Нарисовать архитектурное сооружение в любом стиле. Учимся рисовать здания,интерьер

Мастер-класс по рисованию памятника архитектуры в графике.


Думлер Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №56 г.Томска
Назначение: для уроков рисования, для участия в конкурсах, выставках, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: Выполнение рисунка памятника архитектуры в графике.
Задачи:
- познакомить с выдающимся архитектурным сооружением;
- научить последовательно рисовать конструкцию здания без линейки;
- развивать способности работы простым карандашом;
- способствовать развитию аккуратности, внимания, трудолюбия.
Материалы: белый лист для рисования и простой карандаш (лучше иметь твёрдый и мягкий)

Сегодня мы познакомимся с жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение.
Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей.
Это архитектурный комплекс, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури.


Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира.
Шах Джахан имел несколько жен. В 1612 году он женился на Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца"). Поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа. За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает.


Император был безутешен в своем горе. В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению мавзолея, который бы соответствовал красоте любимой жены. Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.


Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. Двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.



И великолепный сад, примыкающего к архитектурному комплексу, распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено.

Практическая часть.

Выполним рисунок простым карандашом. Начнём с линии горизонта, которая пройдёт по середине листа.


Добавим параллельную линию, это будет платформа, на которой будет располагаться само здание. Изображаем передний фасад в виде прямоугольника.


Выделим центральную часть фасада. Проведём две вертикальные линии с одинаковым расстоянием от краев.


Добавим барабан и купол полукруглой формы.


Боковые фасады видны не полностью, изображаем их с искажением.


В центральной части фасада проводим прямые линии в виде прямоугольника – это место красивых узорных украшений. Внутри рисуем арку – больная ниша перед входом.


У основания купола нарисуем полоску – место красивых резных узоров. На вершине купола треугольная макушка, которая завершается красивой фигуркой в персидском стиле.


Добавим маленькие башенки по углам здания. Они одинаковые и симметричные.


Повторим полукруглую форму главного купола.


На стене переднего фасада изобразим одинаковые прямоугольники.


Внутри нарисуем аркообразные проёмы. В этих нишах видны окна, изобразим их маленькими прямоугольниками.


Такая же арка появляется и в центральной части. Добавляем окно и дверь.


Теперь надо изобразить аркообразные проёмы на боковых фасадах. Основные архитектурные элементы здания изображены.


Обязательно изобразим минареты -с них призывали исламского верующего к молитве. Мы рисуем две одинаковые колонны по бокам основного здания.


Минареты также демонстрируют идеальную симметрию. Разделяем каждую башню на три равные части.


Рисуем балконы. Завершаем минареты куполами.


Настала пора изобразить часть сада перед мавзолеем. Начнём с «волшебной» точки схода, которая помогает художникам справиться с изображением пространства. Из точки проводим первые две линии, идущие вниз рисунка (водный канал).


Проведём ещё две линии очень близко к первым. Расстояние между линиями немного увеличивается к низу (Это мы изобразили высоту мраморных берегов). Ещё одна пара линий по внешней стороне проводится из точки (Это мы изображаем тропинки и газоны).


Чтобы нарисовать деревья, растущие вдоль водного канала, мы проведём вспомогательные линии из точки схода.


Высота деревьев на нашем рисунке разная, так как те деревья, которые растут ближе к нам, мы изображаем крупно, а те деревья, которые растут далеко от нас, мы изображаем маленькими. Деревья рисуем овальной формы.


В воде отражается здание и нам предстоит изобразить отражение. Теперь можно сказать, что линейный рисунок завершён!


Приступим ко второй части работы над рисунком. Выполняем тонировку твёрдым карандашом. Для неба выбираем горизонтальную штриховку.


И Тадж- Махал и минареты сделаны из белого мрамора, а это значит, что сооружения должны остаться самыми светлыми на рисунке. Выбрав с какой стороны светит солнце, мы можем добавить лёгкую тень с другой стороны сооружений.


Показываем тень на башнях вертикальными штрихами, балконы делаем темнее. На всех куполах показываем тень, плавно переходящую в более светлые тона.


Центральная часть здания тонируется по-разному. Большой прямоугольник самый светлый, на карандаш почти не давим. Арку – нишу делаем немного темнее. А окно и дверь раскрашиваем более темным тоном. Точно так же раскрашиваем и боковые части центра здания.


За тонировав и боковые арки, можно приступить к раскрашиванию отражения. Сложность состоит в том, что надо всё повторить в точности с выбранными тонами самого здания.


Водную гладь бассейна заштриховываем в горизонтальном направление, тон немного темнее, чем небо.


Заштриховывая мраморные «берега» важно показать объем. Светлой горизонтальной штриховкой раскрашиваем верхнюю поверхность берега, более тёмной штриховкой тонируется глубину. Добавим вертикальных ярких штрихов для обозначения объема и высоты.


Осталось поработать с растительностью. Траву выполняем прерывистыми штрихами, меняя нажим на карандаш.

Посмотрите на иллюстрацию к этой главе. Фантастика! Это прекрасное упражнение для практики более продвинутого уровня рисования в угловой перспективе. Практика — это основа успешного рисования, потому что практически невозможно узнать и освоить новые навыки, не занимаясь интенсивной регулярной практикой. Чтобы это ни было: музыка, языки, чтение, спорт и тем более, рисование.. чтобы овладеть мастерством и насладиться им практика необходима!

1. Легко проведите длинную линию горизонта, через весь листок бумаги. Поставьте две точки свода.

2. Нарисуйте четыре вертикальных линии, чтобы обозначить ближние углы четырех зданий. Обратите внимание, что у меня только две линии находятся и снизу и сверху относительно линии горизонта.

3. Начните со здания слева. Легко соедините точки свода с вершиной здания. Обратите внимание, что низ здания прячется за горизонтом, он находится за пределами поля зрения, спрятан от вашего взора.

4. То же самое проделайте со следующим зданием правее. Легко проведите направляющую линию из верхней и нижней точки здания.

5. Повторите этот процесс на всех последующих зданиях, используя вертикальные линии.

6. Далее используя правило перекрытия, нарисуйте правое дальнее здание, спрятав его за ближним.

7. Нарисуйте несколько дополнительных вертикальных линий из вершин других зданий, чтобы создать иллюзию глубины, чтобы почувствовать себя в переполненном городском пейзаже.

8. Теперь сотрите все лишние линии.

9. Легко проведите направляющие, чтобы создать крыши зданий. Решите где вы хотите, чтобы был нижний край здания и проведите вертикальную линию. Так вы создадите ближний угол здания.

10. Обозначьте толщину здания двумя вертикальными линиями.

11. Воспользуйтесь угольником, чтобы нарисовать легкие направляющие линии из заднего правого угла крыши.

Сделайте тоже самое с другой стороны, и вуаля, у вас получилась немного раскрытая трапеция. Теперь вы можете понять, почему вы столько тренировались в рисовании трапеций в предыдущих уроках. Трапеция – идеальный пример как работает угловая перспектива. Вы можете рисовать в 3D без понимания угловой перспективы, также как и водить автомобиль без понятия об устройстве мотора, или пользоваться компьютером, не зная как он работает. Однако понимание угловой перспективы открывает совершенно новые представления о творческих возможностях ваших будущих рисунков.

12. Начните рисовать следующий небоскреб с центральной вертикальной лини.

Используя угольник, легко проведите направляющие линии, чтобы создать крышу. Для этого упражнения, давайте просто нарисуем наши здания такими высокими, что они опустятся ниже нашего поля зрения. Просто нарисуйте все вертикальные линии для этих зданий до самого края нижней части листа.

13. Проведите вертикальные линии, чтобы определить ширину здания и соедините углы с точками свода, чтобы создать крышу.

14. Нарисуйте все оставшиеся здания, повторяя эту технику снова и снова.

15. Определите позицию источника освещения и затените все поверхности напротив. Обратите внимание, что нужно особенно четко выделить места перекрытия одного здания другим, наложив «тайные» тени. Это темная кайма, отделяющая объекты друг от друга, является очень важным инструментом, который использует почти каждый иллюстратор. Теперь, когда вы знаете на что обращать внимание, попробуйте найти хоть одну иллюстрацию в журнале или комиксе, в которой не используется этот метод, чтобы отделить объекты.

УРОК 26: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Это очень интересное и веселое практическое задание: зайдите в интернет и найдите изображения замка Нойшванштайн (это романтический замок баварского короля Людовига II), знаменитый замок в Германии.

Этот замок считается вдохновителем замка Золушки в тематических парках Диснейленда и логотипа на диснеевских фильмах, которые вы возможно видели в кинотеатре или на DVD дисках. Просмотрите несколько фотографий замка Нойшванштайн пока не найдете то, которое вам понравится. Убедитесь, что выбрали ту, на которой линия горизонта или уровень глаз находится в нижней части замка и всеми пиками тянется к небу выше уровня глаз.

Распечатайте и поместите эту картинку на кусок картона, снова убедившись, что он больше, чем само изображение на три дюйма с каждой стороны.

Используя линейку, черную тонкую ручку или мягкий заточенный карандаш, чтобы найти и провести линию горизонта на фото. Теперь прочертите направляющую линию из самой верхней точки замка, чтобы определить позицию точек схода. Продолжайте рисовать направляющие из каждого угла, который сможете заметить на фото, соединяя их в точках свода.

Обратите внимание, как все окна на каждой стороне основного здания выстроены в одну линию под углами темной крыши, выступающими шпилями и окнами. Взгляните, даже самая маленькая сторона замка и самая высокая сторожевая башня на одной линии с точкой свода.

На сегодня это все! Делитесь своими работами в

Учебное задание по рисованию архитектурных деталей является продолжением освоения рисунка и переходом к изучению более сложных форм – человеческого тела, головы и ее деталей. Упражнения по рисованию архитектурных деталей преследуют не только определенные учебные задачи, но и воспитательные цели. Так, например, изучая и рисуя элементы архитектурных пластических форм, вы приобретаете целый комплекс необходимых качеств для совершенствования в области рисунка. Вы познаете логику конструктивно-художественной сущности этих форм, приобретаете и совершенствуете технические и изобразительные навыки, развивают пространственное воображение и художественный вкус.

Рисование с натуры гипсовых орнаментов и капителей не только знакомит вас с разнообразием форм и чистотой архитектурного стиля, но и ставит более сложные изобразительные задачи, требует дальнейшего совершенствования рисунка.

Рисование форм архитектурных деталей является важным и необходимым учебно-методическим материалом, где главной задачей является необходимость усвоения и закрепления основных принципов и методов конструктивно-структурного рисунка. Вам необходимо усвоить в полной мере все задания учебного рисунка, начиная от конструктивной логики построения, далее методически, последовательно вести работу над рисунком до его определенной завершенности с помощью светотени, с учетом передачи характера изображаемой модели, пропорции, перспективы, объемной формы. Без этого невозможно в достаточной мере познать композиционно-художественные закономерности, конструктивно-художественную логику построения частей, деталей и всего архитектурного единства.

Рисование элементов архитектуры и их деталей позволяет студентам постепенно, по мере приобретения определенных знаний и навыков, перейти к изображению с натуры малых архитектурных форм, отдельных фрагментов и сооружений и целых архитектурных комплексов, в том числе интерьеров, экстерьеров и архитектурной среды. В связи с этим необходимо перейти к рассмотрению форм элементов архитектуры, а именно капителей и гипсовых орнаментов.

В учебном задании по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики, которые встречаются на капителях, карнизах, фризах, антамблементах, базах. Орнаменты предназначены для украшения архитектурных сооружений, прикладного искусства, предметов быта. В наши дни орнаменты предназначены, как правило, для декора в прикладном искусстве: на предметах быта, мебели, в оружейном искусстве, иногда для реставрационных работ по восстановлению памятников архитектуры. Основу орнамента составляет прямая плоская или кривая объемная плита, на которую наносится рисунок орнамента из геометрических фигур или из элементов растительного мира. Орнаменты, как правило, состоят из одних и тех же ритмически повторяющихся элементов, которые могут напоминать зубчики, бусинки, листья, цветы или другие предметы. Иначе говоря, орнамент представляет собой систему из отдельных элементов, связанных между собой в определенном порядке. Все элементы орнамента, формы листьев и цветов так или иначе подвержены стилизации, благодаря чему четко просматривается его структура. Наряду с простыми используются ритмически сложные орнаменты, в которых прослеживаются волнообразные движения со спиральными завитками. Такие орнаменты часто встречаются на капителях, антамблементах, базах и гипсовых розетках.

Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием их форм, но и ставит перед вами все более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке.

Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки капители и различные детали архитектурных обломов представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры.

Для начальных упражнений необходимо воспроизвести наиболее простые и ясные орнаменты. Это позволяет легче понять их строение. Вам следует помнить, что любой орнамент в гипсовой розетке или его размещение на каком-либо предмете (мебель, посуда, оружие) определяет его общую композицию, размер и взаимосвязь элементов. Поэтому, прежде чем перейти к изображению розетки, нужно ее изучить со всех сторон, анализируя высоту рельефа на отдельных участках. Особое внимание необходимо обратить на освещенность орнамента. Поверхность должна быть освещена таким образом, чтобы была наиболее отчетливо выявлена основная структура.

При выборе места рисования (точки зрения) для длительного рисунка не обязательно начинать с фронтального положения, как обычно принято. Достаточно предварительно сделать линейно-конструктивную зарисовку с натуры в таком положении, чтобы разобраться в основных членениях и узловых точках изображения или в процессе построения время от времени изучать натурную модель с фронтального положения. Здесь нельзя дать однозначной рекомендации, так как все будет зависеть от меры способности самого рисовальщика. Лучше всего садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещенности. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом.

Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента или групп его элементов лежат осевые симметрии. Это легко проследить на примерах простого орнамента, где одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т. е. повторяются.

Рисование капители. Наиболее ценными учебными моделями для рисования являются детали архитектуры – классические ордера. «Ордером» называют архитектурный элемент стоечно-балочной системы, приведенный в определенный конструктивно-художественный порядок. В буквальном переводе этот термин означает «порядок».

Ордерные системы, возникшие в античные времена и получившие широкое развитие во всей мировой архитектурной практике, по сей день обращают на себя пристальное внимание современников. Благодаря своей соразмерности, художественно-конструктивному совершенству, богатству и разнообразию архитектурных форм, классические ордера являются лучшими моделями для изучения и рисования, которые позволяют изучать логику конструктивно-художественной сущности этих форм и совершенствовать изобразительные навыки.

Изображение архитектуры требует больших усилий. Для новичков это не так сложно, как портреты, например. Все потому, что нарисованные здания воспринимаются иначе, чем знакомые нам люди, и тут ошибки менее видны. Я покажу вам как рисовать Успенский собор поэтапно. Пользоваться линейкой или любыми другими инструментами, которые облегчают рисование ровных линии запрещаю! Учитесь рисовать от руки. Когда ваша рука наберется опыта и уверенности сможете использовать любые приемы. Сейчас рисуйте собор своими силами!

Шаг первый. Покажем на бумаге место, где будет расположен собор и деревья.
Шаг второй. Рисуем основные составляющие части здания.
Шаг третий. Детализируем каждую из этих частей. Не спешите, проработайте аккуратно каждую деталь: кресты, купола, окна и даже деревья.
Шаг четвертый. Дабы пейзаж был реалистичным, добавим еще задний фон и теней.
Посмотрите другие мои уроки по рисованию зданий, они еще лучше:




Top