Направление «Равнодушие и отзывчивость. Направление «Равнодушие и отзывчивость Равнодушие к родине примеры

Примерная структура итогового сочинения Итоговое сочинение должно быть логичным, последовательным и с тщательно продуманной

композицией. Чтобы оно соответствовало данным
требованиям, его необходимо писать по определенному
плану (структуре).
.

1
Вступление
Около 100 слов, 70 из
которых – вступление. А 30 –
подводка к основной части....
2
Основная часть
Главный тезис и его
аргументация с опорой на
литературные произведения 2-й
тезис и аргументация 3-й тезис
и аргументация...
3
Вывод
Примерно 60-70 слов. Блок
стоит начинать с итоговых
конструкций «Подводя итог…»,
«Рассуждая, я прихожу к
выводу…» и др....

1

отношению к людям
2
Равнодушие и отзывчивость по
отношению к миру природы.
3
Равнодушие и «отзывчивость души»
к миру искусства и красоты
4
Равнодушие и отзывчивость как две
крайности человеческой личности

Синонимы:
безразличие, безучастие,
безучастность, индифферентность,
индифферентизм;
малочувствительность,
бесстрастность, наплевательское
отношение, хладнодушие,
пофигизм, деревянность,
холодность, вседолампочество,
вялость, бесчувствие, холод,
хладнокровие, безразличность,
прохладность, бесчувственность,
бесстрастие, нечувствительность,
апатия, апатичность,
флегматичность
Герои
Евгений Онегин
Григорий Печорин
Илья Обломов
Павел Чичиков
Лужин
Старцев Дмитрий
Ларра («Старуха
Изергиль»)
Лопахин («Вишневый
сад»)
Элен Курагина, семья
Курагиных
Анна Одинцова («Отцы
и дети»)

Лексическая работа. Равнодушие-

Лексическая работа.
Равнодушие
отрицательное духовно-нравственное качество личности,
проявляющееся как безразличие, покой, холодность,
безучастность, невозмутимость по отношению к какимлибо людям, действиям, событиям.
Равнодушие – очень большой порок, основа многих
преступлений, проступков, других пороков, а главное – это
фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих
людей. Когда-то в церковно-славянском языке это слово
имело другой смысл – смысл единодушия, т.е. одинакового
состояния души людей.

Отзывчивость

положительное духовно -нравственное качество
личности, проявляющееся как склонность помогать
нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость,
великодушие, умение прощать, терпимость.
Отзывчивость основывается на хорошо развитой
эмпатийности, эмоциональной реактивности,
чувствительности к поведению других, альтруизм,
беззащитности, исполнительности и ответственности.
Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во
многих уверенность в прочность жизни, в господство
добра. Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость и забота
о других, да еще высоко оцениваемые окружающими,
может вызвать у покровителя чувство
снисходительности к своим подопечным, навязчивость
покровительства.

Синонимы:
Герои
мягкость, мягкосердечие,
сердечность, сочувственность,
доброта, мягкосердечность,
сочувствие, добродушие,
участливость, добросердечие,
добросердечность,
сострадательность, внимание,
внимательность, участие,
чувствительность, душевность,
благодушие, чуткость,
человечность.
Максим Максимыч
Разумихин
Сонечка Мармеладова
Наташа Ростова
Пьер Безухов
Данко
Маргарита
Доктор Пирогов
Лука
Матрена Захарова
Лидия Михайловна(«Уроки
французского»
В.Г.Распутин)

Как вы понимаете слова В.А. Сухомлинского: «Эгоизм - это
первопричина рака»?
Согласны ли Вы с утверждением Б. Ясинского: «Бойся
равнодушных - они не убивают и не предают, но только с
их молчаливого согласия существует на земле
предательство и убийство»?
Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по
отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот
истинно вершина бесчеловечности»?
Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно
равнодушие к самому себе!»?
Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
Как Вы понимаете пословицу: «В пути нужен спутник, в
жизни - сочувствие»?

10.

Как Вы понимаете высказывание А.П.
Чехова: «Равнодушие - это паралич
души, преждевременная смерть».
Согласны ли Вы с утверждением Ги де
Мопассана: «Неблагодарный сын хуже
чужого: это преступник, так как сын не
имеет права быть равнодушным к
матери»?

«отзывчивым»?
Какого человека можно назвать
«равнодушным»?

11.

Как привить чувство сострадания детям?
Сочувствие и доброта – это синонимы?
Вы согласны с тем, что равнодушие «разъедает душу»
человека?
Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с
равнодушием к Родине?
Чем опасно равнодушие к своей стране?
Можно ли утверждать, что подросткам сочувствие
свойственно в меньшей степени, чем зрелым людям?
Почему, по вашему мнению, поступки говорят громче
слов?
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным,
являются высшим проявлением человечности?
Может ли чрезмерное сочувствие стать преградой?
Существуют ли люди, недостойные сочувствия?
Что важнее: сочувствие или реальная помощь?

12. Список произведений

А.Н. Островский «Гроза»
В.К. Железников «Чучело»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Палата №
6», «Крыжовник»

Ф.М.Достоевский «Преступление и
наказание»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых
лебедей»
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
А.В. Вампилов «Старший сын»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький
принц»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»,
«Евгений Онегин»
Д.С. Лихачев «Письма о добром и
прекрасном»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
В. Гюго «Отверженные»
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Э. М. Ремарк «Возлюби ближнего
своего»
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»,
«Война и мир»
Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Ф.М. Достоевский «Идиот»
Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «И
грянет гром», «Все лето в один день»
А.П. Платонов «Юшка»
Б. Фредерик «Приказ есть приказ»
В.Ф. Тендряков «Хлеб для собаки»
А.И. Куприн «Изумруд», «Чудесный
доктор»
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и
зайцы»
М. Горький «На дне», «Старуха
Изергиль»
К.Паустовский «Заячьи лапы»

13.

Равнодушие и
«отзывчивость
души» к миру
искусства и
красоты.
Л.Н.Толстой «Война и
мир» (Наташа Ростова)
А.И.Куприн
«Гранатовый браслет»
И.С.Тургенев «Певцы»
В.Г.Короленко
«Слепой музыкант»
М.А.Булгаков «Мастер
и Маргарита»

14. Равнодушие к Родине

Как связано
равнодушие к
отдельно взятому
человеку с
равнодушием к
Родине?
Чем опасно
равнодушие к своей
стране?
Герои- карьеристы
Л.Н.Толстого «Война и
мир» (Берг, Борис
Друбецкой, мир штабных
офицеров, «ложный
патриотизм» русской
аристократии, которому
противопоставлены
Кутузов, простые солдаты,
их героизм)
Стихотворение
А.А.Ахматовой
«Мужество»
В.Быков «Сотников»

15. Равнодушие и отзывчивость на войне

Равнодушие и отзывчивость на
войне
М.А.Шолохов «Судьба человека»
В.Закруткин «Матерь человеческая»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Б.Васильев «А зори здесь тихие»

16. Эгоизм и равнодушие к себе

1.Как вы понимаете слова А.В. Суворова:
«Как тягостно равнодушие к самому
себе!»?
2. Не сочувствуй самому себе. Самим себе
сочувствуют только примитивные люди.
(Х. Мураками)
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
А.И.Гончаров «Обломов»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

17.

Равнодушие к
родителям
Отзывчивость и
равнодушие в
семье
«Отцы и дети» И.С.Тургенев
К.Г.Паустовский «Телеграмма»
А.Алексин «Прости меня, мама»,
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
Залог семейного «Отцы и дети» И.С.Тургенев
«Война и мир» Л.Н.Толстой
счастья в
«Преступление и наказание»
доброте,
откровенности, Ф.М.Достоевский
«Тихий Дон» М.А.Шолохов
отзывчивости...
(Э. Золя)
Равнодушие
мира взрослых к
проблемам детей
"Над пропастью во ржи", Д.Д. Селинджер
«Чучело» В.К.Железников
«Дети подземелья» В.Г.Короленко

18. Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает,
отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим
ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других
людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П
Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души,
преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно
подобное отношение к жизни?
Тезис 1: равнодушное отношение к окружающим может привести к
гибели человека (А.П. Платонов «Юшка»)
Тезис 2:равнодушное отношение к жизни ведёт к деградации
личности. Человек постепенно утрачивает способность радоваться
жизни, наслаждаться прекрасным (А.П. Чехов «Ионыч»)
Вывод…

19. Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина

бесчеловечности»?
Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из
основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в
котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не
раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы
обращали внимание на равнодушное отношение к близким,
родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в
целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали
о причинах возникновения такого качества.
Наряду с героями с черствой душой в литературе немало
примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей,
способных жертвовать собой ради других.
Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную
оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их
поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или
способен быть отзывчивым и сострадательным. ..
В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к
следующим произведениям….

20. Согласны ли вы с утверждением Р.Роллана» «Добро- не наука, оно действие»

1.Собственное рассуждение об отзывчивости
+ цитата Роллана
2.Основная часть
Аргумент1: Иллюстрация = доказательство
(аргумент). Рассказ Куприна «Чудесный
доктор»
Аргумент 2: Иллюстрация = доказательство
(аргумент. Рассказ В.Распутина «Уроки
французского»
3 Заключение
Возврат к мыслям из вступления на новом
уровне: отзывчивость «работает», когда она
действенна

Проблемы 1. Образование и культура 2. Воспитание человека 3. Роль науки в современной жизни 4. Человек и научный прогресс 5. Духовные последствия научных открытий 6. Борьба нового и старого как источник развития Утверждающие тезисы 1. Познание мира ничем нельзя остановить. 2. Научный прогресс не должен опережать нравственные возможности человека. 3. Цель науки - делать человека счастливым. Цитаты 1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ). 2. Не всякое изменение есть развитие (древние философы). 3. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый). 4. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский). Аргументы Научный прогресс и нравственные качества человека 1) Бесконтрольное развитие науки и техники все больше и больше тревожит людей. Давайте представим себе малыша, который облачился в кос­тюм своего отца. На нем огромный пиджак, длинные брюки, шляпа, которая сползает на глаза... Не напоминает ли эта картина современного человека? Не ус пев нравственно вырасти, повзрослеть, возмужать, он стал обладателем мощной техники, которая способна уничтожить все жи­вое на Земле. 2) Человечество в своем развитии достигло огромных успехов: компьютер, телефон, робот, покоренный атом... Но странное дело: чем сильнее становится человек, тем тревожнее ожидание будущего. Что с нами произойдет? Куда мы движемся? Давайте представим себе неопытного води­теля, который с бешеной скоростью мчится на своем новеньком автомобиле. Как приятно ощущать скорость, как приятно сознавать, что могучий мотор подвластен каждому твоему движению! Но внезапно шофер с ужасом понимает, что не может остановить свою машину. Человечество по­хоже на этого молоденького водителя, который мчится в неведомую даль, не зная, что таится там, за поворотом. 3) В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытс­тво было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе звучит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могут привести к гибельному финалу. 4) В повести М. Булгакова доктор Преображенский превращает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стремление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства. 5) «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостереже­ние, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумыва­ясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер. 6) В печати сообщалось о том, что совсем скоро появится эликсир бессмертия. Смерть будет побеждена окончательно. Но у многих людей это известие не вызвало прилива радости, на против, усилилась тревога. Чем обернется для человека это бессмертие? 7) До сих пор не угасают споры о том, насколько правомерны с моральной точки зрения эксперименты, связанные с клонированием человека. Кто поя­вится на свет в результате этого клонирования? Что это будет за существо? Человек? Киборг? Средство производства? 8) Наивно полагать, что какими-то запретами, забастовками можно остановить научно-технический прогресс. Так, например, в Англии в период бурного развития техники началось движение луддитов, которые в отчаянии ломали машины. Людей можно было понять: многие из них лиши­лись работы, после того как на фабриках стали использоваться станки. Но использование технических достижений обеспечило рост производи­тельности, поэтому выступление последователей подмастерья Лудда было обречено. Другое дело, что они своим протестом заставили общество задуматься о судьбе конкретных людей, о той пене, которую приходится платить за движение вперед. 9) В одном научно-фантастическом рассказе говорится о том, как герой, оказавшись в доме известного ученого, увидел сосуд, в котором был за­спиртован его двойник - генетическая копия. Гость поразился безнравственности этого поступка: «Как же вы могли создать подобное себе сущес­тво, а потом его убить?» И услышали в ответ: «Почему вы думаете, что это я его сотворил? Это он меня сотворил!» 10) Николай Коперник после длительных долгих исследований пришел к выводу, что центром нашей Вселенной является не Земля, а Солнце. Но ученый долго не решался опубликовать данные о своем открытии, потому что понимал, что такое известие перевернет представления людей о м:ироустройстве. а это может привести к непредсказуемым последствиям. 11) Сегодня мы еще не научились лечить многие смертельные болезни, еще не побежден голод, не решены острейшие проблемы. Однако техни­чески человек способен уже уничтожить все живое на планете. В свое время Землю населяли динозавры - огромные чудовища, настоящие маши­ны для убийства. В ходе эволюции эти гигантские рептилии исчезли. Не повторит ли человечество судьбу динозавров? 12) Бывали в истории случаи, когда некоторые секреты, могущие принести вред человечеству, уничтожались умышленно. В частности, в 190з году русского профессора Филиппова, который изобрел способ передачи по радио на дальнее расстояние ударных волн от взрыва, нашли мертвым в его лаборатории. После этого, по приказу Николая П, все документы были изъяты и сожжены, а лаборатория разрушена. Неизвестно, ру - ководствовался ли царь интересами собственной безопасности или будущим человечества, но подобные средства передачи силы атомного или водородного взрыва были бы действительно гибельными для населения земного шара. 13) Недавно газеты сообщили о том, что в Батуми снесли строящуюся церковь. А через неделю рухнуло здание районной администрации. Под развалинами погибло семь человек. Многие жители восприняли эти события не как простое совпадение, а как грозное предупреждение о том, что общество выбрало неверный путь. 14) В одном из уральских городов решили взорвать брошенную церковь, чтобы на этом месте было легче добывать мрамор. Когда взрыв прогре­мел, оказалось, что мраморная плита треснула во многих местах и стала непригодной для использования. Этот пример наглядно показывает, что жажда сиюминутной выгоды ведет человека к бессмысленному разрушению. Законы общественного развития. Человек и власть 1) История знает много неудачных попыток насильно сделать человека счастливым. Если у людей отнимается свобода, то рай превращается в темницу. Любимец царя Александра 1 генерал Аракчеев, создавая в начале 19 века военные поселения, преследовал благие цели. Крестьянам запрещалось пить водку, в положенные часы им полагалось ходить в церковь, детей следовало отдавать в школы, их запрещалось наказывать. Казалось бы, все правильно! Но людей заставляли быть хорошими. их заставляли любить, работать, учиться... И лишенный свободы человек, превращенный в раба, восстал: поднялась волна всеобщего протеста, и реформы Аракчеева были свернуты. 2) Одному африканскому племени, которое жило в экваториальной зоне, решили помочь. Молодых африканцев научи ли выпрашивать рис, им привезли трактора, сеялки. Прошел год - приехали посмотреть, как живет племя, одаренное новыми знаниями. Каково же было разочарование, когда увидели, что племя как жило, так и живет первобытнообщинным строем: трактора они продали фермерам, а на вырученные деньги устрои­ли всенародный праздник. Этот пример - красноречивое свидетельство того, что чело век должен созреть до понимания своих потребностей, нельзя никого сделать богатым, умным и счастливым насильно. 3) В одном царстве наступила сильная засуха, люди стали умирать от голода и жажды. Царь обратился к прорицателю, который пришел к ним из далеких стран. Тот предсказал, что засуха кончится, как только в жертву принесут чужеземца. Тогда царь приказал убить прорицателя и бросить его в колодец. Засуха кончилась, но с тех пор началась постоянная охота на иноземных странников. 4) Историк Е. Тарле в одной из своих книг рассказывает о посещении Николаем I Московского университета. Когда рек тор представил ему луч­ших студентов, Николай 1 сказал: «Не нужны мне умники, а нужны мне послушники». Отношение к умникам и послушникам в различных областях знания и искусства красноречиво свидетельствует о характере общества. 5) В 1848 году мещанина Никифора Никитина сослали в дальнее поселение Байконур «за крамольные речи о полёте на Луну». Конечно, никто не мог знать, что спустя столетие на этом самом месте, в казахстанской степи построят космодром и космические корабли полетят туда, куда смот­ре ли пророческие глаза восторженного мечтателя. Человек и познание 1) Древние историки рассказывают о том, что однажды к римскому императору пришел незнакомец, который принес в дар блестящий, как серебро, но чрезвычайно мягкий металл. Мастер поведал, что этот металл он добывает из глинистой земли. Император, испугавшись, что новый металл обес­ценит его сокровища, велел отрубить изобретателю голову. 2) Архимед, зная о том, что человек страдает от засухи, от голода, предложил новые способы орошения земель. Благодаря его открытию резко выросла урожайность, люди перестали бояться голода. 3) Выдающийся ученый Флеминг открыл пенициллин. Этот лекарственный препарат спас жизни миллионам людей, которые прежде умирали от заражения крови. 4) Один английский инженер в середине 19 века предложил улучшенный патрон. Но чиновники из военного ведомства высокомерно сказали ему: «Мы и без того сильные, только слабые нуждаются в улучшении оружия». 5) Известного ученого Дженнера, который победил оспу с помощью прививок, на гениальную мысль натолкнули слова обыкновенной крестьянки. Врач сказал ей, что она больна оспой. На это женщина спокойно ответила: «Не может быть, ведь я уже болела коровьей оспой». Врач не счел эти слова результатом темного невежества, а стал вести наблюдения, которые и привели к гениальному открытию. 6) Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов, но и среди людей высшего сословия. Так, например, основа­тель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы. 7) Тысячелетиями с деревьев падали созревшие яблоки, но никто не придавал этому обычному явлению какую-либо значимость. Нужно было родиться великому Ньютону, чтобы новыми, более проницательными глазами посмотреть на привычный факт и открыть универсальный закон движения. 8) Невозможно подсчитать, сколько бедствий людям принесло их невежество. В Средние века всякое несчастье: болезнь ребенка, смерть домаш­ней скотины, дождь, засуха, не урожай, пропажа какой-либо вещи - все объяснялось происками нечистой силы. Началась жестокая охота на ведьм, запылали костры. Вместо того чтобы лечить болезни, совершенствовать земледелие, помогать друг другу, люди огромные силы тратили на бессмысленную борьбу с мифическими «слугами Сатаны», не понимая, что своим слепым фанатизмом, своим темным невежеством они как раз служат Дьяволу. 9) Трудно переоценить роль наставника в становлении человека. Любопытна легенда о встрече Сократа с Ксенофонтом, будущим историком. Как- то разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него, куда следует идти за мукой и маслом. Юный Ксенофонт бойко от­ветил: «На рынок». Сократ поинтересовался: «А за мудростью и добродетелью?» Юноша удивился. «Иди за мною, я покажу!» - пообещал Сократ. И многолетний путь к истине связал крепкой дружбой знаменитого учителя и его ученика. 10) Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни. 11) Новые идеи прокладывают себе путь в тяжелой борьбе со старыми взглядами, устоявшимися мнениями. Так, один из профессоров, читал сту­дентам лекции по физике, называл теорию относительности Эйнштейна «досадным научным недоразумением» - 12) В свое время Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель. Но заряд батареи ско­ро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающе­гося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые откроются перед человеком. 13) В середине 17 века из Парижа на остров Мартиника капитан де Клие вез в горшке с землей черенок кофе. Плавание было очень тяжелым: корабль пережил жестокую схватку с пиратами, ужасный шторм едва не разбил его о скалы. На суд не были сломаны мачты, разбиты снасти. Постепенно стали иссякать запасы пресной воды. Ее выдавали строго отмеренными порциями. Капитан, едва держась на ногах от жажды, пос­ледние капли драгоценной влаги отдавал зеленому росточку... Прошло несколько лет, и кофейные деревья покрыли остров Мартиника. Эта история иносказательно отражает нелегкий путь всякой научной истины. Человек бережно лелеет в своей душе росточек пока еще неведо­мого открытия, поливает его влагой надежды и вдохновения, укрывает от житейских бурь и штормов отчаяния... И вот он - спасительный берег окончательного озарения. Созревшее деревце истины даст семена, и целые плантации теорий, монографий, научных лабораторий, технических новинок покроют материки познания.

Дата публикации: 27.10.2017

"Равнодушие и отзывчивость" - литературныйе примеры

Аргумент о равнодушии к стране для итогового сочинения на тему: " "Как связано равнодушие к отдельно взятому человеку с равнодушием к Родине?"

Возможный тезис:

Если человека не волнует чужая беда, значит он равнодушен к своему народу и стране в целом.

Этот аргумент (литературный пример) о равнодушии достаточно развернутый, и его одного вполне будет достаточно для сочиения на подобную тему:

Яркий пример равнодушия к людям и судьбе государства мы можем найти на страницах повести В. Л. Кондратьева «Сашка». Главный герой произведения был совсем молод, но уже знал, что приходится испытывать человеку на фронте. В одной из боевых схваток он получил ранение в руку и по состоянию здоровья был отправлен в тыл. В дороге Сашка познакомился с лейтенантом, который тоже попал под обстрел, и они продолжили путь вместе. Друзей по несчастью постоянно мучали бесконечная боль и изнурительный голод. Силы им придавала лишь мысль о том, что они доберутся до госпиталя, а там их отогреют, подлечат, и, самое главное, накормят. Однако, добравшись до конечного пункта, солдаты были разочарованы: на ужин им дали всего по две ложки пшенной каши. Зато по майору было видно, что он от голода не страдал. В то время, как люди, рисковавшие на фронте жизнью, голодали, он без угрызений совести отращивал живот. На недовольство людей подлец реагировал спокойно, он уже привык к шуму и прекрасно знал, что ему ничего за это не будет. Я возмущена поступком майора. Для победы в войне был важен каждый солдат, они проливали кровь, им нужно было восстановить силы, чтобы вновь пойти в бой. Видимо, это мало волновало начальника и мне очень сложно назвать такого человека патриотом.

Наша страна - наша крепость. Мы чувствуем себя защищёнными благодаря политической обстановки, которой добивался президент не один год. Мы пожинаем сладкие плоды горьких моментов, таких как: войны, революции, бунты и мятежи. Опасность равнодушия заключается в массовой силе такого настроя. Сначала один человек высказывает своё равнодушие к стране, потом его поддерживает второй. Обсуждая эту тему со знакомыми, всё больше людей становятся равнодушными. Такой феномен связан с тем, что люди не считают, что именно от них может зависеть жизнь страны. Они решают, что всё уже решено за них и не высказывают своё мнение относительно государственного порядка.

Литературные произведения показывают равнодушие к своей стране и всевозможные последствия такой позиции. Так, эта тема поднимается в романе Толстого «Война и мир». Эпизод, когда Берг скупает мебель для подарков, а отдаёт подводы для раненых солдат, возвращающихся со сражения. Можно ли представить, что Наташа бы разрешила вывезти ему мебель и оставить без средства передвижения раненых бойцов. Неравнодушная Ростова помогает им быстрее добраться в тыл.

Данный пример доказывает то, что неравнодушие к своей стране, к людям, которые ее защищают, помогает спасти жизни и облегчить ее другим.

В противовес достойного поступка Наташи, Элен и Анатоль оказались менее гуманными. В тяжёлый 1812 год брат и сестра не помогали народу, были повержены своим эгоизмом и малодушием. Становится понятно, что если бы и они были добрее, то смогли бы спасли больше людей, стать человечнее. Равнодушие к своей стране, которое они проявили, не только обесчестило их, но и подвергло угрозе других, ни в чем неповинных людей.

Таким образом, равнодушие к стране, к ее жителям, несёт за собой только трагичные последствия. Нужно быть отзывчивым человеком, даже в те моменты, когда ты рискуешь чем-либо своими или переступаешь через свои принципы. Есть такие ситуации, в которых твоё отношение к стране, может быть решающим. Главное, суметь вовремя принять участие в жизни страны, сделать всё, что в твоих силах. Ведь мы, жители одной страны - одна большая семья. Сегодня ты помог нуждающемуся, а завтра помогут тебе. Но нельзя рассчитывать на помощь из вне, если ты сам оказался безучастным в чужом горе. Проявляя добро к жителям страны, ты помогаешь всей стране, ведь общий настрой очень важен для государства.

Пьесы Н.Гоголя и А.Чехова – комедии. Смысл этого жанра – высмеивание пороков. Объединяет их ещё та особенность, что в них нет или почти отсутствуют (у Чехова) положительные персонажи. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТОбе пьесы населены равнодушными, безответственными героями. КОММЕНТАРИЙУ Гоголя все чиновники уездного города боятся приезда ревизора, потому что служат плохо и не равнодушны только к своему материальному положению. Они безразличны, безучастны ко всему тому, что является их прямыми обязанностями. Автор награждает их говорящими фамилиями: судья Ляпкин-Тяпкин - это характеристика его судейского служения; полицейский Держиморда, и понятно, как он относится к горожанам – обижает правого и виноватого. Хозяин города Сквозник-Дмухановский так боится ревизии, что готов на любое неправедное действие. В них нет ненависти, они просто безответственно и равнодушно тянут свою лямку, а в городе в это время из-а их безответственности и равношушия царят хаос и беззаконие. Второму изданию комедии Гоголь предпослал эпиграф: На зеркало неча кивать, коли рожа крива». Эта самая «кривая рожа» объясняется не только безразличием и отстранённостью, но и пассивностью, желанием только личного комфорта и приводит к пустоте, утрате совести, становится вершиной бесчеловечности. ВТОРОЙ АРГУМЕНТВ пьесе Чехова в центре внимания автора как будто всё неплохие люди. Это вовсе не гоголевские монстры, у которых нет ни чести, ни совести. КОММЕНТАРИЙНо давайте прислушаемся и присмотримся к их словам и поступкам. Хозяева имения дворяне Раневская и Гаев внешне достойные и уважаемые люди. Гаев много говорит, произносит пафосную речь, обращённую к «дорогому, многоуважаемому шкафу». Он живёт, ни о чём не задумываясь: «всё состояние проел на леденцах» иронизирует автор. Любит вкусно поесть, поиграть в биллиард, а к остальному абсолютно равнодушен. Ещё интереснее и сложнее окажется образ Раневской. Она внешне добра, очень сентиментальна. Утверждает, что любит своих дочерей Аню и Варю – и бросает их на произвол судьбы. Она влюблена в свой сад, много раз говорит о том, что его нельзя продавать, произносит много красивых слов, как будто всем внешне сострадает, но в итоге забирает деньги и уезжает в Париж к любовнику. Интересен образ другого помещика – Симеонова-Пищика. Сама фамилия становится его характеристикой: первая часть торжественная, высокая, а вторая – смешная и абсолютно сниженная. Он разорён и теперь готов продать всё. Продаёт свою землю по кусочкам англичанам, они нашли там какие-то полезные ископаемые. А то, что сад и эта земля – их родина, напрочь забыто ими. Вероятно, из-за стремления к комфорту, успеху свернулась и скукожилась их душа. Они стали не просто равнодушными, они стали людьми, для которых смешались ценностные основы жизни. Равнодушие, отстранённость, безучастность, бесчувственность, стремление только к личному успеху может привести человека к деградации. Почти все герои пьесы «недотёпы». Я думаю, что именно поэтому. (401 слово)


Top