«народы мира этнографические очерки. «народы мира этнографические очерки Этнографический справочник народонаселение мира pdf


Таким образом, границы крупных геокультурных регионов мира есть результат взаимодействия природных, хозяйственных и историко-культурных (цивилизационных) составляющих. Видный российский географ В.В. Вольский так определил понятие «цивилизационный макрорегион» : «исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях», при этом выделяя 11 цивилизационных регионов: Западная и Центрально-Восточная Европа, Российско-Евразийский регион, Северная Африка и Средний Восток, Южная, Восточная и ЮгоВосточная Азия, Африка южнее Сахары, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

В рамках крупных историко-географических регионов существуют историко-культурные области более низкого ранга, вплоть до местных культурных районов. Например, в пределах Западноевропейского региона можно выделить следующие историко-культурные области: Северная, Центральная, Западная (Атлантическая), Южная (Среднеземноморская) . Однако, как полагают некоторые авторы, в условиях смешения культур деление геопространства на историкокультурные миры вообще утратило всякий смысл.

Где находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО?

Более половины всех объектов Всемирного культурного наследия представлены в Европе, что наглядно отражает вклад западной цивилизации, а также христианства как мировой религии, в сокровищницу человечества. В первую тройку по количеству объектов входят Италия, Испания и Китай. Около четверти всех объектов наследия находится в Азии, где формировались древние и средневековые цивилизации Востока, культурной основой которых послужили такие религии, как индуизм, буддизм, иудаизм, ислам, а также традиционные религии. Очевидно, что каждый этнос представляет определенную культурную ценность, так как внес свой вклад в общемировую «копилку» цивилизаций. Достижения внеевропейских культур не менее значимы для мирового прогресса, чем «цивилизованных европейцев».

Источники информации

1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000.

3. Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 1997.

4. Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М., 1995.

5. Народы мира. Историко-этнографический справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

7. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

9. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.

10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

Вопросы и задания

1. С чем связаны различия в подходах к районированию культурной карты мира у различных авторов?

2. Какие цивилизации включают в свои границы несколько этносов? Ядром каких цивилизаций является одна этническая общность?

3. Приведите примеры, когда религия объединяла различные этносы в единую цивилизацию.

4. Пользуясь дополнительной литературой, на примере своего региона (области, республики, края) выделите историко-культурные области, расскажите об их культурном своеобразии.

Российское цивилизационное пространство

§ 3. Русский народ

Первые письменные сведения о русских можно найти в «Повести временных лет» (XII в.), в которой автор ведет речь о славянских племенах, относящихся к русским. Однако формирование русского этноса началось в IX–XII вв., когда племена восточных славян (поляне, древляне, вятичи, кривичи, ильменские словене и др.) консолидировались в рамках единого государства – Киевская Русь – в древнерусскую народность . Дальнейшей консолидации этой народности помешал феодальный распад Киевской Руси, а впоследствии – объединение разрозненных княжеств под властью нескольких государств (Московское княжество и Великое княжество Литовское, а позже и Речь Посполитая), которое заложило основу для формирования трех современных славянских народов: русских, украинцев и белорусов. Именно в границах Московского княжества на базе единства языка и православной культуры формируется русская народность , объединенная единым самосознанием и территориальной общностью. Позднее, в ХVII – ХIХ вв., в условиях активной территориальной экспансии складывается русская нация .

] Под редакцией С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова.
(Москва: Издательство «Наука», 1964. - Серия «Народы мира: Этнографические очерки»)
Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010

  • СОДЕРЖАНИЕ:
    Предисловие (5).
    Введение (11).
    Население зарубежной Европы (12).
    Антропологические типы (35).
    Разграничительные признаки (35).
    Малые расы (36).
    Типы и локальные варианты (36).
    Характеристика антропологических типов отдельных народов (37).
    Данные палеонтропологии (43).
    Основные этапы этнической истории (44).
    Религии и вероисповедания народов зарубежной Европы (68).
    ПОЛЯКИ
    Общие сведения о народе и стране (75).
    Очерк этнической истории (76).
    Социально-экономический очерк (91).
    Промышленность и рабочий класс (93).
    Сельское хозяйство (97).
    Рыболовство и охота (104).
    Сельские ремесла и домашнее производство (107).
    Поселения и жилище (110).
    Городские поселения и жилище (110).
    Сельские поселения (1140.
    Крестьянское жилище (116).
    Пища (125).
    Одежда (127).
    Общественная и семейная жизнь (131).
    Религия (139).
    Народное творчество (144).
    Устно-поэтическое творчество (144).
    Народная музыка (146).
    Народные танцы (148).
    Художественные ремесла (149).
    Культурная жизнь (158).
    ЧЕХИ И СЛОВАКИ
    Общие сведения о народе и стране (175).
    Очерк этнической истории (176).
    Чехи (188).
    Промышленность (189).
    Сельское хозяйство (192).
    Ремесла и домашнее производство (196).
    Поселения и жилище (199).
    Одежда (208).
    Пища (213).
    Семья и общественный быт (215).
    Народное творчество (220).
    Словаки (224).
    Промышленность (225).
    Сельское хозяйство (227).
    Домашнее производство и народные ремесла (231).
    Поселения и жилище (235).
    Одежда (246).
    Пища (254).
    Семейная и общественная жизнь (256).
    Народное творчество (260).
    Религия в Чехословакии (263).
    Культурная жизнь в Чехословацкой Социалистической Республике (266).
    ЛУЖИЧАНЕ (279).
    БОЛГАРЫ
    Общие сведения о стране и народе (301).
    Очерк этнической истории (303).
    Сельское хозяйство (310).
    Рыбная ловля и охота (316).
    Ремесленное и домашнее производство. Художественные промыслы (317).
    Промышленность (321).
    Транспорт (324).
    Поселения и постройки (326).
    Утварь и пища (334).
    Одежда (337).
    Семейная и общественная жизнь (340).
    Религиозные верования и обряды (349).
    Народное творчество (353).
    Прикладное искусство (353).
    Устное народное творчество (355).
    Народная музыка (359).
    Народные танцы (362).
    Культурная жизнь (362).
    НАРОДЫ ЮГОСЛАВИИ
    Общие сведения о стране и населении (373).
    Краткая этническая история (377).
    Социально-экономический очерк (395).
    Сербы (401).
    Хозяйство (402).
    Поселения и постройки (407).
    Пища (413).
    Одежда (414).
    Общественная и семейная жизнь (418).
    Религия, верования, календарные праздники (423).
    Народное творчество (425).
    Хорваты (430).
    Хозяйство (431).
    Поселения и постройки (435).
    Пища (441).
    Одежда (441).
    Семейная и общественная жизнь (4440.
    Религия, верования, календарные праздники (447).
    Народное творчество (448).
    Словенды (453).
    Хозяйство (453).
    Поселения и постройки (455).
    Пища (458).
    Одежда (459).
    Общественная и семейная жизнь (461).
    Религия, верования и календарные праздники (462).
    Народное творчество (464).
    Македонцы (466).
    Хозяйство (467).
    Поселения и постройки (469).
    Одежда (473).
    Семейная и общественная жизнь (474).
    Религия, верования и календарные праздники (475).
    Народное творчество (477).
    Черногорцы (480).
    Хозяйство (480).
    Поселения и постройки (483).
    Пища (486).
    Одежда (487).
    Общественная и семейная жизнь (488).
    Религия (491).
    Народное творчество. Культура (492).
    Югославские мусульмане (494).
    Культура и культурная жизнь страны (500).
    АЛБАНЦЫ
    Общие сведения о народе и стране (515).
    Краткий исторический очерк (517).
    Хозяйство (523).
    Поселения и жилище (533).
    Утварь и пища (540).
    Одежда и украшения (541).
    Общественная и семейная жизнь (546).
    Верования (550).
    Народное творчество (552).
    Культурная жизнь (558).
    ГРЕКИ
    Общие сведения о народе и стране (565).
    Хозяйство (572).
    Пища (578).
    Поселения и жилище (579).
    Одежда (583).
    Общественная и семейная жизнь (586).
    Верования (589).
    Народное творчество (591).
    Культурная жизнь (594).
    РУМЫНЫ
    Общие сведения о народе к стране (599).
    Этногенез и историческое развитие румынского народа (602).
    Сельское хозяйство (611).
    Лесоразработки и плотогонство (621).
    Охота и рыболовство (622).
    Ремесла, домашнее производство и прикладное искусство (624).
    Промышленность (628).
    Пища (630).
    Поселения и жилище (631).
    Одежда (642).
    Семейная и общественная жизнь (646).
    Верования и культы (655).
    Народное творчество (656).
    Культурная жизнь (660).
    ВЕНГРЫ
    Общие сведения о народе и стране (667).
    Исторический очерк (669).
    Социально-экономический очерк (676).
    Промышленность и ремесла (676).
    Сельское хозяйство (679).
    Охота, рыболовство и собирательство (687).
    Транспорт (690).
    Классовый состав населения (692).
    Поселения и постройки (695).
    Пища (708).
    Одежда (710).
    Общественная и семейная жизнь (715).
    Религия (722).
    Народное творчество (724).
    Прикладное искусство (724).
    Венгерская народная поэзия (728).
    Народная музыка (734).
    Народные танцы (735).
    Культурная жизнь (736).
    НЕМЦЫ
    Общие сведения о народе и стране (743).
    Этническая история (745).
    Промышленность (762).
    Ремесла и мелкая промышленность (766).
    Сельское хозяйство (768).
    Рыболовство и охота (779).
    Пища (782).
    Поселения и постройки (785).
    Немецкий народный костюм (800).
    Семейная и общественная жизнь (808).
    Общественная жизнь (811).
    Верования и религиозная жизнь (815).
    Народное творчество (822).
    Фольклор (822).
    Народные танцы (828).
    Народные музыкальные инструменты с (830).
    Прикладное искусство (831).
    Культурная жизнь (839).
    АВСТРИЙЦЫ
    Общие сведения о народе и стране (853).
    Этническая история (855).
    Ремесла и промышленность (859).
    Сельское хозяйство (863).
    Пища (870).
    Поселения и жилище (872).
    Одежда (878).
    Семейная и общественная жизнь (882).
    Религия и верования (888).
    Народное творчество (8900.
    Прикладное искусство (890).
    Народный театр (894).
    Народные танцы (894).
    Народные песни (895).
    Литература и музыка (896).
    ГАГАУЗЫ, ТУРКИ, ЕВРЕИ, ЦЫГАНЕ (899).
    ПРИЛОЖЕНИЯ
    Список литературы (913).
    Глоссарий (923).
    Список иллюстраций (945).
    Список карт (956).
    Список заставок и концовок (957).
    Указатель (958).

Из предисловия: В многотомной серии «Народы мира», выпускаемой Институтом этнографии Академии наук СССР, особый том посвящается народам зарубежной Европы. Он состоит из двух полутомов - «Народы Центральной и Юго-Восточной Европы» и «Народы Западной Европы». В первый полутом вошла вся вводная часть - демографический, историко-этнографический и антропологический очерки - и описание народов Центральной и Юго-Восточной Европы, т.е. стран, расположенных между государственной границей СССР и линией западных границ ФРГ, Австрии и Югославии. Остальные страны Европы - северной, западной и юго-западной ее частей - войдут во второй полутом...

Народы мира: историко-этнографический справочник. М., 1988. Народы России. Энциклопедия. М., 1994. Основы этнографии (Учебное пособие) / Под редакцией С.А. Токарева, М., 1968. Поляков С.П. Историческая этнография Средней Азии и Казахстана (Учебное пособие). М., 1980. Расы и народы. Ежегодник. Т. 1-21. М., 1971-1993. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология М., 1978. Русские. Историко-этнографический атлас. Ч. 1. М., 1967; Ч. 2. М., 1970. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: учебное пособие. М., 2000. Свод этнографических понятий и терминов: Религиозные верования. М., 1993. Свод этнографических понятий и терминов: Материальная культура / Отв. ред. С.А. Арутюнов. М., 1989. Свод этнографических понятий и терминов: Социально-экономические отношения и соционормативная культура / Отв. ред. А.И. Першиц. Д. Трайде. М., 1986. Свод этнографических понятий и терминов: Народные знания. Фольклор. Народное искусство / Отв. ред. Б.Н. Путилов, Г. Штробах. М., 1991. Свод этнографических понятий и терминов: Этнографические суб-. дисциплины. Школы и направления. Методы / Отв. ред. М.В. Крюков, И. Зельнов. М., 1988. Страны и народы. В 20-ти томах. М., 1978-1985. Токарев С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М., 1958. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. (Учебное пособие). М., 1991. Этнография (Учебник) / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М., 1982 Этнология: учебник для высших учебных заведений / Под. ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова. М., 1994.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

    Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственнности. М., 1997. Антропология насилия / Отв. ред. В.В. Бочаров и В.А. Тишков. СПб., 2001. Арутюнов С.А. Народы и культуры. М., 1984. Арутюнов С.А. Современный быт японцев. М., 1968. Белик А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М., 1981. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990. Исследования по общей этнографии. М., 1979. Итс Р.Ф. Этногенетические исследования. (О значении различных источников в рамках комплексного подхода) // Расы и народы. 1987. № 17. С. 11-28. Кабо Е.О., Кабо В.Р. Методологическая роль статистического метода в этнографических исследованиях // Научные доклады высшей школы. Философские науки, 1964, № 6. Козинг А. Нация в истории и современности. М., 1978. Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология исследования и основные факторы. М., 1969. Козлов В.И. Этническая демография. М., 1977. Козлов В.И. Этническая экология: становление дисциплины и история проблем. М., 1994. Козьмин В.А. Этнографический источник и полевая этнография // Историческая этнография. СПб., 1993. С. 152-159. Кон И.С. Этнография детства. Проблемы методологии // СЭ. 1981. №5. Крупник И.И. Арктическая этноэкология. М., 1989. Крывелев И.А. История религии: очерки. Т.1 и 2. М., 1975. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии. М., 1988. Лебедева А.Н. Социальная психология этнических миграций. М., 1993. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. Миграции и диаспоры в постсоветских государствах. М., 1996. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости чрез варварство к цивилизации. Л., 1934. Мыльников А.С. Об этнографическом изучении культуры: источниковедческий аспект // СЭ. 1987. № 4. Пименов В.В. Проблемы прикладной этнографии // СЭ. 1986. № 5. Пименов В.В. Системный подход к этносу (к постановке проблемы) // Расы и народы. Вып.16. М., 1986. Проблемы типологии в этнографии. М., 1979. Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф. Энгельса. М., 1972. Пучков П.И. Современная география религий. М., 1975. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. Статистика в этнографии. М, 1985. Типология основных элементов традиционной культуры. М., 1984. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1976. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985. Чешко С.В. Распад Советского Союза: Этнополитический анализ. М., 1996. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.Очерки теории. Л., 1986. Этническая экология. М., 1991. Этнографические аспекты изучения современности. Л., 1980. Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982. Этносоциальные проблемы города. М., 1986.

ИСТОРИЯ НАУКИ

    Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М., 1979. Актуальные проблемы этнографии и современная зарубежная наука. Л., 1979. Белик А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993. Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. М., 1976. Никишенков А.А. Из истории английской этнографии: Критика функционализма. М., 1986. Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983. Современная американская этнография. М., 1963. Тишков В.А. Советская этнография: преодоление кризисам/Этнографическое обозрение. 1992, N 1. Токарев С.А. Истоки этнографической науки. М., 1978. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978. Токарев С.А. История русской этнографии. М., 1973. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., Т. 21. Этнография в странах социализма. Очерки развития науки. М., 1975. Этнография за рубежом. Исторические очерки. М., 1979. Этнологические исследования за рубежом. Критические очерки. М., 1973.

ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки от родового общества к классовому. М., 1974. Австралия и Океания. История, экономика, этнография.. М., 1978. Американский этнографический сборник. Труды ИЭ. Т. 58. М., 1960. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. Историко-этнографическое исследование. М., 1985. Африка. Энциклопедический справочник. Т. 1. М., 1988. Африка: взаимодействие культур. М., 1989. Африка: культура и общество / Под ред. Р.Н. Исмагиловой. М., 1992. Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М., 1981. Богина Ш.А. Иммигрантское население США. Л., 1976. Богина Ш.А. Этнокультурные процессы в США. Конец XVIII – начало XIX в. М. 1986. Бутинов А.А. Полинезийцы островов Тувалу. М., 1982. Бутинов Н.А. Народы Папуа-Новой Гвинея. СПб., 2000. Бутинов Н.А. Папуасы Новой Гвинеи. М., 1968. Герасимов О. Саудовская Аравия. М., 1977. Гусева Н.Р. Индуизм. История формирования. Культовая практика. М., 1977. Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии. М., 1982. Давидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. ММ.,1975. Дзенискевич Г.И. Атапаски Аляски. М., 1987. Еремеев Д.Е. Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории). М., 1971. Иванова Е.В. Очерки культуры тайцев Таиланда. М., 1996. Исмагилова Р.Н. Этнические проблемы современной Тропической Африки. М., 1973. Кабо В.Р. Тасманийцы и тасманийская проблема. М., 1975. Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы / Под ред. С.А. Токарева. М., 1973, 1977, 1978, 1983. Киселев Г.С. Хауса. Очерки этнической, социальной и политической истории (до XIX столетия). М.,1981. Козлов С.Я. Фульбе Джаллона. М., 1976. Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации. Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея. М., 1986. Крюков М.В., Малявин В.В.,Софронов М.В. Китайский эпос в средние века. М., 1984. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978. Куббель Л.Е. Сонгайская держава. М., 1974. Кубинская этнография. Статьи и материалы. М., 1983. Культура и быт народов зарубежной Европы. Этнографические исследования. М., 1967. Ляпунова Р.Г. Алеуты. 1987. Маретина С.А. Андаманцы: К проблеме доземледельческих обществ. СПб., 1995. Марков Г.Е. Кочевники Азии. М., 1976. Мидт М. Культура и мир детства. М., 1988. Морган Л. Г. Дома и домашняя жизнь американских индейцев. Л., 1934. Морган Л.Г. Лига ходанесауни, или ирокезов. М., 1983. Национальные проблемы Канады. М., 1972. Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. М., 1974. Нитобург Э.Д. Негры США. ХVII - начало XX в. Историко-этнографический очерк. М., 1979. Община в Африке. Проблемы типологии. М., 1978. Основные проблемы африканистики. М., 1973. Охотники американского Севера. М., 1991. Попов В.А. Этносоциальная история аканов в XVI - XIX вв. Проблемы генезиса и стадиально-формационного развития этнополитических организмов. М., 1990 Роуз Ф. Аборигены Австралии. М., 1989. Седловская А.Н. Малые народы Бихара. (Историке-этнографический очерк). М., 1976. Семашко И.М. Бхилы. Историко-этнографическое исследование. М., 1975. Современные этнонационадьные процессы в странах Западной Европы. М., 1981, Те Ранги Хироа (Питер Бак). Мореплаватели солнечного восхода. М., 1950. Типы сельского жилища в странах Зарубежной Европы. М., 1968. Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. М., 1979. Традиционные и синкретические религии Африки // Серия: Религии в XX веке. М., 1986. Файнберг Л.А. Индейцы Бразилии. М., 1975. Федорова И.К. Остров Пасхи. М., 1993. Формирование наций в Центральной и Юго-Восточной Европе. Исторический и историко-культурный аспекты. М., 1981. Хеердал Тур. Приключения одной теории. Л. 1969. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры. Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М., 1985. Элленбергер В. Трагический конец бушменов. М., 1956. Элькин А. Коренное население Австралии. М., 1952. Этнические процессы в странах Зарубежной Европы. М., 1970. Этнические процессы в странах Карибского моря. М., 1982. Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии. М., 1974. Этнические процессы в странах Южной Америки.М., 1981. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Передней и Южной Азии. М., 1983.
ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ РОССИИ И БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
    Александров В. А. Сельская община в России (ХVIII - начало ХIХ в.). М., 1976. Алексеенко Е.А. Кеты. Л., 1967. Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., 1977. Антропова В.В. Культура и быт коряков. М., 1971. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М., 1958. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX-XX вв. М., 1988. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX-начале XX в. Этнографические очерки. Л., 1983.. Бикбулатов Н.В. Башкирская система родства. М., 1981. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М., 1991. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968. Бойко В.И. Социальное развитие народов Нижнего Амура. Новосибирск, 1977. Будина О.Р., Шмелева М.Н. Город и народные традиции русских. М., 1989. Быт великорусских крестьян-земледельцев. Описание материалов Этнографического бюро князя В.Н.Тенишева (на примере Владимирской губернии), СПб.,1993. Бытовая культура чувашей. Чебоксары, 1985. Вайнштейн В.А. Историческая этнография тувинцев. М., 1972. Василевич Г.М. Эвенки. Л., 1969. Васильев В.И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М, 1979. Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец ХIХ – начало ХХ в.). СПб., 1994. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX -XX вв.: традиции и инновации. М., 1982. Вопросы этнической истории эстонского народа. Таллин, 1956. Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956. . Вяткина К.В. Очерки культуры и быта бурят. 1969. Гаген-Торн Н. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногеневу. Чебоксары, 1960. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961. Гадло А.В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья. СПб., 1998. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. М., 1967. География и культура этнографических групп татар в СССР. М., 1983. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1992. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. Основные факторы и тенденции развития национально-русского двуязычия. М., 1984. Гурвич И.О. Культура северных якутов-оленеводов. М., 1977. Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера. М., 1988. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в ХVII в. М.,1960. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М., 1981. Жеребцов Л.Н. Историко-культурные связи коми с соседними народами. М., 1982. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. Из истории Санкт-Петербургской губернии. Новое в гуманитарных исследованиях. СПб., 1997. История и культура ительменов. Л., 1990. История и культура коряков. Л., 1990. История и культура удэгейцев. Л., 1989. История и культура чукчей. Л., 1987. Исхаков Д.М. Татары (популярный очерк этнической истории и демографии) // Татары. Набережные Челны, 1993. С. 3-50. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам Нового времени (этнологический взгляд на историю волго-уральских татар ХV - ХVII вв. Казань, 1998. Калоев Б.А. Земледелие народов Северного Кавказа. М., 1981. Калоев Б.А. Осетины. М., 1967. Карлов В.В. Эвенки в ХVII - начале XX в. М., 1982. Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989. Кобычев В.П. Поселение и жилище народов Северного Кавказа (XIX-XX в.). М., 1982. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1980. Козлов В.И. Национальности СССР. Этнодемографический обзор.М., 1982 Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978 Конаков Н.Д. Коми охотники и рыболовы во второй половине ХIХ – начале ХХ века. М., 1983. Крашенников С.П. Описание земли Камчатки. М., 1949. Крупянская В.Ю., .Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горно-заводского Урала (конец XIX - начало XX вв.). М., 1971. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978 Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. М., 1992. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования (на материалах армянской сельской культуры). Ереван, 1983. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. Лашук Л.П. Формирование народности коми, М., 1972. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. Томск, 1985. Марков Г.Е. Очерк истории формирования северных туркмен. М., 1961 Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX -начале XX в. М., 1984. Молдаване. Кишинев, 1977. Молчанова Л.А. Материальная культура белорусов. Минск, 1968. Мордва. Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981 Мухамедова Р.Г. Татары-мишари. М., 1972. Мухаметшин Ю.Г. Татары-кряшены. М., 1977. Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области / Сост. и научный ред. К.В. Чистов. СПб., 1992. Народы Поволжья и Приуралья. Историке-этнографические очерки. Народы Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. T. I. М., 1988. Наулко В.И. Украинцы. Киев, 1980. Носова Т.Д. Язычество в православии. М., 1975. Пименов В.В. Вепсы. Очерк этнической истории и генезиса культуры. М.-Л., 1965. Пименов В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса. Л., 1977. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. 1976. Приуральские татары. Казань, 1990. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. Л., 1983. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955. Русские. Семейный и общественный быт. М., 1989. Русские. Этносоциологические очерки. М., 1992. Сельские поселения Прибалтики. М., 1971. Семейный быт народов СССР. М., 1990. Семья и семейный быт народов Прибалтики. Труды ИЭ. ХХVII. М., 1962. Сепеев Г.А. Восточные марийцы: Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX - начало XX вв.). Йошкар-Ола, 1975. Серошевский В.Л. Якуты. Якутск, 1993. Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. этнографическая реконструкция, М., 1976. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX- XX в. М., 1983. Смоляк А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984. Смоляк А.В. Ульчи. М., 1996. Соколова 3.П. Социальная организация хантов и манси в ХVIII-ХIХ вв. Проблемы фратрии и рода. М., 1983. Соколова К.В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начало XX в. М., 1979. Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. М., 1973. Сурхаско П.Ю. Карельская свадебная обрядность (конец XIX - начало XX в.). Л., 1977. Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л., 1975. Тароева Р.Ф. Материальная культура карел (КАССР). Этнографический очерк. М.-Л., 1965. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов. XIX - начало XX вв. М., 1957. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. М., 1985. Украинцы / Отв. ред. Н.С. Полищук, А.П. Пономарев. М., 2000. Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб., 1994. Федорова Е.Г. Историко-этнографические очерки материальной культуры манси. СПб., 1994. Хомич Л.В. Ненцы. Л. 1966. Хомич Л.В. Ненцы. М., Л., 1964; 2-е изд. СПб., 1995. Христблюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов. Традиции и процессы обновления. Ижевск, 1984. Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье: История и судьбы традиционно-бытовой культуры. М., 1988. Чистов К.В. Очерки традиционной.культуры. М., 1988. Чичеров В.М. Зимний период русского земледельческого календаря XVI - XIX веков. Очерки по истории народных верований. М., 1957. Шамиладзе В. И. Хозяйственно-культурные и социально-экономические проблемы скотоводства Грузии. Историко-этнографическое исследование. Тбилиси, 1979. Эстонская народная одежда. XIX - начало XX вв. Таллинн, 1960. Этническая история народов Севера. М., 1982. Этногенез народов Севера. М., 1980. Этнографические и лингвистические аспекты этнической истории балтийских народов. Рига, 1980. Этнографическое изучение быта рабочих. М., 1968. Этнографическое развитие народностей Севера в Советский период. М., 1987. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. Этнография русских крестьян Сибири. ХVII - середина XIX вв. М., 1984. Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань, 1991. Юхнева Н.В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Вторая половина XIX – начало XX века. Статистический анализ. Л., 1984. Янгузин Р.З. Социальная структура башкирского общества в ХVIII – ХIХ вв. Учебное пособие. Уфа, 1987.

Народы мира: историко-этнографический справочник/Гл. ред. Н 28 Ю. В. Бромлей. Ред. коллегия: С. А. Арутюнов, С. И. Брук, Т. А. Жданко и др.- М.: Сов. энциклопедия, 1988.- 624 с: ил., 6 л. цв. карт. КЕТЫ 211 Лит.: Ethnic groups of insular Southeast Asia, ed. by F.M. Le Bar, v. 1, New Haven, 1972. M. А. Членов. КЕТЫ, кет (самоназв.-«человек»), кето, о с т я к и, е н и с е й с к и е о с т я к и, енисейцы (устар.), народ в СССР. Живут в РСФСР в ниж. течении Енисея (Красноярский край). Числ. 1122 чел. Говорят на кетском яз. (последний сохранившийся из енисейской семьи языков). Диалекты (возможно, отд. языки): имбатский, сымский (югский). Распространен также рус. яз. Предки совр. К. сформировались, видимо, в эпоху бронзы на Ю. междуречья Оби и Енисея в результате смешения древних монголоидов с европеоидами Юж. Сибири. Позднее (в 1-м тыс. н. э.) они вступали в этнич. контакты с тюрко-, самодийско- и угроязычным населением. В традиц. культуре К. сочетались элементы культуры таёжных охотников и речных рыболовов (землянка, способы заготовки продуктов, меховая парка, культы промысловых животных, рыб и др.) и юж.сиб. и центр.-азиат, кочевников (чум, халатообразная одежда, кузнечное мастерство, шаманство и др.)- Осн. традиц. занятиями были охота на пушного зверя (белка, соболь), дичь и рыболовство. Оленеводство (транспортное) распространилось во 2-й пол. 17-18 вв. лишь у части К. Традиц. жилище летом - конич. берестяной чум, зимой- землянка с каркасом из наклонных брёвен. Перекочёвывали с мест летнего рыболовства в таёжные р-ны охоты на лодках (в т. ч. с крытым берестой жилым 212 верхом). На зимнем промысле пользовались ручными оленьими нартами, лыжами, оклеенными снизу мехом. Нац. одежда (мужская и женская) - суконный халат и стёганый халат на подкладке из заячьих шкур; охотники надевали короткую парку из целой оленьей шкуры. Пища - варёная и жареная рыба, дичь. Пищу готовили на костре, пресные лепёшки выпекали из муки в золе костра или в печи. Летом рацион дополняли ягоды, кл\тбни, отвары трав, заме- нявшие пмкмпюй чай. Существовали дуально-экзогамное деление, патрилинейный счет родства, особая роль кровнородственных связей в производств, жизни, распределении добычи, наследовании угодий. Сохраняли традиц. верования и представления, шаманство и др. Почитались также хозяева промысловых животных, рыб, семейные охранители, пантеон богов. Добыча медведя сопровождалась циклом обрядовых действий, увеселением (медвежий праздник). Фольклору К. свойственны мифы о богатыре Альбэ, предания о нар. герое Бальнэ, сказки о Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, песни-импровизации, загадки. Контакты с русскими с нач. 17 в. С 17 в. распространялось православие. С кон. 18 в. К. объединялись в управы (волости), внутри к-рых жили стойбищами из неск. семей. За годы Сов. власти жизнь К. коренным образом изменилась. Все К. перешли к оседлости. Растёт собств. интеллигенция. В совхозах развиваются новые отрасли х-ва - звероводство, огородничество, молочное животноводство. Лит.: Д о л г и х Б. О., Кеты, Иркутск-М., 1934; А л е к с е е н к о Е. А., Кеты. Историкоэтнографические очерки, Л., 1967; Кетский сборник. Антропология, этнография, мифология, лингвистика, Л., 1982. Е. А. Алексеенко.




Top