Н д телешов краткая биография. Биография, Телешов Николай Дмитриевич

(Из жизни сибирских переселенцев)

Была ясная летняя ночь. Луна светила весело и спокойно; она заливала своим серебром поляны и дороги, пронизывала лучами леса, золотила реки… В эту самую ночь из дверей переселенческого барака , крадучись, вышел Семка, вихрастый, бледнолицый мальчик лет одиннадцати, огляделся и вдруг побежал, что было мочи, по направлению к полю, откуда начиналась большая дорога. Боясь погони, он часто оглядывался, но никто за ним не бежал, и он благополучно достиг сначала поляны, а потом и трактового пути ; здесь он остановился, что-то подумал и потихоньку пошел вдоль по дороге.

Это был один из тех беспризорных детей, которые остаются сиротами после переселенцев. Родители его умерли в пути от тифа, и Семка остался одиноким среди чужих людей и чужой природы, вдалеке от родного села, которое называлось - Белое, и которое он помнил лишь по белой каменной колокольне, по ветряным мельницам, по речке Узюпке, где, бывало, купался с товарищами. Но где это село и речка Узюпка - было для него такою же тайной, как и то место, где он находился сейчас. Он помнил одно, что пришли они сюда вот по этой самой дороге, что переезжали раньше поперек какую-то широкую реку, а еще раньше плыли долго на пароходе, ехали по машине, и ему казалось, что стоит только пройти эту дорогу, как будет большая река, потом машина, а там уже будет и речка Узюпка и село Белое, где он знает наперечет всех стариков и мальчишек.

Помнил он, как умерли его отец и мать, как их положили в гроб и отнесли куда-то за рощу на незнакомый погост. Помнил Семка еще и то, как он плакал и просился домой, но его заставили жить здесь, в бараке, кормили хлебом и щами и всегда говорили: «Теперь не до тебя!» Даже начальник Александр Яковлевич, который всеми распоряжался, закричал на него и приказал жить, а если будет мешаться, то обещал выдрать за волосы. И Семка волей-неволей жил и тосковал. Вместе с ним жили в бараке еще три девочки и один мальчик, которых забыли здесь родители и ушли неизвестно куда, но те дети были такие маленькие, что нельзя было с ними ни играть, ни шалить.

Проходили дни и недели, а Семка все жил в ненавистном бараке, не смея никуда отлучиться. Наконец, ему надоело. Ведь вот же она, та самая дорога, по которой они пришли сюда из «Расеи»!.. Не пускают добром, так он и сам убежит! Разве долго?.. И опять он увидит родное село, Узюпку, опять увидит Малашку, Васятку и Митьку, своих закадычных приятелей.

Хотя страх быть пойманным и удерживал Семку долгое время, однако надежда увидеть свою речку, своих товарищей и родное село была так велика и соблазнительна, что Семка, затаив в душе заветную мечту, выбрал удобное время и, отказавшись навек от даровых щей, выбежал на дорогу, и был счастлив, что возвращается домой. Ему казалось, что нигде нет такого хорошего места, как Белое, и во всем свете нет такой хорошей реки, как Узюпка.

Уже луна приближалась к горизонту, уже наступало утро, а Семка все шел по дороге, вдыхая свежий росистый воздух и радуясь тому, что всякий шаг приближает его к дому.

Кажется, все, что только возможно придумать для человека, все это видала и испытала обширная Сибирь, и ничем не удивишь ее, - никакой новинкой! Проходили по ней тысячи верст закованные арестанты, громыхая тяжелыми цепями, кололи и рыли в темных рудниках ее недра, томились в ее острогах; по ее дорогам, весело звеня бубенцами, мчатся резвые тройки, а по тайгам бродят беглые каторжники, воюя с зверями, и то выжигают селения, то питаются Христовым именем: толпы переселенцев тянутся из России почти сплошной вереницей, ночуя под телегами, греясь у костров, а навстречу им идут назад другие толпы, - обнищавшие, голодные и больные, и много их умирает по пути, - и ничто никому не ново. Слишком много чужого горя видала Сибирь, чтобы чему-нибудь удивляться. Не удивился никто и на Семку, когда тот проходил селением или спрашивал:

Которая тут дорога в Расею?

Все дороги в Расею ведут, - просто отвечали ему, и махали руками вдоль пути, как бы удостоверяли его направление.

И Семка шел без устали, без боязни; его радовала свобода, веселили поля с пестрыми цветами и звон колокольчиков проносившейся мимо почтовой тройки; иногда он ложился на траву и крепко засыпал под кустом шиповника, или забирался в придорожную рощу, когда становилось жарко. Сердобольные сибирские бабы кормили его хлебом и молоком, а попутные крестьяне иногда подвозили в телегах.

Дяденька, подвези, пожалуйста! - упрашивал Семка, когда его догонял кто-нибудь на лошади.

Тетенька, подай милостыньку! - обращался он в деревнях к хозяйкам.

Тетенька, подай милостыньку! - обращался он к хозяйкам

Все его жалели, и Семка был сыт.

На третий день перед Семкой заблестела река.

Вот, вот! Она и есть!

Он вспомнил, как недавно с отцом они переехали поперек эту реку; только их тогда было очень много, и народ перевозили не разом, а партиями. Он вспомнил, как на барке, на которой они переплывали, ходили вокруг столба две лошади с завязанными глазами и тянули какой-то канат, а возле лошадей бегал с кнутом старик в рубахе и широкой шляпе и все кричал охрипшим голосом. «Н-но! проклятые! Н-но! но! родные!» И лошади от его крика бегали быстрее вокруг столба, и канат крутился тоже быстрее, а барка все ближе подвигалась к другому берегу… Но где же теперь эта барка?

Широко разливалась перед Семкой река. Солнце уже закатилось, и багрянец неба ярко отражался в воде. Было красиво и тихо, но всюду было так пусто, что Семка смутился. Вдалеке, на противоположном берегу, виднелось какое-то селение, а направо и налево тянулись рощи. Спустившись по круче к самой воде, Семка начал вглядываться то в одну, то в другую сторону, но было попрежнему все пусто и немо, только у ног его сердито плескалась холодная река да по небу тянулись гуськом какие-то птицы.

В смущении, он побрел вдоль по берегу, но нигде не было ни души, не слышалось ни единого звука. Между тем, багрянец заката начал медленно угасать; бледнее становилось небо, и на дальних полях закурилась роса.

Семка задумался.

Потом он сел на песок и только тогда почувствовал, что устал и что итти более не может. Да и куда же уйдешь, когда перед глазами вода?.. Сначала он глядел на эту воду, следил, как она стремится куда-то вперед и плещется о берег, потом глядел на небо, на меркнущее пространство вдалеке за рекой, на лес, на поляны, - и что-то грустное, смутное ложилось камнем на его детское сердце. Была ли это простая боязнь или сознание круглого сиротства, или раскаяние, или, может быть, дума о родине, но только Семке хотелось заплакать, хотелось есть и пригреться, хотелось видеть подле себя отца с матерью, и он, закусив палец, сидел неподвижно над рекой, уставившись глазами куда-то вдаль, и ничего не видел перед собою.

Вдруг среди затишья послышались звуки, неясные и негромкие. Семка встрепенулся. Казалось, кто-то пел про себя, нехотя, заунывную песню, пел лениво, сквозь зубы, почти сквозь сон…

Действительно, из-за куста, где река делала небольшой изгиб, показался челнок; он плыл не спеша и держался возле самого берега.

Дяденька… довези! - крикнул Семка, когда рыбак, мурлыча песню, поравнялся с ним. - Дяденька!., а, дяденька!..

Тот повернул голову, и Семка увидел его загорелое нерусское лицо, с клочком черной бороды и вздернутой верхней губой, из-под которой виднелись острые белые зубы. Сидел он в таком маленьком челночке, вырубленном из ствола, что вода приходилась почти вровень с бортами; при этом речная зыбь сильно качала его, и была страшно, что он сейчас опрокинется и утонет. Но рыбак спокойно опустил весло (другого весла у него не было) и пристально поглядел на мальчика.

Николай Дмитриевич Телешов (29 октября (10 ноября) 1867 – 14 марта 1957) – русский писатель, поэт, организатор кружка московских писателей «Среда» (1899 – 1916), потомственный почетный гражданин Москвы, заслуженный деятель искусств РСФСР (1938). Николай Дмитриевич Телешов родился в московской купеческой семье в 1867 году, образование получил в московской Практической коммерческой академии. Литературную деятельность начал в 1884 году, опубликовав в журнале «Радуга» своё первое стихотворение. Основная тема ранних рассказов – купеческий и мещанский быт («Петух», «Мещанская драма» «Дуэль», «Именины»).

И. Бунин и Н. Телешов. М., 1910 г.

В 1897 году с Николаем Дмитриевичем Телешовым знакомятся Юлий и Иван Бунины, и вскоре Иван Бунин становится другом Телешова и посвящает ему стихотворение. Трудно поверить, что стихотворение «В степи» написано девятнадцатилетним человеком, настолько глубоко оно по замыслу и совершенно по исполнению! Бунин посещает литературный кружок Телешова. Поскольку собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, решено было назвать новое литературное объединение «Средами» Телешова. Высказываться на литературных чтениях требовалось совершенно откровенно, не обижаться на критику. «Среды» были очень популярны благодаря участию в них Чехова, Горького, Андреева, Зайцева, Скитальца, Чирикова, Вересаева, Куприна, Серафимовича. Частыми гостями были Шаляпин и Рахманинов. Жена Н.Д. Телешова Елена Андреевна Карзинкин (1869 – 1943), представительница известной купеческой династии, свободно говорила на английском, итальянском, французском, греческом, немецком языках. Окончила Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, была ученицей Поленова и интересной художницей. Благодаря ей на «Средах» бывали художники Головин, Первухин, Васнецов, Левитан. Летом «Среды» перемещались в Малаховку, на дачу Телешова, на берег живописного озера. Гостеприимный дом Телешовых привлекал творческой атмосферой. В доме была особенная комната специально для Ивана Бунина – Бунинская.

Подмосковье, Малаховка. Дача писателя Н. Телешова. Начало XX в.

Имение Телешова не удалось сохранить после 1917 года. Деревянный дом Телешовых был снесён, до наших дней дожил только каменный, построенный перед революцией 1917 года. Телешовым пришлось покинуть имение и перебраться в дом на Покровском бульваре. В 2002 году исполнилось 100 лет знаменитой фотографии членов «Среды», где сняты Андреев, Бунин. Горький, Скиталец, Телешов, Чириков, Шаляпин. Снимались в телеателье Карла Фишера на Кузнецком мосту, и фото это обошло все журналы как в России, так и за рубежом.

Члены московской литературной группы «Среды»: М. Горький, И. Бунин, Ф. Шаляпин. Скиталец (С. Петров), Н. Телешов, Л. Андреев, Е. Чириков. Конец 1902г.

На телешовских «Средах» А.М. Горький впервые прочитал здесь свою свою пьесу «На дне». 19 сентября 1910 года на «Среде» у Телешова Бунин читал свою повесть «Деревня» о жизни русской деревни эпохи революции 1905 –1907 годов.

«Записки писателя», 1948

«Бунин, – писал Н. Д. Телешов в своих воспоминаниях, – представлял собою одну из интересных фигур на «Среде». Высокий, стройный, с тонким умным лицом, всегда хорошо и строго одетый, любивший культурное общество и хорошую литературу, много читавший и думавший, очень наблюдательный и способный ко всему, за что брался, легко схватывавший суть всякого дела, настойчивый в работе и острый на язык, он врожденное свое дарование отгранил до высокой степени. Литературные круги и группы, с их разнообразными взглядами, вкусами и искательством, все одинаково признавали за Буниным крупный талант, который с годами рос и креп, и, когда он был избран в почетные академики, никто не удивился, даже недруги и завистники ворчливо называли его «слишком юным академиком», но и только. Наши собрания Бунин не пропускал никогда и вносил своим чтением, а также юмором и товарищескими остротами много оживления». После первой русской революции в произведениях Н. Телешова появляются ноты социального протеста: «Крамола», «Петля», «Между двух берегов», «Чёрной ночью». Тема империалистической войны нашла отражение в рассказах «Во тьме», «Мина» – сборник «1914 год», «Дни за днями» – сборник «В помощь пленным русским воинам» (1916). Н. Телешов впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Десять лет в ней бесплатно учились по принципу совместного обучения мальчики и девочки вместе. Средства на содержание гимназии давала чета Телешовых. Супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке и выстроили Быковскую сельскую лечебницу, которая просуществовала всё XX-е столетие. После Октябрьской революции Телешов принимал участие в работе Народного комиссариата просвещения. Он участвовал в организации Музея Московского художественного театра , директором которого был с 1923 года . В эти годы он занимается детской литературой, задумывает цикл «Легенды и сказки»: «Крупеничка» (1919 ), «Зоренька» (1921 ). Начинает художественные мемуары «Записки писателя», (1925 - 1943 годы ), повествующие о событиях литературной жизни Москвы XIX – XX в. Умер писатель в 1957 году и похоронен на Новодевичьем кладбище .

Имя Николая Дмитриевича Телешова тесным образом связано с именами русских писателей-реалистов конца ХIX - начала ХХ веков.

Николай Телешов родился 29 октября (10 ноября) 1867 года в Москве в купеческой семье. Образование получил в московской Практической коммерческой академии, которую окончил в 1884 году. Его литературный путь начался в том же году в журнале «Радуга», в котором он напечатал своё первое стихотворение.

Первые его рассказы печатались в мелких периодических изданиях 80-90 годов (в журналах «Радуга», «Детское чтение», «Семья», «Россия» и др.). Лучшие из ранних произведений Телешова вошли в его первый сборник «На тройках» (1895). Эти рассказы Николая Дмитриевича напоминают ранние рассказы Чехова.

Однако гораздо большее значение имеет другая группа рассказов, которая составила в последствии циклы «По Сибири» и «Переселенцы». Эти рассказы являются итогом длительного путешествия Н. Телешова по Западной Сибири. Поездка эта состоялась в 1894 году. По форме - это своеобразные путевые заметки. Именно эти произведения принесли Телешову истинное признание и любовь читателей. Надо сказать, что жанр путевых очерков в то время был довольно распространен в русской литературе.

Н.Д. Телешов в своих заметках примкнул к передовому реалистическому направлению. Описание сибирской природы сменяется описанием быта и нравов жителей этого края. Автор говорит о достопримечательностях сибирских городов и описывает жизнь уральских рабочих.

Рассказы и очерки, в которых Телешов повествует о невзгодах мужицкой жизни и об ужасной нужде, объединены в цикл «Переселенцы». Простой человек в изображении Телешова велик своей любовью к труду и умением трудиться. Он обладает прекрасными душевными качествами и духовной красотой.

Телешов был одним из главных организаторов культурной жизни в дореволюционной Москве. В течение многих лет возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и учёных, был членом суда чести при обществе печати и литературы, инициатором издания разных сборников и постановок любительских спектаклей писателей.

После Октябрьского переворота Телешов работал в органах Наркомата просвещения, участвовал в создании Музея Московского художественного театра (директором которого был в течение многих лет).

С 20-х годов прозаик пишет мемуары. В течение всей дальнейшей жизни Телешов работает над своими «Записками».

Творчество Николая Телешова было в своё время высоко ценено русской критикой. Особенно оценивался его несомненный талант, простота и искренность его повествовательской манеры.

Русский писатель Николай Дмитриевич Телешов родился в московской купеческой семье в 1867 году. Его предки были крепостными крестьянами Владимирской губернии, самостоятельно выкупившиеся на волю. Николай рано приобщился к чтению и литературе. Ещё двенадцатилетним подростком в 1880 году он стал свидетелем грандиозных Пушкинских торжеств в Москве: торжественного открытия памятника поэту, выступлений Достоевского, Тургенева и др. Чуть раньше, в десять лет, в типографии И. Д. Сытина Николай познакомился с процессом возникновения книги. Со временем возникла потребность самому приобщиться к литературному процессу. Деловые связи и дружба с Сытиным будут сопровождать Николая всю жизнь. Позднее он получил неплохое образование в московской Практической коммерческой академии, которую окончил в 1884 году.

Вхождение в литературу

В этом же году в журнале «Радуга» он публикует своё первое стихотворение «Покинутая». В 1886 году Телешов принимает активное участие в подготовке сборника молодых поэтов «Искреннее слово». Первые его стихи носили на себе следы влияния Надсона, Фета, Никитина, Плещеева. Сборник этот не обратил на себя никакого внимания, но был первым опытом вхождения в литературную среду. Глубокая заинтересованность в литературном и творческом общении поможет Телешову впоследствии создать литературное объединение «Среда», а пока он публикуется в безвестных журналах «Семья», «Россия», в «Гражданине», князя Мещерского, «Детском чтении», Д. И. Тихомирова. Основная тема ранних рассказов - купеческий и мещанский быт («Петух», «Мещанская драма» «Дуэль», «Именины»). Ранние рассказы составили первый сборник «На тройках» (1895). Современники находили некоторое подражание Чехову в проблематике ранних произведений Телешова, закономерным было знакомство Телешова с Чеховым в 1888 году. Название сборнику дал очерк, опубликованный в 1893 году в консервативном журнале «Русское обозрение». Очерк был посвящён Ирбитской ярмарке и написан по впечатлениям своего родственника М. А. Корнилова. Интерес к окраинам России пробуждали в Телешове произведения Короленко и Мамина-Сибиряка. По совету Чехова в 1894 году Телешов предпринимает собственное длительное путешествие в Сибирь, результатом которого становится серия рассказов, посвящённых быту переселенцев (циклы «За Урал» (1897), «По Сибири» и «Переселенцы», рассказы «Нужда», «На ходу», «Самоходы», «Домой» и др.). Рассказы его отличали будничность сюжета, лишённого неожиданных поворотов в повествовании, внешне бесстрастная («чеховская») манера письма. Однако в своих рассказах-легендах писатель не скупится применять и фантастику, и иносказание, и символику образов.

На рубеже веков

Период с 1898 по 1903 год в биографии писателя был непростым: писалось трудно, не хотелось публиковать «пустяковину» и «тусклятину», выражаясь его собственными словами. К концу 90-х годов прекращается сотрудничество Телешова с консервативной прессой. Свои новые произведения он помещает в либеральных журналах «Мир Божий», «Русская мысль», «Журнал для всех», многочисленных сборниках и альманахах. К кругу знакомств писателя кроме Чехова, В. А. Гиляровского, И. А. Белоусова присоединяются братья Юлий и Иван Бунины, Н. Н. Златовратский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, редакторы и сотрудники московских журналов. В 1899 году происходит знакомство в Нижнем Новгороде Телешова и Максима Горького. Горький заинтересовывается писательским кружком Телешова и рекомендует туда Леонида Андреева, Скитальца. К ним присоединяется Чириков, Вересаев, Куприн, Серафимович и некоторые другие литераторы. Поскольку собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, решено было назвать новое литературное объединение «Средами» Телешова. «Среды» продолжались с 1899 по 1916 год. Горький впервые прочитал здесь свою свою пьесу «На дне». Из произведений писателей кружка впоследствии были составлены сборники «Знание», «Слово» и «Нижегородский сборник».

Женой писателя становится Елена Андреевна Карзинкина (1869-1943), представительница известной купеческой династии. Благодаря ей на «Средах» бывают художники А. Я. Головин, К. К. Первухин, А. М. Васнецов, И. И. Левитан - Елена Андреевна окончила Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, была ученицей Поленова, имела широкий круг знакомств среди художников. Впоследствии она стала иллюстратором произведений своего мужа. Ей писатель посвятил свои «Записки писателя». Частыми гостями бывают Шаляпин и С. В. Рахманинов.

Между двух революций

Около 1905 года Телешов претерпел характерную для его поколения эволюцию влево. В его произведениях появляются ноты социального протеста: «Крамола», «Петля», «Между двух берегов», «Чёрной ночью». Он впервые в России организовал в Подмосковье сельскую гимназию для рабочих, железнодорожных служащих и крестьян. Десять лет в ней бесплатно (или за сниженную плату) учились по принципу совместного обучения дети самых бедных крестьян и рабочих. Средства на содержание гимназии давала чета Телешовых. Помимо этого Телешов являлся одним из главных организаторов литературной, художественной, театральной и артистической жизни Москвы. Он длительное время возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и ученых, был инициатором издания различных сборников («Друкарь», «1914 год», «В помощь пленным русским воинам») и постановок любительских спектаклей писателей, являлся присяжным суда чести при обществе печати и литературы. Телешов с энтузиазмом воспринял первую русскую революцию 1905 года, и когда волна революционного подъёма прошла, его творчество не претерпело упаднических изменений, утверждая по-прежнему человеческую веру в гуманистические ценности («Верный друг», «Косцы», «Иная душа»). Неприятие империалистической войны нашло отражение в рассказах «Во тьме», «Мина» - сборник «1914 год», «Дни за днями» - сборник «В помощь пленным русским воинам» (1916). Супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке (1915 г.), выстроили сельскую лечебницу (1916 г.).

Послеоктябрьский период

После Октябрьской революции Телешов принимал участие в работе Народного комиссариата просвещения. Он участвовал в организации [Музея Московского художественного театра (Камергерский переулок, 3а), директором которого был с 1923 года. В эти годы он занимается детской литературой, задумывает цикл «Легенды и сказки»: «Крупеничка» (1919), «Зоренька» (1921). Начинает художественные мемуары «Записки писателя», (1925-1943 годы), повествующие о событиях литературной жизни Москвы XIX-XX в. На его квартирах происходят заседания членов городской комиссии «История московских улиц» Общества охраны памятников истории и культуры Москвы. Книга «Начало конца» (1933) представляет собой повести и рассказы о событиях революции 1905-1907 гг.

Умер писатель в 1957 году и похоронен на Новодевичьем кладбище.

Библиографический курьёз

В историю русской литературы Н. Д. Телешов вошёл в первую очередь как инициатор «Телешовских сред» и автор мемуарной книги «Записки писателя». «Записки» Телешова неоднократно переиздавались в советское время и при авторских переизданиях дополнялись и исправлялись писателем. Мемуары иллюстрированы фотопортретами русских писателей. Портреты были примечательны тем, что каждый из них содержал личный дарственный Телешову. Поскольку коллекционирование этих портретов было страстью Телешова, ему удалось получить дарственные надписи на портретах у Льва Толстого, Чехова, Короленко, Горького, Куприна, Бунина, Серафимовича, Вересаева, Белоусова, Скитальца, Леонида Андреева, Мамина-Сибиряка, Златовратского, Спиридона Дрожжина, Шаляпина и многих других. В издании «Записок писателя» 1948 года среди прочих портретов была помещена иллюстрация, воспроизводившая известный групповой портрет 1902 года писателей «Среды». Её отличие от оригинального портрета состояло в том, что изображение Е. Н. Чирикова за спиной И. А. Бунина было тщательно заретушировано. Чем-то эмигрант Чириков провинился перед сталинской цензурой больше, чем другие эмигранты - ведь на том же самом снимке присутствовали Бунин и Шаляпин. Конечно известность и значительность двух последних не шла ни в какое сравнение с известностью Евгения Чирикова. Им обоим посвящено немало страниц «Записок». К тому же советское правительство в первые годы после войны при посредничестве Н. Д. Телешова какое-то время рассчитывало вернуть Нобелевского лауреата по литературе обратно в Советский Союз. Шаляпин к этому времени давно умер. Чирикова тоже не существовало уже 16 лет, и хотя в «Записках» имя Чирикова вскользь упоминается несколько раз, но даже в этом случае его лик омрачал советскую литературу.

Адреса в Москве

  • 1904-1913 гг. - Чистопрудный бульвар, 21;
  • 1913-1957 гг. - Покровский бульвар, 18/15. Здесь проходили

«Телешовские среды», участниками которых выступил весь цвет литературной Москвы начала XX века: Л. Н. Андреев, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, А. С. Серафимович, В. В. Вересаев, А. М. Горький, А. И. Куприн и другие. На доме установлена мемориальная доска.

Библиография

  • На тройках. Очерки и рассказы, изд. Сытина, М., 1895;
  • За Урал (Из скитаний по Западной Сибири). Очерки, М., 1897;
  • Маленький роман (Дети), изд. Клюкина и Ефимова, М., 1898;
  • Повести и рассказы, изд. Сытина, М., 1899;
  • Рассказы, 2 тт., изд. т-ва «Знание», 1903-1908;
  • Между двух берегов, изд. «Освобождение», СПБ, 1909;
  • Рассказы и сказки для юных читателей, изд. т-ва «Просвещение», СПБ, 1911;
  • Рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1913-1917 (кн. 1. Сухая беда; кн. 2. Чёрной ночью; кн. 3. Золотая осень; кн. 4. Крамола);
  • Верный друг и др. рассказы, изд. Кн-ва писателей в Москве, М., 1915;
  • Елка Митрича, ГИЗ, М., 1919;
  • То же, ГИЗ, М. - П., 1923;
  • Рассказы, изд. Гржебина, Берлин, 1922;
  • Все проходит. М., 1927;
  • Автобиография: «Писатели», под ред. В. Лидина, изд. 2-е, М., 1928;
  • Переселенцы. Рассказы, изд. «Федерация», М., 1929;
  • Литературные воспоминания, изд. Московск. т-ва писателей, М., 1931;
  • Избранные рассказы, Гослитиздат, М., 1935.
  • Избранное. - М., 1945;
  • Записки писателя. - М., 1948;
  • Избранное / Вступ. ст. С. Дурылина. М., 1948;
  • Повести и рассказы. - М., 1951;
  • Телешов Н. Д. Записки писателя: Рассказы о прошлом и воспоминания. - М.: Советский писатель, 1952. - 360, с. - 30 000 экз. (в пер.);
  • Избранные сочинения [Вступ. ст. В. Борисовой], т. 1-3, М., 1956;
  • Телешов Н. Д. Записки писателя: Воспоминания и рассказы о прошлом / Послесловие К. Пантелеевой. - М.: Московский рабочий, 1958. - 384, с. - (Библиотека для юношества). - 85 000 экз.;
  • Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. [Послесл. К. Пантелеевой], М., 1966.
  • Рассказы. Повести. Легенды. - М., 1983;
  • Избранные произведения. - М., 1985;

Тексты

  • Легенды. О трех юношах. (1901)
  • Переселенцы. Самоходы. Рассказ.
  • Переселенцы. Елка Митрича. (1897) Рассказ.
  • По Сибири. На тройках. (1892) Повесть.
  • По Сибири. Против обычая. (1894) Рассказ.
  • По Сибири. Сухая беда. (1897)
  • 1905 год. Крамола. (1906) Повесть.
  • 1905 год. Начало конца. (1933) Повесть.
  • Петух. (1888) Рассказ.
  • Между двух берегов. (1903) Рассказ.
  • Живой камень. (1919) Рассказ.
  • Самое лучшее. (1919) Рассказ.
  • Жулик. Рассказ.
  • Тень счастья. (1921)

Николай Дмитриевич Телешов

Телешов Николай Дмитриевич(29.10/10.11.1867-14.03.1957), русский прозаик. Из купеческой семьи. Организатор знаменитого московского литературного кружка “Среда” (1899-1916). Ранние очерки и рассказы написаны под влиянием А. П. Чехова. Особую литературную ценность представляет цикл “Легенды и сказки”: прежде всего навеянные народными поэтическими преданиями “Крупеничка” (1919) и “Зоренька” (1921). После революции работал в Наркомпросе, занимаясь детской литературой. В эти годы его наиболее значительным художественным произведением стала повесть о революции 1905 “Начало конца” (1933). Наибольшую историко-литературную ценность представляют мемуары Телешова “Записки писателя” (1925-55).

Телешов Николай Дмитриевич (29.10.1867-14.03. 1957), писатель. Родился в Москве в купеческой семье. Окончил Московскую Практическую коммерческую академию (1884). В 1888 познакомился с А. П. Чеховым. В том же году организовал литературный кружок «Среда». В печати выступил в 1884 со стихами. В рассказах Телешова 80-х - н. 90-х XIX в. господствует чеховская тема: изображение косного и затхлого мещанского быта, обличение пошлости, мелочности интересов, собственнической морали и психологии обывателя («Петух», «Мещанская драма» «Дуэль», «Именины», «Счастливый день», «Чужой человек» и др.). С 1925 по 1943 Телешов работал над художественными мемуарами «Записки писателя», воскрешающими атмосферу литературной жизни России к. XIX - н. ХХ в.

Телешов был преимущественно новеллистом. Его реалистические рассказы отличаются обыденностью сюжетов (без резких поворотов и замысловатых ходов в развитии фабулы), сдержанной, внешне бесстрастной манерой повествования. В новеллах-легендах Телешов щедро использует фантастику, символику, иносказание, гиперболизм образов и др. художественные условности.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Телешов Николай Дмитриевич - прозаик.

Родился в купеческой семье. Предки его - бывшие крепостные крестьяне Владимирской губ., сумевшие выкупиться. «Может быть, именно от предков и жива во мне уверенность, что без свободы нет настоящего счастья ни для человека, ни для человечества»,- писал Телешов в автобиографии (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.3). Родители воспитывали мальчика в любви к литературе. Подростком Телешов познакомился с книгоиздателем Сытиным, в типографии которого не раз наблюдал за «рождением» книги.

В 1884 Телешов окончил Московскую Практическую коммерческую академию. Первые стихи Телешова, появившиеся в этом же году в небольших периодических изданиях, носили подражательный характер. Некоторые поэтические пробы Телешова вошли в сборник начинающих поэтов «Искреннее слово» (1886), в подготовке и издании которого он принимал активное участие. Сборник успеха не имел, но помог Телешову войти в литературные круги.

Именно потребностью в творческом общении было обусловлено создание «Среды» - московского литературного кружка, который просуществовал с 1899 по 1916. Заседания кружка, проходившие на квартире Телешова, собирали в разное время таких писателей, как И.А.Бунин, М.Горький, А.Серафимович, В.Вересаев, А.Куприн, Л.Андреев и др. М.Горьким здесь впервые была прочитана пьеса «На дне». Из произведений участников «Среды» были составлены циклы сборников «Знание» и «Слово».

В 1886 вышел сборник Телешов «Фантастические наброски», куда вошли прозаические этюды (в форме притч), излагающие философские рассуждения Телешова о смысле человеческой жизни («Коридор», «Судьба»), о предназначении художника («Цветы»), о пошлости и затхлости обывательской жизни («В траве»).

Поэтической образности «Фантастических набросков» сопутствовала «заземленность» печатавшихся одновременно небольших рассказов в духе раннего Чехова, в которых молодой автор обличал захолустность быта и заурядность сознания своих персонажей («Перемена»).

В 1893 в журнале «Русское обозрение» опубликованы очерки Телешова «На тройках». В основу положены воспоминания одного из купцов, побывавшего за Уралом на ярмарке. Художник ярко обрисовал «особую страну» с ее загадочными просторами и не менее загадочным будущим. Стиль произведения подчинен жанру «путешествий» - действие развивается динамично; бегло, но четко, с характерными деталями, обрисовываются фигуры людей и картины сибирской жизни. После журнальных публикаций рассказы и очерки этого цикла были изданы в сборнике «На тройках» (1895) и «Повести и рассказы» (1896).

Последовав совету А.П.Чехова «перешагнуть границу Европы», Телешов предпринял поездку за Урал, полностью оправдав надежды своего творческого наставника - «сколько всего узнаете, сколько рассказов привезете!» (Цит. по: Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов. С.7). Результатом поездки стали очерки «За Урал» (1897), восторженно встреченные русской общественностью и открывшие Телешову путь в большую литературу. Предпосланный книге подзаголовок «Дорожные впечатления, слухи и встречи» точно отражает тематическое содержание сборника. Социальная направленность книги вписывалась в общий контекст эстетических установок «Среды»: правдоподобно отражать различные стороны российской жизни рубежа веков.

Однако в полной мере социальная острота бытописания и демократический гуманизм Телешова проявились в цикле «Переселенцы», включающем в себя 7 рассказов, написанных в разные годы: «Самоходы» (1894), «Елка Митрича» (1897), «Домой» (1898), «Нужда» (1898), «Хлеб-соль» (1900), «Лишний рот» (1919), «На ходу» (ок. 1927). В отличие от очерков, обращенных к общим проблемам, рассказы отмечены вниманием к отдельно взятой личности русского крестьянина, вынужденного испытывать на себе все «неурядицы жизни», как объективные, так и искусственно созданные (например, насильственное переселение в Сибирь). Мягкий лиризм сквозит в портретной обрисовке представителей этого «всевыносящего русского племени». В своем обличительном пафосе политики переселенчества Телешов пошел дальше всех, касавшихся этой темы писателей (Бунина, Успенского и др.).

Одновременно с бытописательством Телешов продолжает развивать романтическую линию, заявленную в своей первой книге. Включающий в себя девять произведений и протянувшийся во времени почти на два десятилетия цикл «Легенды и сказки», откликаясь на острые вопросы современности, уводит читателя в мир фантастических абстракций и иносказаний, переводя насущные проблемы в вечные категории добра и зла. Так, в поэтической легенде «Белая цапля» (1899), написанной по следам англо-бурской войны, рассказ о прекрасных экзотических птицах перерастает в раздумья о страданиях, которые приносит неволя. Пути преодоления зла в мире еще очень расплывчаты, по-книжному абстрактны, как и в «Песне о трех юношах» (1901), которую сравнивают с горьковским «Данко». О неразрывном единстве поэта и народа говорится в рассказе «Менестрель» (1903), посвященном судьбе поэта, пережившего свою славу. Образ Менестреля лишен романтической однозначности и односторонности - здесь заметны следы аналитичности в построении образа. Продекларированное в «Менестреле» творческое кредо о необходимости близости художника с народом реализуется в эволюции самого Телешова. Так, даже в пределах названного цикла он проходит путь от книжной легенды о цапле до овеянных народными поэтическими преданиями сказок о «Крупеничке» (1919) и «Зореньке» (1921).

Философская подоплека произведений Телешова конца 1890-х близка взглядам раннего Горького - их герои одинаково не «вписываются» в социальный контекст своего времени. Но если герои Горького активны в отрицании современного миропорядка, то персонажи Телешов смиренны, они скорее констатируют свои страдания, чем стремятся от них избавиться. Героев сборника Телешова «Повести и рассказы» (1899) можно обозначить по заглавию одного из рассказов - «жертвы жизни». Им присуща вера в мистическую злую силу, царящую в жизни и требующую все новых жертв. По мнению Столяревского, героя рассказа «Жертвы жизни», само общество приготовляет преступления и выделяет из своей среды их исполнителей. Философия безнадежности и призрачности человеческого счастья («Счастливец», «Дуэль», «Призраки») выводит писателя к проблемам «жертвенности». Героиня повести «Мещанское счастье» Ксения выходит замуж за нелюбимого, но богатого старика, принося себя в жертву во имя своей разоренной семьи. Но близкие Ксении страдают еще больше, ее жертва не приносит спасения.

Под влиянием «Среды», и особенно М.Горького, Телешов выходит на путь социального протеста. Уже в рассказе «Между двух берегов» (1903) прозвучало его: «Проснитесь! Проснитесь же, русские люди!» Жажда «бури», желание перемен сквозят в рассказе «Черной ночью» (1905).

По живым впечатлениям событий революции 1905 были созданы рассказы «Петля» и «Крамола». Показав священника, взбунтовавшегося против самодержавия и околоточного надзирателя, повесившегося от невыносимости своего положения, Телешов вызвал восторг в демократических кругах. «Валяйте! - восклицал М.Горький.- Дуйте их в хвост и в гриву!» (Цит. по: Пантелеева К. - С.14). Демократические деятели воздавали должное Телешову за вскрытие механизма черносотенного движения (критик Е.А.Грузинский, корреспондент газеты «Одесские новости» Н.Геккер и др.).

После поражения революции 1905 Телешов возвращается к жанру сказки («Цветок папоротника», 1907), пейзажно-психологи-ческого этюда («Косцы», 1907, «Золотая осень», 1909 и др.).

В годы империалистической войны Телешов пишет о ее бессмысленности и дешевизне человеческой жизни (рассказы «Мина», «Во тьме», «Дни за днями»).

После Октябрьской революции 1917 Телешов работал в Народном комиссариате просвещения, занимался организацией издания сб. для детей. В 1919 обрел окончательную редакцию текст повести «Дети» («Маленький роман»), работу над которым Телешов начал еще в 1896. В 1921 Телешов создает рассказ «Тень счастья», который после нескольких редакций был опубликован лишь в 1945 в книге «Избранное». Сочетающий элементы бытописания с мистификацией, обернувшейся для главного героя злой шуткой со стороны сослуживцев, рассказ соединил в себе многие ранние образы и идеи с трезвыми взглядами последних лет, что придало произведению фарсовость.

Наиболее значительным художественным произведением Телешов послереволюционного периода стала повесть «Начало конца» (1933); как бы заново раскрывая новому читателю события революции 1905-1907, Телешов еще раз вглядывается в переломный этап его собственного сознания, оценивая его как пробуждение.

С 1925 Телешов работал над «Записками писателя», уникальными по временному охвату мемуарами: книга открывается описанием открытия памятника Пушкину в Москве в 1880, а заканчивается воспоминаниями о праздновании 85-летия Бунина в 1955. Эта книга является летописью литературно-общественной жизни Москвы. Отдельные очерки посвящены М.Горькому, А.Чехову, Л.Андрееву.

В конце своей последней, шестидесятой, книги Телешова написал: «Оглядываясь на далекое мое прошлое, на долгий пройденный путь, я вижу, как много значительного дала мне литература, с которой неразрывно связана вся моя жизнь <...> быть русским писателем - есть великое счастье в жизни» (Избранные соч.: в 3 т. Т.3. С.387).

Е.И. Колесникова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 484-486.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранные соч.: в 3 т. М., 1956;

Избранное. М., 1945;

Повести и рассказы. М., 1899;

Повести и рассказы. М., 1951;

Избранные произведения. М., 1985;

Рассказы. Повести. Легенды. М., 1983.

[Рассказы]. Т. 1-4. М., 1915-18;

Все проходит. М., 1927;

Избранное / Вступ. ст. С. Дурылина. М., 1948;

Избр. соч. / Вступ. ст. В. Борисовой. Т. 1-3. М., 1956;

Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом / Послесл. К. Пантелеевой. М., 1966.

Литература:

Шемелова М.И. Творчество Н.Д.Телешова // Вестник Ленинградского университета. 1957. №14. (Серия истории, языка и лит. Вып.3);

Полякова Е. Николай Дмитриевич Телешов (К 100-летию со дня рождения) // Театр. 1968. №4;

Пантелеева К. Н.Д.Телешов (к проблематике творчества): автореферат диссертации. М., 1971;

Грегубов А.Л. Жизнь и творчество Н.Д.Телешова // Рассказы. Повести. Легенды. М., 1983;

Пантелеева К. Николай Дмитриевич Телешов // Н.Д.Телешов Избранные произведения. М., 1985.




Top