На юный художник елена волкова картины смотреть. Наивный художник волкова елена андреевна - главный специалист по раю

«Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки – не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина. Иногда долго ищу нужный цвет на холсте, множество перепробую красок, убираю те, которые не подходят. Не получается! А через некоторое время посмотрю – все цвета на своем месте. А как это получилось, сама не знаю. Думаю, что краски сами способны смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует».


«Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так. А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню: «Мы с тобой родные братья, оба мы трудом живем, оба рвемся к светлой доле…» Ой, забыла… «Рвемся к светлой доле…» Нет, не знаю что дальше». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Когда я пишу, со мной ни одного животного рядом нет. Даже волка нет. Мне натура не нужна, я просто обвожу силуэты, я их вижу. Какие краски из тюбиков беру, не ведаю. Они сами на холсте смешиваются, пока не просохли. А когда все готово, то картина сама тебя отпускает. Бывает, и хочешь что-то подправить, добавить, а мольберт отодвигается. Или написанный олень как начнет бить копытом, отталкивает руку с кистью, отгоняет меня». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Так она сама пишется, я только кисточкой проведу, а она уже и получилась. Я чуть-чуть прикоснусь с этой стороны, и уже чашечка выделилась и блюдце, и каждая конфеточка». Елена Волкова (Elena Volkova)


«В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя — и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…» Елена Волкова (Elena Volkova)

«Я уже не вижу своих картин, а все помню. Так интересно их вспоминать… Вижу волка своего, ушки, мордочку, животик. Животик коричневый, а для волосиков особый цвет я выдумала. А глазки там, откуда он на меня сам посмотрел». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Чем больше добра сделаешь, тем дольше будешь жить на свете. Меня так папа учил. А я только хорошее людям показываю, чтобы и вам, и мне радость была». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все у меня ладное, спелое, живое. Ничего плохого я никогда не нарисую, даже веточки кривой». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Животные как будто улыбаются мне». Елена Волкова (Elena Volkova)

«Когда я увидела, что под кистью возникают предметы, то даже заплакала от радости». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все должны друг другу подпевать или помогать, как в хоре». Елена Волкова (Elena Volkova)

«Характер у меня такой жизнерадостный. Все, что я вижу вокруг себя, очень красивое, все необыкновенное: растения прекрасные, земля усеяна цветами необыкновенной красоты, люди чудесные все». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Мы жили на полуострове. Чтобы попасть к нам во двор, надо было перейти сказочный мостик, который был перекинут между двумя живописными буграми. Под мостом плавали красивые расписные лодки и бесчисленное количество домашней и дикой птицы красивейшей расцветки». Елена Волкова (Elena Volkova)


«Все в саду, все в радости, все как дети…» Елена Волкова (Elena Volkova)


«Я сама не понимаю, как быстро года пролетели. Мне кажется, что вот только-только я была маленькая…» Елена Волкова (Elena Volkova)

Что еще можно добавить после просмотра таких удивительно добрых и красочных картин? К работам я подобрала самые, на мой взгляд, подходящие цитаты из Натальи Радуловой с наивной художницей Еленой Волковой. Рассказы и воспоминания о том, как она рисует и живет, как подписи к ее сказочным картинам.

До чего же красиво и ласково чувствует художница. Ее «Лошадь в серебряном бору» способна меня ввести в транс. Когда ее созерцаешь, то не покидает ощущение, что мысли твои окутывает что-то нежное и мягкое, светлое и заботливое… А картина «Два друга»? Шедевр доброты, чуткости и взаимопонимания. Меня не оставила равнодушной ни одна из ее картин.

Вот, например, «Сибирская красавица» — какое спокойствие и умиротворение вызывает, не описать словами. Пышная девушка (отдыхающая на синих волнах жизни под цветущим деревом), как-будто говорит мне молча словами самой художницы: «В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя — и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…»

Необыкновенно хорошие, чудесные картины рисует художница. Ее «Серый Волк на берегу Москва-реки» с такими добрыми и понимающими глазами смотрит, что догадываешься сразу, что Волк — лучший друг Лошади, а Старый лис к ним в гости ходит просто по душам пообщаться. Да похоже, что все дружат друг с другом в этом нарисованном раю. Очень трогателен «Автопортрет с сыном», где Елена Волкова в осеннем парке, рядом с мольбертом, на котором появляется одна из ее чудесных, самопишущих картин. Иногда так приятно оторваться от реальности и погрузиться в идеальный мир, в котором «получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует».

Елена Андреевна Волкова родилась в 1915 году в городе Чугуеве, неподалеку от дома, где родился Илья Репин. Ее мать была крестьянкой, отец работал спасателем на реке Северский Донец. В 1934 году она начала работать помощником киномеханика на передвижной киноустановке.

Художественного образования Волкова не получила. Начала писать картины в 60-е годы в возрасте 45 лет. «Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки - не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина... - рассказывала художница. - Думаю, что краски сами могут смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует».

Определяющим для Елены Волковой стало знакомство с харьковским художником Василием Ермиловым, одним из родоначальников украинского авангарда. Он первым среди авторитетных профессионалов оценил творчество художницы, стал первым покупателем ее произведений. В конце 60-х - начале 70-х картины Волковой получили известность в Москве, привлекли внимание профессора МГУ, искусствоведа Михаила Алпатова.

Первая персональная выставка художницы состоялась в 1973 году в Омске, где она жила несколько лет. Позже Волкова переехала в Москву. С 1974 года она постоянно участвовала в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. Ее творчеству посвящены многие телепередачи, публикации в прессе. В международных справочниках наивных художников имя Елены Волковой стоит в одном ряду с Анри Руссо и Нико Пиросманишвили.

Работы Елены Волковой есть во многих художественных галереях мира. Она стала первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, чья персональная выставка состоялась в Государственной Третьяковской галерее (2005).

/Елена Андреевна Волкова с сыном/

Замечательная русская художница Елена Андреевна Волкова из города Чугуева начала рисовать в 65 лет, а до этого работала помощником киномеханика на кинопередвижке. В 2005 году, когда ей исполнилось 90 лет, ее персональная выставка прошла в Третьяковке. Работы Волковой есть во многих художественных галереях мира.
Наивные художники - это люди, которым Бог дал видеть и чувствовать красоту, но не дал возможности выучиться на художника. Очень точно о процессе творчества сказала старейшая наивная художница Елена Андреевна Волкова: "Перед началом работы во мне должны набраться впечатления, возникнуть желание работать. Если в душе не накопилась эта потребность, необходимость, садись - не садись за мольберт, всё равно ничего не получится! Но вдруг в какой-то момент я почувствовала, что душа наполнилась творчеством и оно призывает к себе. Это Господь благословил меня на новые создания. Благословение - это вдохновение. Это когда в душу приходят радость, восторг. Это особое чувство, ни с чем не сравнимое, святое, волшебное. Глаза открываешь и видишь, что ты должна делать, и тогда всё пишется будто само собой".
Любопытно и начало работы со слов Елены Андреевны: "Стоит мне расположиться перед чистым холстом, сразу вижу то, что должна написать. Как будто я зашла в картину и расписываю всё изнутри... В картине главное для меня - найти форму, очертание, силуэт. Хотя я сразу вижу предмет, требуется много сил, внимания, чтобы найти и придать ему правильную форму... Всё, что есть в картине, должно быть связано между собой. Всё зависит друг от друга. Всё должно мирно жить и дружить. Как и люди на Земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому. Всякий выполняет свою роль, у каждого своё место, свой цвет и характер, своё настроение. Мне не нужна натура. Я помню всё и всех. Когда рисую, представляю в мыслях, каким должен быть тот или иной предмет...".
Внутри ее картин есть счастье: счастливы яблоки и груши, все твари земные, счастлива и сама старушка. При чем ей веришь, она в здравом уме и прожила тяжелую жизнь. И для неё это состояние тотального благодушия настолько просто, что она не понимает, как это оно всем остальным недоступно.
"Мир всем!" – это пожелание несет творчество Елены Андреевны. Не просто художницы, а национальной гордости России. Ее имя внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства, о ней издают книги в разных странах, она стала первым наивным художником, чью прижизненную выставку устроили в Третьяковской галерее. Елене Андреевне 94 года, но возраст не играет роли: творчество её несет тепло и радость, духовную чистоту и саму жизнь во всей её многогранности.
- Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так, – объясняет - А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню.
В чем же потрясающая сила наивного искусства? Все произведения «наивные» глубоко личностные. Это – своего рода автобиография в глубокой образной форме. Тем более что художница представила и саму себя во многих своих работах. Картины Елены Волковой – уникальное явление. Ее живопись не ставит никаких насущных проблем, она лишь призывает к нежности, доброте и сочувствию
Пишу чистыми красками прямо из тюбиков. Какие краски я беру во время работы в руки - не ведаю, названия их не знаю. Делаю так, как подсказывает картина... Думаю, что краски сами могут смешиваться на холсте, пока они не просохли, и получается такое, о чем художник и не мечтает. Картина сама себя рисует", - так говорит о своем творческом процессе художница Елена Андреевна Волкова.

) — русская художница украинского происхождения, работающая в стиле наивного искусства . Елена Волкова родилась в 1915 году в Чугуеве (место рождения Ильи Репина), в простой семье. Её мать была из сельских жителей, а отец был спасателем на реке Северский Донец . В 1934 году она начала работать помощником киномеханика на передвижной киноустановке. Во время войны была в числе пострадавших, проходила лечение в госпитале. Её муж умер во время войны. Волкова начала писать картины в 60-е годы возрасте 45 лет, несмотря на то, что не имела художественного образования. Сергей Тарабаров из московской галереи наивного искусства «Дар» в 2000 году признал Волкову одной из наиболее интересных художниц, работающих в стиле наивного искусства в России. Елена Волкова является первой художницей, работающей в жанре наивного искусства, кому устроили персональную выставку в Третьяковской галерее . В настоящий момент Елена Андреевна Волкова живёт в Москве. Работы художницы представляют естественные, приятные вещи, созерцание которых может доставить человеку удовольствие — это различные животные, люди, фрукты, обнаженная натура (Из Википедии) .

Арбуз, 1988



Весна, 1982-1984



Мир всем, 1984

"Творчество Елены Андреевны Волковой принадлежит удивительному миру, который во всех энциклопедиях современного искусства определяется словом «наив». В этой традиции вся внутренняя жизнь художницы, и не только внутренняя, но и сам образ жизни приобретает значение особой реальности. Эта реальность и есть единственное и подлинное пребывание человека в мире, наполненном живым сознанием и любовью. Она открывается чистому сердцу и в той зримой убедительности, что граничит с состоянием полного физического присутствия в образах сказки и мифа. В этих магических пространствах язык человека, животного и растения обретает единство, мир пронизывается животворным дыханием и погружается в божественную целостность, где царствует абсолютный свет и покой. "



В день рождения птенца, 1985

Лошадь в серебряном бору

"Детство и юность Елены Андреевны прошли в небольшом украинском городке Чугуеве, по соседству с улицей и домом, где родился Илья Ефимович Репин. Фантастическая природа, прозрачные воды речки Сиверский Донец, мастерство чугуевских иконописцев, где непосредственная реальность переходила в божественное созерцание, в соединении с вольностью души художницы создали ее сказочное зрение. "


Где мы жили, там река была

"Не пройдя никакой академической выучки, Елена Андреевна Волкова попросту не воспринимала мир как объект копирования, сохраняя великое детское чувство удивления и восхищения перед ним. Мир всегда оставался непрерывным источником ее радости и вдохновения, и Елена Андреевна, движимая инстинктом огромного художника, через искусство утверждала свое единство с ним."


Автопортрет с сыном

"Переживая мир природы как райский сад, художница естественно переходит за грань холста, открывая «маленькую зеленую дверь в стене», проникая в пространство универсального согласия звезды, минерала, человеческого жеста, улыбки животного и шелеста крыльев ангела. На ее работах отражается все: внутреннее состояние, отношения с людьми, любовь к сыну, закат солнца и случайно услышанная мелодия "

"В произведениях Елены Андреевны происходит осуществление надежд и желаний, исполняются заветы и восстанавливается утраченное, вечно живущее в непреложности райского первоначала.
Холсты художницы цветут и звучат, они покрываются цветами и омываются водами. В них мирно шествуют волки и лошади, лисицы и львы, олени и коровы. Они то шелестят как травы, то пересвистываются как птицы, они шумят лесами и журчат ручьями, где плещутся серебристые рыбы, готовые исполнить все наши желания.
"

"Сочетание чистых цветов, взятых во всей их силе, спокойное магнетическое движение кисти, придающее форме предметов абсолютно живой облик, сияющая поверхность холста, объединяющая всю композицию в единую животворную ткань - все это придает произведению Елены Андреевны значение картины-излияния, картины-исповеди, картины-предстояния перед вечным. Ее вибрирующее световое пространство источает огромную духовную энергию. Это взгляд на мир горящей неутоленной любовью души, особое состояние, которое Ван Гог определил как «быть пораженным бессмертием».

"Христианская философия художницы возрождает вселенскую масштабность естественной непосредственности бытия и раскрывает фундаментальные принципы художественного мышления. Творчество Елены Андреевны Волковой, несомненно, не только культурная память человечества о единстве всего живого на Земле, оно все устремлено в будущее, подчиняясь законам любви, красоты и бессмертия. "


Замечательная русская художница Елена Волкова из города Чугуева начала рисовать в 65 лет, а до этого работала помощником киномеханика на кинопередвижке. В 2005 году, когда ей исполнилось 90 лет, ее персональная выставка прошла в Третьяковке. Работы Волковой есть во многих художественных галереях мира.


Наивные художники - это люди, которым Бог дал видеть и чувствовать красоту, но не дал возможности выучиться на художника. Очень точно о процессе творчества сказала старейшая наивная художница Елена Андреевна Волкова: "Перед началом работы во мне должны набраться впечатления, возникнуть желание работать. Если в душе не накопилась эта потребность, необходимость, садись - не садись за мольберт, всё равно ничего не получится! Но вдруг в какой-то момент я почувствовала, что душа наполнилась творчеством и оно призывает к себе. Это Господь благословил меня на новые создания. Благословение - это вдохновение. Это когда в душу приходят радость, восторг. Это особое чувство, ни с чем не сравнимое, святое, волшебное. Глаза открываешь и видишь, что ты должна делать, и тогда всё пишется будто само собой".
Любопытно и начало работы со слов Елены Андреевны: "Стоит мне расположиться перед чистым холстом, сразу вижу то, что должна написать. Как будто я зашла в картину и расписываю всё изнутри... В картине главное для меня - найти форму, очертание, силуэт. Хотя я сразу вижу предмет, требуется много сил, внимания, чтобы найти и придать ему правильную форму... Всё, что есть в картине, должно быть связано между собой. Всё зависит друг от друга. Всё должно мирно жить и дружить. Как и люди на Земле созданы для добра и счастья, так и предметы на картине должны соответствовать каждый другому. Всякий выполняет свою роль, у каждого своё место, свой цвет и характер, своё настроение. Мне не нужна натура. Я помню всё и всех. Когда рисую, представляю в мыслях, каким должен быть тот или иной предмет..."



Внутри ее картин есть счастье: счастливы яблоки и груши, все твари земные, счастлива и сама старушка. При чем ей веришь, она в здравом уме и прожила тяжелую жизнь. И для неё это состояние тотального благодушия настолько просто, что она не понимает, как это оно всем остальным недоступно.

"Мир всем!" – это пожелание несет творчество Елены Андреевны. Не просто художницы, а национальной гордости России. Ее имя внесено в английскую и американскую энциклопедии наивного искусства, о ней издают книги в разных странах, она стала первым наивным художником, чью прижизненную выставку устроили в Третьяковской галерее. Елене Андреевне 94 года, но возраст не играет роли: творчество её несет тепло и радость, духовную чистоту и саму жизнь во всей её многогранности.
- Когда мне говорят, что я богом избранная, то я думаю, что это так, – объясняет - А когда не говорят, я и не думаю. Я ведь неграмотная. Ноги с детства больные, поэтому в школу я не ходила. Папа меня дома буквам учил. Зато у меня память хорошая, стихов так много помню.
В чем же потрясающая сила наивного искусства? Все произведения «наивные» глубоко личностные. Это – своего рода автобиография в глубокой образной форме. Тем более что художница представила и саму себя во многих своих работах. Картины Елены Волковой – уникальное явление. Ее живопись не ставит никаких насущных проблем, она лишь призывает к нежности, доброте и сочувствию.





Кстати, давно замечено, что «наивные» живут долго. Почти все такие художники - это пожилые люди, которые начали заниматься творчеством в пенсионном или предпенсионном возрасте. И, видимо, как-то особенно благотворно влияет на них возможность красками выразить себя. А может, все дело в том, что наивное искусство - удел оптимистов, к которым хвори и так меньше пристают.
«Чем больше добра сделаешь,- объясняет Елена Андреевна,- тем дольше будешь жить на свете. Меня так папа учил. А я только хорошее людям показываю, чтобы и вам, и мне радость была».



На вопросы, в чем волшебство и сила ее картин, художница отвечает:
- В жизни не надо суетиться, торопиться, стараться кого-то обогнать, опередить, взобраться на какую-то очередную служебную или иную гору. Остановитесь, оглянитесь окрест себя – и увидите, как прекрасна и дивна жизнь, сколько радости, удовольствия, хорошего настроения она может доставить людям. Вероятно, в этом смысл и суть моего творчества…



Магической чертой картин являются глаза животных. Такие добрые, такие жалостливые, умоляющие, просящие внимания и участия. Становится как-то не по себе от этого взгляда, от этой мольбы. Как будто ты в чем-то виноват перед зверями. И действительно, мы виноваты перед ними, перед всем миром. Ведь зло идет только от человека, от него все напасти и утраты. И совершенно справедливо Елена Андреевна назвала выставку «Мир всем!».





Top