Национальные истоки творчества м де фалья. Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Мануэль де Фалья – один из тех испанских композиторов, чья музыка известна далеко за пределами Испании. Не чуждаясь тех новшеств, которые принесла в музыкальное искусство первая половина ХХ столетия, он всегда сохранял приверженность национальным истокам.

Родина Мануэля де Фальи – город Кадикс, что расположен в Андалусии. Его мать – каталонка по происхождению – была пианисткой, именно у нее он начал обучаться музыке, и весьма успешно: еще в детские годы Мануэль впервые выступил публично, исполнив совместно с матерью «Семь слов Спасителя на кресте» Йозефа Гайдна в переложении для фортепиано в четыре руки. В юности он интересовался журналистикой и литературой, основал литературный журнал, но любовь к музыке все-таки была сильнее. Он брал уроки фортепианной игры, гармонии и контрапункта, а затем поступил в консерваторию в Мадриде. Его наставниками были пианист Хосе Траго и композитор Фелипе Педрель. В области фортепианной игры Мануэль демонстрировал блестящие результаты, заслужил две премии, но сочинение музыки привлекало его в большей степени. Камерные сочинения, созданные им в студенческие годы, с успехом исполнялись.

В начале 1900-х гг. де Фалья давал уроки фортепианной игры, чтобы материально поддержать семью и накопить денег на поездку в Париж, где он хотел продолжить учебу. С этой же целью он обратился к жанру сарсуэлы – традиционной испанской музыкальной комедии, но успеха не достиг: из двух созданных им сарсуэл лишь одна была поставлена, да и та успеха не имела. Более успешной оказалась попытка создания национальной испанской оперы: написанная им в 1904 г. опера «Короткая жизнь» удостоилась премии на конкурсе, объявленном испанской Академией изящных искусств. В этой опере проявилось влияние итальянского веризма, но, в то же время, в ней есть нечто от «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера. Испанский танец, звучащий во втором акте, стал самым популярным творением де Фальи (во многом благодаря скрипичной транскрипции Фрица Крейслера).

Во французскую столицу де Фалья отправился в 1907 г. Здесь он познакомился с Морисом Равелем, Полем Дюка, Клодом Дебюсси, а также с соотечественником – Исааком Альбенисом. По рекомендации последнего один из парижских издателей опубликовал два произведения де Фальи: романсы на стихи Теофиля Готье и фортепианные «Испанские пьесы». Немало ценных советов получил Мануэль от Поля Дюка (тот еще не преподавал в консерватории, но многие композиторы – и де Фалья в том числе – консультировались у него частным образом). Под его влиянием композитор переработал оперу «Короткая жизнь», в 1913 г. она была поставлена в Ницце и в Париже, а в последующие годы исполнялась и в других странах (в частности, в 1928 г. она была поставлена в Москве под заглавием «Мгновение жизни»).

В 1914 г. начало Первой мировой войны вынудило композитора возвратиться на родину, и уже там он завершил три крупных сочинения, к работе над которыми приступил еще в Париже. Среди них – два балета, «Любовь-чародейка» и «Треуголка», их создание во многом было связано с впечатлениями от выступлений труппы Сергея Павловича Дягилева. Испанского балета как такового еще не существовало, но до его появления оставался один шаг, учитывая, какую значительную роль играл танец в испанской опере (в той же «Короткой жизни»).

Балет «Любовь-чародейка» написан для небольшого оркестрового состава, но музыка очень красочна. Сюжет его сочетает романтичность и комедийность, а в партитуру введены вокальные номера. Балет впервые был поставлен в 1915 г. в Мадриде, и в том же году композитор завершил другое крупное сочинение – «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром.

Балет «Треуголка», основанный на романе д’Аларкона, насыщен юмором, в нем проявилось доскональное знание композитором особенностей испанского песенного и танцевального фольклора. Особую свежесть придает музыке балета активное использование несимметричных размеров – пятидольных, семидольных. В музыкальную ткань балета органично вплетены вокальные эпизоды, связанные с народными традициями музицирования в Испании – такова, например, вокальная мелодия, исполняемая за сценой в первой картине без инструментального аккомпанемента, но сопровождаемая хлопками и возгласами хора «Ole!». Премьера «Треуголки» с участием Тамары Карсавиной состоялась в 1919 г. в Лондоне.

С 1922 г. де Фалья жил в Гренаде, но поддерживал связи с Францией. В Париже состоялась премьера его камерной оперы «Театр мастера Педро» по одному из эпизодов «Дон-Кихота» (особенность оперы заключается в том, что из всех действующих лиц лишь трое наделены вокальными партиями, остальные персонажи – мимические). В 1926 г. был завершен Концерт для клавичембало, посвященный исполнительнице на этом инструменте Ванде Ландовской, в нем проявились черты неоклассицизма. После создания Концерта де Фалья отошел от активной творческой деятельности, а в 1933 г., переживая душевный кризис, поселился на Майорке. Здесь была написана «Баллада о Майорке», а также Пьеса памяти Дюка.

С 1939 г. композитор уединенно жил в Аргентине. Мануэль де Фалья ушел из жизни в 1946 г., его последним сочинением стала вокальная поэма «Атлантида».

Копирование запрещено.

МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ

(Manuel de Falla)

Его по праву можно назвать одним из крупнейших испанских композиторов XX века. В 1905 году он получил премию Академии Изящных искусств за знаменитую оперу "La vida breve" ("Жизнь коротка" ). С 1907 по 1914 г. композитор жил и работал в Париже. Де Фалья дружил с Клодом Дебюсси (1862-1918). В 1914 году де Фалья вернулся в Испанию, где написал свои самые значительные сочинения: Кукольная опера "Балаганчик маэстро Педро" (1923), балеты "Любовь-волшебница" (1915) и "Треуголка" (1919), сюита ("симфонические впечатления") "Ночи в садах Испании" для фортепиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, и др. В 1939 году эмигрировал в Аргентину.

Пьеса Мануэля де Фальи для гитары "Памяти Дебюсси" ("Homenaje" Le Tombeau de Debussy ) была впервые издана во французском музыкальном журнале Revue Musicale . Композитор написал это сочинение для Анри Прюньера (1886-1942), возродившего журнал. Прюньер обратился к де Фалье через год после смерти Дебюсси с просьбой написать для журнала статью памяти великого французского импрессиониста. Де Фалья решил, что для журнала необходимо написать пьесу для гитары, и в декабре 1920 года вышел новый номер журнала Revue Musicale , целиком посвящённый памяти Клода Дебюсси, и содержащий помимо пьесы де Фальи ещё 8 произведений, написанных такими композиторами, как Морис Равель (1875-1937), Игорь Стравинский (1882-1971), Бела Барток (1881-1945) и др.

Написав "Homenaje" , де Фалья тем самым помимо просьбы Прюньера и дани памяти своего друга ещё исполнил и просьбу известного испанского гитариста Мигеля Льобета. Льобет, лучший ученик Франсиско Тарреги, несколько лет просил де Фалью сочинить для гитары. Интересно, что в своё время гитарист отговаривал писать для гитары Мориса Равеля и Клода Дебюсси, возможно полагая, что гитарная музыка лучше может получиться у испанцев...

Дебюсси и сам хотел написать что-нибудь для гитары, но не решался и даже предлагал это сделать де Фалье. И вот, после смерти друга, испанский композитор, помнивший, как сильно вдохновляла Дебюсси гитара, посвящает ему свою гитарную пьесу.

Де Фалья предполагал продолжить сочинять для гитары вплоть до концерта для гитары с оркестром. Однако эти планы так и не осуществились и "Памяти Дебюсси" осталась единственной написанной для гитары пьесой Мануэля де Фальи.

Это небольшое сочинение, которое представляет собой траурное шествие в ритме хабанеры. В самом конце пьесы де Фалья приводит короткую цитату из "Вечера в Гренаде" ("La Soiree dans Grenade") – второй пьесы известнейшего фортепианного цикла Клода Дебюсси "Эстампы" ("Estampes" ).


ФАЛЬЯ Мануэль де (Manuel de Falla) (1876 – 1946), крупнейший испанский композитор ХХ века, пианист. Мануэль Мария де Фалья-и-Матеу родился 23 ноября 1876 года в городе-порте Кадисе на самом юге Испании. В восемь лет начал заниматься музыкой с матерью – талантливой пианисткой, по теоретическим пред-метам с А. Одеро и Э. Броком. Музыкальное образование Мануэль завершил в Мадриде у известного педагога – пианиста Х. Траго и выдающегося композитора Ф. Педреля. Творчество Мануэля де Фальи – вершина испанского музыкального Возрождения конца XIX – начала XX века – Ренасимьенто, первые классические образцы которого принадлежат И. Альбенису и Э. Гранадосу. В 1904 году завоевал первую премию на конкурсе пианистов. В 1905-07 годах жил в Мадриде, где получил первую премию Академии изящных искусств за оперу "Короткая жизнь» (1905; известную в России под названием «Девушка из предместья»). С 1907 по 1914 г. работал в Париже, где познакомился с И. Альбенисом, встречался с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем. Под влиянием их музыки написаны, в частности, «Ночи в садах Испании». Мастерство достигло расцвета после возвращения в Испанию из Парижа (1914). Кукольная опера «Балаганчик маэстро Педро» (1923), балеты «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919), сюита («симфони-ческие впечатления») «Ночи в садах Испании» для форте-пиано с оркестром (1915), пьесы для фортепиано, гитары и другие сочинения. Многие произведения, написанные для других инструментов, транскрибированы для гитары и занимают одно из ведущих мест в репертуаре классических гитаристов. По инициативе Мануэля де Фальи в Мадриде в 1915 году возникло Национальное музыкальное общество, целью которого была пропаганда лучших произведений испанской и зарубежной музыки. Автор статей о музыке и музыкантах. В последние годы жизни писал мало, особенно после переселения в Аргентину (1939 г.). Умер Мануэль де Фалья 14 ноября 1946 года.

"Хотя Мануэль де Фалья и написал лишь одно сочинение для гитары – "Дань почтения Клоду Дебюсси" (1920), но тем не менее все его творчество связано с этим инструментом. В оперу "Короткая жизнь" Фалья вводит народного певца, которому аккомпанирует гитарист. В оркестровке балета "Любовь-колдунья" и симфонической сюите для фортепиано с оркестром "Ночи в садах Испании" он мастерски воссоздает гармонические эффекты и красочную палитру гитары." (М. Вайсборд)

Г. Карпусенко

МАНУЭЛЬ ДЕ ФАЛЬЯ
Жизнь и творчество

В каком бы жанре ни писал испанский
композитор: для фортепиано или скрипки,
в его сердце всегда звучит гитара.

Последние десятилетия прошлого века были ознаменованы в Испании подъемом во всех областях культурной жизни. Это движение, получившее название "Ренасимьенто" (воз-рождение), вывело музыку Испании на мировую арену главным образом благодаря творчеству знаменитых композиторов – Альбениса, Гранадоса и Мануэля де Фальи.

Мануэль де Фалья родился в Кадисе 25 ноября 1876 г. Большую роль в формировании музыканта сыграли домаш-ние впечатления – музицирование деда и матери, которая была хорошей пианисткой, песни няни. Он рано познако-мился с зарубежным искусством. В музыкальных салонах Кадиса исполнялась самая различная музыка, итальянские оперы Беллини и Доницетти. Его первой учительницей была мать. В девятилетнем возрасте Фалья участвовал как хорист в исполнении оратории Гайдна "Семь слов", высту-пал в качестве пианиста в различных концертах, увлекался театром, изучал и самостоятельно анализировал разнооб-разные произведения, разыгрывал дома пьесы собствен-ного сочинения. В двадцатилетнем возрасте он переехал в Мадрид, где брал уроки фортепианной игры у профессора Траго. Мануэля отличала высокая требовательность к себе, трудолюбие и настойчивость.

Его первые пьесы: Вальс-каприс для фортепиано, "Испан-ская серенада" для скрипки и фортепиано. Проявляя инте-рес к национальному искусству, в течении семи лет (1897-1904 гг.) он написал музыку 5 сарсуэл. Большое влияние на молодого композитора оказало знакомство с Ф. Педрелем, в лице которого он нашел мудрого наставника. В 1904 г. Фалья одержал две блистательные победы: его опера "Короткая жизнь" получила первую премию на конкурсе, организован-ном Академией изящных искусств, а затем первый приз, выступая в качестве пианиста.

Годы учения закончились, и в 1907 году композитор прибыл в Париж, где получил место пианиста и руководителя оркестра маленького театра. В Париже Мануэль де Фалья провел семь лет, изучая новую французскую музыку. Здесь он знакомится с известными музыкантами: П. Дюка, Р. Виньесом, М. Равелем, И. Альбенисом, Дебюсси, И. Стравинским, С. Дягилевым.

Он сочиняет, выступает с концертами. В 1911 году он совершает концертную поездку в Англию, где играет свои "Испанские пьесы", посвященные И. Альбенису. В этом произведении для фортепиано выступают национальные черты, возникают отголоски танцевальных наигрышей стиля фламенко и песенного напева, близкого по характеру канте хондо, свидетельствующие о влиянии искусства блиста-тельных гитаристов, которыми славится родной край Фальи. "Четыре испанские пьесы" были начаты в Испании, а закончены уже в Париже и это сказалось на характере музыки: в ней есть та элегантность и законченность, которые появились под влиянием общения с французскими друзьями.

В 1914 году перед отъездом из Парижа был написан замечательный цикл "Семь испанских песен" для голоса и фортепиано. Это небольшая, тщательно подобранная антология испанской народной музыки, свидетельствующая о глубоком проникновении автора в сущность народного творчества. "Семь испанских песен" – одно из известнейших произведений Фальи, где в выборе песен автор руковод-ствовался желанием показать многообразие родного фольк-лора. Голос и фортепиано слиты в них в нерасторжимом единстве, что позволяет причислить обработки Фальи к лучшим произведениям этого жанра. "Семь испанских песен" – это "Мавританская шаль", "Сегидилья мурсиана", "Астуриана", "Хота", "Колыбельная", "Кансьон" и "Поло" – неистово страстная мелодия, где чисто гитарный эффект звуков хорошо передан средствами фортепиано.

В Париже Фалья работал интенсивно, но произведения его были немногочисленны – он долго вынашивал замыслы и тщательно шлифовал все детали своих работ. Данью увлечения французской поэзией, творчеством Дебюсси, Равеля стали "Три мелодии" на слова Т. Готье. Это песни – "Голубки", "Китайское", "Сегидилья", в которых главную роль играет ритмический элемент танца, сопровождающий капризный и строгий напев сегидильи с ее типичными оборотами и выкриками. Вслед за этими песнями Фалья приступил к работе над "Ноктюрнами" ("Ночи в садах Испании"). Работа была закончена уже по возвращении композитора на родину осенью 1914 года. Здесь же была завершена работа над балетом "Любовь-волшебница", в котором нашли отражение легенды андалусских цыган. Премьера балета состоялась 15 апреля 1915 года в Мадридском театре "Лара". Балет "Любовь-волшебница" – шаг вперед в творческой разработке андалусского фольклора. Наиболее интересными номерами балета являются "Танец страха" и "Танец огня", а также три песни, в которых отчетливо слышится интонация канте хондо. В музыке балета преобладает романтическая пылкость. Партитура балета напоминает концертную сюиту, что открыло ей впоследствии путь на эстраду. Впервые это произошло в концертах Национального общества музыки, основанного в Мадриде Мануэлем де Фалья совместно с Адольфо Саласаром. Красота мелодического материала, богатство ритмов, яркость и колоритность оркестровки отличают музыку балета, в которой лирическая страстность и нежность сочетаются с темпераментом и фантастикой. Фалья дает в партитуре подзаголовок – "Симфонические впечатления для фортепиано с оркестром", точно определяя жанр и характер произведения. Композитор живописует род-ную южную страну, любуясь богатством ее красок и образов. По тонкости рисунка, мастерству использования инструментов это одна из лучших партитур композитора. Музыка "Ночей в садах Испании" соткана из народных интонаций и ритмов. Она подтвердила стремление Фальи к жанровому разнообразию – он ставил своей целью обогаще-ние родной музыки во всех формах и решал эту задачу настойчиво и планомерно, с неизменной требовательностью к своему труду.

В 1919 году была написана фантазия "Бетика", ставшая последним произведением для фортепиано. Бетика – название римской провинции в южной Испании. Инструмен-тальные истоки фантазии ведут к технике андалусийской гитары. Сущность музыкального развития напоминает импровизации гитаристов, где страстность и неожиданность контрастов подчиняются четкой ритмике. В стихию гитарных наигрышей вплетаются напевы канте хондо, все сливается во вдохновенном музыкальном апофеозе Андалусии. Фантазия "Бетика" – произведение, примечательное по мастерству композиторской работы, умению строить боль-шие эпизоды на развитии немногих лаконичных элементов. В наследии Фальи "Бетика" осталась самым крупным его произведением для фортепиано и последним обращением к андалусийскому фольклору. Фантазия, посвященная А. Рубинштейну, была впервые исполнена в Нью-Йорке. 7 апреля 1919 г. на сцене Мадридского театра "Эслава" была поставлена пантомима М. де Фальи "Коррехидор и Мельничиха", затем в результате пересмотра партитуры пантомимы появился двухактный балет "Треуголка". Премьера балета состоялась в Лондонском театре "Альгамбра" 22 июля 1919 г. и прошла с большим успехом. Музыка балета сверкает блестками народного юмора и привлекает богатством композиторской фантазии. Фалья свободно пользуется различными техническими средст-вами и приемами. Так, подчас он почти точно воспроизво-дит гитарные наигрыши. В "Треуголке" Фалья решительно выходит из образной сферы своего первого балета, переключаясь из области легенд в атмосферу жизни испанской провинции. Музыка балета тесно связана со сценическим действием, в ней много иллюстративных эпизодов. Партитура "Треуголки" состоит из двух частей: первая почти ничем не отличается от пантомимы "Коррехидор и Мельничиха", вторая написана позднее для дягилевского спектакля. В освоении технических приемов Фалья стремился идти в ногу со временем, не забывая о заветах Педреля и оставаясь всегда испанским мастером, одаренным чувством живого восприятия требований жизни и отвечающим на них в духе собственной индивидуальности.

Появление "Треуголки" в репертуаре балетной труппы Дягилева явилось новым подтверждением артистической репутации Фальи, свидетельствовало о росте внимания к нему во всем мире, а вместе с тем о международном признании достижений новой испанской музыки. Работой над "Треуголкой" закончился мадридский период его жизни, оказавшийся чрезвычайно плодотворным.

В 1919 г. Фалья переехал в Гранаду, где жил в атмосфере народной музыки. Одним из близких друзей композитора стал в эти годы поэт Гарсиа Лорка, человек высокой музыкальной одаренности. В его доме часто устраивались спектакли, в подготовке которых участвовал Фалья. Гарсия Лорка говорил: "Мануэль де Фалья – мой учитель. Он не только большой музыкант – он святой. Он преподал мне великий урок скромности". В 1922 г. в Гранаде прошел конкурс народных певцов и гитаристов канте хондо, инициа-торами которого были М. де Фалья, Гарсиа Лорка, Андрес Сеговия. Целью конкурса было привлечение внимания общественности к самобытному искусству, сильно потес-ненному к тому времени эстрадой, поддержка его талант-ливых представителей и, в конечном счете, сохранение драгоценного национального наследия.

Организация конкурса требовала большой подготови-тельной работы, проводившейся и в самой Гранаде и в ее окрестностях – повсюду разыскивались певцы, владеющие канте хондо, не затронутые эстрадными влияниями. Усилия увенчались успехом, удалось провести великолепный праздник народного искусства. К конкурсу было приурочено издание работы М. де Фальи "Канте хондо – старинный андалусский стиль пения и его влияние на музыкальное искусство Европы". Один из ее разделов посвящен гитаре. М. де Фалья различал мавританскую и кастильскую гитару. Исполнители на первой играют "щипком, зацепляя струны", в то время как на второй играют приемом расгеадо (удар кончиками пальцев по струнам), которого и сейчас придерживаются в народе. Фалья был страстным апологе-том гитары и придавал большое значение разработке ее характерных приемов в музыке испанских композиторов. Единственное сочинение М. де Фальи для гитары – пьеса "Памяти Клода Дебюсси" – дань памяти другу и великому композитору. Выбор инструмента объяснялся просьбой каталонского гитариста Мигеля Льобета написать для него концертную пьесу. Его призыв нашел отклик у Фальи, всегда живо интересовавшегося гитарой, изучавшего школы игры на ней, консультирующегося с исполнителями. Пьеса "Памяти Клода Дебюсси" была исполнена в Париже знаменитым гитаристом Эмилио Пухолем, вошла в репертуар Андреса Сеговии.

Крупным артистическим начинанием Фальи было создание в Гранаде симфонического оркестра Бетика, целью которого стало распространение классической музыки. Концертами дирижировал Фалья. Оркестр Бетика одним из первых возродил в стране культуру камерно-оркестрового исполни-тельства. Деятельность оркестра продолжалась долгие годы, способствуя музыкальному просвещению народных масс.

В Гранаде Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса "Психея", концерт для клавесина, сыгранный впер-вые в Барселоне в 1926 г., сонет Кордове для голоса и арфы (1927 г.). Здесь же появились замыслы одного из самых крупных произведений Фальи "Атлантида", которое так и осталось незаконченным. Первые годы жизни в Гранаде явились также воплощением замыслов новых произведений. Так появился "Балаганчик мастера Педро" по роману Сервантеса "Дон-Кихот". Его концертная премьера состоя-лась 28 марта в Севилье, и в последующие годы он неоднократно исполнялся во многих городах с постоянным успехом. "Балаганчик" стал последним произведением Фальи для музыкального театра. Символично, что сочиняя музыку для театра марионеток, Фалья обратился не к его традиционным сюжетам, а к великому наследию Серван-теса, ввел в действие самого рыцаря Печального образа. Об этом произведении, самобытном по стилю и форме, прекрасно сказал Ф. Пуленк: "Балаганчик" мне всегда пред-ставляется явлением музыкального искусства, подобным шедеврам Ренессанса, где драгоценные камни как будто в беспорядке, но так талантливо вставлены в чудесную оправу". В Гранаде Фалья написал пьесу для камерного оркестра и голоса "Психея", концерт для клавесина, сыгранный впервые в Барселоне в 1926 г., сонет Кордове для голоса и арфы (1927 г.). Здесь же появились замыслы одного из самых крупных произведений Фальи "Атлантида", которое так и осталось незаконченным.

За 10 лет жизни в Гранаде Фалья обрел многие духовные ценности и очень изменился. Альфредо Казелла, очарован-ный Фальей, оставил яркое описание его внешности: "Его тип был стопроцентно андалусским и казался взятым полностью с какого-нибудь портрета Эль Греко. Высокий лоб, темные глаза, прямой нос, тонкие губы, выражение аскетическое, но временами страстное, иногда имевший вид земного человека, иногда – старинного монаха". Все, знавшие Фалью, вспоминают о нем, как о незаурядной личности, сложной и высокоинтеллектуальной, с ее чисто испанскими национальными чертами. Он вызывал в воображении образ идальго – благородного, гордого. Но внутренний мир композитора был непростым, полным конфликтов при всей свойственной ему сдержанности и замкнутости, дававших себя чувствовать в период духовных кризисов.

Фалья продолжал активно участвовать в музыкальной жизни города, выступать с концертами. В 1931 г. он отправился в Лондон, затем на Международный фестиваль в Венецию вместе с Андресом Сеговия, затем в Цюрих, Сан-Ремо. В 1931 г. Фалья отправился на Мальорку, что было вызвано ухудшением состояния здоровья композитора, где провел несколько недель. По просьбе Классической капеллы Пальмы он сделал переложение "Ауе Мапа" Виктории и сам провел ее премьеру. Один из слушателей вспоминал: "Руками, взглядом, лицом он больше чем дирижировал; умолял и держал в пальцах невидимые огненные четки". В Пальме была написана "Баллада о Мальорке" для смешанного хора и продолжена работа над "Атлантидой".

В 1933 г. М. де Фалья принял участие в Фестивале Шопена, после чего возвратился на родину и прожил там до осени 1939 года. В этот период композитор написал пьесу "Педрелиана" – оркестровую сюиту, последнее законченное произведение Фальи. Она носит чисто ретроспективный характер – композитор уходит в прошлое, в мир воспоми-наний о дорогих для него людях, ищет в них опору в переживаемые им трудные и печальные времена. В 1939 году М. де Фалья побывал в Аргентине, где выступал с концертами.

В 1941 году он окончательно обосновался в Альта Грасия в провинции Кордова (Аргентина). Музыка никогда не уходила из его помыслов: "Я чувствую потребность жить со своей музыкой и носить ее в себе, долго хранить ее, чтобы позволить расцвести на досуге этому таинственному организму, который станет моим произведением. Я не понимаю, как артист может не работать все время и как работать все время, не находясь в одиночестве".

Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года. Его тело было перевезено в Испанию и торжественно погребено в соборе Кадиса. Так сын Кадиса возвратился навечно на родную землю, всегда остававшуюся для него дорогой.

Мануэль де Фалья завершил период испанского музыкаль-ного возрождения и стал в нем самой крупной личностью. Фалья говорил, что для художника существует только один путь – непрерывной работы и исканий, и лишь вступив на него, он может выполнить свою миссию. Поэтому композитор и призывал учиться у великих мастеров прошлого и современности, учиться без подражания, творчески осваивая то, что ближе всего собственной индивидуальности художника.

Испанский композитор и пианист Мануэль де Фалья родился в 1876 году. Первые уроки музыкального мастерства он получил от матери-пианистки. Позднее Фалья обучался в Мадридской консерватории под руководством Ф. Педреля (композиция) и Х. Траго (фортепиано). В 1905 году он принял участие в конкурсе на лучшую национальную оперу и завоевал премию Мадридской академии изящных искусств. Его двухактная опера «Жизнь коротка» (1905) показала необыкновенное дарование музыканта, воспитанного на традициях андалузского песенного искусства.

В основу произведения положена драма в типично испанском духе, хотя в ней и присутствуют некоторые черты веризма. Действие происходит в Гранаде в окрестностях города. Опера рассказывает о печальной судьбе бедной испанской девушки, обманутой возлюбленным. Выразительность образов, яркость жанровых сцен, своеобразный конструктивный строй – все это делает работу молодого композитора необыкновенно интересной и привлекательной. Хор, не принимающий участия в происходящих событиях, противопоставлен им. Действие первой картины сопровождается мужским хором. Голоса, доносящиеся из кузницы, подчеркивают остроту конфликта, который уже начал разрастаться.

Хор, прославляющий красоту мавританского дворца Альгамбры и очарование природы, выходит на первый план во второй картине. Здесь композитор использует разнообразные варианты андалузской мелодики, напоминающей восточные мотивы. Интонации и ритмы народных напевов ощущаются в музыке танца во втором действии (танец получил необыкновенную популярность благодаря переложению для скрипки с фортепиано, сделанному Ф. Крейслером).

«Жизнь коротка», премьера которой состоялась в 1913 году в Ницце и в Париже, а немного позже – в Мадриде, привлекла внимание публики и принесла славу автору.

В 1907 – 1914 годах Фалья жил в Париже, где сблизился с К. Дебюсси, П. Дюка, М. Равелем и в его творчестве появились импрессионистические тенденции.

Во Франции Фалья впервые обратился к балету. Живописность оркестрового письма, мелодическое разнообразие, импрессионистическое начало, обогащенное элементами испанской национальной музыки – все это присутствует в чудесных балетах композитора «Любовь-волшебница» (1915) и «Треуголка» (1919).

Одноактный балет «Любовь-волшебница» проникнут романтическим духом. Жанровые особенности здесь лишь слегка намечены. Вызывает восхищение цельность развития, лирическая взволнованность и поэтичность музыки, что делает балет интересным не только в хореографическом, но и в концертном исполнении.

Несколько иное впечатление вызывает «Треуголка», произведение, полное тонкого юмора. Балету, в котором преобладают элементы жанровости, особое очарование придают отзвуки испанского народного танца.


В числе шедевров Фальи – «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром (1909 – 1915) – жанровая картина, переданная с помощью тончайших красочных нюансов и неожиданных ритмических противопоставлений. Композитор необыкновенно удачно соединил прекрасную разработку партии фортепиано с мастерством оркестровки. Сам автор назвал свое произведение «симфоническими впечатлениями для фортепиано и оркестра».

«Ночи в садах Испании» состоят из трех частей. Первая, получившая название «В Хенералифе», изображает картину южной природы, овеянную ночным мраком. Ее настроение – безмятежно-лиричное, созерцательное.

Более динамична вторая часть цикла, «Отдаленный танец», как бы подготавливающая слушателя к восприятию финального произведения «В садах Сьерры Кордовы», где на первый план выходит танцевальное начало. Хотя фортепианный стиль «Ночей в садах Испании» необыкновенно живописен и выразителен, отдельные технические приемы (репетиционная техника, унисонные пассажи) придают ему некоторое однообразие.

По своему импрессионистическому стилю «Ночи в садах Испании» близки к пейзажам М. Равеля, но это не лишает произведение Фальи глубоко национального духа. Выразительное и оригинальное, наполненное отзвуками народных песен, оно передает всю прелесть яркой и солнечной испанской природы.

Гобой

Помимо вышеназванных работ, большой интерес вызывают «Испанские пьесы» для фортепиано (1908), немного похожие на аналогичные сочинения И. Альбениса, но более тонкие по своей мелодической ткани. «Испанские пьесы» Фальи представляют собой четырехчастную сюиту, куда входят пьесы «Арагонеса», «Кубана», «Монтаньеса», «Андалуса». В каждой из них присутствуют элементы пейзажа или портретной характеристики.

В 1922 году появились «Семь испанских песен» для голоса с фортепиано, где Фалья использовал в неизменном виде народные мелодии в сопровождении фортепиано. Тщательно проработанный аккомпанемент оттеняет эмоциональное и образное содержание песен, подчеркивает прелесть музыки, созданной народом. Благодаря своей выразительности и красочности «Семь испанских песен» пользовались необыкновенной популярностью не только на родине автора, но и далеко за ее пределами.

В произведениях, написанных Фальей в 1920-х годах, ощущается влияние конструктивизма. Его элементы присутствуют в камерной опере «Балаганчик мастера Педро» (1923), персонажами которой являются марионетки. Яркие жанровые сцены переплетаются здесь с гротескными моментами, что заставляет слушателя вспомнить сочинения И. Стравинского.

Конструктивистские черты нарастают в дальнейшем творчестве Фальи. Особенно заметны они в концерте для клавичембало в сопровождении флейты, гобоя, кларнета и виолончели (1926). Это произведение стало одним из последних в творчестве композитора, вскоре переставшего сочинять музыку. Единственным исключением явилась оратория «Атлантида», которую Фалья так и не смог завершить.

В 1939 году музыкант переехал в Аргентину. Здесь он иногда выступал как дирижер и пианист, но к композиторскому творчеству он никогда уже не обращался. Умер Фалья в 1946 году.

Хотя в наследии испанского композитора немного произведений (помимо вышеназванных, существует еще несколько фортепианных пьес и романсов Фальи), каждое из них свидетельствует о необыкновенном таланте их автора, сумевшего в эпоху борьбы самых разнообразных течений сохранить свою индивидуальность и развить национальные традиции.

"Огонь Испании"...Мануэль де Фалья -испанский композитор День памяти


Тангейзер: Сегодня день памяти выдающегося испанского композитора Мануэля де Фалья...Возможно,что вы мало о нём что знаете.Но при первых же звуках его знаменитого Танца огня,сразу её узнаете.Я предложил её вам в двух вариантах...танцевальном и ф-ом в исполнении всемирно-известного пианиста Артура Рубинштейна...До встречи...)

Испанский композитор Мануэль де Фалья принадлежит к числу талантливейших мастеров первой половины ХХ века. В его творчестве - синтез достижений западноевропейского музыкального искусства начала ХХ века с национальными испанскими музыкальными традициями, характером и духом испанского творчества.

Мануэль де Фалья родился в андалуском городе Кадисе.

Родной город композитора Кадис

Его первым учителем была мать - одаренная пианистка. Музыкальное образование Фалья получил в Мадридской консерватории под руководством Х.Траго (фортепиано) и Ф.Педреля (композиция).

Дом-музей

Первый крупный успех принесла композитору двухактная опера "Короткая жизнь" (1905), получившая первую премию на конкурсе, объявленном Академией изящных искусств в Мадриде.

С 1907 г. Фалья жил в Париже, где провел около семи лет, совершенствуя свое композиторское мастерство под руководством П.Дюка, встречаясь с К.Дебюсси, М.Равелем и другими выдающимися французскими музыкантами. В 1914 году композитор создал одно из прославленных своих сочинений - "Семь испанских народных песен".

Всеобщее увлечение русским балетом, которое охватило в те годы Париж, новаторство в области балетной музыки И.Стравинского, а также М.Равеля сказались на творчестве де Фалья. Он создал один из своих шедевров - балет "Любовь-волшебница" (1915), мастерски претворив характерные особенности андалусийской музыки.

Вернувшись в 1914 года на родину, де Фалья закончил произведения, задуманные еще в Париже. Среди них - "Ночи в садах Испании" (1915) и балет "Треуголка" (1919), с лондонской премьерой которого к композитору пришло и европейское признание. В том же году появилась "Бетическая фантазия" ("Fantasia betica ") для фортепиано, сочиненная по просьбе Артура Рубинштейна.

Среди произведений, написанных композитором в 20-ые годы, наиболее известна опера "Балаганчик маэстро Педро" (1922) на сюжет из "Дон Кихота" Сервантеса. Одно из последних, крупных сочинений Фальи - Концерт для клавесина в сопровождении флейты, гобоя, кларнета, скрипки и виолончели (1923-1926), посвященный знаменитой Ванде Ландовской.

С 1933 по 1939 годы де Фалья жил на острове Майорка, а после прихода к власти франкистов (1939) эмигрировал в Аргентину. Там Мануэль де Фалья скончался 14 ноября 1946 года.




Top