На рисунке изображены бусы на каком рисунке. Конспект развивающего занятия «Рисуем бусы

Оксана Клюева
Конспект развивающего занятия «Рисуем бусы»

Цель : упражнять детей в умении правильно называть цвета; познакомить с порядком расположения цветов в Российском флаге; развивать внимание , мышление, зрительную память, речь; воспитывать стремление приносить радость людям.

Оборудование : у педагога – по одному кругу красного, жёлтого, зелёного цветов для игры «Светофор» ; у детей – набор цветных карандашей (не менее 12 штук) .

Ход занятия

Педагог-психолог : Сегодня, ребята, мы с вами будем рисовать бусы . Свой рисунок каждый из вас сможет посвятить маме, бабушке или сестре. Им будет приятно, ведь получать подарки всегда приятно, даже если подарок совсем скромный, недорогой. Главное - чтобы он был сделан от всего сердца, с любовью. Недаром ведь говорят : не дорог подарок, а дорого внимание.

Украшение, которое вы нарисуете , будет состоять из семи бусинок разных цветов, точно таких, как в радуге, и идти они будут в таком же, «радужном» порядке. Вы помните, в каком порядке идут цвета в радуге? (Ответы детей.)

Примечание : рисунок нанизанных на ниточку 7 бусинок на каждого ребенка.

Прежде чем раскрасить бусинку, я предложу вам выполнить какое-либо задание.

Задание 1. «Назови цвет» . Назовите цвет и покажите соответствующий карандаш.

«В траве сидел кузнечик» . Какого цвета он был? (Зеленый)

Словом, обозначающим это цвет, ласково называют солнышко. (Красный.)

Такой цвет имеет самый кислый фрукт. (Желтый)

Такого цвета волосы у Мальвины. (Голубой.)

Такой цвет у апельсина. (Оранжевый.)

«Жил старик со старухой» у моря такого цвета. (Синий.)

Название этого цвета начинается с той же буквы, что и название самого последнего зимнего месяца. (Фиолетовый.)

Дети раскрашивают первую бусинку красным цветом.

А теперь давайте поиграем.

Игра «Беспокойные карандаши» .

Описание игры. Вызывается желающий. Игрок закрывает глаза. Перед ним из набора кладутся 4-5 карандашей любого цвета. По хлопку ребенок открывает глаза и в течении 5-7 секунд старается запомнить цвета карандашей. По хлопку ребенок опять закрывает глаза. Убирается 1 карандаш. Игроку предлагается назвать цвет «исчезнувшего» карандаша.

Игру можно повторить несколько раз, причем с большим количеством карандашей.

Задание 2. «Будь внимателен!» . Послушайте предложения, найдите и исправьте ошибки в употреблении слов, обозначающих цвета предметов.

На березе появились зеленые листочки.

На небе взошла фиолетовая луна. (Желтая.)

Наша Буренка дает вкусное розовое молоко. (Белое.)

Шоколадные конфеты красного цвета радуют глаз. (Коричневого.)

На огороде вырос хороший урожай голубых помидоров. (Красных.)

Три белых кусочка сахара не растворились в холодном чае.

Оранжевые мандарины висели на елке.

Малиновая тыква всю осень пролежала на огороде. (Оранжевая.)

Мы поливаем серые розы. (Розовые.)

Дети раскрашивают вторую бусинку оранжевым цветом.

Задание 3. «Фантазеры» . А теперь включите свою фантазию и нарисуйте в тетради какой-либо предмет такого цвета, который вы никогда не встречали. (Самостоятельная работа. Обмен впечатлениями.)

Дети раскрашивают третью бусинку желтым цветом.

Задание 4. «Догадайся!» . Определите, какого цвета треугольник пропущен в таблице.

Примечание : небольшая таблица 3х3. В верхнем ряду в каждой клеточке по закрашенному треугольнику. Во втором ряду первый треугольник не закрашен, остальные два закрашены. В третьем ряду первый квадрат пустой (без фигуры, второй квадрат не закрашенный треугольник, третий квадрат закрашенный треугольник. В пустом квадрате дети должны дорисовать недостающую фигуру.

После выполнения задания,дети раскрашиваю четвертую бусинку зеленым цветом.

Задание 5. Игра «Сфетофор» .

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера :

Красный свет-

Проезда нет.

Будь готов к пути,

А зеленый свет- кати!

С. Маршак

Описание игры. Дети встают из-за парт. Педагог вразнобой показывает круги красного, зеленого, желтого цветов. Если ребенок видит красный круг, то он стоит, не двигаясь; если зеленый - изображает движение на месте; если желтый - хлопает в ладоши в ожидании следующего цвета.

Дети раскрашивают пятую бусинку голубым цветом.

Задание 6. «Рисуем флаг России » .

Представьте себе лесенку, по которой вы идете снизу вверх и на каждой ступеньке произносите по одному слову : 1. КРАСИВА. 2. СТРАНА. 3. БЕРЕЗ.

Получилось предложение КРАСИВА СТРАНА БЕРЕЗ. Это предложение о нашей стране- России. Белоствольная береза- символ России. Без берез трудно представить нашу страну.

Каждое слово является подсказкой для того. кто хочет нарисовать флаг России. Так, слово КРАСИВА начинается с буквы К, как и слова КРАСНЫЙ- название первого снизу цвета флага. СТРАНА начинается с буквы С, как и слово СИНИЙ - название второго цвета. Ну а слово БЕРЕЗ, как вы уже догадались, подсказывает нас, что третьим цветом флага является БЕЛЫЙ. Раскрасьте флаг нашей страны на рисунке . (Самостоятельная работа.)

Примечание : каждому ребенку выдается макет нарисованного флага РФ.

Дети раскрашивают шестую бусинку синим цветом.

Задание 7. «Добрые слова» . Скажите добрые слова о человеке, которому посвящен рисунок бус .

Дети раскрашивают седьмую бусинку фиолетовым цветом.

Какие замечательные рисунки у вас получились ! Думаю, что то, для кого вы их нарисовали, будет очень рад. А дарить радость людям- что может быть прекрасней!

Задание 8. «Подведем итоги занятия » . Продолжите, пожалуйста, фразу : «Я сегодня узнал (научился) »…

Ни для кого не секрет, что рисовать простые формы скучно и не интересно. Начинающие художники сразу рвутся в бой и с радостью наступают на грабли со всего размаху, когда у них не получаются рисунки. Многие не понимают, а те, кто понимают, все равно не хотят принимать то, что все в этом мире можно упростить до тривиальных форм. И именно поэтому во всех художественных школах, курсах и в книгах всегда начинают обучать с кубов, сфер и пирамид. Когда же человек, не имея возможности, желания или времени на полноценную учебу начинает самообучаться, то, конечно же, он пропускает эти скучные, но архиважные занятия и переходит сразу к пейзажам, натюрмортам или, что более вероятно - к рисованию людей. Это... нормально. Потому что так устроен человек. Большинству людей тяжело заниматься тем, что скучно самостоятельно. После того, как я написала первые десять советов для начинающих CG-шников, на некоторых форумах я столкнулась с тем, что люди самостоятельно пытались наложить растяжку на сферу, хотя в советах это и не предлагалось делать. И тогда стало сразу понятно, что люди просто не знают и не хотят знать и изучать базовые фигуры. Они нарисовали разок, им сказали - плоско и они, взмахнув, недовольно руками, бросили перо, заявив, что плохая техника или лучше им использовать мягкую кисть, хотя прекрасно и понимали, что от мягкости-то объем не появится.

Я долго думала, как решить эту проблему и мне наконец-то пришла идея дополнить первые две части советов уроком, который бы был не таким скучным, как рисование примитивных форм, но и в то же время заставил бы «ненавязчиво» их рисовать минимум несколько раз. Не смотря на то, что куб обычно учат первым, лично для меня сфера куда проще. Хотя бы потому, что в перспективе она, под каким углом на нее не взгляни и как ее не поверни, отодвинь и не приблизь, остается всегда сферой без искажений (конечно, если мы начнем строить сечения, то мы узнаем все прелести сокращения в перспективе, но внешний контур всегда будет кругом). Чего нельзя сказать о других формах.

Так вот именно на основе сфер и был построен этот урок, в котором мы будем рисовать бусы. Настоятельно советую прочитать . Я буду опираться на то, что вы его читали.

Шаг 0: Желательные настройки базовой кисти

Итак, рисовать мы будем жесткой круглой кисточкой, у которой Opacity и Size будут настроены на нажатие пера. Большая просьба не халтурить и не тянуться за мягкой кистью. Если вы хотите получить то же, что и у меня на выходе - рисуйте твердой кистью. Если вы привыкли рисовать квадратной кистью - можете рисовать ею. Но я бы советовала взять круглую. Потому что это классика, а мы начинающие художники и мы учимся здесь, а импровизировать будем уже в своих новых работах. Договорились?

Для удобства я привожу скрины настройки своей кисти. Простая круглая жесткая (Basic hard round brush). Внимательно следите за тем, какая вкладка отображается и да! Большая просьба не пугаться тому, что кисть рисует как бы лесенкой - это совершенно нормально. Если вам уж совсем неудобно - поставьте Spacing равным нулю, но помните, что такие вот края, наоборот, делают смешение более лучшим.

ШАГ 1: Выбираем композицию, цвет, готовим набросок

Ну что же. Приступим. В этом уроке мы будем рисовать с вами бусы. На них вы научитесь рисовать объемные сферы, а не плоские кружочки, заполненные дугообразным градиентом. Но прежде чем начать рисовать - необходимо понять, что именно мы будем рисовать.

Чаще всего рисунку предшествует эскиз. Он может быть линейным или на основе цветовых пятен. Все всегда зависит исключительно от того, что вы уже успели себе представить, а что еще нет. Не бойтесь экспериментировать и не привязывайтесь к первому же наброску. Сделайте несколько и выберите понравившийся. Точно так же я сделала и для этого урока. Люди, которые читали мой дневник, помогли мне и подтолкнули своими советами в нужном направлении. Таким образом, на свет появились три варианта. Первые два были симметричными и третий показался самым интересным, но немного бедным, поэтому я перерисовала нить, заняв им больше площади и добавила на передний план немного бусин и цветов, чтобы сделать передний план не таким скучным.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Следующим шагом стал подбор цвета. Хочу сказать, что не существует никаких теорий и правил о том, как подбирать цвета. Есть теория о цвете и композиции и это нужно рано или поздно выучить, но как писал Иоханнес Иттен, теорию знать необходимо, но рисовать нужно в первую очередь от сердца. Для этого урока мне хотелось выбрать не слишком сложные сочетания цветов и исключить по возможности случаи, когда работа может сильно провалиться в грязь. Плюс на дворе осень и захотелось чего-то нежного, немного романтичного и гламурного. Первые же образы подтолкнули к розовым и голубым цветам. Я принялась подбирать сочетания, не забывая и о других. Иногда можно совершенно неожиданно найти нечто прекрасное и гармоничное там, где даже и не думал искать.

Я перебрала множество вариантов. Вот самые адекватные из них. И поняла, что мне больше всего нравится четвертый. Но он оказался слишком розовым. Не хватало другого цвета - голубого. Тогда я решила попробовать добавить его в разных количествах.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Наконец-то я нашла понравившиеся мне цвета и решила на этом и закончить. Мой совет - когда вам кажется, что вы нашли те цвета, что искали - оторвитесь от монитора, пойдите попейте чаю или займитесь другими делами, которые бы не напрягали зрение. Дайте глазам и мозгу расслабиться и забыть все то, что они видели. Желательно чтобы прошло не меньше получасу, а лучше и того больше, прежде чем вы снова взглянете на свою работу и поймете все ли вам действительно нравится. Со временем, когда вы научитесь хорошо работать с цветом, этот трюк может вам и не понадобиться, но вообще-то он полезен всегда. Поэтому если у вас есть хотя бы капелька сомнения - расслабьтесь и отвлекитесь.

Итак, после непродолжительных экспериментов я остановилась вот на таком варианте.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь я сняла основную палитру пипеткой. Следует помнить, что эта палитра не является каноном. Она нам понадобится на базовом этапе. Позже цвета могут в ней измениться или дополниться. Палитру удобно хранить на отдельном слое, обычно, самом верхнем. Она нужна для того, чтобы мы в любой момент смогли взять основной чистый цвет. Это поможет нам избежать грязи, которая возникает, если все время брать цвета только пипеткой. Палитра, в принципе, не обязательна, но многие художники пользуются ею, потому что с ней намного удобнее. Есть, конечно же, те, кто умеет хорошо подбирать цвета, беря их с палитры. Это приходит со временем, но базовые цвета все же лучше хранить. На всякий случай.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь, когда композиция и цвета подобраны, нужно улучшить наш эскиз, потому что в этой композиции есть правильные формы, которыми нельзя пренебречь. В этом уроке я не буду останавливать пристальное внимание на перспективе. Стоит помнить, что мы рисуем глядя на наш мнимый рисунок спереди и сверху, а это значит, что дальние бусины будут…. Правильно, меньше! А так как сфера в перспективе, в своей базовой форме остается кругом, то и этого нам пока что достаточно.

Уменьшаем прозрачность слоя с наброском и на новом слое начинаем рисовать чистый эскиз. Для начала я нарисовала нить. Не стоит ее вырисовывать прямо миллиметр за миллиметром. Это база, которая нам понадобится только для того, чтобы понять, как расположить бусины. Я отметила круглой кистью (делала кружки мышкой, так как на пере стоит нажатие) самый ближайший круг и прикинула на глаз, какого размера я предполагаю, будет дальний кружок. В идеале, для построения рисунка в перспективе, необходимо было бы определить линию горизонта, затем от ближайшей сферы построить до точки сбора линии и таким образом вычислить размер остальных бусин, удаленных от первой. Но в нашем случае мы рисуем упрощенным способом, и нам помогает то, что, по задумке, бусины постепенно уменьшаются, а, потому, если мы просто будем их уменьшать, удаляясь, то убьем сразу двух зайцев. Для удобства я отметила размер дальней бусины и соединила их линиями. Таким образом, я нашла приблизительный размер бусины, находящийся на середине пути.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Дальше я заполняю нить бусинами. Я стараюсь мысленно представлять, где нить проходит через бусину (стоит помнить, что дырочки в них проделаны прямо!) и располагать следующую так, чтобы нить проходила дальше правильно. Разными оттенками серого я разделяю общую массу бусин. Исключительно для визуального удобства. Как можно заметить, ближе к концу, у меня бусины стали расходиться с линией нити, но это совершенно не страшно. Просто я посчитала, что так расположение будет лучше. Нить все равно использована исключительно для подсказки пути.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Я продолжила рисовать бусины, уменьшая их размер и нарисовала еще несколько в произвольных местах на переднем плане. Во время рисования расположение может поменяться. Сейчас это не так важно, как правильность композиции в целом. Теперь занимаемся ромашками. Для начала советую внимательно изучить хотя бы фотографии цветка. Необходимо понять форму сердцевины и как растут лепестки. И вот здесь нам понадобятся знания в перспективе и того, что круг (не сфера) в перспективе изменяет свою форму. Здесь не стоит изобретать велосипед и я прилагаю лишь рисунок из учебника.

В нашем случае мы точно знаем, что ромашка в упрощенной форме - это круг, поэтому, определив на глаз положение рисунка (или найдя/начертив мысленную линию горизонта) рисуем овал и вписываем в него цветок. Опять же! Не стоит вырисовывать круг в перспективе. Ромашка все же не круг и можно допускать легкие неточности. Главное помнить, что если разделить наш овал на две половины по центру, то дальняя половинка будем меньше ближней. Это видно на рисунке выше. Теперь, когда большая ромашка готова, я решила нарисовать еще две маленьких. Левая точно так же лежит на поверхности, а правая, как бы смотрит на нас, то есть лежит боком. По этой причине ее форма более круглая. В довершение композиции я нарисовала листики. У ромашек листья встречаются двух видов. Одни очень тоненькие и разветвленные и как говорит мой ребенок «похожи на укроп», а у других листья приближены к листочкам хризантемы. Первый вариант ромашки аптечной нам ну никак не подходит, поэтому я изобразила листья, похожие на листья хризантемы, но я все еще сомневаюсь, понадобятся ли они в композиции или нет.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Утомительный шаг подошел к концу. Я залила фон основным цветом и… все.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Прежде всего стоит запомнить, что в алгоритме процесса рисования нет ничего сложного. Любой рисунок идет от общего к частному. Помимо этого детализацию и контраст стоит производить там, куда вы хотите обратить взор зрителя. Не трудно догадаться, что в таком случае обычно задний план всегда слабо прорисован и слабонасыщен в цветах. В нашем же конкретном случае нет разницы, как рисовать задний план, потому что он у нас будет не в фокусе, а, значит, размыт самым обыкновенным фильтром Blure. Но по этой же самой причине не стоит и тщательно прорисовывать его, так как потом будет жаль своих трудов. Кстати, именно по этой причине у многих художников, привыкших детализировать все и везде, задний план лезет вперед - жалко портить то, на что потратил столько времени.

Итак, теперь продолжим наш рисунок. Я увеличила разрешение канвы с 72 до 150 dpi для того, чтобы увеличился сам холст. Можно было, в принципе, просто увеличить в два раза разрешение. Для нашего случая не актуально. По сути дела, увеличивать этот рисунок не было смысла, но я сделала это на всякий случай, так как урок тренировочный, да и у нас есть некоторые мелкие детали на переднем плане и я не уверена, что при разрешении в 800x600 смогу аккуратно их прорисовать. Заметьте - не детализировать, а именно прорисовать форму. Это немного разные понятия, хотя и очень близкие.

Вот с этого момента у большинства начинающих художников наступает шаг, который быть здесь не должен. Люди берут и начинают прорисовывать каждую бусинку по очереди и всю сразу. Не правильно! Прежде чем вообще браться за цвет, необходимо понять какое у нас будет освещение. Вообще свето-тень очень сложный момент, так как тень целиком и полностью зависит от типа освещения: источника, удаленности, цвета и т.п. Существует огромное число комбинаций, но есть с десяток базовых, которые обычно используются как общая шпаргалка. Я не буду здесь рассказывать о типах свето-тени, потому что это безумно огромный материал. Для удобства я выбираю теплый свет от солнца, в относительно безоблачную погоду. Что это нам дает? Свет у нас будет светло-желтым, тени будут холодными (от неба), насыщенными и четкими. Это позволит нам научиться строить тени у сфер, а насыщенные тени избавят нас от проблем с грязью, которую можно развести по неопытности в ненасыщенных тенях. Тем более, что у нас и без этого будет, где ее развести!

Хорошо, мы определились с типом освещения и то, что падать он у нас будет слева и совсем капельку спереди, чтобы мы могли отобразить блики, не мучаясь с тем, что часть блика должна уйти за край зрения. И что теперь? А теперь необходимо понять как по сфере распределяется свето-тень и как она падает на поверхность. Объяснять это я здесь не буду. В конце этого шага есть ссылка на урок по рисованию шара. Я лишь приведу схематичный результат того, что обычно художник представляет у себя в голове. Стрелки с направлением источника света ставят лишь по началу, ну и особенно забывчивые личности, либо те, кто делают в своей работе большие промежутки и боятся, что могут подзабыть выбранное им направление источника света.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Итак. Мы разобрались со светом и… нет, мы не начинаем прорисовывать бусины!

Помните, что мы идем от общего к частному и что ни в коем случае нельзя оставлять фон напоследок? Так вот, чтобы такого случайно не произошло, мы сразу же добавляем цвета в фон. Если помните, то у нас на наброске получились неплохие сочетания желтого, фиолетового и синего. Однако когда я по чистой повторила приблизительные расположения цветов, то обнаружила, что они смотрятся не так интересно и мало того, выглядят менее насыщенно. Сплошной серый цвет.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Почему так вышло? Дело в том, что мы рисуем кистью с нажимом и простые штрихи в итоге дают цвет более бледный, чем берем на палитре. Если вы хотите сохранение более ярких цветов - нужно или брать цвета понасыщеннее или давить на перо посильнее. Мне ни тот ни другой варианты не понравились, и я сделала то, что делаю всегда - просто начала рисовать поверх своего наброска. У него прекрасные цвета, но есть линии наброска, которые нужно просто закрасить. На этом этапе я не старалась особенно что-то вырисовывать - просто фантазировала, добавляя в набросок желтое или синее там, где будут приблизительно свет и тень или просто брала цвета с палитры и с сильным нажимом накладывала чистые цвета. В общем, я просто подчищала набросок!

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Еще хочу обратить внимание на случай с серым цветом. У нашего фона и без того довольно слабая насыщенность, поэтому очень важно следить за тем, какие получаются цвета. На следующем рисунке я показала точку нашего базового цвета и очертила линию левее которой нам ни в коем случае нельзя опускаться. Как вы понимаете, Фотошоп устроен совсем иначе, нежели реальные краски, и, смешивая два цвета, вы получаете менее насыщенный цвет, и здесь стоит придерживаться правила «берем чуть насыщеннее, чем нужно». По этой причине, когда вы выбираете базовые цвета для теней, берите их чуть более насыщенными, даже если тень должна быть ненасыщенной. В ходе рисования она у вас все равно побледнеет. После, когда вы научитесь владеть цветом в идеале, вы будете брать цвета уже по наитию. Многие художники, кстати, советуют постепенно обновлять цвета в ходе рисования более яркими, по все той же причине, подтягивая контраст. Надо сказать, что у меня раньше с контрастом были большие проблемы. По окончанию рисунка мне приходилось все время его тянуть вверх искусственно, однако, когда я стала чуточку внимательнее работать с цветом и тенями, необходимость в этом действии практически полностью отпала и я считаю это достижением.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь… Нет! Мы не будем прямо сейчас начинать красить бусины =) Мы должны разобраться с планами в нашем рисунке. Планы на плоском холсте помогают усилить эффекты перспективы и передать глубину в работе. Обычно рисунок делится на три плана: первый, средний и задний. Чаще всего центр композиции находится на первом или среднем планах и выделяется он контрастом, детализацией или любыми другими способами, которые существуют в композиции рисунка. Здесь бы я вам, конечно, советовала бы почитать «Теорию Цвета» Иттена Иоханеса. Но это так - на будущее, как еще и в довесок любую книгу о композиции вообще.

Иногда бывает так, что планов может быть всего два. И, в принципе, это наш случай, но я все же разбила композицию на три плана, где задний скорее нечто теоретическое, чем существующее реально, однако, дело в том, что если бы все же уберем этот лишний задний план, может случиться так, что он у нас «поднимется» вместо того, чтобы уйти в глубину (это, кстати, видно прекрасно на текущих этапах, задник как бы стоит, а не уходит вдаль). Так что нам мешает разделить работу мысленно на три плана? Да ничего. Кстати говоря, второй план так же будет находится вне фокуса. Стоит запомнить и это.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Определившись с планами (их не нужно рисовать, просто стоит мысленно прикинуть, где они у вас расположены, а если сомневаетесь - спросите в теме) мы вспоминаем простое правило «удаляясь - насыщенность падает, светлое - темнеет, темное - светлеет, теплое - холодеет, а холодное - теплеет». Очень просто? Нет? Ничего, потом забудете все эти фразы и просто будете «знать и делать на автомате». Итак, у нас по сути дела задействованы всего парочка цветов: фон (фиолетовый) и бусины (желтые и красные).

Фон мы пока что не трогаем и отложим его ненадолго. А вот бусины у нас имеют теплые цвета, и это значит, что в этот цвет необходимо просто добавить голубой. Во-первых, цвет станет менее насыщенным и добавится в него немного холодности. Берем на слое с палитрой рисуем еще один кружок красного и желтого цветов и сверху нашим голубовато-фиолетовым цветом проводим еле-еле нажимая линию. Берем полученный цвет и смотрим нравится он нам или нет.

Мне показалось, что цвет достаточно бледный для задних бусин, но нужен некий промежуточный для перехода. Я открыла палитру и просто выбрала цвет между полученными двумя посередине на палитре насыщенности и светлоты и на полоске цветов справа. Все. Теперь у меня есть три базовых цвета для красного. Желтый я решила получить потом. На новом слое поверх наброска я начинаю цветами расставлять кружочки, исправляя уже окончательно огрехи с их размером и расположением. Там, где круги пересекаются, я располагаю их на разных слоях, чтобы поначалу не подпортить им форму.

В качестве подсказки для планов я использую проведенные линии, но можно держать их и в голове.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Далее необходимо окончательно разобраться с расположением маленьких бусин и нити. Я наметила расположение канавок внутри бусин и поняла, что мне необходимо дорисовать несколько маленьких бусинок и кое-где будут еще нитки выглядывать. Так же я распределила желтый по цветам, как и с красным ранее, и начала располагать желтые бусины. Мне не понравилось немного расположение рисунка. Я это заметила еще давно, но решила внести коррективы сейчас. Я немного растянула его и подвигала, убрав палитру, которая давала мнимое ощущение полноты угла.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Итак, закончив располагать бусины, я немного подчистила еще фон, наложила быстро базовые цвета на ромашки и листья для того, чтобы видеть работу в цвете целиком и добавила немного тени на поверхность все по той же причине.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Мне наконец-то окончательно стала мозолить глаза ромашка и я решила наметить ее построение на будущее попутно немного подправив листья.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

И вот теперь! Наконец-то! Мы займемся определением базовой тени и света.

Нет! Мы не будем сейчас опять прорисовывать целиком бусины. Вспоминаем еще раз - мы рисуем все сразу! Устанавливаем слоям с бусинами иконку «Lock transparent pixels», Она расположена ниже под свойствами слоев, где у нас сейчас стоит Normal. Это первая иконка после слова Lock. Она позволяет нам заблокировать прозрачное пространство и рисовать лишь там, где у нас есть цвет. То есть внутри кружочков.

Теперь берем взятый со скетча в прошлом шаге цвет для тени и начинаем намечать ее базу. Помните, что тень ложится по форме сферы и всегда в своем сечении перпендикулярна направлению падения света. Не стоит сейчас вымерять прямо по пикселям прямой угол. Просто намечаем тень. А затем свет.

Так же стоит помнить, что на среднем плане тень станет менее насыщенной и так как цвет все еще теплый еще более холодной. По сути дела просто делаем так же как мы делали ранее с красным и желтым цветами. Если вам визуально не нравится цвет - подкорректируйте его, поэкспериментируйте, выберите тот, который кажется более гармоничным, но старайтесь при этом соблюдать указанные ранее правила.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

После того, как вы разобрались с красными бусинами, нужно разобраться с желтыми и вот тут, на самом деле все немного сложнее. Желтые бусины маленькие и часть из них находится полностью или частично в падающей тени от красных бусин. Эта тень сама по себе будет красноватой, так как на маленькую поверхность желтого будет падать много отсвета от красного. Помимо этого холодная тень у желтого может быть в сторону зеленого или через красный в синее. Первый вариант нам подходит только там, где бусины располагаются недалеко от листьев, а в остальном все же лучше в сторону фиолетового, но! при смешении фиолетового и желтого мы получаем серый, поэтому с желтыми бусинами нам придется основательно повозиться, хотя скорее всего тень просто будет теплой из-за рефлексов соседних бусин, но это потом. Сейчас мы просто добавляем красный и фиолетовый в цвета желтого для того, чтобы наметить свето-тень. Так как эти бусины очень маленькие, привести их в чистый формат будет не очень сложно и потом. Ну и наконец-то, я стираю часть наброска с бусинами, так как он теперь мне больше не нужен и подтираю те кусочки бусин, которые не должны быть видны.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

ШАГ 3: Снова о композиции, базовые тени, прорисовка бусин

Тогда я сообразила, что прилично промахнулась в размере, но это не так уж и страшно на самом деле, но композиция оставляла желать лучшего. Я с самого начала сомневалась в расположении листиков. Они делали левый угол каким-то слишком тяжелым, но и без зеленого цвета рисунок смотрится довольно бедно. При таком обилии красного и при нашем бледном фоне, уходящем частично в серое, зеленого просто катастрофически не хватает.

Я довольно долго колдовала, да и мне помогли еще прилично друзья. Благодаря советам и несколькочасовым мучениям наконец-то был найден выход. Хотя, кое-чем пришлось все же пожертвовать.

Во-первых, так как я не хотела целиком менять рисунок, потому что он пишется для урока и люди уже делают свои рисунки следом, мне пришлось пожертвовать форматом и добавить пространства по бокам.

Я увеличила так же размер бусин, подтянув их на передний план, а так же убрала листья, хотя до сих пор очень жалею об этой утрате.

Зеленое восполнила ножка ромашки. Бусины на переднем плане я сократила прилично, оставив лишь те, которые уравновешивали легкость левой стороны рисунка. Образовавшуюся пустоту внутри нити, я заполнила двумя сережками-гвоздиками и парой лепестков, чье присутствие еще до сих пор под сомнением. Правый угол требовал какой-то элемент, который бы оттягивал с большой ромашки взгляд в сторону бусин, и пока что я расположила там два лепестка и ромашку.

Позже мне предложили заменить ее на бутон, так как ромашки одного вида не бывают таких разных размеров.

После того, как композиция была готова, я принялась восстанавливать старые шаги. Сначала наметила бусины согласно верной перспективе.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Вернула на них базовую тень и свет.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Так как дальше нам предстоит работать с тенями, а фон изрядно запачкался в процессе смены композиции, мне пришлось основательно почистить фон. В результате этого полностью потерялся желтый цвет, и я решила работу с фоном отложить уже на следующий шаг, где мы с вами пропишем цветами планы и расставим акценты того, что ближе, а что дальше.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Перед тем как рисовать тени я бы советовала вам снова обратиться к материалу о том, как рисовать шар, а так же еще несколько тематических статей по падающим теням. Материал приведен в конце шага и его не очень много. Но он очень полезный и самое главное - правильный. Полагаю, достаточно прочитать один раз, чтобы хотя бы начать понимать, как строится тень. Далее - это уже дело практики. Для данного рисунка я не слишком выстраивала тень. Я отметила на плоскости направление тени и откуда падает свет, так как бусин очень много и не хочется, чтобы тени особенно гуляли. Вырисовывать прямо до скрупулёзности я не стала. Если вам хочется поучиться строить тени (а это хотя бы раз нужно сделать) - расширьте полотно, установите источник цвета и проведите линии. Они помогут вам построить форму тени.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Ну вот я и нарисовала тень. Пока что я использовала базовый цвет тени (основной цвет фона + сильное понижение светлости + повышение констраста (так как при смешении все равно он упадет потом) + смена немного в сторону холодного.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Следующим шагом я отметила быстрыми штрихами место самой глубокой тени. От этой точки в разные стороны тень постепенно начинает слабеть.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь намечаем рефлекс от поверхности на шариках. Я взяла просто базовый цвет поверхности и поставила короткие штрихи. Не вымеряйте их - просто отметьте сам факт рефлекса. Это нужно для смешения цветов. Не нужно сейчас ничего смешивать и прорисовывать, иначе вы можете потом уйти в грязь от постоянной возни в одном месте. Я снова вернулась к падающей тени. В ней должен быть рефлекс от бусин. Я наметила широким и темным мазком с учетом того, что затем будет производиться смешение, и я уменьшу рефлекс до нужных мне размеров. Плюс сама тень выглядит довольно бледной, и такой штрих сделает ее уже сильнее.

16 марта 2017 г. 3–4 классы. Время, отведенное на решение задач - 75 минут!

Задачи, оцениваемые в 3 балла

№1. Кенга составила пять примеров на сложение. Какая сумма самая большая?

(А) 2+0+1+7 (Б) 2+0+17 (В) 20+17 (Г) 20+1+7 (Д) 201+7

№2. Ярик отметил стрелочками на схеме путь от дома до озера. Сколько стрелочек он нарисовал неправильно?

(А) 3 (Б) 4 (В) 5 (Г) 7 (Д) 10

№3. Число 100 увеличили в полтора раза, а результат уменьшили в два раза. Что получилось?

(А) 150 (Б) 100 (В) 75 (Г) 50 (Д) 25

№4. На рисунке слева изображены бусы. На каком рисунке изображены те же бусы?


№5. Женя составила шесть трехзначных чисел из цифр 2,5 и 7 (цифры в каждом числе различны). Потом она расположила эти числа в порядке возрастания. Какое число оказалось третьим?

(А) 257 (Б) 527 (В) 572 (Г) 752 (Д) 725

№6. На рисунке изображены три квадрата, разбитых на клетки. На крайних квадратах часть клеток закрашена, а остальные – прозрачные. Оба эти квадрата наложили на средний квадрат так, что их верхние левые углы совпали. Какая из фигурок осталась видна?


№7. Какое самое маленькое число белых клеток на рисунке надо закрасить, чтобы закрашенных клеток стало больше, чем белых?

(А) 1 (Б) 2 (В) 3 (Г) 4 (Д)5

№8. Маша нарисовала 30 геометрических фигур в таком порядке: треугольник, круг, квадрат, ромб, потом снова треугольник, круг, квадрат, ромб и так далее. Сколько треугольников нарисовала Маша?

(А) 5 (Б) 6 (В) 7 (Г) 8 (Д)9

№9. Спереди дом выглядит так, как изображено на рисунке слева. Сзади у этого дома есть дверь и два окна. Как он выглядит сзади?


№10. Сейчас 2017 год. Через сколько лет будет ближайший год, в записи которого нет цифры 0?

(А) 100 (Б) 95 (В) 94 (Г) 84 (Д)83

Задачи, оценива емые в 4 балла

№11. Шарики продаются упаковками по 5, 10 или 25 штук в каждой. Аня хочет купить ровно 70 шариков. Какое самое маленькое число упаковок ей придется купить?

(А) 3 (Б) 4 (В) 5 (Г) 6 (Д) 7

№12. Миша сложил квадратный лист бумаги и проткнул в нём дырку. Потом он развернул лист и увидел то, что изображено на рисунке слева. Как могли выглядеть линии сгиба?


№13. Три черепахи сидят на дорожке в точках A , В и С (см. рисунок). Они решили собраться в одной точке и найти сумму пройденных ими расстояний. Какая самая маленькая сумма могла у них получиться?

(А) 8 м (Б) 10 м (В) 12 м (Г) 13 м (Д) 18 м

№14. В промежутки между цифрами 1 6 3 1 7 надо вставить два знака + и два знака × так, чтобы получился самый большой результат. Чему он равен?

(А) 16 (Б) 18 (В) 26 (Г) 28 (Д) 126

№15. Полоска на рисунке составлена из 10 квадратиков со стороной 1. Сколько таких же квадратиков надо приложить к ней справа, чтобы периметр полоски стал в два раза больше?

(А) 9 (Б) 10 (В) 11 (Г) 12 (Д) 20

№16. В клетчатом квадрате Саша отметила клетку. Оказалось, что в своем столбце эта клетка четвертая снизу и пятая сверху. Кроме того, в своей строке эта клетка шестая слева. Какая она справа?

(А) вторая (Б) третья (В) четвертая (Г) пятая (Д)шестая

№17. Из прямоугольника 4 × 3 Федя вырезал две одинаковые фигурки. Какого вида фигурки у него не могли получиться?



№18. Каждый из трех мальчиков загадал по два числа от 1 до 10. Все шесть чисел оказались различными. Сумма чисел у Андрея – 4, у Бори – 7, у Вити – 10. Тогда одно из Витиных чисел – это

(А) 1 (Б) 2 (В) 3 (Г) 5 (Д)6

№19. В клетках квадрата 4 × 4 расставлены числа. Соня нашла квадратик 2 × 2, в котором сумма чисел самая большая. Чему равна эта сумма?

(А) 11 (Б) 12 (В) 13 (Г) 14 (Д) 15

№20. Дима катался на велосипеде по дорожкам парка. Он въехал в парк в ворота А . Во время прогулки он три раза поворачивал направо, четыре раза налево и один раз разворачивался. Через какие ворота он выехал?

(А) А (Б) Б (В) В (Г) Г (Д) ответ зависит от порядка поворотов

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

№21. В забеге участвовало несколько детей. Число прибежавших раньше Миши в три раза больше числа тех, кто прибежал после него. А число прибежавших раньше Саши в два раза меньше, чем число прибежавших после нее. Сколько детей могло участвовать в забеге?

(А) 21 (Б) 5 (В) 6 (Г) 7 (Д) 11

№22. В некоторых закрашенных клетках спрятано по одному цветочку. В каждой белой клетке написано количество клеток с цветочками, которые имеют с ней общую строну или вершину. Сколько цветочков спрятано?

(А) 4 (Б) 5 (В) 6 (Г) 7 (Д) 11

№23. Трехзначное число назовем удивительным, если среди шести цифр, которыми записывается оно и следующее за ним число, есть ровно три единицы и ровно одна девятка. Сколько всего удивительных чисел?

(А) 0 (Б) 1 (В) 2 (Г) 3 (Д) 4

№24. Каждая грань куба разделена на девять квадратиков (см. рисунок). Какое самое большое число квадратиков можно покрасить, чтобы никакие два покрашенных квадратика не имели общей стороны?

(А) 16 (Б) 18 (В) 20 (Г) 22 (Д) 30

№25. Стопка карточек с дырками нанизана на нитку (см. рисунок слева). Каждая карточка с одной стороны белая, а с другой – закрашенная. Вася разложил карточки на столе. Что у него могло получиться?



№26. Из аэропорта на автовокзал через каждые три минуты отправляется автобус, который едет 1 час. Через 2 минуты после отправления автобуса из аэропорта выехал автомобиль и ехал до автовокзала 35 минут. Сколько автобусов он обогнал?

(А) 12 (Б) 11 (В) 10 (Г) 8 (Д) 7

Представляем вниманию школьников задания и ответы на конкурс «Кенгуру-2014» для 5-6 классов.
Вопросы сгруппированы по сложности (по баллам).
Ответы на задания Кенгуру 2014 находятся после вопросов.

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. В 2014 году конкурс «Кенгуру» проводится 20 марта. Какой по счету это день с начала года?
(A) 77 (Б) 78 (В) 79 (Г) 80 (Д) 81

2. Арина разбирает мамины бусы. Она хочет снять 5 темных бусин. Какое наименьшее количество белых бусин ей потребуется снять для этого?

3. Какое слово написано верно?
(A) перимитр (Б) пириметр (В) периметор (Г) приметр (Д) периметр

4. Два кольца, белое и темное, зацеплены друг за друга так, как изображено на рисунке справа. Как эти кольца выглядят с другой стороны?

5. Торт весит 900 г. Павел разрезал его на несколько частей так, что самая большая часть весит столько же, сколько весят вместе все остальные части. Сколько весит бОльшая часть?
(A) 100 г (Б) 200 г (В) 300 г (Г) 450 г (Д) 600 г

6. В примере справа три цифры заменили звездочками. Какова сумма этих цифр?

(A) 0 (Б) 9 (В) 10 (Г) 11 (Д) 19

7. Вася выписал на доске все целые числа от 1 до 100, а Веня вычел каждое из них из числа 133 и выписал результаты. Сколько чисел написано дважды?
(A) 64 (Б) 65 (В) 66 (Г) 67 (Д) 68

8. Электронные часы Бена идут правильно, но горизонтальные линии самой правой цифры не загораются. Полминуты назад часы показывали то, что изображено на рисунке 1. Сейчас они показывают то, что изображено на рисунке 2. Сколько сейчас времени?


(A) 12:40 (Б) 12:42 (В) 12:44 (Г) 12:47 (Д) 12:49

9. Какой квадратик надо добавить, чтобы в получившемся квадрате была закрашена ровно половина площади?

10. Произведение цифр трехзначного числа равно 135. Какова сумма цифр этого числа?

(A) 14 (Б) 15 (В) 16 (Г) 17 (Д) 18

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Выбрав четыре из пяти деталей А–Д, можно составить квадрат. Какая деталь не будет использована?

12. Доктор Пилюлькин прописал семи коротышкам по одной пилюле каждый день, а девяти другим коротышкам - по одной пилюле через день. Сегодня доктор Пилюлькин выдал этим коротышкам 13 пилюль. Сколько пилюль он выдаст им завтра?
(A) 7 (Б) 8 (В) 9 (Г) 10 (Д) 13

13. На рисунке AF = 35, AC = 12, BD = 11, CE = 12, DF = 16. Чему равна длина отрезка BE?


(A) 17 (Б) 16 (В) 15 (Г) 14 (Д) 13

14. Какое наибольшее число можно получить, если из разности двух трехзначных чисел вычесть сумму трех различных двузначных чисел?
(A) 865 (Б) 866 (В) 867 (Г) 869 (Д) 870

15. Саша принесла с пляжа ракушки. Когда она попыталась разделить их на 3 равные кучки, осталось 2 ракушки. Тогда она попыталась поделить все эти ракушки на 5 равных кучек, но опять осталось 2 ракушки. Какое наименьшее количество ракушек надо добавить, чтобы все ракушки можно было разложить поровну и на 3 кучки, и на 5 кучек?
(A) 2 (Б) 3 (В) 8 (Г) 13 (Д) 14

16. Какой кубик получится из данной развертки?

17. В 12:00 Петя пошел в соседнюю деревню. Вместе с ним в том же направлении выбежал пес Шарик. Добежав до соседней деревни в 14:30, Шарик повернул обратно и встретил Петю в 15:30. Во сколько раз скорость Шарика больше скорости Пети?

18. Число 111…111 (2014 единиц) умножили на 101. Какова сумма цифр произведения?
(A) 2014 (Б) 2016 (В) 4026 (Г) 4027 (Д) 4028

19. После того, как в 3 часа ночи прозвенел Васин будильник, и Вася стукнул по нему кулаком, часовая стрелка будильника стала двигаться в 12 раз быстрее, чем надо. Что покажет будильник в 03:55?

20. На доске написаны целые числа от 1 до 10. Петя хочет стереть несколько из них так, чтобы произведение оставшихся не делилось на 6. Какое наименьшее количество чисел ему придется стереть?
(A) 5 (Б) 4 (В) 3 (Г) 2 (Д) 1

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Через два часа до сегодняшней полуночи останется втрое больше времени, чем 6 часов назад оставалось до полудня. Через сколько часов наступит полночь?
(A) 2 (Б) 4 (В) 6 (Г) 8 (Д) 10

22. Куб 3 x 3 x 3 сделан из 27 маленьких кубиков. Какое наименьшее количество кубиков нужно вынуть, чтобы вид спереди, сверху и справа был таким, как на рисунке?

(A) 4 (Б) 5 (В) 6 (Г) 7 (Д) 9

23. Кролик Эдуард в день съедает либо 9 морковок, либо 2 кочана капусты, либо 1 кочан капусты и 4 морковки, но в некоторые дни он ест только траву. За 10 дней Эдуард съел 30 морковок и 9 кочанов капусты. Сколько из этих дней он питался только травой?
(A) 1 (Б) 2 (В) 3 (Г) 4 (Д) 5

24. В Волшебной стране каждому дождливому дню обязательно предшествуют три солнечных дня, а через неделю после каждого солнечного дня снова наступает солнечный день. На какое наибольшее число дней вперед можно предсказать погоду в дождливый день?
(A) 2 (Б) 3 (В) 4 (Г) 6 (Д) 8

25. Сандра бегает в два раза быстрее, чем Бренда, а Бренда - в два раза быстрее, чем Николь. Девочки одновременно стартовали из одной точки кольцевой дорожки: Сандра побежала в одну сторону, а Бренда и Николь - в другую. Сначала Сандра встретила Бренду, а через 200 метров - Николь. Чему равна длина дорожки?
(A) 800 м (Б) 1000 м (В) 1500 м (Г) 2000 м
(Д) невозможно определить

26. Пусть N - наименьшее натуральное число, остатки от деления которого на 2, 3, 4, 5 и 6 различны. Какой остаток оно дает при делении на 5?
(A) 0 (Б) 1 (В) 2 (Г) 3 (Д) 4

27. Числа 1, …, 9 вписали в 9 клеток и выполнили действия, указанные в каждой строчке и каждом столбце. Результаты действий записали в кружках (см. рисунок). Какое число написано в клетке, отмеченной звездочкой?


(A) 9 (Б) 8 (В) 7 (Г) 6 (Д) 5

28. На острове живут 25 человек: рыцари, которые всегда говорят правду, лжецы, которые всегда лгут, и хитрецы, каждый из которых через раз отвечает на вопросы то правду, то ложь. Каждому жителю острова было задано подряд три вопроса: «Вы рыцарь?», «Вы хитрец?», «Вы лжец?». Ответ «Да» на первый вопрос дали 17 человек, на второй - 12, на третий - 8. Сколько хитрецов на острове?
(A) 4 (Б) 5 (В) 8 (Г) 16 (Д) невозможно определить

29. На какое из чисел А–Д могут различаться суммы цифр двух последовательных целых чисел?
(A) 2011 (Б) 2012 (В) 2013 (Г) 2014 (Д) 2015

30. На столе стоит 30 тарелок, на каждой из которых лежит не более 30 булочек. Время от времени в окно влетает Карлсон, выбирает несколько тарелок и съедает одинаковое количество булочек с каждой из них. За какое наименьшее число визитов Карлсон наверняка сможет съесть все булочки?
(A) 4 (Б) 5 (В) 6 (Г) 15 (Д) 30




Top