На ком женился штольц. Характеристика Андрея Штольца в романе “Обломов”: описание внешности, характера, происхождения в цитатах

Штольц и Ольга. Две истории любви. В то время, как эти события разворачиваются в домишке на Выборгской стороне, в далекой Швейцарии параллельно вершится другая любовная история. Встретив за границей Ольгу с теткою, Штольц вновь принимает на себя миссию старшего друга и учителя, и вдруг с изумлением понимает, что скорее она может его научить, как «не позволять душе лениться» (эти строки Заболоцкого, хоть и написаны позднее, как нельзя лучше передают доминанту характера Ольги - вечный поиск). «Он (Штольц ) с удивлением и тревогой следил, как ее ум требует ежедневно насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни<…>. Обстановив Ольгу цветами, обложив книгами, нотами и альбомами Штольц успокоивался, полагая, что надолго наполнил досуги своей приятельницы <…> и вдруг на лице ее заставал уже готовые вопросы…» Зная историю временного воскрешения флегматичного Обломова, мы верим, что даже рациональный Штольц не устоял перед очарованием этой ищущей души и уязвлен ее дружеским равнодушием. «С него <…> спала спесивая уверенность в своих силах; он уж не шутил легкомысленно, слушая рассказы, как иные теряют рассудок, чахнут <…> от любви...» «А что же Ольга! Она не замечала его положения или была бесчувственна к нему?» Штольц, таким образом, оказывается в положении Онегина, который «сохнет, и едва ль / Уж не чахоткою страдает», в то время как светской даме Татьяне «…иль не видно, иль не жаль…»

Ольге, как и пушкинской героине, на самом деле «видно» и «жаль»; но героиня Гончарова - как Татьяна - ощущает на себе цепи долга. Да, она не замужем, но она уже пережила любовное увлечение, а согласно строгой пуританской морали того времени, и это уже считалось изменой, низостью: «Она (Ольга ) порылась в своей опытности: там о второй любви никакого сведения не отыскалось. Вспомнила про авторитеты <…> - со всех сторон слышит неумолимый приговор: “Женщина истинно любит только однажды”». Конечно, ханжески настроенные светские девы, вроде пресловутой Сонечки, хитростью избавляли себя от мук совести: «Сонечка не задумалась бы сказать и про Обломова, что пошутила с ним, для развлечения, что он такой смешной, что можно ли любить «такой мешок», что этому никто не поверит». Но этот вариант не для честной Ольги, ей было бы ближе другое - «...потом, может быть, нашла бы «приличную партию», каких много, и была бы хорошей, умной, заботливой женой и матерью, а прошлое сочла бы девической мечтой...». То есть опять уподобилась бы Татьяне, «была бы верная супруга и добродетельная мать...».

Но минута неизбежного объяснения наступила. «Я вам помогу… вы …любили?..» - насилу выговорил Штольц - так стало больно ему от собственного слова». Силу переживаний персонажа, его ревности, его боли подчеркивают паузы и ремарки: «на него опять пахнуло ужасом», «сам чувствовал, что у него дрожат губы». Однако боль сменилась «изумлением», а затем «по нему пробежала радостная дрожь» - когда узнал, что предметом первой любви был Обломов. «Ах, если б только я мог знать, что герой этого романа - Илья! Сколько времени ушло. Сколько крови испортилось! За что?» - несколько раз повторяет он. Преданный друг, он, однако, не видит в Обломове достойного соперника; человека, в которого можно по-настоящему влюбиться. «Но для любви нужно что-то такое… чего не определить, ни назвать нельзя и чего нет в моем несравненном, но неповоротливом Илье», - с торжеством заявляет Штольц. Не подозревая, что почти дословно повторяет Сонечку с ее высокомерными заявлениями о том, что невозможно «любить такой мешок». Думается, не будет ли преувеличением сказать, что Андрей Иваныч в это миг, произнося эти слова, предал старого друга.

Так же ведет себя Ольга. Убедившись, что ее будущему счастью со Штольцем ничего не угрожает, она «старалась сама обвинять себя затем только, чтоб он жарче защищал ее, чтоб быть все правее и правее в его глазах». Наконец, Ильинская задает решающий вопрос: «Но если б он… изменился, ожил, послушался меня и… разве я не любила бы его тогда?» «Но это другой роман и другой герой, до которого нам дела нет». Читатель, как Ольга, знает, что все было далеко не так просто. Но героине и самому Штольцу, легче поверить и согласиться с «задним числом» выведенной мудростью: «У вашей так называемой любви не хватало и содержания; она дальше пойти не могла. А вы еще до разлуки разошлись и были верны не любви, а призраку ее, который сами выдумали…» Пред нами счастливое объяснение, предвещающее благополучный супружеский союз, но если вдуматься, одна из самых страшных и безотрадных страниц романа.

Потрясающим контрастом этому эгоистически-гордому счастью становится сцена, в которой Обломов узнает, что его лучший друг женился на любимой (все еще любимой им) девушке. «Милый Андрей! - произнес Обломов, обнимая его. - Милая Ольга… Сергеевна! - прибавил он <…> - Вас благословил сам Бог! Боже мой! как я счастлив! Скажи же ей...» «“Скажу, что другого Обломова не знаю!” - перебил его глубоко тронутый Штольц». Эта повторяющаяся пауза перед тем, как назвать любимую официально - по имени-отчеству - многое может сказать о его скрытых чувствах. В величии души персонаж Гончарова сравнялся здесь с пушкинским лирическим героем: «...Я вас любил так искренно, так нежно, / Как дай вам Бог любимой быть другим».]

Объяснение происходило вдали от России, в очаровательной, но чужой Швейцарии, и поселяются на житье молодые Штольцы вдали от российской глубинки - в Крыму. «Сеть из винограда, плющей и миртов покрывала коттедж сверху донизу». В том же ключе дается Гончаровым описание внутреннего убранства очаровательного коттеджа. Все гармонично (рояль на почетном месте), функционально («высокая конторка», «перчатки», «образцы разных глин, товаров и прочего»), и - холодно читателю от этой «правильности». Как только герой или героиня входит в «поле притяжения» Обломова, роман расцветает красками. И наоборот: стоит Обломову уйти, меняется способ повествования: диалоги, жанровые сценки уступают место авторскому суховатому анализу.

«Снаружи все делалось у них, как у других», - констатирует повествователь, рассказывая об их семейном житье-бытье, и рисует обыкновенный распорядок дня - «вставали… рано», «любили долго сидеть за чаем», «обедали», «ездил в поля», «занимались музыкой». В итоге автор вынужден признаться, что протекают их дни, «как мечтал и Обломов». «Только не было дремоты, уныния у них…», - как бы спохватившись, оговаривается он. Будем справедливы, переносясь в иную эпоху. Для своего времени равноправие, подобное тому, что царит в семействе Штольцев, было явлением редким. Чтобы понять это, достаточно обратиться к одной из ранних повестей Л.Н. Толстого о семье. Героиня «Семейного счастия» Машенька так же выходит замуж по любви за благородного, достойного, увлеченного своими сельскими делами человека, помещика Сергея Михайлыча. Но в счастливом поначалу браке ему и в голову не приходило посвятить жену в свои заботы и дела. Итог печален - молодая жена тоскует, скучает, бросается в омут светской жизни. Лишь в финале автор выражает надежду на гармонизацию отношений между супругами - через общие заботы о воспитании детей. С этой исторической точки зрения отношения Штольца к жене приближаются к идеалу: «Какая-нибудь постройка, дела по своему или обломовскому имению, компанейские операции, - ничто не делалось без ее ведома или участия». В конце концов подводит радостный итог

И вдруг неожиданно для супруга (но не для читателя) в кругу жизненного изобилия, посреди счастливых семейных забот Ольга начинает скучать, томиться. «Не больна я, а …мне грустно <…>. Вдруг как будто найдет на меня что-нибудь, какая-то хандра… мне жизнь покажется… как будто не все в ней есть <…>. Или мучусь глупою мыслью: что ж будет еще?» Нервный, спотыкающийся ритм признания Ольги отражает мучительную работу самопознания, попытки разобраться в собственной душе. Сама она склонна определять свое недовольство жизнью, как «мечтательность», «глупость»: «Все тянет меня куда-то еще, я делаюсь ничем недовольна… Боже мой! мне даже стыдно этих глупостей…»

Но Андрей оказался в состоянии быстро схватить и поэтически обрисовывать суть ее терзаний: «Нет, твоя грусть, томление <…> - скорее признак силы… Поиски живого, раздраженного ума порываются иногда за житейские границы, не находят, конечно, ответов, и является грусть… временное недовольство жизнью… Это грусть души, вопрошающей жизнь о ее тайне». Однако и зная, что «если так - это не глупости», что горит в ней «Прометеев огонь» познания и жажды деятельности на благо людям - какие пути Штольц предлагает ей? «Мы не Титаны с тобой <…>, - внушает он. Склоним головы и смиренно переживем трудную минуту. И опять потом улыбнется жизнь, счастье...» Мало того, деловой рациональный Штольц вдруг вспоминает о гневе богов. «Смотри, чтоб судьба не подслушала твоего ропота, - заключил он суеверным замечанием <…>, - и не сочла за неблагодарность! Она не любит, когда не ценят ее даров». Он дает ей житейски мудрый, но пошлый с бытийной точки зрения совет - дорожить настоящим: «Вот погоди, когда <…> настанут горе и труд… а они настанут - тогда… не до этих вопросов...» Долгие паузы здесь несут противоположный смысл: не разобраться в себе, а закрепить в уме собеседницы свои рассуждения. Понятно, почему после такого разговора Ольга начинает видеть «определенные и грозные сны», «…видела она цепь утрат…» И, конечно, теснее привязалась к мужу, как единственному защитнику от грядущих бед: «…Одна только любовь не изменяла ей и в этом сне…»

Многие читатели не согласились с тем, что это заключительный этап отношений Ольги со Штольцем. Слишком уж это запуганное счастье противоречит логике характера героини и «Прометееву огню», который действительно горит в ней. Такой тонкий критик, как Добролюбов, видел неизбежность их разрыва, если бы действие романа продолжилось: «А она (Ольга ) готова на эту борьбу, тоскует по ней <…>. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты… Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее».

Таким образом, и Штольца нельзя назвать одним из лучших людей своего поколения. Казалось, в отличие от Обломова, Андрей Иваныч выполнил все для этого условия. Многие его сверстники рвались «заглянуть в германские университеты» - он же «сидел на студенческих скамьях в Бонне, Иене, в Эрлангене». Когда другие «сбирались… изъездить вдоль и поперек Европу» - Штольц «выучил Европу как свое имение». Совесть повелевала им поднять достоинство женщин, сделать их равными мужчинам, «очистить их вкус» - он осуществил это в своей семье, с Ольгой. Он забыл главное - все эти условия должны были вести к главной цели - «служить» своей стране, поскольку «России нужны руки и головы». Андрей же, получив согласие Ильинской, с удовлетворением подводит итог: «Ольга - моя жена… Все найдено. Нечего искать, некуда идти больше». Добролюбов выразил мнение большинства читателей, когда недоумевал, как Штольц «мог удовлетвориться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье…». Размышления о настоящем Штольца позволяют по-иному взглянуть на Обломова. Он не нашел в своей жизни великой цели. Но герой, по крайней мере, искал ее, боролся. Он даже пытался противопоставить себя обществу, хотя бы в форме «домашнего» протеста. И убедился, что ничего сделать не может. Илья Ильич не обольщается относительно горьких итогов прожитой жизни.

Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская, герои романа Гончарова “Обломов”, понимают смысл жизни, любовь, семейное счастье по-разному.
Обломов родился в Обломовке - “благословенном” уголке земли. Его воспитала природа, забота и ласка матери, сказки няни, ставшие впоследствии его мечтами. Обломов - сложный человек. Он не любил светскую жизнь, считал, что в этой погоне за карьерой и деньгами теряется человек.
“Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?” - спрашивал Илья Ильич у Штольца. А лежа он мечтал. Иногда воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.
Встретив и полюбив Ольгу, Обломов отдавал ей все свое “я”. “Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем”. Он боялся причинить ей неудобства, боготворил ее.
А что же Ольга? Как ей удалось “разбудить” Обломова? Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. С одной стороны, он ей нравился. Вообще, “голубиная нежность” Обломова привлекала людей, он был интересным собеседником, даже не зная последних сплетен, не читая “модных” книжек. Но, с другой стороны, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возвратит к жизни такого человека, как Обломов. “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!”
Обломов в любви был искренним, благородным. Зная себя, неопытность Ольги, он пишет письмо, и раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: “Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить...” Но Ольга, переиначив смысл письма, говорит о страхе Обломова перед несчастьем. Она не отрицает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека; она не способна пойти за человеком, если в этом есть риск. В подтверждение этих слов Ольга бросает Обломова, понимая, что его “пробуждение” временно, что ей не выдержать “обломовщины”.
В отношениях с Обломовым Ольга была как бы главой. Выбрав Штольца, она пытается найти скорее равноправного мужа или, что еще хуже для Ольги, мужа, пытающегося подчинить ее себе. Сначала Ольга находит счастье в лице Штольца, но по мере того, как они узнают друг друга, она начинает понимать, что в жизни с ним нет ничего особенного, что она такая же, как и другие.
Как на это реагирует Штольц? Этот молодой человек, несомненно, похож на своего отца, который пытался сделать из него человека, разбирающегося не в чувствах, а в делах. Штольц живет разумом, не требуя от жизни ничего сверхъестественного. “Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль...”
Все время он видит в Ольге ребенка, которого веселит, учит. Но она меняется, и, пытаясь понять, что теперь является для нее смыслом жизни, Штольц влюбляется в Ольгу.
Узнав о романе с Обломовым, он облегченно вздыхает: “Боже мой, если б я знал, что дело идет об Обломове, мучился ли бы я так!”
Женившись на Ольге, Штольц обретает счастье. Теперь у него есть все. Но Ольга с каждым днем разочаровывается все больше и больше. Она знает, что ничего нового не будет, и все чаще предается воспоминаниям об Обломове. Ольга спрашивает себя: “Ужели ты совершила круг жизни?” Жизненные цели Штольца имеют границы, и, узнав о мучениях своей жены, он отвечает ей: “Мы не Титаны с тобой... мы не пойдем... на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту...”
Обломов же находит счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.
Любовь Обломова и Ольги с самого начала была обречена.
Чувства Обломова были искренни, а в чувствах Ольги был виден последовательный расчет. Ольга старалась изменить Илью Ильича, а ему было нужно другое чувство, что связывало его с любимой Обломовкой, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах. Ему была необходима забота, теплота, ничего не требующая взамен, потому и привязался он к своей хозяйке как к осуществленной мечте о возвращении.
Хотя Обломов первый понимает несхожесть их характеров, рвет отношения между ними именно Ольга. В последнем разговоре Ольга говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: “Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него”.
В нашей жизни тоже немало Штольцев, почти всегда находящих свое счастье, но немало и таких, как Обломов и Ольга, ведь вопросы “Как жить?” и “Зачем жить?” мучили, мучают и будут мучить еще не одно поколение.

  1. Введение
  2. Заключение

Введение

Важной сюжетной линией романа «Обломов » являются отношения Ольги Ильинской и Андрея Ивановича Штольца. Они яркие, целеустремленные, деятельные личности, которые, казалось бы, идеально подходят друг другу – их брак словно был предопределен и логичен с первого знакомства с героями. Однако, несмотря на схожую характеристику Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова , герои, прожив вместе несколько лет, чувствуют себя несчастными, нереализованными и по-своему скованными узами брака. Причины этого кроются в том, что девушка считала брак еще одной ступенькой к развитию личности, а мужчина видел в нем тихую гавань, где можно отдохнуть от суеты внешнего мира.

Особенности отношений Ольги и Штольца

Отношения Ольги и Штольца начинаются с хорошей дружбы и взаимоуважения. Молодой девушке интересен взрослый состоявшийся мужчина, помогающий ей узнавать все больше об окружающем мире и развиваться как полноценной интеллектуальной личности. Штольц же видел в Ольге благодарную ученицу, ему нравилось, что девушка восхищается им как наставником и учителем.
Именно Андрей Иванович и знакомит Ольгу со своим другом Обломовым, а затем искренне переживает о том, что возлюбленные расстались.

После того как девушка, тяжело переживая расставание с Ильей Ильичем, уехала в Европу, Штольц, на правах лучшего друга проводит с ней практически все свободное время, постепенно очаровываясь Ольгой не как интересным собеседником и ученицей, а женщиной, поэтому и решается сделать ей предложение. Девушка с радостью соглашается выйти за надежного, вдохновляющего ее Андрея Ивановича и, казалось бы, их ждет счастливый союз двух стремящихся вперед и поддерживающих друг друга личностей, но оба героя не были готовы к классическому браку, так как вкладывали в это понятие абсолютно разные смыслы.

Воспитанный в семье немецкого бюргера и русской дворянки Штольц с детства впитал образ женщины-хранительницы очага – своей матери, нежного и чувственного создания, искушенного в науках и искусствах. Идеалом Андрея Ивановича была женщина, которая, не смотря ни на что, всегда будет заботиться о нем, окружать его теплом и любовью, всю себя направляя на семью – именно это он ждал и от яркой, артистичной Ольги.

Девушка же не хотела ограничивать себя семьей и домом, не желала жить по привычному сценарию женской судьбы 19 века. Ольге нужен был вдохновитель и учитель, который смог бы бесконечно удовлетворять ее неуемную жажду знаний, при этом оставаясь чувственным, эмоциональным и любящим человеком, то есть практически идеальным мужчиной.

Почему брак и любовь Ольги и Штольца трагичны?

В результате недопонимания между супругами после нескольких лет брака Штольц осознает, что ему тяжело постоянно тянуться и соответствовать мужскому идеалу Ольги, тогда как девушка начинает страдать от чрезмерной рациональности и чувственной скупости мужа, вспоминая мечтательного и нежного Обломова.
Между Ольгой и Штольцем нет той любви, которая была между Ольгой и Ильей Ильичем. Их отношения строятся на дружбе, взаимоуважении и долге, заменивших истинную любовь между мужчиной и женщиной, а потому и являются неполноценными и разрушающими для обоих персонажей.

Некоторые исследователи, анализируя взаимоотношения Ольги и Штольца, указывают, что, если бы Гончаров описал судьбу их брака, то он, несомненно, закончился бы разводом. И не только потому, что Андрей Иванович слишком рационален и не может дать жене всей той любви и чувственности, которые она ценила в Обломове, а по причине их внутренней несовместимости и, как уже было указано ранее, разному видению семейной жизни. Штольц всю свою жизнь осуждал «обломовщину» с ее спокойствием и сытостью, но неосознанно стремился к ней как к средоточию того душевного тепла и взаимопонимания, которое он ценил в своем друге. И женившись, Андрей Иванович словно воссоздает «ненавистную» Обломовку в своем поместье, где живет с женой и детьми, надеясь найти здесь покой и тихое счастье.

Штольц просто подменил понятия, считая «обломовщину» просто новым этапом своей жизни, но Ольга, чья природа всячески противится любым проявлениям «обломовщины», ощущает себя несчастной в клетке семьи и брака, оставаясь замужем за Андреем Ивановичем скорее из долга, чем по причине сильных чувств. Но и ее терпение не бесконечно – как только муж перестанет быть для нее вдохновителем и авторитетом, она уйдет от него, также как ушла от Обломова.

Заключение

Изображая отношения Ольги и Штольца, автор хотел показать, что счастливая семья невозможна без обоюдной любви, даже если супруги имеют общие интересы и схожие характеры. Сравнивая их брак с браком Обломова и Пшеницыной (который хотя и привел к смерти Ильи Ильича, но сделал героя счастливым), Гончаров подчеркнул, что истинная гармония отношений возможна только тогда, когда люди имеют общие жизненные ценности и принимают друг друга такими, какими они есть.

Роман Ольги и Штольца в романе «Обломов» Гончарова – сочинение по теме |

И.А. Гончаров в романе «Обломов» изображает три любовные линии: Илья Обломов и Ольга Ильинская, Илья и Агафья Пшеницына, Андрей Штольц и Ольга. Герои по-разному видят жизнь, относятся к любви, у них несхожие цели, но одно их объединяет — умение любить.

Илья Обломов и Ольга Ильинская

Илья Ильич Обломов — барин, который привык ничего не делать, жить по течению. Даже деятельный Штольц не смог вывести его из состояния апатии и бездействия. Однако когда Обломов знакомится с Ольгой, и чувство любви поселяется в его сердце, душа молодого дворянина оживает. Он полюбил ее за естественность натуры, за отсутствие лжи и жеманства. А Ольга мечтала разбудить его ото сна и возродить к новой счастливой жизни, но постепенно сама влюбилась в его доброту, мягкость и романтичность.

С течением времени Обломов приходит к выводу, что они с Ольгой люди совершенно не подходящие друг другу, что Ольга любит не его, а того, кого создала в своем воображении. К тому же, когда он начинает думать, сколько хлопот предстоит с подготовкой к свадьбе, он постепенно отдаляется от возлюбленной, предпочитая покой и одиночество. Ольга также начинает осознавать, что Обломов никогда не станет таким, о котором она грезит, поэтому их отношения заканчиваются разрывом. Окончание отношений вместо ожидаемого облегчения приносит Обломову душевную боль, и он окончательно теряет остатки жизненной активности.

Илья Обломов и Агафья Пшеницына

Илья Ильич погружается в объятия безделья и пустых фантазий. Хлопоты по обустройству его жизни берет на себя Агафья Матвеевна Пшеницына — хозяйка его квартиры. Она не понимает, что в Обломове вызвало в ней такое сильное чувство, но для него она готова жертвовать многим. Обломова привлекает в ней эта готовность все отдать за него, ее ненавязчивая забота. Постепенно он привыкает к ней, они женятся, и у них появляется сын Андрей. Когда Обломов умирает, Агафья Матвеевна отдает сына на воспитание Ольге Ильинской и Андрею. Она мечтает, чтобы ее сын воспитывался в той же среде, что и отец, и стал настоящим дворянином.

Андрей Штольц и Ольга Ильинская

После расставания с Обломовым, Ольга долго восстанавливает свои душевные силы. Она уезжает в Европу, чтобы отвлечься, и встречает там Андрея Штольца. Серьезная, обретшая жизненный опыт Ольга становится для него идеалом, о котором он грезил всю жизнь. Он открывается ей в своих чувствах. Ольга боится ответить ему взаимностью, так как уверена, что настоящая любовь в жизни встречается лишь однажды. Но Штольц утверждает, что Обломова она не любила, что ее чувства были лишь своеобразной репетицией к настоящему счастью.

Брак Ольги и Андрея напоминают мечтания Обломова: уютный дом на берегу моря, детский смех, совместное чтение газет и споры на всевозможные темы. Но Ольге словно чего-то не хватает, что заставляет ее двигаться вперед к совершенному счастью.

Выводы

Мне кажется, что автор не случайно так свел и развел всех этих людей. Скорее всего, надежды на светлое будущее он возлагает на Андрея — сына Обломова, которого воспитывают Ольга и Штольц. Именно в нем смогут воплотиться лучшие черты деятельности и духовности, что сделает его по-настоящему гармоничным человеком.


Агафья Матвеевна самоотверженно и преданно любит Обломова. Она всегда мечтала о человеке, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. В Обломове она и находит такого героя: он ленив - это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок - это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Конечно, Штольц непонимает такую любовь, как...

Ольга Ильинская и Штольц в романе И.А. Гончарова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Агафья Матвеевна самоотверженно и преданно любит Обломова. Она всегда мечтала о человеке, которого можно было бы преданно любить, заботиться о нем, как о родном сыне. В Обломове она и находит такого героя: он ленив — это позволяет ухаживать за ним, как за ребенком; он добр, мягок — это трогает женскую душу, привыкшую к мужской грубости и невежеству. Конечно, Штольц непонимает такую любовь, как не понятно ему все в жизни Обломова. Именно поэтому Ольга Ильинская, тонкая, романтическая, мудрая женщина, для него истинный идеал. Он любит ее просто за то, что она такая есть, он не ищет выгоды, ему не нужен человек, который бы заботился о нем. Однако отношения между Пшеницыной и Обломовым обычны для реальной жизни. Они естественны, приближены к жизни, в то время как брак Ольги и Штольца утопичен. Каким бы ни был реалистом Штольц, все-таки жизнь Обломова более приближена к реальности. В итоге Илья Ильич оказывается ближе к реальности, чем реалист Штольц. Брак Ольги и Штольца поражает равновесием, близки к утопии: страсти и эмоций нет, они заменена здравым смыслом и взаимным пониманием. Однако Ольга переросла Штольца духовно. Она никогда не была категорична в своих суждениях, для нее мир — разнообразен и многогранен, она видела разные дороги своего развития и выбирала, по какой из них идти. У нее были попытки отношений с Обломовым, она старалась понять и принять его стиль жизни и образ мыслей, теперь она стала сама бояться утонуть в такой обыденности и апатии, и это ее настораживает, она не хочет так жить. Однако любовь Ольги и Штольца — это любовь людей, которые всегда стремятся развиваться, духовно и нравственно обогащаться и тем самым помогать друг другу. Поэтому остается верить в то, что они найти выход, чтобы продолжить искать действительно свой путь. ЗАКЛЮЧЕНИЕРоман И. А. Гончарова «Обломов"занимает свое почетное место среди классики русской литературы. Этот роман показывает нам образ лишнего человека через отношения героев, их жизненные взгляды и позиции, идеалы и стремления. В этом романе читателю удается познакомиться с двумя типами любви, такими не похожими, но такими привычными для действительности. Первый тип — это неудачные любовные отношения Обломова и Ольги, а второй — любовь с последующим браком Штольца и Ольги. Любовь Обломова и Ольги быстро увядает, и причиной этому именно нежелание Обломова пробудиться к жизни, перестать лениться, начать думать, действовать, развиваться. Конечно, Ольга очень сильно повлияла на него в период отношений, но даже такая сильная женщина не смогла удержать в нем пробуждающиеся порывы к жизни. Сама Ольга тоже не столько любила, сколько хотела любить Обломова, считая своей миссией вернуть человека к жизни. Она решила, что сможет стать такой «спасительницей» и это будет значить, что жизнь для нее наполнена смыслом, а именно смысл Ольга всегда и стремилась придать своей жизни. Однако это был самообман, поэтому отношения закончились. Совсем по-другому складывались отношения у Штольца с Ольгой. Андрей влюбляется в Ольгу, а для него, как человека действия, это повод взять ее в жены. Он делает ей предложение — она соглашается. Их отношения строятся на взаимном уважении, поддержке друг друга и уверенности в том, что каждый из них способен много достичь в этой жизни, стать настоящей личностью, а не лишним человеком. Гончаров очень смело, но очень точно передал два типа отношений, не приукрашивая и не утаивая недостатков ни того, ни другого. Он не говорит, что отношения Ольги и Штольца идеальны, но автор показывает их сильными, уверенными в себе, думающими, стремящимися к действию и развитию людьми, которые смогут выстроить отношения, которых они достойны. Как отметил Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?»: «Гончарову нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уже ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не на автора. Он предоставляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определить степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГончаров И. А. Обломов. «Дрофа», М.2002Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? В кн.: Русская литературная критика 1860-х годов. М.: Просвещение. 2008. — С. 76Малыгина Т. В. Эволюция «идеальности» у Гончарова// Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова: Сб. рус. и заруб. авторов/Сост. М. Б. Жданова и др. — Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2003. — 384 с. Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том второй Статьи 1864−1865 гг. Л., «Художественная литература», 1981Криволапое В. Н. Вспомним о Штольце // Русская литература. 1997. № 3. С. 42—66.Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике. Л., 1991Гончаров И. А. Обломов: Роман. Книга для ученика и учителя — М.: Олимп; («Школа классики»).

Список литературы

  1. Гончаров И. А. Обломов . «Дрофа», М.2002
  2. Малыгина Т. В. Эволюция «идеальности» у Гончарова // Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова: Сб. рус. и заруб. авторов/Сост. М. Б. Жданова и др. - Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 2003. - 384 с.
  3. Криволапое В. Н. Вспомним о Штольце // Русская. 1997. № 3. С. 42-66.
  4. Роман И. А. Гончарова «Обломов» в русской критике . Л., 1991
  5. Гончаров И. А. Обломов : Роман. Книга для ученика и учителя - М.: Олимп; («Школа классики»).



Top