Нано-арт - визуальный вид искусства. Современное искусство

Нанохудожники, нанопейзажи и наноскульптуры… эти термины – не дань моде, они взяты из лексикона последователей нового художественного направления – наноарта. Его создатель Крис Орфеску поделился с New Scientist своей методикой и философией. Здесь не нужны кисти и краски, а также художественный замысел, но не обойтись без «его величества» случая и мощного микроскопа .

Рис. 1. Крис Орфеску рассматривает
наноарт как самый прогрессивный путь
для внедрения нанотехнологий и
знакомства с ними людей, не связанных
с наукой.

Крис, Вы одновременно – ученый и художник. Как эти два человека уживаются в вас? Конфликтуют или живут в согласии?

Как искусство, так и наука – это творческие процессы. Некоторые ученые думают, что правая часть головного мозга помогает человеку мыслить абстрактно – например, заниматься музыкой, понимать цвета, формы.

Левая же половина мозга, так называемая аналитическая, помогает распознавать математические символы, отвечает за логику, анализ, речевую деятельность. По моему мнению, нужно упражнять обе половины мозга, и я твердо в этом уверен.

- Вы занимаетесь наноартом уже более 20 лет. Как возникла идея использовать нанообъекты для создания изображений?

Я всегда испытывал интерес к нанотехнологии , как к самой современной технологии, способной изменить нашу жизнь. Почти 30 лет назад во время исследования я был так поражен структурой и хитросплетениями вещества в его крошечной частичке, что начал исследовать процесс наноарта, сочетая науку и искусство.

Недавно я запустил новый блог о нанотехнологии и искусстве, где планирую начать рассказывать об истории наноарта и исследовать глубины взаимодействия искусства, науки и техники. Всех художников и ученых, заинтересованных в развитии этого блога, я прошу присылать статьи и интересные материалы.

- А что произошло за последнее время в Вашей жизни как ученого и как художника?

Как ученый последние несколько лет я занимаюсь исследованием в области новых наноматериалов для батарей и конденсаторов, которые могут быть использованы в электромобилях, а также материалов, которые найдут применение в одежде со встроенными электронными устройствами.

Справка NNN : Крис Орфеску, румынский учёный-физик и художник, живущий в США (Калифорния). Работает в калифорнийской компании Caleb Technology, разрабатывающей аккумуляторы. Считается основоположником наноарта. Учредитель и куратор международного онлайн-конкурса наноарта (по материалам strf.ru).

А как художник я нацелен на создание черно-белых работ. Мне хочется раскрыть красоту необработанных наноскульптур , рожденных Природой на атомном и молекулярном уровнях.

Рис. 2. «Нано-гамак: релаксация на наноуровне». Частицы графита в полимерной полиэфирной смоле.

  • Какое-то время я всецело был поглощен продвижением наноарта, который, в чем я безоговорочно уверен, является отражением новой технологической революции. Я рассматриваю это направление в искусстве как самый прогрессивный путь для внедрения нанотехнологии и знакомства с ней людей, не связанных с наукой.

Насколько я знаю, у художника-живописца вначале рождается замысел будущей картины, он ее представляет и воплощает. А как происходит создание картины у художника наноарта? Что получится – для него тайна?

Как правило, в живописи у художника вначале возникает замысел будущей работы, а затем он претворяет его в жизнь. Иногда случается, что конечный результат получается иным, отличным от задуманного. Нанохудожник, имея в распоряжении новейшие технические средства, способен делать то же самое: придумать образ и затем создавать его, хотя такие работы довольно просты и им недостает той сложности, которой наделены произведения природы.

Рис. 3. «Крепко связанные». Частицы графита в полимерной полиэфирной смоле.

Я предпочитаю использовать несколько «мистический» способ. Мое художественно-научно-техническое творчество начинается в лаборатории, где с помощью физических и химических процессов я создаю различные структуры, так называемые наноскульптуры. В основном это работы на молекулярном и атомном уровнях.

Для них я часто использую природные структуры, которые нахожу, исследуя под микроскопом различные вещества. Я называю их нанопейзажами. Следующим шагом в этом процессе идет создание структуры изображения – визуализация – «поимка» изображения. Я использую сканирующий электронный микроскоп, чтобы обнаружить структуры и выбрать наиболее близкие моему замыслу, чтобы создать ценное произведение искусства.

Рис. 4. «Квантово-механическое
туннелирование». Частицы графита
в полимерной полиэфирной смоле.

Некоторые из найденных изображений окрашиваются и обрабатываются с помощью цифровых технологий, при этом я комбинирую реальные изображения этих структур с абстрактными цветовыми гаммами. Чтобы окрасить их, я разработал в Photoshop особую технику, которую назвал Digital Faux.

Эту технику можно сравнить с имитацией, которую художники-декораторы используют при заключительной отделке, применяя глазурь вместо краски. Путем нанесения глазури можно достичь трехмерного эффекта, что не получится при применении обычной краски.

Подобно этой имитации, Digital Faux достигается наложением прозрачных цветовых слоев для создания глубины, объема и формы. Эти слои я назвал «Цифровые глазури».

Завершающий этап процесса создания изображения – это печать. Для нее я использую холст или мелованную бумагу с высоким глянцем. После этого мои работы можно продемонстрировать аудитории, и художественные образы не оставят людей равнодушными своей неповторимой красотой и необычностью.

Ежегодно проводится Международный онлайн-конкурс, который вы учредили. Вам не приходила мысль создать выставку вне Интернета, собрать вместе работы художников из разных стран?

В этом году исполнится пять лет со дня создания Международного онлайн-конкурса НаноАрта. Помимо ежегодной организации онлайн-конкурса мы также проводим Национальный фестиваль наноарта в художественных галереях по всему миру. Первые два фестиваля проводились в Котке (Финляндия) и в Штутгарте (Германия). Также мы организуем выставки NanoArt21, например, в Сан-Себастьяно (Испания), на фестивале «Страсть к знанию» в Праге, а также в Чехии на Евронанофоруме.

У меня были и индивидуальные показы, и групповые выставки-офлайн во многих странах мира: в США, Италии, Франции, Финляндии, Корее, Великобритании, Ирландии, Испании, Германии, Колумбии, Греции и Израиле.

- Крис, как Вы представляете будущее наноарта?

Ученые исследуют наномир, чтобы проникнуть в тайну мироздания. Возможно, что нанотехнологии смогут ответить на этот вопрос. Я думаю, что открытия в области нанотехнологий будут самыми главными технологическими событиями в ближайшие несколько десятилетий.

Рис. 5. «Свет сквозь микроотверстие 2». Наноскульптура, созданная путем замораживания крошечной капли коллоидного графита (наночастицы графита в суспензии) в жидком азоте при температуре –196 градусов Цельсия.

В то время когда я основал Международный онлайн-конкурс, еще не было подобных проектов. Сейчас же, спустя несколько лет, уже многие университеты и научные общества организуют конкурсы по наноарту. Для того чтобы представить прогресс этого направления в искусстве, я познакомлю вас со следующей статистикой: в прошлом году на IV Международном онлайн-конкурсе, организованном NanoArt21, 48 художников из 15 стран мира представили 154 работы, тогда как в 2006 году 22 художника из 5 стран представили 71 работу. Важно, что качество работ намного улучшилось, и художники демонстрируют лучшее понимание этого нового направления искусства.

Я основал NanoArt21 несколько лет назад как Всемирную организацию для знакомства людей с новым видом искусства – наноартом, а также для его продвижения в мире. В данный момент я могу сказать, что у нас очень активная и быстро расширяющаяся международная группа художников, проявляющая огромный интерес к нанотехнологии и наноискусству.

Изображения вещества, полученные благодаря электронным и атомно-силовым микроскопам, стали объектом новейшего направления в искусстве - наноарта. Но чтобы цифровая печать превратилась в произведение искусства, необходимо всего лишь слегка приукрасить реальность.

Любая эпоха порождает новое направление в искусстве. Наш век подарил жизнь этому направлению - наноарту. Посредством развития нанотехнологий теперь можно легко заглянуть в глубинный слой веществ, ставший предметом творческого вдохновения для многих художников, подкованных к науке. Их творения - это необычайно удивительные по своей красоте и необычности молекулярные и атомные пейзажи (вид естественных структур веществ), а также наноскульптуры (результат манипуляций с материей на молекулярном и атомном уровнях с применением физических и химических процессов). Такие работы возможно наблюдать как на выставках нанотехнологий, так и в музеях современного изобразительного искусства, так как они являются и достижениями современной науки и объектами нового направления искусства.

Для кого-то наноарт - та же фотография. Но это не так. Фотоснимки сделаны фотонами (частицами света), а изображения наноарта - электронами, проникающими в глубинные структуры материала. Растровый электронный микроскоп делает изображения поверхности образца с большим разрешением (менее микрометра) и при гораздо большем увеличении (до 300 000 раз). Полученные черно-белые изображения без световых частиц раскрашивают с применением разнообразных художественных технологий.

Крис Орфеску, румынский учёный и художник, живущий в США, положил начало этому направлению. Больше 20 лет он реализует программы, переплетающиеся в науке и визуальном искусстве. Применяя электронный микроскоп, Орфеску делает печать срезов твёрдых тел, чёрно-белые изображения раскрашивает на компьютере, добиваясь в своих снимках особой глубины и трёхмерности изображения, благодаря технике Digital Faux - специальные фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. Получающиеся посредством этого картины настолько яркие, что напоминают творчество художников-абстракционистов, тем не менее их невозможно отнести к абстрактному искусству, так как они представляют собой цифровые изображения реальных вещей.

С помощью наноарта как будто попадаешь во второе измерение. Оно было давно, но люди его до этого не видели, как не видят, например, глубин космоса. А когда вещества, из которых мы состоим, вдруг вырастают в огромный мир, чувствуешь себя маленьким. Невероятное ощущение: можно побывать не только в бесконечной Вселенной, но и в микрокосмосе, внутри самих себя.

Глава 1. Влияние научных инноваций на развитие современного искусства и дизайна.

1.1. Теоретические основы «научного искусства».

1.2. Эстетические аспекты восприятия научно-художественных инноваций в искусстве и дизайне.

1.3. Место нано-арт в современном искусстве и дизайне.

Глава 2. Нано-технологии в проектировании визуального пространства.

2.1. Принцип работы электронного микроскопа и компьютерные технологии обработки нано-изображений.

2.2. Анализ работ известных художников стиля нано-арт и применяемых ими технологий.

2.3. Взаимосвязи нано-арт с изобразительным искусством и традиционной культурой Сирии.

Глава 3. Перспективы использования технологий нано-арт как ресурс дизайн-проектирования.

3.1. Нано-арт и трехмерное изображение (ЗБ).

3.2. Возможности нано-арт в развитии современного графического дизайна.

3.3. Технологии нано-арт в развитии музейной культуры и популяризации традиционного искусства и архитектуры (на примере Сирии).

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Хамшо Мхд Салем

Выводы диссертации призваны способствовать обозначению места нано-арт в системе современной графической проектной культуры. На их основании можно наметить круг вопросов, расширяющих и углубляющих проблематику нано-арт. Среди тем возможных дальнейших исследований -влияние нано-арт на развитие современного графического дизайна; анализ выразительных средств нано-арт методами теории и истории изобразительных искусств; материалы и выводы диссертации могут быть плодотворно использованы при решении всех этих вопросов. Такие исследования позволят составить объемную картину становления и современного состояния нано-арт, а также заглянуть в перспективу его развития.

1. Теоретически обоснованы свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры. Центральным научным результатом диссертации стало развернутое многоуровневое определение нано-арт.

2. Результаты диссертации способствуют обретению нано-арт статуса одного из видов проектной деятельности и дают ему возможность занять должное место в современной графической проектной культуре.

3. В результате проведенного исследования в диссертации раскрыто значение компьютерных средств визуальной информации в графической культуре. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структура нано-арт.

4. Доказано, что развитие нано-арт генетически связано с развитием средств художественного творчества, основанных на современной технике (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

5. В процессе исследования подтвердилась гипотеза автора о том, что определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

6. Научное обоснование получило утверждение автора, что способы постановки целей нано-арт, его структура, особенности восприятия, а также метод создания и среда применения его произведений свидетельствуют о принадлежности нано-арт графической проектной культуре.

Прежде всего, рассмотрено становление нано-арт. Автор осуществил это в ключе развития фото-, кино- и видеотехнологий, компьютерной графики и интерактивного искусства. Выявленные в результате этого анализа свойства техногенных изображений сопоставлены с основными свойствами графического дизайна. Такое сопоставление позволяет констатировать, что развитие составляющих художественной культуры, базирующихся на современной технике, определило формирование графического языка нано-арт, его функцию и методы проектирования. Отсюда можно заключить, что нано-арт является продуктом ассимиляции техноизображений графической проектной культурой на стадии их зарождения и выступает закономерным продолжением линии развития графического дизайна.

Опираясь на данные диссертационного исследования, автор доказал, что формирование эстетического отношения к информации в произведении скрин-дизайна возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Поэтому проектирование в нано-арт носит ярко выраженный антропоцентрический характер. Из этого следует, что основная цель нано-арт состоит в проектировании интерфейсов для обеспечения информационных коммуникаций и в формировании технико-эстетической среды, служащей для сохранения экологии человеческого восприятия и для гуманизации техники. Последовательное прохождение всех этапов исследования позволило автору в итоге третьей главы дать пределение нано-арт, в котором он выступает как направленная на формирование технико-эстетической коммуникационной среды художественно-проектная деятельность, которая характеризуется системностью и комплексностью единых технологических, функциональных и образных решений; базируется на принципах соответствия биологическим и культурным каналам взаимоотношений человека с окружающим миром с целью гармоничного включения компьютерных средств визуальной информации в современную графическую культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Nano Art - (от лат. nano - «миллиардная часть метра», c анг. art - «искусство») - это визуальный вид искусства , направленный художниками на создание "скульптур микро- и наноразмеров под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием полученных нано образов с помощью электронного микроскопа и обработкой чёрно-белых фотографий в графическом редакторе (например, Adobe Photoshop).

История создания

Техника стиля

Процесс создания произведения Nano Art’а, его технику можно представить следующим образом: художники создают скульптуры (композиций) микро - и нано-размеров под действием химических или физических процессов обработки материалов, фотографированием полученных мини-образов с помощью электронного микроскопа и обработкой чёрно-белых фотографий в графическом редакторе . Используя растровый электронный микроскоп, делают отпечатки срезов твёрдых тел, чёрно-белые изображения обрабатывают на компьютере , добавляют цвет к сложной структуре материала. Особой глубины и трёхмерности изображения можно добиться, используя технику Digital Faux - особые фильтры и эффект полупрозрачных слоёв. Завершающий этап процесса создания изображения - печать . Для неё используют холст или мелованную бумагу с высоким глянцем. После этого работы можно демонстрировать аудитории. Благодаря развитию нанотехнологий стало возможно проникнуть в глубинный мир материи, сделавшийся предметом творческого вдохновения для многих подкованных в научном плане художников. Образы NanoArt’а очень наглядны и ярки. Можно говорить о том, что NanoArt отличает система художественно-образных задач - художественные образы не оставят людей равнодушными своей неповторимой красотой и необычностью.

Напишите отзыв о статье "NanoArt"

Примечания

Отрывок, характеризующий NanoArt

– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.


Top