На чем играют ангелы инструмент. Символика музыкальных инструментов

20

Живопись 27.12.2015

Дорогие мои читатели, в предновогодние дни так много суеты. И если вам захочется чуть отдохнуть от таких вот забот, я приглашаю вас за настроением. Настроение будет душевным, надеюсь, что именно таким. Мы с вами посмотрим удивительные, глубокие, чувственные работы художницы Анжелики Привалихиной, которые я выбрала для оформления и обложки нашего зимнего выпуска журнала Ароматы счастья «Душа зимы».

Начну немного предистории. Возможно, вам это будет тоже интересно. Знаете, с чего начинается у меня каждый раз работа над журналом? С его идеи и образа. И они появляются вместе с атмосферой от картин художников. Через них приходят мысли и настроение для слова редактора, и собирается в целом журнал. Поиск этот складывается по-разному. Иногда сразу приходи все. А иногда ищу-ищу, и как я говорю: «Вот что-то не то…»

И в этот раз я пересмотрела огромное количество картин художников на зимнюю тему. Много прекрасных работ, но вот в журнале их не видела. И вдруг совершенно случайно я увидела работы Анжелики Привалихиной. И сразу сказала: «Вот именно то, что я искала». И как же мне повезло, что я нашла Анжелику, и она дала согласие и выразила огромную радость, что ее работы будут представлены в нашем журнале.

И вот после такого лирического вступления приглашаю вас насладиться чувственностью вместе с картинами художницы. И опять я хочу особой атмосферы. Посмотрим мы их под музыку. Если кого-то это отвлекает, просто не ставьте ее. Звучит . Композиция Winter emotions. Ее же я взяла и для озвучивания слова редактора.

Художница Анжелика Привалихина. Мир особых чувств

Вот с этой картины, которая называется «Рапсодия», началось мое знакомство с художницей. Именно в ней я увидела то, что созвучно мне по настроению и состоянию души, и поняла, что эти работы будут в нашем журнале.

Душа как птица с клетки рвется –
Стремится к свету, к небесам…
Душа как песня в счастье льется;
Грустит душа, коль в грусти сам.
Открой же клетку – дай свободу!
Почувствуй счастья полноту!
Познай своей души природу!
Любви постигни красоту!
И мир откроется иначе
Спадет былая пелена
И станет ясною задача
Зачем Земля нам создана…

Ирина Артлис

Рапсодия

Вот что говорит сама художница о своем творчестве: «Меня не трогает красота… Мне интересен не просто сюжет, красивый образ или форма, меня трогает душа, внутренний трепет, особые чувства, которые я переношу на холст через краски. Перед тем как увидеть образ героя, задуманного сюжета, я стараюсь увидеть его внутреннее содержание, его духовную сторону, созерцать его глазами, чувствовать его сердцем. Как бы происходит внутренний диалог, особые отношения между героем и автором. Что такое натюрморт? Это мои желания. Мне хочется небо и моря, я пишу сосуды и ракушки, мне хочется тепла и любви, пишу цветы… Современников пока не пишу, может, потому что я сама живу в современном мире и знаю все потребности души и бытия человека сегодняшнего дня, но люди прошлых веков для меня интересны.

Цветы…, розы… — это моё благодарение всем почитателям моего творчества. Спасибо!» — Анжелика Привалихина

Немного о самой Анжелике. Еще в детстве, переехав вместе с родителями из Тульской области в Сибирь, она часами просиживала у окна, зарисовывая в дневник то, что видела на улице. Но не только и не столько факты отражались на ее рисунках. Скорее, они показывали оттенки настроения самой девушки, ее родителей и других людей. Такое умение чувствовать и видеть все привело Анжелику сначала в школу для одаренных детей в области искусства, затем — в художественном училище.

Ее авторский курс обучения искусству для начальной школы был опубликован как монография и используется как основа для художественного обучения в начальных школах Сибири. Сейчас Анжелика Привалихина живет в Санкт-Петербурге.

Она имеет множество наград в области искусства, участвует в выставках в России и за рубежом. Многие ее работы украшают собой музеи, а также частные коллекции по всему миру.

Чем же так берет за душу творчество этой чудесной художницы? Наверное, в первую очередь изображением красоты мира, пропущенной через сердце и душу и изложенным на полотнах. Впрочем, сейчас Вы сами все увидите…Продолжим знакомство с творчеством художницы.

В прозрачных пространствах Эфира,
Над сумраком дольнего мира,
Над шумом забытой метели,
Два светлые духа летели.
Они от земли удалялись,
И звездам чуть слышно смеялись,
И с Неба они увидали
За далями новые дали.
И стихли они понемногу,
Стремясь к неизменному Богу,
И слышали новое эхо
Иного чуть слышного смеха.
С Земли их никто не приметил,
Но сумрак вечерний был светел,
В тот час как они над Землею
Летели, покрытые мглою.
С Земли их никто не увидел,
Но доброго злой не обидел,
В тот час как они увидали
За далями новые дали.


Константин Бальмонт

Ноктюрн ангелов

О чем поют эти ангелы? Какая музыка льется с тонких струн души? Об этом знает только Бог… А еще наши сердца. Которые умеют слушать по-настоящему…

А вот как вдохновилась работами художницы ведущая нашей рубрики Аня Кутявина.

Здесь ангелы играют для души…
На скрипке, саксофоне и кларнете.
Впитав все сны о прошлогоднем лете,
И слезы, прозвеневшие в тиши…

Здесь ангелы играют обо мне.
О том, как важно жить, любить и верить,
И все же отыскать к сердечку двери,
Чтоб там мечтать о главном – о весне…

Здесь ангелы играют обо всем,
Что ранит, греет, трогает, цепляет,
О том, что мое сердце согревает,
О том, что дарит смысл день за днем…

И вот, под вечным небосводом лет
Струятся те божественные звуки,
Как будто чьи-то бережные руки
Меня качают и хранят от бед…

Белые розы и лимон.

Бывает тишина волшебной…

Ты тихо поешь колыбельную песню опять
И стала красивой,как прежде.Глаза потеплели.
Луна колыбель освещает.Ты глаз оторвать
Не можешь от этой залитой луной колыбели. 


Ты тихо поешь колыбельную песню опять.
Я счастлив: и вновь понимаю,как вечно все это.
Я знаю: ребенку-расти,этой песне-звучать.
Я знаю,что вечно сияние лунного света. 



Лицо материнское будет красивым всегда,
Любовь материнская будет полна бескорыстья,
Как будет прохладной далеких вершин высота,
Как будут весною зелеными травы и листья.


Кайсын Кулиев

Радость моя

Счастье быть матерью – не просто радость, переполняющая сердце. Это огромный мир, который открывается с первым вздохом твоего младенца. Мир, который не просто велик и красив, но еще и божественно щедр к нам каждый день, час и миг. Хотя бы потому, что можно прямо сейчас прижать к сердцу родного и близкого человечка…

Вы слышите, как пахнет тишиной?
Смотрите, до чего же запах вкусный!
В его движениях такой покой искусный,
В его улыбке столько милой грусти,
Что хочется ей вторить немотой.
Вы видите, как пахнет тишиной?
Прислушайтесь к беззвучия оттенкам…
На языке покоя сам покой
С безмолвия для вас снимает пенки, –
Теперь вы знаете, как пахнет тишиной…

Терентiй Травнiкъ

Мелодия тишины

Интересно, а как звучит ваша тишина? Какой у нее вкус, запах, цвет? Как же важно знать ответы на эти вопросы…

Красная ленточка

Уж на исходе день рабочий,
И на исходе суета,
Сегодня я устала очень,
И знаю, что и ты устал.

Давай-ка выдохнем усталость
И полной грудью вновь вдохнем,
И все сегодня, что осталось,
Наполним светом и теплом.

Расправим, будто крылья, плечи
И на край света улетим,
И пусть чудесный этот вечер
Исполнит все, что захотим.

Планида Наталья

Теплый вечер

После дождя

Дорогие мои читатели, я искренне желаю всем нам теплых дней и вечеров, наполненных любовью и нежностью близких и родных. Улыбок, солнца и света, которыми с нами так щедро поделилась художница Анжелика Привалихина. Искренне благодарю ее за такой прекрасный подарок, за наше знакомство и общение…и не устаю благодарить судьбу, что она дарит мне вот такие удивительные знакомства и встречи.

Сайт художницы Анжелики Привалихиной

И напоследок, приглашаю вас посмотреть видеоматериал с картинами художницы.

Дорогие мои читатели, вот такой атмосферой пронизан наш зимний выпуск журнала «Ароматы счастья», который я назвала «Душа зимы». В нем много полезного и душевного для всей семьи. И много музыки. Если вы еще не читали его, не знакомы всем, подпишитесь на него и журнал бесплатно придет вам на почту. Мне так хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нашем журнале, наполнялись духовно и душевно. Зима, душа и крылья бабочки… пусть они коснутся сердца каждого из вас.

получить журнал бесплатно

Наши бесплатные подарки для вас

наши подарки для вас

Счастья вам, дорогие мои, прекрасного предновогоднего настроения и душевного тепла!

Смотрите также

20 комментариев

    4APK
    06 Мар 2016 в 3:53

    Ответить

    orenkomp.ru
    07 Фев 2016 в 18:29

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

В преддверии самого романтичного и долгожданного для всех влюбленных праздника – Дня Святого Валентина, любящие люди готовят друг другу приятные подарки и сюрпризы. Повод продемонстрировать своей второй половинке свою любовь и заботу никогда не бывает лишним. Приятная атмосфера романтики и трепета, царящая накануне этого дня, во многом связана с обилием двух основных символов – сердца и ангела. И если с сердцем, как символом любви и верности, все в целом понятно и просто, то ангел несет куда более глубокий и интересный смысл.

Так как скульптуры ангела в разных воплощениях чаще всего изготавливают из гипса и используют в качестве интерьерного декора или сувенира, рассмотрим когда такой вариант уместен в качестве украшения дома или подарка.

Что означает гипсовый ангел?

Скульптура ангела может быть выполнена в различных формах и воплощениях. Чаще всего данный символ представляют в виде младенца с крылышками, который может молиться, спать, играть на музыкальных инструментах или беззаботно парить в облаках. Чаще всего такие статуэтки из гипса используют в качестве сувениров или органично вписывают в лепной декор потолка и стен. Данный вид ангела считается символом ангела-хранителя, который защищает и покровительствует на протяжении всей жизни каждого без исключения человека.

Еще один распространенный вариант – ангел венчания. Такая скульптура изображает пару ангелочков, которые обнимаются, целуются, держатся за руки или смотрят друг другу в глаза. Это, пожалуй, один из самых сильных символов любви и верности, который призван подчеркнуть чистоту и вечность искреннего союза двух сердец. Ангел венчания, выполненный из гипса, часто становится декоративным украшением спальни или маленького семейного гнездышка.

Большой популярностью в гипсовом декоре пользуется также танцующий ангел, которого изображают стоящим на носочках и играющим на различных музыкальных инструментах. Этот символ считается знаком благополучия, богатства и веселья. Такие скульптуры часто украшают торжественные банкетные залы, а в жилых домах используются в качестве декора гостиной, семейной столовой или садового комплекса.


Фото:

Отдельного внимания заслуживают более воинственные и глубокие божественные символы, такие как ангел воинственный и ангел смерти. Эти символы получили невероятную популярность в традиционной европейской архитектуре, украшая фасады и интерьерные композиции замков, костелов, храмов и дворцов.

Гипсовые ангелы в мировой архитектуре

Ангелы из гипса украшают многие архитектурные шедевры по всему миру. При этом далеко не всегда изображение или гипсовое изваяние ангела связано с религиозными мотивами и используется как декор храмов и костелов. Гипсовые фигуры ангелов декорируют стены и потолки самых роскошных музейных и архитектурных ансамблей мира – Лувр и Эрмитаж, Собор Святого Петра в Ватикане и Центральный костел в Праге, Многочисленные замки Флоренции и Соборы Парижа. Все эти знаменитые музейные и культурные центры поражают каждого посетителя не только роскошью и изысканностью убранства, но и некоторым сакральным наполнением и божественным трепетом, что тоже не в последнюю очередь связано с обилием соответствующего исполнения.

Гипсовые ангелы различной смысловой и декоративной нагрузки на сегодняшний день украшают и защищают величайшие города мира:

  • Ангел-хранитель. Совершенно сакральным смыслом обладают многочисленные гипсовые статуи, в том числе и руки великих скульпторов, изображающие ангела-хранителя. Такие скульптуры стали местом паломничества туристов в Риме и Санкт-Петербурге, в Париже и Киеве, в Амстердаме и Рио-Де-Жанейро. Чаще всего скульптура, изображающая ангела-хранителя, предстает перед зрителями в виде миловидной девушки или юноши с крыльями, которые раскидывают руки, изображая благословение. Также нередко ангела-хранителя изображают, держащего в руках распятие. Актуальный и всегда впечатляющий - художественный прием, сочетающий ангела и голубя, который символизирует мир и согласие. Скульптуры ангела хранителя из гипса чаще всего не подвергают дополнительной декоративной обработке, оставляя природный белоснежный цвет натурального гипса, который подчеркивает чистоту и божественную наполненность таких декоративных элементов.
  • Ангел-воин . Один из сильнейших символов божественного промысла – ангел, который несет не вселенское добро, а взял в руки оружие. Сложно найти культурный центр, в котором этот декоративный и символический прием не использовался бы как в религиозных, так и в декоративных целях. Этот символ ассоциируется у большинства людей с реальной силой божественного возмездия, ведь оружие в руках ангела в первую очередь означает наказание за грех или недостойные поступки. В качестве элемента устрашения в руках ангела-возмездия может быть меч или копье. Кроме того, подобные статуэтки нередко производят не только из гипса, но и из бронзы или мрамора, что усиливает эффект монументальности и «тяжести» фигуры. Иногда, с целью усиления декоративного эффекта, гипсовые изваяния подвергают металлизации.
  • Ангел и Демон. Борьба добра со злом и света с тьмой не подвластна времени и символизирует постоянный внутренний конфликт, который происходит в душе каждого человека. Миллионы людей ежедневно делают свой выбор, разрываясь между аргументами совести и сердца. Кроме того, сам Дьявол в религиозных и мифологических значениях является падшим ангелом, что соответственно усиливает символизм и остроту данного вопроса. Скульпторы и художники всего мира изображают борьбу ангела и демона в разных формах. Это может быть как реалистичная картина схватки двух существ, так и визуализация разделения одного человека на божественную и дьявольскую энергию.
  • Ангел Смерти. Говоря о гипсовых изваяниях ангелов, нельзя также не упомянуть многочисленные надгробные статуи, изображающие ангела скорби. Этот символ считается данью уважения и почтения погибшего и демонстрирует, что даже если тело человека больше не с нами, его душа и ангел хранитель навсегда остаются в жизни родных и близких ему людей.

Уникальный проект ангелов единой надежды

Говоря об ангелах, их символической основе и декоративной ценности, хочется упомянуть один очень интересный проект Лены Эдвалл (Lehna Edwall). Талантливая девушка скульптор запустила уникальный проект, заставляющий окружающих задуматься о мире, жизни, любви и единстве всех людей на планете. Ее художественная и творческая задумка сводится к тому, что одновременно, в разных уголках планеты были установлены совершенно одинаковые скульптуры Ангелов Единой Надежды. Первые 7 памятников были установлены в Канаде, Австралии, Мали, Перу, Вануату, на Гавайях и в России.


Фото:

Ангелы Единой Надежды по замыслу автора безликие и практически не имеют отличительных особенностей, что символизирует единство всех народов. Если ровными линиями соединить на карте точки, где расположены первые 7 скульптур, зрителю открывается 42 точки их пересечения, в которых со временем автор проекта планирует также установить Ангелов Единой Надежды. В результате по окончании акции, землю окутает паутина ангелов, источающих тепло, чистоту и любовь и призывающих каждого задуматься о равенстве и уважении.

Сегодня ангелы из гипса являются частым декоративным элементом объемных лепных композиций на стенах и потолках. Белоснежные чистые божественные создания, символизирующие добро, любовь и мир станут достойным украшением вашего дома и долгие годы будут радовать жителей и гостей вашего дома.

Музыка и музыкальные инструменты.
Безграничен их мир, бесчисленными нитями связан он с нашей душой. Множество ассоциаций рождают сами инструменты, заставляющие звучать радостную или грустную, мятежную или умиротворенную музыку.
Речь в этой статье пойдет о том символическом значении музыкальных инструментов, которое они приобрели еще в давние времена, и это придавало определенные "обертоны" многим картинам европейских художников средневековья, Возрождения и более позднего времени.
С незапамятных времен считалось, что любовь и музыка неразделимы. И музыкальные инструменты на протяжении столетий прочно ассоциировались с любовью, причем определенные инструменты - с различными ее проявлениями. Средневековая астрология учит, что все музыканты - "дети Венеры". Во множестве любовных сцен у художников Возрождения музыкальные инструменты играют важную роль. Ярчайший пример - цикл картин Тициана (подлинников и современных художнику копий), в целом именуемый "Венера с музыкантом". Датируются эти картины 1550-1585 годами. Среди них и "Венера с лютнистом", и "Венера с органистом". Музыкальные инструменты непременно сопровождают богиню в сценах, изображающих ее с Марсом. Здесь они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее партнера. Любовные "обертоны" отчетливо "прослушиваются" на картине Караваджо "Амур-победитель", где родословная Амура - сына Марса (бога войны) и Венеры (богини любви) символизируется воинскими доспехами, с одной стороны, и скрипкой, лютней и раскрытой нотной тетрадью - с другой.
Из античности в европейскую культуру перешло четкое разделение струнных и духовых инструментов, основывавшееся на различии тех смыслов и символических значений, которыми наделялись эти инструменты. Наиболее откровенно это различие - и даже, можно сказать, антагонизм - проявилось в древнегреческих мифах о состязании Аполлона с его незадачливыми конкурентами-музыкантами. Один миф, довольно юмористический, получил распространение в живописи как "Суд Мидаса", второй - глубоко трагический, известен как "Состязание Аполлона с Марсием". Обычно эти два мифа смешивают, не обращая внимания на тонкие различия. Мельком я упомянул об этом в статье "Прекрасный союз"; сейчас повод остановиться на этом подробнее (обстоятельный разговор о различии этих сюжетов и музыкальной подоплеке этих мифов пойдет, я надеюсь, в одной из следующих статей - "Первый музыкальный турнир: литературные свидетельства и художественные иллюстрации").
Итак, в первом мифе фигурирует бог Пан с непременным своим атрибутом - флейтой (флейта Пана, или сиринкс). Комизм этой истории в том, что пострадавшим в результате состязания Аполлона-кифареда с Паном-флейтистом оказался сторонний наблюдатель - царь Мидас, не согласившийся с вердиктом Тмола, отдавшего первенство Аполлону. У царя Мидаса выросли ослиные уши. Овидий в "Метаморфозах" так повествует об этом:
Тмол порешил, чтоб Пан не равнял своей дудки с кифарой.
Суд священной горы и решенье одобрены были
Всеми. И только один порицал, называя сужденье
Несправедливым, - Мидас, и Делиец терпеть не изволил,
Чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши:
Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью,
Твердо стоять не велел и дал им способность движенья.
Прочее - как у людей. Лишь одной опорочен он частью.
Так был украшен Мидас ушами осла-тихохода.
(Перевод С. Шервинского)

Примечательно, что Мидас оказался наделенным ушами именно осла: это животное считалось особенно невосприимчивым к музыке. Вот почему так забавно выглядит "подпевание" осла ансамблю ангелов (трое из них с музыкальными инструментами, а еще двое - поют; кажется, третьего голоса действительно не хватает) в трогательной сцене "Рождество" (ок. 1470) итальянского художника XV века Пьеро делла Франческа. Осла, поющего по нотам - один из символов глупости, - изобразил на своей гравюре "Осел в школе" Питер Брейгель Старший.
Во втором мифе события развиваются гораздо более драматично. Марсий, этот уже почти человек, признанный богами побежденным, понес тяжкое наказание - с него содрали кожу и повесили ее в гроте в Келенах, где она трепетала всякий раз при звуках авлоса, на котором некогда играл Марсий, и оставалась неподвижной, когда звучала лира или кифара Аполлона. Овидий излагает эту историю более кратко:

Другой о Сатире припомнил, который,
Cыном Латоны в игре побежден на Палладиной флейте,
Был им наказан. "За что с меня ты меня же сдираешь?" -
Молвит. "Эх, правда, - кричит, - не стоило с флейтою знаться!"
Так он взвывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа...

Интересным претворением этого сюжета является диптих итальянского художника Джованни Пальмы (1544-1628), внучатого племянника знаменитого Пальмы Веккио [Старшего]) "Аполлон и Марсий". Правая его часть изображает казнь Mapсия. Оба инструмента - лира да браччо и флейта - лежат на земле. О них необходимо сказать несколько слов. Несмотря на то, что со времен Рафаэля подлинные античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), и сам Рафаэль, и многие другие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент - виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что, во-первых, в то время виола да браччо считалась самым благородным инструментом (именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини "Празднество богов", мы узнаем, что это переодетый Аполлон), во-вторых, другое название - лира да браччо - делало ее в глазах людей того времени полноправным заменителем античной лиры.
Пояснений требует и инструмент Марсия. На этой картине художник смешал - сознательно или случайно? - оба мифа. С одной стороны, Аполлон сдирает кожу со своего конкурента, следовательно, соперник Аполлона - Марсий; с другой - мы видим здесь инструмент побежденного: флейту Пана. В таком случае это Пан. А ведь флейта Пана и авлос, на котором в действительности играл мифический Марсий, - это два совершенно разных инструмента. Тот же Овидий рассказывает в "Метаморфозах"), как нимфа Сиринга, спасаясь от преследования влюбившегося в нее Пана, превратилась в тростник. Опечаленный Пан срезал его, сделал несколько трубок разной длины и скрепил их воском. Этот инструмент Пан назвал сирингой (или сиринксом; вспомните пьесу Дебюсси для флейты соло, которая так и называется - "Сиринкс"). Он действительно был инструментом флейтового семейства. Авлос же, инструмент Mapсия, принадлежал к семейству язычковых и являлся прототипом современного гобоя. В отличие от сиринкса он обладал резким, пронзительным звуком.
Таким образом, можно констатировать, что для древних греков авлос был инструментом страсти, инстинктов; он символизировал дионисииское начало, в то время как лира - начало алоллоническое.
Итак, античная лира заменялась европейскими художниками на современную им лиру да браччо. Подобная замена происходила и с инструментом Марсия. Нередко художники вместо малознакомого авлоса давали ему в руки хорошо известную им волынку. Это был типичный инструмент народной европейской культуры, хотя на волынке, по свидетельству Светония, играл римский император Нерон (в античную эпоху), а на изящном мюзете (французская разновидность волынки) - чуть ли не весь французский двор. И тем не менее сельские, пасторальные и пастушеские "обертоны" в символическом звучании волынки сопровождают всю историю западноевропейской живописи. Во множестве картин на сюжет "Поклонения пастухов" пастухи изображены именно с волынкой. В Италии испокон веков существует традиция играть во время Рождества перед образами Богоматери и младенца на всевозможных дудках, в том числе на волынках.
Дудки, флейты, жалейки - все они отчетливо указывают на пастушескую тему. Юпитер поручает Меркурию убить стража Аргуса, который охранял Ио, превращенную Герой в корову. Меркурий расположил к себе Аргуса, усыпив его игрой на сиринксе, а когда тот уснул, убил его. Знал ли Рубенс, автор знаменитой картины на этот сюжет, первоисточник - рассказ из первой книги "Метаморфоз" Овидия? Тут возникает сомнение, потому что именно в этот рассказ Овидий включил историю о том, как был создан сиринкс, и даже его, что называется, техническое описание. Рубенс же дает в руки Меркурию коническую флейту, не имеющую ничего общего с сиринксом. Но как бы то ни было, коническая флейта тоже была пастушеским инструментом.
Другой пастух - гигант Полифем - тоже играл на сиринксе. Вот как описано это в "Метаморфозах" Овидия:

Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок,
И услыхали его деревенские посвисты горы,
И услыхали ручь

(Перевод С. Шервинского)
Обратившись к другим музыкальным инструментам, мы обнаружим их связь с определенными персонажами мифологии или Священного писания. Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Такова, например, арфа. В сознании европейцев средневековья и Возрождения она прочно ассоциировалась с библейским царем Давидом, легендарным автором псалмов. На картинах его часто изображали играющим на этом инструменте, покуда он пас скот (в юности Давид был пастухом). Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, приручавшим животных своей игрой на лире. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом: "И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него" (1-я книга Царств, 16: 22 - 23).
Замечательно композиционное решение неизвестного богемского художника XVII века, украсившего своей картиной корпус старинного клавесина: инструмент этот, построенный вертикально (он называется клавицитериум), напоминает арфу, и царь Давид изображен играющим на нем.
Зная о таком употреблении арфы, не должны ли мы по-особому "читать" портрет английского короля Генриха VIII, где он изображен играющим на арфе, и видеть в этом монархе как бы нового Давида?
Высокое предназначение арфы подтверждается и Новым Заветом. В Апокалипсисе (Откровение святого Иоанна Богослова) старцы, восседающие вокруг алтаря с агнцем, поют, аккомпанируя себе на арфах (в русском переводе Библии арфа повсюду именуется гуслями): "И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь..." (Откровение святого Иоанна Богослова, 5: 8-9).

Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио (муза истории) - это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) - флейта, часто двойная, иногда также труба или, реже, какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) - небольшая виола; для Мельломены (трагедия) - горн; для Терпсихоры (танец и песня) - виола, лира или другой, но непременно струнный инструмент, начиная с XVII века им часто была арфа; для Эрато (лирическая и любовная поэзия) - тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) - труба; для Полигимнии, или Подимнии (героические гимны) - орган-портатив, реже - лютня или другой инструмент.
Итак, все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент.
С распространением христианства и его священных книг призыв царя Давида, содержащийся в 150-м псалме, стал мощным стимулом для художников:

Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя.

Хор ангелов становится непременным участником всех наиболее волнующих сцен христианской истории. И поскольку человек в воображении своем творил небеса по образу земному, он окружил Создателя, правящего как царь, ангелами-слугами, причем расположил их по ранжиру, и эта иерархия символизировалась, помимо прочих атрибутов, музыкальными инструментами.
Особая роль отводилась так называемой тубе, мощно звучащему духовому инструменту очень древнего происхождения (библейская туба не имела ничего общего с современной, используемой в симфонической и духовой музыке, - наша туба появилась лишь в XIX веке. Встречающийся в русских переводах термин "труба" является собирательным и включает в себя библейскую тубу). В эпоху средневековья тубой назывались многие духовые инструменты. Главное, что их объединяло, - способность издавать мощные сигналы. Именно это наделяло их символическим значением. Вот третий стих второго раздела "Dies irae, dies ilia" ("Тот день, день гнева") - заупокойной католической мессы (Requiem):

Tuba mirum spargens sonum
Per sepulcra regionum
Coget omnes ante thronum. (Труба, сея дивный клич
Среди гробниц всех стран,
Всех соберет к трону.)

В "Реквиеме" Моцарта начало этого раздела возвещается мощным авторитарным соло тенорового тромбона. Мы слушаем его, и перед мысленным взором предстают живописные образы Страшного суда, например, Джотто, где четыре ангела вокруг Христа во славе трубят на все четыре стороны (на "все страны"), или Рогира ван дер Вейдена (здесь опять-таки четыре ангела трубят, дабы воскресить мертвых и взвесить их на весах добродетели и греха, которые держит архангел Михаил), или Ганса Мемлинга, или, наконец, Микеладжело, где это ожидающее всех нас событие предвосхищено с гипнотической силой.
Под мощный глас трубы сошел Господь на гору Синай для разговора с Моисеем и передачи ему десяти заповедей: "На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стране... И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом" (Исход, 19:16,19).
Легендарную роль сыграли семь труб во взятии Иерихона: "Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом; и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город" (Иисус Навин, 6:19).
Символическое значение имел и другой древний инструмент - псалтериум. Так, в руках ангелов он указывал на Иисуса Христа, а точнее, на его человеческую ипостась. Согласно средневековым представлениям, форма псалтериума как бы имитирует форму тела распятого Христа, а будучи в целом инструментом треугольным, псалтериум символизировал также св. Троицу. С другой стороны, десять - когда изображалось именно такое их число - струн этого инструмента символизировали десять заповедей.
Порой на картинах старых мастеров можно видеть младенца Иисуса, играющего на псалтериуме, как, например, на картине Верхнерейнского мастера "Райский сад" (ок. 1410). В таком случае этот инструмент становится символом божественной природы Спасителя, представшего перед нами в облике человека. Все, вплоть до мельчайших деталей этой картины (мы воспроизводим лишь ее фрагмент - центральный образ), являет нам мир видимый, но при этом олицетворяет собой и мир невидимый, трансцендентный. Подлинный смысл картины проясняется только через раскрытие символических взаимосвязей и внутренних контактов, существующих между персонажами и предметами, изображенными на ней.
Особенно часто мотив музицирующих ангелов встречается на картинах, изображающих Марию с младенцем. Поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы прославляют Мадонну и передают ее скрытую радость - ведь существовавшие каноны не позволяли изображать Марию ликующей; мы видим ее всегда сосредоточенно-умиленной. Музицирование ангелов сопровождает и другие истории, связанные с Марией, - Вознесение и Коронацию. Эти сюжеты давали художникам поистине безграничные возможности для изображения целых оркестров; во всяком случае, здесь мы можем увидеть едва ли не весь инструментарий, бытовавший во времена того или иного мастера.
Из множества сюжетов, связанных с Девой Марией, остановимся на одном, встречающемся сравнительно редко. Он основан на рассказе Иоанна Богослова: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна. и на главе ее венец из двенадцати звезд" (Откровение святого Иоанна Богослова, 12:1).
На этот сюжет написал чудесную картину "Дева Мария с Младенцем" нидерландский художник XV века Гертген тот Синт Янс. И хотя далее Иоанн говорит о том, что Дева беременна и явился дракон, чтобы пожрать младенца, лишь только он родится на свет, художник изобразил Марию уже с новорожденным, соединив тем самым как бы два сюжета: "Богоматерь с Младенцем" и апокалиптический образ "Дева Солнца".
У младенца в руках колокольчики, и он как бы управляет мировой гармонией. Его взгляд устремлен на ангела, в руках которого такие же два колокольчика; ангел этот - весь внимание, он готов передать исходящий от младенца Иисуса импульс многочисленному ангельскому оркестру. Эта картина в точности иллюстрирует концепцию Фомы Аквинского, согласно которой Иисус - творец гармонии сфер. Гармония символизируется на картине Гертгена множеством ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В сущности, здесь полный набор инструментов XV века - лютня, большая свирель, виела (иначе - фидель), необычный плоский колокол, по которому ангел бьет колотушкой, флейта и барабан (как своеобразный единый инструмент, на котором играет один исполнитель; английский композитор елизаветинской эпохи Уильям Бёрд написал пьесу для вёрджинела, которая имитирует звучание этих двух инструментов и так и называется - "Флейта и барабан"), колесная лира, треугольник, всевозможные медные духовые. В правом нижнем углу художник поместил цимбалы, а в остальных углах - все три известных тогда клавишных инструмента: орган, клавикорд и, судя по всему, клавесин с вертикально расположенными струнами - уже известный нам клавицитериум.
Безусловно, художник не ставил себе задачу изобразить ансамбль, встречавшийся в реальной музыкальной практике того времени, - многие из этих инструментов не сочетаются друг с другом. Его целью было создать настроение всеобщего ликования и символически передать самую громкую и богатую звучность.
Итак, нет сомнений в том, что музыкальные инструменты символизируют наиболее возвышенные христианские идеи и образы. Но в ином смысловом контексте они оказывались символами чего-то прямо противоположного. Так, например, а эпоху Возрождения популярным становится один из сюжетов, связанных с Геркулесом. В живописи он называется "Выбор Геркулеса", или "Геркулес на распутье". Сюжет этот, кстати, имеет своего автора (в отличие от других - мифологических - сказаний Геркулесова цикла) - это древнегреческий софист Продик, друг Сократа и Платона.
Перед Геркулесом дилемма: пойти по пути добродетели или порока. В живописи утвердились иконографические типы Добродетели и Порока. Образы эти олицетворялись двумя женскими фигурами, каждая со своими атрибутами. Так вот, музыкальные инструменты были атрибутами Порока. Правда, выбраны лишь вакхические - духовой из семейства язычковых и тамбурин. Это был, так сказать, классический набор, канонизированный Чезаре Рипой в его "Иконологии" (1593), быстро ставшей общепринятым справочником для художников Западной Европы.
Но среди атрибутов Порока порой встречались и другие инструменты, те, что мы видели в руках ангелов на небесных концертах. Вот они на знаменитой картине Иеронимуса Босха "Ад", или, как часто уточняют, "Ад музыкантов", поскольку здесь много музыкальных атрибутов: труба, барабан, треугольник, волынка, альтовый поммер, флейта и, наконец, главные - лютня, арфа и колесная лира. Есть даже изображение нот. Но, Боже, как все это употреблено! Кто только не пытался проникнуть в тайны символики Босха. В трех огромных струнных инструментах усматривали символ св. Троицы. Кстати, числовая символика срабатывает не только в этом наборе инструментов. Тот же символ видится в изображении двадцати одной струны на арфе, что соответствует трем полным октавам. Далее, шесть струн лютни и колесной лиры (у лиры мы судим об этом по числу изображенных колков) и столько же игровых отверстий у поммера говорят о шести днях Творения. И, наконец десять ладов колесной лиры могут толковаться как символ десяти заповедей.
Треугольные предметы на церковной картине эпохи Босха, безусловно, символизировали св. Троицу, и музыкальный инструмент, который так и называется - треугольник, конечно, является и здесь этим символом.
Но дается и другой ответ на вопрос, почему художник поместил все эти инструменты на картине, изображающей ад. Музыка дарует наслаждение, а наслаждение есть тема всего триптиха "Сад земных наслаждений", в котором "Ад музыкантов" является правой створкой. За преходящие плотские радости на этом свете придется терпеть жестокие муки в аду. И муки эти Босх изображает вместе с символами совершенных в жизни грехов - кувшином для вина, игральными картами и доской и конечно же с музыкальными инструментами.
Символизм в культуре средневековья, Возрождения и барокко имел огромное значение (достаточно вспомнить поэзию Данте, насквозь пронизанную символикой). Символическим значением наделялись многие изображавшиеся предметы. Картина, помимо того чтобы дарить радость глазу, стремилась быть посланием. И чтение этого послания требовало понимания языка символов, в том числе знания символики музыкальных инструментов.

Александр МАЙКАПАР





Top