На подвиг способен каждый. Нужны ли сейчас герои? Нужны ли подвиги в наше время

Герои нужны во все времена, иначе мы не сможем построить собственную шкалу морально-нравственных ценностей, не сможем говорить о чести и достоинстве, не сможем восхищаться уникальными навыками и знаниями, к которым стоит стремиться. Мы не хотим быть ни на кого похожими, таким образом у нас нет крок. Кроки - любой турист знает - это приблизительные зарисовки направления, куда нужно двигаться.

Отсутствие героев порождает субкультуру шоу-бизнеса, суперзвезд и гламура. Получается, что это единственные «герои», на которых смотрят дети, чада, отроки. И когда все возмущаются и говорят: «Ну что вы играете какую-то ерунду, что вы поклоняетесь тем-то», - а предложите других героев. Где уж там… Я не говорю о гениальных полководцах или борцах за справедливость, ну взять хотя бы тех же самых геологов, капитанов судов дальнего плавания, летчиков-испытателей, на которых хотелось бы быть похожими.


Чтобы быть успешным предпринимателем сегодня, требуются не меньшие знания, чем полководцу в прошлые века…
Совершенно верно. Но я сейчас говорю не о взрослых людях. Они не берут примеры, а схватывают концепции, алгоритмы, как построить бизнес, а не как стать героем. Героями никто не стремится быть, на них только хотят равняться, никто не хочет ложиться на дзот, никто не хочет есть дохлых крыс, когда нечего есть, преодолевая огромные водные пространства.

И только для этого стоит быть героем?
Вы спросили, нужны ли герои, а теперь спрашиваете, нужно ли быть героем. Это другой вопрос, отвечаем на него. Нет, не обязательно быть героем. Нужно стремиться делать очень важные вещи, большие вещи, так как жалко растрачивать собственную жизнь на мелочи. Большие цели привлекательны еще тем, что, метя в них, труднее промахнуться. А их достижение требует одинаковых усилий и времени, а порой даже и материальных затрат.

Кто у нас сегодня герой? Не бабушка, которой нечем заплатить за свет, и она перебивается кое-как и еще откладывает средства не только на собственные похороны, но и для поддержания внука. Ее никто героем не объявлял. Правильно или нет, это другой вопрос. Кто у нас герой: тот, кто сегодня с утра до ночи вкалывает в шахте за 15 копеек, рискуя быть заваленным? Конечно, он не герой. Может быть, у нас герои - граждане, летающие на самолетах, которые давно миновали критическую черту, связанную с их техническим обслуживанием? У нас вся страна героическая, большая часть. Если встать спиной к Москве, то перед нами будет страна героев. А если спросить любого на Арбате или в ночном клубе, кто такой герой, то он будет называть имена шоу-исполнителей, гламурных персонажей и т. д.

Каким должен быть «стартовый капитал» для героя?
«Стартовый капитал» героя - нежелание и невозможность чуть ли не на физическом уровне смириться с системой обстоятельств, которая его окружает. Что такое подвиг? Это значит «подвинуться»: человек еще подвинулся, еще подвинулся - это и есть, собственно говоря, подвиги. Есть такая проблема в мире, так называемые «дети богов» - отпрыски богатых, знаменитых людей и чада людей власть «придержащих». Я все время говорю, что, конечно, эти дети ущербны, потому что у них значительно понижена мотивация к самостоятельным достижениям. Как же так, у них и деньги родителей, и власть или слава, им легче осуществить любые свои желания, цели, мечты. А вот и нет - значительно труднее, потому что у них нет мотивации. Если человек думает, что с наличием материальных благ он приобретет все остальное - это большая ошибка, одно никак не связано с другим, но понимание этого придет позже. Тем не менее, у человека появляется хоть какая-то мотивация: посмотреть мир, заслужить уважение одноклассников или товарищей, подружек из тусовки. И он стремится достичь этого любой ценой, начиная, как правило, с внешнего оформления: во что мне нарядиться, как украсить собственное тело, как позиционироваться, на каком сленге говорить... Потом он вдруг начинает понимать, что смена декораций столь час-та, что он не в состоянии за ней поспеть, и надо опираться на что-то внутри себя, как даосы говорят: «Пустое и твердое существо», - на что ни нажмешь, все пусто.

Около 20 лет назад вы разработали спецкурс для школьников: основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), теперь те, кто были 20 лет назад школьниками, сдают у вас контрольную для Рембо - что это такое? Почему сейчас молодым 20, 30, 40-летним мужчинам нужен такой «экзамен»?
Им даже нужен не сам экзамен, они хотят сначала научиться, попробовать понять завышена или занижена у них самооценка. Никто не спрашивает, какой ты, о чем ты мечтаешь, какие у тебя качества, с чем ты никогда не готов мириться, к чему ты стремишься? Если человек начинает себе отвечать на эти вопросы, он вдруг понимает, для того чтобы быть человеком реальным, а не придуманным, нужны определенные навыки и знания.

Что такого человек может делать? Если мы начинаем описывать те качества, которыми он отличается от животного, мы вдруг обнаруживаем, что они лежат в области негативного. Он может убивать себе подобных без причины - угрозы его жизни или жизни его родных и близких, он может даже пожирать себе подобных; беспричинно, как правило, в 90 процентах, обманывать, вводить в заблуждение всех окружающих. Выясняется при ближайшем рассмотрении, даже поверхностном, что он не умеет элементарных вещей, причем жизненно необходимых: ни ориентироваться, ни добывать воду или еду, ни строить временное жилище, ни оказывать себе доврачебную помощь, ни противостоять агрессии внешнего мира в любом ее проявлении. Самое большее, чему мы научились, - это ходить и бегать, еще держать предметы в руках и подносить их ко рту. Удерживать мысль дольше минуты мы тоже не в состоянии, не можем слышать мысли или угадывать чувства другого человека, сидящего рядом. Мы не в силах помочь самим себе, а уж тем более другим людям. Другое дело, когда ты принимаешь на себя ответственность за близкого человека в качестве мужа или жены, потом отца или матери... Тем более если ты глава фирмы, если вводишь новый продукт или услугу на рынок; если уже начинаешь влиять на экономическое, политическое или культурное пространство своей страны.

То есть совершить подвиг…
Подвиг - это противоестественное состояние: противоестественно ложиться на дзот, противоестественно жертвовать жизнью, временем, здоровьем, деньгами для блага других людей. Все, что противоестественно, для социума является подвигом. Все, что противоестественно, но позитивно. Собственно говоря, мы с вами и вывели некоторую формулу подвига.

Все смешалось в доме Облонских. Мы зачастую называем героями так называемых «звезд». Какой же это тяжелый лошадиный труд - быть «звездой» - это же тяжело, наверно, через день танцевать или петь по полчаса или по часу. И получать всего-то по 100 тыс. долларов. И автографы раздавать, и в казино играть, и шиковать, и гламурить. Вот на кого мы хотим быть похожими, вот он герой, чуть ли не национальный, потому что его все время показывают по всем каналам, его лицо во всех журналах и газетах. Нам рассказывают, что он любит кушать, на каком унитазе сидит, что любит пить и во что одеваться. Мне стыдно и за тех, кто пишет, и за тех, кто читает все это. Народу говорят - так надо. И народ привык… ему надо… он другого не видит. Вот что грустно.

Как часто, например, по отношению ко временам 20 – 30-летней давности люди в возрасте 30 - 40 лет задают себе вопросы: «Кто я? Что я? Зачем я здесь?»

Значительно чаще, чем сейчас. Чем дальше к началу, тем чаще себе этот вопрос задавали, потому что сегодня обывателю говорят, кем он должен стать и как это классно. Нам вещают об этом с утра до вечера сто каналов, тысячи СМИ. А раньше человек должен был читать книжки, думать и выбирать себе героя, на кого он хотел бы быть похожим. Я, например, читал Фенимора Купера, Джека Лондона, Жюля Верна, Дюма. Я спасал прекрасных дам, продирался через джунгли, через ледяные торосы…

Ваши ученики занимаются глубоким погружением в себя. Вы помогаете им найти собственное «я». Есть ли у вас какая-то внутренняя статистика и критерии успешности?
Хороший вопрос, на который я последнее время не искал ответа. Тенденции очень интересные. Людей состоявшихся привлекают тренинги, которые можно называть духовными конструкциями современности, искусством стать и быть человеком, инструкциями по эксплуатации своей судьбы. Это люди, которые так организовали собственное дело, что у них появилось свободное время. На самом деле кто-то из великих бизнесменов и практиков-теоретиков сказал, что оценить благосостояние человека можно по наличию свободного времени - чем его больше, тем больше у него состояние. И стремление к стяжанию эквивалента материальной энергии (то есть денег) у любого предпринимателя изначально связано было с целью приобрести дополнительные степени свободы: куда захочу - поеду, что захочу - куплю, где хочу - там буду жить. Редкому числу таких людей удается подобным образом организовать свою жизнь.

Так вот эти люди получили свободное время, и они идут узнавать…
Началось это в советские времена, я такой пример приведу: ко мне приходит конкретно в малиновом пиджаке человек, конкретно с золотыми перстнями и цепями и говорит: «Короче, чувак, вот мне тут подогнали такую инфу дружбаны, что к тебе надо. Я уже тут с попиками разными…», - я не буду пов-торять его сленг - «Я уже там с разными людьми по этому поводу общался. И вот меня многие к тебе отправили». «А в чем дело-то?» - недоумеваю я. «Вот, понимаешь, бог есть или нету? Короче, ты подожди только сейчас что-то гнать. Вот у меня , у меня сейчас бабло, 10 тон (10 тыс. долларов). И если ты мне сейчас докажешь, они твои конкретно. Только мне не надо книжки читать, пальцем показывать… как-то конкретно, чтобы я понял, есть он или нет». Я удивляюсь: «А зачем тебе это нужно?» Он говорит: «Во, чувак, а прикинь, а вдруг он есть… и что надо что-то тогда по-другому».

Эта, на первый взгляд, примитивная история кажется смешной. Но на самом деле побольше бы таких «идиотов». Это человек, который конкретно принес деньги, конкретно заинтересовавшись ответом на этот вопрос. Другие могут пространно рассуждать о высоких материях, но так и не сделают шага к познанию, есть ли нечто вообще.

Возвращаясь к вопросу о героях, какой герой сейчас, на ваш взгляд, нужен? Какого героя ждет общество?
Общество «схавает» то, что ему предложат в качестве героя. Как это озвучат СМИ.

Масс-медиа - главные виновники того, что происходит?
Ну я бы не сказал, что главные. Журналисты - сами жертвы, барахтающиеся в информационном потоке. Они, безусловно, виноваты. И родители их виноваты, потому что не те книжки предлагали им почитать…

…книжек ведь не было…
Да нет, книжки были всегда. На самом деле было бы желание, а нужные книги всегда найдутся. Я мог бы попытаться ответить на вопрос, какие герои нужны. Но каких героев ждет общество… общество ждет не героев, оно ждет зрелищ.

Правильное воспитание - это значит научить ребенка правильно есть ножом и вилкой или подготовить его к адекватному поведению в любой ситуации?
У меня есть хорошая формула, я все время вывожу формулы для внутреннего пользования. Одна из них - самая, на мой взгляд, удачная - звучит так: обычно бывает по-всякому. Есть такая традиция на Руси: каждый отец обязан воспитать сына-воина, не солдата, а именно воина. В старину был такой экзамен на взрослость: в 12 лет мальчика отводили весной в лес, и до следующей весны он должен был там организоваться, то есть жилище себе построить, силки поставить, на охоту ходить. Княжьи дети в первую очередь это делали. Этимология слова «воспитание» - это питание, кормежка. Это не образование. Образование человека не может быть одноразовым действием. Иногда вопреки родителям человек становится человеком или вопреки родителям становится подонком. Навязчивое воспитание как раз приводит к отрицательному эффекту. Главное, не перебарщивать - это когда процесс становится процессом с явным вниманием. Можно воспитывать, не обращая внимание на ребенка, это тоже воспитание. Бесхарактерность - это один из самых ярких характеров. Отсутствие воспитания - это тоже способ воспитания. Это тоже система воспитания. Другое дело, к чему она приведет. Есть разные педагогические системы. Ну, около 28 явных, это уже как педагог я рассказываю. Есть такие сложные модели, как у японцев: до 5 лет ребенок - бог, ему разрешается все: встать сюда, взять отсюда, разбить, пнуть, сесть кому угодно на шею, пописать в угол - все можно - он бог. С 5 до 10 лет он раб. Ему ничего нельзя. Его содержат в страшной строгости. А после 10 - он друг. Обсуждать, хороша или плоха такая система воспитания, мы не можем, потому что это не наша традиция.

А вашим ученикам ведь не героизм нужен, а прежде всего осознание себя?
По-разному, одним нужен героизм, другим - осознание себя, третьим - инструкция по эксплуатации судьбы. Это как раз психология, философия, эзотерика, традиции. Эта некая систематизация, инвентаризация собственной жизни, возможность ее структурировать. Любой человек нуждается в таком тестировании на предмет завышенной самооценки или заниженной, на предмет пересмотра виртуальных взаимоотношений с миром.

Искренность - это качество героя?
Это качество, норма. Например, у нас отдать жизнь за родных и близких - это же норма, даже у зверей норма. Вы представляете, мы в ранг героизма начали возводить пол. Я скоро на визитных карточках буду писать «мужчина». Причем у нас уже чуть ли не героизм - быть на телевидении и при этом оставаться как бы в своем поле. Вот даже поговорка: если тебя ударили по правой щеке - подставь левую. Знаете, как в исконном ведическом тексте это написано? Если тебя ударили по правой щеке - подставь левую за то, что ты позволил себя ударить. Потом это кастрировали, и поговорка приобрела иной смысл. Это норма - заступиться за себя, за родных, а не героизм. А мы уже так далеко ушли от нормы, что любое нормальное проявление человека - подвиг.

Сочинение на тему "Подвиг человека" - это возможность найти ответы на такие вопросы, как: , "важно ли это понятие в жизни человека и актуально ли оно сегодня". Всегда ли есть место подвигу? На эти и множество других вопросов постараемся ответить, используя сочинение на тему «Подвиг».

Что же это такое?

Сочинение на тему «Подвиг» следует начать с определения этого слова. Подвиг - это поступок, совершенный человеком, превзошедшим свои возможности. Это доблестный поступок, который не совершил бы обычный человек или человек со слабой силой воли.

Подвиги совершали в различные эпохи, начиная с самой древности. смелость солдат во время Великой Отечественной войны - все это примеры, которые раскрывает сочинение на тему «Подвиг». Женщины совершили немногим меньше героических поступков, чем мужчины.

Примеров подвигов можно привести множество не только из реальной жизни, но и из легенд, рассказов или сказок. Человеческий подвиг всегда восхваляют, а людей, совершивших доблестный поступок, превозносят.

Почему важны подвиги?

Почему же так восхищаются подобными поступками во все времена?

Все мы живем в мире, где существует как добро, так и зло. И обличия этих понятий могут быть самыми разнообразными. В любом веке или эпохе считалось доблестью бороться со злом. Ведь это то, что может не просто испортить жизнь человека, но и сделать ее невыносимой.

О подвигах сегодня

Как же обстоит дело с доблестными поступками сегодня? Есть они, или подвиги следует оставить лишь в сказках? Ответить на эти вопросы поможет сочинение на тему «Подвиг».

Наши дни сложно назвать временем доблестных поступков и подвигов. Сегодня каждый человек вынужден бороться за свою жизнь и решать свои проблемы. Но это не говорит о том, что в XXI веке нет людей, готовых совершать подвиги.

Давайте задумаемся на минуту, сколько в мире ежедневно совершается подвигов. Люди, чьи профессии связаны с людьми, каждый день совершают не по одному поступку, достойному восхищения. Спасатели, врачи, пожарные и другие люди, которые нередко рискуют своей жизнью ради спасения других - это и есть настоящий пример подвигов сегодня.

Несмотря на то что XXI век считается веком цинизма и эгоизма, этот вывод можно смело опровергнуть. Подвиги в любую эпоху были нечастыми поступками, и это абсолютно нормально.

Даже сегодня можно привести массу примеров, в которых самые обычные люди проявляют доблесть и смелость. Они спасают детей и животных из горящих домов или глубоких рек, защищают женщин и стариков от нападения бандитов, спасают людей во время аварий. Все это - подвиги, особенно в моменты, когда существует риск для собственной жизни.

Всегда ли есть место для подвига?

Давайте подумаем о том, всегда ли можно совершить подвиг. Казалось бы, конечно, всегда. Ведь что может быть лучше и благороднее, чем когда человек готов рискнуть своей жизнью для спасения другого?

С одной стороны, это так. Но нужно помнить, что любое смелое действие должно быть стоящим. Не следует лишь для того, чтобы все восхищались твоей смелостью. Задумайтесь: у каждого человека есть своя семья или как минимум человек, который от него зависит. Неоправданный риск, который может повлечь за собой тяжелые, а порой и летальные последствия, может разрушить жизнь людей, которые любят и ждут вас.

Потому, прежде чем решиться на героический поступок, задумайтесь лишь на несколько секунд - а необходим ли он в данной ситуации? Не следует лезть в горящий дом, если там уже орудует пожарная группа, и рваться помогать спасателям, если они сами справляются со своей задачей. Помните, подвиг - это чистосердечный поступок человека, который не ищет выгоды, а здраво оценивает сложившуюся ситуацию.

Надеемся, что сочинение на тему «Подвиг» заставит задуматься многих о том, как важны такие поступки в нашей жизни. Не нужно думать, что подвиг - это какой-то исключительно геройский поступок. Помощь больным и бедным, забота о чужих детях, неравнодушие к людям вокруг - в наши дни это уже хоть маленький, но подвиг.

Мини-сочинение на тему «Подвиг» прекрасно подойдет не только для рассуждений о жизни, но и для школьных письменных работ и выступлений.

Мегамозг

«В жизни всегда есть место подвигу…» Эта фраза, некогда сказанная писателем Максимом Горьким, на долгие годы стала для советских школьников обязательной темой сочинения. Если мы откроем словарь Ожегова, то прочитаем, что «подвиг — это героический, самоотверженный поступок». Конечно, в советское время актуальность данной темы была неоспоримой, потому что советский человек априори должен был время от времени совершать что-то героическое. Однако, по слову всем известного Козьмы Пруткова, «иногда усердие превозмогает разум». О чем это? О том, что у каждого поступка, даже самого самоотверженного и героического, должен быть нравственный критерий, по которому этот поступок может быть оценен.Потребность в героях у народа была всегда, но какое время, такие и герои. В эпоху развитого социализма для поднятия престижа и авторитета советского государства подвиг был просто необходим, поэтому примером для всех становились передовики производства и первопроходцы. В постсоветское время, годам к 90-м, потребность в патриотизме практически полностью отпала, произошло абсолютное смещение ценностей. В обществе стали популярны иные «подвиги» и иные «герои»: криминальные авторитеты, члены так называемых бригад, которых отличали цинизм, жестокость, равнодушие к ближнему.Однако есть и другая сторона героизма, которая всегда присутствовала в нашем народе. В современном обществе она практически не заметна, но значение ее во все времена было очень велико. Духовная жизнь всегда предполагает подвиг. Ведь «подвиг» от слова «двигаться» (см. словарь В.И. Даля), а путь ко Христу — это движение, причем движение непрестанное. Именно такое подвижничество и подразумевает собой христианство. Апостол Павел писал: В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите (Рим. 12, 11). Пожалуй, это и есть основные критерии жизни настоящего подвижника.Подвиг мученичества, подвиг монашества и аскезы, подвиг многодетности и воспитания детей — этот перечень можно продолжать бесконечно. Преподобный Симеон Новый Богослов так выразил один из важнейших принципов христианского совершенства: «Все старания и весь подвиг христианина должен быть обращен на то, чтобы стяжать Духа Святого, ибо в этом и состоит духовный закон и благобытие». Получается, что для нормальной жизни подвиг просто необходим. Но что можно считать подвигом в наше время? Как понимается подвиг в православной традиции? Об этом — наши ближайшие материалы.Что можно считать подвигом в наше время?С таким вопросам мы обратились к клинчанам.Подвиг — высокое слово, применять его нужно осторожно. Я считаю, что настоящие подвиги совершаются на войне, там проявляется подлинный героизм. Ну а сейчас героем можно назвать человека, который не ругается матом, не пьет.Андрей, 27 летСегодня героем можно назвать мать-одиночку, которая каждый день совершает подвиг: справляется со всеми трудностями, поднимает себя с постели в 6 утра и работает на двух работах, чтобы прокормить своё чадо.Наталья, 25 летПодвиг — это мужество, ответственность, умение постоять за себя, за любимых людей и за страну, конечно. Настоящие герои — это ветераны Великой Отечественной войны и врачи, которые спасают жизни людей.Владимир, 16 летПодвиг — это когда родители не отказываются от безнадёжно больного ребёнка. Подвиг — когда люди берут из приюта совершенно чужого малыша, растят, заботятся, любят его как родного. Вот это подвиг! Вот настоящие герои, заслуживающие уважения.Людмила, 35 летВ наше время подвиг — это доброе отношение к людям, к больным, старикам, детям. Пожилого человека через дорогу перевести или место в автобусе уступить — это уже поступок.

Горел дом. Все, кто мог, выбрались оттуда, но люди внутри еще остались. Собравшись на улице, соседи внутренне торопили пожарную команду, которая была уже в пути. Но никто из них не решался вновь ступить в задымленные, охваченные пламенем коридоры. Не рискнули войти туда и жильцы ближайших домов, подошедшие посмотреть, что происходит. Однако случайный прохожий не раздумывал ни минуты. Увидев дым и услышав крики с балкона, он бросился в здание и смог вывести заложников огня живыми и невредимыми. «Настоящий герой!» – сказали все, кто узнал об отважном поступке.


Но что побуждает людей совершать подобные подвиги?
Кто способен стать героем?
Отчего зависит поведение в экстремальной ситуации?
Об этом «Образу Жизни» рассказала психолог, гештальт-терапевт
Екатерина Любачевская.

Личный выбор

Кто они – герои? Казалось бы, ответ очевиден: те, кто совершает подвиги ради спасения других. Однако это лишь один из вариантов, наиболее обобщенный.

Как ни странно, определения разных людей сильно отличаются между собой в зависимости от того, какие героические образы были впитаны ими с детства. Такими эталонами обычно становятся персонажи из книг и фильмов, а иногда и реальные люди, вызывающие восхищение. Пример формирует у ребенка желание соответствовать своему идеалу, быть лучше, проявлять важные морально-нравственные качества. Но в ряде случаев образцами для подражания служат не самые достойные с точки общечеловеческих ценностей «антигерои». Выросший с подобным идеалом ребенок считает героическим противоправное поведение.

Кроме того, у каждой эпохи свои герои, и их образы меняются в зависимости от времени.

Так кто же они сегодня?

«Герой защищает людей», – скажет тот, чьим кумиром был Супермен.

«Он спасает в беде», – ответит человек, чье детство прошло рядом с отважным пожарным.

«Поддерживает порядок», – заметит третий.

И все это так. Однако, в отличие от любых «мифических» персонажей, хоть Геракла, хоть Супермена, настоящие герои из нашей с вами реальности обычные люди. Они совершают выдающиеся поступки совсем не потому, что ощущают в этом свое предназначение. Герои действуют, поддавшись душевному порыву, и готовы рискнуть, а иногда и пожертвовать собой ради других.

Причем подвиги бывают не только физические, когда человек заходит в горящий дом, чтобы спасти других, или бросается в воду за утопающим. Они могут быть и моральными. К примеру, требуется немало мужества, чтобы выступить против большинства в чью-то защиту. Победа над собой – это тоже подвиг, для которого усилий нужно не меньше.

Известный американский психолог Филипп Зимбардо, активно изучавший поведение, сказал: «Решение действовать героически – это выбор, который многие из нас должны сделать в какой-то момент времени».

Так что героями, действительно, не рождаются. Героем в определенных условиях способен стать каждый.

Более того, многие из нас и так совершают подвиги регулярно, не грандиозные по масштабности, но важные и нужные. Врач скорой помощи ежедневно спасает жизни. Специалист реабилитационного центра помогает снова встать на ноги после ударов судьбы. Молодая мать, гуляя с ребенком, покупает еду и кормит бездомных. Тихая девушка подбирает на улице животных и находит им новый дом.

«Фальшивые» подвиги

Настоящий подвиг альтруистичен. Мотив у него только один – любовь к людям. И совершается он спонтанно, без взвешивания всех за и против.

Однако не всегда поступок, внешне выглядящий, как героический, на самом деле можно считать таковым. Если настоящий, истинный подвиг исходит из любви к окружающим, то, совершая «фальшивый», человек руководствуется совсем другими мотивами.

Как правило, их три.

Первый – желание самоутвердиться, показать себя с положительной стороны, вызвать восхищение. Помощь, как таковая, не важна, а люди, которым она оказана, всего лишь средство для достижения цели.

Второй часто остается неосознанным и для самого «вершителя добра». Это созависимость – болезненная, патологическая зависимость от другого человека и ощущение ответственности за него. Выражается это в том, что человек постоянно играет роль «спасателя», причем иногда в ущерб самому себе. Чужие проблемы воспринимаются им как свои, и «спасатель» начинает действовать во вред собственным потребностям и нуждам.

«Спасательство» отличается от героизма тем, что добровольный помощник делает за других то, с чем они вполне могут и должны справляться сами.

Как правило, созависимость доставляет серьезные неудобства тому, кто ей подвержен. Но проработка ситуации с психологом или психотерапевтом способна успешно решить эту проблему.

Третий мотив для стремления помочь ближним – неосознанная вина или собственное желание получить помощь. Человек пытается компенсировать свой внутренний дискомфорт или через другого удовлетворить собственные потребности. В этой ситуации, как и в предыдущей, помощь специалиста способна решить проблему.

«Особые» приметы

Можно ли как-то заранее узнать будущего «героя» или понять, как человек поведет себя в экстремальных условиях? Довольно сложный вопрос, десятилетиями занимающий не только обывателей, но и философов, психологов и социологов. Человек очень сложен и многогранен, он способен удивлять в самых обыденных вещах.

Выделим несколько признаков, по которым все-таки возможно спрогнозировать поведение человека.

Первый – нервно-психическая устойчивость. Именно она определяет способность сохранять спокойствие в стрессовой ситуации и действовать, не поддаваясь эмоциям. От нее зависит степень самоконтроля и самообладания.

Второй – воспитание. Человек, которому были с детства привиты духовные и морально-нравственные ценности, с большей долей вероятности совершит героический поступок. Но, к сожалению, все чаще обыкновенные проявления человечности воспринимаются, как нечто экстраординарное. Кроме того, часто люди путают образованность и уровень воспитанности. Все чаще предпочтение отдается первому, а о внутреннем наполнении забывается.

Третий – человеколюбие. Настоящий герой искренне любит людей. Его поступками движут не идеи, а чувства. Впрочем, при негативном влиянии эту грань легко перейти. И тогда герой может стать фанатиком.

Испытание героизмом

Легко ли быть героем? На самом деле это еще то испытание! Соблюсти грань между настоящим героизмом и не перейти к самолюбованию довольно сложно. Так доблесть вполне может стать способом самоутверждения.

Неспроста самое сложное испытание в известной сказке «Вода, огонь и медные трубы» – испытание славой. Именно оно способно исказить изначально благие намерения. Наверное, поэтому настоящие герои не ищут славы. Например, многие крупные пожертвования нуждающимся анонимны. Более того, многие пытаются забыть или не вспоминать сделанные добрые поступки.

Еще одной сложностью, с которой может столкнуться человек, совершивший что-то экстраординарное, может стать поиск адреналина в дальнейшем. Иногда возникает самая настоящая зависимость – столь велико желание испытать сильные переживания. В этом случае человек уже осознанно ищет опасные ситуации.

Бывает, что героические поступки (в частности, спасение чьих-то жизней) могут стать причиной настоящего посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Оно выражается в проблемах со сном, тревожных состояниях, страхах и так далее и связано с пережитым жизненным риском и стрессом. В таком состоянии человек в обязательном порядке нуждается в помощи специалиста.

В любом случае, какой была бы наша жизнь без героев? Не только тех, кто совершает грандиозные поступки, но и обычных, незаметных на первый взгляд, но делающих мир добрее и лучше. «Масштабным» героем, конечно, быть замечательно. Но не хуже оставаться просто Человеком!

Записала Юлия Михалева

В жизни всегда есть место подвигу. Но его можно и уступить.
Афоризм

Встречались ли на вашем жизненном пути «героические» личности, которые всю свою жизнь посвятили подвигу во имя чего-то или кого-то. Не важно даже во имя чего! Главное, что посвятили! Жертвуя при этом всеми своими силами, здоровьем, нервами, временем, реже деньгами и материальными ценностями.

Подвиг ради детей, ради семьи, ради любимого человека, ради какой-то великой идеи, которая когда-то втемяшилась им в башку, и теперь колом ее оттудова не выбьешь ни за что на свете. А если попытаешься это сделать, то тут же попадешь в разряд эгоистов, думающих только о себе, злобных, алчных и равнодушных к чужому горю людей.

Я глубоко убеждена, что эти «громкие» герои и не герои вовсе. А так… Самые настоящие эгоисты и есть. Потому что думают они, совершая свои геройские подвиги, исключительно о себе. О том, как привлекательно выглядит их жертвенность, какие они великие, какие самоотверженные, добрые, замечательные. Лучше всех. Выше, благороднее, мудрее, умнее…

Пьедестал, который возводят они для собственной персоны всю свою жизнь, вырастает до неба, а они, соответственно становятся недоступны и высоки, почти как Боги. Им многое прощается, на них смотрят благоговейно и преданно. Им слагают стихи и упоминают в завещаниях. Иногда еще при жизни им ставят на родине бронзовый бюст.

Но не всегда и не всем. И цветы возлагать к их прижизненным памятникам почему-то не все спешат. И благодарные письма не пишут. И даже банальное «спасибо» говорят не всегда, а только в исключительных случаях. Или тогда, когда «герои» укоризненно и многозначительно вдруг обратят свой тоскующий взгляд в сторону неблагодарных потомков и горько вздохнут над человеческим несовершенством.

Они, эти «герои», конечно, в какой-то степени хорошие люди. Ведь вроде бы помогают людям. Жертвуют. Жилы тянут. Но мне они почему-то несимпатичны.

Мне кажется, по-настоящему добрый поступок делается негласно, незаметно для окружающих и даже в тайне. В этом и смысл, и ценность такого поступка.

Он словно идет в незачет. Из самой глубины человеческого существа. Это как некая потребность души, которая не ждет отдачи. На самом деле там, высоко, зачитывается, мне думается, именно этот поступок.

Очень часто человеческую жизнь окружают яркие декорации таких показушных поступков, отношений, слов, движений. Словно мы вечно играем на сцене, а там, в зрительном зале, сидят ценители и судьи, арбитры, которые выносят нам приговоры о нашей человеческой ценности. Как мы хотим им понравиться! Как зависим от их настроения! Как жаждем достучаться до них, тронуть их сердце.

Словно именно они, эти случайные зрители, по неведомому нам сценарию вдруг очутившиеся в зрительном зале нашей жизни, и выносят окончательный вердикт нашему существованию на земле. Как бы тут не опростоволоситься.

Но ах, вдруг случайно мы споткнулись, произнесли не те слова. Сыграли не ту мизансцену, и зал уже негодующе засвистал нам в ответ. Словно корректируя наше поведение. И мы вылезаем из кожи вон, чтоб вернуть себе пошатнувшиеся позиции и вновь быть кумиром у этой толпы. Мы стараемся. Выворачиваемся наизнанку, поступаем так, как от нас ждут, делаем то, что от нас хотят. И раздаются благодарные аплодисменты. И на сцену летят букеты и благодарности. Вот он, вожделенный час нашего триумфа!

А то, что при этом мы играем чужие роли, это не столь важно. Это второстепенно. Как и то, что жизнь наша, проведенная на сцене, постепенно клонится к закату. А на сцену выходят новые кумиры, которым дружно поклоняется вновь прибывшая толпа. А мы со своей игрой в «великий подвиг во имя человечества» становимся никому не нужным хламом. Нам больше не аплодируют. И никто не помнит о наших зашкаливающих заслугах перед отечеством.

Так приходит разочарование в жизни и понимание того, что все эти жертвы были напрасны. И никому, в сущности, они не нужны, кроме тебя самого. Ни детям, ни родителям, ни тем более твоему государству.

Хлынувшая на нас из-за океана жизненная философия людей нового света при всей своей деградирующей духовность подоплеке имеет, мне кажется, одно очень важное качество. Она учит нас одной простой и очень мудрой истине – человек живет не для кого-то и не во имя чего-то, а во имя самого себя. Во имя развития собственной души.

И если ему на этом пути приходится чем-то жертвовать, то это нужно не тому, ради кого он это делает, а ему самому. А, следовательно, и аплодисментов ждать нелогично. И благодарностей, соответственно, тоже.

Потому что возможность кому-то помочь, пожертвовав при этом толикой своей души, – есть уникальная возможность вырасти духом! И в этом уже и заключена высочайшая благодарность и вознаграждение.

А «герои», очень часто в конце жизни оказывающиеся у разбитого корыта несбывшихся ожиданий, вызывают во мне сочувствие. И немножечко презрение, и чуточку жалость. Они пропустили столько действительно важных моментов своей жизни, увлеченные возведением пьедестала.

Потому что не любили, а лишь изображали любовь, не дарили тепло, а лишь озабоченно смотрели по сторонам, видит ли кто-то меру их жертвенности, понимает ли, осознает ли, как велика и человечна их душа, способен ли кто-то это по заслугам оценить.

Эти люди любят говорить о человеческой неблагодарности и сетовать на человеческие недостатки. И совершенно не способны заглянуть в свою собственную душу и разобраться в действительных подоплеках своих поступков. Потому что вся их жизнь – вечный подвиг. Вечная борьба с человеческим несовершенством и доказательство своей избранности.

Иногда они похожи на зануд. Людей, которые все знают и все умеют, и везде вставляют свои пять копеек, просят ли их об этом или нет, не суть важно. Важно, что они сокрушенно вздыхают, укоризненно качают головой и говорят, какие сейчас тяжелые времена. И как им приходится тяжко. Ведь всюду капканы. У государства свои, у мужа (жены) – свои, у детей – тоже капканчики нового поколения. Какие-нибудь мультимедийные, но от этого не менее коварные и разрушительные для их благородного сердца.

«Ах, ах, ах! Что творится в мире! Куда мы катимся!» - говорят они вслух, но за кулисами, на главном сервере их мозгового процессора запечатлен истинный смысл всех этих игр: «Я великий! Я отличаюсь от всех них! Какое у меня доброе сердце! Какой я неординарный и талантливый! Какой проницательный и дальновидный!» И т.д. и т.п. в зависимости от жизненных приоритетов.

Странные метаморфозы происходят порой с этими людьми, когда жизнь их как-то удачно втекает вдруг в гавань благополучия, где проблем не так много. И остается только радоваться жизни и снимать сливки с аплодирующего бомонда. Ан, нет! «Что-то тут не так!» - привычно думает «герой», подзаряжающийся от жизненных подвигов, преодоления препятствий, решения проблем. Нет проблем? Да разве может он такое допустить? А как же героические будни «простого супермена»?

И он эти проблемы создает себе сам. Высасывает из пальца, раздувает их мухи, наращивает их соломинки. И готово! Вот он уже по уши сами знаете в чём!

Ну что это я все о каком-то мифическом герое, который вовсе и никаким боком к вам не приложим? Вы ведь совершенно не такая! Думаете?

Ну, это как посмотреть…

Не приходилось ли вам решать за других людей вопросы их компетенции? Не любите ли вы за все хвататься, все решать сама, всюду совать свой нос, тащить на себя одеяло, не делиться ни с кем делами, информацией, славой, успехами, заслугами? Вам хочется быть незаменимой? Скажите честно! Еще как хочется. И чтоб зрителей побольше. И чтоб аплодировали подольше! Ну, хочется ведь, признайтесь честно! Мне и самой хочется. Так хочется иногда общественного признания. И я превращаюсь в сумасшедшего трудоголика, которого не выгонишь с рабочего места, пока он не рухнет от усталости прямо на клавиатуру. И естественно ждешь за это каких-то лавровых венков или хотя бы букетов.

Нравится ли вам быть надеждой и опорой своему непутевому мужу, командовать своими детьми, властвовать, направлять, управлять, спасать, говорить последнее слово, все знать, все уметь? Да нравится, конечно!

Так чем вы собственно от них отличаетесь? Вы… какой себе памятник воздвигаете, мраморный или песочный? И где?

Мне кажется, настоящий подвиг жизни заключается в том, чтоб прожить не чужую жизнь, а свою. Не ради подвига, а просто ради самой жизни и ее познания. И сделать в этой жизни как можно больше хороших дел, и для себя и для других. Но только не на сцене, а за кулисами. Там, где нет зрителей и нет больше судей, кроме тебя самого.

Ирина Власенко




Top