Нагибин зимний дуб краткое содержание читать. Юрий нагибин - зимний дуб

Урок по литературному чтению
4 класс
Программа Эльконина-Давыдова
Автор учебника Матвеева Е.И.
Тема цикла уроков:
Тема понимания в отношениях взрослых и детей
в рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Цели:
- анализ текста - читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации;
Задачи:
Предметные:
-включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации;
-помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Личностные:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста
Метапредметные:
- преобразовывать и интерпретировать информацию: соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте
Урок 1
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1 этап. Подготовка к первичному восприятию. Работа с текстом до чтения.
Цель: прогнозирование содержания текста

Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом Юрия Нагибина «Зимний дуб».
- Кто-то из вас уже сталкивался с творчеством этого писателя?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в этом рассказе? Почему именно зимнему дубу посвящено произведение?
- Можем мы узнать из названия, где и когда происходит действие?
- Можем ли мы предположить, кто будет главным героем рассказа?
- Мы выслушали все предположения, хотите проверить, кто окажется прав?

Выслушиваются ответы детей.

2 этап. Постановка цели урока.

Но прежде чем насладиться чтением, давайте сформулируем цели и задачи урока.
С какой целью мы будем знакомиться с рассказом Ю.Нагибина?
Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения

3 этап. Комментированное чтение 1 части рассказа и диалог с автором через текст

Учитель читает первую часть рассказа.
Вопросы во время чтения
«Мороз был крепкий, и к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцати четырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось»
-Почему молодой учительнице нравился мороз?

«Это был Фролов, объездчик с конезавода» Кто такой объезчик?

«Фролов приподнял кубанку над крепкой, хорошо остриженной головой» Что такое «кубанка»?

Слушают чтение учителя.

Мороз бодрил, вокруг была сказочная красота, и это не могло не нравиться молодой учительнице.

Специалист по объездке лошадей.

Кубанка-мужской головной убор.

4 этап. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Задача: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

Каким образом встреча в поле характеризует героиню?
-Описание зимней природы помогает нам понять настроение учительницы. Анна Васильевна любуется красотой зимнего морозного утра, выпавшим за ночь снегом. Эта картина жизни вызывает у неё радостное («Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе»), бодрое («Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тел»), игривое настроение («Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет»).

Самоуверенная:«Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дороги уваровской учительнице»
Пользуется уважением, образованная, умная «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе всюду ее знают, ценят и называют уважительно Анна Васильевна»

5 этап. Комментированное чтение 2 части рассказа и диалог с автором через текст

Задача: поиск информации и понимание прочитанного

Учитель по ходу чтения уточняет лексические значения малознакомых слов и задаёт скрытые вопросы автора.
«И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам кАпоры и платочки, куртузы и шапочки, ушанки и башлыки» Какой общий признак есть у всех перечисленных слов, являющимися однородными членами предложения?
Презентация слайд №13

«И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..» Когда страх можно назвать смешным?
Дети читают по цепочке вторую часть рассказа.

Это названия головных уборов.

Учительница с улыбкой вспоминает свой страх, потому что волноваться не было причины.

Этап 6. Оценка информации

Задача: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте

Как АВ относится к своей работе?

Что поразило учительницу в ответе Савушкина?

Почему АВ назвала про себя Савушкина «трудным мальчиком»

Каким предстаёт Савушкин в этом эпизоде?
-Ответсвенно, добросовестно: «Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она
перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: "Существительным называется часть речи... существительным называется часть речи..."»
-« Он сказал это не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце»
-« Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям, ничуть не тронутый грозными словами учительницы»
-Добродушный, не от мира сего «сел, улыбаясь каким-то своим мыслям..», смешной «В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.»

Этап 7. Итог урока

Смогли ли мы найти подтверждение нашим предположениям, с которых начали урок?
Можно ли назвать зимний дуб герем рассказа?
А вот я считаю, что именно зимний дуб – главный герой рассказа Ю.Нагибина. Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
А пока давайте обсудим, каким может быть домашнее задание.

Скорее всего дети ответят на этот вопрос отрицательно.

Выслушиваются ответы детей. Возможны варианты: дочитать рассказ до конца и узнать, наконец, почему он так называется; узнать об авторе.

2 урок
Тема: «Характеры героев рассказа»

1 этап
Постановка цели урока. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Деятельность учителя
Деятельность ученика

На прошлом уроке мы начали знакомство с рассказом Ю.Нагибина «Зимний дуб». На какие вопросы мы пытались ответить?
Дома вы дочитали рассказ до конца и теперь уже можете ответить наверняка на эти вопросы.
-Почему рассказ называется «Зимний дуб»? -Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?
Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о героях рассказа, точнее об их взаимоотношениях.
Назовите героев произведения Ю.Нагибина.
Учитель фиксирует ответы на доске.

Почему рассказ называется «Зимний дуб»? Можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа?

Выслушиваюся ответы детей.

Анна Васильевна и Савушкин. (Если дети не назовут в числе героев зимний дуб, спросить, почему не назвали)

Задача 1: определять тему частей текста

Рассказ «Зимний дуб» разделён на 4 части. Определите тему каждой из частей

Тема 1 части: тропинка в школу (или «напоённый светом январский денёк»)
Тема 2 части: урок русского языка в 5-а классе.
Тема 3 части: разговор учительницы с учеником
Тема 4 части: красота зимнего леса (или «зачарованный мир покоя и беззвучья»)

Задача 2: находить в тексте конкретные аргументы, сведения, факты, заданные в явном виде.
Проверим, насколько внимательно вы читали начало рассказа. Ответьте кратко на вопросы.
(Приём в форме опросника прямого вопроса)
-Как звали молодую учительницу-героиню рассказа?
-Сколько ей было лет?
-Сколько лет она проработала в школе?
-Какой предмет преподавала?
-Как относились к молодой учительнице ученики и их родители?
-К ученикам какого класса спешила учительница морозным утром?
-Какую тему проходили ученики?
-Назовите фамилию ученика, опоздавшего на урок.
-Какой пример существительного привёл герой рассказа?
-Что послужило причиной вызова мальчика в учительскую?
Заготовьте оценочную линеечку. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Подтвердите ответы цитатами. (Приём поискового чтения)

Дети записывают в тетради ответы на вопросы.
-Анна Васильевна

24 года
-Два года
-Русский язык
-Уважительно

Имена существительные
-Савушкин

Зимний дуб

Савушкин постоянно опаздывал на 1 урок.

Взаимопроверка.
Подтверждение ответов цитатами.
(За каждую быстро найденную цитату ученики ставят себе в тетради плюс. Ученики,набравшие больше всего плюсов, получают «5»)

Задача 3: понимать информацию, представленную в неявном виде

Вы сейчас отвечали на мои вопросы, легко находя подтверждения своим ответам в тексте. А вот теперь попробуйте ответить на вопросы, на которые нельзя найти прямые ответы в рассказе. И всё-таки ответить на них можно. Предлагаю разбиться на группы для обсуждения ответа в течение 1 минуты. (Приём в форме хитроумных вопросов)
Вопрос 1. Сколько времени, по мнению АВ, должен был тратить Савушкин на дорогу в школу?
Вопрос 2. Кем работала мама Савушкина?

Объединяются в группы для обсуждения ответов.
- 45 минут: «От санатория до шоссе минут пятнадцать и по шоссе не больше получаса»
- Санитаркой при санатории: «Она вспомнила мать Савушкина "душевую нянечку", как называл се сын. Она работала при санаторной водолечебнице, худая усталая женщина с белыми и обмягшими от горячей воды, будто матерчатыми, руками»

Этап 2. Работа с текстом: оценка информации

Задача 1: определять место и роль иллюстративного ряда в тексте

Предлагаю вам продолжить работу с текстом. Я буду показывать вам фотографии зимнего леса, а вы постарайтесь найти, подходящие с вашей точки зрения, строчки из теста рассказа «Зимний дуб» (приём выборочного чтения)
Просмотр презентации. Зачитывание цитат.

Физкультминутка.
Задача 2: находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение

Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)
Вспомните, какие черты характера этих героев мы определили на прошлом уроке.
Ответы фиксируются на доске.

Как разговор АВ и Савушкина характеризует каждого из них?

А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?
-Каким мы видим Савушкина?

Возможные наводящие вопросы:
« А ты его видел? азартно спросила Анна Васильевна» Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?
-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки? (Ей захотелось увидеть живого лося в лесу. «Анна Васильевна заинтересовалась следами»).

«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ? (Так подумала сама АВ. Автор использовал приём ПТЗ. Учительница поняла, что здесь, в лесу, она гостья, а её ученик Савушкин разбирается в тайнах леса лучше, чем она)

Анна Васильевна: самоуверенная, кокетливая, умная, образованная
Савушкин: добродушный, рассеянный
-АВ не любит ложь, значит, она честная, правдолюбивая. «Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью»
Савушкин наивный, искренний, открытый и тоже честный, бесхитростный. «он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: "Вот мы все выяснили. Чего же тебе еще от меня надо?"»
-Савушкин любит природу, животных. Он открыл для себя особый мир. Любознательный «Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку» Внимательный, заботливый.
-АВ любопытная «Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь лес» «Анна Васильевна заинтересовалась следамиазартно спросила..» азартная, увлекающаяся «Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась особенно замысловатая фигура. Она вошла во вкус» самокритичная «Боже мой! вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна, Можно ли яснее признать свое бессилие?»

Этап 4. Итог урока

Мы провели с вами большую работу. Но вот вопрос: можно ли назвать зимний дуб героем рассказа- так и остался открытым. Почему же автор назвал рассказ именно так? Об этом поговорим на следующем уроке.
А что вам нужно сделать дома, чтобы подготовиться к следующему уроку?

Выслушиваются ответы детей. Возможные варианты: перечитать заключительную часть рассказа, в которой описывается зимний дуб и встреча с ним АВ. Нарисовать зимний дуб и его обитателей.

3 урок
Тема «Роль природы в жизни человека»

1 этап. Постановка цели урока.

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Сегодня у нас заключительный урок по изучению рассказа Ю.Нагибина «Зимний дуб» Нам осталось ответить на последний вопрос: можно ли считать зимний дуб главным героем рассказа? Почему всё-таки автор назвал рассказ именно так?
Как писателю удалось передать красоту дерева? Какую роль играет природа в жизни человека? Как при помощи слова создается образ?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо научиться быть внимательным к художественному слову. Нам предстоит проделать очень большую работу.

Этап 2. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Дома вы рисовали рисунки. Давайте посмотрим, какаим вы представили зимний дуб.
Учитель просит подобрать цитаты к рисункам одноклассников.
На доску вывешиваются детские рисунки.

Находят цитаты к рисункам.

Мы перечитали описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

Изменилось ли у Анны Васильевны мнение о Савушкине после прогулки по лесу? Почему она решила не говорить с его матерью?
-Почему Анна Васильевна, думая о мальчике, назвала его чудесным и загадочным гражданином будущего?
-Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись. (Просмотр презентации:слайд № 10, 11)
-Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках.
-Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно.

Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех.
-"Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!"

-"Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.

Да, изменилось. Она подумала о мальчике как о «чудесном и загадочном человеке»

3 этап. Обобщающая беседа по прочитанному.

Что изменилось в Анне Васильевне после прогулки по лесу?
-Как вы думаете, почему все ее уроки показались ей скучными и сухими? Что, по-вашему мнению, не хватало в ее уроках?
-Изменятся ли уроки Анны Васильевны после прогулки по лесу?
-Можно ли назвать Анну Васильевну настоящим учителем? Какими качествами должен обладать настоящий учитель?
-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?
-Как вы думаете, будет ли Савушкин опаздывать после этой прогулки? Как вы думаете, что скажет ему Анна Васильевна, если он опять опоздает?
-Как вы думаете, каким вырастет Савушкин?
- Как вы думаете, почему Анна Васильевна поняла, что самым удивительным в лесу был чуткий мальчик, вслушивающийся в таинственный мир природы? Согласны ли вы с ней?
-Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.
-Это человек, который не только учит, но и готов учиться сам

4 этап. Итог урока

Почему рассказ называется «Зимний дуб»?
-Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.

Юрий Нагибин

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет. До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось. Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно Анна Васильевна. Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали Юрий Нагибин - Зимний дуб.fb2 (57.62 kB)

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».

(Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)

Цели:

продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;

обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;

развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;

воспитывать патриотическое отношение к природе.


«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество

ее законов и незащищенность».

Ю.Нагибин


Ход урока:

Проверка домашнего задания

Пересказ.


Аналитическая работа по второй части.

Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.

("Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…")

Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).

Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.

Как появляется в рассказе зимний дуб?

(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)

Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;

Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).

Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

(Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)

Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)

Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

("Просто дуб - что! Зимний дуб - вот это существительное!")

Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?

Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?

Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

("...Робко шагнула" к нему, а "страж леса" тихо качнул ей навстречу ветвью.)

(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)

Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)

Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как "чудесном и загадочном человеке»)

Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница. В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)


Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)


Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).

(Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек

и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого

человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).

Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».


Рефлексия


Домашнее задание : сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»

Литература: Цветкова Татьяна Михайловна . Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб". Фестиваль «Открытый урок».

Тема : Юрий Нагибин. Зимний дуб

Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;

развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

Ход урока:

Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)

Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.

Совместное чтение рассказа.

Проверка первоначального восприятия

Почему произведение называется «Зимний дуб»?

Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?

Что можете сказать о мальчике?

Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

Аналитическая работа


- На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.

С чего начинается повествование?

(С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)

В литературоведении это называется… (Экспозицией)

Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

Перед нами образ идеального человека.

– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была "счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце")

Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

Читаем диалог между учителем и учеником.

Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?


Рефлексия


Домашнее задание : готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы. Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело. Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе - всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» - с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону - мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

С добрым утром, Анна Васильевна! - Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

Да будет вам! Сейчас же наденьте, такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку, хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

Как Леша-то мой, не балует? - почтительно спросил Фролов.

Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, - в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен. Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка. И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

Здравствуйте, Анна Васильевна! - звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» - «Ученик». Или: «Что это?» - «Книга».

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

Ты опять опоздал, Савушкин? - Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, - наверно: «Что она объясняет?..»

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась - то, на шум в классе, то на рассеянность учеников. «Первые уроки так трудны!» - вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», - самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами. Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

Вам все понятно? - обратилась Анна Васильевна к классу.

Понятно!.. Понятно!.. - хором ответили дети.

Хорошо. Тогда назовите примеры.

На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:

Правильно, - сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».

И тут прорвало:

Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..

Правильно, - говорила Анна Васильевна, повторяя называемые ребятами примеры.

Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла та радость, с какой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. Круг примеров все ширился, но первые минуты ребята держались наиболее близких, на ощупь осязаемых предметов: колесо, трактор, колодец, скворечник…

А с задней парты, где сидел толстый Васята, тоненько и настойчиво неслось:

Гвоздик… гвоздик… гвоздик…

Но вот кто-то робко произнес:

Город - хорошо! - одобрила Анна Васильевна.

И тут полетело:

Улица… Метро… Трамвай… Кинокартина…

Довольно, - сказала Анна Васильевна. - Я вижу, вы поняли.

Зимний дуб!

Ребята засмеялись.

Тише! - Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.

Зимний дуб! - повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы.

Тип урока : изучение нового материала.

Задачи:

  • Образовательные : познакомить через осмысление содержания рассказа понятиями «доброта», «школа жизни».
  • Развивающие : развивать мышление, речь, развивать навыки общения (умение договариваться, аргументировать свою точку зрения), ставить себя на место героя рассказа.
  • Воспитательные : воспитывать уважительное отношение к окружающим людям и природе.

1. Организационный момент

2. Мотивация

Как вы понимаете выражение «школа жизни»?
- Как человека учит жизнь?
- Сама жизнь или люди, которые живут рядом с нами? Кто эти люди? Всегда ли это взрослые? Поможет нам это выяснить до конца произведение Ю.М. Нагибина «Зимний дуб».

3. Актуализация опорных знаний (начало работы с текстом до чтения)

Кто автор произведения?
- Юрий Маркович Нагибин.
- Что мы знаем о писателе?
- Ю.М. Нагибин родился и вырос в Москве. Во многих рассказах он изображает детство городского мальчишки. Писатель много знал и о деревенской жизни, потому что на лето няня увозила его в свою родную деревню.

4. Изучение нового материала

а) Работа с текстом до чтения.

Работа с иллюстрациями произведения (рассматривание иллюстрации, выявление главных героев возможного сюжета).
- Кто главный герой рассказа?

б) Работа с текстом во время чтения (чтение с пометками)

Чтение текста на странице 42-56.
Словарная работа (по необходимости обратиться к словарю)
Ботики - обувь, которую, надевают поверх другой обуви в сырую или холодную погоду.
Наст - твердая кора на снегу, образующаяся после оттепели.
Картуз - головной убор с козырьком, неформенная фуражка.
Башлык - теплый головной убор, надеваемый чаще поверх шапки - капюшона с длинными концами.

в) Работа с текстом после чтения

Сколько в рассказе героев?
- Мальчик Коля и «Зимний дуб».
- Кого можно считать главным героем рассказа?
- Заглавным героем рассказа автор сделал дерево - «Зимний дуб».
- Почему?
- Чтобы мы поняли главное в этом образе: дуб спасает от холода маленьких, беспомощных насекомых и зверушек. Он - как добрый человек, который защищает слабых и беспомощных. Поэтому и восхищаются им и Коля, учительница. Значит, и они добрые люди.

5. Закрепление изученного материала (продолжение работы с текстом после чтения)

Что можете сказать об учительнице?
- Анна Васильевна хоть и молодая, но её уважают, прислушиваются к ней, но и она продолжает учиться у жизни и даже у своих учеников.
- С какими мыслями она вернулась?
- Она была восхищена «Зимним дубом», но поняла, что самым удивительным в этом лесу был маленький человек, чудесный и загадочный гражданин будущего.

6. Рефлексия

Над чем вы задумались, прочитав рассказ?
- Всегда ли взрослые учат детей «урокам жизни»?
- Кто в этом рассказе оказался учителем?

7. Подведение итогов урока

Почему рассказ называется «Зимний дуб»?

8. Домашнее задание: перечитайте рассказ, ответьте на вопросы учебника.




Top