Национальные узоры ненцев. Орнаменты Ямала в открытках

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №6»

Самойленко Дарья Дмитриевна,

6 «а» класс

Руководитель:

Шаймарданова Лилия Лутфулловна,

учитель культуры народов Ямала


Орнамент северных народов


г. Губкинский.

2015


    Введение…………………………………………………….……3-4

    Исследовательская часть……………………………………….5-10

    Заключение……………………………………………………….11

    Использованная литература…………………………….……….12

    Приложение………………………………………………………13-17

Введение

Зашифрованы в узорах,
Чтобы радовать людей
Синь озёр, а на озёрах,
Гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки,

Ритм труда, азарт игры...
С древних пор владеют ненки

Тайной мастерства иглы.

П.Явтысый

Актуальность работы : тема приобщения учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в повседневной жизни. Возрастает проблема формирования у подрастающего поколения подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Цель работы: познакомить с образцами орнаментов северных народов и их значениями, глубже проникнуть в изучение культуры нашей малой родины.

Объект исследования : орнамент северных народов.

Предмет исследования : орнаменты в национальной одежде народов Севера и различных предметах.

Задачи исследования:

    изучить теоретическую информацию в научно-популярной литературе и интернет – ресурсах;

    посетить губкинский музей освоения Севера, городскую и школьную библиотеки;

    рассмотреть орнаментальную отделку одежды ненцев, научиться читать язык орнамента;

    подготовить текст и иллюстрирующие материалы

Основные методы исследования : поиск, анализ и изучение орнаментов народов Севера.

Каждый народ выработал свою философию общения с природой. И осознание этого приходит к каждому человеку с самого раннего детства – через сказки, песни, пословицы, поговорки, через наблюдения за поведением родителей, соседей, через игры, обряды и орнаменты.

Северные народы и их предки очеловечили Заполярье – суровый край со сдержанной краской.

Предки лесных ненцев испокон веков вслушивались в неторопливую речь леса, шёпот прибрежной волны, пытались постичь смысл зверей и отразили в своих узорах всё, что они постигли и чему научились. Орнаменты – художественная летопись самого народа, но прочесть её можно лишь зная правила расшифровки сложного и во многом непонятного сегодня стиля. Несмотря на значительную литературу, посвящённую феномену ненецкого орнамента, далеко не все его тайны и загадки раскрыты.

Слово “орнамент” образовано от латинского слова “ornamentum”, которое переводится как “украшение”.

Основными занятиями народов Севера несколько тысячелетий назад были охота и рыболовство. Одежда изготавливалась из шкур добытых зверей – зайца, северного оленя, соболя, куницы, белки – и входила в сферу женского рукоделия.

Ненцы никогда не выбрасывали даже самые маленькие кусочки шкурок - считалось, что не будет удачи в охоте. Шкурки с ушей и лапок белок выделывали и нашивали на кусок кожи, который потом использовали для одежды. Первые орнаменты были округлые по очертаниям, постепенно орнаменты стали прямоугольными, причем, почти все они построены так, что обе части - светлая и тёмная - совершенно одинаковы и как будто входят одна в другую.

Все это большой кропотливый труд. Сначала подбирают шкурки - по цвету, качеству, направлению меха, длине и размеру. Кроят на специальных досках для раскроя узоров, прорезая сразу обе шкуры (светлую и тёмную). В работе нередко используют берестяные трафареты.

Народные умельцы украшали обыденные предметы, выражая свое отношение к окружающему миру, создавая свой художественный мир. С помощью геометрических фигур: линий, ромбов, треугольников люди изображали свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца…

Исследовательская часть

«…Пошёл Нум по земле дальше и встретил мужчину и женщину. Махнул рукой, и появились у них олени, нарты, малицы, ягушки и кисы. «Всё это ваше, живите счастливо,- сказал Нум. - Но жить вы должны по законам. Вот они: орнамент на твоих кисах. Это не просто рисунок . Треугольник кисов - это твой чум , поперечные полоски – запреты , ещё один треугольник – дымок над чумом . А верхний ободок на носу кисов – это небо над твоей головой . Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Орнамент вокруг кисов означает, что под небом ты не одна ; вокруг твоего чума живут и другие…» .

Назначение орнамента – украсить поверхность предмета, изделия, сделать его более красивым и оригинальным, передать через орнаменты информацию о мастерице, о месте её проживания, по роду занятий, о ее семье, показать ее мастерство и творчество.

Присутствие узоров на предмете придаёт им завершенность и зрелищность. Орнамент несёт в себе не только декоративную нагрузку, но и смысловую. Каждый орнамент имеет своё название и значение. По орнаментам можно узнать, откуда прибыл её носитель, богат он или не очень, какой масти у него олени, рукодельница ли его жена.

Орнаменты состоят из геометрических фигур, каждая из которых является не просто украшением, а имеет своё название и символическое значение . Считается, что орнаменты придают вещам свойства оберегов и играют роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментировали прежде всего ворот, рукава, подол, то есть все отверстия, через которые болезни или злые силы могут проникнуть внутрь. В узорах изображают растения, животных, солнце, луну, землю, огонь. Эти рисунки не дают приблизиться злым духам и привлекают добрых покровителей человека. Одевшись в орнаментированную одежду, человек защищает себя от духов болезни , которые не смогут проникнуть через защитный магический узор.

Композиция орнамента выражает представление этих народов о единстве и равноценности двух начал – светлого и тёмного, символизирующих свет и тьму, зиму и лето, мужское и женское, добро и зло.

Сшивание узорных половин в единую ленту, вырезание узорных половин дело очень сложное и ответственное. Для орнаментов используют более гладкую, прочную и ценную часть оленьей шкуры.

Так же глаз рукодельницы зорко следит за тем, чтобы узоры орнаментальной линии были строго прямоугольные и соразмерные друг другу. Далеко не каждой представительнице народа под силу соответствовать всем требованиям предъявляемым меховой орнаментации, не каждая женщина могла заниматься таким мастерством.

Жёны мастерицы украшают одежду орнаментами из меха оленя, цветной ткани и бисера. Цвет бисера в орнаменте отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. Одежду украшают орнаментами из меховой мозаики, она составляется из кусочков светлого и темного меха. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают мастерицы, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога.

Узор ненецкого орнамента строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как живое воспроизведение близкой им северной природы. Орнамент ненцев основан на прямом восприятии природы. Об этом прямо говорят его названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты», «сосновая шишка», «лебеди» и другие.
Ненецкие орнаменты широко используются в оформлении того или иного предмета, архитектурного сооружения, текстильного изделия, печатного издания.
Заголовки газет Ненецкого автономного округа украшают орнаменты «оленьи рога», «локоть лисицы».

Домашний олень - основа жизни в тундре. Оленеводы хоро­ шо знают характер и повадки этого животного. Они различа­ют каждого оленя в тысячеголовом стаде по масти, форме ро­ гов, полу, возрасту, степени прирученности, назначению в уп­ ряжке, по его роли в стаде и многому другому. На бытовых вещах и одежде применяют узоры "маленького оленя рога"- ай хор оцат. На юге Шурышкарского района его называют еще и «заячьи уши» - совал пал. Орнамент «рога боль­ шого хора» (оленя-производителя) - ун хор оцат особенно рас­ пространен на женских меховых шубах и бисерных нагрудных украшениях, часто используют его и на детских парках. Ниж­ нюю часть меховой шубы украшают узором «рога лесного оле­ ня» - ур хор оцат. В более сложном варианте он применяется и в бисерных украшениях детской люльки, на на­ циональных подушках из сукна или ткани и на женских укра­ шениях для оленьей упряжи.

Орнаментом «оленьи рога» не украшали обувь. «Нельзя топтать оленя и его голову, без оле­ ня мы никто», - так обычно выражаются ненцы.

Другие орнаменты, связанные с оленем, например «оленья тропа» - калац сарпай, чаще всего применяются на мужской меховой обуви, редко, но встречается он и на женских сумках.

В декоративно-прикладном искусстве применяется орна­ мент «лосиные рога». Он напоминает узор «оле­ ньи рога», но более раскидист, это крупный узор. Он встреча­ ется только в южных районах округа. Применять этот узор на обуви не рекомендуется.

Излюбленными узорами угорских и самодийских народов были «голова медведя», «медвежий след», «лосиный нос», «рог оленя» . Северные народы были убеждены, что их прародителями были эти животные.

Изображали в орнаменте пушных зверей, таких, как соболь, заяц, белка. Птицы тоже были предками родов. Орёл и кедровка считались родоначальниками у селькупов. В селькупских легендах богатыри превращались в орла, глухаря и кедровку, чтобы спастись от неминуемой гибели. Их изображение часто встречается в узорах этого народа. Образ птицы тесно связан ещё и с представлениями о душе человека. У ханты известен мотив глухарки на дереве. В облике глухарки изображена «сонная душа» человека. Она улетает во время сна, покидая тело спящего. Её путешествия человек наблюдает во сне. Когда же душа – глухарка возвращается к владельцу, он просыпается. Изображением глухарей чаще всего украшали люльку младенца, чтобы сон был спокойным.

Рассмотрим подробней рисунки и детали на отдель­ных вещах. Какие мысли и чувства, например, вложила женщина, когда она готовила капюшон для мужской одежды и шапку для женщины.

Более подробно остановимся на деталях женской шап­ ки. В орнаментах и рисунках отражены все заботы, тре­ воги и обязанности хозяйки тундры - хранительницы родового огня семьи. По ним нетрудно догадаться о том, что северянка хорошо защищена и окружена вниманием тех, кого она опекает. Об этом говорят на ее орнаментах изображения «бюстов мужчин», ее надежных защитни­ков. Мужчина для нее не только защитник, кормилец, отец любимых детей, воспитатель сыновей, но и человек, о котором она должна заботиться в первую очередь, обе­ регая его холода и голода.

На шапках женщин можно увидеть и изображения жилища северянина, орнамент чум. Чум строился не без помощи оленей. Владея ими, человек мог иметь теплое жилище, надежную упряжку на все случаи жизни, одежду и обувь, заменяющие ему крышу над головой в экстремальных условиях долгих кочевок, постоянного пребывания на воздухе.

Узор совар пал «заячьи уши» - наиболее простой и популярный. Им любят украшать детские изделия, но чаще всего этот орнамент используют на обуви вай. У хантов зайчи­ ха является одной из ипостасей богини - Калтащ. В молитве, обращенной к ней, говорится:

Покровительница в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать, Покровительница в шапке из летнего заячьего меха, которая нас породила...

Очень распространенными и часто употребляемыми почти во всех изделиях из разных материалов являются «лисья лапа» - охсар кус тай, «лисий локоть» - охсар кус олан . Эти орнаменты больше всего любят применять на женской обуви.

Орнамент «зуб белки» встречается на мелких изделиях - чаще всего на маленьких сумочках.

По-особому относятся к орнаментам, изображающим час­ ти тела медведя, и не каждая женщина рискнет выполнять их на своих изделиях. Берется за них только та мастерица, кото­ рая уверена в своих силах и сможет в течение всей своей жизни выполнять требования, связанные с этой категорией орнамен­ тов. Выполнив их, она попадает в разряд мастериц высшей ка­ тегории. Изделия с узорами мойпар пал «медвежьи уши» , мойпар ловкар «медвежий позвоночник », мой­пар колтом «медвежий след» женщина должна вы­ полнить за свою жизнь в семи изделиях. Вещи, в которых есть орнамент, связанный с медведем, не должны валяться, где по­ пало, их не смеет носить женщина во время беременности. В этой одежде не должны ходить на кладбище и в особые священные места, ее нельзя дарить или отдавать лю­дям легкого поведения, да и просто несерьезным. Чаще такие орнаменты используют в детской одежде - на детских меховых шубках, малицах, парках, они являются как бы оберегом.

Медвежьи орнаменты обычно используют при изготов­ лении мужской одежды. Мужчина по сравнению с женщиной является сакрально чистым «неопоганенным» существом. Ему можно ходить на любые священные места, присутствовать при различных культовых и религиозных церемониях, носить одеж­ ду из любой шкуры и с любым орнаментом - простым и свя­ щенным. В мужской одежде изображения частей тела медведя употребляют на рукавах малицы, на подоле, капюшоне и рука­ вах парки.

Опираясь на изложенные материалы, можно распределить узоры по следующим тематическим группам:

    Животный мир.

    Растительный мир.

    Человек и быт.

Росписи-рисунки ненецкой женщины на одежде, обуви - уникальные узоры, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего края. На орнаментах, геометрически точно вырезанных, ею изображена вся тундра, с реками, озерами, оленями, следами других животных, птиц и зверей.

Заключение

Обладая своей неповторимостью и своеобразием, прикладное искусство народов Севера несет в себе общечеловеческие ценности, являясь неотъемлемой частью российской и мировой культуры.

Обобщив собранный материал, полученные знания, сделаем следующие выводы :

1. Каждый орнамент имеет свое название, несёт в себе не только декоративную красоту, но и смысловую нагрузку.

2. Образный «язык» орнамента народов Крайнего Севера вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой, отразил в своей структуре единство мира, его гармонию, ритм и дыхание.

3. Знакомство с орнаментами пополнит знания о занятиях, быте, особенностях культуры северного народа.

4. Составление орнаментов - это настоящее искусство.

Использованная литература:

1. Арктика – мой дом. Народы Севера Земли. Культура народов Севера. - Северные просторы, 1999г.

2. Борко Т.И. и др. Культура народов Ямала. Тюмень, изд. «Институт проблем освоения Севера СО РАН», 2002г.

3. Национальный колорит Ямала. Екатеринбург, «Уральский рабочий», 2007г.

4. Приходько М.С.Хомаку.Картинный словарь русско-нещанского языка. Санкт-Перебург, «Морсар АВ», 2000г.

5. Соловьев С. Человек и север. Екатеринбург, изд. «Полярэкс», 2006г.

6. Интернет-ресурсы.

Приложение

Популярные орнаменты

Лисица . «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви.

Ненцы

В суровых условиях Заполярья

Таймырские ненцы живут в низо­вьях Енисея, севернее города-порта Дудинка. Ненцы — оленеводы и, естественно, рыбаки, поскольку рядом одна из величайших рек мира.

Среди бесконечных просторов тун­дры, в суровых условиях Заполярья веками вырабатывался мужественный и поэтический характер ненцев, лю­дей, влюбленных в природу своей земли, ее своеобразную красоту. Не­даром ненецкая пословица гласит: «Я знаю, где сердце у оленя, знаю, где оно у реки, но кто скажет мне, где сердце у тундры?!»

Живя среди снега и льда, таймыр­ские ненцы очень любят в одежде и предметах быта два цвета — белый и темно-коричневый. Так и хочется ска­зать: снег и земля. Ненецкая мужская парка с капюшоном и пришитыми рукавицами так и решена в цвете: сама парка из белой шкуры, а капю­шон, кайма подола и рукавицы — темные, из шкуры темного оленя, имеющей общий коричневый тон с серебристым отливом.

Женская шуба-парка ненецкая. Меховая с отделкой цветным сукном

Такая парка имеет самый простой крой и состоит из двух прямых полотнищ (перед и спинка) с вшитыми под прямым углом рукавами. Это самый простой по принципу народный крой. Так, напри­мер, кроилась и шилась и русская кре­стьянская рубаха. Близкая по крою женская шуба надевается не через голову, а имеет разрез и надевается в рукава обычным порядком. Существу­ет и иная по крою шуба. Она имеет конусовидную, сильно расширяющу­юся книзу форму, также сшита из белой шкуры и опушена по вороту и рукавам пушистым белым, чаще всего песцовым мехом. Носят ее не с капю­шоном, а с шапкой.

Женская шапка ненецкая из оленьего меха, опушенная песцом

Женская шапка таймырских нен­цев имеет, как и другие головные уборы народов Крайнего Севера, вид капора, однако совершенно иной фор­мы, чем, например, капор у эвенков или долган. Этот капор довольно пло­ской формы, но с удлинением — «оборкой», спускающейся под ворот­ник шубы. Как и сама шуба, капор отделан таким же пышным белым мехом. Отделкой всех носильных вещей ненцев служат полоски цветного сукна или цветного ситца — крас­ного, желтого, зеленого. Такими по­лосками, нашитыми параллельно, от­деланы манжеты рукавов. Нашивают­ся полоски на плечи шубы, от горло­вины к пройме так, чтобы кончики этих тряпочек свободно развевались. Характерным украшением ненецкой женской шапки служат также метал­лические подвески. Обычно это нани­занные одна за другой медные трубоч­ки, иногда ради живописности переме­жающиеся с крупными цветными фарфоровыми или стеклянными буси­нами и заканчивающиеся внизу круп­ной круглой или ромбовидной прорез­ной медной бляхой.

Медная ненецкая прорезная бляха-подвеска

В центре такой бляхи можно видеть иногда изображе­ние человечка с раскинутыми в сто­роны руками, который как бы стара­ется раздвинуть края ромба. Круглые прорезные бляхи часто имеют в центре изображение звезды или иногда бегу­щего оленя, мастерски вписанного в круг. Такие медные украшения, трубка и бляха делались местными мастерами-ремесленниками. Трубки служили игольниками, а не просто украшениями.

В летнее время шуба из оленьей шкуры, естественно, не нужна, ненки одевались в свободную одежду такого же прямого рубашечного покроя ров­ного синего цвета (у русских такая ткань кубовой окраски носила назва­ние синей крашенины) с отделкой по краям или по вороту и рукавам жел­тыми и зелеными полосками; на боках у подола нашивались также декора­тивные уголки тех же цветов.

z0000039/st046.shtml

Ненцы украшают свою верхнюю зимнюю одежду также оригинальным двухцветным мозаичным орнаментом. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся рисунком обыкновенно располагается по краю пол, вдоль подола и на рукавах, непосред­ственно перед меховой опушкой.

Узор ненецкой мозаики строго ге­ометрический и состоит из прямо­угольных зигзагов, углов, ромбов, меандровых фигур (меандр — прямоугольный уступ­чатый зигзаг, известен как элемент орнамен­та еще в Древней Греции, где он украшал керамические вазы), но, хотя мы воспри­нимаем эти формы как чистую геоме­трию, сами ненцы трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы. Так, например, ряды темных симметрич­ных отростков, возвышающихся над зубчатой полосой, носят название «за­ячьих ушей», а ряды ромбов, постав­ленных на угол — название «голове­шек». Ряды треугольников с зубча­тыми основаниями, вписанных в пря­моугольные изгибы темной полосы, называются «оленьи следы», сложные асимметричные уступчатые фигу­ры — «оленьи рога». Наконец, фор­ма, напоминающая геометризованное изображение насторожившегося и присевшего зверя, называется «со­боль».

Таким же двухцветным геометри­ческим орнаментом украшены и жен­ские сумки.

Ненецкая сумка

Большая хозяйственная сумка, служащая для хранения, пере­носа и перевозки мягких вещей, пло­ская, двусторонняя, имела форму по­луокружности или, вернее, прямо­угольника с округленным низом и шилась из кожи двух цветов. Общий ее тон — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Еще интереснее те сумки, в которых женщины-ненки носят и хранят свои рукодельные принадлежности: нитки, ленты, кусочки кожи, отделочного меха и т. п. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Такая сумка для рукоделий имеет вид мешка на вздёржке и шьется обычно из подкра­шенной в красновато-коричневый тон ровдуги. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом уже знако­мый нам ненецкий геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой из той же крашеной ровдуги. Кроме того, зачастую к сумке под­вешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оле­нят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжи­ли.

Ненцы издавна известны как от­личные скульпторы. Еще голландский исследователь Крайнего Севера Ви­льям Баренц (по имени которого названо Баренцево море) во второй половине XVI века видел и отмечал на острове Вайгач множество (от 300 до 400) изображений людей, вырезан­ных из дерева и воткнутых рядами в землю. Впоследствии именно за огромное количество идолов (или бол­ванов, как их называли русские земле­проходцы) мыс острова Вайгач, где эти скульпторы были сосредоточены, был назван Болванским Носом.

Большинство скульптур повернуто лицом на восток. Судя по более поздним и более тщательным описа­ниям, вырезались или, точнее, выте­сывались эти скульптуры так же, как в наши дни мастера подмосковного про­мысла резьбы по дереву — богород­ского промысла (село Богородское Загорского района, Московской об­ласти) — вырезают свои деревян­ные скульптурки и игрушки. Богородцы режут их из так называемо­го трехгранника, т.е. из четвертушки расколотого вдоль полена: две грани получившейся призмы служат для вы­резания лицевой части скульптуры, а та часть, где была кора, образует спи­ну, или тыльную сторону. Видимо, так поступали и ненецкие мастера. Они раскалывали ствол срубленного дере­ва или часть ствола длиною от 70 см до 4 м на четыре части и из каждого трехгранника вырезали по фигуре. При этом затрачивался минимум уси­лий. В верхней части трехгранника намечалось в самых общих чертах человеческое лицо: угол призмы — нос, под ним скалывался кусок — рот, по сторонам косые черточки — глаза. Остальной объем деревянной заготовки оставался необработанным. Нижняя часть трехгранника заостря­лась, и фигурка втыкалась в землю. Этими фигурами обозначались и насе­лялись священные места, где соверша­лись жертвоприношения, где ненцы-охотники и рыбаки испрашивали у своих древних богов и духов охотни­чьего счастья.

Сравнение с современной народ­ной богородской скульптурой убежда­ет нас в том, что мастера-резчики, представители самых разных народов, в своем подходе к обработке одинако­вых или сходных материалов мыслили и поступали довольно единообразно. В этом смысле народное искусство по существу интернационально. Многие народы Крайнего Севера устраивали жертвоприношения духам — покро­вителям охоты среди скальных нагро­мождений, особенно почитая те камни, которые, хотя бы и очень отдаленно, напоминали человека. Как не вспом­нить при этом о знаменитых изва­яниях острова Пасхи в Тихом океане, которые так подробно описал Тур Хейердал в своей книге «Аку-Аку»? Деревянные скульптуры ненцев, «на­селявшие» места жертвоприношений, назывались хэ-хэ. Иногда резчики бо­лее тщательно отделывали голову фи­гуры, придавали ей округлую форму. Сам материал, видимо, зачастую под­сказывал мастеру ту или иную форму изображения. Если от ствола в подхо­дящем месте отходили в разные сто­роны два симметричных сучка, их сохраняли: скульптура получалась с руками.

Тем же способом вырезались из дерева фигурки меньшего размера — сядэи, покровители дома, жилья, охот­ничьего и рыболовного промыслов, хранители оленьих табунов.

Маленькие деревянные фигурки домашних покровителей ненцы часто одевали, и, вполне объяснимо, что одежда этих деревянных божков по­ходила на обычную одежду, которую носили ненцы.

Ненцы выполняли из дерева также и изображения животных — волков, медведей, оленей. Эти скульптуры служили, по мнению их создателей, для защиты от волков и медведей, для охраны оленьих стад. Все эти фигурки вытесаны и вырезаны очень обобщен­но, условно, в них, как и в изображениях людей, едва намечены головы ноги, хвосты.

234927/photos/?category=16

Живут ненцы и в евро­пейской Канинско-Тиманской тундре на севере Архангельской области. Одежда европейских ненцев более сложна и значительно более много­цветна и узорна, чем у таймырских родичей. Чем-то канинско-тиманские женские шубы-парки, «тыряв-паны» или папины, сходны по декоративности с нганасанскими, и в то же время они совершенно иные. Ненецкая тыряв-паны имеет несколько притален­ный, расширяющийся книзу силуэт и двухъярусную пышную меховую опушку. Тыряв-паны отделаны пере­межающимися вставками яркого красного и синего сукна, которые так и горят на общем темном фоне. С пе­редней стороны на груди помещается крупный зигзагообразный, исполнен­ный в технике меховой мозаики ри­сунок. Это снова образ северного сияния. И в отличие от долганской трактовки здесь остался только сам рисунок этого удивительного явления, а цвет сполохов переселился в другую часть паницы и отразился в цветных суконных вставках, не имеющих уже зигзагообразного строения. Надо признаться, что здесь мы немного пофантазировали, поскольку красоч­ность ненецкой одежды побуждает к этому. Но сказанное, пожалуй, не очень далеко от истины, поскольку народные мастера в своем творчестве всегда вдохновлялись окружающей их природой.

Дети и подростки нашего округа умеют ценить красоту природы северного края, в полной мере владеют декоративно-прикладным искусством коренных малочисленных народов Севера и хорошо ориентируются в национальных орнаментах.

К такому выводу пришли организаторы первого зонального конкурса-фестиваля декоративно-прикладного творчества «Орнаменты Ямала», который проходил 4 и 5 ноября на базе детской художественной школы. Участниками мероприятия, которое проводилось в рамках реализации окружной целевой программы «Культура Ямала» и муниципальной целевой программы «Культура Муравленко», стали 53 учащихся отделений изобразительного искусства детских художественных школ и школ искусств из Нового Уренгоя, Ноябрьска, Муравленко и поселка Ханымей. Самым юным участникам конкурса едва исполнилось девять лет, старшим - семнадцать.

Несмотря на разницу в возрасте, первое конкурсное задание для всех было одинаковым. В представленных до начала творческого состязания двух домашних заготовках необходимо было отразить культуру, быт, традиционные ремесла коренных малочисленных народов Севера, а также флору и фауну округа. Ребята постарались на славу. Представили всевозможные вышивки, резьбу по дереву, игрушки, вязаные изделия, сувениры и украшения, выполненные в национальном стиле, а также модели одежды северных народов.

Кроме того, на конкурс ребята представили свое изобразительное творчество на темы: «Ямальская земля», «Сказания и мифы народов Крайнего Севера», «Север и люди». «Все ребята настолько хорошо справились с заданиями, что жюри пришлось нелегко. Было очень много хороших работ, и определить победителей оказалось сложно, - говорит директор ДХШ Людмила Ларионова. - Подобные мероприятия способствуют сохранению и популяризации культуры коренных малочисленных народов Севера, бережному отношению к традициям народов Севера, к окружающему миру и формируют у детей и молодежи патриотическое отношение к своей малой родине.

Я думаю, поставленных целей на этом конкурсе-фестивале мы добились в полной мере». Пока ребята выполняли конкурсные задания, преподаватели приняли участие в мастер-классах, которые проводили гости из Тобольска, Сургута, Нового Уренгоя и, конечно же, преподаватели учреждений дополнительного образования принимающей стороны. Поучительными для всех оказались выступления Марины Каткилевой, преподавателя ДЮЦ, и Татьяны Ангеловой, преподавателя ДШИ.

По итогам двухдневного фестиваля-конкурса определились девять победителей. Лидирующие места заняли учащиеся города Муравленко. В общей сложности в активе нашего города шесть призовых мест, Ноябрьска - три. Кроме того, за творческое раскрытие темы задания и высокий уровень техники исполнения творческих работ 12 ребят были награждены поощрительными премиями.

Айгуль Игтисамова

Сегодня фраза "Женщина -хранительница домашнего очага, и ее место на кухне" наверняка будет воспринята прекрасной половиной человечества в штыки. Но есть еще народности, где четкое разделение ролей между мужчиной и женщиной - это не просто дань вековым традициям, а жизненная необходимость. Речь идет о коренных народах Севера. Особой роли слабого пола в суровых условиях жизни посвящена выставка "Искусство, рожденное в чуме", проходящая в Музейном ресурсном центре.

У ненцев, проживающих на территории нашего округа, есть традиция: когда в семье рождается ребенок, вне зависимости от пола, ему дарят олененка, приговаривая: "Как малыш растет, так пусть и стадо его увеличивается". Следить и ухаживать за оленями - прерогатива мужчин, они же занимаются охотой и рыбалкой. У женщины - свои функции, не менее важные. Вся работа по ведению домашнего хозяйства лежит на ее плечах: приготовление еды, воспитание детей, заготовка дров, установка и разборка чума. Женщина даже спит поближе к выходу, чтобы раньше всех встать следующим утром и успеть подготовиться к приходу нового дня.

Территория вокруг чума - это и есть ее владения, где она полноправная хозяйка. И от ее трудолюбия, мастерства и заботы во многом зависит процветание семьи. К роли заботливой хозяйки девочек начинают приучать с пятилетнего возраста. Именно в этом возрасте мать изготавливает и дарит ей тучанг - сумку для рукоделия. Ее делают из шкурок животных и яркого сукна, украшают орнаментом и интересными поделками. Здесь девочка поначалу хранит куклы, а потом - свои главные сокровища, которые будут сопровождать ее всю жизнь: иголки, наперсток, сухожилия для ниток, бисер, кусочки тканей, ножик. Первыми изделиями юной рукодельницы становятся предметы кукольного гардероба. По мере взросления, наблюдая за работой матери и сестер, девочки учатся выделывать шкуры, делать поделки из бисера, шить теплую одежду и обувь, создавать орнамент.

Вообще, до 13 лет ненки должны научиться шить все, чтобы до наступления совершеннолетия подготовить себе приданое. У ненцев даже существует мнение, что если девушка до 15 лет не научилась пришивать подошву к пимам (традиционная теплая обувь аборигенов Севера), то замуж ей уже не выйти. Особую сложность представляет собой шитье ягушки - верхней зимней одежды. На ее создание может уйти от двух недель до нескольких месяцев, все зависит от мастерства. Если учесть, что женщина полностью одевает всю семью, становится ясно, насколько это трудоемкая работа.

За всю жизнь у ненки может накопиться до 15 сумок, разных по виду и размерам, где она хранит одежду, обувь, хозяйственные вещи. А в конце жизни тучанг кладут в гроб его обладательницы - ненцы верят в загробную жизнь.

Отдельно стоит сказать об орнаменте, который является непременным атрибутом одежды коренных народов Севера и секреты которого передаются из поколения в поколение. Несложные геометрические узоры, которые нашим взором воспринимаются как зигзаги и крестики, на самом деле, имеют особое значение. Это своеобразная знаковая система, где каждая закорючка имеет особое предназначение. Для мастериц она служит оригинальной подписью, которая может многое о ней рассказать: семейное положение, наличие детей, возраст. Каждый природный элемент находит воплощение в женском рукоделии. Словно художник широкими мазками, она вышивает на вещах картину окружающего мира.

Сегодня существует огромное множество орнаментов, но особой любовью пользуется у рукодельниц "сломанная ветка березы". Дело в том, что береза считается у ненцев священным деревом, к которому они приходят очищаться. Также бытует мнение, что дух этого дерева помогает женщинам в повседневных делах.

Самым сложным орнаментом является "медвежий", но не каждая женщина рискнет выполнить его. Однако, освоив такую технику, она тут же попадает в разряд рукодельниц высшей категории. Дело в том, что медведь для коренных народов - это тотемное животное, а поэтому и к одежде, на которой он изображен, предъявляют особые требования: она не должна лежать где попало, передается по наследству, ее не могут надевать беременные женщины, в ней нельзя ходить на кладбище и в священные места. Чаще всего таким орнаментом украшают детские вещи - для ненцев он служит оберегом.

Однако самым популярным на Ямале является узор "оленьи рога". Не трудно догадаться, почему: оленеводство - один из основных видов хозяйственной деятельности в нашем округе, а также его символ - именно этот узор украшает флаг нашего округа.

Оксана Зайчукова




Top