Народное творчество уголок в группе. Оформление уголка в младшей группе детского сада своими руками: Русское народное творчество
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе по теме «Украсим дымковскую игрушку - уточку»
Цель:
Приобщить детей к декоративному искусству
Развивать творческую активность
Формировать чувство цвета
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству
Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.
Программные задачи:
Закрепить знания о дымковских игрушках, продолжать знакомить детей с дымковской росписью;
Учить рисовать элементы дымковской росписи (кружочки, точки,волнистые линии, полоски, кружочки)
Учить самостоятельно составлять узор из знакомых элементов на готовых шаблонах;
Зактрепить знания основного цветового колорита;
Воспитывать интерес к рисованию;
Воспитывать интерес к предметам декоративно-прикладного искусства;
Воспитывать уважение к народному наследию;
Закрепить умение ориентироваться в плоскости;
Активизация словаря:
Дымковская игрушка, шаблон, уточка, кружок, точка, кольцо, волнистая линия.
Раздаточный материал:
Дымковские игрушки (2-4 штуки);
Несколько рисунков дымковских игрушек;
Картинки с элементами дымковского узора;
Готовые шаблоны уточки;
Гуашь, кисточки, баночки с водой;
Салфетки;
Предварительная работа:
Рассказ воспитателя, рассматривание альбома, беседа о дымковской игрушке, чтение стихотворений, пальчиковая гимнастика, загадки.
Ход занятия:
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие на волшебном поезде. Усаживаемся в вагончики и отпраляемся в путь. (проводим игру «паровоз»)
Ну вот и первая остановка - «стихотворная», здесь я вам прочту стихотворение (читаем стихотворение)
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое «Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно- расписные:
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски
– Простой. Казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
А теперь я прошу, вас, вновь сесть в свои вагончики, мы отправляемся в путь.(дети встают друг за другом и имитируют движение паровоза, подходят к столу где расставлены игрушки). А вот и остановка, ее название « дымково». Тут я вам расскажу о замечетальном народном промысле и истории его происхождения.
Ребята, посмотрите какие красивые игрушки. А знаете какое название они носят?
Это дымковская игрушка. Получила свое название от слободы Дымково, где мастера народного творчества изготавливают глиняные игрушки. Игрушку сначала лепят из глины, затем сушат (обжигают в печи). Посмотрите какая она яркая. Это потому, что мастера используют в росписи яркие цвета. Какие цвета вы тут видите?
Красный, синий, зеленый, оранжевый, желтый.
Правильно. Мастера наносят краски, использую кисть.
(рассматриваем игрушки)
А давайте с вами посмотрим какие узоры используют мастера?
Круг, точка, волнистая линия, полоски.
Правильно. И сегодня я вам предлагаю побыть дымковскими мастерами.
Для росписи будем использовать два цвета (красный и синий). Для образца возьмем дымковскую уточку.
Детей усаживаем за столы, где предварительно приготовлены шаблоны уточки, гуашь, ватные палочки, кисти, баночки с водой, салфетки.
Мы с вами будем рисовать узоры на бумаге, начиная с крупных кружочков, колечек, использую кисть и гуашь (показ)
Теперь берем кисть и рисуем волнистые линии;
Перед тем как приступить к заданию, мы разомнем наши пальчики (проводим пальчиковую гимнастику)
«Уточка»
Шла уточка по берегу («шагают» по столу двумя пальцами)
Шла серая по мостику (соединяют руки ладонями вниз)
Вела уточка деток своих (сжимают руки в кулачки)
И старшеньких(разгибают большой палец на обоих руках)
И важненьких(разгибают указательные пальцы)
И средненьких (разгибают средние пальцы)
И младшеньких (безымянные пальцы)
И самых любименьких (мезинцы).
А теперь приступаем к рисованию.
Предлагаем детям нарисовать показанное самостоятельно.
По окончанию работы приступаем к рассматриванию нарисованных уточек. Хвалим деток, справившихся с заданием хорошо.
Ребята, посмотрите какие красивые уточки у нас получились! А я предлагаю вам поиграть в игру под названием « Уточки и сабачка»:
Воспитатель берет на себя роль утки-мамы, а ребята изображают маленьких утят. Утка-мама показывает утятам, где пруд, и предлагает пойти поучиться плавать.
«Рано-рано утречком
Вышла мама-уточка
Поучить утят.
Уж она их учит, учит!
Вы плывите, ути-деточки,
Плавно в ряд.»
(А.Барто)
Утка-мама плавно двигается, отводя руки слегка назад, дети-уточки подражают ей. Затем она говорит: «Уточки в пруду плавают, крылышки приглаживают» (гладит руки, бока плавными движениями), хвалит деток-уточек: «Вот молодцы, как хорошо пригладили свои крылышки, кря-кря, кря-кря».
Вдруг с лаем появляется собачка (ребенок, выбранный на роль собаки). Утка-мама отгоняет ее.
Собачка подбегает к пруду, а утята быстро плывут к утке-маме и прячутся у нее под крыльями. Собачка убегает. Игра повторяется.
Ну вот ребята наше путешествие заканчивается и нам пора усаживаться в наши вагончики и отправляться домой.
Подведение итогов занятия и закрепление материала:
Дети, где мы с вами сегодня были?
Какие игрушки мы видели?
Почему они имеют такое название?
Какие элементы росписи используют мастера?
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Художественно-эстетическое развитие» (рисование), «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная.
Цель: продолжить знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора.
Задачи:
- учить различать элементы дымковской росписи, рисовать кружочки с помощью приспособлений (тычков);
- прививать интерес к изобразительному искусству;
- развивать умение идентифицировать цвета, любоваться окружающими предметами;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность при выполнении узоров.
Планируемые результаты - целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства (дымковская игрушка), активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Украсим дымковскую уточку», участвует в выставке детских работ, в разговоре с педагогом при знакомстве со способами выполнения узора на дымковской игрушке.
Материалы и оборудование : дымковская уточка, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (игрушки), образец педагогического рисунка, краски, кисти, тычки (палочки с намотанной на них ватой), салфетки, стаканы с водой, мольберт, листы бумаги с контуром утки, ноутбук, экран.
- Создание игровой мотивации.
Воспитатель. Ребята, а вы любите путешествовать? Вот сегодня мы с вами отправимся в такое увлекательное, интересное путешествие. Для этого мы закроем наши глазки и скажем вместе «Раз, два, три - в страну чудес ты попади!» (открыв глаза , видят в группе расставленные дымковские игрушки). Посмотрите, где мы с вами оказались? (в стране чудес) . Кто мне сможет сказать, как называются эти игрушки? (дымковские). А скажите, кто такие чудо - игрушки выполняет? (мастера). Правильно, ребята, кто выполняет такие чудо - игрушки называют мастерами.
Мастера хотят показать вам фильм о дымковской игрушке. Давайте посмотрим на волшебный экран. (Показ фильма о дымковской игрушке).
Понравился вам фильм? Мастера передали вам чудесный мешочек, отгадав загадку, вы узнаете, что там лежит.
Загадка:
Красные лапки
Топают по грядке
Мимо яблоньки в саду,
Прямо к старому пруду
Кря-кря-кря разносит ветер-
Любят Поночку все дети! (утка)
Посмотрите, у нас новая игрушка. Это уточка, которая сделана мастерами из Дымковской слободы. Давайте вспомним, как ее делали. (Сначала игрушку вылепили из глины, потом высушили, окрасили в белый цвет и украсили узором.) Уточка получилась красивой, нарядной. Хотите стать мастерами и сделать такую игрушку? (Ответы детей.)
- Рисование «Украсим дымковскую уточку».
Воспитатель. А сможете ли вы среди других игрушек найти те, что сделаны дымковскими мастерами? (Прикрепляет к фланелеграфу изображения разных игрушек и просит детей отыскать среди них дымковские игрушки.)
Мастер нам дал фигурку уточки и попросил ее украсить кружочками и точками. Что для этой работы нам нужно приготовить? (Краски и кисти.)
Посмотрите, как я украшу свою уточку. (Рисует кистью точки, кружочки разного цвета.)
Но еще такие кружочки и точки можно нарисовать специальным инструментом. (Показывает тычок - палочку с намотанной на нее ватой.)
С такой палочкой рисовать точки и кружочки гораздо быстрее. (Показывает приемы работы тычком, обращая внимание на то, что при смене краски нужно менять и тычок.)
Вот и украсила я свою уточку. Посмотрите, какая она красивая!
Но у вас получится еще лучше. А перед этим мы с вами по танцуем как уточки.
- Физкультминутка
«Танец маленьких утят» (видео-аудио сопровождение)
- Изображение узора на фигурке уточки.
Воспитатель. Мастера приготовили для вас рабочее место, рассаживаемся все. Теперь можно приступать к украшению уточки узором.
(Дети рисуют узор на фигурке уточки под руководством воспитателя, оказывающий помощь детям, испытывающим затруднения).Рисунки детей выставляются на стенде.
Воспитатель. Какие замечательные игрушки у нас получились. Яркие, нарядные. Так и хочется поиграть с ними. Но пора нам попрощаться. Скажем дымковским игрушкам «До, свидания!», «Раз, два, три - в нашей группе окажись»
- Рефлексия.
Ребята, в какой стране мы побывали?
О какой игрушке мы посмотрели фильм?
Какую дымковскую игрушку мы изобразили?
Кому мы скажем «спасибо» за такое увлекательное путешествие?
И вам ребята большое спасибо!