На ковре из желтых листьев.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде. Семья жила в доме № 102 на Невском проспекте.

Заниматься музыкой стал с пятилетнего возраста. Получил классическое музыкальное образование начального уровня по классу фортепиано и скрипки. Игре на гитаре учился самостоятельно, но азы игры на этом инструменте получил, занимаясь с известным гитаристом Михаилом Александровичем Мининым. Участвовал в самодеятельности.

В период 1968-1974 годах получил медицинское образование в Первом медицинском институте Ленинграда по специальности врача-терапевта общего профиля. Специализация - анестезиология и реаниматология. По завершению института начал работать врачом “скорой помощи”.

Одновременно с обучением в медицинском вузе, занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С.М. Кирова, где и получал образование по классу аранжировки. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Семейная жизнь Розенбаума началась рано, но продлился первый брак недолго. Уже через год Розенбаум снова женился, на этот раз на своей однокурснице Елене Савшинской, и у них родилась дочь Анна. У Александра Розенбаума был выбор между профессией врача, по которой он уже отработал 5 лет и нашёл в ней себя, и эстрадной карьерой. Был сделан выбор в пользу музыки.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс».

Как ни странно, первыми песнями Александра Розенбаума были песни о любви – «Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета», и о войне – «Звездопад», «Дай мне минуту». А также о любимом родном городе – «Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году.

К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля – «Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие, – всегда рождали много необоснованных слухов.

Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве – «Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок». Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум.

Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане – «Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся», не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе – «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это – «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Его творчество характеризуется и интересом к судьбе декабристов – «Декабристский сон», истории России послереволюционных годов – «Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака», к цыганской жизни – «Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…» и многим другим темам.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

По материалам сайтов wikipedia.ru, www.rozenbaum.ru,
Фото из открытых источников

Алекса́ндр Я́ковлевич Розенба́ум (13 сентября 1951, Ленинград, СССР) — советский и российский автор-исполнитель, поэт, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001)

Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье потомственных медиков. Отец, Яков Шмарьевич, - уролог. Мать, Софья Семеновна, - акушер-гинеколог. Дед, брат, дядя - тоже врачи. Все это не могло не сказаться на выборе профессии молодого Александра Розенбаума.

1952-ый год, последний год правления Сталина, ознаменовался известным делом кремлевских врачей и всплеском антисемитизма в СССР. Семье Розенбаумов пришлось переехать в Восточный Казахстан, в очень маленький город Зыряновск - туда даже не была проложена железная дорога. В течение шести лет отец и мать занимались врачеванием жителей города - в основном, это были казахи и немногочисленные ссыльные, попавшие туда после концлагерей. В пятилетнем возрасте Саша Розенбаум начал ходить в организованную ссыльными музыкальную школу, учился играть на скрипке.

С приходом к власти Хрущева и известной либерализации, родители возвратились в Ленинград и снова поселились в доме № 102 на Невском проспекте. Обучался Саша нехотя, явно предпочитая упорным занятиям на фортепиано дворовую игру в футбол или бокс. Диплом об окончании музыкальной школы получил только по настоянию матери и он потом очень кстати пригодился в "Ленконцерте".

Музыкальное образование и гитара положили начало творчеству. Песни Розенбаум начал писать еще в школе. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе.

Если музыкально Розенбаум с детства был достаточно прилично образован, то этого же нельзя было сказать о поэзии. В детстве будущий поэт ее совсем не знал. Это было воспитано и двором и мальчишескими отношениями. Потом открыл для себя Маяковского - "потрясающего лирика", а потом пришлось хорошо познакомится не только с отечественной, но и мировой поэзией.

Особенно Александр Розенбаум "разыгрался" в институте. В Первом медицинском, по воспоминаниям Александра Яковлевича, жизнь была интересная. Ставили самодеятельные спектакли, готовили "капустники", ходили в походы. И везде с ним была гитара. Много пел, много сочинял. Для институтского капустника были практически одновременно, с легкостью, написаны одесские песни, навеянные героем Исаака Бабеля Беней Криком.

Ранний Александр Розенбаум, естественно, находился под впечатлением песен Б.Ш.Окуджавы. Когда же Александр Розенбаум услышал Владимира Высоцкого, Булат Окуджава отошел на второй план. Потом сочинил 8-10 песен, которые неосознанно получились такими же, какими их мог бы написать и сам Высоцкий.


И все же пока песня для Александра Розенбаума была хобби - на первом месте - медицина. В институте в его жизнь вошел еще и флот. Окончив в 1974 году Первый медицинский институт, Александр Розенбаум в течение года проходил службу на военных кораблях Балтийского флота, а затем работал анестезиологом-реаниматологом на специализированной скорой помощи. Так все и шло: основная работа - в паузах песни.


Но талант музыканта все же не давал покоя, больше требовал профессионального к себе отношения. И Александру Розенбауму необходимо было сделать выбор. Любимому делу следовало отдаваться целиком, без остатка. Не хотелось быть лучшим певцом среди врачей или лучшим врачом среди певцов. И в свои 30 лет Александр Розенбаум бросился в омут с головой - ушел на эстраду. Он всегда сам принимал решения и сам за все отвечал. Когда он сказал на работе, что увольняется и уходит в филармонию, то коллеги сразу не поняли: "Да что там делать? Ведь в филармонии нет ставки врача, только фельдшерская", - сказал главный врач. "Ухожу работать артистом", - был ответ. Вот это был шок!

Путь к официальному признанию был нелегок. Семь лет актер без афиши, просто: "Автор-исполнитель на эстраде".

Розенбаум - не только поэт и исполнитель авторских песен, Розенбаум - композитор. Мощное психологическое воздействие песен Александра Розенбаума достигается не только смыслом слов, но и ее музыкальным сопровождением. Розенбаум - профессиональный артист эстрады и этим все сказано.


Особое место в творчестве артиста занимает военная тема. Это воспоминание о прошлом, о доле народной, о его подвиге - и отрицание войны будущей. Не случайно первая его пластинка "Эпитафия" посвящается военной теме, и как ее продолжение - "Афганский цикл". Огромное место в творчестве артиста занимают также "казачьи песни". Тут и удаль, и озорство, и "эмигрантская" печаль, и зарисовки старинного казачьего быта.



Много песен Александр Розенбаум посвятил своему городу. Любит актер и Санкт-Петербург, но с особой нежностью хранит память о Ленинграде, где прошли его детство и юность.

Впервые Алесандра Розенбаума с кино судьба свела в музыкальном фильме, психологической драме "Начни сначала", в котором прозвучали песни Александра Розенбаума, как автора, так и исполнителя. Потом со своими песнями артист снялся в мелодраме "Друг" у Квинихидзе и в военной драме "Афганский излом" у Владимира Бортко.


А в притче с элементами триллера "Побег на край света" режиссера Александра Майорова, Розенбаум уже занят в главной роли. Его герой в поисках смысла жизни попадает в разные эпохи и страны, где переживает всевозможные романтические приключения. Но желанной гармонии все нет и нет — чем больше впечатлений впитывает его ненасытная душа, тем дальше уходит он от заветной цели...


И опять большая роль. Всеволод Плоткин пригласил музыканта на главную роль в боевик "Чтобы выжить". Партийная мафия готовит государственный переворот. Ее эмиссар Джафар, которого блестяще и сыграл Александр Розенбаум, добывает оружие и устраивает террористические акты.



Во вторник, 13 сентября, свой день рождения отмечает легендарный российский певец и композитор Александр Розенбаум. Народному артисту исполнилось 65 лет.

Страна FM публикует редкие архивные фотографии известного барда.

По настоянию матери будущий артист начал заниматься музыкой уже с пятилетнего возраста. Александр окончил музыкальную школу по классу фортепиано, а затем – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса, а в 13 лет познакомился с гитарой и больше никогда уже с ней не расстался.

В 1968–1974 годах Александр Розенбаум учился в Первом медицинском институте в Ленинграде. Будучи студентом, выступал с группой «Аргонавты» в ленинградских клубах, временами выезжая с гастролями в другие города.

В 1974 году Розенбаум получил диплом врача-терапевта по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устроился работать водителем «скорой помощи».

1975 год. Юный 24-летний медик создавал стихи и песни в коротких рабочих перерывах.

Розенбаум проработал в «скорой помощи» почти шесть лет и позже признался, что это был бесценный жизненный опыт: «Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло!»

Наступил момент, когда песня перестала быть хобби, музыка стала по существу второй профессией. Нужно было выбирать: врач или артист?

В 80-м году Александр Розенбаум оставил медицину и стал выступать на профессиональной сцене.

В 1982 году, спустя два года со дня смерти Аркадия Северного, ленинградский коллекционер Маклаков пригласил ансабль «Братья Жемчужные» и Александра Розенбаума для музыкальной записи у себя дома. Совместный альбом «Памяти Аркадия Северного» был записан в рекордно короткий срок, всего за восемь часов.

В период с 1982 по 1983 год ансамбль «Братья Жемчужные» выпустил два совместных альбома с Александром Розенбаумом.

В 90-х годах коллектив «Братья Жемчужные» сделал множество записей с самыми известными музыкантами того времени.

«Жемчужные» плодотворно работали с Михаилом Кругом и продолжали сотрудничество с Александром Розенбаумом.

В 1980-е годы по всей стране расходились записи с квартирников звезды русского шансона Александра Розенбаума.

Концерт на квартире Ревельсона Фреда, Киев, 1983 год.

Клуб МВД, концерт в Горьком. 1985 год.

Ленинград. 1986-й год. Александр Розенбаум на кухне за работой.

Дом Офицеров в Монино, 86-й год.

1986-й год. Виниловая пластинка Александра Розенбаума «Меня не посадить!»

Александр Розенбаум - композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие ранние произведения музыканта относятся к жанровой песне. Их герой - классический образ одесского налётчика времён НЭПа, составленный по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля.

Творчество Александра Розенбаума характеризуется интересом к истории России, цыганским темам, казачеству и философской лирике. Особое место занимает военная тема, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной и войной в Афганистане. Розенбаум неоднократно выступал в расположениях советских воинских частей в Афганистане. Ряд ранних песен Розенбаума связан с работой врача.

Дискография артиста:
1.«Домашний концерт» (1981)
2.«Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с братьями Жемчужными)
3.«Посвящение посвящающим» (1983)
4.«Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с братьями Жемчужными)
5.«Концерт в Воркуте» (1984)
6.«Эпитафия» (1986)
7.«Мои дворы» (1986)
8.«Нарисуйте мне дом» (1987)
9.«Дорога длиною в жизнь» (1987)
10.«Концерт на ЛОМО» (1987)
11.«Нью-Йоркский концерт» (1987)
12.«Казачьи песни» (1988)
13.«Анафема» (1988)
14.«Гоп-стоп» (1993)
15.«Ностальгия» (1994)
16.«Горячая десятка» (1994)
17.«Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
18.«Розовый жемчуг» (август – ноябрь 1995) (совместно с братьями Жемчужными)
19.«На плантациях любви» (март – май 1996)
20.«Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
21.«Возвращение на Арго» (февраль 1997)
22.«Июльская жара» (ноябрь 1997)
23.«Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
24.«Настоящий солдат» (апрель 2001)
25.«Старая гитара» (2001)
26.«Странная жизнь» (2003)
27.«Я вижу свет» (июль – август 2005)
28.«Попутчики» (2007)
29.«Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
30.«Рубашка нараспашку» (май – июнь 2010)
31.«Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом)
32.«Метафизика» (запись 2014–2015; релиз 11 декабря 2015)


Наталья МОРОЗОВА

СТРАНА FM


Top