Музыковедение, история музыки - известные ученые. Научные труды

Еле́на Генна́дьевна Соро́кина (род. 6 апреля , Москва) - российская пианистка, музыковед-историк, профессор и заведующая кафедрой истории русской музыки Московской консерватории .

Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) ().

: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России » (Московская консерватория).

: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.

: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра » (Московская консерватория).

Творчество

Дискография

Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия» ):

  • И. С. Бах , его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
  • В. А. Моцарт . Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
  • А. Дворжак . Славянские танцы ор. 46 и 72 ().
  • Ф. Шуберт . Произведения для фортепиано в 4 руки ().
  • «Музыка и живопись » (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток , с ансамблем солистов. Дирижёр Г. Рождественский) (2003).
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен , К. Дебюсси , Е. Подгайц, С. Рахманинов , Дж. Филд , Ш. Майер, М. Глинка , А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann . A. Rubinstein (2003).
  • Музыка Франции (Ж. Бизе , М. Равель , Ж. Массне , Ф. Пуленк , Л. Дюрей , Ж. Оффенбах) ()
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)

Библиография

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. − М.: 1971.
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. − М.: 1976.
  • Фортепианный дуэт. История жанра. − М.: Музыка, 1988. − 319 с − ISBN 5-7140-0120-6 . ().
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . − Mannheim, 1992.
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». − М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.

Напишите отзыв о статье "Сорокина, Елена Геннадьевна"

Примечания

Источники

  • .

Отрывок, характеризующий Сорокина, Елена Геннадьевна

Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее. Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом.
– Отлично! Молодцом! Вот так пари! Чорт вас возьми совсем! – кричали с разных сторон.
Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги. Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно.
Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, – вдруг крикнул он. – И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать.
– Пускай, пускай! – сказал Долохов, улыбаясь.
– Что ты? с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, – заговорили с разных сторон.
– Я выпью, давай бутылку рому! – закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно.
Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.
– Нет, его так не уломаешь ни за что, – говорил Анатоль, – постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***.
– Едем, – закричал Пьер, – едем!… И Мишку с собой берем…
И он ухватил медведя, и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.

Сорокина Елена Геннадьевна специализируется на кардиологии и терапии. Занимается диагностикой и лечением больных с нарушением сердечного ритма, ишемической болезнью, гипо- и гипертонией, сердечной недостаточностью. Разрабатывает план лечения при нарушении метаболических процессов в организме. Также занимается заболеваниями внутренних органов и систем (дыхательной, пищеварительной, эндокринной, опорно-двигательной). При необходимости дает направление к узкому специалисту. Профессионально проводит интерпретацию ЭКГ, Эхо-КГ, СМАД, ультразвуковой диагностики. Елена Геннадьевна регулярно посещает курсы по повышению квалификационного уровня.

Образование

  • 2003 окончила лечебный факультет Рязанского государственного медицинского университета им. И.П.Павлова.
  • 2005 клиническая ординатура по специальности «общая врачебная практика/семейная медицина» на базе Первого МГМУ им. И.М.Сеченова
  • 2008 первичная профессиональная переподготовка и аспирантура по специальности «кардиология» на базе Первого МГМУ им. И.М.Сеченова. Кандидат медицинских наук.
  • 2009 клиническая интернатура по специальности «терапия»
  • 2010 сертификационное усовершенствование по специальности «кардиология».
  • 2015 сертификационное усовершенствование по специальности «кардиология».

Использование комплексно-методического обеспечения в индивидуально-личностном подходе к обучению

Имея в своём распоряжении компьютерный класс, удобно осуществлять индивидуально-личностный подход к обучению, используя комплексно-методическое обеспечение предметов.

Комплексно-методическое обеспечение установлено мною на все рабочие станции (ПК), что даёт возможность индивидуально-личностного подхода к обучению учащихся. Это не только проверочные тесты, но и практикумы, учебные презентации, отдельные материалы к отдельным урокам (таблицы, схемы, задания и т.п.).

В идеале на уроках можно, рассадив обучающихся за ПК, дать им возможность в индивидуальном темпе изучать материал, конспектировать его, проходить тесты, изучать учебные презентации, проходить практикумы, индивидуально консультировать обучающихся и контролировать их работу.

Кроме Информатики и ИКТ, я преподаю и другие предметы, и использование в их преподавании компьютерного класса также даёт эти возможности, что положительно сказывается на интересе обучающихся к предмету и выполнения ими практических заданий типа: составление резюме, разработка визитки, составление делового письма на Основах культуры профессионального общения; прохождение тестов по профориентации и других, возможность выхода в Интернет (поиск вакансий по профессии, тесты, поиск материалов для самостоятельных работ по основам поиска работы и трудоустройства).

УМК я организовала по папкам: для каждого предмета своя папка, в которой материал систематизируется по вложенным папкам. Это удобно и просто: ясно, что где искать.

Также обучающиеся организуют в «Документах» своё электронное портфолио, также организованное как вложенные папки, с результатами своей работы: практических заданий. Это удобно: легко контролировать обучающихся, сравнивать их успехи в овладении предметом; всё хранится вместе и используется обучающимися в конце курса на зачёте или дифференцированном зачёте для аттестации.

Ещё раз подчёркиваю удобство данного способа организации и его пользы в индивидуально–личностном подходе при обучении.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Пушкин, Лермонтов, Голсуорси, Драйзер, Фейхтвангер, Гончаров, Достоевский, Дюма, Гюго, Стендаль, Толстой

Моё портфолио

При преподавании предметов Информатика и Основы пользования компьютером необходимо понимать, что само по себе обучение, приобретение знаний, умений и навыков ещё не означает развития учащихся. «Многознание уму не научает», - гласит древняя поговорка. Обучение должно стимулировать развитие, несколько опережая его, поэтому его нужно организовать так, чтобы внести в учебную деятельность моменты поиска решений и ответов самими учащимися, тем самым обеспечивая их развитие, т.е. развивающее обучение.

Развивающее обучение осуществляется путём решения цепочки учебных задач, которые ставятся перед учащимися, а учебный процесс выглядит как цепь проблемных ситуаций, т. е. знания и способы деятельности в основном не преподносятся в готовом виде.

Основная цель изучения курса информатики и основ пользования компьютером – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся, которая достигается путём практического овладения ими технологией постановки и решения алгоритмических задач. Работа по алгоритмам идёт в технологиях ничуть не меньше, чем в программировании. Практическая работа, как с операционными системами, так и с прикладными программами осваивается, в основном, в ходе практических работ, которые строятся так, чтобы каждая новая работа включала в себя знания, умения и навыки, полученные на предыдущих (т.е. в каждой новой работе повторяется ранее пройденный материал плюс даётся что-то новое). В этом наращивании уровня сложности выполняемых заданий происходит постепенное запоминание материала (в программировании – аналогично). В этом и состоит поисковый метод обучения : для выполнения новой работы ученику предлагается самому найти в программе метод решения поставленной учителем задачи, т.е. он учится самостоятельно работать с интерфейсом программы. Практические работы и задания по программированию я частично разрабатывала сама (с привлечением различных источников: наиболее близок мне Шафрин, осуществляющий в своих пособиях как раз поисковый метод; пользовалась также различными самоучителями), а частично – из учебников. Если мне кажется, что в учебнике даётся сразу слишком сложный уровень работы, то я делаю с учащимися предварительные несложные упражнения, подводящие их к восприятию и выполнению практической работы (так я поступаю, например, при изучении табличного процессора и графики: сперва даю подготовительные упражнения по изучению инструментов, меню и других возможностей программы, а затем уже даю сложные комплексные работы). Задача учителя при таком подходе – корректировать деятельность учеников, индивидуально работать с каждым, если у ребёнка возникают вопросы или сложности.

Положительным при таком методе обучения является:

1. Каждый учащийся продвигается в своём собственном темпе.

2. Каждый ребёнок учится, читая и понимая задания, работать как бы самостоятельно с компьютерной литературой по освоению программы, привыкая к специфике профессиональной речи, терминологии, оборотам языка, самостоятельному поиску ответов на возникающие у него вопросы.

3. Воспитывается коллективизм, т.к. учащиеся могут помочь и подсказать что-то друг другу, отставшим ученикам.

4. Учащиеся сдают мне работы циклами, и, в зависимости от того, насколько за отведённое на тему число учебных часов они продвинулись, им выставляется оценка. Таким образом, они могут сравнить своё продвижение с продвижением своих соучеников и сами себя оценить. Условия оценивая сообщаются ученикам заранее.

5. Также есть возможность усложнять уроки, сделать их более творческими для сильных учащихся, дать дополнительные задания – осуществляется дифференцированный подход к учащимся (например, при изучении шрифтов – самостоятельно изучить все вкладки пункта меню; можно использовать дополнительные возможности – анимацию, фактуру, фон и т. д.; в презентациях – самостоятельно изучить и попробовать различные эффекты мультимедиа, анимации, и добавить их в свою работу; самостоятельно придумать оформление текста, таблицы, презентации и т.д.) Таким образом, у учащихся формируется креативный (созидательный) подход к работе , они работают творчески, что мотивирует положительное отношение к обучению и повышает к нему интерес.

В общем, я считаю, что данный подход к изучению предмета информатики и основ пользования компьютером весьма и весьма полезен, и стараюсь при любой возможности его использовать.

председатель жюри

Елена Геннадьевна Сорокина — выдающаяся пианистка, профессор, доктор искусствоведения, Президент общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (Россия - США)

Евгений Александрович Левитан (род. 9 декабря 1943, Ленинград) — российский пианист и музыкальный педагог, ученик Берты Маранц и Станислава Нейгауза. Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, лауреат Премии фонда «Русское исполнительское искусство».

Родился в г. Ленинграде в семье врачей. По материнской линии — племянник известного русского поэта Александра Введенского. С 1973 г. преподавал в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; в течение ряда лет — заведующий кафедрой специального фортепиано. С 2005 года — заведующий кафедрой специального фортепиано Челябинской государственной академии культуры и искусств. Более 20 учеников Е. А. Левитана являются Лауреатами Международных конкурсов, среди которых — А. Чернов, Е. Нефёдов, Е. Ханин, М. Кутуев, А. Бородин, М. Ивашков, А. Нечаев, С. Хуланхов, Д. Хуланхов, А. Литвиненко, Е. Симакова, Д. Каукин, Э. Фарахова и др.

Е. А. Левитан — основатель Международного конкурса им. Станислава Нейгауза, который состоялся в апреле 2007 и в ноябре 2010 года в г. Челябинске под председательством выдающихся пианистов современности Владимира Крайнева и Элисо Вирсаладзе.

Лукьянова Елена Павловна- профессор, кандидат педагогических наук, лауреат всероссийского, дипломант всероссийских и международных конкурсов. Выпускница УГК по классу специального фортепиано у А. И. Букреева. Ансамблевые дисциплины изучала под руководством профессора В. С. Полякова. В 1999 г. окончила исполнительскую аспирантуру по специальности «Камерный ансамбль» (творческий руководитель К. Е. Корчинская).

С 1997 г. Елена Павловна преподает на кафедре камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Уральской государственной консерватории им. Мусоргского (с 2006 г. доцент, с 2008 г. профессор). С 1984 г. Е. П. Лукьянова работала концертмейстером в классах скрипки, альта, флейты, валторны, хорового и оркестрового дирижирования. Преподает на кафедре теории, истории музыки и музыкальных инструментов Уральского государственного педагогического университета. Неоднократно выезжая на международные и всероссийские конкурсы, стала обладателем нескольких дипломов и званий лучшего концертмейстера и ансамблиста.

Большой исполнительский опыт позволяет ей добиваться прекрасных результатов в педагогике. Многие из выпускников ее класса камерного ансамбля становятся лауреатами и дипломантами престижных конкурсов, демонстрируя в своем исполнении уважительное отношение к авторскому тексту, тщательность отделки деталей музыкального произведения, высокую ансамблевую технику. Теоретическое осмысление и обобщение основ мастерства концертмейстера и собственной методики занятий с ансамблистами нашли свое воплощение в создании авторских лекционных курсов «теория и практика концертмейстерской работы» и «методика преподавания камерного ансамбля», которые Е. П. Лукьянова читает для студентов и аспирантов УГК. Результатом ее научно-исследовательской деятельности явилась защита в 2006 г. кандидатской диссертации «Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля».

Музыканты Эльвира и Анатолий Полонские — признанные мастера фортепианного дуэта, в их репертуаре большое количество концертных программ, охватывающих самые разнообразные музыкальные эпохи и стили.

Творческую деятельность фортепианный дуэт Эльвира и Анатолий Полонские начал в 1988 году. Выступление на Международных фестивалях фортепианных дуэтов принесло им известность и признание. С 1994 года ансамбль является членом Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов. В 1997 году дуэт Эльвира и Анатолий Полонские стал коллективом Новосибирской филармонии.

За время совместной работы ими накоплен огромный репертуар — как для одного фортепиано в четыре руки, так и для двух фортепиано.

Программы дуэта достаточно универсальны и рассчитаны как для взрослых, так и для детей. В своих программах музыканты ставят задачу знакомить слушателей с редко исполняемой четырехручной и двухрояльной музыкальной литературой, среди которой огромное количество шедевров.Основу репертуара дуэта составляет музыка Моцарта, Шуберта, Шумана, Брамса, Дворжака, Дебюсси, Равеля, Пуленка, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Гаврилина.

Фортепианный дуэт Эльвира и Анатолий Полонские с успехом выступает во многих городах России и за рубежом.

Фортепианный дуэт выпустил несколько CD и DVD дисков с записями концертов. В 2007 году вышли два детских сборника для фортепианных ансамблей и CD диск с записью всех пьес.

Эльвира и Анатолий Полонские являются постоянными председателем и сопредседателем жюри Алтайского конкурса фортепианных дуэтов и в г.Ангарске Иркутской области. В 2009 г. дуэт принял участие в работе жюри на Всероссийском конкурсе фортепианных дуэтов им. Бахчиева в г.Вологде.

Фортепианный дуэт Эльвиру и Анатолия Полонских отличает высокая исполнительская культура, прекрасное чувство стиля, подлинное виртуозное мастерство, артистизм и музыкальность.

Доктор искусствоведения (1990). Проректор по научной и творческой работе (с 2001 г.), заведующая кафедрой истории русской музыки, профессор кафедры истории русской музыки, профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории.

Организатор и первый президент (совместно с А. Г. Бахчиевым) Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов (1989).

Член Союза композиторов СССР (1985) (с 1992 г. - Союза композиторов РФ). Академик Международной академии творчества. Член редакционного совета издательства «Музыка».

Заслуженный деятель искусств РФ (1992). Награждена Почетными грамотами Совета министров СССР и Правительства РФ, Министерства культуры СССР и РФ, общества «Знание».

Биография

1958: окончила с золотой медалью фортепианное и теоретическое отделения Центральной музыкальной школы (класс И. Р. Клячко).

1959?1967: преподавала в Центральной музыкальной школе.

1963: с отличием окончила теоретико-композиторский факультет (класс А. И. Кандинского) Московской консерватории, а в следующем году? фортепианный факультет (класс И. Р. Клячко). Продолжила обучение в аспирантуре на кафедре истории русской и советской музыки (руководитель А. И. Кандинский).

С 1965 г. по наст.вр. работает в Московской консерватории:

В 1965?1966 гг. также читала лекции по методике преподавания музыкальной литературы и истории музыки в Московском Институте усовершенствования учителей.

1977: защита кандидатской диссертации «Проблемы развития фортепианной сонаты в России» (Московская консерватория).

1989: одна из организаторов Всесоюзной ассоциации фортепианных дуэтов и (совместно с А. Г. Бахчиевым) первый её президент.

1990: защита докторской диссертации «Фортепианный дуэт. История жанра» (Московская консерватория).

2000: учитель Русского языка

Творчество

Дискография

Дуэт с А. Г. Бахчиевым (фирма «Мелодия»):

  • И. С. Бах, его семья, ученики. Фортепианные дуэты (2 пластинки).
  • В. А. Моцарт. Полное собрание записей фортепианных дуэтов (3 пластинки).
  • А. Дворжак. Славянские танцы ор. 46 и 72 (2002).
  • Ф. Шуберт. Произведения для фортепиано в 4 руки (2003).
  • «Музыка и живопись» (С. Бресген, Ш. Вереш, Б. Барток, с ансамблем солистов. Дирижер Г. Рождественский) (2003).
  • Фортепианные дуэты (Ф. Шуберт, Ф. Куперен, К. Дебюсси, Е. Подгайц, С. Рахманинов, Дж. Филд, Ш. Майер, М. Глинка, А. Дворжак, И. Брамс) (2003).
  • Piano duet: romantic masterpieces. J. N. Hummel. R. Schumann. A. Rubinstein (2003).
  • Музыка Франции (Ж. Бизе, М. Равель, Ж. Массне, Ф. Пуленк, Л. Дюрей, Ж. Оффенбах) (2004)
  • Фортепианные дуэты (Б. Барток, В. Лютославский, Дж. Энеску)
  • Музыка старой Вены (Э. Штраус, Й. Ланнер, А. Диабелли, Ф. Шуберт, И. Штраус, Э. Зауэр) (2004)

Библиография

  • Вторая симфония Н. Пейко // Из истории русской и советской музыки. Вып. 1. ? М.: 1971.
  • Фортепианные сонаты С. В. Рахманинова // Из истории русской и советской музыки. Вып. 2. ? М.: 1976.
  • Mozart und die russische Kultur des XIX. Jahrhunderts // Mozart: Aspekte des XIX. Jahrhunderts. . ? Mannheim, 1992.
  • Немецкие композиторы. Фортепианные дуэты / Серия «Зарубежные музыканты в России». ? М.: Дека-ВС, ГЦММК им. М. И. Глинки, 2005.



Top