Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир. Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир Народность в понимании толстого

Введение

«Предмет истории есть жизнь народов и человечества», – так начинает Л.Н.Толстой вторую часть эпилога романа-эпопеи «Война и мир». Далее он задается вопросом: «Какая сила движет народами?» Рассуждая над этими «теориями», Толстой приходит к выводу, что: «Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей, ибо связь между этими несколькими людьми и народами не найдена…» Другими словами Толстой говорит о том, что роль народа в истории неоспорима, и вечная истина о том, историю вершит народ, доказана им в своем романе. «Мысль народная» в романе «Война и мир» Толстого действительно одна из основных тем романа-эпопеи.

Народ в романе «Война и мир»

Многие читатели понимают слово «народ» не совсем так, как понимает его Толстой. Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Герои романа и «мысль народная»

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, - этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

Платон Каратаев и Тихон Щербатый

В романе показано и партизанское движение. Ярким представителем здесь явился Тихон Щербатый, который всей своей непокорностью, ловкостью, хитростью борется с французами. Его активная деятельность приносит успех русским. Денисов гордится своим партизанским отрядом благодаря Тихону.

Противоположен образу Тихона Щербатого образ Платона Каратаева. Добрый, мудрый, со своею житейской философией, он успокаивает Пьера и помогает пережить ему плен. Речь Платона наполнена русскими пословицами, что подчеркивает его народность.

Кутузов и народ

Единственным главнокомандующим армией, который никогда не разделял себя и народ, был Кутузов. «Он знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат…» Разобщенность русской армии при союзе с Австрией, обман австрийской армии, когда союзники бросали русских в сражениях, для Кутузова были невыносимой болью. На письмо Наполеона о мире Кутузов ответил: «Я был бы проклят, если бы на меня смотрели, как на первого зачинщика какой бы то ни было сделки: такова воля нашего народа» (курсив Л.Н.Толстого). Кутузов писал не от себя, он выражал мнение всего народа, всех русских людей.

Образу Кутузова противопоставлен образ Наполеона, который был очень далек от своего народа. Его интересовал лишь личный интерес в борьбе за власть. Империя всемирного подчинения Бонапарту – и пропасть в интересах народа. В итоге война 1812 года была проиграна, французы бежали, и первым покинул Москву Наполеон. Он бросил свою армию, бросил свой народ.

Выводы

В своем романе «Война и мир» Толстой показывает, что сила народная непобедима. И в каждом русском человеке есть «простота, добро и правда». Истинный патриотизм не меряет всех по рангам, не строит карьеру, не ищет славы. В начале третьего тома Толстой пишет: «Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы». Законы чести, совести, общей культуры, общей истории.

Это сочинение на тему «Мысль народная» в романе «Война и мир»» открывает лишь малую толику того, что хотел сказать нам автор. Народ живет в романе в каждой главе, в каждой строке.

Тест по произведению

Любить народ — значит видеть с полной ясностью и достоинства его, и недостатки, и великое его, и малое, и взлёты, и падения. Писать для народа — значит помочь ему понять свои силы и слабости.
Ф.А.Абрамов

По жанру «Война и мир» — эпопея нового времени, то есть в ней соединились черты классической эпопеи, образцом которой считается гомеровская «Илиада», и достижения европейского романа ХVIII-ХIХ веков. Предметом изображения в эпопее является национальный характер, иными словами, народ с его повседневным бытом, взглядом на мир и человека, оценкой хорошего и плохого, предрассудками и заблуждениями, с его поведением в критических ситуациях.

Народ, по мнению Толстого, это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ — это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. В романе «Капитанская дочка» Пушкин отметил: простой народ и дворянство настолько разделены в процессе исторического развития России, что не могут понять устремлений друг друга. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой утверждает, что в важнейшие исторические моменты народ и лучшие дворяне не противостоят друг другу, а действуют согласованно: во время Отечественной войны аристократы Болконские, Пьер Безухов, Ростовы ощущают в себе ту же «теплоту патриотизма», что и простые мужики и солдаты. Мало того, самый смысл развития личности, по Толстому, заключается в поисках естественного слияния личности с народом. Лучшие дворяне и народ вместе противопоставлены правящим бюрократическим и военным кругам, которые не способны на высокие жертвы и подвиги ради отечества, но во всех поступках руководствуются своекорыстными соображениями.

В «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни и в мирное, и в военное время. Важнейшим событием-проверкой национального характера является Отечественная война 1812 года, когда русский народ продемонстрировал наиболее полно свою стойкость, непоказной (внутренний) патриотизм и великодушие. Однако описание народных сцен и отдельных героев из народа появляется уже в первых двух томах, то есть, можно сказать, в огромной экспозиции к главным историческим событиям романа.

Массовые сцены первого и второго томов производят грустное впечатление. Писатель изображает русских солдат в заграничных походах, когда русская армия выполняет свой союзнический долг. Для простых солдат этот долг совершенно непонятен: они воюют за чужие интересы на чужой земле. Поэтому и армия больше похожа на безликую, покорную толпу, которая при малейшей опасности обращается в паническое бегство. Это подтверждает сцена при Аустерлице: «...наивно испуганный голос (...) закричал: «Ну, братцы, шабаш!». И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать. Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут назад проходили мимо императоров» (1, 3, XVI).

В союзнических войсках царит полная неразбериха. Русская армия фактически голодает, так как австрийцы не поставляют обещанное продовольствие. Гусары Василия Денисова вырывают из земли какие-то съедобные корешки и едят их, от чего у всех болят животы. Как честный офицер, Денисов не мог спокойно смотреть на это безобразие и решился на должностное преступление: силой отбил часть провианта у другого полка (1, 2, XV, XVI). Этот поступок плохо отразился на его военной карьере: за самоуправство Денисов попадает под суд (2, 2, XX). Русские войска постоянно оказываются в трудных ситуациях из-за глупости или предательства австрийцев. Так, например, под Шенграбеном генерал Ностиц со своим корпусом покинул позиции, поверив разговорам о мире, и оставил без прикрытия четырёхтысячный отряд Багратиона, который теперь стоял лицом к лицу со стотысячной французской армией Мюрата (1, 2, XIV). Но при Шенграбене русские солдаты не бегут, а воюют спокойно, умело, потому что знают, что прикрывают отступление русской армии.

На страницах двух первых томов Толстой создаёт отдельные образы солдат: Лаврушка, плутоватый денщик Денисова (2, 2, XVI); весёлый солдат Сидоров, который ловко подражает французской речи (1,2, XV); преображенец Лазарев, получивший от Наполеона орден Почётного легиона в сцене Тильзитского мира (2, 2, XXI). Однако значительно больше героев из народа показано в мирной обстановке. Толстой не изображает тяготы крепостного права, хотя совсем обойти эту тему он, будучи честным художником, не мог. Писатель рассказывает, что Пьер, объезжая свои имения, задумал облегчить жизнь крепостных, но ничего из этого не получилось, потому что главный управляющий легко обманул наивного графа Безухова (2, 1, X). Или другой пример: старый Болконский отдал в солдаты буфетчика Филиппа за то, что тот забыл распоряжение князя и, по старой привычке, подал кофе сначала княжне Марье, а потом компаньонке Бурьен (2, 5, II).

Автор мастерски, всего несколькими штрихами рисует героев из народа, их мирную жизнь, их труд, заботы, и все эти герои получают ярко индивидуальные портреты, как и персонажи из дворян. Доезжачий графов Ростовых Данила принимает участие в охоте на волка. Он самозабвенно отдаётся охоте и понимает в этой потехе не меньше своих господ. Поэтому он, не думая ни о чём другом, как только о волке, злобно обругал старого графа Ростова, который вздумал «закусывать» во время гона(2,4, IV). У дядюшки Ростовых живёт дворовая Анисья Фёдоровна, толстая, румяная, красивая домоправительница. Писатель отмечает её радушное гостеприимство и домовитость (сколько всяких угощений было на подносе, который она сама принесла гостям!), её доброе внимание к Наташе (2,4, VII). Замечателен образ Тихона, преданного камердинера старого Болконского: слуга без слов понимает своего парализованного барина (3, 2, VIII). Удивительным характером обладает богучаровский староста Дрон — сильный, жестокий человек, «которого мужики боялись больше, чем барина» (3, 2, IX). В его душе бродят какие-то смутные представления, тёмные мечты, не понятные ни ему самому, ни его просвещённым господам — князьям Болконским. В мирное время лучшие дворяне и их крепостные живут общей жизнью, понимают друг друга, Толстой не находит между ними неразрешимых противоречий.

Но вот начинается Отечественная война, и русская нация оказывается перед серьёзной опасностью потерять свою государственную независимость. Писатель показывает, как разных героев, знакомых читателю по двум первым томам или появившихся только в третьем томе, объединяет одно общее чувство, которое Пьер назовёт «внутренняя теплота патриотизма» (3, 2, XXV). Эта черта становится не индивидуальной, а национальной, то есть присущей множеству русских людей — мужикам и аристократам, солдатам и генералам, купцам и городским мещанам. В событиях 1812 года проявляется жертвенность русских, непонятная французам, и решимость русских, против которой захватчики ничего не могут сделать.

Во время Отечественной войны русская армия ведёт себя совсем иначе, чем в Наполеоновских войнах 1805-1807 годов. Русские не играют в войну, особенно это заметно при описании Бородинского сражения. В первом томе княжна Марья в письме к своей подруге Жюли Карагиной рассказывает о проводах рекрутов на войну 1805 года: рыдают матери, жёны, дети, сами новобранцы (1,1, XXII). А накануне Бородинского сражения Пьер наблюдает другое настроение русских солдат: «Кавалеристы идут на сражение, и встречают раненых, и ни на минуту не задумываются над тем, что их ждёт, а идут мимо и подмигивают раненым» (3, 2, XX). Русские «люди спокойно и как будто легкомысленно готовятся к смерти» (3, 2, XXV), так как завтра они будут «драться за русскую землю» (там же). Чувство войска выражает князь Андрей в последнем разговоре с Пьером: «Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит» (3,2, XXV). Тимохин и другие младшие офицеры соглашаются со своим полковником: «Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная. Что себя жалеть теперь!» (там же). Слова князя Андрея оправдались. Под вечер Бородинского сражения к Наполеону приехал адъютант и рассказал, что по приказанию императора двести орудий без устали стреляют по русским позициям, но что русские не дрогнули, не побежали, а «всё также стоят, как и в начале сражения» (3, 2, XXXVIII).

Толстой не идеализирует народ и рисует сцены, показывающие непоследовательность, стихийность крестьянских настроений. Это прежде всего богучаровский бунт (3, 2, XI), когда мужики отказались давать княжне Марье подводы под её имущество и не хотели выпускать из имения даже её саму, потому что французские листовки (!) призывали не уезжать. Очевидно, богучаровские мужики польстились на французские деньги (фальшивые, как потом оказалось) за сено и продовольствие. Мужики проявляют то же своекорыстие, что и дворяне-штабные офицеры (вроде Берга и Бориса Друбецкого), которые в войне видят средство сделать карьеру, достичь материального благополучия и даже домашнего комфорта. Однако, приняв на сходе решение не уезжать из Богучарова, мужики почему-то сразу отправились в кабак и напились. А потом весь крестьянский сход подчинился одному решительному барину — Николаю Ростову, который диким голосом закричал на толпу и приказал вязать зачинщиков, что крестьяне послушно и выполнили.

Начиная со Смоленска в русских просыпается какое-то трудноопределимое, с точки зрения французов, чувство: «Народ с беспечностью ждал неприятеля... И как только неприятель подходил, все богатые уезжали, оставляя своё имущество, бедные же оставались и зажигали и истребляли то, что оставалось» (3, 3, V). Иллюстрация к этому рассуждению — сцена в Смоленске, когда купец Ферапонтов сам зажёг свою лавку и мучной амбар (3,2, IV). Толстой отмечает различие в поведении «просвещённых» европейцев и русских. Австрийцы и немцы, покорённые Наполеоном несколько лет назад, танцуют с захватчиками на балах и совершенно очарованы французской галантностью. Они как будто забывают, что французы — враги, а русские не забывают этого. Для москвичей «не могло быть вопроса: хорошо или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего» (3, 3, V).

В непримиримой борьбе с агрессором русские сохранили высокие человеческие качества, что свидетельствует о душевном здоровье народа. Величие нации, по мнению Толстого, не в том, что она силой оружия покоряет себе все соседние народы, а в том, что нация даже в самых жестоких войнах умеет сберечь в себе чувство справедливости и человечность по отношению к врагу. Сценой, раскрывающей великодушие русских, является спасение хвастливого капитана Рамбаля и его денщика Мореля. В первый раз Рамбаль появляется на страницах романа, когда французские войска входят в Москву после Бородина. Он получает постой в доме вдовы масона Иосифа Алексеевича Баздеева, где уже несколько дней жил Пьер, и Пьер спасает француза от пули сумасшедшего старика Макара Алексеевича Баздеева. В благодарность француз приглашает Пьера поужинать вместе, они вполне мирно беседуют за бутылкой вина, которую доблестный капитан по праву победителя уже прихватил в каком-то московском доме. Разговорчивый француз хвалит мужество русских солдат на Бородинском поле, но французы, по его мнению, всё-таки самые храбрые воины, а Наполеон — «самый великий человек прошедших и будущих веков» (3, 3, XXIX). Второй раз капитан Рамбаль появляется в четвёртом томе, когда он и его денщик, голодные, обмороженные, брошенные своим любимым императором на произвол судьбы, вышли из леса к солдатскому костру под селом Красным. Русские накормили обоих, а Рамбаля отвели потом в офицерскую избу отогреваться. Оба француза были растроганы таким отношением простых солдат, и капитан, еле живой, всё повторял: «Вот люди! О мои добрые друзья!» (4, 4, IX).

В четвёртом томе появляются два героя, которые, по мнению Толстого, демонстрируют противоположные и взаимосвязанные стороны русского национального характера. Это Платон Каратаев — мечтательный, благодушный солдат, безропотно подчиняющийся судьбе, и Тихон Щербатый — деятельный, умелый, решительный и смелый крестьянин, который не смиряется с судьбой, а активно вмешивается в жизнь. Тихон пришёл в отряд Денисова не по приказу помещика или воинского начальника, но по собственному почину. Он больше всех в отряде Денисова убил французов и привёл «языков». В Отечественной войне, как следует из содержания романа, больше проявился «щербатовский» деятельный характер русских, хотя «каратаевское» мудрое долготерпение-смирение перед невзгодами тоже сыграло свою роль. Самопожертвование народа, мужество и стойкость армии, самочинное партизанское движение — вот что обусловило победу России над Францией, а не ошибки Наполеона, холодная зима, гений Александра.

Итак, в «Войне и мире» народные сцены и характеры занимают важное место, как и должно быть в эпопее. Согласно философии истории, которую Толстой излагает во второй части эпилога, движущей силой любого события является не отдельный великий человек (царь или герой), а народ, непосредственно участвующий в событии. Народ — одновременно воплощение общенациональных идеалов и носитель предрассудков, он начало и конец государственной жизни.

Эту истину понял любимый герой Толстого — князь Андрей. В начале романа он верил, что конкретный человек-герой может повлиять на историю приказами из штаба армии или красивым подвигом, поэтому во время заграничного похода 1805 года стремился служить в штабе Кутузова и везде искал свой «Тулон». После анализа исторических событий, в которых он лично участвовал, Болконский пришёл к выводу, что историю делают не штабные приказы, а прямые участники событий. Об этом князь Андрей говорит Пьеру накануне Бородинского сражения: «... ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку, вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них...» (3, 2, XXV).

Народ, по мнению Толстого, имеет самый верный взгляд на мир и человека, поскольку народный взгляд формируется не в одной голове какого-нибудь мудреца, но проходит «шлифовку»-проверку в головах огромного количества людей и только после этого утверждается как национальный (общинный) взгляд. Добро, простота, правда — вот настоящие истины, которые выработаны народным сознанием и к которым стремятся любимые герои Толстого.

"Мысль народная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир" явилась своеобразным итогом, синтезом автор­ских исследований русского национального ха­рактера, проявляющегося с одинаковой силой в будничной жизни и в годы великих исторических перемен, во время военных поражений и побед. До "Войны и мира" не было в литературе произведе­ния, где бы с такой полнотой раскрывались осо­бенности русского национального самосознания: следование христианским заповедям, высокая нравственность, любовь к Отечеству.

Ценность каждого из героев "Войны и мира" проверяется "мыслью народной". Именно в народ­ной среде раскрываются лучшие качества Пьера - его бескорыстие, простота, пренебреже­ние к удобствам жизни, человечность. Общение с простыми русскими солдатами и мужиками рож­дает в нем желание "войти в эту жизнь, всем су­ществом проникнуться тем, что делает их таки­ ми". Столкнувшись с силой и правдой кровавых событий под Бородином, Пьер осознает искусст­венность и фальшь прежних своих умозаключе­ний. Ему открывается другая правда, он приходит к идеалу народной жизни: "В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жиз­нью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных чело­веческих потребностей, что все несчастье происхо­дит не от недостатка, а от излишка". И это понял граф, который вместе с остальными ел лошадиное мясо, мучился от вшей, стаптывал в кровь ноги.

Л. Н. Толстой неизменно подчеркивал связь своих героев, особенно любимых героев, с живой жизнью народа. "Наш князь", - ласково называ­ют солдаты Андрея Болконского. А как преобра­жается его сестра Марья, когда, несмотря на пред­ложение француженки Бурьен, отказывается покориться завоевателям!

А что, например, заставляет Наташу Ростову во время отъезда из Москвы сбросить с подвод соб­ственное имущество и отдать их раненым? Ведь это и есть истинное проявление милосердия, со­страдания и доброты, которые видит Толстой в своем народе. Такую же силу национального духа обнаруживает Наташа Ростова в русской пляске и восхищении народной музыкой. Любуясь танцую­щей Наташей, писатель изумляется: "Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, ко­торым она дышала, - эта графинечка, воспитан­ная гувернанткой-француженкой, - этот дух, от­куда она взяла эти приемы... Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские".

Рассуждая о единении русского народа. Тол­стой особо подчеркивает патриотизм мирных жи­телей. Оставляя Смоленск, горожане добровольно сжигают свое имущество, не желая отдавать его завоевателям. По приказу Кутузова москвичи уезжают из родного и, безусловно, любимого горо­да - сердца России не потому, что боятся фран­цузов, а потому, что не хотят жить под властью захватчиков.

"Мыслью народной" пронизаны размышления писателя о Бородинской битве и партизанском движении.

По представлению всех участников сражения на Бородинском поле, это была такая битва, когда нужно было умереть, но победить. Ополченцы шли на бой в белых рубашках смертников, зара­нее понимая и принимая свой конец. "Всем наро­дом навалиться хотят, одно слово - Москва, один конец сделать хотят".

Той же "мыслью народной" проверяется дея­тельность исторических лиц: Наполеона и Кутузо­ва, Сперанского и Растопчина. Например, нам симпатичны простота и будничность Кутузова, его мудрость и понимание народа, действительная за­бота о людях. Он всегда умел угадать "значение народного смысла события". "Источник этой не­обычайной силы прозрения лежал в том народном чувстве, которое он носил во всей чистоте и силе его", - так определит Л. Н. Толстой сущность его полководческого таланта. И, с другой стороны, нам отвратительны эгоизм и поза Наполеона, го­тового шагать по трупам к вершинам собственной славы: "Видно было, что только то, что происхо­дило в его душе, имело для него значение, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли". Мы не можем говорить здесь ни о нравственности, ни о человечности.

Итак, все герои романа проверяются именно "делом народным": одушевлены ли они всенарод­ным чувством, готовы ли на подвиг и самопожер­твование. Вот почему Толстому в доказательство главной "народной" мысли романа не понадоби­лось большого числа образов из народной среды. "Народное" раскрывается в "Войне и мире" как всеобщее, национальное.

Я хотел написать историю народа.

Л. Н. Толстой

Трудно переоценить значение романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он оказал особое влияние на развитие всех последующих поколений, перечитывающих роман множество раз, каждый раз понимая его по-своему. Мировая литература не знала ещё столь масштабного по широте охвата материала литературного произведения.

Сам Толстой называл основной магистральной темой романа «мыль народную». Традиционно считается, что «мысль народную» до него затрагивали такие произведения, как гоголевские «Мёртвые души», пушкинская «Капитанская дочка», «Преступление и наказание» Достоевского и другие. Причём Пушкин и Гоголь ставили интеллигенцию выше народа, а Достоевский и Некрасов наоборот возвышали народ над всеми. Толстой же ввёл понятие «роя». Этот «рой» ясно показан во сне Пьера о шаре, покрытом миллионами маленьких капель, олицетворяющих людей. Во второй части эпилога Толстой, рассуждая о том, что движет историю, приводит читателя к выводу, что ход истории управляется, как общим законом, так и волями отдельных личностей. Значит, жизнь подчиняется не только воле судьбы, но и действиям каких-либо людей, таких, как Наполеон, Александр, Кутузов, Багратион…

И всё-таки, читая роман, убеждаешься, что для автора именно народ, в широком понимании этого слова, является носителем основных духовных ценностей. На странницах романа мы встречаемся с целым рядом персонажей из народа. Например, «чувство мести, лежавшее в душе каждого человека» и всего народа, породило партизанскую войну. Простые люди сжигали свои собственные дома в городах и деревнях (купец Ферапонтов), простые мужики уходили в партизаны. Война 1812 года предстаёт перед читателями истинно народной. Партизаны уничтожили великую армию по частям. Плохо организованные отряды, состоящие из мужиков и помещиков, были объединены единой целью защиты родины. Автор упоминает о таких героях–партизанах, как старостиха Василиса, побившая сотню французов, как дьячок, пленивший за месяц несколько сот французов.

Но более подробно описан лишь один из мужиков-партизан – Тихон Щербатый. Это был «самый полезный и храбрый человек» в отряде Денисова. В образ Тихона писатель показал дух народа мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. Его переполняет ненависть к непрошеным гостям, и он с топором в руках идёт на врага по велению сердца.

«Олицетворением духа простоты и правды» предстаёт перед нами в глазах Пьера пленный русский солдат Платон Каратаев. Платон – полная противоположность Тихону Щербатому. Он любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев стремится во всём видеть «торжественное благообразие». В Платоне живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства, и извечная любовь к труду. Толстой не говорит нам, какой из двух «русских мужиков» больше ему нравится, так как они оба олицетворяют русский национальный характер.

Проявление народного начала в главных персонажах романа можно найти в эпизоде охоты, где все герои ведут себя естественно просто, как народ. Жизнеспособность каждого из героев проверяется «мыслью народной». Она помогает Пьеру и Андрею обнаружить и проявить их лучшие качества.

Толстой создаёт единство духа из множества народных персонажей. Каждый из них влияет по-своему на ход исторических событий. Вместе же они являются, по мнению Толстого, той единой движущей силой бытия.

Пик творческой деятельности Льва Толстого приходится на середину XIX века. Россия содрогалась от возмущения крестьянских масс, поэтому идея народной сознательности в процессе развития общества стала ключевой темой в литературных произведениях многих писателей того времени. «Мысль народная» в романе «Война и мир» раскрывает героический образ русского народа на фоне событий Отечественной войны 1812 года.

Что подразумевал Толстой под словом народ

Писатели девятнадцатого века показывали народ то в образе угнетенного царем крестьянства или всей русской нации, то патриотического дворянства или социальной прослойки купечества. Толстой с любовью говорит «народ» каждый раз, когда речь идет о нравственных людях. Всех, кто ведет себя аморально, отличается ленью, алчностью и жестокостью, автор лишает права быть причастными к указанному сообществу граждан.

Люди, живущие в пределах одного государства, представляют его основу, являются материалом истории, не зависимо от сословия и образования. У нас есть гений, великий человек? Его роль в развитии человечества ничтожна, утверждает Толстой, гений является продуктом своего общества, завернутым в яркую обертку таланта.

Единолично никто не может управлять миллионами людей, создавать историю целого государства, по своему плану провоцировать вектор событий, тем более их последствия. В романе «Война и мир» автор отвел роль творца истории народу, руководят которым рациональные жизненные желания и инстинкты.

Мысль народная в образе Кутузова

Решения, выносимые в кулуарах власти, на законодательном уровне, русский классик называет восходящим течением развития общества. Это, по его мнению, центробежная сила истории. События, имеющие место среди простого населения, являются процессом нисходящего развития истории, центростремительной силой развития социальных связей.

Поэтому образ Кутузова наделен высокими нравственными качествами. События показывают, что генерал оказывается связанный с народом одной цепью государственных проблем. Ему близки проблемы, переживаемые простыми людьми, находящимися намного ниже Кутузова по социальной лестнице. Тревогу, горечь поражений и радость побед легендарный полководец чувствует также естественно, как его солдаты. У них одна задача, двигаются они одной дорогой событий, защищая Родину.

В романе Кутузов является ярким представителем народа, потому что его личные цели абсолютно совпадают с целями русского населения. Автор всячески акцентирует внимание читателя на достоинствах главнокомандующего русской армией. Его авторитет в глазах солдат и офицеров несокрушимый. Дух войска, которым он командует, зависит от его настроения, здорового самочувствия, от его физического присутствия на поле сражения.

Мысль народная в образах вельмож

Можно ли графа или князя считать народом? Свойственно ли было представителям русского дворянства отвечать требованиям исторической необходимости? Сюжетная линия романа явственно отображает нравственное развитие положительных персонажей, их слияние с народными массами в период Отечественной войны 1812 года.

Лев Толстой подчеркивает, что воля к победе, к избавлению от присутствия вражеской армии на территории своей земли проверяется мыслю народной. Пьер Безухов в одном потоке с беженцами заканчивает поиски смысла жизни, видя его в самой идее достойного выживания перед лицом опасности.

Наташа Ростова не может оставаться равнодушной и оставить раненых солдат. Молодая графиня бросается на поиски дополнительных подвод, чтобы вывезти раненых из пылающей Москвы. По Смоленской дороге она пытается помогать страждущим и умирающим от ран воинам.

Марья Болконская, сестра князя Андрея, чуть не поплатилась жизнью за желание вырваться из оккупированной врагом территории. Девушка не пристает на уговоры мадам Бурьен подождать французов в своей усадьбе, вступает в открытый конфликт с мужиками за возможность находиться с соотечественниками на русской земле.

Князь Болконский с начала сюжета почитает Наполеона, как передового современника, несущего новые идеи равенства и братства. На поле сражения под Аустерлицем его заблуждение рассеивается, когда он видит нездоровое восхищение Бонапарта, разглядывающего тела множества убитых солдат обеих армий.

Андрей Болконский погибает, оставаясь маленьким человеком, верным присяге, своему народу и императору.

Патриотизм есть русское начало

Лев Толстой относится к патриотизму, как явному признаку народности, объединяющему все социальные сословия в минуты опасности. Капитан Тушин, героически защищающий позиции артиллерии, наделенный как простой человек «малым и великим». Таким же неоднозначным персонажем вступает Тихон Щербатый, безжалостный к врагам, но жестокий в душе человек в целом.

Юный Петр Ростов погибает, принимая участие в партизанском движении, которое стало важным фактором победы. Платон Каратаев, попав в плен, проявляет мужественное спокойствие, исповедуя любовь к жизни в ситуациях испытания, как основную идею христианства. Добродушие и смиренное терпение Лев Толстой превыше всего ценит в русском человеке.

История знает сотни примеров героических подвигов, порой, имена героев оказываются не известные. Остается только память и слава патриотическому несгибаемому духу русского народа, который в мирные дни остается ревнивым хранителем и носителем духовных ценностей.




Top