Музыкальная викторина «Музыкальный турнир. Викторина по музыке "это интересно" Вопросы музыкальной викторины для старших школьников

За свою многовековую историю человечество накопило музыкальные сокровища в огромном количестве. Это и народные песни и танцы, произведения композиторов разных стран и времен. Люди также придумали множество разнообразных музыкальных инструментов, которые и по сей день доставляют нам эстетическое удовольствие. Слушая музыку, мы постигаем красоту ее звучания, при этом сами становясь богаче духовно.

Викторина о музыке поможет нам вспомнить как основы нотной грамоты, так и занимательные и интересные факты из жизни музыки. На все вопросы викторины даны ответы.

1. Звуки изображаются посредством особого рода знаков, называемых…
Ответ: ноты

2. Кому принадлежат слова «Я — король скрипки, а гитара — моя королева»?
Ответ: Никколо Паганини

3. Сколько нот в нотной грамоте?
Ответ: семь

4. Как называется набор из пяти линий, на которых и между которыми записываются ноты?
Ответ: нотный стан

5. Что общего между гитарой и роялем?
Ответ: в этих инструментах для извлечения звука используются струны

6. Как называется большой коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах?
Ответ: оркестр

7. Какие две ноты «образуют» продукт, растущий в огороде?
Ответ: «фа», «соль» (фасоль)

8. Как называется басня И.А.Крылова, в которой четыре «музыканта» играли, кто в лес, кто по дрова?
Ответ: «Квартет»

9. Как называется рассказ Чехова, в котором Яков очень хорошо играл на скрипке, особенно русские песни?
Ответ: «Скрипка Ротшильда»

10. Как называется музыкальный коллектив из трех исполнителей?
Ответ: трио

11. Как называется естественный, данный природой, музыкальный инструмент, звучание которого формируется гортанью?
Ответ: певческий голос

12. Какой немецкий механик в 1812 году сконструировал один из вариантов метронома в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню?
Ответ: Иоганн Мельцель

13. Что такое аккомпанемент?
Ответ: музыкальное сопровождение мелодии голоса, мелодии инструментального произведения

14. Отгадайте музыкальный инструмент:
На первом звучит музыка и танцуют дамы и кавалеры
Второе — разделительный союз в русском языке
Третье — порода собак
Ответ: балалайка

15. В детстве он нередко сидел под роялем, всхлипывая, когда ему случалось напроказить. А мать тем временем наигрывала всегда один и тот же старинный романс. Эта музыка казалась Сереже особенно обидной. За инструмент часто садился и его отец, Василий Аркадьевич. А из Сережи вырос знаменитый композитор, пианист-виртуоз. О ком идет речь?
Ответ: Сергей Рахманинов

16. Эти музыканты были обязательными участниками календарных праздников на Руси, свадеб, ярмарок, коронаций. Они умели сочинять песни, сценки, играли на всевозможных инструментах. Как их называли на Руси?
Ответ: скоморохи

17. Как называется самый старинный щипковый струнный музыкальный инструмент?
Ответ: арфа

18. В каком веке утвердился термин «увертюра»?
Ответ: в XVII веке, во Франции

19. На каких музыкальных инструментах играл император Александр I?
Ответ: на скрипке и кларнете

20. Какой русский композитор в 1859 году в Петербурге организовал «Русское музыкальное общество»?
Ответ: Антон Рубинштейн

21. Какой инструмент Клара украла у Карла в известной скороговорке?
Ответ: кларнет

22. О каком музыкальном инструменте Г.Берлиоз сказал «Этот инструмент — скрипка среди деревянных духовых инструментов»?
Ответ: кларнет

23. Кого мы называем королем вальса?
Ответ: Иоганна Штрауса

Как повысить в наш век интерес к знаниям? Как воспитать в ребятах желание знать всё больше и больше? Эти вопросы, бесспорно, волнуют каждого педагога. Отрадно, что на телевидении стали появляться интересные программы для развития ума, но их недостаточно. А потому считаю, что необходимо, используя различные формы, играть в эрудитов. Хочется видеть наших учащихся сообразительными и остроумными ребятами. Пусть они проявят свой талант и свои знания в области музыки.

Музыкальная игра проходит в нашей школе уже не первый раз. Её можно проводить во время школьной предметной декады, по завершению темы полугодия или года. В этой статье предлагаю пример музыкальной игры “Что? Где? Когда?” на тему “В мире музыкальных инструментов” для учащихся 7-ых классов.

Цели и задачи:

  • Расширить представления о музыкальных инструментах;
  • побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность а так же творческие способности;
  • способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности.

Оборудование урока: экран, проектор, конверты с вопросами, игровое поле, волчок, изображения музыкальных инструментов, бумага, фломастеры, таблица со счётом, “чёрный ящик”.

Действующие лица: ведущий, команда “знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель выступает в роли ведущего, выбирает команду “знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся выступают в роли “телезрителей”, участвуют в игре и комментируют вопросы. Учащиеся, самостоятельно подготовившие вопросы, включённые в игру, также занимают места среди “телезрителей”.

Ход игры

Вступительное слово ведущего: Дорогие ребята! Сегодняшняя встреча будет необычной. Мы проведем музыкальную игру “Что? Где? Когда?”. А посвящена она будет музыкальным инструментам, о которых вы уже много знаете благодаря урокам музыки и МХК, а также самостоятельному знакомству с ними.

Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка: “Что наша жизнь?.. Игра!”)

Ведущий: Уважаемые знатоки, напоминаю вам, что на игровом поле разложены 12 конвертов с вопросами от наших “телезрителей”. За один правильный ответ команда получает 1 балл. Счёт идёт до 6 баллов. Выберите капитана команды.

Итак, начинаем игру!

(Раздаётся гонг, который в дальнейшем будет звучать перед каждым раундом. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов ).

Раунд 1.

Ведущий: За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок. (Приложение 1 )

Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко- на гуслях, Шерлок Холмс – на скрипке, Крокодил Гена – на гармошке, Незнайка – на тубе, Кобзарь – на кобзе.

Раунд 2.

Ведущий: Внимание на экран. Уважаемые знатоки, через 1 минуту вы должны назвать инструмент, изображённый на экране, рассказать из какого материала он сделан и как на нём играют. (Приложения 2, 3)

Ответ: Это волынка. Воздушный резервуар (мех, мешок) сделан из козлиной или телячьей шкуры, иногда из пузыря животного. В него вставлено несколько трубок. Через одну нагнетается в мешок воздух, и он надувается как шар. Другие трубочки тянут звуки, сопровождающие мелодию. Звуки тянутся непрерывно, т.к. волынщик держит инструмент под мышкой и прижимает локтем к себе.

Раунд 3.

Ведущий: Различные виды искусства имеют свои символы, эмблемы и пр. На экране вы видите некоторые из них (Приложение 4).

Уважаемые знатоки, знаете ли вы, какова эмблема музыкального искусства? За 1 минуту изобразите её на бумаге.

Ответ: Это изображение лиры. (Приложение 5)

Раунд 4.

Ведущий: Уважаемые знатоки, перед вами старинный манускрипт XI века (Приложение 6). За 1 минуту вам предстоит отгадать загадку – что означают эти знаки?

Ответ: На этом старинном манускрипте изображены знаки средневековой системы записи музыки. Это невмы. Они указывают на восходящее и нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков. Из невм в дальнейшем появились нотные знаки.

Раунд 5.

Ведущий: Внимание! Прослушайте музыкальный фрагмент. (Звучит “Хабанера” М.Равеля)

Композитор М.Равель поручил исполнить эту прекрасную мелодию духовому инструменту трубе. Внимание, вопрос: назовите предмет, благодаря которому музыкант, исполняющий эту мелодию, добивается такого мягкого, “бархатного” звучания трубы?

Ответ: Этот предмет – сурдина, которая вставляется в раструб духового инструмента. Благодаря этому его звучание становится приглушённым и мягким.

Раунд 6.

Ведущий: Взгляните на экран (Приложение 7). Этот музыкальный инструмент существует более 2000 лет. Он один может заменить хоровую и инструментальную капеллу. На нём играют руками и даже ногами на специальных клавиатурах. В руках одного исполнителя – это целый духовой оркестр. Внимание, вопрос: Один из журналистов писал об органе, что он “мудр, скрытен и одинок”. Объясните, что он имел в виду?

Ответ: Орган “мудр” потому, что впитал в себя культуру тысячелетий; “одинок” потому, что он является единственным клавишно-духовым инструментом; “скрытен” потому, что его нельзя увидеть целиком (мы можем видеть только его фасад).

Раунд 7.

Вопрос: Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

Раунд 8.

Ведущий: В разные времена у разных народов музыкантов называли по-разному. Взгляните на этот список (Приложение 8) . Вопрос: кто же здесь не музыкант? Вычеркните лишнее:

Ответ: Музыкантом не является клоун.

Раунд 9.

Ведущий: Уважаемые знатоки, взгляните на экран. Перед вами изображение охотничьего рога (Приложение 9). В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно. Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?


Ответ: Длинный охотничий рог “скрутили”, получилась валторна. (Появляется изображение валторны на экране. (Приложение 10)

Раунд 10.

Ведущий: Вам наверняка известен древнегреческий миф о “музыкальном состязании” Аполлона и Пана. Напомню его вам:

Бог лесов Пан вызвал самого бога Аполлона на “музыкальное состязание”. После нежных звуков свирели Пана Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки его божественной музыки, зазвучала мелодия дивной красоты…. Когда Аполлон закончил играть, боги присудили ему победу, а опечаленный Пан удалился в чащу лесов…

Так древними греками было установлено, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым и выразительным, самым волнующим звуком обладают струнные инструменты.

А теперь внимание, вопрос: уважаемые знатоки, скажите, как возник самый первый струнно-щипковый инструмент?

Ответ: Первый струнно-щипковый инструмент возник из охотничьего лука. Натягивая тетиву, охотник услышал приятный, медленно угасавший звук. Так и родился первый струнный щипковый инструмент.

Раунд 11.

Ведущий: Внимание! Внесите “чёрный ящик”! (Под музыку вносят “чёрный ящик”. В нём находятся следующие предметы: расчёска, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, 2 деревянные ложки). Уважаемые знатоки, вам необходимо в течение 1 минуты соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.

Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра” - ложек, погремушек, тарелок, губной гармошки.

Раунд 12.

Ведущий: Вам выпал Блиц-турнир. Послушайте звучание музыкального фрагмента. (Звучит пьеса “Пензер тайна” в исполнении ненецкого ансамбля “Сырасэв”).

  1. Назовите музыкальный инструмент, в исполнении которого прозвучала музыка.
  2. Объясните его устройство.
  3. Кто на Ямале был непосредственным обладателем этого музыкального инструмента и почему?

Ответы:

  • Это пензер – ненецкий бубен. (Приложение 11)
  • Пензер представляет собой деревянный обруч, обтянутый шкурой оленя, выделанной до тонкой и мягкой кожи. К обечайке крепятся столбики (бугорки). С одной стороны бубна имеется рукоять. Звук извлекается при помощи колотушки- узкой лопаточки, обтянутой шкурой оленя. Устройство бубна отражало строение мира. Как понимали его северные народы. Верхняя часть- небесная сфера, нижняя – подземный мир, меж ними –земной мир, мир людей. Рукоять символизировала “шаманское дерево”, соединяющее все 3 мира.
  • Бубен (пензер) – необходимый инструмент ненецкого шамана. Под его звуки шаман призывал духов и совершал камлания (“путешествия” в Верхний и Нижний миры).
  • Ведущий. Подведём итоги нашей игры. (Обращает внимание на таблицу со счётом). Сегодня в нашей игре не оказалось победителей. Счёт равный. Игра закончена.

    Надеюсь, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только информационный характер, но и творческий. Надеюсь, что знания, полученные в этой игре, найдут своё продолжение в вашей жизни. Благодарю всех за участие. До новой встречи!

    I раунд (за каждый правильный ответ 1 балл)

      Он играет на скрипке (скрипач)

      Домра – это струнный или духовой музыкальный инструмент? (струнный)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ жестами)

      Музыку к опере “Кармен” сочинил Безе или Чайковский? (Безе)

      Он играет на гитаре (гитарист)

      Как называется большая гармонь? (баян)

      Какую ноту “кладут в суп”? (соль)

      Что больше: альт или скрипка? (альт)

      Он играет на фортепиано (пианист)

      Музыкальный коллектив, состоящий из 3-х исполнителей (трио)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Кларнет – струнный или духовой инструмент? (духовой)

      Речитатив бывает в опере или в балете? (в опере)

      Литавры – это духовой или ударный музыкальный инструмент? (ударный)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Как называется большая группа певцов? (хор)

      Повторяющаяся часть песни (припев)

      Труба – деревянный или медный духовой инструмент? (медный)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Сколько нот существует? (семь)

      Вокальную музыку поют или играют? (поют)

      Увертюра – это вступление или заключение? (вступление)

      Тромбон – это ударный или духовой инструмент? (духовой)

      Сколько человек поют арию? (один)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Трещотка – струнный или ударный музыкальный инструмент? (ударный)

      Римский-Корсаков – это русский или французский композитор? (русский)

      Он играет на балалайке (балалаечник)

      Музыкальный коллектив, состоящий из 4-х исполнителей (квартет)

      Как называется этот музыкальный инструмент? (показ картинки)

      Он играет на барабане (барабанщик)

    II раунд (за каждый правильный ответ 2 балла)

      Самый большой музыкальный инструмент (орган)

      “Мама” скрипки (виолончель)

      Какая нота находится между нотами “ми” и “соль”? (“фа”)

      Основоположник русской классической музыки (Глинка)

      Русский народный струнный музыкальный инструмент треугольной формы (балалайка)

      Какая нота “спряталась” в имени Максим? (“си”)

      На каком музыкальном инструменте играл Садко? (гусли)

      Изобретатель саксофона (Сакс)

      “Золушка” - балет Прокофьева или Чайковского? (Прокофьева)

      Мазурка – это танец какого народа? (польского)

      Приспособление для излечения звуков на струнных инструментах (смычок)

      Какой самый низкий струнный смычковый инструмент? (контрабас)

      Краковяк – это танец какого народа? (поляки)

      Мажор – это регистр или лад? (лад)

      Как называется высокий женский певческий голос? (сопрано)

      Как называется фортепиано с вертикальным корпусом? (пианино)

      Как называется хор с мужскими и женскими голосами? (смешанный)

      Филармония – это театр или концертный зал? (концертный зал)

      “Папа” скрипки (контрабас)

      Какая нота находится между нотами “соль” и “си”? (ля)

      “Конёк-Горбунок” - это опера или балет? (Балет)

      Адажио – это быстрый или медленный темп? (медленный)

      Как называется фортепиано с горизонтальным корпусом? (рояль)

      Какой народ дал название танцу полонез? (Французы)

      Как называются графические знаки-символы, с помощью которых записывается музыка? (ноты)

    III раунд (за каждый правильный ответ 3 балла)

      Какой инструмент исполняет тему птички в симфонической сказке “Петя и волк”? (флейта)

      В средневековой России странствующий музыкант, певец, актёр (скоморох)

      Как называют последнюю часть крупного произведения? (финал)

      Как звали царя в опере Римского-Корсакова “Золотой петушок”? (Дадон)

      Как называют пение без сопровождения (без аккомпанемента)? (а капелла)

      Воспроизведение нескольких звуков одновременно (аккорд)

      С каким музыкальным инструментом выступали скоморохи? (домра)

      Второе название оперы М.И.Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”)

      Форте в переводе с латинского – громко или тихо? (громко)

      Набор из восьми звуков, в котором последний звук является более высоким повторением первого (октава)

      Как называется подставка для нот? (пюпитр)

      Финальный раунд (участвуют 2 человека) (за каждый правильный ответ 1 балл)

      Как называется пение, похожее на декламацию? (речитатив)

      Первый музыкальный инструмент, появившийся на земле, он есть у каждого из нас (голос)

      Как называется старинный струнный щипковый клавишный инструмент, предок рояля? (клавесин)

      Музыкальное сопровождение сольной партии называется… (аккомпанемент)

      Как называется большой инструментальный ансамбль, в котором инструменты объединены в родственные группы? (оркестр)

      Так называется высшее учебное музыкальное заведение (консерватория)

      Как называется крупное четырёхчастное произведение для симфонического оркестра? (симфония)

    1 конкурс «Видеоклип»

    Каждой команде класса было домашнее задание. И вот настало время его посмотреть и оценить. Каждая команда музыкально представляет свою команду.

    2 конкурс «Звездный алфавит»

    Командир каждой команды вытягивает жетон с буквой. Задача команды как можно больше вспомнить названий музыкальных групп, исполнителей, названий песен, начинающихся с этой буквы.

    3 конкурс «Начало есть, конец будет»

    Участники должны закончить фразу.

    1 команда

    Спящая - …красавица

    Красная - …Шапочка

    Старуха - …Шапокляк

    Баба - …Яга

    Золотая … рыбка

    Крокодил - …Гена

    2 команда

    Лебединое - … озеро

    Том и -… Джерри

    Кот - …Леопольд

    Александр - …Невский

    Руслан и …Людмила

    Бременские - …музыканты

    4 конкурс «С миру по нотке»

    За одну минуту участники должны вспомнить слова, в которых есть слоги – ноты. Каждая команда получает свою ноту.

    1 команда

      «Фа» (фасоль)

      «До» (дом)

      «Ре» (река)

    2команда

      «Ми» (мир)

      «Ля» (лягушка)

      «Си» (сила)

    5 конкурс «Звездная викторина»

    1 команда

      В какой песне можно узнать про глагол и про тире? («Чему учат в школе»)

      Кто съел зеленого кузнечика? (Лягушка)

      В какой песне можно повторить таблицу умножения? («Дважды два - четыре»)

      Что родилось зимой в лесу? (Елочка)

      Что бывает раз в году? (День рождения)

        команда

      Что увидел крошка Енот в пруду? (Улыбку)

      В каком вагоне можно добраться до небосклона? (В голубом)

      Кто ничего не проходил и кому ничего не задавали? (Антошка)

      Кто пел песню лежа на солнышке? (Львенок и черепаха)

      Кто считает, что хорошими делами прославиться нельзя? (Старуха шапокляк)

    6 конкурс «Необычное пение»

    Команда должна исполнить песню «Ничего на свете лучше нету…», но с определенным заданием.

        команда

      С зажатым пальцами носом

      Закусив нижнюю губу

        команда

        Как на 40 – градусном морозе

        Не выговаривая звук «с»

    « Я начну, а ты продолжи»

    1. Пусть всегда будет солнце пусть…..

    2. Дружба крепкая не сломается, не……

    3. Раз дощечка, два дощечка, будет….

    4. А ну –ка песню нам пропой…..

    5. Счастье вдруг в тишине постучалось……..

    6. Висит на заборе, колышется ветром…

    7. То березка, то рябина…

    8. Ничего на свете лучше нету…

    9. Голубой вагон бежит…

    10. Буквы разные писать…

    Ведущий: Молодцы ребята! вы справились и порадовали фею, тем, что неплохо знаете песни. А умеете ли вы отгадывать загадки?

    Учитель: И вот сейчас мы с вами проведем конкурс загадок.

    1.На листочке, на страничке –

    То ли точки, то ли птички.

    Все сидят на лесенке

    И щебечут песенки.

    2.Шаляпин всем на зависть пел,

    Талант огромный он имел,

    Всё потому, что изучал

    Искусство, что зовут...

    3. Слово книжное «вокал»

    Как бы проще ты назвал?

    4. Он на сцене выступает,

    В хоре песню начинает.

    Исполняет весь куплет,

    Хор припев поёт в ответ.

    Баритонов и басов.

    Восемь теноров, сопрано

    Вместе слаженно поют.

    Путешествуют по странам

    И гастроли там дают.

    6. Под музыку эту проводят парад,

    Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

    7. Треугольная доска,

    А на ней три волоска.

    (Балалайка.)

    8. Заливается трёхрядка,

    И народ идёт вприсядку!

    А трёхрядка неплоха –

    Есть и кнопки и меха.

    И весёлые старушки

    Под неё поют частушки.

    (Гармонь, гармошка.)

    9. Я стою на трёх ногах,

    Ноги в чёрных сапогах.

    Зубы белые, педаль.

    Как зовут меня? ...

    10. Рояль с баяном подружились

    И навсегда объединились.

    А ты названье угадаешь

    Содружества мехов и клавиш?

    (Аккордеон.)

    11. Он – не признанный талант,

    А бродячий музыкант.

    Чтобы думать легче стало,

    Подскажу вам: папа Карло.

    (Шарманщик.)

    12. Нужно, чтобы меня спеть,

    Музыкальный слух иметь.

    Чтобы лучше прозвучало,

    Выучи слова сначала.

    13. Завитой, красивый знак

    Нарисуем мы вот так.

    Он велик и всемогущ,

    Это наш … (скрипичный ключ)

    14. А это что за чудеса?

    Ребята у костра сидят,

    Поют и на нее глядят.

    Чтобы она вдруг зазвучала,

    Щипни струну ты для начала.

    А струн бывает семь иль шесть,

    Ее достоинств нам не счесть.

    Всем под нее легко поется,

    Скажите как она зовется?.. (гитара)

    15. Первые марши играют военные,

    Дяденьки дуют лишь в них здоровенные.

    А вот вторые на крышах стоят,

    Дружно зимою все сильно дымят.

    1. Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Ответ. Ф. Лист - венгерский композитор)

    2. А как называют музыканта, играющего на тубе? (Ответ. Тубист)

    3. В какой руке держат смычок, играя на смычковых музыкальных инструментах (скрипке, альте, виолончели, смычковом контрабасе)? (Ответ. В правой руке)

    4. Из пород каких деревьев делаются верхняя и нижняя деки скрипки? (Ответ. Верхняя - из ели, нижняя - из клена)

    5. Именем какого древнерусского певца назван один из музыкальных инструментов? (Ответ. Баян)

    6. Именем какой певчей птички названо одно из произведений композитора А.А.Алябьева (1787-1851)? (Ответ. «Соловей»)

    7. Как извлекается звук на флейте? (Ответ. Воздушной струей через отверстие, специально для этого предусмотренное)

    8. Как называется деревянная подставка под струны в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Кобылка)

    9. Как называется приспособление для издания звука на медных духовых инструментах? (Ответ. Мундштук)

    10. Как называется приспособление для удерживания подбородком скрипки при игре? (Отвтет. Подбородник)

    11. Как называется приспособление, врезанное в заднюю стенку корпуса скрипки? (Ответ. Пуговица)

    12. Как называется приспособление, при помощи которого извлекается звук на деревянных духовых инструментах (кларнет, гобой, саксофон, фагот)? Почему это приспособление так называется? (Ответ. Трость - приспособление из тонких камышовых (бамбуковых) пластинок (бамбук, камыш по форме напоминают трости, тросточки))

    13. Как называют музыканта или певца, играющего или поющего в сопровождении оркестра или хора? (Ответ. Солист)

    14. Как называют музыканта, играющего на ксилофоне, барабане, тарелках? (Ответ. Ударник)

    15. Как называют музыканта, играющего на пианино? (Ответ. Музыканта, играющего на фортепиано (пианино или рояле), называют пианистом)

    16. Как называют музыканта, играющего на трубе? (Ответ. Трубач)

    17. Как называют музыкантов в оркестре? (Ответ. Оркестранты)

    18. Как называют участников хора? (Отвтет. Хористы)

    19. Как называются бока скрипки, соединяющие обе деки в корпус? (Ответ. Обечайки или бочки)

    20. Как называются красивые фигурные отверстия на верхней деке (дека - это верхняя плоскость корпуса инструмента) скрипки, альта, виолончели и смычкового контрабаса? (Ответ. Эфы (напоминают латинскую букву «f» - эф))

    21. Как называются стерженьки для наматывания и настройки струн в струнных музыкальных инструментах? (Ответ. Колки)

    22. Как у струнных музыкальных инструментов (скрипка, гитара и др.) называется возвышение над струнами, чтобы они не задевали за гриф? (Ответ. Порожек)

    23. Какая часть музыкального инструмента и какая птица называются одинаково? (Ответ. Гриф)

    24. Какие инструменты были предками фортепиано? (Ответ. Клавесин и клавикорд, которые постепенно были вытеснены фортепиано)

    25. Какие ключи, кроме скрипичного и басового, употребляются в музыке в наше время? (Ответ. Альтовый, теноровый, валторновый)

    26. Каким одним словом называли современники всех участников «Могучей кучки»? (Ответ. «Кучкисты»)

    27. Какой инструмент больше по размерам - виолончель или смычковый контрабас? (Ответ. Контрабас)

    28. Какой инструмент больше по размерам - скрипка или альт? (Ответ. Альт)

    29. Какой инструмент по-итальянски называется КОРНИ? (Ответ. Валторна)

    30. Какой инструмент по-итальянски называется ОБОИ? (Ответ. Гобой)

    31. Какой композитор написал больше всех симфоний? (Ответ. Йозеф Гайдн (более 100 симфоний))

    32. Какой медный духовой оркестровый инструмент не имеет клапанов (кнопок)? (Ответ. Тромбон)

    33. Кто заканчивал оперу А.П.Бородина «Князь Игорь», которую он не успел закончить? (Ответ. Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Глазунов)

    34. Кто такой дирижер и кто такой регент? (Ответ. Дирижер - управляющий оркестром, хором, оперным или балетным представлением. Регент - это дирижер церковного хора)

    35. Оба инструмента называются одним словом «фортепиано». Как называется каждый из них? (Ответ. Пианино и рояль)

    36. Сколько белых и черных клавиш у фортепиано? (Ответ. 88)

    37. Сколько музыкантов в большом симфоническом оркестре? (Ответ. 100 человек)

    38. Сколько струн у инструментов: а) балалайки; б) домры; в) скрипки; г) смычкового контрабаса; д) гитары? (Ответ. а) три, б) четыре, в) четыре, г) четыре, д) шесть или семь)

    39. Сколько тонов в тритоне? (Ответ. Три тона)

    40. Сколько участников может быть в профессиональном смешанном хоре? (Ответ. 100-200 человек)

    41. Фамилия какого композитора по-русски напоминает название молочного продукта? (Ответ. Б.Сметана - чешский композитор)

    42. Чем отличаются друг от друга духовые инструменты корнет и труба? (Ответ. Устройством клавиатуры, размерами (корнет - покороче) и звучанием (у трубы звук более торжественный))

    43. Чем отличаются пианино и рояль друг от друга? (Ответ. Пианино имеет форму шкафа, и струны в нем расположены вертикально, а рояль имеет форму стола на трех ножках, и рама со струнами расположена в нем горизонтально.)

    44. Что такое клавир? (Ответ. Это - переложение оркестровой пьесы, оперы и т. д. для фортепиано.)

    45. Что такое опус? (Ответ. Это слово латинское и обозначает «сборник» сочинений под своими порядковыми номерами)

    46. Что такое синтезатор? (Ответ. Синтезатор - электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах). Синтезатор, выполненный в виде корпуса с клавиатурой, называется клавишным синтезатором. Синтезатор в виде корпуса без клавиатуры называется синтезаторным модулем и управляется от MIDI-клавиатуры или другого устройства. В случае, если клавишный синтезатор оборудован встроенным секвенсором, он называется рабочей станцией. Синтезатор в виде компьютерной программы, использующей универсальную звуковую плату для озвучивания и стандартные средства ввода-вывода (компьютерные клавиатуру, мышь, монитор), называется программным синтезатором.)

    Буквально пару десятилетий назад хоровые застольные песни были неизменным атрибутом любого праздника и для этого не нужны были никакие специальные игровые «провокации» или подводки ведущего, сейчас развлекательная часть праздничных программ стала очень разнообразной, и часто до песен дело вовсе не доходит, а жаль. Хоровая песня роднит, сближает и поднимает над суетой, недаром про счастливого человека говорят, что у него душа ПОЕТ. Поэтому на современных праздниках хороши уже тем, что дают гостям возможность спеть и вспомнить красивые популярные песни разных времен.

    Предлагаем одну из таких игр - музыкальную викторину «Мир песнями раскрасим и цветами»

    Варианты проведения музыкальной игры. Можно давать каждому гостю по вопросу. Можно разбить зал на команды и провести командную песенную эстафету. А на втором этапе песенной эстафеты проверить, чья команда дружнее и интереснее споет "цветную " песню от начала до конца.

    Ведущий: Уважаемые гости! Мы подготовили для вас интересное задание. На каждый вопрос необходимо сначала угадать название песни, о которой идет речь, а потом исполнить отрывок, в котором упоминается зашифрованный в вопросе цвет: красный, желтый, зеленый и т.д.

    Вопросы и ответы музыкальной викторины

    1. Песня про туман необычного цвета («Сиреневый туман»)

    2. В какой цвет ребенок выкрасил небо, море, зелень, верблюда и даже маму («Оранжевое песня»)

    3. Цвет душистой черёмухи, щедро цветущей в краю героини? («Белая черемуха душистая»)

    4. Какой цвет окраса обрек кота на невеселую жизнь в этой веселой песне? («Черный кот»)

    5. В этой песне армия, обозначенная именно этим цветом, сильнее всех вплоть до британских морей («Красная Армия всех сильней»)

    6. Теплоходом, какого цвета в сочетании с криками птиц любуется автор этой песни? («Ах, белый теплоход»)

    7. В этой песне лист очень кудрявого дерева именно этого цвета, а сам герой влюблен и смущен? («Клён кудрявый»)

    8. На фоне калины этого цвета девушке открылся изменчивый и скверный характер любимого… («Калина красная»)

    9. А эта песня о цветущей вишне замечательно цвета и о луне, которая показалась, и тут оказалось… («Белоснежная вишня»)

    10. А в какой песне все очень ярко окрашено в этот цвет и иней, и небо, и звезда? («Синий иней»)

    11. Песня о птице, которая вьётся и жаждет добычи.. («Черный ворон»)

    12. Вспомните цвет платья у героини песни про сладкий дурман, цветущие сады и измену..(«Один раз в год»)

    13. В знаменитой детской песне советских времен ночи этого цвета должны были буквально взвиваться кострами… («Взвейтесь кострами, синие ночи!»)

    14. Песня про тюльпаны цвета запоздалой утренней звезды, которые не предвещали героине ничего хорошего («Жёлтые тюльпаны»)

    15. В какой песне море, которое во всем мире считают Черным - самого-самого этого цвета? («Самое синее в мире Черное море мое»)

    16. Листья этого цвета кружатся над городом и тихо шуршат («Листья желтые»)

    17. Именно о глазах этого цвета герой страстно мечтает, прямо умирает… («Черные глаза»)

    18. Песня о розах, которые несет герой своей однокласснице Светке на день рождение («Розовые розы»)

    19. За редкой птицей какого цвета гоняются охотники за удачей? («Синяя птица»)

    20. Луна, какого цвета особенно любила героя этой песни? («Голубая луна»)



    
    Top