На какой день кремируют человека. Кремация – можно ли кремировать после смерти

Проблема переполненности кладбищ, видная невооруженным глазом — безусловно, существует . Надо что-то делать, иначе между миром живых и миром мертвых на физическом уровне в прямом смысле сотрется всякая грань. И не так уже редки случаи, когда старые кладбища равняют с землей, строят на их месте жилые дома, торговые центры. Даже для людей несуеверных и не приверженцев мистических учений ясно, что в жизни на костях нет ничего хорошего. Нет ничего хорошего и в жизни рядом с кладбищем, когда пейзаж вида из окна дополняют надгробные кресты.

Давайте сегодня поговорим, что лучше — Крематории или кладбища? Что в конце концов выбрать?!

Места захоронений выбирались раньше, при основании города, либо при его уже активной, но не столь многолюдной как сейчас жизни — на окраинах, границах с поселковой и пустынной местностью. А сегодня и городского населения стало больше, и темпы строительства мегаполисов растут, и кривая рождаемости только сейчас начала догонять кривую смертности.

Например (по данным Википедии), на начало 20 века в России:

«Сельское население империи значительно преобладало над городским. Из общего числа жителей 174 099 600 человек, в городах жило 24 648 400 человек, т.е. всего 14,2% (данные 1913 года). По соотношению численности городского и сельского населения Россия занимала одно из последних мест в ряду крупнейших государств начала XX века».

Чуть больше чем через 100 лет, а именно на начало 2015 года (по данным Википедии):

«На 1 января 2015 года по оценке Росстата в России было 146 270 033 постоянных жителей. Плотность населения - 8,55 чел./км2 (2015). Население распределено крайне неравномерно: 68,2 % россиян проживают в европейской части России, составляющей 20,85 % территории. Городское население - 74,03 % (2015)».

За один век, несмотря на явное отсутствие роста численности жителей страны, доля городского населения выросла с 14,2 % до 74,03 %. Это отражается и на смертности, и, естественно, на состоянии городских и пригородных кладбищ.

Можно было бы перенести будущие кладбища в далекую загородную зону, а прежние, которые в черте города, оставить как есть и просто не хоронить там. Но и здесь не все так просто. У власти свои аргументы, а стоящие у руля похоронного бизнеса, конечно, всеми силами не хотят терять свою прибыль. Но и ведь, перенесенные за пределы населенных пунктов, жилых зон места захоронений — через пару десятилетий-веков также обрастут мегаполисами. Ну а что делать? Закрывать прежние кладбища и открывать в более дальних местах, ничего критического, смерть — если подумать, такой же естественный процесс, как рождение, и надо заботиться не только о роддомах.

Кроме привычного для всех способа захоронения все «популярнее» становится кремация. И хотя сама процедура и суть ее чужды минталетету русского человека — крематории стали фактом нашего времени и вынужденной мерой для решения погребальных вопросов.

Крематории будут построены во многих российских городах, и кремация, по мнению более чем половины россиян, хорошая альтернатива земле.

О том, что думают россияне по поводу повторных захоронений и о кремации в коротком ТВ-сюжете:

Кремация и крематории

В настоящее время в России работают 17 крематориев в 14 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Норильск, Екатеринбург, Барнаул (начал работу в 2015 году), Нижний Тагил, Владивосток, Артём, Находка, Ростов-на-Дону, Сургут, Челябинск, Тула, Хабаровск.

Что мы знаем о кремации? По данным сайта homotomia.ru — лишь 15 % опрошенных причислили себя к знающим тонкости процесса кремирования.

И это несмотря на то, что (по данным сайта крематорий.ру) — «в тех городах РФ, где имеются крематории, процент кремаций в общем числе погребений колеблется от 45 до 61,3%».

Однако на деле (вы сами лично вообще часто слышите о том, что знакомые предпочли кремацию привычному захоронению для умершего родственника?):

«…в большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах (в которых есть крематории) выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших). Самый большой крематорий - Николо-Архангельский крематорий в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года. Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах. Самым экологичным считается запущенный в эксплуатацию в 2011 году кремационный комплекс в Волгограде. Его кремационная установка приобретена в Германии и включает в себя кремационную печь типа КЕ 400 с хромосорбционным фильтром высокой очистки», — Википедия о крематориях России.

«Крематорий (от латинского «cremo» — сжигать) — являет собой здание ритуального характера, предназначенное для сжигания тел (останков) умерших (погибших), приданию их огню (кремации)».

«Кремация – это уничтожение трупа путем сжигания. Такой процесс может быть либо неконтролируемым открытым сжиганием на погребальных кострах, либо контролируемым сжиганием в кремационной печи, установленной в крематории.

Процесс кремации представляет собой сжигание тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков раскалённого до высоких температур газа (870-980 °C). Для более эффективного процесса в современных печах внедрён ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела). В качестве топлива для печей в настоящее время обычно используется газ (природный или пропан), реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс.

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами безопасности для обеспечения безопасного использования (например, дверь реторты печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла).» (Википедия)

Кому и зачем нужна кремация? Во-первых, сжигание трупов в огне изначально имело две основные мотивации: религиозную и бытовую. В первом случае — умерших предавали костру, как гласила религия нации, во втором — климат, отсутствие орудий для выкопки ям, антисанитария, большое количество покойников часто заставляли отдавать предпочтение именно этому способу захоронения. Сегодня в нашей стране, конечно, в меньшинстве те, кто смотрят на процедуру кремации с религиозных ракурсов, в основном нас интересует утилизационный аспект. Данная процедура для тех, кто твердо решил, что не хочет тлеть в земле после смерти (или так решили его родственники, если покойный не оставил иных рекомендаций, либо его это не волновало), кто хочет сэкономить на похоронах (хотя это тоже зависит от дороговизны сопутствующих товаров и услуг, может получиться, что кремировать в несколько раз накладнее, если родственники, например, захотели поместить прах в урну из золота). Вообще, полмира уже используют кремацию как один из самых активных способов захоронения. Важно знать, что это такое вообще, в чем выгода такого варианта проводов на Тот Свет.

О жизни Хабаровского крематория, о расходах на кремацию и многих других нюансах в сюжете программы «Подробности» канала «Россия24»:

«Кремация в 100 раз снижает площадь необходимую для захоронения, а срок минерализации тел уменьшается с 50 лет до 1 часа.

Впервые крематории были сооружены в Италии, в Милане в 1875 году (совместные наработки немецких и итальянских инженеров). Уже в 20-х годах минувшего столетия во многих городах Европы, даже с населением не более 100 тысяч жителей, думали возможным иметь крематорий, а в городах и населенных пунктах с населением в 110 тысяч и более, наличие крематория – было обязательной градостроительной санитарной нормой.

В 1874 году организованна Международная федерация кремации, первоочередной задачей которой по сегодняшний день является объяснение населению планеты преимуществ процесса кремации, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения экологии, гигиены, санитарии, этики и эстетики. На сегодняшний день Федерация кремации объединяет 21 страну, ее членом также является и Россия.

В дореволюционный период в России первый крематорий был возведен во Владивостоке с использованием японской печи, а первый крематорий в послереволюционной России построили в Петрограде в 1927 году.

На сегодняшний день кремация широко распространена в Северной Америке (в США насчитывается более тысячи крематориев), Европе; кремация обязательна в некоторых странах Юго-восточной Азии. В Англии насчитывается 356 крематориев; в Чехии — 80; в Китае — 1300; во Франции -70; (фактически в каждом крупном городе). В мире на данный момент действуют около 14 300 крематориев. Наибольшее распространение кремация получила в Японии (кремируют 98% всех усопших), в Чехии (95%), Великобритании (69%), в Дании (68%), в Швеции (64%), в Швейцарии (61%), в Австралии (48%), в Голландии (46%)»

(с сайта homotomia.ru, статья «Основы кремации»).

Выгода кремации. Со стороны тех, кто хоронит. Сокращение затрат на захоронение и почести до 50%, если использовать самые простые материалы, в будущем никто не построит на могилке, сравняв ее с землей, развлекательный центр. То есть память и прах всегда с собой (хотя достаточное количество родственников умерших предпочитают развеивать пепел над любимыми местами покойного).

С других сторон. Экономия земли, уменьшение загрязнения водных источников, расположенных вблизи кладбищ, предотвращение антисанитарной и экологической катастроф.

Однако были случаи, озвученные в прессе, когда недалеко от одного российского крематория нашли захоронения недогоревших костей. Крематорий закрыли, начались споры, расследования того, что же получили родственники в урнах с прахом и кого же похоронили.

И несомненный минус кремации, кроме озвученных в статье. Это невозможность эксгумации тела (для следственных действий) в случае если человек умер насильственной смертью, в случае если есть подозрение, что похоронили не того - тоже почти нереально идентифицировать принадлежность генетически.

По свидетельствам работников крематориев - очень часто после процедуры остаются фрагменты недогоревших костей, которые перемалываются в специальном устройстве, похожем на барабан с железными шарами. Праха получается около 4-5 литров, но в урну обычно помещается только 2-3, то есть какая-то часть пепла человека идет в мусорку.

Крематории в качестве котельных: для нас кощунство, а для кого-то просто теплые батареи. До чего дошел прогресс: «Кремирование требует большого количества энергии, и при этом тепло от горения трупов пропадает в пустую. Некоторые европейские крематории нашли решение проблемы. Вместо того, чтобы дать газам, выделяемым при сгорании, вылетать в трубу, можно использовать их для обогрева домов. С 1997 года в шведском городе Хелсинборг местные крематории обеспечивают 10 процентов тепла в домах» (с сайта freundchen.blogspot.ru, из статьи «Крематорий может являться источником энергии»)

Хранится урны с прахом могут в колумбариях - специально для этого предназначенных хранилищах, как правило, за это с родственников покойного взимается определенная плата.

Кладбища и захоронения

О кладбищах мы все знаем не понаслышке, поэтому многим понятно, что это такое, и хоть не каждый знаком со словом «ингумация» — все в курсе сути процедуры. Ингумация — это погребение тела покойного целиком в почву.

Если нет эпидемий, пандемий инфекционных болезней (которые, как правило, царствуют в бедных странах с жарким климатом) и местность захоронения далека от болот, водоемов — то глубина 2 метра, на которую опускают и закапывают гроб, почти гарантирует санитарно-эпидимиологическую безопасность.

Если исходить из последних данных о плотности российского населения за 2015 год, то получается: 8,55 чел./км2. Уж земельки-то, родной, должно хватить на всех… Чего же мы, самая просторная страна мира, так жадничаем? Особенно учитывая то, что кремация, как бы изысканно не рекламировали ее, чужда сознанию многих русских людей, веками привыкших хоронить умерших в земле.

Сейчас на Земле проживает примерно 7,3 млрд человек, причем эта цифра «живая»: часть людей умирает, появляется новое поколение. Прирост населения обусловлен повышенной рождаемостью. А всего на Земле жило по разным данным от 79-110 млрд человек до фантастической цифры 5,2 тысяч млрд человек. Установить абсолютную правдоподобность той или иной версии — невозможно, но, вероятнее всего, истина где-то посередине. Если предположить, что число всех умерших и ныне живущих жителей планеты достигало той самой выше обозначенной фантастической цифры, то даже при этом положение с местечком на земле было бы далеко не самым тесным:

«Плотность населения, если бы все родившиеся люди остались бы живы, получилась от 34 до 52 тысяч человек на 1 квадратный километр. Иначе говоря, на каждого человека пришлась бы большая комната в 20 - 30 квадратных метров - люди все-таки не оказались набитыми как «сельди в бочке»» (с сайта pandia.ru, статья «Сколько людей жило на нашей планете»).

«Лежать в земельке» после смерти — это как-то по-христиански, — говорят многие из тех, кто аргументирует свою позицию лишь этическим аспектом. И действительно… Ведь как-то не по себе от того, что родственник, которого ты любил, точнее, телесная часть его — ныне помещается в маленькую вазу с пробкой или нет вообще ничего, если прах развеить. Был человек — нет человека. Хочется, чтобы существовало какое-то место, куда можно придти, чтобы вспомнить, где бы частичка земного принадлежала умершему. И пусть на могилке нет души, но это все, что осталось от земного лика покойного.

Правда здесь есть и момент не столь нравственный. Придти на могилку, поухаживать за ней, конечно, нужное действие для покоя души, но ведь если одни почитают память умерших, скромно убирают место захоронения, садят цветочки, то другие устраивают пьянки на поминках, нелицеприятные зрелища, никоим образом не проявляя уважения к чести покойного и т.д. Хотя, наверное, это уже другой разговор.

Согласно христианской вере — умершие люди (по одной версии — святые, по другой — разные) в один день, после Второго пришествия Христа, должны воскреснуть, то есть их воскресит Бог. И здесь момент: как Он их воскресит, если телесного храма нет даже на уровне скелета? Впрочем, от тех, кто лежит в земле пару сотен веков — ведь тоже по идее ничего не осталось, а обещание Бога же вне веков и времен.

Думаю, что ни один человек не даст стопроцентно верного ответа, возможно ли воссоздание живого из пепла, это доступно божественной сфере. Однако слово, о том, что человек создан из праха и в прах уходит, может наводить на мысль и о возможности воскресения из праха. Оставим эти ребусы Богу, богословам, служителям — кто может знать, что будет?

Евреи (народ, находящийся на особом счету у сил небесных), например, против кремации. Да и православная церковь не одобряет эту процедуру как правильный вариант погребения, считает языческим обрядом.

Из плюсов захоронения в земле , конечно, на первом месте то, что есть «место свиданий» с умершим, место памяти, на втором — достаточно безопасный (если соблюдены все нормы и правила, нет подтоплений) в санитарном и экологическом плане способ похорон. Из минусов — относительно высокая стоимость затрат на погребение (при аналогичных же параметрах при кремации).

Похоронный бизнес — один из самых прибыльных, место в первых рядах на известном кладбище стоит от пары миллионов рублей до нескольких десятков миллионов и выше (в зависимости от города). Кто же захочет терять такой жирный кусок торта? И ведь бизнес беспроигрышный: люди умирали, умирают и будут умирать всегда: такова жизнь, все мы смертны. И если курс рубля — явление непостоянное, то смерть неизбежна для всех.

Что лучше для экологии?

О вреде печей кремации. Все зависит от того, что за печи в крематории, на каком топливе работают, но при любом раскладе — вред для природы есть. Например, даже при самых качественных и дорогих технологиях:

«Экологический вред от одной печи крематория сопоставим с ущербом от работающих двигателей 50 легковых автомобилей» (данные из статьи о надобности строительства крематория в Красноярске).

«Тем не менее, по некоторым оценкам, именно сжигание тел дает 9 процентов ртутного загрязнения атмосферы. Кроме того, из труб крематориев выделяются окислы азота, диоксины, бензпирены - помимо прочего, оказывающие канцерогенное действие» (с сайта pravda.ru, из статьи «Крематорий оштрафован за вред природе»).

О вреде земельных захоронений. Все-таки переполненность кладбищ, особенно соседствующих с жилыми деревенскими зонами, водохранилищами — проблема, и не только нехватки земельной зоны, но и экологическая, санитарная. Дождями, подземными водами размывается часть грунта, все продукты трупного распада вместе с стоками попадают в водяное русло, на огороды, в краны, колодцы… Кости не разлагаются до нескольких веков (тысяч лет), а модифицированные продукты, химические наполнители пищи, экология губят людей и все вокруг даже после смерти: сегодняшние трупы, по заверениям ученых, разлагаются крайне медленно, бывшие живыми ткани организма будто напитались при жизни всякой консервантной гадостью так, что и бальзамировать никого не надо. Когда мы хороним умерших — земля впитывает всю эту химию, далее круговорот воды в природе, и множество других биологических, химических процессов, способствующих распространению и продолжению захламления шлаками земли.

Однако так ли все пессимистично и так ли опасна для мира и нашей страны перспектива сохранения преимущественной тенденции к кладбищенским захоронениям? Даже если исходить из данных самых «бешенных» цифр о количестве когда-либо живших на Земле людей — всем бы досталось минимум по 20-30 метров, а в сегодняшней России на 8-9 человек — квадратный километр просторов. Природа — самый мощный фильтр отходов, хотя она ответит соответствующе, если ее не беречь.

Крематории все равно построят повсеместно, ведь пока тенденция роста населения Земли в геометрической прогрессии сохраняется, а значит утилизационный аспект смерти приобретает все более актуальные и острые черты. Людей надо как-то и где-то хоронить. Ведь даже в странах, где кремация основной вид захоронения — уже и так прах людей под ногами в прямом смысле. Родственники успоших развеивают пепел из урн над священными местами или реками, горами, лесами. Специалисты установили, что в районе активного «сеяния» праха — обильно повышается растительность, урожайность. То есть пепел становится обычным удобрением, как зола. И здесь ведь тоже, как ни крути, подходит слово «…доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

«Утилизация» — переработка мусора, отходов.. то есть, получается, наше тело — всего лишь… мусор? Вообще, термин «утилизация» стал очень популярен в последнее время: на планете много мусора, человечество стало осознавать, что все мы погрязнем в тоннах отходов, если ничего с ними не делать. Нужно куда-то деть, а, точнее, как-то переработать всю грязь, более того — пустить на прибыль или хотя бы не на убыль. Люди оставляют после себя слишком много всего, мир стремится к химическому, экологически вредному совершенстсву, что, естественно, дает такой побочный эффект как увеличение отходов во всех сферах жизнедеятельности планеты. Но, согласитесь, понятие мусора стало до того обезличено, что на пути к этому «совершенству» мы забываем что есть что, слово «утилизация» стало почти синонимом кремации, жизнь — миг, а тело — прах. Все-таки мы, россияне, в большинстве своем не буддисты, не индуисты, чтобы говорить о правильности кремации в религиозном разрезе, наши аргументы касаются в основном утилизации, экономиии квадратных метров земли. Правда, есть еще один момент, который я уяснила из диалога со знакомой: кремация гарантирует то, что покойника не похоронят живьем, и такие страхи встречаются среди людей, ведь летаргические сны - реальность.

Получается — ничего не безопасней, все вредно. Но проблема вечная, люди умирают, и их надо как-то хоронить. Кладбища должны находиться вдали от жилых и водных зон, необходима профилактика подтоплений, а крематории нужно строить очень далеко от города.

Конечно, право выбирать способ захоронения всегда остается за умирающим (если он успевает волеизъявляться на этот счет) и за родственниками покойного. И все, без оправданий почему так, а не иначе, — имеют право выбирать любой из доступных способов захоронения. Все-таки личная и грустная тема.

Но есть важный момент: мнения могут отличаться, когда мы рассматриваем проблему как глобальную и как личную. Как глобальная — она вылазит за границы дорог, поселков, городов, а как личная — всем, даже после смерти, хочется иметь свой угол, клочок земли.

А что думаете Вы по поводу кремации и традиционного погребения на кладбище?

Вопрос «как кремируют человека» всегда волновал людей. И это не случайно: интерес к смерти заложен в нашей природе, а огонь завораживал человека с древних времен. В этой статье мы подробно расскажем, как происходит кремация человека.

Важно понимать, что кремация это только первый этап погребения. В зависимости от воли умершего/родственников после кремации урну с прахом закладывают в нишу колумбария, захоранивают в могилу или поступают иным образом (например, развеивают прах).

При кремации, как и при захоронении в землю идет процесс перехода органических тканей в неорганические химические соединения, из которых состоит почва. Кремация есть в сущности то же погребение, поскольку тело переходит в землю. Разница лишь одна: минерализация тела и включение его в состав почвы занимает до 20 лет, а кремирование человека сокращает этот срок до полутора часов.

Жители России все чаще предпочитают кремацию привычному способу захоронения. Доля кремации в целом по России невысока – 10%, но в больших городах она составляет 30-40%, а в Москве и Петербурге приблизилась к 70%. Это происходит в силу многих причин, основные среди которых – нехватка мест на кладбищах, простота процесса и низкая стоимость.

Как кремировали людей в прошлом. История кремации.

История кремации уходит корнями в глубокую древность. Люди давно поняли, что прах безопасен для здоровья, и многие религии, такие, например, как буддизм и индуизм включили кремацию в свои обряды. В Индии, Японии, Индонезии и многих других странах как кремировали людей в прошлом – на костре под открытым небом – так делают и поныне.

Наряду с самым древним видом погребения – трупоположением – кремация практиковалось уже в палеолите, а в эпоху бронзы и железном веке жители древних цивилизаций стали кремировать повсеместно. Сожжение стало доминирующим обрядом погребения в античной Греции, откуда традиция перешла в Древний Рим, где придумали хранить прах в специально отведенных для этого местах - колумбариях, куда можно прийти и почтить память своих предков.

Печи для сжигания тел людей стали использоваться в Европе в конце 18 века в связи с ростом городов и нехваткой мест на кладбищах. Постепенно кремация стала распространяться в странах Европы, в США и других странах.

Как кремируют человека в крематории в наши дни.

Кремирование человека происходит в крематориях – сложных инженерных конструкциях, предназначенных для 100%-ого сгорания умерших вместе с гробом при сверхвысокой температуре.

Комплекс крематория состоит из нескольких промышленных печей, способных генерировать температуру 900-1100°C, которая и обеспечивает полный распад тела и превращение его в пепел. Кремирование занимает от полутора до двух часов, а после кремации человека остается прах объёмом 2-2,5 литра.

Гроб с телом доставляется в крематорий и ставится на катафалк в зале для церемонии прощания. По окончании ритуала гроб перекладывается на транспортёр и перемещается в транзитное помещение, откуда через определенное время он поступает в кремационную печь. Представляя, как кремируют людей в крематории, мы, особенно в юном возрасте, думаем, что тело отправляется в огонь немедленно после того как гроб исчезает за шторами зала прощания. Но это не всегда так: такая технология предусмотрена далеко не в каждом крематории.

После кремации прах помещается в металлическую капсулу и запаивается. Чаще всего родные покойного хотят получить прах в урне. Похоронные урны существуют в различном дизайне, и их выбирают по вкусу: покупают в крематории или ритуальном магазине, а затем передают сотрудникам крематория, которые перекладывают прах из капсулы в урну.

Забирает урну родственник, ответственный за её получение, после чего наступает заключительный этап погребения.

После кремации урна с прахом хранится в крематории до востребования её родственниками. Срок хранения различается в разных регионах, но чаще всего это 1 год. Если прах не востребован, урна будет захоронена в общей могиле при крематории.

Кремирование человека: Как кремируют людей.

Наиболее распространена кремационная печь из двух камер. В первой происходит сжигание гроба с телом в струях раскаленного воздуха, а во второй, камере дожига, 100%-ное сгорание органических тканей и улавливание примесей. Важный элемент оборудования крематория – кремулятор, в котором сгоревшие останки измельчаются до состояния праха, и из них с помощью магнита извлекаются металлические предметы.

Чаще всего печи работают на газе, так как он экономичен и быстрее устанавливает нужную температуру в камере.

Чтобы исключить смешивание праха после сгорания, каждое тело регистрируют, присваивают ему идентификатор, а на гроб кладётся металлическая пластина с номером. После кремации пластина с номером оказывается внутри останков, что позволяет идентифицировать прах.

Что делать после кремации?

После кремации, когда получена урна с прахом, поступают одним из следующих способов:

  • Захоронить урну в могилу. Это может быть как новый участок, купленный на аукционе, так и родственная могила;
  • Поместить урну в нишу открытого или закрытого колумбария;
  • Можно распорядиться прахом по воле умершего, например, развеять его. Законодательство РФ не определяет специальные места для этого, поэтому выбор зависит только от вас.

Плюсы кремации в сравнении с традиционным захоронением в землю:

  • захоронить урну можно когда угодно; не надо спешить с решением;
  • не нужно дожидаться окончания санитарного срока после последнего захоронения в родственной могиле (для Москвы 15 лет).

Одного взгляда на кладбище Роузхилл в Линдене, штат Нью-Джерси достаточно, чтобы понять, что оно находится в небольшом городке: дорожки, обсаженные деревьями, холмистые лужайки и указатели на каждом углу. В это летнее утро буднего дня здесь стоит привычная атмосфера потерь и утрат. Желтое такси ждет пассажира, отдающего последний долг у одной из могил. Мужчина и женщина в церковной одежде паркуют автомобили на обочине и идут к месту погребения. Экскаватор выкапывает место для нового постояльца.

Издавна установился такой порядок обращения с умершим. Человек умирает, его хоронят, а надгробием отмечают место могилы среди остальных отошедших в мир иной. Но сегодня я направляюсь в другую часть кладбища, куда заходят немногие (хотя в настоящее время ситуация стремительно меняется).

Это место называется колумбарий, и поначалу само существование подобной комнаты с урнами для праха может вызвать удивление. В фильмах урна с останками умершего обычно покоится дома на полке, либо друзья развеивают прах в каком-то священном месте. В реальной же жизни многие кремированные остаются на кладбище так же, как их похороненные товарищи.

Полы здесь покрыты розовыми коврами. Тишину пронзает шум пылесоса. Вдоль стен тянутся ряды небольших ниш с урнами разного размера и вида, каждая в духе своего времени. Урны постарше отличаются изощренностью стиля: одну венчает вечный огонь, другая выполнена в форме Библии. Урна с надписью «Генриетта Лейбер, 1866-1933» выполнена в форме желудя. Рядом с ней стоит фотография Генриетты в белом платье без рукавов и длинных жемчужных серьгах, волосы коротко подстрижены, как у взбалмошной девицы 1920-х годов.

Современные урны более простые по своим формам и стилю. К тому же они объемнее, но не из тщеславия. В процессе кремации от тела человека остается больше, чем раньше. Некоторые семьи украсили ниши цветами, семейными фотографиями или изображениями Иисуса. Другие оставили нишу пустой и поместили урну за мраморную пластину. В этом есть некоторая ирония: тело разрушили до мельчайших органических частиц, чтобы потом окружить его камнем для защиты.


Сегодня мы наблюдаем радикальное изменение восприятия смерти и того, что следует за ней. За последние несколько десятилетий число американцев, предпочитающих кремацию устаревшему погребению, сильно возросло. Именно это и привело меня на кладбище Роузхилл, и теперь вместе с Джимом Кословски, главой кладбища Роузхилл и Роуздейл, я намереваюсь погрузиться в его мир и узнать, как меняется работа кладбищ в условиях кардинально нового восприятия смерти и похорон.

Мы продвигаемся дальше в колумбарий и проходим через Розовую комнату. Здесь урны не спрятаны за стеклом, а стоят открытые для всеобщего обозрения. Такой подход мне нравится больше: стеклянные ящики напоминают витрины в аптеках, где без продавца с ключом доступа к товарам нет. В дальнем конце комнаты находятся двери из цветного стекла. Кословски отодвигает их, открывая еще одни двери, на этот раз железные, как в фильмах про шпионов. Они такие прочные не просто так: дальше находится сам крематорий.

Мы входим. Помещение напоминает фабрику, назначение которой - особый вид разрушения.

Социально приемлемо


В 1980 году менее 5% американцев кремировали после смерти. Согласно данным Ассоциации крематоров Северной Америки, теперь эта цифра достигает 50%. Причина, несомненно, в изменении культурных и религиозных норм. Но если вам хочется понять, что ускорило изменения, достаточно вспомнить Мировой экономический кризис.

«Рост количества кремаций начался с приходом кризиса в 2008 году, когда многие люди остались без работы. Она не такая дорогая, как захоронение», - объясняет Кословски.

«Не такая дорогая» - это еще мягко сказано. Кремация в Роузхилл стоит всего $180, хотя урна, цветы и прочие услуги оплачиваются отдельно. Для сравнения, место на кладбище может стоить до $2500 плюс доплата в $1500 за выкапывание могилы экскаватором.

Роузхилл находится в получасе езды от Манхэттена, сегодня там кремируют около 25 тел в день, и это количество увеличивается в соответствии с растущим спросом. В крематории уже были три установки для кремирования, в 2013 и 2016 годах купили еще две, а к концу года планируется приобрести и установить уже шестую по счету.

Конечно, сжигание мертвых явление не новое - так в последний путь отправляли еще задолго до того, как кризис заставил американцев беречь каждую копейку. Кремировать начали в каменном веке. Также это было традицией, хоть и не повсеместной, в Древней Греции и Риме. В некоторых религиях, например, индуизме и джайнизме, кремация была не только разрешена, но и предпочтительна.

Расцвет христианства положил конец практике кремации на Западе. Уже в 330 г. н.э., когда император Константин объявил христианство официальной религией Римской Империи, кремацию, считавшуюся языческим обрядом, запретили. Причина для запрета была связана с идеей о воскрешении - лучше, если тело сохранится целым или в одном месте. Во времена Реформации Католическая церковь, мягко говоря, не одобряла или вовсе запрещала кремацию, однако сожжение использовали в качестве наказания либо из гигиенических соображений. В иудаизме кремация также была под запретом. К V веку кремация в Европе перестала использоваться совсем.


Печь для сжиганий Гаринис, Милан, Италия. Изображение из журнала L’Illustration, №1965, том 76, от 23 октября 1880. GETTY IMAGES

Кремация вернулась в Европу в 1870-х годах, в основном из-за проблем здравоохранения: необходимо было сдерживать распространение болезней. Первый современный крематорий был построен в США в 1876 году, а второй - спустя 8 лет. К 1900 году их насчитывалось уже 20. Новый подъем популярности пришелся на 1963 год, когда Католическая церковь во время проведения Второго Ватиканского собора коренным образом изменила свое мнение о кремации. Теперь она была разрешена, а вот развеивание праха нет.

Сегодня на территории США функционируют более 2100 крематориев, и возвращение подобной практики обусловлено не только стоимостью. Влияет меньшее количество религиозных запретов и изменения в предпочтениях клиентов: людям нужны более простые и менее ритуализированные похороны. Сказывается и высокий темп жизни современного человека, считает Роберт Биггинс, владелец похоронного бюро Магун-Биггинс в Рокленде, штат Массачусетс. «Люди не остаются на всю жизнь в своем родном городке. Мы намного мобильнее. Поколение Х и миллениалы меняют работу каждые 5-7 лет». Американцы не хотят оставаться на одном месте даже после смерти.

Проще говоря, кремация стала социально приемлемой. Согласно данным отчета Ассоциации предприятий похоронной отрасли, уровень приемлемости зависит от штата и этнической принадлежности, но в Калифорнии, Орегоне и Южной Флориде от 60 до 80% покойников кремируют. Это число значительно ниже в регионе Библейского пояса и в некоторых других группах населения, включая католиков и афроамериканцев.

Есть еще один момент, который продвигает кремацию как альтернативу погребению. «Мест на кладбищах остается все меньше», - поясняет Кословски. По его оценке, уже через 15 лет в Роузхилле мест не будет совсем. Поэтому неудивительно, что многие кладбища устанавливают крематории. Хотя это и вызывает недовольство, особенно в жилых районах.

«Есть стереотипы на этот счет, - поясняет Кословски. - Все еще остаются люди, которые считают крематории мерзкими и отвратительными заведениями. Они не хотят, чтобы нечто подобное стояло рядом с их домом».

Как работает крематорий


Мы с Кословски проходим через двойную дверь. Как только мы заходим в крематорий, раздается сигнал.

«Зачем он нужен?» - спрашиваю я.

«Он означает, что, возможно, к двери приближается катафалк. Этот сигнал предупреждает занятых сотрудников, что кто-то пришел», - отвечает он.

Тела доставляют в деревянных или, чаще всего, картонных гробах, в которых они находятся в течение всей процедуры кремации. Это делается по медицинским соображениям и защищает сотрудников от инфекций. Есть еще и этические причины: Кословски говорит, что «семьи хотят, чтобы их умершие родственники лежали в чем-то». Это разумно и с точки зрения логистики: «Без гроба было бы чрезвычайно сложно загрузить останки. Представьте себе человеческое тело и попробуйте поместить его в кремационную установку».

При крематории есть холодильная камера. Гробы доставляют туда и размещают на полках. На одном из них я увидел бирку компании Delta Airlines, на которой было написано: «Человеческие останки. Нам не наплевать». Обычно тела умерших находятся в холодильной камере 1-2 дня, потому что в большинстве штатов существует закон, требующий, чтобы между смертью и кремацией прошло не менее 24 часов. Когда случается что-то настолько фатальное, спешка ни к чему.

Пять больших установок для кремации занимают целый этаж. Оборудование покрыто алюминием с алмазным напылением: такое покрытие можно увидеть на пожарной машине или профессиональном ящике для инструментов. Кстати, это называется «кремационное оборудование», а не «печь». И не стоит называть кремацию сжиганием трупов, даже если это по существу так. Существуют слова, которые не стоит говорить в крематории.


«Слово «печь» несет в себе негативный оттенок, потому что ассоциируется с Освенцимом. Люди стараются избегать этого термина», - рассказывает Брайан Гэмидж, директор по маркетингу в компании U.S. Cremation Equipment в Алтамонте-Спрингс, штат Флорида.

Когда тело готово к кремированию, его забирают из холодильной камеры, кладут на каталку и везут к одной из кремационных установок. При кремировании ошибки недопустимы и непростительны, поэтому Роузхилл дважды подтверждает личность умершего, чтобы семья получила урну с прахом своего родственника, а не кого-либо еще. Снаружи кремационной установки прикрепляют копию квитанции об оплате, а к самому телу умершего кладут металлическую идентификационную бирку, похожую на армейский жетон.

Дверь кремационной камеры открывается на 75-90 сантиметров, однако большинство сотрудников открывают ее всего лишь на 30 сантиметров: как раз по ширине тела. Если открыть шире, то в помещении станет невыносимо жарко, что может нанести вред сотруднику. Тело помещают в кремационную камеру, подталкивая специальным инструментом или вручную. На каталке, а иногда и внутри кремационной камеры, есть вращающиеся цилиндры, поэтому гроб с легкостью входит в камеру для кремирования.

Кремационная установка состоит из двух камер: первичной, где находится тело, и вторичной, где сжигаются образующиеся газы.

Стенки первичной камеры выложены кирпичом, а пол и крыша изготовлены из высокопрочного огнеупорного бетона. Горелка находится на потолке и нагревает камеру примерно до 650 градусов по Цельсию. При такой температуре тело разрушается на газ и фрагменты костей.

Образовавшиеся газы и фрагменты костей перемещаются в следующую камеру: это девятиметровый лабиринт, в котором газ удерживается около двух секунд. Во вторичной камере газ и фрагменты костей нагреваются до 900°C, чтобы измельчить их и уничтожить запах, после чего газ выбрасывают в атмосферу. Гэмидж говорит, что вторичная камера похожа на преобразователь выхлопных газов на старых автомобилях: она очищает выбросы выхлопной системы.

«Любое твердое вещество превращается в газ, если нагреть его до нужной температуры. По сути, именно это происходит с телом: ткани нагреваются до такой степени, что превращаются в газ, - объясняет Гэмидж. - Любое горение, будь то сжигание топлива в автомобиле или приготовление еды на гриле, обязательно влечет за собой загрязнение атмосферы. При проектировании оборудования для крематориев большое внимание уделяется тому, чтобы выбросы соответствовали государственным экологическим нормам».

Согласно природоохранным агентствам большинства штатов, выбросы твердых частиц в сухом остатке должны составлять менее 0,06 грамма на кубический фут (1 кубический фут равен 28,31 литра - Прим. Newочём ). Сложности возникают, когда газы накапливаются во вторичной камере и концентрация начинает превышать допустимые нормы. Так происходит, если оборудование сконструировано ненадлежащим образом, или если сотрудник перегружает первичную камеру. Перегруз первичной камеры происходит по неожиданной причине: например, если поместить в нее человека с лишним весом, не приняв во внимание график других кремаций.

Звучит жутко, но сотрудникам крематория действительно важен вес усопшего. Оборудование не понимает разницу между 70 и 180 килограммами и просто выполняет свои функции. Работники же точно знают, что для сжигания 45 килограмм человеческого жира нужно 64 литра керосина. Если нужно кремировать тело, которое весит 180 килограмм, то по меньшей мере 90 из них придутся на жировую ткань, которая сгорает довольно быстро. Если вы поместите такого человека в слишком разогретую первичную камеру - перегрев оборудования часто происходит через несколько часов непрерывной кремации, к концу рабочего дня - из камеры повалит дым и неприятный запах.

«Оборудование не справляется с таким объемом газа, - поясняет Гэмидж. - Большинство опытных сотрудников кремируют такие тела в начале дня, когда кремационная установка еще не перегрелась».


В крематории Роузхилл я смотрю на монитор компьютера, который сводит ритуал кремирования к необработанным данным на мониторе. Это вторая кремация за сегодня. Тело внутри - мужчина в картонном гробу, весовая категория - от 90 до 260 килограмм. Процедура длится уже час и двадцать минут. Диаграмма на экране отображает данные обеих камер. Три маленькие голубые лампочки под одной из камер показывают, что в первичную камеру подается дополнительный воздух для охлаждения. До этого температура внутри первичной камеры составляла 870-980°C, а сейчас опустилась до 490-620°C.

В целом для кремации тела требуется около полутора часов с небольшими отклонениями в зависимости от веса человека и типа гроба. Временные затраты ограничивают количество кремаций в день. Во время моего визита все пять кремационных установок работали. За восемь часов с помощью одной кремационной установки можно кремировать пять тел. Крематорий Роузхилл работает шесть дней в неделю: оборудование простаивает только по воскресеньям.

«По религиозным соображениям?» - спрашиваю я Кословски.

«Нет, - говорит он. - Нам просто нужен выходной».

Рядом с домом


Лиза Томаселло выросла в большой итальянской католической семье. В те времена за смертью родственника следовали два-три изнурительных дня. В соседней комнате посетители вписывали свои имена в гостевую книгу и становились в очередь к гробу усопшего. Они сидели перед телом покойного, стояли на коленях, молились, крестились, целовали усопшему руки, лицо и губы. «Чем ближе были отношения, тем ближе к губам», - поясняет Лиза.

Близкие родственники сидели в первом ряду, принимая тех, кто пришел попрощаться с усопшим. Рыдания и причитания на итальянском были обычным явлением. В полдень семья уходила на обед, где все рассказывали друг другу истории и смеялись, после чего возвращались в похоронный зал, чтобы еще несколько часов провести в рыданиях. Затем похороны: процесс начинается в похоронном зале, продолжается в церкви и заканчивается на кладбище, после чего гостей приглашают на поминки.

Тело похоронили, надгробный памятник поставили, а дальше что? Во время каждого траура Томаселло задавалась этим вопросом. В первые несколько лет, вы, возможно, ходите на кладбище, но, скорее всего, в следующий раз вы там окажетесь, когда будут хоронить другого вашего родственника. «На могиле моих дедушки и бабушки уже больше 30 лет никого не было», - рассказывает она.

Томаселло выросла, и когда ее собственные родители покинули этот мир, ей захотелось изменить стандартный траурный ритуал. Когда умерла ее мать, Лиза и ее братья и сестры решили провести скромную церемонию и кремировать тело. Несколько лет спустя умер отец: на этот раз они отказались от официальной церемонии, выпили по рюмке Jack Daniels в честь отца, а затем кремировали его и поделили прах между собой.

«Меня успокаивает, что прах моих родителей стоит у меня в спальне. Я не испытываю чувства вины, что давно не была на их могиле - они здесь, со мной».

Нам трудно отпускать. Мы хотим, чтобы наши ушедшие близкие были рядом с нами. Иногда мы даже очеловечиванием вещи, которые напоминают нам о них. Это способ вернуть дорогих людей к жизни. Нет, урна - это не просто контейнер, в котором лежит прах мамы. Урна - это и есть мама.

Чтобы увековечить память об отце, я купила скамейку и поставила ее на тротуаре у себя в городе. Теперь эта скамейка напоминает мне отца. Когда я встречаю рассвет и вижу силуэт скамейки, я чувствую, будто он встречает его вместе со мной.

Что же остается


Непросто говорить об этом, но физические характеристики, приходящие на ум, когда мы представляем себе наших любимых - их глаза, кожа, волосы - бесследно исчезают в процессе кремации. После всего того, что мы переживаем - опыт, воспоминания, страдания и боль, сданные экзамены и усвоенные факты - крупнейшую часть останков покойного после кремации составляет гроб. «Как правило, кремированные останки состоят из фрагментов костей усопшего и пепла от гроба. Не забывайте, мы на 75% состоим из воды», - объясняет Кословски.

После окончания процедуры кремированные останки помещают на подобие серебряного подноса. При помощи магнита сотрудник крематория собирает несгоревшие металлические предметы. Это могут быть скобы, шурупы, шарниры и протезы. Затем вручную отбирается то, что пропустил магнит, - скажем, осколки стекла от бутылки виски, с которой дети пожелали кремировать покойного отца. Все это погребают где-то на территории кладбища.

«А это что?» - интересуюсь я, указывая на поднос с останками.

«Один из фрагментов кости. Возможно, межпозвоночный диск, - отвечает Кословски и добавляет - здесь можно свериться с анатомией».

«Но он зеленый».

«Я не знаю, в чем дело. Это может быть связано с принимаемыми лекарствами. Сложно сказать. Возможно, это был рак».

Оставшиеся части костей и пепла помещают в измельчитель, мало чем отличающийся от кухонного миксера. Затем останки пропускают через решето и закрывают в контейнер для семьи, хотя так бывает не всегда. Представители некоторых азиатских культур хотят самостоятельно извлечь неизмельченные останки костей усопшего. Особенно ценятся череп и тазовая кость. Такие семьи категорически против измельчения.

Индусы часто хотят, чтобы процесс кремации был инициирован старшим сыном в качестве ритуала посвящения, поэтому его пропускают в крематорий, чтобы включить установку. Еженедельно около десятка семей выражают желание наблюдать за процессом кремации. Роузхилл предоставляет для таких случаев смотровую площадку. По мнению Кословски, важно, чтобы люди понимали процесс и не сомневались в кремации из-за ложной информации или сплетен.

«[Некоторые] полагают, что несколько человек кремируют одновременно, а гробы перепродают. Да что угодно. Люди же смотрят новости».

Я выпытываю у него правду про городские легенды о крематориях. Что из этого истинно? Смешиваются ли останки одних кремированных людей с другими? Мой собеседник объясняет, что всех кремируют по отдельности, а установки тщательно очищаются после процедуры.

И все же вспоминаются слова Барбары Кеммис, представительницы Ассоциации крематоров Северной Америки, о том, что несмотря на уборку установок между кремациями, мельчайшие частички могут застрять в крошечных трещинах кирпичных стен и бетонного пола установки и случайно попасть в останки другого кремированного человека. Пожалуй, это один из тех аспектов кремации, о которых лучше не задумываться.

Непогребаемое


Кремация, как и смерть, окончательна. И все же это не исключает последующих сомнений. Сьюзан Скилз Люк, маркетинговый консультант из Колумбии, штат Миссури, кремировала свою мать и захоронила останки на семейном кладбище. Теперь же она сожалеет, что в могиле лежит не тело, а лишь прах покойной.

«Когда я навещаю ее, что бывает нечасто, мне хочется, чтобы ее тело, облаченное в лучший субботний наряд, лежало под землей вместе с телами моих покойных бабушки, дедушки и любимой тети, а не в виде тяжелой обувной коробки, наполненной чем-то схожим с сигаретным пеплом», - сокрушается она.

Когда 13 месяцев спустя ее старший брат, с которым она была очень близка, трагически скончался от передозировки, кремация вместо традиционных похорон показалась даром свыше. «Если вы еще злитесь - возможно кто-то из ваших близких скончался, как мой брат - кремация позволит избежать публичной драмы, демонстрации тела или обсуждения обстоятельств смерти. О логистике „тела“ можно задуматься позже, когда придете в себя», - рассказывает Сьюзан.

Несомненное преимущество кремации состоит в том, что она позволяет решать эмоциональные проблемы удобным для вас образом. А что с недостатками? Вам достаются останки, осязаемый объект, обременяющий воспоминаниями. После смерти брата, Сьюзан забрала его прах по дороге с работы, словно это было повседневное дело. В конце концов, похоронное бюро было по пути домой. «Как же необдуманно я поступила, не поручив это дело кому-то другому, ведь я никогда не делала этого прежде. Я не ожидала, что меня это так заденет. Я с грохотом швырнула прах в багажник и проревела всю дорогу до дома», - вспоминает девушка.

Несколько лет спустя, когда скончался ее отчим, она не смогла забрать останки даже после нескольких звонков из похоронного бюро. «Я ни разу не сняла трубку. Я прослушала одно голосовое сообщение, вежливо напоминающее о необходимости “забрать своего отца“. Эта фраза в сочетании с тем фактом, что “мой отец” был лишь горсткой пепла в коробке, напомнила мне о том, как я забирала останки своего брата Тома».

Однажды она вернулась домой и обнаружила на пороге коробку с прахом отца. Сейчас две коробки с останками лежат где-то на складе, хотя она и не знает, где именно. Она попросила своего мужа спрятать их, чтобы она не могла их видеть. «Не самая здоровая реакция», - признается она.

Эллен Херман, которая занимается цифровой рекламой в Лос-Анджелесе, оказалась в схожем положении. Около девяти лет назад с разницей в один год скончались оба ее родителя, после чего они были кремированы. Она решила направиться в мавзолей во Флориде, где незадолго до смерти жили ее родители, чтобы найти место для их праха и почтить память теплыми словами. Во всяком случае, именно так она намеревалась поступить, но так и не осуществила намеченное.


«Они у меня дома. Вообще-то прямо в моей спальне! В коробках под грудой всякого хлама. Некоторое время я хранила их в гараже, но это тоже казалось неправильным», - рассказывает она.

Часть их останков, вместе и по раздельности, находятся в разных местах. Немного праха отца хранит его брат, но большая часть лежит в коробках, дома у Эллен. «Никто из моих братьев не захотел забирать прах себе, а мне казалось неправильным развеивать его. Думаю, что поскольку теперь семьи живут не так близко, как прежде, уменьшилась важность посещения кладбища, и все же хранение праха в коробках в спальне представляется мне совершенно неуважительным по отношению к усопшим», - делится Эллен.

Иногда вместо того, чтобы похоронить близких в земле, мы хороним их под грудой вещей. Мы теряем их среди прочих эмоционально окрашенных атрибутов нашей жизни, ведь пережить это непросто.

Предание земле


Из земли мы вышли, в землю и уйдем. Никто не спорит, вопрос лишь в том, не навредим ли мы экологии, пока будем уходить. Кремация все больше конкурирует с похоронами за место самого привычного посмертного ритуала, и серьезное опасение вызывает вклад этой процедуры в загрязнение окружающей среды. Некоторые даже начинают подыскивать более изощренные способы избавления от человеческих останков.

В качестве более экологичной альтернативы рекламируют технологию щелочного гидролиза, при которой в воздух попадает меньше угарного газа и других вредных веществ. При щелочном гидролизе тело помещают в камеру, которую заполняют водой и гидроксидом калия, а затем под высоким давлением нагревают до температуры 160°C. Через три часа мягкие ткани превращаются в грязно-зеленую жидкость, а кости размягчаются так, что их можно раздавить. Кости обычно отдают семье, а жидкость сливают в канализацию.

Прямо технология для какой-нибудь антиутопии, правда? Так кажется неспроста: ее изобрели для утилизации скота, пораженного коровьим бешенством. Когда европейским фермерам приходилось забивать огромные стада больных коров, они сбрасывали трупы животных в ямы, обливали бензином и сжигали. С появлением щелочного гидролиза в 1990 году для этой цели начали производить шестиметровые баки из нержавеющей стали. Высокое давление при щелочном гидролизе уничтожает прионы - белковые частицы в мозгу коров, ответственные за появление бешенства. Прошли годы, и некоторые компании начали позиционировать щелочной гидролиз как экологически чистый способ утилизации человеческих останков. «Взяли существующую технологию и применили в области кремации, - рассуждает Гэмидж из US Cremation Equipment. - Капитализм в чистом виде».

Технология не пользуется популярностью, и неудивительно: она медленная и дорогая. Аппарат из нержавеющей стали может стоить от $175 тыс. за базовую комплектацию до $500 тыс. за самую продвинутую модель. Для сравнения, цены на кремационные установки варьируют в диапазоне от $80 до $100 тыс. Есть и юридические сложности: применение технологии запрещено, пока правительство штата не выпустит соответствующий законодательный акт.

Брезгливость тоже играет роль. Не будем забывать, что речь идет о том, чтобы сделать из человеческого тела густой суп и слить его в канализацию. Идея, может, и сохранит привлекательность для тех, кто и думать не хочет о сожжении, но большинству непросто свыкнуться с тем, как утилизируются побочные продукты щелочного гидролиза.

Прагматичный в вопросах смерти Кословски смотрит на это иначе.

«Люди думают так: что же это получается, мало того, что маму растворили, теперь еще и в канализацию сольют?! Их можно понять. Но, скажем, при бальзамировании, жидкости тела тоже выливают. Никакой разницы».

Материальные свидетельства


В кино часто можно видеть, как персонажи развеивают прах близкого человека: кто с палубы корабля, кто с вершины горы. В реальности так происходит нечасто. По оценкам Ассоциации крематоров Северной Америки, 60-80% кремированных останков остаются у родственников. Кто-то решил отнести останки на кладбище или развеять прах чуть позже. Так урны и остаются лежать дома.

«В новостях недавно показывали, как люди пытаются найти прах родственников после пожара, наводнения или оползня. Так что большой процент останков хранится у людей дома», - делает вывод Кеммис.

Места, где разрешено развеивать содержимое урны, регулируются законодательством. Например, в Массачусетсе закон предписывает рассеивать прах «с почтением». Спрашивается, что это значит. Отвечает Биггинс из похоронной конторы «Магун-Биггинс»: «Имеется в виду, что нельзя просто так взять и начать разбрасывать пепел по всей Мейн-стрит или насыпать его соседу перед гаражом. Но нет ничего плохого в том, чтобы провести церемонию на площадке для гольфа, где 40 лет играл ваш отец».

Развеять прах близкого человека по ветру - затея романтичная. Однако в том, чтобы выделить покойному специальное место и написать там его имя, тоже есть свой смысл.

«Мы ставим надгробия на могилах близких, чтобы сохранить память о них», - считает Биггинс. Его жена трагически погибла в возрасте 57 лет, и он часто приходит к ней на могилу. Уже одно ее имя способно немного его утешить. «Многие оставляют на надгробии камешки и монетки. Я каждую неделю туда хожу, их там уже несколько десятков. Так тепло становится на душе, когда видишь, что люди о ней не забывают».

Уже собравшись уходить, я решаю постоять у могилы моего друга Дэвида. Он вырос в Гарлеме и в жизни ему пришлось нелегко.

Мать - алкоголичка. Отец ушел из семьи. Несмотря на живую мать и бабушку с дедушкой, парнем все равно занималась служба защиты детей. Он получил образование в муниципальной школе в округе Кортленд и там же смог поступить в Государственный университет штата Нью-Йорк на стипендию за достижения в футболе. Проучился он всего семестр и вернулся в Гарлем. Дальше все как в плохом кино: познакомился с девушкой, попробовал крэк, потерял работу, заразился ВИЧ. В результате появились проблемы с почками: пришлось десять лет жить на диализе. Он умер в 2015 году от сердечной недостаточности, одним из первых в списке на получение донорской почки.

Я была на церемонии его похорон, но до кладбища, на котором стою сейчас, так и не дошла. Самое время это исправить. Мне дают «адрес»: секция 48, ряд 24, могила 83. Кладбище очень большое, но, обнаружив нужную секцию, я быстро нахожу его могилу. К моему удивлению, я вижу только клочок земли да число 83 на бетоне - никакого знака, что здесь похоронен именно Дэвид. По одну сторону от его участка - большие мраморные надгробия, по другую - внутри проволочной оградки - куча пластиковых цветов, обрывки голубых ленточек и веревочек, кресты из пенопласта с надписью «я тебя люблю» и сдувшийся белый шарик. Как будто вчера на соседнем участке был праздник, а Дэвида не пригласили.


Это как-то несправедливо, подумалось мне. Он очень хорошо относился к людям: и ко мне, и к своей девушке-наркоманке, и к своей племяннице из Флориды, которой он посылал деньги, хотя у него самого их практически не было. Без надгробного камня никто никогда не узнает, что он где-то там, внизу. А точнее, что когда-то он был здесь наверху.

Ни похороны, ни кремация не избавляют от самого сложного - нужно отпустить близкого человека из этого мира в мир иной. Людям необходимы материальные свидетельства того, что умерший когда-то вместе с ними ходил по Земле. Неважно, какие именно: сгодятся и надгробие, и скамейка, и урна.

Я подхожу к машине и на заднем сиденье вижу фигурку футболиста, которую мой сын откопал в каком-то хламе. Достаю из бардачка черный маркер, пишу на ней: «Дэвид. 23 апреля 1954 - 23 апреля 2015». Возвращаюсь к могиле 83 и кладу фигурку на то место, где мог бы стоять надгробный камень. Оставила на могиле камешек, как иногда делают, и пошла к машине.

Единственное, что, пожалуй, способно объединить множество существующих в мире религий - это вера в существование человеческой души. Душа же, как известно, - есть некая бессмертная субстанция: олицетворение чистоты и энергии. В то время как тело - это, всего лишь навсего, - ее вместилище, и его время существования на Земле ограничено.

Что происходит с душой после кремации?

Рано или поздно в жизни каждого наступает неотвратимый момент, когда осуществляется, скажем так, процесс избавления души от тела. И, в зависимости от принадлежности людей к тому или иному вероисповеданию, выбирается способ его (тела) упокоения. У одних это захоронение, другие же (как, например, древние египтяне) возводят, а точнее, - возводили невероятных масштабов гробницы и мумифицировали тела великих людей своей эпохи, помещая их, в конечно итоге, в эти грандиозные сооружения. Впрочем, - далеко не все египетские пирамиды являются гробницами… Но мы сейчас не об этом.

Возвращаясь к теме ухода человека из жизни, надо отметить, что одним из наиболее распространенных сегодня в мире способов освобождения души от тела является кремация последнего. Особенно популярна кремация в Европе и в Америке.

Что значит кремировать?

В буквальном смысле слово «кремация» cremare , в переводе с латинского, обозначает процесс сжигания трупов. (Звучит, конечно, несколько зловеще - но стоит относиться к этому спокойно.)

Надо сказать, что сжигание тела - это еще не конечный этап всего процесса прощания с человеком. После кремации прах усопшего обычно передают его родственникам, чтобы те решили, как поступить с ним дальше: захоронить или же развеять.

Некоторые, впрочем, никоим образом не хотят расстаться с овеществленной памятью о своем близком - и ставят урну с прахом в комнате на тумбочку у изголовья… чтобы быть всегда рядом…

Воистину - неисповедимы пути твои, Господи…

Что происходит с телом человека после кремации


Это понятно, я думаю, и без лишних пояснений: тело усопшего, в конечном итоге, превращается в пепел. И в этом, в принципе, нет ничего страшного: ведь большинство религий считает, что тело есть темница Души… Буддисты же и индуисты и вовсе уверены, что процесс сжигания идет душе только на пользу, ускоряя процесс ее высвобождения…

Важно при этом помнить, что, как считается во многих религиях, - тело можно предать огню или земле лишь на третий . Именно столько времени требуется для того, чтобы душа сумела покинуть свой сосуд. То есть, проводить кремацию нужно не раньше, чем через три дня после того, как умер человек. Этот срок необходим еще и для того, чтобы отделились друг от друга тело астральное (первое тело духовного свойства) и тело казуальное (тело личности).

Таким образом, важно понимать, что сожжению предается лишь земная, умершая оболочка души, которая не испытывает боли и не чувствует ее. Ну, а если уж так случилось, что кремировать умершего (или погибшего) пришлось раньше - тонкая материя, «задержавшаяся» рядом с телом, может испытать небольшой стресс…

Но бывают случаи и бытовой гибели: сгорание человека, скажем, при пожаре: и в этом случае вовсе не значит, что будет повреждена его душа. Просто этот процесс невольного кремирования, опять-таки, послужит для нее неким стрессом.

В принципе, на сегодняшний день, разницы в том, будет ли человек кремирован или просто захоронен, практически нет. Боли человек после смерти не ощущает. Хотя на эту тему можно встретить и иные свидетельства…

Вечный ад или способ очищения

или не вредит ли, все же, душе кремация тела?

Этот вопрос вполне закономерно возникает у родственников человека, покинувшего наш мир.

Отношение церкви к кремации до сих пор неоднозначно. Прямо скажем: и православная церковь, и иудаистская сожжение трупов отнюдь не приветствовала. А в Греции, например, кремирование и вовсе по сей день запрещено законом.

Тем не менее, на протяжении времени мы видим, как то, что еще вчера считалось невозможным и запретным, сегодня вполне себе нормально существует.

Православные каноны церкви, несмотря на еще относительно недавнюю их установку «земля еси и в землю отидеши», - сегодня, в большинстве своем, уже не осуждают кремацию. Отпевание тела умершего происходит даже в крематориях. А мысль о том, что с приходом Страшного Суда воскреснут лишь те, кто был захоронен – теперь есть мысль ошибочная. Ведь, по новой версии, когда тело кремируют - душа остается нетронутой, а для воскрешение в Судный день телесная оболочка вовсе не требуется.

Ссылки на библию по поводу кремирования

Впрочем, ни в Старом, ни в Новом Завете прямо не упоминается о том, что сожжение тела человеческого после его смерти является грехом. И в то же время, есть пометки о том, что грехом является сожжение человека на жертовнике. В свою очередь, существует мнение, что прах кремированного необходимо, все же, предать земле.

Место погребения при этом обязательно нужно обозначить. В православии такую роль выполняет памятник или же крест. Христианин, который был кремирован после своей смерти, имеет право на панихиды и отпевания ровно так же, как и все остальные (кроме тех смертных, кто совершил суицид). И после кремации душа его возносится на небеса так же, как это было бы и после погребения.

Как кремировали людей в прошлом

Кремирование как способ избавления от бренного тела усопшего было популярным еще задолго до нашей эры. Так, древние жители Скандинавского полуострова не хоронили своих собратьев. Для того, чтобы проститься с телом человека и отпустить его душу, применялась техника погребального костра. Тело умершего обматывали тканью и водружали на костер.

Существовали также и меры, которые при сожжении трупов важно было соблюдать. Особая актуальность такого способа прощания наблюдалась и в средние века, когда во многих регионах Европы свирепствовала чума. В этой связи ученые тех времен полагали, что закапывать тела в такой ситуации попросту опасно, так как эпидемия в этом случае может распространиться и дальше.

Так все же: хоронить в землю или кремировать?


Таким образом, как мы видим из всего вышеизложенного, кремация в наше время стала процессом, который равносилен традиционным похоронам. Но, несмотря на это, далеко не каждая семья, потеряв близкого, решается на этот шаг, боясь суеверий, что по-прежнему распространяются различными культами, сектами и их фанатиками.

Если же оценить этот метод прощания с человеком объективно, оказывается, что он не так уж и плох. В пользу кремации, например, существуют и определенные аргументы:

  1. Кремация - это отсутствие вероятности быть похороненным в состоянии клинической смерти;
  2. Очевидна экологическая чистота процесса: трупный яд не попадет в почву и не отравляет грунтовые воды;
  3. Имеет место быть экономия места из эстетических соображений;
  4. Имеется возможность сохранения праха в колумбариях;
  5. Относительно недорогая стоимость по сравнению с традиционными похоронами;
  6. И отсутствие, наконец, явных противоречий с существующими церковными канонами.

Вот только с одним невозможно, пожалуй, поспорить: среди славян кремация и по сей день - не самый распространенный метод прощания с умершими. Ведь традиции такого рода прививаются в культурных социумах годами и десятилетиями, чтобы степень шока в сознании людей от этого, прямо скажем, визуально не самого гуманного процесса, снижалась постепенно, из поколения в поколение.

Кроме того, в связи с тем, что эта процедура у нас не самая распространенная - не всегда есть к кому и обратиться за помощью в ее осуществлении. Особенно это касается небольших поселений, где мест кремирования не так уж много. Но, все же, они есть, и найти их можно, обратившись в организации по оказанию населению ритуальных услуг.

Как кремируют людей

Многие наверняка представляют себе весь этот процесс подобным картинкам фильмов ужасов в лучших их жанрах. Но это не совсем так. В крематориях во время кремации все происходит довольно просто и лаконично. Используется гроб, в который помещается покойный на третий день после своей смерти. Затем гроб с человеком отправляется в специальную камеру, где под воздействием высоких температур он сжигается до состояния праха.

Этот прах собирают потом в специальные погребальные урны, чтобы передать их родственникам. А вот на что нужно обращать внимание, когда выбрана кремация человека, - так это на соблюдение похоронной процедуры согласно вероисповеданию умершего. Т.е., если речь идет о христианах, то весь ритуал должен проходить по общепринятым правилам, с отпеванием и панихидой.

Что делать после ритуала кремации?

Ближайшие родственники покойного могут получить на руки прах в крематории. Прах передается в специальной погребальной урне. А вот что делать с ней дальше – решать им самим.

В целом, Православная церковь рекомендует хоронить урну, как подобает по ее канонам. Но, в зависимости от последней просьбы покойника и усмотрений родственников, можно не переживать о том, оставить ли прах после кремации где-то поблизости с собою или его захоронить. Ведь если в завещании человек попросил, например, свой прах развеять в каком-то особом месте, - стоит тогда так и поступить. Ведь Богу или Высшим силам не важно, из каких атомов или иных частиц вернуть потом человека к его новой жизни… В случае, если она, конечно, наступит.

Кремация и бальзамирование тела

И еще - давайте рассмотрим основные методы прощания с телом покойного:

  • Наиболее популярный – погребение. От праха к праху… В целом, этот способ наиболее популярен в СНГ и исламских государствах;
  • Сожжение останков – относительно новый метод. В России первый крематорий был возведен только в прошлом веке (в 1920 году). Популярностью он больше пользуется в Европе и Америке.
  • Бальзамирование. Самый древний способ. Он известен людям еще с незапамятных времен, когда Египтом правили фараоны.

Как видите, о первом методе говорить особенно подробно здесь незачем, так как он - привычный для православной культуры. Что же касается второго метода, то в его пользу были приведены доводы, позволяющие оценить его по достоинству. Но вот о бальзамировании в наше время едва ли кто-то подробно наслышан о них напоминают нам лишь широко разрекламированные мумии из эпохи Древнего Египта и, пожалуй, высохшая фигура Ленина, до сих пор покоящаяся в московском Мавзолее.


Бальзамирование - это способ, который используется (и, в большей степени, использовался) для сохранения тела с минимальными его повреждениями. Так, трупы, которые датируются еще пятым тысячелетием до нашей эры, сохранились и по сей день достаточно хорошо, в сравнении с окаменелыми частичками их «ровесников». Но подобный метод сегодня мало популярен, да и секрет составляющего бальзамов, использовавшихся египтянами, нашей цивилизацией давно утрачен.

И, в заключение сей прискорбной темы - еще несколько слов о некоторых ее подробностях:

Поминки и ритуальные традиции

Если человек болеет тяжелой болезнью, наша традиция настоятельно советует ему исповедоваться. Есть в этом смысл или нет - сказать трудно, но существует немало случаев, когда страдающие от рака люди, например, находясь на смертном одре, просили привести им священника для исповеди. И часто после того, как только они исповедовались, их муки достаточно быстро прекращались.

Что же касается процедур, связанных с захоронением, то все происходит обычно следующим образом:

  1. Тело человека привозят в храм, где происходит его отпевание (сейчас это мало практикуется, и священник чаще всего сам приезжает по просьбе родственников по месту нахождения тела);
  2. Далее следует процедура захоронения или кремации: в зависимости от того, что выберут родственники;
  3. Запечатывание (специальный обряд, проводимый священником).

Следом, после проведения погребального ритуала, все желающие приходят в дом родственников и поминают усопшего. Стол для поминок должен быть без излишеств. Наличие изысканностей не приветствуется. Родственники раздают конфеты и сладости окружающим с просьбой помянуть ушедшего близкого им человека.


Ориентир — труба. Почему-то представлялось, что рядом с крематорием должна стоять высоченная труба и коптить небо чёрным-пречёрным дымом. Наверно, в детстве начитались военных книжек про фашистские концлагеря. Теперь, в XXI веке, технологии другие. Но об этом чуть позже.

— Крематорий, да вон же он, на горке, красненький такой, — указала путь подвыпившая парочка. И тут мы его увидели. Настоящий теремок. Никакой зловещей трубы рядом.

За «теремком» — чистое поле, а за полем — кладбище. Место под строительство крематория выбирали ещё и по принципу — ближе к источнику энергии, то есть газу, который используют в печи для сжигания трупов.

Процесс

Шторки в центральной части ритуального зала раздвигаются, и гроб с телом плавно и бесшумно въезжает в центр. Идёт церемония прощания, повсюду удушливый запах ладана, батюшка читает молитву, звучит щемящая музыка Альбинони. Ритуал не затягивается надолго, последний букет возложен на постамент, и последний провожающий покидает зал.

При желании родственники могут наблюдать загрузку гроба в печь через стекло из специальной комнаты. Услуга эта оплачивается дополнительно.

Операторы на специальной тележке подвозят гроб к пульту загрузки, откуда-то из стены выдвигаются длинные захваты, поднимающие гроб с тележки. Всем управляет электроника.

Осталось последнее движение: загрузка в печь. Но возникла небольшая заминка: в печи догорают останки предыдущего покойного.

Кремация длится 1−2 часа при температуре около 1000 градусов по Цельсию. «Здоровые» сгорают быстро. Гораздо больше времени требуется на кремацию больных, особенно с такими диагнозами, как рак и туберкулёз.

Как пояснили работники, сгорает органика — кожа, мышцы, жир. А вот кости не горят. Их выгребают из печи и измельчают на специальной мельнице — кремуляторе. Затем всё — и костную муку, и пепел из печи помещают в специальные капсулы объёмом примерно с трёхлитровую банку.

Каждая капсула нумеруется, и номер этот фигурирует потом во всех сопроводительных документах. Капсулы чёрного цвета, на вид совсем непривлекательны. Производят их на местном санфаянсе.

Оборудование

На пульте управления печи отображаются две температуры: в камерах сжигания и в камерах дожига, где догорает всё, что не сгорело в основной камере. Это необходимо для экологической чистоты процесса. Поэтому не увидели мы зловещего чёрного дыма, и специфического запаха здесь нет.

Обе печи из Чехии. У нас в России тоже производят такие, но они не выдерживают конкуренции по экологическим характеристикам и, кроме того, гораздо массивнее заграничных. От установки до капитального ремонта производитель гарантирует 12 лет исправной работы.

Перед оформлением заказа на кремацию родственники получают памятку со специальными требованиями, например, такими: гроб должен быть деревянным, без металлической фурнитуры.

Нельзя кремировать человека с медалями, орденами, нагрудными знаками, а также электрокардиостимуляторами, электропротезами внутренних органов и конечностей. Венки и прочие ритуальные принадлежности тоже лучше не использовать, их крематорий не утилизирует, а возвращает родным.

Дополнительные услуги

Крематорий представляет, как это принято говорить, полный комплекс услуг. Например, хранение тел в специальных холодильниках до трех суток. Холодильник рассчитан на 14 мест и бывает полон под завязку.

Проводят санитарно-гигиеническую обработку умершего и парикмахерские услуги, бальзамирование, хранение капсул, захоронение и дальнейший уход за могилой или нишей колумбария. Держать урну с прахом родного человека дома нельзя, её потребуют обязательно захоронить или поместить в колумбарий.

Цена кремации, как ни странно, зависит от длины тела, а не от веса. Служащие крематория говорят, что затраты на обычные похороны сопоставимы с затратами на похороны через кремацию. Их клиенты вовсе не зажиточные граждане, это люди с разным достатком.

А что касается непосредственно захоронения, то захоронение урны гораздо дешевле, чем захоронение гроба. Крематорий — настоящая фабрика по утилизации человеческих останков, причём вполне рентабельная.

Работники

Ежедневная работа с трупами, близость к смерти вредными факторами не считаются, поэтому у работников крематория никаких льгот, типа досрочной пенсии или увеличенного отпуска, нет.

А вот у машинистов кремационных печей такой вредный фактор есть — это шум от вентилятора и работы газовой горелки в машинном зале. Поэтому им положено молоко.

Смена — пять человек: два машиниста, агент для выезда на дом, кассир, ведущая церемонии.

Штатного психолога в крематории нет, врача тоже. Если кому-то станет плохо, есть аптечка, она стоит тут же, в зале прощания, на подносе. Набор обычный — нашатырь, сердечные капли.

Безродные

Очень много сжигается здесь отказных трупов. Это старики из дома престарелых, бомжи, но не только.

В последнее время увеличилось число случаев, когда есть у человека имя и фамилия, адрес, родня, но захоронить умершего она отказывается. Умирает человек в больнице, а его оттуда попросту не забирают.

Прах невостребованных умерших положено хранить год, вдруг объявятся родственники. Но что-то таких случаев за последнее время никто не припомнил…




Top