Мы не рабы рабы не мы автор. Мы не рабы, рабы не мы

Жанр альтернативный рэп, трип хоп, хардкор рэп, андеграунд, рэпкор Годы 1997 2000 … Википедия

Рабыня, и; мн. рабыни, рабынь … Русское словесное ударение

Microserfs Обложка книги … Википедия

Рабы Лас Вегаса Slaves of Las Vegas Сериал «CSI. Место преступления» Номер серии Сезон 2 Серия № Авторы сценария Джерри Сталь Режиссёр {{{Режиссёр}}} … Википедия

Запрос «Раб» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Рабство нахождение некоторых людей (называемых рабами) в собственности у других людей (рабовладельцев). Рабовладелец целиком владеет личностью своего раба на правах собственности.… … Википедия

Обложка альбома «Это Не Больно» Обложка переиздания Рабы Лампы российская рэп группа. В ней состояло два участника: Максим «Джип» Гололобов и Алексей «Грюндиг» Перминов. В 1998 году группа выпустила альбом «Это Не Больно», который позже был… … Википедия

Основная статья: Список работ Микеланджело «Рабы» (итал. prigioni «пленники»), высеченные прославленным итальянским скульптором Микеланджело цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы, предназначавшихся для… … Википедия

Дух великий! Чем мы, негры, пред тобой виноваты. Что дал ты нам чашу Скорби, гневом против нас объятый? О, скажи, когда из тучи лик твой благостный проглянет. Пред человеком, как ты, свободным, будь смел, не бойся; Но от раба, что рвет… … Жизнь животных

И, род. мн. бынь, ж. женск. к раб (в 1 знач.) … Малый академический словарь

Рабы - (лат. servus раб, собств. Значение пастух). Греч, синоним dulos означает то же самое человек, которым собственник мог распоряжаться как вещью, мог даже его убить. Греч, определение tetrapoda, andrapoda четвероногое, челостровеконогое дает … Словарь античности

рабы мемов - Идея в том, что мемы это некие сущности человеческой культуры, самовоспроизводящиеся подобно тому, как самовоспроизводятся гены в биологическом организме. Как утверждает материалистический редукционизм, «культуры это машины выживания, слепо… … Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль

Книги

  • Рабы , Садриддин Айни. В романе "Рабы" С. Айни широко и на конкретном материале раскрывает жизнь народов Средней Азии до революции и после нее. Безрадостна и темна жизнь угнетенного, а жизнь рабов и женщин -…
  • Рабы любви (аудиокнига МР 3) , К. Гамсун. "Рабы любви" - произведения вдохновенного певца природы и любви, тонкого психолога, мастерски воспроизводящего мир душевных переживаний человека, вот уже более сталет по-прежнему волнуют и…

Фраза представляет собой словесный палиндром , то есть может читаться как слева направо, так и, по словам, справа налево. Кроме того, фразу можно написать двумя способами: «Мы не рабы, рабы не мы » и «Мы не рабы, рабы немы » - то есть мы не рабы потому, что не немые.

Фраза - символ эпохи, когда в советской России в массовом порядке ликвидировалась неграмотность среди взрослых.

Примечания

См. также

Литература

  • Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917-1929). - Л., 1941.
  • Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. - М., 1964.
  • Куманев В. А. Революция и просвещение масс. - М., 1973.
  • Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР. (1917-1936). - М., 1985.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мы не рабы, рабы немы" в других словарях:

    Мы не рабы, рабы не мы Плакат 1918 г. Мы не рабы, рабы не мы фраза из первой советской азбуки «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» (1919). Издания «Букваря» выходили анонимно в 1919 1920 гг. в разных городах; 1 е изд. было… … Википедия

    Плакат 1918 г. Мы не рабы, рабы не мы фраза из первой советской азбуки «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» (1919). Издания «Букваря» выходили анонимно в 1919 1920 гг. в разных городах; 1 е изд. было выпущено … Википедия

    МДТ Согласие (первоначальное название Движение за равноправие и единство народов Татарии) одно из старейших общественных движений в Республике Татарстан. Пропагандируемая движением цель сохранение мира между национальностями… … Википедия

    Социальный Блок … Википедия

    Сура 2 АЛЬ-БАКАРА КОРОВА, мединская, 286 аятов - 1. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Алиф, лам, мим . 2. Это Писание несомненное, для богобоязненных на правую стезю указание, 3. Для тех, что уверовали в невидимого, совершают молитву и расходуют из дарованного Нами достояния. 4. И… … Коран. Перевод Б. Шидфар

    Сура 2. Корова - 1. (1). Алм. (2). Эта книга нет сомнения в том руководство для богобоязненных, 2. (3). тех, которые веруют в тайное и выстаивают молитву и из того, чем Мы их наделили, расходуют, 3. (4). и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что… … Коран в переводе И. Ю. Крачковского

    Сура 2. Корова - 1. Алиф. Лам. Мим. 2. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, 3. которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, 4. которые веруют в ниспосланное тебе и… … Коран. Перевод Э. Кулиева

    Сура 2. Корова - 1. Алиф, лам, мим. 2. Это Писание, в [божественном ниспослании] которого нет сомнения, руководство для богобоязненных, 3. тех, которые веруют в сокровенное, всегда вершат молитвенный обряд салат, раздают милостыню из того, что мы определили им в… … Коран. Перевод М. Н. Османова

Мы не рабы, рабы не мы - гордо писали наши дедушки и бабушки в своих прописях. «Человек – это звучит гордо!» висело в классных комнатах наших родителей. И вот, на пороге XXI века их дети и внуки приходят в храм, и что они слышат? «Спаси от бед раби твои, Богородице…» Как же так?! Этот «человек, лишенных всех прав и средств...» – я? Что это значит?

Мы не рабы, рабы не мы - гордо писали наши дедушки и бабушки в своих прописях. «Человек – это звучит гордо!» висело в классных комнатах наших родителей. И вот, на пороге XXI века их дети и внуки приходят в храм, и что они слышат? «Спаси от бед раби твои, Богородице…» Как же так?! Этот «человек, лишенных всех прав и средств производства и являющийся полной собственностью владельца», этот «зависимый, угнетенный человек» (словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, 4-ое издание, 1999 г.) – я? Что это значит? Вот-вот, давайте разберемся: кого библейские и богослужебные тексты называют «рабом»?

Согласно этимологическому словарю Фасмера, слово «раб» заимствовано руссским языком именно из церковнославянского. В древнерусском языке оно имело форму «роб», «робя», откуда до сих пор встречающаяся в диалектах форма множественного числа «робята». В дальнейшем в результате некоторых фонетических процессов корень «роб» превратился в «реб». Откуда современное «ребенок», «ребята» и проч.

Теперь обратимся собственно к церковнославянскому слову: откроем словарь церковнославянского языка, например, самый популярный на сегодняшний день Полный словарь прот. Г. Дьяченко. Словом РАБЪ переводятся 2 оригинальных греческих слова (а свв. Кирилл и Мефодий и их ученики переводили именно с греческого текста Библии): οικέτης (oikėtes) и παĩς (pais). Oikėtes значит, во-первых, «домашний, домочадец» (того же корня, что и oikos «дом»); а во-вторых – «раб, слуга», во множественном числе также «челядь». Слово pais тоже имеет 2 значения: 1) в зависимости от артикля «мальчик/девица», «отрок, юноша/девушка», «сын/дочь»; 2) «мальчик, слуга, раб» (см. также словарь древнегреческого языка Вейсмана). Но вернемся к церковнославянскому слову: «рабъ, - читаем у прот. Г. Дьяченко, - обитатель, житель; слуга, невольник, раб… Иногда… сын, дочь; мальчик, юноша; молодой невольник, слуга; ученик (например, Исход гл. 21, строфа 2)». Таким образом, одним церковнославянским словом переводится целый спектр значений: от «ребенка» до «слуги» или «раба».

Оторвемся на время от чистой лингвистики и обратимся к историко-филологическому анализу текста Библии: кто называет себя «рабом», «рабом Божиим»? Нередко подчиненные, не являющиеся собственно рабами, например, профессиональные воины (1 Царств 17: 8). Чаще – люди, хотевшие подчеркнуть свою лояльность, преданность начальнику или царю (напр., 3 Царств 1: 26; Числа 31: 49). Но в особенности «рабами Божиими» именовали себя те, кто хотел показать свою преданность не за страх, так сказать, профессиональный, а за совесть, обозначить свою готовность к послушанию (Деяния 4: 29). Так, рабом Божиим называл себя пророк Моисей (Числа 11: 11) и знаменитый царь Давид (1 Пар. 17: 16-18). Последние, потрясающие строки мне хотелось бы привести: они показывают не только отношение «раба Божия» к своему Господу, но и живую, горячую любовь Бога к своим рабам: «И пришел царь Давид, и стал пред лицем Господним, и сказал: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? Но и этого еще мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже! Что еще может прибавить пред Тобою Давид для возвеличения раба Твоего? Ты знаешь раба Твоего!»

И, наконец, памятуя о том, что не этимологии и разборы убеждают человека, а вдохновенное слово, приведу несколько строк из апостола Павла:

«Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным, есть раб Христов» (1 Коринф. 7: 22). Христиане прошлого просто по-другому употребляли это слово – их менталитет, говоря сегодняшним языком, был другим. Поэтому и не было такой богословской проблемы «раб я или право имею?» Потому и не найти у Отцов Церкви толкований слов «раб Божий»: «византийской интеллигенции» (по меткому выражению коллег академика Сказкина, см. «История Византии», 1967 г.) была незнакома данная проблема. Ибо если «[Господь], будучи образом Божиим не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек…» (Филип. 2: 6-7), то воистину «раб Божий» звучит гордо!

Использованы фотоматериалы www.photo.rin.ru

Мы не рабы, рабы немы - фраза из первой советской азбуки «Долой неграмотность: Букварь для взрослых» (1919), ставшая символом идеологического образования в СССР.

Издания «Букваря» выходили анонимно в 1919-1920 годах в разных городах; первое издание было выпущено политотделом Реввоенсовета Южного фронта. Автором «Букваря» обычно называют Дору Юрьевну Элькину (1890-1963), со ссылкой на её воспоминания . Однако буквари, составленные ею ранее, не имеют ничего общего с «Букварём для взрослых», который был создан под очевидным влиянием футуризма в литературе. В 1987 году автором «Букваря» был назван Александр Яковлевич Шнеер, впоследствии исследователь истории советского театра, цирка и эстрады .

Фраза представляет собой словесный палиндром , то есть может читаться как слева направо, так и, по словам, справа налево. Кроме того, фразу можно написать двумя способами: «Мы не рабы, рабы не мы» и «Мы не рабы, рабы немы» - то есть мы не рабы потому, что не немые.

Фраза - один из самых распространенных лозунгов эпохи, когда в советской России в массовом порядке пытались ликвидировать неграмотность среди взрослых .

источники

  • Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь языка совдепии. - Фолио-пресс, 1998. - С. 501.
  • Фрид Л. С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (1917-1929). - Л., 1941.
  • Богданов И. М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР. - М., 1964.
  • Куманев В. А. Революция и просвещение масс. - М., 1973.
  • Штамм С. И. Управление народным образованием в СССР. (1917-1936). - М., 1985.



Top