Музыкальные игры народов мира. Подвижные игры разных народов мира картотека на тему Танцы народов мира в детском саду планирование

Актуальность.

В наше время дети старшего возраста имеют значительные знания о народах населяющих другие страны, но культурное наследие для них остаётся загадкой. Правильное понимание культуры танца других народов, понимание эмоционального состояния в танце (радость, грусть, удивление, страх и др.) также важно для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: познакомить детей с культурой разных народов, через знакомство с национальными танцами.

Задачи:

1. дать элементарное представление о странах.

2. закреплять знания о родной стране.

3. расширять представления об искусстве, знакомить детей с традициями и обычаями народов России и других стран мира.

4. разучить новые элементы танцев.

5. воспитывать толерантность и интерес к людям разных национальностей, их культуре.

6. воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Оборудование:

1. телевизор

2. ноутбук

3. музыкальный центр

Атрибуты:

1. Костюмы: моряков; восточные; чукотские; африканские; индийские; ковбойские; лошадок; японские; бразильские; русские народные.

2. Российские флажки- 2 шт., коврик и змея, бубен, макет костра и слон, привязанный к палке; декоративные кнуты, веера, маракасы, ложки.

Музыкальный материал:

1. « Яблочка» - танец моряков.

2. Песня про ковбоев.

3. « Африка» - tribalhouse № 2

4. « Носа»- Мишель Тело

5. « Султан» - восточный танец (audijpoisk . com )

6. Чукотская народная песня.

7. « Сакура» - японская мелодия.

8. Индийская народная мелодия.

9. « Ах ты, берёза» - русская народная мелодия (« Музыка в детском саду» для детей 4-5 лет)

Предварительная работа:

1. Игры народов разных стран

2. Беседы с детьми на тему: « Танцы народов мира»

3. Консультация для педагогов детского сада на тему: « Танцы Чукотки»

4. Просмотр видеоматериала по данной теме.

Ход мероприятия

В зал входит дедушка.

Дедушка: Здравствуйте дорогие гости, как вас много собралось, я очень рад вас видеть, а ко мне сегодня не только вы, но и мои самые любимые гости должны придти, мои внучки.

Стук в дверь

Дедушка: А вот и они!

Дедушка открывает дверь, в зал входят внук и внучка с мамой.

Мама : Привет пап, посиди сегодня с детьми, а я пока по магазинам пробегусь.

Дедушка, обращаясь к внукам: Посидим? Конечно, посидим! Иди дочка, а мы пока поиграем.

Мама уходит, дедушка ведет внуков к ноутбуку, они садятся.

Дедушка: Смотрите, я такую классную стрелялку закачал, давай поиграем, пока мамки нет!

Внучка: Дедушка, надоели эти игры! Мы пока с мамой к тебе шли, она нам рассказала, что ты раньше моряком был, во многих странах побывал!

Внук: Расскажи дед, ну расскажи!

Дедушка: Ну и дочь у меня! Все секреты выдала! Ладно, расскажу. Расскажу и покажу, ведь не зря я такую технику приобрел. Служил я матросом на корабле у одного путешественника. Команда была у нас дружная и веселая, да что говорить, сами смотрите.

Внук:

Над кораблями реет наше знамя

А за кормой лазурная волна,

Мы подрастем, и станем моряками,

Защитой будем мы тебе, страна!

Исполняется матросский танец "Яблочко"

Дедушка: Одним из самых интересных, было мое путешествие на восток!

Восток, восточная душа,

Танцоры, музыка и сладкие мечты...

Мне нравится вся эта неземная красота -

Мечети, улицы, цветы...

Как хочется хоть краем сердца моего

Увидеть вновь Восток желанный...

Побыть среди великолепия его,

Впитать Востока аромат столь пряный!!!

Презентация страны востока

Исполняется восточный танец.

Внучка: Дедушка, а ты только в теплых странах был?

Дедушка: Нет, однажды побывали мы с нашей командой на Чукотке, очень там холодные края, холодные и суровые. Но, не смотря на это, люди там живут веселые и приветливые.

Презентация Чукотка

Исполняетсячукотский танец.(Педагоги детского сада.)

Дедушка: Ох, пока про Чукотку вам рассказывал, даже замерз, а чтобы согреться покажу-ка я вам Африку!

Что за Африка-страна,

Где лишь лето и весна,

Где кругом стоит жара –

Все узнать о ней пора.

Что за звери там живут,

Что за птицы там поют,

Сплошь загадками полна,

Что за Африка-страна?

Презентация Африка.

Исполняется Африканский танец.

Внучка: У африканцев такие зажигательные танцы, это самый веселый народ!

Дедушка: Это еще что! Когда я был в индии, видел, что люди прямо на улице танцуют, и взрослые и дети,давайте посмотрим!

Презентация Индия

Исполняется индийский танец.

Дедушка: Ну, что, может хватит историй?

Внучка: Нет, дедушка, расскажи что-нибудь еще, что-нибудь о приключениях!

Дедушка: Ладно! Много, где я побывал, но это - никогда не забуду! Путешествуя по Америке, встретил я настоящих ковбоев!

Горяч и порывист стремительный конь.

Ты лучше ковбоя без дела не тронь.

Послушны и кольт и лассо седоку -

В погоне не будет пощады врагу.

За честь и за правду решительный бой

Готов дать любому бесстрашный ковбой!

Презентация Дикий запад

Исполняется танец ковбоев. (Воспитатели и дети)

Дедушка: Когда я был так же молод, как ты, мечтал добраться на край света, только оказалось, что края света не существует, а вот на краю нашего материка я побывал! Япония - Страна восходящего солнца.

Есть у японцев для солнца оконца:

Утром посмотрит японец в окно -

И сразу увидит, как всходит оно!

Презентация Япония.

Исполняется японский танец с веерами.

Дедушка: А прямо с дикого запада, я отправился в Бразилию, где попал на настоящий карнавал!

Презентация Бразилия.

Исполняется танец "Носа»,после танца входит мама с пакетами.

Мама: Ну что, как у вас, дела? Дети, пора домой! Пойдем?

Внучка: Мама, подожди, дедушка нам столько всего интересного рассказал! Дедушка неужели ты и правда во всех этих странах побывал?

Дедушка: Может быть правда, а может и нет, не могу сказать, но одно я знаю точно - главное не то, куда мы уезжаем, а то, куда мы возвращаемся, ведь в гостях хорошо, а дома лучше! Да дочка?

Мама:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Внук:

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

Внучка:

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Исполняется русский танец с ложками, после танца все артисты выходят на сцену, кланяются, мама и дедушка вручают всем сувениры.

Танцы народов мира

Тематический досуг для старшей и подготовительной группы, посвященный Дню Танца

Цели и задачи:

Расширять кругозор детей

Знакомить с танцами разных народов мира

Воспитывать уважение к другой культуре

Формировать умение передавать в танце особенности движений, характерных танцу

Вед: Здравствуйте, ребята! Сегодня 29 апреля - международный день танца. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют - на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра…

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным странам мира, но не просто так, а чтобы узнать, какие танцы у какого народа.

Наше путешествие мы назовем «Танцы народов мира».

Вот наша карта мира. Как вы думаете, на чем можно будет быстрее всего добраться до нужного континента?

(дети отвечают. Создание проблемной ситуации)

Конечно, мы полетим на самолете. Но прежде всего давайте подумаем, может быть у нас в России есть свой народный танец, как вы думаете?

(Есть!)

Конечно, издавна на Руси танцевали: это были и быстрые, задорные плясовые, и русские народные лирические танцы, хороводные, парные, с различными предметами: с венками, с корзинками, с цветами, а также с платками.

И сейчас девочки из подготовительной группы представят нам русский народный лирический танец с платками.

(закрепить на карте изображение)

♫ Русский народный танец с платками - девочки подготовительной группы

А теперь мы полетим на самолетах в страну, которая находится ближе всего к нашей, в Чехию. Заводите самолеты.

Вот мы и прилетели, посмотрите, нас встречают Чехи в национальных костюмах.

(прикрепить изображение)

Любимый старинный чешский танец - полька.

Само слово полька происходит от «Пулька», что по-чешски означает «половина».

И действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из полушагов.

Ни один праздник в Чехии не проходит без задорной и веселой польки.

И сегодня нам исполнят польку ребята старшей группы.

♫ «Старинная полька» - старшая группа

Ну что ж, в Чехии хорошо, но нам надо лететь дальше. Заводите моторчики.

♫ «Самолеты» - игровое упражнение

А прилетели мы с вами в Австрию, и нас в национальных костюмах встречают гостеприимные австрийцы.

(прикрепить изображение)

Самый известный танец Австрии- вальс. Изначально танец назывался лендлер, но в начале ΧΙΧ века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс.

Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец.

Этот танец нам исполнит старшая группа.

♫ «Вальс дружбы» - старшая группа

♫ «Самолеты»- игровое упражнение

И прилетели мы с вами во Францию, где нас встречают французы.

(прикрепить изображение)

Один из самых известных французских танцев - менуэт. Ни один танец ΧVΙ- ΧVΙΙ вв. не был так популярен, как менуэт то поднимался на вершину танцевальной славы, то временно забывался, но никогда окончательно не вытеснялся другими танцами.

«Менуэт- это танец королей и король танцев» - так называли его.

Сейчас я вам исполню песню об этом танце. Она так и называется - «Песня менуэта».

♫ «Песня менуэта» - слушание

Во Франции есть еще одна мелодия, известная детям во всем мире, и мы сейчас все вместе ее станцуем.

♫ «Танец маленьких утят» - совместное исполнение по показу

Хорошо мы повеселились во Франции, но нам пора. Заводите моторы.

♫ «Самолеты» - игровое упражнение

И прилетели мы с вами в далекую Северную Америку. Здесь нас встречает ковбой - житель Северной Америки. И танец ковбоев нам покажет старшая группа.

♫ «Лихие ковбои» - девочки старшей группы

Очень зажигательный танец, но нам надо отправляться дальше. Заводите моторчики.

♫ «Самолеты» - игровое упражнение

Прилетели мы в солнечную, знойную Испанию. Нас встречают испанцы. Они очень любят танцевать, даже на картинке изображены в танце.

(прикрепить изображение)

У этого народа тоже очень много ярких национальных танцев: это фламенко, хабанера, сегидилья. Но мы с вами познакомимся с испанским танцем через балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Балет- это спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство.

Балет «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В ней все события происходят в новогоднюю ночь, в доме девочки Мари, а после праздника ей снится волшебный сон об удивительных приключениях: новогодний праздник, сражение Щелкунчика с мышиным королем, встреча с прекрасным принцем, а затем посещение сказочного города под названием Конфетенбург.

Представьте, что мы с вами оказались перед воротами города Конфетенбурга. И для всеми любимого нами шоколада П. И. Чайковский сочинил «Испанский танец», потому что тогда считалось, что самый лучший шоколад нам привозят из Испании. И сейчас мы посмотрим, как танцуют испанский танец в балете «Щелкунчик».

♫ Видеофрагмент балета «Щелкунчик» - «Испанский танец»

♫ «Самолеты» - игровое упражнение

И прилетели мы с вами в Китай, где нас встречает Китаянка.

(прикрепить изображение)

В Китае тоже немало народных танцев, но мы опять обратимся к балету «Щелкунчик». Ведь всех, кто попадает в Конфетенбург угощают всякими сладостями с чаем. А чай в нашу страну был давным- давно завезен из Китая. Поэтому в балете есть «Китайский танец», который по-другому называется «Танец чая». Послушайте, как композитор передает в музыке восточный колорит: музыка звучит в высоком регистре, и исполняет главную мелодию флейта-пикколо. Это флейта, но меньшая по размеру, и звук у нее выше, тоньше.

И конечно же, посмотрите танец, в котором как будто подпрыгивают куклы - китайские болванчики.

♫ Видеофрагмент балета «Щелкунчик» - «Китайский танец»

Захватывающий танец, но нам надо спешить. Заводите моторчики.

♫ «Самолеты» - игровое упражнение

Посмотрим, куда же мы прилетели. Ребята, мы с вами вернулись домой, в Россию, в наш уютный детский сад. Давайте с вами вспомним, где же мы успели побывать и с какими танцами познакомились?

(дети называют)

Считаю, что наше путешествие было очень ярким, запоминающимся, правда, ребята?

(ответы детей)

Как-нибудь мы его обязательно повторим!

Наталья Михайловна

Цели:

1. Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям.

2. Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Задачи

Образовательные:

1. Дать элементарные представления о странах: Австрия, Франция, Испания, Китай.

2. Закреплять знания о родной стране.

3. Расширять представления об искусстве, знакомить детей с традициями и обычаями народов других стран мира.

4. Познакомить с понятием «балет». Показать фрагменты балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

5. Разучить с детьми элементы менуэта.

6. Закрепить знания о жанрах музыки.

Развивающие:

7. Совершенствовать умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

8. Развивать навыки танцевальных движений.

9. Развивать представления о танцевальных жанрах, умение различать вальс, менуэт, испанский танец, хоровод.

Воспитательные:

10. Воспитывать толерантность и интерес к людям разных национальностей, их культуре.

11. Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

12. Воспитывать интерес к танцевальному творчеству.

Предварительная работа: знакомство с понятием «танец», прослушивание танцевальных произведений, беседа о них, разучивание танцев.

Инвентарь и оборудование: глобус, фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, приборы для чайной церемонии.

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского. Садятся на стульчики.

М. Р: Здравствуйте, ребята! (Пропеть)

Дети: Здравствуйте! (Пропевают)

М. Р: Музыка – удивительная страна, где живут много звуков и мелодий. Композитор Д. Кабалевский говорил о том, что музыка основывается на трех жанрах. Каких жанрах, расскажите мне, пожалуйста?

Дети: Песня, танец, марш.

М. Р. : Правильно, давайте сейчас их вспомним.

Проводится дидактическая игра «Угадай жанр музыки».

М. Р: Сегодня наше занятие посвящено такому прекрасному жанру как танец. Кто из нас не любит танцы! Все любят! Нам нравятся танцы детские и молодёжные, современные бальные и эстрадные. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танцы. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра. В старину без танца не обходился ни один бал. Помните, как Золушка на балу увлеклась танцами? Она даже забыла предупреждение доброй Феи.

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным странам мира, но не просто так, а чтобы узнать, какие танцы у какого народа.

Наше путешествие мы назовем «Танцы народов мира».

Вот наша карта мира. (Показывает на экране). А это её уменьшенное изображение - волшебный глобус. (Показывает глобус). Он напоминает по форме нашу Землю, здесь обозначены все страны, которые есть на нашей планете. Предлагаю вам узнать, какие танцы танцуют люди в разных странах. Как вы думаете, на чем можно будет быстрее всего добраться до нужного континента?

Дети отвечают.

Конечно, мы полетим на самолете. Давайте произнесём волшебные слова: Глобус, глобус, завертись, путешествие, начнись!

Дети: Глобус, глобус, завертись, путешествие, начнись!

М. Р: Приготовили свои самолётики. Мы полетим в первую страну. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)

А прилетели мы с вами в Австрию, и нас в национальных костюмах встречают гостеприимные австрийцы. (дети садятся на стульчики)

(на экране изображение бала, где дамы в пышных платьях)

Самый известный танец Австрии- вальс. Изначально танец назывался лендлер, но в начале века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс.

Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. Давайте его станцуем.

Дети исполняют вальс.

Проводится игровое упражнение «Самолеты»

Вот прилетели мы с вами во Францию, где нас встречают французы. (дети садятся на стульчики)

(на экране изображение французов и менуэта)

Один из самых известных французских танцев – менуэт. Ни один танец V- V вв. не был так популярен, как менуэт. То он поднимался на вершину танцевальной славы, то временно забывался, но никогда окончательно не вытеснялся другими танцами.

«Менуэт- это танец королей и король танцев» - так называли его.

Сейчас мы послушаем песню об этом танце. Она так и называется – «Песня менуэта».

«Песня менуэта» В. Никулин - слушание

А сейчас давайте встанем парами и поучимся исполнить некоторые движения этого танца. (Дети встают на танец.)

Дети разучивают шаги, поклоны, реверанс.


Ну что, ребята, пришло время прощаться с этой замечательной страной.

Проводится игровое упражнение «Самолеты»

Прилетели мы в солнечную, знойную Испанию, где нас встречают испанцы. (дети садятся на стульчики)

В Испании есть традиционное зрелище боя быков, которое называется коррида, что обозначает «бежать». Это опасный спорт, грациозное искусство, сравнимое с балетом, и воплощение многовековых традиций. Тореадор как бы вступает в схватку с опасным животным, маневрируя и ускользая от быка. В этом спорте зародился характер испанцев, который они стали воплощать и в своих танцах.

У этого народа очень много ярких национальных танцев: это фламенко, болеро, пасадобль. Но мы с вами познакомимся с испанским танцем через балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

(на экране фото фрагмента из балета)

Балет - это спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Всё действие на сцене происходит без слов. Актёры передают сюжет с помощью танца.

Балет «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В ней все события происходят в новогоднюю ночь, в доме девочки Мари, а после праздника ей снится волшебный сон об удивительных приключениях: новогодний праздник, сражение Щелкунчика с мышиным королем, встреча с прекрасным принцем, а затем посещение сказочного города под названием Конфетенбург.

Представьте, что мы с вами оказались перед воротами города Конфетенбурга. И для всеми любимого нами шоколада П. И. Чайковский сочинил «Испанский танец», потому что тогда считалось, что самый лучший шоколад нам привозят из Испании. И сейчас мы посмотрим, как танцуют испанский танец в балете «Щелкунчик».

Видеофрагмент балета «Щелкунчик» - «Испанский танец»

Замечательно. Но нам пора лететь дальше. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)

Проводится игровое упражнение «Самолеты»

И прилетели мы с вами в Китай. (Дети садятся на стульчики)

(на экране появляется изображение китайского танца.)

В Китае тоже немало народных танцев, но мы опять обратимся к балету «Щелкунчик». Ведь всех, кто попадает в Конфетенбург угощают всякими сладостями с чаем. А чай в нашу страну был давным - давно завезен из Китая. Поэтому в балете есть «Китайский танец», который по-другому называется «Танец чая». (Звучит китайская музыка выходит китаянка)


Китаянка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Китаянка: Или как говорят у нас в Китае «Ни хао». Меня зовут Ниу, я живу в Китае и хочу вас сегодня познакомить с нашей традицией – церемонией чаепития. (Подходит к столу с приборами)

Чайная церемония (Гун Фу Ча) издревле была больше, чем просто приготовление и употребление чая. Само значение слова на китайском языке говорит о том, что это высокое искусство, своего рода ритуал для всех участников. Китайцы предпочитают чай в любое время года, ведь если нужно, он согреет, а если жарко, поможет утолить жажду. Быстрый темп современной жизни приучил нас к чаю, который заваривается в пакетиках и пьется быстро. Это не правильно. Чай нужно готовить и пить не спеша.

Около трех тысяч лет тому назад, люди открыли для себя пользу, получаемую от использования чайного куста. В самом начале употреблялись не только листья, но и ветки кустарников, которые бросали в кипящую воду, чтобы добиться лечебного эффекта. На вкус, питье было очень неприятным и сильно горчило. Листья также ели с обычной едой по причине того, что тогдашние сорта растения не подходили для заваривания и наслаждения вкусом напитка. А вот позднее, когда были выведены более привычные для нас виды растений, и зародилась история приготовления напитка.

Как приготовить вкусный чай? (С этого места всё показывать)

В первую очередь нужно запомнить, что чайную церемонию должен проводить взрослый человек! Берём необходимую посуду и атрибуты (Глиняный, стеклянный чайник, чашки, тарелку для слива воды, щипцы, пиалку с заваркой, чайник с горячей водой).

Чтобы насладиться ароматом чайных листьев (цветков, мы должны его понюхать. (пройти по гостям и детям). Чтобы чай смог раскрыть все свои вкусовые ноты, мы должны заваривать его в горячей посуде. Для этого мы обдадим всю посуду горячей водой. (Обливает, сливает). Теперь, когда заварник и чашки готовы, мы засыпаем наши чайные листья (цветки) в заварник и заливаем их кипятком. Пока цветок раскрывает свои лепестки, хочу вам рассказать, что чай в Китае был не всегда общедоступным, в старину его пили только богатые люди. Примерной датой его распространения среди обычного населения Китая считают I век до н. э., времена правления династии Хань. Примерно тогда же, китайцы научились сушить чайные листья и перемалывать их. Полученный порошок заваривали в кипятке. Чтобы разнообразить вкус напитка, к нему начали добавлять цитрусы и имбирь. (Переливает чай из заварника в чайник, а из чайника по чашкам). Популярность чая привела к зарождению искусства его приготовления, люди стали сочинять о нем песни и изображать на рисунках.

Первый, слегка заваренный, чай пить не принято, мы его сливаем. (Выливает из всех ёмкостей всё в тарелку для слива воды). Теперь снова наполним заварник горячей водой, немного подождем, чтобы листья чайного цветка окончательно открылись и только потом переливаем в чайник. (Переливает). Теперь из чайника разольем чай по чашкам, насладимся его ароматом (проходит мимо детей с подносом, на котором чашки с чаем) и угостим наших гостей. А вы, ребята, попробуете наш чай в группе. Спасибо, что заглянули к нам в гости в Китай. До свидания!

М. Р: Ну, а мы продолжим наше путешествие. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)

Проводится игровое упражнение «Самолеты»

Посмотрим, куда же мы прилетели? (Дети стоят, смотрят на экран)

(на экране картинка с березовой рощей)


Ребята, мы с вами вернулись домой, в Россию. Издавна на Руси танцевали: это были и быстрые, задорные плясовые, и русские народные лирические танцы, хороводные, парные, с различными предметами: с венками, с корзинками, с цветами, а также с платками. Многие из них мы с вами танцевали, и сейчас давайте поводим хоровод.

Дети водят хоровод. (дети садятся на стульчики)

Давайте с вами вспомним, где же мы успели побывать и с какими танцами познакомились?

(дети называют)

Считаю, что наше путешествие было очень ярким, запоминающимся, правда, ребята?

(ответы детей)

Как-нибудь мы его обязательно повторим!

А сейчас давайте пройдём в группу, где попробуем наш китайский чай с русским угощением!

(Дети уходят в группу)

танцы народов мира в переложении для детей России

Елена Поплянова (Челябинск)

Три года назад появилась на свет рукопись книги «Давай, Земля, покружимся!» Появилась она неспроста. Вот уже десять лет в моей фонотеке бережно хранятся кассеты, привезённые с Орф-семинаров, с музыкой танцев народов мира. Мои ученики – счастливчики, они с радостью общаются с этой удивительной красоты музыкой, имеют возможность танцевать и музицировать под неё. Но их число ограничивается несколькими десятками человек. Несправедливость по отношению ко всем остальным заставила меня сесть за инструмент и сделать лёгкие переложения и аранжировки музыки народов мира для фортепиано с учётом возможностей самых неискушённых музыкантов. С проделанной работой я и пришла в челябинское издательство «MPI». А там как будто меня и ждали. Директор, показал мне американские ноты популярных мелодий песен и танцев мира в переложении для фортепиано и спросил: «Можем ли мы сделать нечто подобное?» Я молча вынула рукопись, мы понимающе переглянулись, и – за дело!

Через полгода родилась серия из семи книг «Давай, Земля, покружимся!», куда вошли сто тридцать песен, танцев и мелодий народов мира всех континентов. Работать было чрезвычайно интересно и радостно. сделала уникальные иллюстрации ко всем книгам. В них она нарисовала соответствующие каждому народу костюмы, изобразила исторические места, о которых идёт речь в произведениях, словом создала универсальную энциклопедию национального колорита народов мира. Чуть позже появилась идея проводить семинары для учителей музыки обычных и музыкальных школ и музыкальных работников детских садов на основе этой музыкальной антологии. Идея эта связана с тем, что исполнять народные танцы в том виде, в котором они существуют в культуре той или иной национальности маленьким детям без хореографической подготовки зачастую трудно. Но нет ничего невозможного для тех, кому очень хочется. За многие годы работы с малышами накопилось большое количество адаптированных танцев для детей самого разного возраста и подготовки. Многие из них «обросли» текстами на русском языке . Это естественно, ведь когда ребёнок проговаривает те действия или движения, которые исполняет, ему легче их запомнить. Некоторые танцы превратились в музыкальные игры. Словом, фантазия на темы танцев народов мира «бьёт ключом». Это подтвердили и семинары, которые мне посчастливилось провести в 2006 году в Перми и Озёрске. Проекты, сделанные их участниками, достойны самого внимательного изучения.

С удовольствием познакомлю читателей «Вестника» с фрагментами своего «танцевального» семинара и с книгами из серии «Давай, Земля, покружимся!». Тем более что 2 ноября в Москве, в Театральном центре на Страстном бульваре, за эти книги я получила Диплом и медаль «За вклад в отечественную культуру» от председателя жюри, актёра. Это событие было итогом Всероссийского конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова», где я приняла участие в номинации «просветительская деятельность».

Итак, начну сначала. А «сначала» – значит, с предисловия, которое сопровождает всю серию:

«У каждого человека есть родина.

Для одних – это дом, в котором прошло детство, для других – город, в котором они живут, третьи считают родиной край, где родились…

А если вдуматься, то все люди живут на одной Земле. На этой удивительной планете, которая так щедро делится всеми своими богатствами. А люди в благодарность посвящают ей свои стихи, слагают песни, сочиняют музыку.

Проходят века, рождается новое поколение, а музыка, созданная предками, остаётся такой, какой её слышали прадеды, и берёт она за душу своей искренностью и красотой. Ведь сочиняли её с любовью и добрым сердцем те, кто умел радоваться жизни и находить в ней даже в самые трудные минуты частичку живого огня.

Музыкальные пьесы, собранные в серии «Давай, Земля, покружимся!», – лишь малые искорки того огня творчества, который по сей день согревает и украшает нашу планету. Моя задача состояла в том, чтобы донести этот огонь до вас».

Открывает серию книга под названием «Бабушкин сундучок». Это единственный сборник, в котором нет народных мелодий. Все пьесы авторские, но написаны в народном духе. Сама же книга может служить маленькой энциклопедией детского русского фольклора.

Следующая книга называется «О чём поёт соловушка?» В ней собраны песни и танцы народов России. Это не только русские народные произведения, но и музыка Башкирии , Карелии, Якутии, Чувашии и др.

Предлагаю свой вариант обыгрывания «Песни про Дрёму», которая встретится на страницах книги.

С помощью считалки дети выбирают Дрёму. Становятся перед ним в ряд. Дрёма запоминает, в какой последовательности стоят ребята, и отворачивается. Дети поют первый куплет песенки и меняются местами:

Сидит Дрёма, сидит Дрёма,

Сидит Дрёма на скамейке,

Сидит Дрёма на скамейке.

После того, как произнесено слово «да», Дрёма поворачивается к участникам игры и пытается понять, кто же стоит не на своём месте. Угадал – выбирает нового Дрёму. Нет – игра повторяется, поётся второй куплет:

Вяжет дрёма, вяжет Дрёма,

Вяжет Дрёма рукавицы,

Вяжет Дрёма рукавицы

После слова «год» Дрёма делает вторую попытку. Для начала игры лучше не делать больше двух-трёх замен. После второго куплета Дрёма в любом случае меняется с другим участником игры, чтобы всем ребятам дать возможность «поводить». Задачкой для сонного Дрёмы может быть не только перестановка участников игры. Это могут быть различные предметы в руках детей или, расставленные на стульях. Возможно, дети примут какие-то выразительные позы (поднятые руки, сидение на корточках и т. д.) В качестве атрибута Дрёмы могут быть спицы с вязанием, тогда они передаются каждому следующему «водящему». Такая игра хорошо развивает внимание, память и фантазию.

Название третьей книги, «На мосту Авиньона» , подсказывает нам, что путешествие продолжается в европейской части Земли.

Из этой книги хочу предложить вашему вниманию «Португальский танец» (стр.18), который превратился в игру «Великан и гномики»:

С помощью считалки выбирается Великан. Он становится в центр круга. Дети-гномики, взявшись за руки, на цыпочках водят вокруг него хоровод. Великан стоит с закрытыми глазами и вытянутой рукой, в которой может быть «волшебная великанская палочка». Он поёт под музыку:

На кого из вас

Покажу сейчас,

Должен в тот же миг

Станцевать для нас.

После этих слов гномики останавливаются. На кого Великан показывает, тот придумывает движение и поёт:

Ну-ка, гномики-друзья,

Повторяйте всё как я.

После чего, все остальные дети повторяют движение со словами:

Мы весёлою гурьбой

Повторяем за тобой.

В то время, пока все гномики повторяют движения, Великан меняется местами с гномиком-солистом и игра продолжается. Только подскажите «водящему гномику», что движения должны быть однородными (только хлопки, только притопы или только прыжки и т. д.), для того, чтобы остальные ребята смогли их запомнить и сразу же повторить.

«Что такое йойку?» - так называется четвёртая книга, и вместе с ней мы продолжаем путешествие по странам Европы. Для тех, кто был на семинарах Сойли Перкио из Финляндии, ответить на вопрос, что такое йойку, не составит труда. Остальным – адресовано предисловие.

ЧТО ТАКОЕ ЙОЙКУ И КАК ДОТРОНУТЬСЯ РУКОЙ ДО ЗВЁЗД?

«Если спросить: что вы знаете о Лапландии, первое, что приходит в голову, – это т о, что Лапландия – родина Санта-Клауса. А ещё – это царство Снежной Королевы, царство льда и снега. Люди в Лапландии носили одежду из оленьих шкур, жили в чумах и питались рыбой.

Так было в давние времена.

Зимними вечерами лапландцы собирались у костра и под мерное звучание барабана пели йойку – протяжные, красивые мелодии. Чем громче бил барабан, тем настойчивее звучала музыка, то разрастаясь в многоголосие, то сливаясь в одну мелодическую линию. Слов у йойку как таковых не было, пели на различные слоги или звуки, но вкладывали в это пение все свои мысли и душу. Сыграйте «Йойку», и, может быть, вам откроются мысли старых лапландцев.

Удивительное всё-таки свойство музыки: без кисти и палитры рисовать красочные картинки. Вот мерцающие звёзды в ночном небе Норвегии, и можно дотронуться до них рукой, вот весенний ветер пропел свою взволнованную песню, а кто-то из жителей Швеции запомнил её и передал другим.

Так и странствуют по свету мелодии, родившиеся в горах Швейцарии и над озёрами Финляндии, под ярким солнцем Болгарии и среди снегов Лапландии. Попробуйте путешествовать вместе с ними. А вдруг вам повезёт, и вы сможете дотронуться рукой до звёзд?»

А пока предлагаю чешский танец «Будь со мной» (стр.8). Его могут танцевать даже очень маленькие дети – двух-трёх лет:

Будь со мной, будь со мной.

Я хочу плясать с тобой

Дети дважды поют эти строчки (8 тактов) и одновременно подпрыгивают, взявшись за руки с партнёром. А партнёром может быть и мама (если танцует малыш), и другой ребёнок. Всего, желательно, чтобы получилось 16 прыжков. Следующая часть танца исполняется с таким текстом:

Правой ножкой: топ-топ-топ,

И ладошками – хлоп, хлоп.

Здесь текст говорит сам за себя. 9-10 такты дети топают правой ногой 4 раза, руки могут быть на поясе у мальчиков, а девочкам лучше взяться за платьице. 11-12 такты все хлопают в ладоши четырежды. Последняя часть танца исполняется со словами:

Повернись, покружись

И остановись.

На первую строчку дети, взявшись за руки с партнёром, кружатся на цыпочках. На вторую – останавливаются и приседают на корточках, замерев в такой позе на два последних такта. Затем весь танец повторяется столько раз, сколько захотите. При желании можно поменяться партнёрами. Текст танца незатейливый, и если вы придумаете лучше, чем я - танцуйте со своими стихами. Удачи!

А сейчас хочу рассказать о том, как появилась целая коллекция поэтических версий финского танца «Рулатэ» (стр.22). Но сначала о самом танце. Дети парами распределяются по кругу. Взявшись за руки «лодочкой», качаются из стороны в сторону на сильную долю 4 раза (1-4 такты), затем в паре на носочках кружатся вправо (5-8 такты). Следующие 4 такта снова качаются и ещё 4 такта кружатся в левую сторону. Эту часть мы назовём – «А». Далее следует часть «Б». Дети стоят друг против друга так, что образуется внутренний и внешний круг. На сильную долю все делают хлопок, затем – ладошки встречаются с ладошками партнёра. Эти движения повторяются четырежды (1-8 такты). Затем, спрятав руки за спину, дети одновременно с прыжком выставляют поочерёдно то носочек правой ноги, то носочек левой (4 раза): как бы хвастаясь – посмотри какие у меня туфельки! И последние 4 такта танца – топают на месте на каждую долю такта (кроме последнего, в нём – один притоп). Всего получается 10 притопов. Дальше танец повторяется. Однако, если «танцующие» уже опытные, можно предложить более сложный конец с переходом. Тогда на последние 4 такта дети, стоящие во внешнем круге переходят вправо на одного человека, а те, кто во внутреннем – стоят на месте и машут партнёру рукой, как бы прощаясь.

Когда этот танец был разучен в городе Перми, я призналась, что не успела придумать к нему текста, и предложила желающим его сочинить. И тут участники семинара так разошлись, что появилось сразу несколько вариантов! Я не знала, какому из них отдать предпочтение, поэтому решила, что пригодятся все на разные случаи. Судите сами:

За руки дружно с тобою возьмёмся,

Будем кружиться мы в танце легко.

Глядя друг другу в глаза, улыбнёмся,

Как танцевать нам с тобой хорошо!

Пусть наши руки навстречу друг другу

Дружно взлетят высоко-высоко.

Весело прыгать с тобою мы будем,

Делай как я – это очень легко!

Татьяна Ощепкова

Мы на качелях с тобою качались

Вправо и влево, назад и вперёд.

Славно друг другу и всем улыбались.

Дружный, весёлый, счастливый народ!

Елена Томилова

Лёгкою лодочкой кружимся в танце.

Вместе кружиться нам так хорошо!

Я загадала сегодня желанье,

Чтобы нам встретиться в танце ещё.

А эти строчки просто сами просятся для праздничного исполнения танца:

В зале нарядные люстры сверкают,

Крыльями бабочек платья шуршат.

Лёгкие туфельки в танце мелькают,

Щёки партнёров румянцем горят.

Плавно качается лодка рыбачья,

В море уходит семья рыбака.

Рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула.

Ветер попутный, лови паруса!

Вышла на берег седая рыбачка,

Смотрит на волны спокойно она.

Рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула.

Ветер попутный, лови паруса!

И улыбнулась седая рыбачка,

Парус родной показался в дали.

Рулатэ, рулатэ. Ветер попутный,

Лодке вернуться домой помоги!

Лодочка плавно по кругу качает,

Справа налево, тебя и меня.

Лихо в ладошки с тобой мы ударим.

Финскую польку мы спляшем, друзья!

Последняя книга с Европейскими танцами называется «Как женился наш комарик?»

Я расскажу, как мы с детьми танцуем и поём польский танец «Сапожник» (стр.26). Дети распределяются парами свободно в пространстве или по кругу. Договариваются о том, кто из них будет Сапожник, а кто – посетитель. Первые два такта – стук в воображаемую дверь сапожной мастерской. Затем 4 такта мелодии, на которую посетитель поёт:

Здравствуйте, Сапожник.

Сшейте башмаки.

Во время пения он выставляет правую ногу вперёд, чтобы Сапожник осмотрел её. А Сапожник в это время становится на одно колено и разглядывает обувь посетителя. Затем берёт воображаемый молоточек и начинает им постукивать, напевая песенку на мелодию следующих 8 тактов:

На все руки я мастак.

Тук-тук, тук-тук, так-так, так-так,

И готов башмак.

После этого оба берутся за руки, кружатся, подпрыгивая, и поют (ещё 8 тактов):

Ах, какая красота,

Как весело, как радостно!

Можно прыгать до утра,

Спасибо и пока!

С последней строчкой машут друг другу рукой и расходятся. Дальше танец продолжается с новой парой. Если дети стоят по кругу, то переход можно осуществлять, двигаясь вправо на одного человека тем, кто стоит во внешнем круге. Те, кто оказался во внутреннем, ждут следующего партнёра-посетителя. Если же пары расположены хаотично, то выбор партнёра происходит по обоюдному желанию. Но на этом правила танца-игры не кончаются. Ведущий объявляет, что сейчас к Сапожнику пришёл Великан. И тогда все движения, манера исполнения становятся такими, чтобы соответствовать образу: Сапожнику придётся забивать большущие гвозди и танцевать с Великаном, делая огромные прыжки.

В следующий раз посетителем может оказаться Гномик, Старушка или Медведь. Словом, тот, кого вы сами захотите изобразить. Не забудьте только войти в образ и поменять местами Сапожника с посетителем. Помните, дети любят разнообразие.

Шестая книга называется «В гостях у Джонни Брауна», и это имя нам подсказывает, что мы в гостях у народов Америки.

Заглянем на праздник бразильских ребятишек, которые танцуют танец «Ножка» (стр.6). Дети, взявшись за руки, образуют круг, поют песенку и выставляют поочерёдно то правую ножку на носочек (первые 6 тактов), то левую (следующие 4 такта):

Какие туфельки красивые на них!

Ах, посмотрите, посмотрите мне на ножки,

Вы не найдёте больше туфелек таких.

После этих слов все идут по кругу вправо (два такта), затем влево (ещё два такта), напевая:

Они шагать умеют вправо,

И покружиться на носочках

Они умеют так умело.

Вот и весь танец: простой и трогательный, как родниковая вода.

И завершает серию «Давай, Земля, покружимся!» книга, объединяющая музыку Африки, Азии и Австралии. Она называется «Там, где лето круглый год».

КТО РАЗГАДАЕТ ТАЙНУ ДАЛЬНИХ СТРАН?

«Помните, как в детстве нам впервые читали строчки про Африку?

«Маленькие дети! Ни за что на свете Не ходите в Африку, В Африку гулять! В Африке акулы, В Африке гориллы, В Африке большие Злые крокодилы Будут вас кусать, Бить и обижать…»

В моём детском сознании ещё долго жило ощущение того, что Африка и другие дальние страны – это что-то таинственное, пугающее и очень опасное.

Если бы тогда мне кто-нибудь напел или сыграл народные мелодии этих стран, думаю, мои ощущения были бы другими. Сколько красоты и изящества, лирики и лёгкости в замысловатых мелодиях народов Азии! А какие причудливые ритмы и в то же время удивительная простота мелодий в африканских песнях и танцах!

Мне хочется, чтобы музыка, представленная в этом сборнике, стала началом знакомства с экзотической культурой народов этих стран.

Наше музыкальное путешествие заканчивается мелодиями из Австралии. И это не случайно. Мне кажется, что музыка, рождённая на этом материке, остаётся пока самой загадочной для людей планеты. Может быть, тот, кто сыграет всего лишь две австралийские мелодии из этого сборника, откроет нам когда-нибудь тайны всей музыкальной культуры Австралии?

А пока пусть наша планета кружится, а вместе с ней будем кружиться и мы под прекрасные мелодии, созданные жителями Земли!»




Top