Музыкальные вечера для детей. Защитникам Родины посвящается (сценарий театрализованного литературно-музыкального вечера)

Мария Гумирова
Проект «Мой мой родной город»

Актуальность темы

Одним из ведущих условий патриотического воспитания детей является их ознакомление с историей родного края . Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества.

В огромном мире у каждого есть своя малая Родина, и мы несем по жизни в сердце ее частицу. Воспитать в ребенке патриотические чувства означает воспитать привязанность и любовь к малой Родине. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, нам необходимо сделать немало, чтобы они полюбили то место, где родились и живут.

Чтобы вызвать интерес к родному городу , необходим подбор материала, который был бы доступен для восприятия ребенка, оставлял яркие впечатления. Это могут быть образы природы, общественные события, традиции, труд близких людей. Полученные знания о родном городе будут способствовать воспитанию у дошкольников таких чувств как привязанность, любовь к родному краю .

Проблема :

Дети не задумываются о том, что город , в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Участники проекта :

Воспитанники старшей группы;

Родители;

Воспитатели группы;

Социальные партнеры.

Социальные партнеры :

Детская библиотека;

Музеи города ;

Экскурсия по достопримечательностям города .

Цель проекта :

Сформировать первичные представления детей старшего дошкольного возраста о родном городе .

Задачи :

Обучающие задачи :

Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о своем городе ;

Расширять знания детей об историческом прошлом родного города ;

Познакомить детей с достопримечательностями города Асбеста ;

Познакомить детей с символикой (флаг, герб, гимном) города ;

Познакомить с промышленностью города .

2. Развивающие задачи :

Расширять и обогащать словарь;

Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми;

Вызвать у детей познавательный интерес, желание узнать новое о том, где они родились и живут;

3. Воспитательные задачи :

Воспитывать у детей чувство привязанности к своему родному городу ;

Воспитывать у воспитанников чувство гордости за свой город ;

Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

Планируемый результат.

1. Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города ;

2. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы;

3. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме;

4. Участие семей воспитанников в воспитательно - образовательном процессе;

План реализации проекта

Этапы Деятельность

дети родители педагоги

1. Органи-зационный Беседы на тему :

- «Улицы города » ;

- «Достопримечатель-ности» ;

- «Символика города »

Просмотр презентаций. Информирование родителей о проекте : обсуждение темы проекта , путей решения, возможностей для реализации Определение темы проекта .

Формулировка цели и задач. Составление плана основного этапа проекта .

Опрос детей.

Подбор инструментария.

2. Планиро-вание деятельности Самостоятельная и творческая деятельность Беседы с родителями о необходимости участии их в проекте . Проведение совместной деятельности по плану.

Заключи-тельный

Опрос детей по теме на знания, полученные в ходе реализации проекта . Творческие работы с детьми Спортивная эстафета «Мой город »

2. План осуществления проекта (основной этап)

Сроки/ дата Совместная деятельность Самостоятельная/Свободная творческая деятельность детей Совместная работа родителей с детьми

Образовательная деятельность в режимные моменты Непосредственно-образовательная деятельность

07.11 Рисование : «Дома на нашей улице» . Беседа «Моя малая родина» С/и «Семья» .

Пословицы, поговорки о городе .

Прослушивание и заучивание гимна

Настольная игра «Город » , лото «Профессии»

Игра «Доскажи словечко» , собери картинку

Д/и «Что нужно для работы»

Рисование по желанию детей Разучивание стихотворений.

Чтение произведений про город

Оформление и представление мини проектов о названии улицы где живут дети

Оформление альбома «Улицы нашего города »

Спортивное мероприятие «Мой город »

08.11 Беседа «Мой город » Конструирование «Домик»

09.11 Чтение рассказа «Наше отечество» Ушинский К. Д. Аппликация «Дома на нашей улице»

10.11 Просмотр презентации «история города от Кудельки до Асбеста» Рисование «Сказочный домик»

11.11. Тематическая прогулка по улицам города Беседа «Улицы нашего города »

14.11. Просмотр презентации «Природа нашего города » Беседа «Достопримечате-льности города »

15.11. Знакомство с символикой нашего города Рисование «Ночной город »

16.11. Рисование «Профессии» Беседа на тему «Профессии нашего города »

17.11. Посещение ДК, работа по проекту «Мой город » Конструирование «Высотное здание»

18.11. Чтение «Моя родина» Пришвин М. М. Беседа «Родной город »

3. Итоги проекта :

18.11. – пройдет спортивное мероприятие «Мой город » .

Публикации по теме:

«Город мой любимый, город мой родной». Развлечение в старшей группе «Город мой любимый, город мой родной» Развлечение в старшей группе. Составители: Подорожкина Наталия Леонидовна музыкальный руководитель.

Проект на тему: «Наша Родина – Россия. Мой родной город – Сертолово.» группы компенсирующей направленности «Цветики» № 9» Проблемное поле:.

НОД «Судак - родной город!» Конспект НОД для детей подготовительной группы «Судак – родной город» Цель: Обобщать знания о Судаке, познакомить детей с достопримечательностями.

Образовательный проект для детей подготовительной к школе группы «Мой родной город Гулькевичи» ПРОЕКТ «Мой родной город Гулькевичи» Актуальность проблемы. «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К. Паустовский.

Пролог.

На экране – заключительные кадры х/ф “Офицеры”, на фоне которых звучит песня “От героев былых времен…”

Затем на сцену выходит юноша с гитарой, он перебирает струны гитары и читает стихи А. Макаревича.

Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Гитара замолкает.

Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной.

Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить.

На сцену поднимаются ведущие в солдатских пилотках.

1-й ведущий.

Память, память за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

2-й ведущий.

Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: “Победа”.
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: “Победа!”.

1-й ведущий. (обращаясь ко 2-му ведущему).

Ты помнишь этот день?

2-й ведущий. Нет, я не помню. Я родился в 1990 году.

1-й ведущий. И я не помню. Я родилась в 1991 году.

2-й ведущий. Мы никто не знаем войны, но (обращаясь к зрителям ) мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война…

1-й ведущий. Война…

Звучит песня “Эх, дороги!..”

От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий. Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: “Ни шагу назад, за нами Москва!”

2-й ведущий. Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это разгром Квантунской армии, это память сердца всего народа.

1-й ведущий. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

2-й ведущий. 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.

1-й ведущий. Славным ветеранам Великой Отечественной посвящается.

2-й ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.

Сцена 1. “Ах, война, что же ты подлая сделала.”

Выпускной вечер. Танцуют девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. 5 пар. Шутки. Смех. Звучит фокстрот “Рио-Рита” (слова Геннадия Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс “Брызги шампанского”.

Юноши и девушки:

Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.
- Может, кто и замуж выскочит.
- Ага, или женится.
- Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду.Романтика.
- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?
- А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.
- А я мечтаю приносить людям добро.
- А я мечтаю о любви…
На сцене кружатся в вальсе выпускники. Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования .

Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю!

Десятиклассник. Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года. Школа № 2 г.Благовещенска, наш 10-й “А”.

Десятиклассница. Нас 35.

Десятиклассник. 17 девочек, 18 мальчиков.

Десятиклассница. Через 5 лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.

На фоне кадров военной кинохроники звучит голос Левитана (объявление войны).

Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Затем юноши и девушки разделяются на 2 группы, надевают пилотки и исполняют песню Б.О.Окуджавы “Ай, война, что же ты сделала, подлая…”.

На передний край сцены выходят 1 юноша и 1 девушка. Остальные уходят.

Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь!” Родина…

Девушка. Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Юноша. Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Инсценировка по мотивам повести Э.Казакевича “Звезда”.
<Приложение1>
По окончании– кадры х/ф “Звезда” (гибель Травкина)
Звучит песня В.Высоцкого “Он не вернулся из боя…”.

Сцена 2.Женщина и война.

Выходит женщина-мать, вся в черном.
Звучит “Аве, Мария”.

Мать.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет немил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого…
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами!
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое,
Где же ты?

Уходит под звуки “Аве, Мария” Дж. Верди.

На экране – кадры военной кинохроники о женщине в годы Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины.

2-й ведущий. 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою.

Звучит песня“Журавли”..

1-й ведущий.

Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Они прикрыли жизнь собою.
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Девочка из 10 “А”. Новый 1942 год из нашего класса не встретили многие. Погибли Рома Веселов, Миша Смирнов, Толя Рожков, Гриша Троепольский. От голода умер Валерий Павлович, наш любимый учитель физики, умерла Тоня Куликова, Зина Редькина, Валя Тенина, скончался в госпитале Леша Сидоров. К лету не останется в живых еще шестеро.

2-й ведущий: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

1-й ведущий. Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…

2-й ведущий: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

1-й ведущий: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

2-й ведущий: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

1-й ведущий: Об этом могут рассказать они сами.

Сцена 3. Дети войны.
Кинохроника заканчивается, на сцене зажигаются прожектора.
Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

Девочка: (Закутанная в шарфы, платки выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор щепок, поднимается по ступеням на сцену во время хроники). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила…

Мама: (во время слов девочки выходит на сцену, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу) Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.

Мама гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к маме, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям.

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).

Свет прожекторов гаснет. На экране хроника блокадного Ленинграда.
Звучит песня А.Розенбаума “Дорога жизни”.

1-й ведущий: Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети, раненые. Но не всем удавалось преодолеть этот путь.

2-й ведущий: На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – “Цветок жизни”. Это памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

На экране продолжается хроника.

1-й ведущий: Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой.

Инсценировка по мотивам повести В.Катаева “Сын полка”.
<Приложение3>

Разрывы снарядов.

1-й ведущий:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Сцена 4. Смерть и воин (по поэме А.Т.Твардовского “Василий Тёркин”).
<Приложение 4>.

Сцена 5. “Жди меня…”

1-й ведущий: (На фоне мелодии песни “Темная ночь”.) Странное и суровое время… И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить.

2-й ведущий: Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем.

Юноша и девушка по разные стороны от сцены. Он в военной форме.
Читают письма. Звучит музыка “Эхо любви” (муз. Е.Птичкина, слова Р.Рождественского).

Она: Дорогой мой!

Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.

Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу!

Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись.

Она: Какое это счастье – получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Любочка! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!

Она: Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе!

Он читает стихотворение К.Симонова “Жди меня”.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять, неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты
Спасла меня.

Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”, под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война.

1-й ведущий: И придет май 45-го. Вздохнет усталая земля, и солдаты, что уцелеют, вернутся с той проклятой войны.

Звучит песня “День Победы” Д.Тухманова.

Она: Из 35 человек нашего 10 А осталась в живых одна я, только я.

Он: Из моего поколения в живых осталось менее 3 %. Нам в 41-ом году было 17 лет.

Он: Я должен был выжить, чтобы встретиться с тобой.

Она: Мы будем жить с тобой долго и счастливо и радоваться жизни за всех, кто не вернулся с войны.

Сцена 6. Позови меня, Родина!

Ведущий. Прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы никогда на земле не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов.

На сцену поочередно выходят юноши в форме
воина Российской Армии.

На два года шинель.
На два года мундир.
На два года отца
Заменил командир.

Но вдали от родных,
От любимых вдали
Я теперь на виду
У родимой земли.

Раз доверил народ
Охранять свой покой,
Не гордиться нельзя
Мне судьбою такой.

Говорят – тяжело.
Говорят – далеко…
Ну, а что и кому
Достается легко?

Если в этом и долг,
И высокая честь,
Я всегда на приказ
Отвечаю лишь (все юноши, участники вечера, выходя на сцену, хором ): “Есть!”

Они поют песню “Русский парень”
На припев песни выходят и выстраиваются перед сценой и все девушки – участницы вечера.

Сценарий музыкального вечера в музыкальной студии МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие» «Давай устроим праздник..».

Это досуговое мероприятие для детей любого школьного возраста
Автор и составитель педагог дополнительного образования Васина Татьяна Николаевна.
Место работы: МБОУ ДОД ЦРТ «Созвездие» г Нижнего Новгорода

Описание материала: Предлагаю сценарий мероприятия для детей 7- 16 лет. Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, музыкальным руководителям ДОУ

Цель: Развивать коммуникативные навыки, аналитические и творческие способности детей.

Задачи: Повысить интерес к занятиям музыкой. Сформировать навыки концертных выступлений, приобрести опыт аккомпанемента.Ознакомить с правилами этикета в кругу друзей и незнакомых людей. Научить принимать гостей, быть радушным хозяином (хозяйкой),
Формирование навыков культуры общения и взаимоотношений с друзьями и сверстниками. Но моя гланая задача – сделать интересными, нужными и любимыми занятия фортепиано, увлечь детей музыкой, помочь организовать досуг среди близких им людей.

Ход мероприятия

Ведущая. Давайте устроим праздник?
Дети. Давайте!!!
Ведущая . Наверно будет достаточно пригласить к себе друзей или отправиться в гости… Вы никогда не задумывались, а зачем люди ходят в гости?
- На это есть много причин.
Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.
Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее.
А ещё привыкли люди делиться друг с другом хорошим и не очень
Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.
Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.
Ученик. "Национальные традиции гостеприимства у разных народов"
Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот откажется от подарка.
У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.
В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.
Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.
За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю.
10 простых правил для хозяев.
1. Улыбка - самое главное при встрече гостей!
2 .Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы никто не чувствовал себя брошенным и одиноким.
3. Общаясь с гостями не старайтесь говорить громче их - это не выгодно тебе же: кто говорит не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
4. Чем внимательнее ты будешь слушать собеседника, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
5. Если гость совершит какую-нибудь неловкость, не подавайте виду, что заметили это.
6. За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей
7. Любое блюдо - конфеты, пирожные, надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе
8. Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят. Ешь медленнее, чтобы не торопить их.
9. Принимая у себя дома ровесников, нужно продумать программу развлечений.
10. Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь
10 простых правил для гостей.
1. Приходи в гости по приглашению и без опозданий. Прийти раньше намеченного еще хуже, чем опоздать.
2. Если вы пришли с цветами, то, пожалуйста, не забудьте снять обертку заранее (пусть даже самую нарядную) и вручить их "живьем".
3. Когда тебя проводят в комнату, то следует сперва поздороваться с женщинами, а потом с мужчинами.
4. Веди себя сдержанно и скромно. Не клади ногу на ногу, не держи руки в карманах. Не следует много и громко говорить, смеяться без повода. Ни к чему впадать и в другую крайность.
5. Помни, что если кто-то из других гостей тебе не приятен, не подчеркивай этого, иначе поставишь в неудобное положение хозяев дома.
6. Ешь то, чем угощают, не крути носом. Но при этом будь бдительным, чтобы хозяева не положили тебе в тарелку то, что ты просто не переносишь.
7. Сидя за столом, не тянись первым за самым вкусным и не накладывай в тарелку самую большую порцию.
8. Не будь ломакой! Если ты умеешь петь или играть, то не отказывайся, когда тебя об этом просят. Постарайся доставить удовольствие присутствующим
9. Постарайся избежать обсуждения гостей, которые уже ушли. Если тебе не понравилось в гостях или было скучно, то не рассказывай об этом другим.
10. Не следует напрашиваться в гости самим, а так же продлевать свой визит до бесконечности
Ведущая. Принимая у себя дома своих друзей, нужно продумать не только чем угостить, но и чем занять гостей, продумать программу развлечений.
1. Предложить представиться каждому гостю в стихотворной форме, если у кого-то не получится - все дружно ему помогают.
Зовут меня Варюшка.
Люблю я кушать плюшки.
Румяная, смышлёная,
Для всех я суперклёвая.
Я – Марианна.
Играю на
Фортепьяно.

Меня зовут Артак,-
Я болею за «Спартак»!
Я, Самойлов Кирилл,
С детства музыку любил.
Мама с папой понимали,
Меня в студию отдали.
Я теперь для них артист,
Их любимый пианист.
Пьесы я сейчас учу,-
Пианистом стать хочу!
Зовут меня Алёша.
Я умный и хороший.
Меня зовут Серёжа,
У меня есть брат Алёша.
Алина – будто викторина,
Загадочна, умна
И красива я.
Я Лизой зовусь –
И со всеми подружусь!

2. Музыкальные загадки.
Нужно определить, какая это песня по одному-двум словам из ее текста. Но прежде эти слова надо узнать. А для этого придется ответить на вопросы-загадки музыкальной викторины.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 1
Первые слова:
1. Они растут в южных странах на деревьях.
2. Ими любят лакомиться обезьяны.
3.. Из них можно сделать вкусный сок.
Второе слово:
1. Жарко.
2. Постоянно хорошее настроение
3. Время года.
Отгадка Кокосы и бананы. + Лето = «Чунга –Чанга» муз. В. Шаинского.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 2
Первое слово:
1. Когда он маленький, то желтенький и пушистый.
2. Он любит плавать и нырять в воде.
3. Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку
со счастливым концом.
Второе слово:
еще раз произнесем уже отгаданное слово!
Отгадка: утенок + утенок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная, ел. Ю. Энтина).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 3
Первое слово:
1. Он похож на стрекозу.
2. Но сделан он из металла.
3. И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.)
Второе слово:
1. Это холодное и сладкое.
2. Его нельзя есть, когда болит горло.
3. Держать его нужно за палочку. (Эскимо.)
Отгадка: вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского, ел. А. Тимофеевского).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 4
Первое слово:
1. Это моллюск.
2. Люди считают, что они передвигаются очень медленно.
3. У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.)
Второе слово:
1. Они живут в жарких странах.
2. Люди говорят, что их можно сделать из мухи.
3. Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.)
Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, ел. М. Пляцковского).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 5
Первое слово:
1. У него уши на коленках.
2. Он умеет прыгать.
3. На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.)
Второе слово:
1. Она мягкая и зеленая.
2. Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле,
на огороде.
3. Ее любит есть корова. (Трава.)
Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, ел. Н. Носова).
Детям предлагается сочинить похожие загадки к песням:
А. Спадавеккиа.Добрый жук. из кинофильма «Золушка»
В. Шаинский. Мамонтёнок.
Загадки о музыкальных инструментах.
Ведущая
Рояль с баяном подружились и навсегда объединились.
А ты названье угадаешь содружество мехов и клавиш?
(аккордеон)
Слог первый без труда даётся – так мера площади зовётся.
А слог второй узнает тот, кто назовёт одну из нот. (Арфа)
Есть у нас весёлый друг, обожает громкий стук,
Бей его сто раз подряд, он ударам только рад.
Не драчун и не буян, просто это… (Барабан)

У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.
Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.
Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян. Голосистый мой …
(Баян)
Этот струнный инструмент зазвенит в любой момент –
И на сцене в лучшем зале, и в походе на привале. (Гитара)

Интеллектуальная игра «Спрятанные ноты».

Придумать: слова с названием нот, (до-ми-к, фа-соль. до-ля, си-ре-на)
предложение, сочинить рассказ.
Импровизированный концерт «Популярные мелодии»
Игра «Что звучит?»
На столе стоят предметы из разных материалов (стекло, фарфор, дерево)
Определить на слух: что звучит и в какой последовательности.
Импровизированный концерт «Кто что умеет»
Ведущий:Конечно, сегодня можно оказаться на вечере камерной музыки, не выходя из собственной комнаты, для этого достаточно включить аудиосистему. С другой стороны исчезла такая ценная форма общения людей любящих музыку, как домашние музыкальные вечера, камерные собрания, которые были распространены до появления чудес цифровой звукозаписывающей и звуковоспроизводящей техники.
Музыка, быть может, как ни одно другое искусство помогает сделать человека добрее. Только музыка способна передать самые тонкие и глубокие чувства, которые невозможно выразить словами. Ведь недаром говорят: музыка начинается там, где заканчивается слово.

Используемая литература.
1. А Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано.М.1961
2. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга, М. - 1998
3. Дополнительное образование детей // под ред. О.Е.Лебедева, М. – 2000
4. Т Образцова. Музыкальные игры для детей.М.-2005.
5. П.Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры, М.-1998
6. Ю Барахтина. Музицирование для детей и взрослых.

ВЕЧЕР КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Звучит песня С.Никитина «Под музыку Вивальди»

ВБ. (говорит на фоне музыки А.Вивальди).

Музыка Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского… Нужна ли она сегодня в наш век нана- технологий, экономических кризисов, громыхающих современных шлягеров и яркой пестроты телевизионных программ? Можно услышать самые разноречивые суждения по этому поводу, но я отвечу: может быть, сейчас эта музыка нам нужнее, чем когда-нибудь. Ведь она, как глоток свежего воздуха, придает силы, снимает тяжесть с души, облагораживает, помогает жить.

АС.

И наш сегодняшний вечер для тех, кто любит классическую музыку или хочет ее полюбить. Для тех, кто хочет получить эмоциональный и нравственный заряд от невидимого явления , которое называется МУЗЫКОЙ.

Сегодня в этом зале собрались такие разные и незнакомые учащиеся школ, ваши учителя музыки, педагоги детских музыкальных школ. И классическая музыка, которая прозвучит сегодня в живом исполнении, обязательно, как говорил Лев Николаевич Толстой, «объединит» всех нас «в одном чувстве», поможет наладить душевный контакт между нами, а поэтические строки дополнят ее музыкальный язык.

ВБ.

Вот музыка та, под которую мен хочется плакать и петь.

Возьмите себе оратории,

Дробь барабанов и медь,

Возьмите себе их в союзники,

Любя до скончания дней.

Меня же оставьте с той музыкой –

Мы будем беседовать с ней. Б.Окуджава

Звучит «Романс» Г.Свиридова (камерный ансамбль «Отрада»)

АА.

Музыка - искусство очень древнее. «Это величайшая сила, - утверждали древние философы. - Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать». Из глубины веков пришли сказания о силе музыкального искусства. Как тут не вспомнить знаменитый миф об Орфее, былину о новгородском гусляре Садко, сказку о Крысолове.

ЛБ.

Но мы сегодня будем говорить о музыке классической. А что же это такое - классическая музыка ?

АС .

Это исторический опыт прошлых поколений. Во все времена она отражала изменения, происходящие в истории, в образе жизни людей, в том, как они чувствуют и действуют. Изящная музыка соответствовала времени придворного этикета, кружевных манжет и напудренных париков, страстная, торжественная – временам революции, эмоциональная, чувственная – эпохе романтизма.

ЛБ.

Классика – это музыка, написанная в то время, когда все искали равновесие и совершенную форму, - подобно форме прекрасной древнегреческой вазы. И именно в ней заложена та великая сила, которую можно назвать энергией красоты и гармонии.

На фоне музык

и Чтец.

Стихия музыки – могучая стихия,

Она, чем непонятней, тем сильней,

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и невидна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде растворена во всем.

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе ото всех оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков.

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности толстую кору. Е.Винокуров

П.Чайковский «Вальс цветов»

АС

Чем же объяснить огромную силу воздействия музыкального искусства на духовный мир человека?

Прежде всего, её удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни. Ликует человек - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки, скорбит - печальные звуки помогают выразить горе. «Стенографией чувств» назвал музыку Лев Толстой.

ЛБ

А компози­тор Александр Серов дал ей такое определение: «Это в звуках выраженная жизнь души».

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты...

И.Волобуева

АС

И нам не надо знать всё о диезах и бемолях, чтобы понимать музыку. Если она говорит нам что-то, то отнюдь не об историях или картинах, а о чувствах; если она заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем ее.

Чтец (читает на фоне музыки).

Что-то в музыке поминальное,

Что-то щемящее сверх понимания,

Что-то грустное, что-то печальное,

Что-то пустынное до одичания.

Что-то скифское и курганное,

Чернобыльное и полынное,

Первородное, первозданное,

Богатырское и былинное,

Что-то смелое и решительное,

И прямое, как высота,

Что-то самое значительное –

Человечность и доброта. Виктор Боков

Ф.Лист «Грезы любви»

АС.

То, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека – открытие не нашего времени. Еще в древнеегипетских папирусах написано, что жрецы лечили людей звуками. А крупный ученый Древнего Востока Аль-Хорезми сказал: «На моей родине с давних времен применяют для лечения слово, лекарство, нож и музыку. Я предпочитаю последнее».

ЛБ.

Знаменитый математик и философ Пифагор утверждал, что музыка подчиняется высшему закону (математике) и вследствие этого восстанавливает в организме человека гармонию.

АС.

Классическая музыка многозначна и на некоторых людей действует острее, чем слово: может умиротворять и активизировать, облегчать печаль и умножать радость. Исследования показали, что самым расслабляющим действием обладает флейта, а скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают.

Чтец. (читает на фоне музыки)

. Рыдает и плачет тоскливая скрипка,

И слышится в звуках мне голос родной,

И тихо, сквозь слезы, мерцает улыбка

Над юностью падшей, над жизнью больной.

Рыдайте и плачьте, печальные струны!

Рыдайте, мне сладок ваш трепетный плач.

Как первые грезы, вы страстны и юны,

Безжалостны вы, как жестокий палач.

Вы вновь пробудили певучие думы,

Вы вновь окрылили восторгом меня...

И грусть моя тает, как сумрак угрюмый

Пред алым сияньем веселого дня.

И вижу я снова из мрака забвенья,

Как бледный туман из глубоких лощин,

Встают и кивают былые виденья

Сквозь черную дымку угасших годин...

К.Фофанов

Ф.Шуберт «Аве Мария»

АС .

Музыка – это язык общения , понятный всем. Кто-нибудь из вас знает итальянский язык, а польский? Но любить музыку итальянца Антонио Вивальди, поляка Фридерика Шопена, австрийца Вольфганга Амадея Моцарта нам это не мешает.

ЛБ.

Немецкий писатель Бертольд Ауэрбах очень точно сказал: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».

АС.

Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, которым мы передаем состо­яние своей души, свои чувства и пережи­вания. И если научиться постигать этот «прекрасный своеобразный язык», произведения, наполненные глубоким содержанием, будут понятны без слов.

Чтец (читает на фоне музыки).

Понятны мне, понятны эти звуки:

Вот - вздох любви!

Вот тяжкий стон разлуки!

Вот - тихая молитва... вот - слеза...

Вот - звонкое надежды лепетанье!

Вот - ревности глухое клокотанье!

Вот - дикого отчаянья гроза

И бешеных проклятий скрежетанье,

И хохота безумного раскат,

И вот сверкнул кинжал самоубийцы.

Чу! - Божий гром!.. Конец! -

Трещат гробницы... Земля дрожит...

Архангелы трубят.

В.Бенедиктов

Ф.Манино Соната №

5

АС.

Сегодня уже звучали слова Льва Николаевича Толстого о музыке. А вы знаете, какое значение играла музыка в жизни нашего знаменитого земляка? Давайте еще раз побываем в доме писателя в Ясной Поляне и попробуем понять, какие чувства испытывал он, соприкасаясь с классической музыкой?

ЛБ.

Подъехав к знаменитым башням, мы идем по Прешпекту, любуемся стройными белыми березами, прудами, яблоневым садом. Дальше наш путь лежит к дому писателя.

Мы переступаем порог дома, и попадаем в переднюю с березовыми, желтыми шкафами, наполненными книгами на разных языках. Поднимаемся по лестнице на второй этаж и попадаем в зал, где ежедневно собиралась семья Толстого, гости. Остановимся здесь и мы.

АС.

Сразу привлекают к себе внимание рояли – свидетельство огромного значения музыки в жизни Толстого и его семьи. Сын Толстого писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. Он увлекался музыкой до того, что играл по три-четыре часа в день. Впечатление от его игры – одно из моих ярких детских впечатлений. Бывало, когда мы, дети, ложились спать, отец садился за фортепиано и играл до двенадцати или часа ночи, иногда в четыре руки с матерью».

ЛБ.

Толстой любил слушать музыку, сидя в глубоком вольтеровском кресле. Он имел собрание различных нот, многие из которых содержали его любимые музыкальные произведения, в том числе почти все фортепианные сочинения Шопена. Толстой говорил: «Шопен в музыке то же, что Пушкин в поэзии».

АС.

Давайте и мы сядем поудобнее, настроимся и послушаем любимую музыку Льва Николаевича Толстого так , как умел слушать он.

Ф.Шопен. Этюд№2

4

АС.

По вечерам в доме Толстого звучали романсы Глинки, Чайковского, Даргомыжского.

ЛБ.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился в селе Троицкое Тульской губернии. Он автор 4-х опер и около 100 романсов. Главным истоком его музыки стали интонации живой человеческой речи. Знаменитое творческое кредо Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» Именем нашего знаменитого земляка названо музыкальное училище (ныне колледж искусств) в городе Туле, которому в ноябре 2008 года исполнилось 100 лет.

АС.

И прежде, чем вы услышите романс Даргомыжского, прозвучат поэтические строки С.Городецкого

. Чтец.

Из пут пространства узкого

Обыденных невзгод

Людей уносит музыка

В дерзающий полет.

И звезд немых сияние,

И грозный гром войны,

И с морем рек сияние,

И смутный шум весны -

Всё, всё она торопится

В себе сроднить с людьми -

То бурей в сердце бросится,

То паузой томит,

То молниями вспенится,

Греметь заставит медь,

То арф и скрипок пленница

Ручьем начнет звенеть.

Ища в мгновеньях вечности,

Из звуков строит свод

И самым человеческим

С.Городецкий

А.С.Даргомыжский – А.С.Пушкин «Я Вас любил»

АС. Слово «композитор» происходит от латинского «сочинитель, составитель». Согласно словарю, это автор музыкального произведения, лицо, занимающееся сочинением музыки.

ЛБ.

Это сухое определение, на самом деле композиторы слышат на три сотни звуков больше нас, это люди, которые «иначе видят, больше чувствуют и потому больше страдают» (Антоний Кемпинский).

АС.

Великим композиторам есть что сказать, о чем поведать нам в своей музыке. Вот причина того, что их музыка будет жить всегда, может быть, вечно, и люди, когда бы они ее ни слушали, будут испытывать сильные эмоции. И это качество является самым важным определением слова «классика».

ЛБ.

Всё сказанное можно отнести и к русскому композитору Петру Ильи­чу Чайковскому. Он оставил огромное музыкальное наследство, суть которого очень точно выразил. Яков Полонский, посвятив Чайковско­му стихотворение «Музыка»:

На фоне музыки Чайковского.

И плывут, и растут эти чудные звуки,

Захватила меня их волна...

Поднялась, подняла, и неведомой муки

и блаженства полна...

Их божественный лик, на мгновенье

Неуловимой сверкнув красотой,

Всплыл, как живое виденье,

Над этой воздушной, кристальной волной.

И отразился,

И покачнулся,

Не то прослезился...

Не то улыбнулся...

АС.

Пожалуй, нет ни одного композитора, который бы работал в стольких музыкальных жанрах, как Чайковский, он писал симфонии, оперы, инструментальную музыку и вокальные произведения. Украшением мировой классической музыки являются его знаменитые ба­Леты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». И сейчас Деменина Екатерина исполнит «Русский танец» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».

«Русский танец» из балета «Щелкунчик».

АС.

Музыка может перенести нас в другое пространство, другой мир, другую страну. И сейчас мы перенесемся в Аргентину и услышим музыку современного классика – аргентинского композитора Астора Пьяцолы, творческим кредо которого стало танго. Его произведения для бандонеона (инструмента, похожего на аккордеон/баян), гитары и струнного оркестра стоят в одном ряду с лучшими произведениями композиторов XX века.

ЛБ.

Всю жизнь Пьяцола играл танго. Но какое это танго! В этой музыке чувствуется все: жизнь, боль, переживание, счастье, радость. Все это танго, но все оно такое разное. Как жизнь разных людей.

АС

Незадолго до смерти Астор Пьяццолла в одном из интервью сказал: "В Аргентине может измениться все: лицо городов, общество, политический режим - все, кроме танго, которое я понимал и умел играть".

Звучат произведения Астора Пьяцолы «Зима в Буэнос-Айросе» и «Медитанго»

Окончание.

ВБ .

Сегодня у нас была счастливая возможность соприкоснуться с живой звучащей классикой. Эту встречу мы организовали ради одного большого чувства: «любви» к вам, наши дорогие дети, ради одного большого желания – сделать все, чтобы вы были счастливы. Но, какое же может быть счастье без красоты, которую нужно учиться понимать?

АС .

Чарльз Дарвин говорил: «Если бы мне пришлось пережить свою жизнь вновь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки, по крайней мере, раз в неделю; быть может, путем постоянного упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья».

ВБ .

Чтец.

Печальна и чиста,

Как жизнь людьми любима,

Как жизнь ты непроста,

Как жизнь непостижима,

Музыка!..

Везде, в любом краю,

Летишь ты с губ и клавиш,

Свистящую змею

И ту застыть заставишь,

Музыка!..

На свете каждый миг

Мелодия родится,

Ты – сладостный язык

Дождя, ручья и птицы,

Музыка!..

Ты – и весенний гром,

И хлябь ночей ненастных,

Ты стала языком

Счастливых и несчастных,

Музыка!..

Пусть в мире прижилась

Лишь часть твоих мелодий,

Твоя безмерна власть

Над теми, кто свободен,

Музыка!

ЛБ .

Хочется поблагодарить всех собравшихся в этом зале и представить исполнителей:

Педагоги ДМШ№1 - Шишов Роман Вячеславович, Семенова Марина Валентиновна, Екатерина Харланова.

Педагоги ДМШ№2 – Молочникова Ирина Николаевна, Завадская Наталья Петровна, Сальникова Марина Анатольевна.

ВБ . А также директора школы Наталью Юрьевну…….

Вели концерт – педагог дополнительного образования Детской школы искусств Людмила Борисовна Синельникова

ЛБ

Заместитель директора по воспитательной работе Яснополянской гимназии №2 им.Л.Н.Толстого Александр Александрович Сухоруков

АС

и главный специалист методического отдела комитета по образованию Валентина Борисовна Буталова.

ЛБ .

Мы прощаемся с вами песней Ольги Юдахиной на стихи Владимира Степанова «Дарите музыку друг другу» в исполнении учителей музыки общеобразовательных школ района.

Звучит песня «Дарите музыку друг другу»

Сценарий составлен Буталовой В.Б., учителем музыки ГОУ ТО «ТОСКОШ-И ДВ с ОВЗ»




Top