог обязательно объясняет характер музыки и движения детей.
Можно использовать музыку: «Вальс» Ф. Шопена, «К Элизе» Л. Бетховена,
«Времена года» П. И. Чайковского.



ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ» (4 – 5лет)

Цель: определение характера и настроения музыки.

Игровой материал: три цветка, изображающих три настроения – грустное, веселое, спокойное; у каждого ребенка один цветок, отражающий характер музыки.

Методика организации игры:
Педагог исполняет музыкальное произведение, вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки и показывает его. Если произведение известно детям, то ребенок говорит его название и имя композитора.

ИГРА «КОТ И МЫШИ» (5- 7 лет)

Цель: совершенствовать умение детей различать динамические оттенки, умение выразительно передавать музыкально-игровой образ.
Игровой материал: музыкальное произведение «Громкая и тихая музыка» Г. Левкодимова.
Методика организации игры:
Педагог читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением. Дети выполняют действия, согласно тексту и динамике.
Стихотворение:

Жил кот Василий, ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот!
Очень тихо всегда он ходил, громко, настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел, вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон, вот такой, будто затеял с мышами он бой.
Громко крича, он их всех исцарапал, своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились, ой, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот – брысь! И врассыпную они понеслись.
Пока кот спал, происходило вот что: мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки, потом чуть тише смеялись над котом,
Они ему хвост завязали бантом! Василий проснулся и громко чихнул,
К стенке повернулся и снова заснул, а мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались!

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА» (5 – 7 лет)

Цель: развитие творческого воображения детей при восприятии музыки.

Игровой материал: листы бумаги, вырезанные в форме палитры, краски, кисточки.

Методика организации игры:
Дети подходят к столам, на которых разложены краски, кисточки, листы бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети слушают фрагменты музыкальных произведений и, рисуют на палитре кружок цветом, соответствующим, по их мнению, характеру музыкального произведения.
С детьми старшей группы игра проводится во второй половине учебного года, когда детьми уже накоплен определенный опыт слушания, анализа и сопоставления разнохарактерных музыкальных произведений.
С детьми подготовительной группы игру можно провести в начале учебного года и второй раз в конце учебного года, это позволит проверить эффективность работы.
Репертуар: Старшая группа – «Детский альбом» П. И. Чайковского
Подготовительная группа – «Времена года» П. И. Чайковского

ИГРА «ТРИ ПОРОСЕНКА» (5 – 7 лет)

Цель: развитие у детей звуковысотного слуха.
Игровой материал: на картоне изображены лес и сказочный дом, в доме вырезано одно окошко, которое закрывает вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуфа в синей шапочке, Наф-Нафа в красной шапочке, Ниф-Нифа в синей шапочке. Если вращать диск, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой «фа» первой октавы нарисован Нуф-Нуф, под пластинкой «ля» первой октавы – Наф-Наф, под пластинкой «до» второй октавы – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно вынимается из петельки. Каждому играющему дают три картинки с изображением шапочек трех поросят: синей, красной, желтой.
Методика организации игры:
Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит педагог, в нем живут знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь, они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете, кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поет и играет на фортепиано «до» второй октавы); у Нуф-Нуфа самый низкий голос: (поет и играет «фа» первой октавы); у Наф-Нафа немного повыше (поет и играет «ля» первой октавы). Затем педагог играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто поет. Дети должны поднять картинку с изображением шапочки того поросенка, который спел песенку. Если большинство детей угадали правильно, то педагог вращает диск и в окошке появляется поросенок. Если дети неправильно угадали, то в окошке никто не появляется.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»(3 – 5 лет)

Цель: развитие музыкальной памяти у детей.

Игровой материал: небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек; в нем игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка.

Методика организации игры:
Участников может быть любое количество. «Дети, - говорит педагог, - к нам пришли гости, но где же они спрятались? Может быть, здесь? (показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там!»
Детям проигрывается на фортепиано знакомые мелодии, характеризующие персонажей.
Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

ИГРА «НАЙДИ ЩЕНКА» (4 – 5 лет)

Цель: развитие динамического слуха в сочетании с выразительным пением.

Игровой материал: любая знакомая песня, которую можно петь без музыкального сопровождения, маленькая фигурка щенка.

Методика организации игры:
Дети сидят на стульчиках, образуя полукруг. Педагог вместе с ними выбирает водящего, который выходит за дверь. Дети протягивают сомкнутые ладошки педагогу, кому-то он в ладошки прячет щенка (по принципу игры «Колечко»). После этого дети зовут водящего:
Вот щенок наш убежал, спрятался за бочки,
Во дворе их много так, не найти его никак.
Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи!
Мы не будем помогать, будем песню распевать!
Водящий подставляет каждому ребенку обе ладошки, в которые дети поочередно вкладывают свои, при этом поют песенку, то громко, то тихо.
Водящий пытается найти щенка, прислушиваясь к динамике исполнения.

ИГРА «ДИРИЖЕР И ОРКЕСТР» (5 – 7 лет)

Цель: формирование у детей способности к объединению различных видов деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах).

Игровой материал: ритмическая народная песня «Андрей-воробей»,
палочка для дирижера и ударные музыкальные инструменты.

Методика организации игры:
Педагог разбивает детей на четыре равные подгруппы (по 4-6 человек), каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у каждой подгруппы однородные ударные инструменты (1 подгруппа – бубны, 2 – ложки, 3 – погремушки, 4 – трещотки). В центре квадрата из подгрупп стоит дирижер. Все дети исполняют песню «Андрей-воробей», по указанию дирижера, обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и играет на музыкальных инструментах.
Педагог должен обращать внимание, чтобы пение было протяжным, спокойным. В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой ребенок по желанию.

ИГРА «СОЧИНЯЕМ МУЗЫКУ» (5 – 7 лет)

Цель: учить придумывать мелодию на слова знакомых четверостиший, развивать певческие умения.

Игровой материал: карточки с текстом, диплом.

Методика организации игры:
Дети пять-шесть человек выбирают карточки с текстом, затем педагог зачитывает его и предлагает детям придумать мелодию на эти стихи. Остальные ребята – жюри, они слушают исполнение, оценивают его. Лучшему композитору вручается почетный диплом (значок победителя).

ИГРА «НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» (5 – 7 лет)

Цель: учить детей простейшим приемам игры на детских музыкальных инструментах, развивать чувство ритма.

Игровой материал: детские музыкальные инструменты – металлофон, бубен, угольник, ложки, барабан.

Методика организации игры:
Дети придумывают рассказ о своем путешествии и изображают его на каком-либо инструменте. Например: бежала по лестнице, тяжело поднималась по горке, прыгала через скакалку, скатилась с горки. Один ребенок изображает путешествие, другой – узнает.
Дети одной группы начинают музыкальное путешествие, а второй группы продолжают. После окончания игры на инструменте выясняется, что изображала каждая группа участников.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПТЕНЧИКИ» (5 – 7 лет)

Цель: закрепление знаний о высоте звука (высокий и низкий), развитие творческих способностей у детей.
Игровой материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца, птички – 5 штук, набор шапочек для «птичек».
Методика организации игры:
Дети садятся на стульчики полукругом. Педагог: «Наступила весна, вернулись из теплых краев птицы, свили гнезда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать и стали летать с веточки на веточку порхать, песенки петь.
Педагог выбирает маму-птичку и птенчиков, надевает на них шапочки и дает им в руки изображение птиц.Дети поют:
Мы птенчики веселые, умеем мы летать,
И с веточки на веточку нам весело порхать!Дети-птенчики поют свою песенку и раскладывают изображения по верхним веткам дерева, называя их по именам: птенчик Ре, птенчик Си и т.д.Дети поют:
Не хочу к тебе лететь, буду здесь я песни петь!Затем свою песенку поет мама, она «слетает» вниз и зовет к себе малышей.
А мамочка волнуется, лети-ка, птенчик, вниз
Спою я колыбельную и ты уснешь, малыш!Каждый птенчик поочередно пропевает свой звук, слетает с дерева и садится рядом с мамой.
По окончании игры все дети пропевают имена птенчиков и возвращают их на веточки.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕКРЕТ» (5 – 7 лет)

Цель: закрепление пройденного материала по пению, слушанию музыки и определение жанров (танец, песня, марш) и характера музыкальных произведений.
Игровой материал: игровое панно, изображающее карту местности, «камни», прикрепленные на липучке, с обратной стороны которых написано задание; колокольчик.
Методика организации игры:
Педагог рассказывает детям об интересном путешествии, которое им сегодня предстоит совершить. Только нужно взять с собой волшебный колокольчик, он будет указывать путь. Педагог переносит колокольчик вдоль по тропинке на игровом поле, над определенным «камнем» он звенит. Сняв и перевернув «камень» педагог читает задание и исполняет его. Дети -Затем, в конце пути колокольчик находит корзинку с угощением или открытками.

ИГРА «ДЮЙМОВОЧКА» (5 – 7 лет)

Цель: повторение пройденного материала.

Игровой материал: объемный бумажный цветок, лепестки которого разрезаны и соединены наверху. Внутри его находится маленькая куколка.
Это – Дюймовочка; плоские небольшие бумажные цветочки, на обратной стороне каждого – музыкальное задание и нарисованная куколка – эльф с крылышками.

Методика организации игры:
Звучит музыка Э.Грига «Утро». Педагог: «Вы помните, ребята, чудесную
сказку про Дюймовочку? (дети отвечают). Посмотрите, какой перед вами красивый цветок! Может мы найдем ее там внутри? (раскрывает цветок и вынимает куколку). Вот она! (сажает ее между цветами, которые лежат врассыпную на столе). Помните, в сказке Дюймовочка мечтала о стране эльфов? Мы поможем ей попасть туда, если выполним все музыкальные задания, которые находятся под этими цветами.
Переворачивая каждый цветок, детям предлагают исполнить знакомый танец, песню, стихи. В конце игры Дюймовочка оказывается среди эльфов и выбирает себе принца.
Можно включить в задания определение характера музыки незнакомых произведений. Дети могут рассказать о своих чувствах и фантазиях, возникающих при прослушивании произведений.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Р.М. Чумичева «Ребенок в мире культуры»

2.А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская «Детство с музыкой»

3.М.А. Аралова «Игры с детьми раннего возраста» (приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)

4.Р.М. Миронова «Игра в развитии активности детей»

5.Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

6.Н.И. Льговская «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей»

7.М.А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей»

Это увлекательные и, одновременно с этим, полезные детские игры. Для их проведения необходимы определенные дидактические материалы, которые помогают ребенку лучше усвоить информацию. Сделать эти материалы несложно самостоятельно, ведь для этого нужна лишь бумага или картон, ножницы и карандаши. Обязательно задействуйте ребенка в этом процессе, он его наверняка заинтересует.

В данной статье представлено несколько музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. Эти музыкальные детские игры помогут малышу развить слух, музыкальные задатки, научать чувствовать настроение музыки, ее характер.

Солнышко и тучка

Эта музыкальная детская игра научит ребенка улавливать настроение звучащей музыки.

Инвентарь:
Три карточки-картинки: яркое солнышко; солнышко, немного прикрытое тучкой; тучка с дождем.

Как было сказано выше: подготовить необходимые дидактические материалы можно вместе со своим ребенком заранее. Предложите ему заняться прикладным творчеством, а затем приступите к музыкальным занятиям - и то, и другое очень полезно для развития детей. На нашем сайте вы можете найти готовые карточки, необходимо лишь распечатать их и попросить ребенка вырезать.

Проведение
Необходимо подобрать три разнохарактерных музыкальных произведения (или отрывка), лучше задействовать классические произведения, их очень легко найти в сети интернет. Например, вы можете использовать "Рондо-марш" Кабалевского, "Ходит месяц кругами" Прокофьева, "Зима" Крутицкого - педагоги часто используют их в ходе проведения музыкальных детских игр.

Далее нужно поочередно включать произведения и просить ребенка показать карточку, которая передает характер музыки, малышам очень нравится эта игра. Можно также попросить ребенка описать музыку своими словами, при этом подсказывайте ему новые, неизвестные прилагательные, это поможет увеличить словарный запас. Конечно, через пару занятий фрагменты нужно менять, постепенно усложняйте задачу, выбирайте произведения, характер которых не столь очевиден.

«Цветная» музыка

Многие музыканты считали, что музыка и цвет связаны неразрывно, например, Александр Николаевич Скрябин. В нашей статье мы уже говорили о методе цветового уподобления, данная музыкально-дидактическая игра для детей основывается именно на нем, она, так же как и предыдущая, помогает ребенку научиться улавливать музыкальные настроения.

Инвентарь:
Квадраты, вырезанные из картона, разных цветов.

Картонные карточки тоже можно заранее приготовить вместе с ребенком, это очень просто, необходимо лишь вырезать разноцветные квадраты произвольно размера, например, 7 на 7 сантиметров. Можно выбрать любые цвета на свой вкус, мы предлагаем такой вариант :

  • Красный - ярко, энергично, решительно, победно, призывно, грандиозно, эффектно, оптимистично.
  • Желтый - радостно, солнечно, лучезарно, искристо, весело, ослепительно.
  • Розовый - нежно, мягко, спокойно, добродушно, ласково, "прозрачно", непринужденно.
  • Светло-голубой - легко, невесомо, созерцательно, мечтательно, возвышенно, окрылено, заворожено.
  • Синий - тяжело, грустно, строго, серьезно, громоздко, увесисто, напряженно.

Это лишь некоторые варианты. Главное, обсудить с ребенком заранее все «свойства» цветов, их »характер», спросить, что думает он: какими "качествами", по его мнению, обладают те или иные цвета. Со временем можно расширять цветовой диапазон, добавив другие оттенки, они позволят передать характер музыки более детально, уловить нюансы.

Проведение
Для одной музыкальной детской игры необходимо подобрать всего лишь три-четыре отрывка, некоторые из них могут быть схожи по характеру, некоторые наоборот - различны. Поочередно включайте ребенку тот или иной фрагмент и просите показать карточку с цветом, возможно, он выберет несколько карточек, попросите его обосновать ответ, описать настроение, которое он уловил.

Музыкальная лесенка

Эта музыкально-дидактическая игра для детей в первую очередь учит ребенка слышать мелодию, улавливать ее движение (вверх или вниз по звуковому ряду). Она хорошо развивает слух у малышей.

Инвентарь:

  • -Гаммы - их можно найти в сети, это не составит труда. Вам необходим отрывок, в котором мелодия движется вверх (тональность в данном случае неважна), а затем вниз. Думаю, всем знакома гамма до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до - и в обратном направлении.
  • -Лесенка, вырезанная из картона, по которой девочка (или любой другой персонаж) поднимается вверх.
  • -Лесенка, по которой девочка спускается вниз.

Вновь заранее подготовьте материалы вместе с ребенком. Можно распечатать готовые варианты, которые представлены внизу, а можно попросить ребенка нарисовать все самостоятельно, затем раскрасить и вырезать.

Проведение
Необходимо включать ребенку то мелодию, движущуюся вниз, то движущуюся вверх, при этом просите его показать ту или иную карточку.

Музыкальные инструменты

Данная музыкальная детская игра научит ребенка отличать звучание одного музыкального инструмента от другого. О пользе детских музыкальных инструментов-игрушек мы уже писали, эта игра поможет ребенку узнать, как звучат инструменты в идеале.

Инвентарь:

  • -Звуки музыкальных инструментов. Возьмите для начала что-то простое и в небольшом количестве, например, звуки гитары, трубы, скрипки, гармони, балалайки и барабана.
  • -Карточки с изображением выбранных инструментов: можно распечатать готовые картинки, кроме того, в книжных магазинах продают специальные дидактические карточки.

Проведение
Скажите ребенку, что сейчас он услышит, как играют сказочные музыканты, каждый из них играет только на одном инструменте, задача малыша понять на каком именно. Конечно, заранее, за какое-то время до проведения викторины, нужно познакомить ребенка со звучанием инструментов, не может же он отгадывать то, чего не знает. Когда малыш догадается, попросите его выбрать нужную карточку. Если задание вызовет затруднение, попробуйте задать наводящие вопросы, спросите, что напоминает ему звучащий фрагмент, удары это или, например, звучание струн? Никогда не ругайте ребенка, если он что-то делает не так, всем детям необходимо разное количество времени, чтобы запомнить информацию, если он ошибся, включите фрагмент еще раз, скажите ему, какой инструмент звучит, и придумайте ассоциативный ряд. Например: "Это скрипка. Скрипка - это струнный инструмент. Музыкант гладит смычком по струнам для того, чтобы получить звук, оттого он получается протяжным, иногда жалобным". Можете провести параллель также и с цветом.




Top