Наборы по изучению древней истории" о том, что было давным давно". Наборы по изучению древней истории" о том, что было давным давно" Что было давным давно

Решила собрать в один пост свои соображения об источниках разных элементов сюжета пьесы "Давным-давно" и сценария фильма "Гусарская баллада". Некоторые, правда, не столько источники в прямом смысле, сколько литературные параллели. Еще что вспомню - допишу, вы тоже, пожалуйста, дополняйте.
1. Из истории Надежды Дуровой, чтобы не говорилось, - сам факт участия "женщины в мундире" в войне 1812 г. Плюс еще, наверное, эпизод "узнана, но получила разрешение власти продолжать". Только в пьесе вместо Александра I - Кутузов.

2. Линия "Шура - поручик Ржевский" - из оперы-водевиля Грибоедова и Вяземского "Кто брат, кто сестра или Обман за обманом", 1824 г. Ближайший, скорее всего, непосредственный источник.

3. Из "Горя от ума" взяты некоторые имена персонажей (Зизи и Мими, фамилия Горич).

4. Граф Нурин-Нулин - понятно, чей родственник. При этом его беседа на балу с Шуриными кузинами не только перекликается с беседой графа Нулина и Натальи Павловны о парижских радостях: "Как тальи носят? - Очень низко" и т.д., но и точно воспроизводит ситуацию французика из Бордо и из монолога Чацкого "В той комнате незначащая встреча...": Нурин думал, что после Парижа он всем будет здесь чужой, но был с восторгом принят...княжнами.

5. Шура рассказывает Ржевскому придуманный сон (в фильм не попало). Он начинается как сон Софьи из "Горя от ума" ("на лугу цветочки", при этом одновременно на деревьях почки) и оканчивается как сон Татьяны из "Евгения Онегина": переправа через ручей и медведь, причем то и другое - символы замужества. (См. комментарий Ю.М.Лотмана к "Евгению Онегину").

6. Треугольник "Шура-Луиза Жермон-Ржевский" - "увлечение героя другой дамой и ревность героини, переодетой в мужское платье и не могущей выдать себя" - вот это, наверное, из "Двенадцатой ночи" (Виола-Оливия-герцог Орсино). Также сравним: Жермон дарит цветы "Азарову", Ржевский ревнует. Графиня Оливия увлеклась "Цезарио", Орсино ревнует. Когда он узнает о венчании, угрожает своему сопернику: "Я заколю тебя, мой агнец хрупкий..." Точно так же возникает опасность для жизни Шуры: они со Ржевским собираются стреляться. Точно так же конфликт разрешается при участии четвертого персонажа: Оливия стала женой Себастьяна, Жермон любит Пелымова.

7. Образ Луизы Жермон, возможно, вдохновлен творчеством Мериме и "Сирано де Бержераком" Ростана (Роксана среди гасконских гвардейцев).

8. Ежели Вильгельм Иванович ко мне пришел, так он и сел. :-) Еще одной литературной родственницей Шуры может почесться, конечно же, Розалинда из "Как вам это понравится", а еще другой - Джулия из "Двух веронцев", еще третьей - Порция из "Венецианского купца"... Все - девушки, переодетые юношами, находчивые и остроумные. А сцена на балу, когда одетая корнетом Шура в глаза Ржевскому говорит ему гадости о нем же от третьего лица (там, где "изо всех знакомых лиц не видела она, пардон, противней рыла"), отдаленно напоминает сцену из "Много шуму из ничего": Бенедикт и Беатриче вместе на балу, оба в масках (а не только девушка), оба узнали друг друга (и притворяются, что нет), и Беатриче дразнит замаскированного Бенедикта ("Принцев шут!")

9. Эпизод с разведкой Шуры - скорее всего из первой части повести Льва Кассиля "Великое противостояние", впервые изданной в 1940 году. Если это так - а я думаю, что это так - пьеса "Питомцы славы"/"Давно-давно", действительно, не написана раньше 1940 г., кто бы ни был ее автором. Или же можно сказать так: "Великое противостояние" и "Давным-давно" имеют отношение друг к другу .

Если же будет доказано, что сначала была пьеса "Давным-давно", а потом - "Великое противостояние" со сценарием "Мужика сердитого", тогда, возможно, эпизод с разведкой Шуры взят из биографии партизана Фигнера, который хорошо известен подобными вылазками. Его племянник пишет: "Умение в совершенстве владеть французским языком составляло также его отличительное качество; находясь часто в обществе французов, переодетый в их мундир, он отвлекал всякое сомнение в чуждой им национальности своей".
Я. правда, не знаю и не берусь предполагать с уверенностью, как может быть доказано, что сначала было - "Давным-давно", а потом - "Противостояние" , (и, значит, Лев Кассиль знал от кого-то сюжет "Давным-давно" еще раньше, чем она стала широко известна, и, достаточно переработав, отчасти использовал его в своем произведении по каким-то своим мотивам - может быть, в память о погибшем авторе). Но, по-моему, знать французский язык на таком высоком уровне более естественно для Шуры Азаровой, чем для маленькой крепостной актрисы, пусть даже ее обучали французскому специально для барского театра. Эпизод, когда героиня упрашивает позволить ей воевать, есть и в "Давным-давно" (Шура и Кутузов) и в "Противостоянии" (Устя и Денис Давыдов). Но автору "Давным-давно" его нарочно придумывать почти не надо было, так как нечто подобное, действительно, было в биографии Надежды Дуровой.
Это может быть аргументами в пользу того, что сначала была, все-таки, пьеса "Давным-давно". Но все это - на уровне моих догадок. Легче всего заключить, что из двух произведений раньше было "Великое противостояние".
В сценарии фильма "Мужик сердитый", который снимают в "Противостоянии", также использован сюжет Грибоедова - только другого произведения, ненаписанного. У Грибоедова был замысел вещи о 1812 годе, где крепостной, участовавший в войне и показавший себя героем, после войны возвращался к хозяину и в конце концов погибал. Рассказывая об Усте Бирюковой, Лев Кассиль также обращается к судьбе другой женщины, участвовавшей в войне 1812 г. - крестьянки Василисы Кожиной. По преданию, Василиса стала партизанкой после того, как французы убили ее мужа. Точно так же и Устя Бирюкова хочет воевать, чтобы мстить за своего друга Степана.

10. Вспомнила кстати еще одно литературное произведение из ХХ века. Шура Азарова, как известно, не боится драться на войне, не боится дуэли, но ужасно боится мышей. Мне в этой связи приходит на ум одна цитата: "Девочки ее возраста не страшатся явной опасности. Они не испугаются направленного на них пистолетного дула, но зато им будет страшно остаться в темной комнате". Сказано это - вы тоже вспомнили - о Суок. Юрий Олеша, "Три толстяка", сказка написана в 1924 г., впервые опубликована в 1928 г. Может быть, Шура "появилась на свет под влиянием" еще и Суок, и "страх темной комнаты" преобразился в "страх мышей"? (Принимаем во внимание, что Суок по возрасту моложе Шуры Азаровой. Можно также обратить внимание на то, что и "Великое противостояние", и "Три толстяка" по жанру - детская литература ).
Александр Гладков дружил с Юрием Олешей и оставил о нем воспоминания. Олеша написал рецензию на одну из постановок "Давным-давно" в конце войны, но познакомились они с Гладковым лично уже после войны. "Моя пьеса Ю. К. нравилась, и однажды он сравнил ее с «Орленком», своей любимейшей пьесой. Он мне говорил: «Александр, ты поставил в русской литературе рекорд: ты написал гениальный патриотический фарс. Да еще в стихах! Фарс в стихах! Это чего-нибудь стоит! Я хочу сейчас за тебя выпить...» И мы несколько раз пили с ним за меня и за «патриотический фарс». Странно: он забыл, что писал рецензию, но хорошо помнил пьесу и спектакль." (А.Гладков "Попутные записи", взято ).
Еще что связывает "Давным-давно" и "Трех толстяков" - мотив куклы, которая должна заменить живую девочку (или девушку). Кукла наследника Тутти должна заменить рядом с ним его сестру-близнеца, которую продали цирку. Расставаясь со Светланой, Шура говорит ей: "Живи моей судьбой". Предполагается при этом, что жизнь куклы будет лишена тревог, которые выпадут на долю девочки, судьба куклы должна быть "благополучнее". Но в действительности и в "Давным-давно", и в "Трех толстяках" кукла в конце концов погибнет, а девушка, рисковавшая жизнью, выживет.

11. Песня Лепелетье "Жил-был Анри Четвертый" - пародия на французский "Marche Henri IV," который у Пушкина в "Метели" назван "завоеванной песней". В нем поется, что у Анри Четвертого - три таланта: пить (boire), драться (battre, в частности - драться на кулаках), и покорять женщин (être un vert galant). В песне Лепелетье на каждый талант, соответственно по одному куплету: "Любил вино до черта...", "Войну любил он страшно..." (с отдельным упоминанием рукопашного боя) и "Еще любил он женщин И знал у них успех..."

Затем в песне Лепелетье следует куплет:

"Султан носил свой гордо,
Но хвастался, как паж...
Так жил Анри Четвeртый,
Король весeлый наш..."

Сразу вспоминается "mon panache", "мой рыцарский султан" - в финале "Сирано де Бержерака": его он покажет Богу чистым и незапятнанным. Еще раньше в четвертом акте (гасконские гвардейцы под Аррасом) Сирано упрекает де Гиша за то, что тот отказался от своего белого шарфа, со ссылкой на авторитет все того же Анри Четвертого:
"Я вам скажу, что Генрих, наш король.
Не согласился бы, спасаясь и от смерти,
Покинуть белый свой султан, поверьте!"

(перевод Т.Л. Щепкиной-Куперник).

12. Продолжая аналогию с "де Бержераком". Деморализованные французы в доме Азаровых - гасконцы, и притом скучающие по родине. Из-за того создается впечатление "разоблачения" в этой сцене гасконцев, голодающих под Аррасом в четвертом акте "Сирано де Бержерака". Сирано борется с голодом, читая "Илиаду". У Азаровых французы жгут вместо дров французские книги - символ того, что их великая нация сама себя уничтожает. Далее диалог Жермон с Дюсьером по теме напоминает диалог Роксаны с герцогом де Граммоном, бывшим графом де Гишем из последнего, пятого акта "Сирано де Бержерака". (Карьерист, не нашедший счастья в своем возывшении к власти, беседует с женщиной, которую любил, которой причинил горе, ищет ее прощения...)

А.Гладков в своей статье об истории создания "Давным-давно" пишет " ...Я заимствовал только общие линии судеб и подробности быта и нравов, а все характеры выдумал. То есть сделал именно то, что сделал и Ростан в "Сирано". Чем "Сирано" сильнее "Орленка"? Свободой вымысла и смелостью красок. Об этом мы говорили с умной старухой Т. Л. Щепкиной-Куперник, подарившей мне свои переводы Ростана с лестной надписью, где я назван "российским Ростаном". Это было в начале зимы 1942 года, в пустой, холодной и темной военной Москве..." О диалоге Жермон и Дюсьера А.Гладков пишет: "Линия взаимоотношений Дюсьера и Жермон взята мною из биографии Стендаля, который, придя в Москву с армией Наполеона, встретил свою возлюбленную, французскую актрису, когда-то оставившую его" (С).

У меня при чтении "Давным-давно" такое чувство, что ее автор, А.Гладков или не он, находился в состоянии творческого соперничества и полемики с Ростаном, причем именно с "Сирано", и одной из его целей было таким способом вздуть то явление, которое теперь иногда называют "мужским шовинизмом". Я же скорее назову его некоторой предубежденностью либо близорукостью. Уж слишком громко бравый Ржевский кроет жеманниц! А между тем и Шура, и Луиза производят впечатление более сильных характеров, чем большинство мужчин в пьесе, включая, кстати, и самого Ржевского. (Но, как настоящим дамам без настоящих мужчин невозможно, - исключая, например, все того же несчастного испанца. Однако и его Шура берет в плен).
Не говоря о том, что решительно все, видевшие Шуру только в мужском наряде, в том числе и Луиза Жермон, сама женщина и актриса, не смогли отличить "девочку от мальчика", если им прямо не признаться и не предъявлять половые признаки. Самым наблюдательным оказался нехороший Нурин, но он на балу видел Шуру в женском наряде.
(Для сравнения: в былине "Ставр Годинович" (по ней снят мультфильм "Василиса Микулична") истинный пол переодетой Василисы угадывает племянница князя Владимира по разным деталям: например, по привычке сидеть, держа вместе колени).
13. Шура отдает Винценто свой полушубок. Ее денщик Иван недоволен. Впоследствии Винценто спасает Шуре жизнь. Сравним с "Капитанской дочкой": Гринев отдает заячий тулупчик Пугачеву. Савельич недоволен. Впоследствии Пугачев спасет Гриневу жизнь. (Точнее, Гринева спасает Савельич, упав в ноги Пугачеву - именно Савельича первым узнал Пугачев).

14. К тому, что Ржевский спасает Шуру - может быть, действительно, имеет отношение "Война и мир" (княжна Марья и Николай Ростов).

15. Может быть, характер Шуры Азаровой в пьесе вдохновлен, хоть отчасти, Наташей Ростовой: "Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо!" - говорит Наташа Пьеру, остающемуся в Москве перед вступлением Наполеона. "Вот так графиня молодая - чистое дело марш - другой такой не видывал (...) День отъездила, хоть мужчине в пору, и как ни в чем не бывало!" - говорит о Наташе дядюшка.

16. Ну и мотив "спящей Светланы" - из Жуковского: "О, не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана..."

P.S. Еще одну Шурину кузину зовут Полина - скорее всего, на самом деле она Прасковья ("Звала Полиною Прасковью...") Поручика Ржевского зовут Дмитрий - таким образом, он оказывается тезкой папы Татьяны и Ольги Лариных. А мне нравится: "Смиренный грешник Дмитрий Ржевский C душой отнюдь не геттингенской..." Не бригадир, правда. Но племянник бригадира! ("Мой дядя...")

«Давным-давно» (другое название - «Питомцы славы») - пьеса Александра Гладкова, написанная в 1940 году и впервые поставленная в 1941. Однако известный кинорежиссер Эльдар Рязанов в своей книге воспоминаний рассказывает, что при подготовке экранизации пьесы «Давным-давно» (1962 год) у него возникли сомнения в авторстве пьесы, в том, что именно Гладков является автором пьесы. Вот что пишет Рязанов:
«…И пьеса меня отнюдь не разочаровала. Она была написана превосходными стихами, живыми, разговорными, афористичными, смешными, патетическими. Тут я понял, что вещь создана в первую очередь крупным поэтом. От пьесы возникало ощущение легкости и серьезности, веселья и значительности. И драматургически она была слеплена очень умело и ловко. Конечно, для перевода ее на экран она казалась слишком многословной, но этим грешат почти все произведения, сочиненные для театра.
Итак, я принял решение: буду ставить «Давным-давно». Пырьев, художественный руководитель творческого объединения, отнесся к этой затее с воодушевлением, тогдашний генеральный директор «Мосфильма» тоже не возражал. Директор нашего объединения, мой друг Юрий Александрович Шевкуненко (его пьеса «Сережка с Малой Бронной» была широко известна в начале шестидесятых годов), был, как оказалось, участником постановки пьесы в Театре Красной Армии в 1942 году. Будучи молодым артистом, он играл в постановке роль благородного испанца Винценто Сальгари. Так что вещь для него была близкой, родной. Он был влюблен в пьесу, и поэтому его позиция была однозначной - ставить!
И тут я впервые услышал от него информацию, которой сначала не придал большого значения.
- Договор с Гладковым будем заключать не на самую большую сумму, которая положена, - сказал вдруг Юрий Александрович.
Я удивился, так как он не был прижимистым директором и никогда не обижал авторов.
- Почему?
- У нас в театре, тогда в Свердловске, в 1942 году, во время репетиций, у всех сложилось мнение, что пьесу написал не Гладков.
- Как? - воскликнул я. - А кто же?
- Когда надо было что-то переделать в тексте или написать несколько новых строк, он не мог. Врал что-то. Скрывался куда-то. Так Алексей Дмитриевич и не сумел из него ничего выжать, ни одной строчки, ни одной строфы. У нас никто не сомневался, что «Давным-давно» не его пьеса. Он ее откуда-то раздобыл. Я уверен, он не напишет сценария и нам придется брать доработчика, который и сделает инсценировку. А доработчику надо будет заплатить. А из каких денег? Поэтому я и хочу оставить резерв, не заключать договор на полную сумму.
- Откуда же могла появиться пьеса? Нет, невозможно! Тогда подлинный автор, если только это правда, объявился бы, предъявил претензии. А, по-моему, ничего подобного не происходило...
- Верно. Никто не предъявлял авторства на «Давным-давно».
- Сам видишь! Твоя гипотеза не выдерживает критики, - сказал я. - Это какие-то сплетни.
- Как сказать, - усмехнулся Шевкуненко. - В 1940 году Гладков сидел в тюрьме.
- За что? По политическому делу?
- По уголовному. Он ведь сумасшедший книжник, страстный библиофил. В научном читальном зале Библиотеки имени Ленина заметили, что стали пропадать ценные, редкие книги. Тогда в зал подсадили сыщика, и он «застукал» Александра Константиновича, когда тот засовывал за пазуху какую-то библиографическую редкость. Гладков получил год тюрьмы. Осенью сорокового года он, отбыв срок, вышел из нее, а через короткое время после этого и появилась пьеса «Давным-давно».
- Ты думаешь, он ее вынес из тюрьмы? - спросил я.
- Ничего другого не остается. Обрати внимание - ни до этой пьесы, ни после нее он не написал ни одного стихотворения, ни одной поэтической строфы и вообще ничего в рифму. Во всяком случае, нигде не опубликовал. А человек, который так изъясняется стихами, как автор «Давным-давно», - первоклассный поэт. На голом месте, без большой поэтической работы такого не сочинить.
- И ты полагаешь, что человек, который написал пьесу, не вышел из тюрьмы?!
- Не знаю. Тогда многие не выходили из тюрем, не возвращались из лагерей. История темная...
Я передаю наш разговор, конечно, не дословно, но смысл его я запомнил очень хорошо. И, тем не менее, я не очень-то поверил в эту зловещую монтекристовскую историю и отправился знакомиться с Александром Константиновичем Гладковым. Он жил во дворике, который размещался между Гоголевским бульваром и тылом Пушкинского музея изобразительных искусств. Где-то в углу двора притулился старый двухэтажный домик. В квартиру Гладкова, на второй этаж, вела со двора деревянная лестница. Александр Константинович произвел на меня замечательное впечатление. Добродушная, застенчивая улыбка на немного одутловатом лице и добрые глаза опровергали любые нехорошие домыслы в его адрес. Полноватая фигура, сидевший мешком немодный, дешевый костюм, пузыри от колен на брюках и неизменная трубка в руках, - во всем облике чувствовалась неторопливость, спокойствие, обстоятельность. Помню, что в квартирке было действительно очень много книг и какая-то немудреная мебелишка.
Гладков очень обрадовался моему намерению, поставить фильм. Человек он был мало пишущий, очень небогатый (чтобы не сказать, бедный), и это предложение было ему выгодно со всех точек зрения. Его пригласили на студию, где с ним и был заключен договор на написание сценария. Случилось это в апреле 1961 года. Руководство объединения оговорило с автором сроки. Чтобы я не опоздал снять зимнюю натуру, - а до этого требовалось выбрать места съемок, найти исполнителей, создать эскизы декораций и костюмов и, главное, сшить эти сложные костюмы, - я обязан был запуститься в производство не позже сентября. Срок сдачи сценария пришелся на середину июля. У Гладкова имелось три месяца. Учитывая, что сюжет и фабула, образы и характеры, диалоги и песни, в общем, существовали, этого времени было вполне достаточно для писателя, который в данном случае работал не с нуля, а делал своеобразную кинокоррекцию своего готового произведения. Я подробно рассказал ему о своих режиссерских пожеланиях. Я твердо знал, какие новые сцены, о чем, в каких именно местах пьесы понадобится ввести.
Гладков все записал себе на листочках, сказал, что ему все ясно, что максимум через месяц сценарий будет у меня в руках. И мы расстались. Я как-то легкомысленно не спросил Александра Константиновича, где именно он будет трудиться над сценарием. Когда недели через две или три я позвонил Гладкову узнать, как движется работа, телефон не отвечал. Никто не брал трубку ни утром, ни днем, ни вечером, ни ночью. Я поехал в знакомый дворик, звонил и стучал в дверь. Напрасно. Тогда я оставил записку, чтобы Гладков мне отзвонил. Звонка не последовало. Когда я через неделю снова появился у гладковских дверей, моя пожелтевшая записка оставалась на том же месте. Я начал беспокоиться (честно признаюсь, не за судьбу автора - за судьбу сценария), стал узнавать подробности его личной жизни. Выяснилось, что у Александра Константиновича был многолетний роман с ленинградской актрисой Большого драматического театра Эммой Поповой. Я набрался нахальства и позвонил ей, незнакомой мне женщине. Я долго извинялся, прежде чем объяснил цель моего телефонного разговора. Однако в Ленинграде Гладкова не оказалось.
Шевкуненко не злорадствовал. Он только грустно качал головой: я, мол, предупреждал. Потом он сказал:
- Думаю, Гладков в течение нескольких месяцев не покажется. Если ты действительно хочешь ставить «Давным-давно», садись за сценарий сам.
Я еще предпринял кое-какие поисковые мероприятия, но Гладков исчез, растворился, как сквозь землю провалился».
Рязанов Э. А. Неподведённые итоги.
Что можно возразить э.Рязанову? С одной стороны известны стихи высокого уровня, принадлежащие Гладкову. С другой стороны, написать пьесу в стихах намного труднее, чем малую стихотворную форму. Некая легенда, что А. Гладков сидел в тюрьме в 1940м, возможно, также возник не на пустом месте. Ведь в 1948 Гладков был арестован за хранение антисоветской литературы. Что конкретно понималось под "антисоветской" понять сложно, но возможно, это были некие дореволюционные издания, вряд ли Гладков коллекционировал литературу, привезенную из-за рубежа. Есть и другое обстоятельство. в 1934-1937 годах он работал в Театре им. Вс. Мейерхольда. После ареста Мейерхольд в своих показаниях указал на большое количество знакомых, возможно, в их числе был и Гладков. Его могли арестовать, но позднее отпустить (время бериевской амнистии), тем более, если он соглсился быть сексотом НКВД. История запутанная. Кроме того, я выдвигал версию, что фамилия Ржевский была взята Гладковым из уголовных анекдотов про поручика Ржевского (известного афериста Н. Маклакова), а познакомится Гладков с ними мог только в тюрьме.
Так же сам А. Гладков пишет, что до войны к нему в руки попало несколько рукописей молодых авторов. Например, пьесу "Давным - давно" он писал на обратной стороне рукописи молодого писателя Петро Вершигоры, в последствии ставшим известным партизанским командиром. Так что некие неопубликованные рукописи у него имелись.

Это наш последний хит! Книги и наборы для изучения древнего мира " о том, что было давным-давно"
Древний мир разделен на 10 эпох: Каменный век, Эпоха Античности, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Америка,Средневековье, Древняя Русь,Месопотамия и Персия, Древний Египет, Новое время.
Библиотека подразумевает не только получение знаний о Древних эпохах, но и носит развлекательно-театральный характер, т.е с этими книгами можно бесконечно играть и устраивать разные театральные игры. Потому как это все 3д книги(окошки открываются. крепости и замки поднимаются, механизмы работают) Я сильно поражена такой необычностью. т.е мы не только прочитали, про рыцарей средневековья, но стали ими и даже поучаствовали в сражении.




Ну, теперь о комплектах, которые называются лаборатория развития способностей. У нас лингвистическая и лаборатория развития математических способностей. Эти наборы содержат все необходимое для полноценных занятий(задания, игры. сказки, ребусы, стихи и т.д) Там имеется книга со сценариями. Так их 100 штук на русском+ 10 сценариев на английском. + диск с музыкой по каждой эпохе.

Больше всего мне понравились сами сценарии, они уникальны и составлены очень удобно.(Например, когда мы знакомились с древней Америкой- мы искали потеряный город майя. По всей квартире лазали и выполняли разные задания. Нет каких-то занудных текстов, все весели, живо и подвижно.Сами Книги в лаборатории содержат весь дидактический материал: какие -то атрибуты прошлого. детали для создания полного образа индейца, первобытного человека или рыцаря.

Это новое пособие от умницы. А так как мы являемся преданными поклонниками всех методик этой компании, то и набор " О том, что было давным- давно " купили без колебания, ну немного подкопив денег.

Такого я не ожидала, настолько интересной древнюю историю я не представляла. Вот что мне понравилось: Библиотека академии - это набор из 10 книг описывающих 10 эпох: Каменный век, Эпоха Античности, Древний Китай, Древний Египет, Древняя Америка, Древняя Индия, Древняя Русь, Месопотамия и Персия, Средневековье, Новое время.


Библиотека подразумевает не только получение знаний о Древних эпохах, но и носит развлекательно-театральный характер, я имею ввиду, что с этими книгами можно бесконечно играть и устраивать разные театральные игры. Потому как это все 3д книги(окошки открываются. крепости и замки поднимаются, механизмы работают)




Я сильно поражена такой необычностью.

Ну, теперь о комплектах, которые называются лаборатория развития способностей. У нас лингвистическая и лаборатория развития математических способностей. Эти наборы содержат все необходимое ля полноценных занятий(задания, игры. сказки, ребусы, стихи и т.д) Там имеется книга со сценариями. Так их 100 штук на русском+ 10 сценариев на английском. + диск с музыкой по каждой эпохе.




Top