Начало реставрационных работ. Почему рпц строит новые храмы вместо спасения старых

06.03.2017

Какая главная проблема у батюшки, который реставрирует храм в глубинке? Где найти средства. Однако если ограничить все заботы поиском денег, восстановительные работы могут сделать состояние храма еще более плачевным, а то и вовсе превратить историческое здание в непонятный новодел. Да и при строительстве церкви встречается столько подводных камней, что порой это ставит в тупик не сведущего в архитектуре священника. Что это за подводные камни, как их обойти? Рассказывает архитектор-реставратор Андрей Сергеевич Тутунов.

Цементный ликбез

Так сложилась жизнь, что я в основном опекаю епархии, которые расположены далеко от Москвы, не самый ближний край. Есть четкая закономерность: чем дальше от столицы, тем больше произвола в вопросах реставрации.

Первое, против чего воюют все реставраторы: наши провинциальные батюшки предпочитают штукатурить храмы цементом. Однако это просто гибель для строения: оштукатуренный снаружи цементом храм простоит еще максимум 50 лет, потом он будет просто разваливаться в труху. Категорически нельзя использовать при реставрации чистый цемент. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что, например, выкладывается на цементном растворе часть храма, а через четыре-пять лет она просто вся отпадает, потому что у цемента нет связи с молекулами извести.

Необходим своего рода ликбез, минимальный набор правил для «выживания» храма при ведении реставрации. И первые из этих правил – нельзя использовать цемент на фасады, нельзя использовать цемент в кладке.

Кроме того, у нас батюшки очень любят ставить при ремонте в храме пластиковые окна. Делать это противопоказано, поскольку пластиковое окно работает как термос, и это губит храм. Переплеты окон должны быть только деревянные. Тут, кстати, есть маленькая ловушка: не слишком добросовестный подрядчик нередко говорит священнику, что рамы нужно обязательно делать из дуба. Это неправда. В императорской России, по нашему опыту, примерно 85-90% окон и дверей были изготовлены из сосны. Так что если вам говорят, что обязательно нужно делать только из дуба, что ничего другого нельзя, не верьте. Если у вас есть хорошая сосна и это дешевле, можете изготавливать из нее.

Еще одна регулярно встречающаяся ошибка. Когда батюшка получает храм, которому требуется ремонт или реставрация, он, пытаясь собственными силами сделать необходимые работы, прежде всего, начинает с выбрасывания остатков старой кровли, окон, дверей и так далее. Однако ничего выбрасывать нельзя – следует все аккуратно под навесом складывать. Особенно это относится к окнам, дверям и, если кровля была криволинейная, к криволинейным стропилам. Потому что в 95 процентах случаев это или тут же сжигается рядом с храмом, или вывозится на помойку, а потом реставратору или, если нет реставратора, самому батюшке приходится изобретать форму кровли храма.

Модные цвета

Следующая проблема – у нас обожают красить храмы в непонятные цвета. Еще государь император Александр I утвердил определенные цвета окраски фасадов зданий в Российской империи. При реставрации старинных храмов надо соблюдать эти правила, а не творить все, что угодно.

Кроме того, у нас обожают делать синие крыши. Говорю вам со всей ответственностью как реставратор: в императорской России все крыши были или зеленые, или красно-кирпичного цвета. Других цветов не было. Поэтому покрывать храм ярко-синей крышей – это грубейшее реставрационное нарушение, как и покраска в синий цвет всего храма. Между тем в одной из епархий мне довелось увидеть, что практически все храмы имеют этот «модный» цвет.

Также хотел бы остановиться на ошибке, которую можно встретить повсеместно, – покраске куполов в голубой цвет. Это, можно сказать, чисто советское явление. В императорской России не красили главы храмов в светло-голубой цвет никогда.

При реставрации церкви надо искать подлинные цвета, в которые она была окрашена изначально. Подскажу: их, скорее всего, можно найти в «складках» – скажем, под подоконником, в углах здания. И уже на основании полученных таким образом сведений можно будет принимать решение о выборе краски.

Продолжая «цветную» тему, можно упомянуть о стремлении некоторых батюшек покрывать деревянные рамы бесцветным или тонированным лаком. Это абсолютно неверно – переплеты окон и двери практически всегда красили в белый или светло-серый цвет.

Неправославный купол?

«Человеческий фактор», с которым приходится сталкиваться реставраторам: у нас среди провинциального духовенства господствует убеждение, что существует только одна правильная форма креста. Будь храм в стиле ампир или барокко – нет, все равно ставьте только восьмиконечный крест. Пытаешься доказать, что крест был другой формы, характерной, скажем, для ампира, но в ответ слышишь: «Нет, я не позволю, этот крест не православный». Однако Русская Православная Церковь признает любую форму креста равновеликой, поэтому, если архитектор-реставратор говорит, что нужно поставить четырехконечный, а не восьмиконечный крест, значит, нужно ставить именно такой.

Порой доходит до абсурда. Однажды ко мне приехала представительница одного из монастырей и сказала, что она хочет на храме «православную форму» главы. Вы когда-нибудь слышали о православной форме главы? Я никогда не слышал, честно говоря. Оказывается, имеется в виду купол в форме луковицы. Проект храма в этом монастыре утверждал митрополит Филарет Московский, вот теперь я на ампирный храм должен был поставить по пожеланию этой монахини луковичную главу в стиле XVII века?

Во всех этих вопросах, полагаю, важную роль могли бы играть епархиальные древлехранители.

Стандарты и большемеры

Закон о размерах кирпича был принят только в 1847 году, до этого каждый делал кирпич, какой хотел. Есть много храмов XVII-XVIII вв., стены которых сложены из так называемого большемерного кирпича. Для сравнения: толщина современного кирпича – 65 мм, у большемера этот параметр может составлять 85 мм. Меня батюшки регулярно спрашивают: «А можно, мы современными кирпичами заменим вот эти большемеры?» Отвечаю совершенно официально: нет, этого делать нельзя, это нарушение всех реставрационных норм, это нарушение конструктивной прочности и нарушение эстетики.

Да, если у вас храм построен из крупного кирпича, вам будет очень тяжело и дорого проводить реставрацию, потому что сейчас кирпичные заводы берут за одну штуку большемерного кирпича 100-110 рублей, иначе им невыгодно их изготавливать. Но если ваш храм сложен из большемера, к сожалению, деваться некуда, вам придется обращаться на завод и заказывать под реставрацию кирпичи нужной толщины.

Ловушки строительства

Немало проблем возникает и во время строительства новых храмов. Тут очень часто неопытные батюшки попадают в ловушку недобросовестных архитекторов. Какие это ловушки? Например, современные архитекторы очень часто, чтобы продать вам проект, показывают вид храма с высоты птичьего полета, потому что это очень красиво. Сразу же от этого отказывайтесь. Ни у кого из нас крыльев никогда не вырастет, мы все ходим по земле, поэтому, если они хотят дать чертеж, пусть дают вид снизу, а не сверху. Я уже шесть или семь раз встречался с ситуацией, когда батюшки приносят бумаги: «Вы посмотрите, как он красиво выглядит сверху». Спасибо, не надо, тем более, что благодаря современной компьютерной графике сейчас можно создать любую картинку. Чтобы «впихнуть» проект, недобросовестный архитектор создаст красивое изображение, рядом деревья, кусты, какую-нибудь решеточку, и все это в перспективе. А вы потребуйте от него, как было в XIX веке, просто три фасада: восточный, западный, и, скажем, южный. Ортогональные чертежи. И тогда вы сразу же увидите реальную картину, как будет ваш храм выглядеть, а не как он смотрится на красивой картинке.

Что еще можно сказать касательно новых храмов? В ста процентах случаев (я построил немного, всего лишь шесть храмов и пять часовен, но все-таки это уже определенный опыт) священник при заказе проекта завышает площадь, которая ему нужна. Батюшки очень слабо ориентируются в этом вопросе, поэтому говорят, например: «Мне нужен храм площадью четыреста квадратных метров». Я отвечаю: «А Вы знаете, что четыреста квадратных метров – это храм на тысячу человек?» и вижу удивленные глаза собеседника.

Необходимая площадь храма рассчитывается таким образом: на квадратный метр – три человека. Вы берете количество прихожан, которые будут собираться в церкви, делите это число на три, добавляете примерно 20% на амвон, подсвечники и аналои, считаете необходимую площадь алтаря и в общем итоге получаете ту площадь храма, которая вам нужна.

Обычная ошибка, допускаемая неверующими архитекторами, которые слабо себе представляют, как происходит церковная служба, состоит в неправильном определении размера алтаря. По моим расчетам, минимальная необходимая площадь – пять метров шириной, четыре метра глубиной. Это минимум, в котором священнику более-менее удобно служить. Меньше – это уже теснота.

Хотел бы предостеречь при строительстве новых храмов от экономии на электрооборудовании. К сожалению, стало общим местом посылать условного дядю Васю на ближайший рынок, там покупать какие-то провода, какие-то штепсели, какие-то розетки, а потом все это взрывается.

Крестильня: не все так просто

Строительство крестильни – такая, вроде бы, малая деталь при возведении храма, однако и тут немало подводных камней. Прежде всего, основная ошибка при строительстве современных крестилен – купель обязательно хотят сделать в форме креста. При этом нельзя забывать о травмобезопасности, чтобы, если человек упадет в купель, он не рассек себе лоб или висок об острый угол.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Еще в 2005 году Владимир Путин назвал сохранение культурного наследия страны важнейшим фактором развития и укрепления государства.

Спустя 12 лет слова президента ничуть не потеряли актуальности. Тысячи храмов, в том числе памятники истории и культуры федерального значения, готовы рухнуть. Некоторые уже обрушаются, пока вы читаете эту статью под сообщения СМИ об очередных народных волнениях при реализации программы строительства новых 200 храмов в столице.


О проведении программы консервации первым, еще в СССР, заговорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Парадоксально, но использование советской властью церквей под хозяйственные нужды помогло их во многом спасти. Лучшее состояние сегодня у тех, где были зернохранилища - так как там обеспечивались определенные условия, способствовавшие сохранению интерьеров.

Куда смотрит церковь

Процесс передачи РПЦ церковного имущества, изъятого государством в годы советской власти начался еще в 1991 году. Он проходил на фоне развала сельского хозяйства и вымирания села. С тех пор многие храмы стоят без крыш, с каждым годом разрушаясь все больше.

«До середины 80-х в РСФСР было всего два действующих мужских и ни одного женского монастыря, - говорит директор Центра „Сельская церковь“ Светлана Мельникова - поэтому с начала 90-х патриархия начала восстановление именно обителей. Это требовало огромных средств, и отдельные храмы в небольших городах, а тем более сельские церкви остались без внимания».

На просьбы жителей заняться их храмами, по словам собеседницы, слышались (и продолжают слышаться) оправдания - мол, в деревнях мало верующих, «неперспективный приход».

«Но сельская церковь могла бы служить и часовней, и использоваться, как в европейских странах делают с памятниками истории и культуры, в качестве субъектов туристической инфраструктуры региона, - замечает Мельникова. - Церковь всегда была духовным центром поселения, без нее традиционный уклад не сохранить и не восстановить».

Между тем на рубеже тысячелетий Московский патриархат обратился к президенту с жалобой: процесс передачи собственности церкви идет очень медленно, нужно повлиять.

Летом 2001 года вышло постановление правительства, работа пошла быстрее, однако не настолько, как хотелось бы иерархам.

Процесс активизировался к 2010 году, тогда РПЦ, как сообщал «Коммерсантъ » требовала передачи имущества уже и из музейных фондов, в Госдуму поступил соответствующий законопроект. По стране прошли акции протеста, в основном поддерживаемые интеллигенцией.

Хозяйственный вопрос

Со стороны государства передачей занимается Росимущество. За последнюю пятилетку Церковь получила порядка 300 объектов в половине регионов страны.

При этом из двух возможных форм - собственность и безвозмездное пользование, выбор РПЦ всегда в пользу последнего - в этом случае государство еще и выделяет деньги на содержание храмов.

В каждом регионе средней полосы до полутысячи погибающих храмов. Светлана Мельникова, которая занимается спасением сельских памятников архитектуры уже 27 лет, считает, что в этой трагической ситуации виновато современное лицемерие:

«Когда кивают на годы коммунизма - это понятно, был объявлен атеизм и поэтому одни храмы взрывали за ненадобностью, в других размещали нецерковные учреждения, - говорит общественница. - Сегодня же с экранов многое говорится о наследии, о необходимости его сохранения, а на практике практически ничего не делается для сохранения, может быть, самого важного класса памятников истории и культуры - сельских храмов».

Конечно, делать повсеместную реставрацию, которая стоит от ста миллионов рублей за объект ни бюджету РПЦ, ни даже бюджету страны не по силам. Для неискушенного такие суммы кажется невероятными:

«Правильная реставрация дорогая потому, что проводится с максимальным использованием материалов, из которых было построено здание - говорит архитектор Елена Тальская, возвращавшая к жизни одну из церквей в Калужской области. - Иначе это уже не реставрация, а скорее реконструкция».

Проблема же, по ее словам, в том, что «аутентичные» материалы всегда обходятся дороже, чем «стоковые», обычные из магазина - взять хотя бы кирпич, который столетия назад использовался других размеров, и который необходимо формовать на заказ.

«То же самое можно сказать о лепных элементах, и многом другом. Помимо этого, и сами работы по укреплению фундамента и стен, и необходимые для их проведения предварительные исследования обходятся недешево. Особенно в случаях, когда уже обрушилась крыша и несущие конструкции стали разрушаться, а таких объектов сегодня очень много», - комментирует Тальская.

Именно поэтому важно хотя бы спасти то, что осталось, законсервировать на будущее, до времени, когда «руки дойдут».

Низовое звено - сельские священники - своими силами пытаются находить деньги на спасение храмов. Зачастую к работам привлекается паства, и они проводятся без каких-либо консультаций. Порой это лишь вредит зданию, так как священник считает, что его знаний достаточно, и нанимает любых рабочих, лишь бы дешевле.

«Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви», - говорит председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин.

Положение самого батюшки при этом незавидное. Ему дается одна работающая церковь, и к ней приписывается пара-тройка не действующих, где он появляется в определенные дни, и должен о них заботиться.

Но где взять сельскому священнику пусть даже пару миллионов рублей, необходимых только на консервационные работы для одного храма?

Церковь в надежде на государство и социум

При этом новые церкви продолжат строиться. В Москве реализуется программа «200 храмов». В регионах не такими темпами, но тоже возводят - в центре Твери, в которой стоит несколько нуждающихся в реставрации закрытых храмов, строят еще один.

Новая церковь строится по идее на месте разрушенной. Но не на том самом месте, где когда-то стояла. «Линия улицы тогда проходила на пару десятков метров в стороне, соответственно церковь не загораживала фасад Путевого дворца, возведенного архитектором Никитиным. - отмечает тверской собкор „Ридуса“. - Новодел закрывает его чуть менее, чем полностью».

Кстати, о Твери. Как сообщает собкор «Ридуса», в 2016 году на привокзальной площади был открыт огромный собор, полностью закрывший фасад здания «нового» вокзала. «Специально заходил несколько раз в храм, прихожан ни разу не видел», - отмечает журналист.

Позиция самой Церкви такова - нужно строить храмы там, где есть паства, требующая окормления, это - по-евангельски - забота о верующих. А старыми храмами Церкви надо заниматься по возможности. И вообще - их должно приводить в порядок государство. В одном только Подмосковье стоят десятки прекрасных церквей - памятников архитектуры, которые епархия принимать отказывается, потому, что нет денег.

«По большому счету ответственность за состояние церковных зданий никоим образом не может быть возложена на Церковь, - выразил уверенность Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. - Сама Церковь взывает о помощи как со стороны государства, так и со стороны неправительственных организаций и отдельных благотворителей, поскольку видит в восстановлении храмов общенациональную задачу».

«Есть множество примеров, когда в регионах находились неравнодушные частные лица и коммерческие организации, которые на свои средства поддерживают церковные здания с целью возрождения в них религиозной жизни», - отметил Кипшидзе в беседе с «Ридусом».

С другой стороны, по свидетельству официального представителя РПЦ, «есть множество зданий религиозного назначения, которые расположены в крупных городах и пользуются интересом со стороны туристов, в том числе иностранных». Они, по его словам, «приносят значительный доход, он вполне может быть использован, чтобы восстанавливать те памятники культуры, которые находятся в неподобающем состоянии, в тех случаях, когда на это не хватает своих сил у местных епархий и приходов».

Куда смотрит государство

Раньше этим занималось именно оно. В 60-е годы прошлого века, несмотря на объявленный атеизм, министерство культуры СССР создало Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое провело паспортизацию всех памятников на территории Союза, в том числе и церквей, многие из которых начали реставрировать.

Очень быстро по количеству членов организация стала второй по численности после комсомола. Миллионы людей платили взносы, на которые было отреставрировано более трех тысяч памятников по всему СССР.


При обществе были созданы и развивались специализированные проектные организации и производственные мощности, работавшие на нужды реставраторов.

Располагалась организация в московском Высоко-Петровском монастыре, что позволило привести его в должный вид одним из первых. Позже были спасены от сноса и отреставрированы ансамбли Троице-Сергиевой лавры, Валаамского, Соловецкого, Иосифо-Волоколамского и монастырей Золотого кольца, Свято-Введенской Оптиной пустыни. Но главное, что было сделано обществом - реестр объектов. Все они были описаны, и на каждый был создан паспорт.

Но на сегодняшний день законодательство поменялось и старые документы стали неактуальны, а где-то и вовсе утрачены.

Сложилась парадоксальная ситуация - табличка на здании «Памятник архитектуры. Охраняется государством» больше ничего не значит.

Ведь если на памятник нет документации, непонятно, как и что оно может охранять.

За прошедшие 25 лет Министерство культуры не озаботилось этим вопросом, пока не «клюнул жареный петух». На запрос «Ридуса» там ответили, что работа ведется в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации от 05.01.2013 об обеспечении формирования Единого реестра до 2018 года.

«Главная проблема любого памятника - в его двойном статусе», - уверен Первый заместитель Председателя Центрального совета ВООПик Артем Демидов.

С одной стороны - это достояние государства и общества, с другой - объект недвижимого имущества, который должен использоваться, у которого должен быть владелец, обеспечивающий жизнедеятельность памятника и поддерживающий его сохранность.

«Именно поэтому так важно, чтобы все памятники были должным образом занесены в реестр, получили охранную документацию, а, значит, и однозначные и четко определенные требования к его содержанию», - поясняет Демидов.

Еще хуже, по его словам, обстоят дела с обеспеченностью объектов культурного наследия зонами охраны.

«Так, один из фундаментальных принципов охраны наследия, заложенный еще в „Венецианской хартии“, гласит, что любой памятник неотделим не только от истории, свидетелем которой он является, но и от окружающей среды, где он расположен, - приводит пример эксперт. - Это хорошо видно на примере знаменитой церкви Покрова на Нерли: пойменный луг, по которому к ней ведет дорога, является той самой охранной зоной, где запрещено строительство. Застрой его - и жемчужина древнерусского зодчества потеряла бы свое очарование, потерявшись за другими строениями».

Перераспределение ответственности

В 2008 году на государственном уровне появился тренд «делегирования полномочий», ударивший сразу по многим сферам: Минкульт отдал памятники федерального значения на содержание регионам. Это сопровождалось дотированием каждого из них довольно несерьезными суммами.

Задача по наполнению реестра тоже была передана в регионы. Таким образом, у министерства осталась лишь надзорная функция, которая, как можно судить по многим объектам, не выполняется.

«Было бы разумным вывести из-под юрисдикции Минкульта заботу о недвижимых памятниках культуры и реставрацию - у них своих забот хватает, - уверена Светлана Мельникова. - Эта же сфера не чисто гуманитарная - она требует участия архитекторов, строителей и других „технарей“. Нужна отдельная структура, в виде комитета, например, которая занималась бы только этим вопросом. А у Минкульта сегодня столько задач, что дай Бог справиться со всеми на должном уровне».

В 2016 году на реставрацию памятников было выделено 12,5 миллиардов рублей. Раньше почти все реставрационные тендеры министерства выигрывало 2−3 фирмы, пороги которых потом обивали многочисленные субподрядчики. Чем это закончилось - известно, замминистра Пирумов, кормившийся на этой стезе был арестован вместе с подельниками. Все они дали признательные показания и даже вернули бюджету часть денег, что, впрочем, не дало им возможности покинуть стены СИЗО.

Впрочем, со дня их ареста вся деятельность на объектах реставрации была остановлена, вплоть до заключения новых контрактов.


Правда, дело замминистра все же изменило порядок распределения средств из министерства. Вместо одной организации, занимавшейся этим, будет создано две.

Тяжесть ситуации подкрепляется и малым количеством специалистов на рынке. Например, в Москве всего один колледж, где готовят плотников-реставраторов, способных работать с деревянным зодчеством.

Да и с каменным не все так просто - по закону любые работы на памятнике архитектуры имеет право проводить только лицензированная фирма, в которой работают соответствующие специалисты.

Но на практике реализуется два варианта - либо аттестованные специалисты работают сразу в нескольких конторах, либо лицензии покупаются точно так же, как дипломы и любые иные документы - через интернет.

Соответствующие лицензии имеют более 4 тыс. реставрационных организаций при том, что аттестованных реставраторов, согласно реестру Минкульта, всего около 400 человек.

Возвращаясь же к храмам, на запрос «Ридуса», кроме прочего Минкульт ответил, что взаимодействие с РПЦ осуществляется в рамках специального меморандума, в котором прописано, что финансирование объектов религиозного назначения осуществляется с учетом мнения Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. То есть, Церковь сама запрашивает нужную по своему мнению сумму, а государство уже решает, сколько оно сможет выделить.

Как отмечено выше, эти деньги редко достигают даже храмов в небольших городах, а деревенские церкви продолжают медленно, но верно разрушаться. И если сегодня неважно кто - государство, РПЦ, или общество не найдут способ (читай - деньги) на программу консервации, очень скоро от них практически ничего не останется.

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

В свое время на территории бывшего СССР остались брошены на произвол судьбы тысячи церквей, храмов и монастырей, которые в лучшем случае использовали для текущих хозяйственных нужд. Стоит полагать, что такое отношение к сооружениям не способствовало их сохранности.

Многие объекты сегодня передаются Русской Православной Церкви, и большинство из них нуждаются в реставрации и восстановлении. Сразу отметим, если Вас интересует курс доллара , воспользуйтесь ссылкой на сайт http://allbanks.com.ua/banks.

Каждое здание уникально своей архитектурой и художественным замыслом. Реставрация храмов и церквей требует не только современных строительных материалов и технологий, это многоэтапный процесс. Рассмотрим его подробно. Прежде чем приступить к работам, необходимо выяснить, кому принадлежит здание церкви или храма юридически. Возможно, что сооружение до сих пор числится на балансе местного округа либо оно уже передано епархии.

Если церковь или храм, которому необходима реставрация, включен в "Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ", то проведение работ необходимо согласовать с Министерством культуры. Наиболее достоверную информацию вам предоставит благочинный округа, в котором территориально располагается церковь. Найти благочинного вам предстоит в любом случае, поскольку прежде чем начать работу, необходимо получить от него благословление. Контакты можно найти в интернете, либо спросить в любой действующей по соседству церкви.

Беседуя с благочинным вы можете задать все интересующие вас вопросы, кроме того он может помочь вам советом, подсказав как лучше действовать дальше. После того, как благочинный благословит реставрационную работу, необходимо будет собрать группу добровольцев, не менее чем их 20 человек (приход). Епархия не даст добро на реставрацию, пока не убедится что церковь или храм необходимы людям, и решение проводить восстановление сооружения не просто минутный благородный порыв.

Помогать могут не только местные жители, но и все желающие, главное, это реальное участие в жизни прихода и речь идет не о материальном вкладе, а именно об участии в жизни церкви. Официальная регистрация прихода - способна решить еще один немаловажный вопрос. Когда приход зарегистрируется, для него можно будет открыть счет, это практикуют многие банки Украины и России. Данный счет будет полезен для того чтобы была возможность получать благотворительные пожертвования.

Финансовый вопрос в данной теме самый трудный, по крайней мере, на начальных этапах. Можно попробовать привлечь к делу местную администрацию. Будьте готовы к тому, что реставрационные работы могут занять продолжительное время. Главным этапом восстановления является «консервация» сооружения. Необходимо остановить или, в крайнем случае, замедлить процессы разрушения и вывести здание из аварийного состояния.

Существуют специально созданные организации, которые занимаются восстановлением храмов, церквей и монастырей. Туда следует обратиться за помощью к профессиональным архитекторам и инженерам, которые посодействуют в проведении противоаварийных мероприятий и дадут консультацию по объему работ, который необходимо будет выполнить.

Важно довести информацию о проведении реставрации храма или церкви до всех местных жителей и жителей близлежащих населенных пунктов, чтобы привлечь как можно больше людей, желающих помочь. Как правило, на видном месте устанавливается небольшая доска объявлений либо стенд, на котором регулярно вывешивается информация о ходе проводимых работ и текущих мероприятиях. Так же на стенде можно поместить информацию о реставрируемом объекте, оставить адрес и контактные телефоны.

Необходимо показать людям, что дело движется, даже если реставрация проходит медленно. Такая доска объявлений может помочь в привлечении добровольцев и меценатов, поскольку возрождение храма или церкви - общее благородное дело.

Сохранение памятников исторического и культурного наследия является одной из ключевых проблем современного градостроительства. 18 апреля 1982 года Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) принял решение об учреждении ежегодного празднования Международного дня охраны культурного наследия. Этот день отмечается во всех странах мира для того, чтобы показать общественную значимость реставрации и реконструкции исторических зданий.

Основные виды реставрационных работ

Различают три вида строительно-реставрационных работ: реставрация, консервация и ремонт. Все они могут производиться только с разрешения и под контролем государственных органов охраны памятников.

Ремонт памятника — это совокупность мер, направленных на поддержание исторического здания, не затрагивая его основной структуры. Это такие обычные строительные меры, как смена и окраска кровель, возобновление покраски стен, возобновление штукатурки и др. Однако и при выполнении столь заурядных работ требуется предварительное изучение памятника с целью выявления наиболее ценных элементов, требующих особого внимания.

Под консервацией подразумевают мероприятия по сохранению исторического памятника. Различают два типа консервации. Когда сооружению угрожает скорое разрушение, необходимы срочные меры по его временной защите (установка подпорок, устройство навесов и т.д.) Особенно часто к такому типу консервации прибегали в послевоенные годы, когда объем поврежденных памятников был настолько велик, что не было возможности сразу приступить к реставрации. Другой тип консервации можно отнести к инженерной реставрации, при которой есть необходимость в укреплении фундамента и старых материалов, усилении основных несущих конструкций, мероприятиях по борьбе с влажностью, устранении деформаций и многое другое.

Наиболее сложным видом работ является реставрация исторических зданий, в частности, реставрация храмов и соборов, которая может включать в себя элементы ремонта и консервации. Существует как фрагментарная, так и целостная реставрация. При фрагментарной — признается ценность поздних наслоений, а восстановление ограничивается только теми элементами, форма которых документирована и не вызывает сомнений. Целостная — направлена на полное восстановление первоначального облика.

Этапы реставрации исторических зданий

Строительно-реставрационные работы предваряет обязательная исследовательская деятельность. Прежде всего, реставратору необходимо ознакомиться со всеми дошедшими до нас историческими данными о памятнике (письменные и изобразительные источники). Неотъемлемой и важной частью изучения старинного здания является его фиксация, которая проводится путем обмеров, фотографирования, словесного описания, зарисовок общего вида и деталей. Археологические раскопки дают возможность изучить культурный слой, который окружает и заполняет памятник старины. С целью восстановления хода предшествующих переделок и перестроек памятник подлежит раскрытию. Основной формой натурного исследования, которую включает реконструкция исторических зданий, является зондаж — ограниченное по площади раскрытие, которое в свою очередь подлежит обязательной фиксации. Удаляются поздние прикладки, облицовки, штукатурные и красочные слои, заслоняющие подлинную структуру сооружения. Проведенные лабораторные исследования помогут получить сведения о материалах, возрасте сооружения или его отдельных частей. Еще одной важной частью реставрационных работ является составление проекта, работа над которым не заканчивается даже после его утверждения, а дополняется и корректируется по мере раскрытия памятника. Проект реставрации храма или другого исторического здания включает в себя не только общий вид, который памятник должен получить по завершению строительно-реставрационных работ, но и характеризуются намечаемые работы. Далее начинается собственно процесс реставрации, на протяжении которого продолжается исследование памятника.

Реконструкция

Реконструкция — это воссоздание полностью или частично утраченных сооружений, основанное на исторических, литературных, графических, археологических и научных данных. Чаще всего реконструкция требуется для обретения цельности городского ансамбля (например, воссоздание колокольни на площади Св. Марка в Венеции или здания Манежа в Москве), для мемориальных задач (воссоздание Триумфальной арки О.И. Бове), для восстановления символа национальной духовной культуры (храм Христа Спасителя в Москве).

Реставрация и возрождение культовых памятников архитектуры

Драматический ход истории нашей страны в XX столетии придает вопросу о реставрации и возрождении культовых памятников особой значимости. Революционные преобразования нарушили преемственность традиций культуры и религии. С первых дней революции осуществлялись повсеместные погромы церквей и монастырей, которые были узаконены Декретом Совнаркома РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных общинах» (20 января 1918 года). Те храмы, которые не подвергались разрушению, освобождались от богослужений и передавались в ведомство различных учреждений. Многие церкви служили помещениями для складов и мастерских. И лишь небольшая часть культовых памятников была передана музеям. Начавшийся сравнительно недавно процесс возвращения культовых старых зданий религиозным общинам сопровождается большим объемом строительно-реставрационных работ. В наши дни возрождению и реставрации церквей, соборов, монастырей, без которых немыслим архитектурный облик городов России, уделяется повышенное внимание.

Реставрация светских памятников архитектуры

В сохранении исторически сложившейся архитектурно-пространственной среды города неоценимое значение имеет реставрация и реконструкция памятников гражданской архитектуры. Обладая художественной и исторической ценностью, они раскрывают культуру прошлых столетий, являются источниками неисчерпаемых знаний о жизни наших предшественников. Именно поэтому охрана подлинности, восстановление неповторимой индивидуальности светских памятников и старинных зданий имеют колоссальное значение для современного общества и остаются одними из первостепенных задач реставраторов.




Top