Национальные игрушки разных народов мира. Куклы народов разных стран презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Слайд 1

Игрушки народов мира

Слайд 2

Как только на земле первый мастер сотворил свою первую куклу, наша жизнь на протяжении многих тысячелетий неразрывно связана с этими таинственными и загадочными существами: куклы встречали человека при рождении и сопровождали его в загробный мир, куклы жили во дворцах и храмах, в залах знатных вельмож и в лачугах бедных крестьян. Куклам посвящено много песен и стихов, для них шили самые смелые наряды и доверяли самые сокровенные тайны. Кукла создана по образу и подобию человека. Еще в древнем Риме куклы использовались так же, как используются сейчас модные журналы - их посылали из столицы в провинцию, для того чтобы древние модницы были в курсе последних тенденций.

Слайд 3

Сейчас мы с вами не сможем ответить на вопрос, когда, в каком веке была создана первая кукла. Известно лишь, что самой старой фигуре из кости мамонта с подвижными конечностями, найденной в Чехословакии, 30-35 тысяч лет. В Египте, Греции, Италии и других странах на раскопках древних поселений находили кукол с шарнирами в суставах и настоящими волосами. По мнению исследователей, самые первые куклы имели самое непосредственное отношение к культу смерти. Кукла олицетворяла собой умершее тело, которое хоронили, уже после похорон реального покойника, считалось, что это не даст ему возможности вернуться из загробного мира и причинить вред живущим. Уже позднее во многих племенах появился обычай после смерти родственника изготавливать деревянную куклу, которая впоследствии становилась пристанищем души умершего, кукле преподносили дары, оберегали и поклонялись, ухаживая как за живым человеком. В некоторых африканских племенах эта традиция сохранилась и по сей день. Именно в Африке, дожили до наших дней отголоски древнеегипетского заупокойного культа. Африканцы свято верят, что куклы изготовленные особым образом, помогают душе в загробном мире.

Слайд 4

Богородская игрушка

Существует несколько легенд о появлении богородской игрушки. В одной говорится, что в деревеньке, расположенной недалеко от Сергиева Посада, крестьянка сделала для своих детей куклу из щепки. Когда кукла наскучила детям, отец отвез ее на ярмарку, где она приглянулась купцу. Купец попросил крестьянина сделать побольше таких игрушек. Так жители деревни Богородское занялись изготовлением деревянных игрушек. По другой легенде первым делать деревянные игрушки стал Сергей Радонежский, чтобы дарить их детям.Так или иначе, но на развитие народного промысла в селе Богородское большое влияние оказал Троице-Сергиев монастырь с развитым резным делом и налаженным сбытом деревянных игрушек.

Слайд 5

Кроме ярко расписанных статичных фигурок людей и животных богородцы научились делать динамичные фигурки. Это были и гарцующие гусары, щеголеватые офицеры, курочки, клюющие зернышки. Любили богородцы делать различных всадников – казаков, полководцев, охотников. Интересны фигурки простых солдат, бьющих в тарелки или весело стучащих на барабанах. Простые люди обычно изображались за работой – пряха пряла пряжу, сапожник тачал обувку, старик плел лапти.

Слайд 6

Любимым животным богородцев был медведь, принимающий деятельное участие в различных работах – он мог играть на музыкальных инструментах, гнуть дуги, ковать металл. Игрушка «Кузнецы», на которой медведь и мужик стучат молоточками, стала символом богородской игрушки. Некоторые игрушки имели и практическое значение – ими можно было щелкать орехи. Обычно это была фигурка барина или солдата, именно подобный щелкунчик стал прообразом героя знаменитой сказки Гофмана.Нехитрые приспособления, заставляющие игрушки двигаться, приводили в восторг не только детей, но и их родителей. Кроме пружинок делались игрушки на подвижных планках, скрепляемых гвоздиками. Стоит потянуть планки за концы, и увидишь как фигурки оживают – рыбак ловит рыбу, зайчата грызут морковку. Именно так сделаны знаменитые «Кузнецы».

Слайд 7

Ненецкие куклы

Куклам издавна придавалась связь с потусторонними силами, они обладали определенной энергетикой. У ненецких народов не принято рисовать куклам глаза, нос, уши, так как кукла не живая и ей нельзя видеть, иначе она может унести душу ребенка. Считалось, что, обретя людские черты, кукла может ожить и напугать малыша. Своей матерью-прародительницей ненецкие народы считали птицу, поэтому брали для изготовления кукол клюв птицы. Считалось, что так они ограждают своих детей от зла и различных напастей. Коми-пермяки делали кукол из травы и соломы, различных щепок. Интересны куклы, сделанные из лоскутков, без использования иголки и ниток. Такие игрушки тоже считались оберегом. В дело шли и полешки, которые оборачивали куском ткани или холста.

Слайд 8

У северных народов куклы были в чести, они проявили недюжинное творческое начало при их изготовлении. Ненецких девочек рано выдавали замуж. Считалось хорошим знаком, когда невеста приносила в дом мужа много кукол (случалось и до сотни штук) – это значило, что в семье будет много детей. Осенью делали кукол из мешочков, набитых зерном. Зимой дети играли такими куклами, а весной зерно шло на посев. Жила вера, что зерно, наполненное положительной детской энергетикой, даст хорошие всходы и большой урожай. Больным детям давали поиграть с куклами из чесаного льна. По поверьям болезнь уходила в лен, после чего куклу необходимо было сжечь. Любая игрушка, сделанная своими руками, наделяется энергетикой делающего его человека. Любящая мать, делая куклу, вкладывает в нее частичку своей души. Может быть, именно поэтому ненецкие куклы не только считались, но и были на самом деле оберегом для детей.

Слайд 9

Воздушные змеи

Воздушные змеи – древнейшее изобретение. Китайские рукописи рассказывают о воздушных змеях, выполненных в различных формах, раскрашенных яркими красками еще до нового летоисчисления. Воздушные змеи были не только в Китае, но и многих других восточных странах (Японии, Корее и других). Независимо от этих стран воздушные змеи появились в Греции в IV веке до нового летоисчисления. А в 906 году князь Олег использовал воздушные змеи при взятии Царьграда.

Слайд 11

История оловянного солдатика

Трудно сейчас представить, как действительно выглядел стойкий оловянный солдатик, герой сказки Андерсена, и какова история его появления. Но, однозначно – эта история уходит в древние века. В гробницах китайских императоров и египетских фараонов находили фигурки воинов. На шахматной доске и столе военачальника можно было также увидеть фигурку воина. В средние века, обучая юношей воинскому делу, использовались фигуры рыцарей с точным воспроизведением вооружения. С XIV века такие фигурки начали коллекционировать. Этим увлекалось большинство европейских монархов.

Слайд 12

В XVII веке стали выпускать фигурки двух типов, как игрушку и как наглядное пособие, использующееся при обучении принцев. Знаменитые королевские коллекции изготавливались чаще всего из серебра. Так, Мария Медичи подарила своему сыну, ставшему в скором времени Людовиком XIII, 300 серебряных солдатиков. Наполеон подарил сыну 120 фигурок корсиканских добровольцев, которые прославились в 1800 году в одной из битв. Для массового производства стали делать фигурки из олова. Одним из родоначальников оловянной военной миниатюры считается Эрнст Готфрид Хильперт, который в 70-х годах XVІІІ века наладил массовое производство оловянных фигурок. Фигурки имели реалистичные позы, детали были тщательно отработаны. Так и у простых людей появилось новое хобби. А французский мастер Люкот во второй половине XVIII века изготавливал объемных солдатиков из олова из нескольких деталей, благодаря чему можно было менять позы фигурок. В Париже в самом начале XIX века была создана фирма «CBJ», существующая по нынешний день и изготавливающая объемных солдатиков. Наполеоновские войны привели к расцвету выпуска оловянных солдатиков. Фигурки приобрели художественно-историческую точность. Копировались короли, знаменитые полководцы, подлинные мундиры различных армий.

Слайд 13

Эрнст Хайнрихссен в 1839 году выступил с инициативой о придании фигуркам единых размеров – пеший солдат составлял 32 мм, а конный – 44 мм, без головного убора. Именно таким и был знаменитый Андерсеновский оловянный солдатик. В середине прошлого века был утвержден новый международный стандарт – делать фигурки в масштабе 1:32 или 50-60 мм. Такой размер позволяет более точно воспроизвести мелкие детали обмундирования, вооружения, сохранить портретные черты известных исторических личностей.

Слайд 14

Фарфоровая кукла

Первые фарфоровые куклы появились в 19 веке. Причем использовании обожженный неглазированный фарфор, так как он больше всего похож на кожу человека. Производили фарфоровые куклы в Германии, Дании и Франции. В 1880 году появилась фарфоровая кукла-ребенок Bebe Jumeau, которая свела с ума всех детишек. Она была очень похожа на прелестную девчушку с огромными глазами и пухленькими ножками. Эта первая кукла-ребенок, за которым можно было ухаживать. До этого все куклы изображали только взрослых. Издавались даже специальные журналы, где печатались выкройки платьев для Bebe, ботиночек, шляп и сумочек и прочих аксессуаров. А позже эти куклы даже заговорили (в них был встроен специальный звуковой механизм).

Слайд 15

Немецкие фарфоровые куклы составили серьезную конкуренцию французским. Цена немецких кукол была намного ниже. К тому же немцы находили новые лица и характеры для своих подопечных. А в 1900-х годах немецкая компания Камер и Рейнхард стали выпускать так назывемых реалистичных кукол. Позже появились более дешевые и доступные тряпичные и пластмассовые куклы. Но им не удалось обойти по популярности и красоте, по реалистичности фарфоровых соперниц. Именно фарфоровые куклы будоражат воображение всех девочек: у них большие глаза, длинные пушистые ресницы, сказочные платья принцесс…

Слайд 16

Нингё – японские куклы

В Японии к куклам особое отношение. Если во всем мире они считаются детской забавой, то в Японии куклы никогда не были игрушками как таковыми, а имели особое религиозное и мистическое значение. Не случайно одно из названий Японии – «страна десяти тысяч кукол». Для жителей этого островного государства куклы всегда являлись талисманами приносящими удачу, красоту и здоровье. Поэтому кукла до сих пор считается одним из лучших подарков. Изготавливают японских кукол из различных материалов – дерева, бумаги, тканей, глины, даже из живых цветов. Каждый вид кукол предназначается для конкретного повода и имеет свое название. Мы расскажем о самым популярных и распространенных видах кукол.

Слайд 17

Хина-нингё – куклы, которые изготавливаются к особому празднику Хинамацури, который переводится как «праздник девочек». Эти куклы изображают представителей императорской семьи. Их изготавливают из дорогих материалов, поэтому они представляют собой большую ценность и обычно передаются по наследству из поколения в поколение. Есть древний японский обычай – делать в домах, где есть девочки, выставки богато одетых кукол, которые изображают жизнь императорского двора. Такая кукла считается одним из лучших подарков к рождению девочки. Ко Дню детей или дню мальчиков (по-японски, Танго но секу) тоже делают особых кукол – Муся-нингё или Гогацу-нингё. Эти куклы изображают самураев и различных исторических героев в доспехах. Госё-нингё – куклы-талисманы для дальней дороги. Они делаются обычно из дерева или глины и изображают детей. Хаката-нингё – авторские очень дорогие куклы, которые делаю из керамики-бисквит в единичном экземпляре. Кику-нингё – куклы почти ростом с человека, изготавливают их из свежих хризантем на каркасе из бамбука. Они служат для украшений осенних праздников и фестивалей. Ball-jointed dolls – современные японские куклы, которых изготавливают из похожего на фарфор пластика. Они полностью копируют живых людей, разве что не дышат. Нингё – эти уникальные творения мастеров из Японии могут очень многое рассказать своем народе, его особенностях, характере и истории и ответить на вопрос, почему же не только дети, но и взрослые жители Японии так любят играть в куклы.

Слайд 18

Удивительные нецке – игрушки, амулеты и произведения искусства

Когда и где появились первые нэцкэ – два вопроса, которые на протяжении нескольких десятков лет остаются самыми спорными и обсуждаемыми в среде любителей японского антиквариата. Самая распространенная версия, это что нэцкэ придумали в стране восходящего солнца в шестнадцатом веке. До конца периода Эдо (1615-1868) раковины, камни и кусочки дерева подходящего размера и формы с натуральными отверстиями, орехи, кусочки кости использовались наравне с нэцкэ, изготовленными профессиональными резчиками. Существовали и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Существует предположение, что первые нэцкэ киотских резчиков выглядели как фигурки пятнадцати и более сантиметров в длину. Их прототипом стали малайские вычурные рукоятки для ножей. Эти нэцкэ изображали сэннинов, повелителя демонов Сёки, богиню Кэннон, легендарных героев китайской мифологии. Нэцкэ такой формы со временем вышли из моды, вспомнили о них только во второй половине восемнадцатого века. Именно в этот период и возникает вторая волна увлечения нецке. В народе начинает бытовать поверье, что нецке приносит счастье и навсегда прогоняет из дома неудачу. Нецке начинают использоваться как амулеты, а из дерева, слоновой, или метала, создаются настоящие произведения искусства. Это и фигурки богов, фей, мудрецов, животных и птиц. Использование нецке начинает становиться более функциональным: при их помощи к поясу кимоно крепятся вещи первой необходимости, такие как кисет, трубка, ключи. Именно этой своей роли и обязаны нецке своим названием – нецуке, противовес, брелок.

Слайд 19

Со временем, нецке попадает в руки детям и становится излюбленной игрушкой, которую родители с удовольствием им подсовываю для игр, в надежде на то, что они принесут детям счастье и защитят их от невзгод и болезней. Детям специально дарят различные нецке – изображения Мудреца Дарума, который даровал силу духа, стойкость и мужество, Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство, а Эбису с волшебным карпом в руках – удачу (как трудно поймать голыми руками карпа, так же трудно достичь душевного покоя).Двойная же фигурка Дайкоку и Эбису – даровали счастье и удачу, идущие рука об руку. Шоусин, бог счастья, держал корень женьшеня (здоровье) и волшебный персик (долголетие). Хотэй – еще один бог счастья, веселья и общения – изображался по-разному, сидящим или стоящим, но всегда улыбающимся. Он выполнял заветное желание. Для этого следовало триста раз погладить его по животу, думая при этом о чем-то желанном. В дорогу детям с собой давали Футэна – дядюшку попутного ветра, приносящего удачу в пути. Он нес за спиной мешок и безмятежно улыбался… Сколько людей, столько и нецке – и каждый олицетворяет собой человеческие мечты о счастье, здоровье, любви и богатстве… Идут годы, а мои мудрецы не меняются, все также насмешливо и покровительственно взирают на наш мир, оберегая и делая его лучше. Вечные и неизменные, как океан, омывающий берега их родины, загадочной и непостижимой Японии.

Слайд 20

Индийские куклы

Человек - божественное творение, и ему не следует забывать об этом, когда он воспроизводит свой образ, даже если этот образ - всего лишь кукла. Но в Индии кукла никогда и не была просто игрушкой - чем-то прикладным, призванным лишь занять и развлечь ребенка. Будь то древняя статуэтка из долины Инда, или фигурка божества, которую родители делают для ребенка из лоскутков, чтобы постепенно ввести его в духовную традицию, - все это срез ведической культуры, все это живая традиция, в основе которой лежит все та же мысль: мир - это полотно, в котором нет случайных нитей, нет ненужных деталей. Оборвешь одну нить - и нарушишь гармонию мира.

Кукла махараджи. 1930-1940-е гг.

Слайд 21

Костюмы кукол - главный смысловой элемент - отличаются особой детальностью. Они не сделаны из обрезков, а сотканы специально для каждого персонажа и абсолютно пропорциональны фигуркам. Сари женщины из Гуджарата выполнено в технике узелковой росписи, на фигурке из Кашмира - мусульманский наряд из шерстяной ткани (не очень характерной для Индии), и миниатюрная кашмирская шаль. Костюмы - это традиционная одежда разных народов. Для исконных жителей Индии характерна несшитая одежда - сари, дхоти (мужская одежда из полосы ткани, особым образом драпируемая на ногах), дупатты (шарфы-накидки), покрывала, тюрбаны. Народностям, некогда пришедшим в Индию, привычнее носить курты (куртки), шальвары, чоли (короткие блузки), гхары (юбки).

Кукла из Раджастана. 1940-е гг.

Слайд 22

Мы можем назвать индийских кукол маленькими послами, произведениями искусства, этнографическими экспонатами, представителями ведической традиции Индии, но ни одно понятие не сможет охарактеризовать их в полной мере. Как любые послы, они представляют лишь небольшой срез находящейся за их плечами культуры. Как любые произведения искусства, они обращаются к сердцу зрителей, заставляя их задуматься о красоте мира. Как представители древнейшей традиции, они могут лишь намекнуть на скрытую за ней философию. И вместе с тем они продолжают быть загадкой. Мы называем их куклами, потому что не можем найти другого слова.

Куклы индийской пары в народной одежде

Слайд 23

Куклы из Раджастана, Индия

Кукла невесты из Пенджаба, Индия

Слайд 24

Кукла из кукурузы. Индейская кукурузная кукла

Традиция изготовления индейцами кукол из кукурузных листьев насчитывает почти 1000 лет. Наиболее известны такие куклы среди ирокезских племён. Ломкие высохшие листья размачивали в воде, после чего они становились мягкими, и из них плели фигурки человечков. Такие куклы делались как для девочек, так и для мальчиков. Изготовление различных вещей для кукол помогало детям освоить многие ремесла, необходимые во взрослой жизни. Куклам девочек делали колыбели, мотыги, посуду и другие необходимые для женских занятий вещи. Для кукол мальчиков полагалось оружие, вёсла, лодки и прочее снаряжение воинов и охотников. Все эти детали также изготавливали из кукурузных листьев, сплетая, скручивая и сшивая их.

Слайд 25

Самые первые кукурузные куклы были очень простыми – несколько пучков кукурузных листьев, связанных вместе. Позже, когда у индейцев стали появляться европейские товары – ткани, бисер, предметы европейской одежды, одежда кукол стала сложнее и разнообразнее, она всё более тщательно копировала одежду реальных людей. Отличительная черта кукурузных кукол – отсутствие у них лиц. Максимум, красноватый румянец на щеках, да и то крайне редко. Объясняет такой факт легенда.

Слайд 26

Много лет назад одна из Трёх Сестёр - Кукуруза, захотела сделать нечто особенное для людей, так высоко почитающих её и сестёр, Фасоль и Тыкву. Великий Дух благословил её, и она сделала из своих листьев маленькую куклу. Эта кукла должна была развлекать детей и помогать им. Кукла получилась очень красивой и с успехом выполняла свои обязанности. Люди были рады ей и часто говорили, какая она красивая. А однажды кукла увидела своё отражение в воде, и, позабыв про людей, долго восхищалась своей красотой. Тогда Великий Дух напомнил ей о том, для чего её создали, и кукла вернулась к детям, но не надолго. Кто-то снова напомнил ей, как она прекрасна, и кукла опять позабыла о детях. Она стала спесива и заносчива. И вновь Великий Дух напомнил красавице о её назначении, но она уже не слушала его, а только любовалась своим отражением в воде. Тогда Великий Дух послал гигантскую Сову, и та выхватила из воды отражение красавицы и унесла его. Снова и снова кукла смотрела в воду, но уже ничего не могла увидеть. Её прекрасное лицо исчезло. С тех пор кукла должна исполнять свое назначение - играть с детьми, и может быть, за это Великий Дух простит её и вернет ей лицо.

марина болдырева
Игрушки разных стран

2 слайд : Матрешка – деревянная расписная кукла. Токарь выточил необычную деревянную куклу, известный художник С. В. Малютин посмотрел на это чудо и «нарядил» куклу в русский сарафан с передником и яркий платочек. С тех пор и назвали ее Матреной, Матрешкой. Самое интересное – это ее секрет. Прячутся в матрешке сестрички – мал мала меньше. Думаешь, что держишь в руках одну, а оказывается, что их целых три или пять, а бывает еще семь и двенадцать.

3 слайд : Очень популярны в Норвегии игрушки тролли . Выбирать своего тролля нужно очень внимательно, он должен подать вам знак – подмигнуть.

4 слайд : Слон является символом Индии. Он олицетворяет благоразумие, мудрость и силу. Фигурки слонов, выполненные из различных материалов : из дерева и стекла, из керамики и глины, из пластмассы и даже слоновой кости, есть у каждого ребенка.

5 слайд : И сегодня в любом чешском городе можно увидеть у детей- двух пучеглазых, ушастеньких кукол с подвижными руками и ногами - лысенькую и с рыженьким хохолком.

6 слайд : Щелкунчик - деревянная кукла-карикатура

И в каждой семье есть свой заветный Щелкунчик. Одного из Щелкунчиков увидел замечательный сказочник Амадей Гофман. Фантазия Гофмана создала великолепную сказку, героем которой стал Щелкунчик.

7 слайд : Получается, все мы знаем сказочных персонажей Пиноккио и Буратино. Но мало кто знает, что у Пиноккио есть семейство. Его родовая фамилия - Криппа. Именно так называют в Италии деревянных кукол, сделанных из полена. А делаются они точно так, как описано в книжках про Пиноккио и Буратино. Из дерева вырезается туловище, а к нему приделывают на шарнирах руки и ноги, которые сгибаются во всех суставах. Вот и получаются такие подвижные, ловкие и проворные куклы, как сказочные деревянные человечки.

8 слайд : Петушок из Барселуша стал популярным символом Португалии. Этот мотив очень распространён в местных изделиях народных промыслов.

Один гончар развлечения ради вылепил из глины петуха – в память о том самом, жареном крикуне. Фигурка получилась так себе, но ярко раскрашенный он приобрел некий шарм. Таких же петушков захотели иметь односельчане, затем жители окрестных городов. А кончилось тем, что расписной петух стал символом Португалии.

9 слайд : Teddy-Bear - герой английских сказок и мультфильмов, самая известная игрушка в Англии , хотя родилась она в другой стране . У плюшевого мишки есть даже конкретный день рождения, в Великобритании его отмечают 27 октября.

10 слайд : Куклы изготавливаются из дерева, тканей, бумаги или глины, а раскрашиваются в красочные цвета при помощи ракушек, измельченных в порошок. Японская кукла-девочка из дерева, у которой отсутствуют руки и ноги, называется кокеши. Кокеши обычно имеют корпус цилиндрической формы и круглую голову. Корпус куклы расписан яркими красками и орнаментами из цветов, что символизирует удачу, счастье и любовь. Обязательно должны быть красный, черный, багряный и желтый цвета.

11 СЛАЙД : Далекарлийская лошадка очень любима в стране и является национальным символом Швеции. Традиционный цвет Далекарлийской лошадки яркий оранжево-красный, но они также могут быть натурального древесного цвета, белые, синие или черные.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Животные жарких стран» Животные жарких стран» в старшей группе для детей с ОНР. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,«Познавательное развитие»,.

Лепка и пластилинография развивают интерес детей к художественной деятельности, а также мелкую моторику пальцев рук, воспитывают умение.

Хочу предложить вашему вниманию работы моих детей, возраст их 4 года. Эти работы мы делали с ними для летней детской выставки. Цель.

Методы и приемы обучения физическим упражнениям на разных этапах обучения в разных возрастных группах Младший возраст Методы и приемы 1 этапа обучения Игровые приемы или показ образца движения. ,подражание конкретному образцу. Успех начального.

Презентация «Животные жарких стран» В данной презентации предоставлен материал о животных жарких стран. Презентация красочная информативная, интересная. Из презентации дети.

Наверное, сейчас достаточно сложно встретить человека, которого бы не привлекали куклы народов мира. Почему? Собственно говоря, причин для этого несколько.

Конечно же, в первую очередь хотелось бы подчеркнуть необычность и оригинальность данного вида игрушки. А вот в культурном плане ее роль вообще сложно переоценить. Согласитесь, коллекция кукол народов мира как нельзя лучше может познакомить школьников, да и взрослых людей, с обычаями, традициями и поверьями представителей абсолютно разных уголков нашей планеты. Может быть, как раз в этом и кроется секрет популярности? Попробуем разобраться вместе.

Какова же она - самая большая коллекция кукол народов мира?

Куклы в той или иной мере присутствуют в жизни каждого человека. Правда, происходит это чаще в детстве, и особенно у девочек. Так или иначе, не встретишь сейчас того, кто не сможет дать более или менее вразумительное определение этому понятию.

Некоторые взрослые также с ними не расстаются, ведь для нас, согласитесь, кукла может выполнять сразу несколько функций. Например, выступать в качестве частички детства, талисмана, дополнения к интерьеру или даже удивительного экземпляра заботливо собранной коллекции.

На сегодняшний день настоящими охотниками за подобными игрушками стали коллекционеры. Их интересуют редкие куклы в костюмах народов мира, они отслеживают выпуски новых моделей, скрупулёзно ухаживают за своими, уже найденными, образцами.

Ни для кого не секрет, что истинный коллекционер позволяет себе тратить внушительные деньги на приобретение все новых и новых вещей. Есть такие собрания кукол, которые вполне могут считаться настоящей исторической и культурной ценностью.

Самыми известными коллекционерами в Москве считаются Е. Лосева и Н. Бартраму. Их редкие куклы в костюмах народов мира стали основой для создания Московского Музея Игрушки. Также очень знаменита коллекция «Вахтановъ», которая состоит из современных художественных экземпляров.

Кроме этого, многие коллекционеры приобрели известность благодаря Барби, которые стали мега-популярными в 1990-х. Самое крупное собрание таких утонченных девушек с шикарными волосами принадлежит Леониду Celluloid Boy.

Нельзя не отметить, что коллекция Барби в Германии, принадлежащая Б. Дорфман, на сегодняшний день насчитывает 6025 моделей, 4000 собрано И. Рибель в Голландии, а вот в Великобритании самое крупное собрание принадлежит Т. Матиа.

Кроме современных экземпляров, коллекционеры собирают и другие виды. Например, обладательницей и автором крупнейшей подборки ценных удивительно похожих на известных людей, является художник О. Пауэлл. Т. Финнангер из Норвегии прославилась благодаря созданию тильд. А страшные куклы-монстры uglies принесли всемирную популярность своим проектировщикам Д. Хорвату и С. Киму.

Как и когда возникли первые игрушки такого плана

Куклы разных народов имеют очень длинную и насыщенную историю. Как известно, еще древние люди давали своим деткам поиграть, правда, не кукол в современном понимании этого слова, а разные камушки и деревяшки. А вот дети персов и индейских племен уже имели самых настоящих фей, колдуний и волшебниц, сделанных из дерева или ткани с прорисованными глазами.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что в древние времена некоторые куклы народов мира, фото которых сейчас можно встретить практически в каждой энциклопедии, были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, и играть с ними малышам строго запрещалось.

Первые детские куклы были найдены в Египте. Их возраст составляет примерно 4500 лет. Они украшались бусинами, имели настоящие волосы и двигающиеся руки и ноги.

В Древней Греции и Риме огромной популярностью у мальчишек пользовалась игрушка в виде с фигурками солдат внутри. Изделия создавались из глины и воска и ярко окрашивались.

В античность эти фигурки уже начали изготавливать из дорогих материалов, и среди них самой дорогой считалась та, что была сделана из слоновой кости.

Куклы народов России чаще всего отождествляются с игрушками, выполненными из тряпок или соломы.

Кукольный театр на улицах города

Этот необычный род представлений берет свое начало еще от языческих обрядов, применявшихся для поклонения богам. Изначально он присутствовал в виде коротких фарсовых миниатюр со скверными высказываниями в сторону высших особ в Древнем Египте в XVI в. до н. э., и в Древнем Риме - во ІІ в. до н. э.

Чуть позже, начиная приблизительно с XI в. н. э., в Европе, в католических церквях, прихожане с особым рвением стали устраивать евангельские инсценировки с главным персонажем в виде девы Марии. Правда, нельзя не отметить, что эти сценки вызывали огромное неодобрение у местных властей и находились под строжайшим запретом.

В конце XVI в. на площадях и ярмарках создался образ глупого, непристойного, но смелого, простодушного, ловкого и сметливого обжоры и увальня по имени Пульчинелла, с которого и началась эра европейских кукол.

В Англии, кстати, таким героем стал плут и драчун Патч, вечно ссорящийся с женой. Во Франции излюбленным персонажем был горбун и задира Полишинель, совсем не умеющий хранить секреты. В Германии - вульгарный простак Касперль с грубыми шутками. В Чехии любимейшим героем считался добродушный балагур и шутник Кашпарек, известный своим крепким словцом.

Отметим, что такие персонажи присутствовали практически у всех народов. Например, Дания часто ассоциируется с Местером Якелем, Нидерланды - с Яном Клаассеном, Греция - с Фазулисом и т. д.

А вот в России особую популярность и любовь приобрёл шут и драчун Петрушка.

Особенности японских игрушек

Куклы народов мира даже представить себе невозможно без японской Кокэси.

Первоначально она не имела конечностей и внешне очень напоминала русскую матрешку. Таких куколок изготавливали из вишни, кизила и клена, а потом, уже вручную, расписывали цветочными и растительными мотивами.

Сначала Кокэси использовали шаманы для совершения ритуальных обрядов и поминок. Однако со временем их начали давать детям и делать из дерева, лоскутов и бумаги.

В XX в. появились так называемые больших размеров, напоминающие гейш, с вышитым вручную кимоно. Они щедро украшались золотой нитью и драгоценными камнями.

Культура эскимосов и ненцев. Кукла народов Севера

Ненцы и эскимосы очень долго использовали различного рода статуэтки для связи с потусторонними силами. Эти игрушки были без глаз, ушей, рта и носа.

Считалось, что куклы народов мира такого типа обладали особой энергетикой, и, имея прорисованное лицо, могли оживать и пугать маленьких детей. Семьи северных народов обладали большим количеством кукол, и приданое молоденьких девушек обязательно насчитывало не один десяток таких изделий.

Для сохранения культуры позже им сделали лицо и одеяние в виде

Славянские экземпляры

У славян куклы изготавливались буквально из всего. В случае необходимости в ход шли солома, глина, зола, лоскуты и древесная кора… Люди считали эти фигурки оберегами.

Например, славяне верили, что игрушка, сделанная изо льна, отгонит от ребенка все болезни, а «десятиручка» принесет в семью счастье и благополучие, достаток придет с «крупеничкой», наполненной зерном. Кстати, разное зерно имело свое значение: рис - праздник, гречка - богатство, перловка - сытость, овес - сила.

Популярностью пользовались и “стригушки”, сделанные из пучка стриженой травы, а девочки постарше любили играть куклами из лоскутов.

Куклы народов Африки

В Африке куклы в костюмах народов мира, в данном случае африканского континента, передавались из поколения в поколение. Они вручную создавались из травы или вырезались из дерева. Потом изделия украшались красочными нарядами, бусами и браслетами.

В основном африканские куклы были одеты в традиционные наряды и изображали взрослых замужних женщин. А вот шаманы для своих обрядов отдельно изготавливали специальные ритуальные статуэтки.

Русская матрешка

Матрешка считается русской национальной расписной куклой нашей страны. Далеко не всем известно о том, что она берет свое начало в Китае, а вот в России их стали делать после того, как в конце XIX в. в Москву А. Мамонтова привезла фигурку японского старичка, которая раскрывалась.

В середине первой находилась такая же статуэтка, только меньших размеров, а за ней еще и еще. Фигурки раскрывались до той поры, пока на дне последней не обнаруживалась самая крохотная.

Русские мастера создали и разрисовали игрушку, состоящую из восьми фигурок. Все они изображали женщину, а на самой маленькой нарисовали младенца. Назвали игрушку Матрешкой в честь наипопулярнейшего тогда в Москве имени - Матрена.

Красотка прошлого века: кукла Барби

Кукла по имени Барби - это, пожалуй, предмет вожделения всех без исключения девочек и самая знаменитая в мире кукла. Вряд ли кто-то станет отрицать тот факт, что эта привлекательная модница поистине стала эталоном женской красоты.

Создала этот шедевр Рут Хэндлер. А дело было так. В 40-х годах ХХ в. пока еще никому не известная женщина совместно с мужем открыла компанию, специализирующуюся на изготовлении картинных рам. По ходу производства оставалось много деревянных отходов, из которых Рут придумала делать маленькую деревянную мебель для кукол.

После поездки 1956 г. в Швейцарию, в которой Рут увидела куклу Лилит - блондинку с вызывающими формами и модным гардеробом, она решила и сама создать образ, который стал бы для девочек осуществлением мечты о взрослой жизни. Рут сделала из вульгарной Лилит, авторские права на которую она, кстати, выкупила, положительную и всеми любимую красавицу. Имя свое кукла получила в честь дочери изобретательницы - Барбары. Первые наряды Барби шились у Диор и Живанши. В 1958 году Барби была запатентована. К слову, Кена придумали и назвали в честь сына изобретательницы - Кеннета.

Сейчас кукла Барби входит в первую десятку самых продаваемых товаров мира.

Современные куклы-тильды

Такую милую игрушку придумала норвежская художница Т. Финнангер. Тильда - это некий предмет, выполненный из ткани в виде куклы, зверька или какого-то предмета. Первую тильду художница создала в 1999 году, когда ей было 25 лет.

Сейчас продаются брендовые материалы и аксессуары для уюта с одноименным названием, а их создательница дает советы по устройству женского мира вокруг своего детища.

У данного есть несколько особенностей: они всегда пухленькие, с мягкими и плавными силуэтами, лица и мордашки тильд очень условны, и все они между собой похожи узнаваемой цветовой гаммой с насыщенными и спокойными оттенками. Тильды-куклы в костюмах народов мира в последнее время стали встречаться все чаще и чаще.

1 из 26

Презентация - Игрушки народов мира

Текст этой презентации

Тема: Игрушки народов мира
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания Из каких частей состоит декоративно-прикладное искусство? Назвать виды декоративно-прикладного искусства. Что называется орнаментом? Какие существуют виды орнамента? Какие формы орнамента вы знаете? Анализ орнаментов, выполненных дома.

Игрушки народов мира отражают своеобразие национальных традиций разных цивилизаций и эпох. Уже в Древней Греции и Риме новорожденному малышу дарили погремушку. Игрушки в Древнем Египте появились в 3-ем тыс. до н.э., то есть 5000 лет назад.

Во время раскопок древнеримского города Помпеи было обнаружено множество погремушек разных видов: трещетки, кретала, систра.
Древние погремушки, найденные во время раскопок древнеримского города Помпеи.

Интересная игрушка – изображающая месиль-щика теста, который приводится в движение с помощью веревочки и двигается вверх-вниз.
Игрушка Древнего Египта на шарнирах
Из Древнего Египта пришли игрушки с механизмом движения – «крокодил» и «тигр». У этих игрушек открывалась пасть, когда ребенок дергал за встроенную проволоку.
Игрушка Древнего Египта с движущейся челюстью

До нас дошли египетские куклы, которым около 4 тысяч лет. Они, конечно, были примитивны. Но куклы эти были связаны не с детским миром, а с культом загробной жизни.
Куклы Древнего Египта разных видов

Много кукол оставили Греция и Рим времен Античности, ведь там куклы были не только игровыми, но и приносились в дар богиням Артемиде и Венере девушками в канун свадьбы.
Тряпичная кукла Древнего Рима. IV-III вв. до н.э. Высота 19 см
Экспозиция древнеримских игрушек

Куклы-марионетки были упомянуты еще в рукописях Платона, где он сравнивал кукол с человеком, а нити – с челове-ческими страстями, которые приводят людей в движение.
Мексиканская марионетка
Фрагмент представления театра низовых кукол (кукол-марионеток)

В Японии существуют праздники для мальчиков и девочек, где они получают много разных подарков и игрушек. Многие японские традиционные куклы связаны с праздниками и обычаями народа.
Японские праздники и игрушки

Хинамацури – фестиваль кукол и праздник девочек
Хинамацури – один из главных праздников в Японии (3 марта). В этот день семьи с дочерями выставляют на обозрение особых кукол, называемых хина нингё, установленных на многоярусной подставке хинакадзари. Хинакадзари обычно имеет три, пять или семь ярусов, покрыта тканью красного цвета.
Семиярусная подставка хинакадзари с коллекцией кукол хина нингё

Девочки надевают нарядные кимоно с цветочным рисунком, ходят в гости, дарят друг другу подарки, едят сладости. Во время праздника девочки должны соблю-дать правила хорошего тона, продемонст-рировать перед гостями, что они хорошо воспитаны и владеют правилами этикета.

Размещение кукол 1 ярус – Император и Императрица. Самые дорогие и красивые куклы в коллекции, по обеим сторонам ставят фонарики. 2 ярус – три куклы прид-ворных дам, держащих принадлежности для разливания сакэ. 3 ярус – пять музыкантов, играющих старинную японскую музыку. 4 ярус – два министра. 5 ярус – чиновники, телохранители, слуги. 6 и 7 ярусы – игрушечная мебель, инструменты, шкатулки и т.д.
1-2 ярусы
2-7 ярусы

История этого праздника насчитывает более тысячи лет. В древности в «третий день третьей луны» или «день змеи» японцы совершали обряд, спуская по реке особых бумажных кукол. Эти куклы, плывущие в маленьких плетёных корзинках, уносили с собой все болезни и несчастья, вместе со злыми духами, которые их вызывали.
Куклы, спускаемые по реке в плетеных корзинках

Этот древний обряд, который совершали женщины и девушки, сохранился лишь в немногих местах. Ритуал постепенно объединился с популярным детским развлечением. Постепенно набирая популярность, со второй четверти XVIII века Хинамацури стал национальным праздником и получил повсеместное распространение.

«Танго-но сэкку» - Праздник первого дня лошади (5 мая). Это название было выбрано, т.к. лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество. В танго-но сэкку принимают участие мальчики до 15 лет.
Танго-но сэкку – первый день лошади, праздник мальчиков

Истоки праздника относятся к первым векам нашей эры, он был обрядовым действом, связанным с наступлением весны. Это праздничная церемония с Императором в главной роль, который собирал вместе с придвор-ными лекарственные травы. Крестьяне в эти дни выставлял на полях яркие флаги и пугала для защиты от насекомых. Постепенно флаги и пугала стали воспринимать как обереги и детей, теперь их уже хранили дома.

В эпоху Хэйан танго-но сэкку приоб-ретает характер военно-спортивного праздника – устраивались соревнования по стрельбе из лука, борьбе сумо, сражения на мечах, конные состязания.
В период Эдо праздник стал более пышным и торжественным, его начали отмечать во всех слоях общества. В домах устраивали выставки и выставляли миниатюрные доспехи и фигурки воинов в богатых одеждах. Все куклы имеют свое лицо, характер, историю.

Сейчас распространен обычай вывешивать в Праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов – кои-нобори. Карп считается жизнестойкой рыбой. Китайская легенда гласит, что когда карп поднялся по реке против сильного течения и преодолел водопад «драконовый во-доворот», то превратился в дракона и поднялся на небо.
Кои-нобори

Поэтому «кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Длина карпов зависит от возраста детей, самый большой символизирует главу семьи.
Кои-нобори (сверху ягурума, потом чёрный, красный и маленький карпы, которые символизируют отца, мать и сына соответственно).

По вечерам мальчики с родителями собираются у стенда, рассматривают кукол, держат в руках доспехи, слушают историю персонажа. Праздник остался неизменным почти до сих пор, хоть и празд-нуется как День детей, предпоч-тение отдается мальчикам
В эти дни в домах готовится и специальная еда, в каждое блюдо входит рис, являсь магическим средством обеспечения здоровья детям и продолжения рода.
Касива-моти

Традиционные игрушки Японии
В культуре Япониии грушки заняли видное место. Их использовали в ритуалах, они стали частью многих праздников и вошли в систему благопожелательных символов. К числу "игрушечных" визитных карточек Японии в первую очередь принадлежат Кокэси и Дарума.

Кокэси - народная игрушка, из цилиндрического туловища и отдельно прикрепленной головки. Высота от нескольк-их сантиметров до метра. Изготавливать ее стали с XVII в. В городе Наруго ежегодно с 7 по 9 сентября проводится Фестиваль кокэси. Кокэси стали одним из символов жизнестойкости национальной традиционной культуры.
Кокэси

Дарума – кукла, изображающая буддийское божество. У него отсутствуют руки и ноги, напоминает русскую куклу-неваляшку. В новогодние дни каждая семья в Японии стре-мится обзавестись фигуркой божества. Он становится «ангелом-хранителем» приютившей его семьи.

Манэкинэко – «кошка, призывающая счастье», ставшая устойчивым символом удачи и процветания. Имеются четыре значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и монета. Манэкинэко превратилась в симпатичную игрушку-символ. Дети видят в ней просто забавное существо, а взрослые рассчитывают на ее помощь в процветании, прибылях и удаче.

Закрепление материала Когда появились игрушки в Древнем Египте? Какие игрушки пришли из Древнего Рима? Какое значение играли куклы в Античности? Что такое Хинамацури? Как он празднуется? Как называется праздник мальчиков в Японии? Назовите японские национальные игрушки.

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. http://www.worldmusiccenter.ru/den-malchikov-tango-sekku Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%86%D1%83%D1%80%D0%B8 http://www.jtheatre.info/traditsionny-e-igrushki-yaponii/

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Когда появились игрушки? Можно смело предположить, что возраст игрушки совпадает с возрастом человечества. Дети играют везде и всегда. В культуре каждого народа игрушка занимает своё, и очень важное место. И во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Существуют несколько точек зрения о возникновении игрушек игру породил труд; в древности труд и сам в себе нёс элементы игры; игрушки являлись отображением быта, окружающего ребенка, и позволяли детям через игру подражать взрослым; игрушка - отвлеченный от игры предмет, - зарождение искусства; изначально игрушки имели культовое значение или являлись воплощениями мифологических персонажей или олицетворяли силы природы.

игрушки изначально были многозначными и несли в себе целый ряд самых различных аспектов. Насколько многообразны версии о происхождении игрушек, настолько многообразны и виды игрушек, распространенных по всему миру. При этом большинство из них встречается в том или ином виде в самых разных уголках мира: погремушки, свистульки, куклы, фигурки животных или людей, волчки, обручи, палочки, кости… Первые упоминания об игрушках находятся в древних книгах памятниках письменности Античного мира. Изображения игрушек встречаются на древних сосудах и фресках. Но самые лучшие свидетельства - это сами игрушки найденные в разные времена археологами. Изготовление коня было одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции.

Во что играли в Древнем Египте Большое разнообразие игрушек было обнаружено при раскопках Древнего Египта. Там были найдены не только простейшие фигурки, но и игрушки с несложными механизмами движения. Сравнительно позднее в игрушке возник образ коня. О существовании колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны коникаталки, сделанные в V в. до н. э.

Археология об игрушках Археологические работы по всему миру привнесли немало удивительных открытий в историю возникновения игрушки. К сожалению, часто игрушки делали из материалов, которые подвержены быстрому разрушению и плохо сохраняются. Но и те находки, которые попались в руки ученых, свидетельствуют о том, что игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Немало интересного встретим мы, изучая игрушку - неотъемлемую часть древнего мира, выступающей своеобразной иллюстрацией эпохи.

Кто изобрел игрушку? «Возможно, первые игрушки нашим далеким предкам дарила сама природа: ракушки, камни, листья и цветы, кости животных или причудливые древесные сучья. Однако об этом можно только догадываться. По аналогии с современностью можно предположить и то, что любой предмет самого серьезного назначения в быту взрослых, попадая в руки ребенка, становился игрушкой. А быть может, первые "настоящие" игрушки стали делать для себя сами дети, а потом взрослые, наблюдая за детьми, поняли необходимость игрушек и стали изготавливать их специально. Археологи нашли только те из игрушек, что не поддались разрушительному действию времени. К тому же таких находок очень мало, чтобы строить версию совершенно достоверную. Происходили смены цивилизаций, умирали одни и рождались новые. Изменялись дети, и изменялись взрослые. Изменялись игрушки. Но есть среди них общие для всей истории человечества.

Погремушка, мяч, волчок и кукла Эти игрушки возникли во времена человеческого детства. Пройдя сквозь многогранный калейдоскоп нравов, укладов, привычек, вкусов, религий, они живут и сейчас. Однако при всем их удивительном сходстве есть не менее удивительное глубокое различие в содержании игры с этими игрушками у разных народов, » - - писала Галина Дайн, научный сотрудник Загорского музея игрушки. Журнал «Вокруг света» , ноябрь, 1971.

Детская современного дошкольника …заполнена игрушками, которые не могли существовать в первобытном обществе и игровое употребление которых недоступно для ребенка древнего общества. Можно ли представить себе среди игрушек ребенка этого общества автомобили, поезда, самолеты, луноходы, спутники, строительные материалы, пистолеты, наборы деталей для конструирования. Характер игрушек ребенка на протяжении человеческой истории игрушки в ее причинной обусловленности историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

Разнообразны ли современные игрушки? Пестрое разнообразие современных игрушек сводится лишь к полутора десяткам игрушечных типов. Истоки большинства из них - в глубоких пластах человеческой культуры. Таковы игрушки-каталки, неваляшки, волчки, звуковые игрушки (свистульки, пищалки, погремушки, пищалки), игрушки-сюрпризы, головоломки, игрушки с примитивным механическим движением, игрушки на ловкость и, конечно, древнейшие образные игрушки в виде людей, зверей и птиц. Они издавна сопровождали человека, защищали, развлекали и обучали его, помогая постичь окружающий мир. И не удивительно, что игрушки эволюционировали вместе с человеком, не только совершенствуя свои формы, но и меняя функции. Начиная с рубежа XIX-XX столетий специалисты переосмыслили творческий потенциал детской игры не только как развлечения, но и как способа постижения мира. И игрушке, как средству (или цели?) игры, стало отводиться очень важное место.

Традиционная игрушка Простота форм, гениальная по своей выразительности, присущая традиционной игрушке - продукту народных промыслов, привлекла внимание профессионалов, занимавшихся на рубеже XIX-XX веков оформлением детского игрового мира. Это был период культурного кризиса. В это время зародилось реформаторское художественнопедагогическое движение, которое своими идеями активизировало интерес к народным корням. С конца ХIХ века она погибала в непосильной конкуренции с дешевой промышленной продукцией. С последней трети XIX века по всей Европе открывались музеи игрушек. В начале XX века в Лондоне, Париже, Санкт. Петербурге, Нюрнберге и других крупных городах Европы один за другим проходили интернациональные конкурсы и выставки для художников и ремесленников, занимавшихся изготовлением игрушек.

Над образами игрушек в поисках современных форм через возращение к "народности" трудились мастера по всей Европе Новая эстетика создавалась через отказ от натуралистического оформления игрушки. Художники стремились к созданию игрушки, которую отличали подчеркнутая образность, стилизация и упрощение естественных форм до характерного точно найденного силуэта, полагая особенно эффективными принципы удачного соединения современной эстетики и рациональных методов изготовления. Этому способствовало и влияние новых педагогических теорий, доказывающих, что игрушка для маленьких детей не может быть сложной и слишком реалистической.

Игрушка XX века соединила в себе элементы художественного ремесла, декоративно-прикладного искусства и зарождающегося дизайна. Реформаторское движение начала XX века оставило после себя новые педагогические представления, в первую очередь именно об игрушках, которые в основных своих тезисах актуальны по сей день. Именно благодаря движению художественного воспитания мир игрушек впервые за всю свою историю привлек к себе столько мастеров и специалистов из всех областей науки и искусства, стремящихся улучшить и украсить детский мир, противостоять "промышленным дешевкам", сделать современную игрушку соответствующей тем важнейшим функциям, которые она призвана играть в жизни маленького человека, в его воспитании и освоении им окружающего мира. Изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята.

Жизнь игрушки в наши дни В настоящее время все обозначенные вопросы относительно "игрушечного мира" по-прежнему остаются актуальными. Специалисты и мастера во всем мире уделяют много внимания изучению истории игрушки, её влиянии на ребенка, эстетическим и познавательным её свойствам. Однако, не смотря на вновь возрождающийся интерес и большое внимание к традиционным игрушкам в наше время, многие народные промыслы в России, специализирующиеся на игрушках, переживают трудные времена или находятся в упадочном состоянии.

Свистульки История глиняной свистульки началась более пяти тысяч лет назад. В древности они имели сакральное значение, заключали в себе четыре элемента Творения. Гончар смешивал две стихии – Землю и Воду, чтобы получить материал для изготовления свистульки. Затем уже готовое изделие он обжигал Огнем, а чтобы извлечь из него мелодичный звук, нужна еще одна стихия – воздух. Первоначально свистульки были предметом культа и средством коммуникации, издавая один или несколько звуков, позднее превратились в игрушки и забавы, но многие люди и сейчас верят что, что свист отпугивает злые силы. Свистульки настолько популярны, что в Европе до сих пор проходят свистулечные фестивали. В Италии и Испании это - целая традиция. В России такие фестивали, к сожалению исчезли в конце 19 века. С точки зрения полезности свистулек для ребенка, то помимо того, что они дарят веселое настроение, они «имеют целью до некоторой степени развить напряжение легких» - писал врач-педиатр и педагог Е. А. Покровский в своей работе «Физическое воспитание детей у разных народов» в 1895 году.

Типы свистулек сосудообразные (распространены на всех континентах) фигуры со свистком, который находится не в самом сосуде, а в его подставке (Португалия, Испания, Майорка, Мексика) водяные свистульки- «соловьи» , конструкция которых остается неизменной при всем разнообразии форм по всему миру (Болгария, Румыния, Чехия, Финляндия, Латвия и др.) глиняные музыкальные инструменты - окарины (распространены на всех континентах)

Окарины в виде птиц. Перу На рисунке - традиционный для культуры Инков геометрический узор. Инкам религия не запрещала изображать людей. Часто видеть насекомых, зверей, особенно изображения птиц, к которым у перуанцев явно неравнодушное отношение. Многие имена и названия городов включают слово Уаман, что значит сокол - стремительная птица, предмет восхищения. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Окарины в виде дудки. Перу Простые геометрические формы на узорах могли быть зачатками так и не успевшей появиться у древних инков письменности (к приходу испанцев все записи велись в виде узелков на нитках). С другой стороны, все исследователи отмечают логическую простоту и стройность языка кечуа - стремление упорядочить и упростить необъяснимый хаос мира, полного враждебных духов, находило удовлетворение в правильности узора. В отличие от обыкновенных дудок имеет дырочки не только сверху, но и на нераскрашенном брюшке. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Окарины в виде дудки. Перу Рисунки на этих окаринах очень древние. Круглые окарину имеют рисунки народа Наска. В Наска использовались одиннадцать различных цветов, каждый рисунок Наска - это проблема, любопытная головоломка. Более овальные окарины имеют узоры народа Инка. Размер окарины 8 см, шесть дырочек сверху, три снизу. Полутона извлекают, частично прикрывая игровые отверстия. Фотография с сайта http: //www. rustoys. ru

Многоствольная тростниковая флейта (флейта Пана) Такие дудочки были в очень многих культурах. Это и греческий Сиринкс, и европейский Панфлет, и украинская свирель. На Руси такая флейта называлась кугиклы (кувиклы, цевница). Из тростника, дудника, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину, вырезались трубочки разной длины, их держали в руках и свистели в каждую поочередно.

Праздничная филимоновская свистулька В деревне Филимоново Тульской губернии занимались производством глиняной посуды. А свистулька - праздничная игрушка, и делали их весной, перед Пасхой, когда справлялся праздник весны, и раскрашивались они очень ярко. Большинство филимоновских свистулек имеет комический сюжет, например, наездник может ехать верхом не только на коне, но и на птичке или даже на поросенке. И, конечно, любимые котики, козлики, зайчики, барашки, коники, петушки. . .

Вологодская гуделка из бересты Звук гуделки напоминает крик молодого бычка весной. А это всего-то лишь береста свернутая в трубочку и связанная цветной ниткой. Бывало, так он грянет, Так свиснет высоко - В деревнях репа вянет И киснет молоко. А если в чистом поле Засвищет до зари, Повалятся со свистом С коней богатыри! Андрей Усачев

Проверим себя? Когда возникли первые игрушки? Кто, предположительно, их изобрел? Для чего нужны игрушки (мнение ученых)? Какими игрушками играли в Древней Греции? Где придумали игровые кости? Какие музыкальные инструменты – тоже игрушки? Назовите два русских народных промысла, где изготавливаются игрушки из природных материалов




Top