Народы папуа. Папуасы из племени скелетов (18 фото)

Культура Папуа-Новой Гвинеи чрезвычайно разнообразна и здесь вряд ли можно выделить единый для всей страны тип традиций или образа жизни. Даже в пределах одного округа или области могут проживать представители нескольких десятков народностей, часто практически не связанных между собой ни происхождением, ни языком. А с учетом изолированности многих племенных групп и тщательного следования ими своим разнообразным и очень древним традициям получается очень сложная картина, вбирающая в себя больше чем 1000 культурных групп.

Местное население Папуа-Новой Гвинеи - одно из наиболее гетерогенных в мире. Здесь проживает несколько тысяч отдельных общин, многие из которых часто насчитывают едва лишь несколько сот человек. Причем до последнего времени многие соседние племена вели друг с другом непримиримые войны, чьи корни зачастую уходят во тьму тысячелетий. Соответственно, и подчеркивание своей культурной идентичности, особенно по отношению к враждебно настроенным соседям, приводило и до сих пор приводит к всемерному увеличению межплеменного разделения. Изоляция, обусловленная гористым ландшафтом и достаточно суровыми природными условиями, часто является настолько всеобъемлющей, что некоторые племенные группы до недавнего времени даже не знали о существовании соседних народов, если те находились хотя бы в нескольких километрах от границы племенного ареала. В итоге здесь даже появилась поговорка "Каждой деревне - свою культуру", точно передающая все многообразие местной жизни.

Лучше всего эта картина прослеживается в местных языках. Папуа-Новая Гвинея - самая многоязычная страна Земли (всего здесь зафиксировано 820 местных языков и диалектов, из них только половина имеет четко прослеживающиеся родственные связи). Большинство местных наречий очень четко локализовано - обычно на том или ином языке говорят представители одной конкретной племенной группы, обитающей на столь же ограниченном пространстве. Обычно один язык используют от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, хотя языки моту (хири-моту - практически главный язык прибрежной области вокруг Порт-Морсби) или энга (используется в части горной местности) распространены гораздо шире и часто нужны для межнационального общения. Впрочем, и эти "общие" языки разделены на несколько клановых диалектов, часто очень мало схожих друг с другом. Кроме того, почти все местные наречия чрезвычайно сложны грамматически и изобилуют звуками, почти непроизносимыми для европейца.

Гибридный язык "ток-писин" используется почти на всей территории Папуа-Новой Гвинеи и вобрал в себя множество словоформ как из местных наречий, так и из английского и голландского. Европейцы обычно его называют "пиджин-инглиш", подразумевая английскую языковую основу этого "международного" языка, однако в действительности в нем используется столько местных идиом, что выделить в нем элементы какого-то конкретного языка крайне сложно. Языком межнационального общения, наравне с "ток-писин" и моту (хири-моту), выступает так называемый неомеланезийский язык (распространен в восточной части страны), вобравший в себя как языковую основу народов Океании, так и многочисленные заимствования из английского, немецкого, японского и голландского языков. Часто его путают с языком моту, поскольку звучание многих слов, действительно, очень схоже, однако, на самом деле, это два разных языка. Официальный язык страны - английский используется лишь в системе образовании, коммерческой деятельности и правительственных кругах.

Если попытаться выделить какие-то общие культурные элементы для всего разнообразия населения Папуа-Новой Гвинеи, то относительно четко получится локализовать лишь общие традиции в одежде и украшении тела, довольно схожую организацию поселений и общую для всех племен родоплеменную структуру. Все остальные черты, иногда достаточно глобальные, будут характерны лишь для какой-то конкретной племенной группы. Поэтому при путешествии вглубь страны и общении с местными жителями крайне необходима помощь местного проводника и переводчика, без которого туристу, даже вооруженному энциклопедическими знаниями о строении местного общества, не избежать неприятностей.

Новогвинейцы широко известны их сложным и красочным платьем, причем расцветка и фасон местной одежды, особенно - форма головных уборов, уникальны для каждой племенной группы и часто служат признаком этнической идентификации. Местные племена в большинстве своем исповедуют древние анимистические культы и тотемические системы, согласно которым у каждой племенной группы есть свое животное или растение, выполняющее роль покровителя клана. Причем характер и разнообразие таких тотемов просто поражают - ими могут выступать и всевозможные растения, и насекомые, и птицы, и млекопитающие, и даже какие-то мифические существа. Поэтому и характер племенного платья выражает образ или символ племенного тотема. Этой же цели служит непременная раскраска тела, которая в повседневной жизни имеет явно идентификационную функцию (полную племенную раскраску островитяне наносят на свои тела только для боевых действий или крупных праздничных церемоний), а также выполняет роль средства защиты от воздействия внешней среды (японцы, например, в период боевых действий на островах не раз отмечали, что нанесенная на тело сложная местная краска защищает от кровососущих насекомых значительно лучше, чем военная форма, сетки и реппеленты).

Подражание тотемам явно прослеживается и в церемониальных танцах и музыке, а также в характерных для всех народов островов париках, часто представляющих собой сложное инженерное сооружение из человеческих волос (используются волосы женщин и детей), перьев птиц, цветов (иногда специально выращиваемых только для этой цели) и меха животных. Комбинация этих элементов, естественно, у каждого племени своя. К этому стоит добавить и знаменитые местные маски, которые часто составляют одно целое с каким-то особым типом одежды или раскраски тела, и также несут на себе культовую функцию. В обыденной жизни, естественно, островитяне носят упрощенные варианты своей "национальной одежды", на праздники же или в случае проведения каких-то особо значимых мероприятий (региональные фестивали, ярмарки, переговоры с соседями или прием гостей) одеваются с соблюдением всех элементов местной обрядовости.

Кроме обычных для племени окраски и платья, существует еще целая система "событийных" элементов. Женщины, например, изготавливают специальные праздничные наряды (для свадьбы, например, черного цвета) или покрывают себя особым типом окраски (сине-серой глиной при трауре, например). Мужчины имеют сложную систему окраски тела, соответствующую их рангу или социальному статусу, а также характеру выполняемых действий (нередок настоящий камуфляж из серо-зеленых пятен и полос разной формы, наносимый на тело для охоты или боевых действий). Следует отметить, что эти традиции настолько сильны, что официальными символами того или иного округа или области являются не гербы или флаги, а какие-то особые тотемические образы, оформленные в виде щитов, масок или других предметов военной амуниции (обычно они вполне официально утверждены в качестве своеобразных гербов на самом высоком уровне).

Кланы в горной местности имеют древнюю и достаточно запутанную социальную систему, которая слабо затронута изменениями даже под давлением современной цивилизации. Описывать её практически бесполезно, поскольку в каждой родоплеменной группе есть свой комплекс социальных взаимоотношений. Единственным общим элементом является соблюдение сложной социальной иерархии (во главе клана обычно стоит вождь или старейшина, остальные элементы, начиная с системы наследования и заканчивая выстраиванием общей иерархии, у каждого племени свои) и ее жесткой клановой системы. Плюс характерно разделение обязанностей по половому признаку - женщины традиционно ответственны за домашние заботы и ежедневную работу на благо всей деревни (общины), в то время как мужчины занимаются охотой, торговлей и военными действиями. Материальные блага обычно распределяются между хозяйствами общины старшим мужчиной рода.

Богатство как таковое здесь имеет достаточно необычную роль - накопление имущества не очень принято, а вот система передачи оного в виде подарков или подношений имеет очень сложный церемониал и значение, повышая престиж дающего и накладывая на одариваемого определенные обязательства (отсюда и нелюбовь островитян к подаркам со стороны чужаков и чаевым). Фундаментальным элементом общества также является вытекающее отсюда же понятие взаимных обязательств между кланами (семействами), все еще имеющих сильнейшее воздействие на всю социальную структуру.

Хотя страна постепенно изменяется, множество людей все еще живут в маленьких деревнях, зарабатывая на жизнь сельским хозяйством, садоводством, рыбалкой, охотой или ремеслом. Почти вся земля, а не только пригодная для обработки, принадлежит общинам или деревням, поэтому следует помнить, что при вступлении на чью-либо территорию необходимо спросить разрешения. Это же касается сбора плодов или рыбалки на чьих-то землях, об охоте же речь просто не идет - любого чужака, застигнутого в чужих охотничьих угодьях, местный закон считает преступником, и к нему могут применяться любые (!) методы воздействия.

Центром любой населенной территории является "хаус-тамбаран" (в ближайшем переводе - "дом духов"). Как только местные жители основывают новое поселение, первым делом они строят именно этот культовый центр, священный для любого островитянина, будь он христианином (а таковыми себя официально считают две трети населения страны) или приверженцем местных верований. Вступать под кров этого дома могут только мужчины племени и племенные лидеры, хотя для иностранцев это правило обычно несколько смягчено, и при некотором умении договариваться посетить этот дом вполне возможно и даже необходимо - после ритуала посещения "хаус-тамбаран" любой чужак переходит в разряд гостя. Строятся такие сооружения обычно в самых разнообразных стилях, с массивными резными деревянными колоннами, являющимися их главной отличительной особенностью. Изнутри стены дома украшены многочисленными резными изображениями духов и тотемических покровителей племени, к которым обращаются за советами при совершении каких-либо церемоний. Внутри также обычно находится несколько постаментов, похожих на табуреты, однако сидеть на них не разрешается - брошенные на них связки листьев обозначают право собственности на это место того или иного уважаемого члена общины.

Древние ритуалы все еще играют роль важнейших социальных событий. Над этими сложными церемониями обычно осуществляют надзор старейшины клана, все члены общины имеют в них свою роль и значение, а внешнее оформление часто просто великолепно - почти все члены общины, в зависимости от их социального статуса, украшают себя традиционными одеждами, сложнейшими головными уборами и окраской тела, организуются танцевальные церемонии, религиозные обряды и прочие элементы, в большинстве своем пришедшие в наше время из доисторических времен. Сегодня каждая из двадцати областей страны проводит собственный культурный фестиваль и региональные праздничные мероприятия, на которые обычно приглашаются представители соседних племенных групп и профессиональные артистические коллективы, а их посетители имеют возможность в одном месте и за краткий период времени увидеть многие виды обрядов, традиций и искусств Папуа-Новой Гвинеи.

Художественные формы страны столь же разнообразны, сколь и отличны друг от друга. В стране, где язык меняется от деревни к деревне, артистические традиции населения также отличны как по стилю, так и по формам выражения. Недаром говорят, что на территории Папуа-Новой Гвинеи можно увидеть всю Океанию в одно время и в одном месте. Глиняная посуда, оружие, резные и плетеные изделия, музыкальные инструменты, созданные мастерами различных племен согласно их традиционным навыкам и верованиям, являются настоящим богатством страны и популярными предметами экспорта.

ПАПУАСЫ - группа народов, населяющих Папуа-Новую Гвинею. Составляют основное население страны. Также народы папуасской группы встречаются в соседних регионах - в Индонезии, Восточном Тиморе, на северо-западе Меланезии.

Название папуасы происходит от индонезийского слова «папува», что значит «курчавый». К папуасам относится несколько сотен народов. Среди них есть как крупные народы, так и затерянные в джунглях племена численностью в несколько десятков человек. Самые многочисленные - энга, чимбу и медлпа. Численность этих народов превышает 100 тысяч человек. Достаточно велики экари, камано, хули, ангал и другие. Общее количество порядка 5 миллионов. Языки папуасов невероятно разнообразны. Их больше 700, при этом оценка является приблизительной. Ученые зачастую не могут сказать, является тот или иной язык самостоятельным или диалектом другого языка. Для такого языкового многообразия попросту не находится нужного количества исследователей. Официально папуасы считаются сторонниками христианства. Но христианская религия не проникла глубоко в их мировоззрение. Традиционные верования по-прежнему сильны.

Впервые папуасы заселили эту территорию 20-25 тысяч лет назад. Позже, за 3 тысячи лет до нашей эры, их начали вытеснять меланезийцы. Папуасам пришлось отступить от побережья в глубь лесов.

В 1975 году завершился период европейской колонизации. Папуа-Новая Гвинея получила независимость. Началось развитие промышленности и культуры, это сплотило разные группы папуасов. В наше время не все они живут в первобытных условиях джунглей. Многие стали городскими жителями, работающими в сфере услуг, или предпринимателями. Часть трудится в горнодобывающей промышленности или становится цивилизованными фермерами. Однако больше половины папуасов сохраняют традиционный образ жизни.

По способу ведения хозяйства они аналогичны меланезийцам. Занимаются земледелием тропического типа, в связи с отсутствием сельскохозяйственной техники работы выполняются вручную. Выращивают кокосы, батат, ямс, бананы. Производят копру на продажу. Основной вид животноводства - разведение свиней. Охота менее важна, а ловля рыбы распространена лишь у берегов острова.

Деревни папуасов невелики. Бывают случаи, когда деревня состоит из одного длинного дома. Одна семья владеет несколькими участками земли. Часть участков обрабатывается, с других в то же время собирается урожай. Тропический климат способствует высокой урожайности; но недостаточно эффективные способы ведения хозяйства создают трудности. Принят совместный труд.

Папуасы поклоняются своим предкам (культ предков), верят в существование колдовства. Священными для племени являются его тотемы. Сохраняются ритуалы инициации (посвящения подростков во взрослую жизнь). За соблюдением обрядов наблюдают бигмены. При этом в каждом папуасском поселке есть христианская церковь. Их может быть даже две, если обитатели селения относятся к разным ветвям христианства. Традиционная папуасская мифология очень обширна. По сей день у них сохранился традиционный фольклор, включающий музыку, танцы, сказки.

Новая Гвинея - второй по величине остров мира-в настоящее время подразделяется в политическом отношении на две части. Во­сточная ее часть образует основной массив государства Папуа Новая Гвинея (которое включает, кроме того, архипелаг Бисмарка, Бугенвиль и некоторые другие острова), за­падная (Ириан-Джая) - входит в состав Ин­донезии.

Подавляющее большинство населения ост­рова (свыше 90%) составляют папуасские на­роды (так обычно называют большую часть коренного новогвинейского населения, кото­рая говорит на различных языках, не входя­щих в австронезийскую семью). Общее число папуасов превышает 3 млн. В этническом от­ношении папуасское население делится почти на 700 отдельных этносов. Языки, на которых говорят эти народы, не образуют единой генетической группы, а распределяются меж­ду несколькими не родственными между со­бой филами, или надсемьями. Самой крупной из них является трансновогвинейская н ад-семья, на языках которой говорит 85% всех папуасов и которая распространена в преде­лах большей части Новой Гвинеи, кроме не­которых ее периферийных районов. Языки следующей по величине надсемьи сепик-раму (северо-западная часть Папуа Новой Гвинеи) являются родными для 8% всех папуасов. Ос­тальные 7% папуасского населения говорят на языках надсемей торричелли (также севе­ро-запад Папуа Новой Гвинеи), западнопапуасской (крайний запад Ириан-Джая) и ряда других, а также на нескольких совершенно изолированных языках.

Большая часть папуасских народов очень невелика и насчитывает от нескольких сот до нескольких тысяч человек. Самые крупные из папуасских этносов: энга (почти 200 тыс.), чимбу (около 180 тыс.), хаген, или медлпа (более 130 тыс.), и камано (свыше 110 тыс. человек). Все эти народы относятся к транс­новогвинейской языковой надсемье и живут на Центральном нагорье.

Кроме папуасов на Новой Гвинее обитают также народы, говорящие на австронезийских языках. Их обычно называют меланезийцами. Они расселены в нескольких прибрежных районах острова, самым крупным из которых является область бассейна реки Маркхэм. По своей численности (около 200 тыс.) мелане­зийцы сильно уступают папуасам.

В антропологическом отношении среди ко­ренного австралоидного населения Новой Гви­неи различают два основных типа, идентичных по названию с этно-языковыми группами ост­рова: папуасский и меланезийский. Для обоих типов характерны темная кожа, курчавые во­лосы, толстые губы, широкий нос, однако представители папуасского типа выделяются более узким лицом и особенно своеобразной формой носа, имеющего крючковидный изгиб в хрящевой части (так называемый ложносе-митический нос). Хотя говорящие на папуас­ских языках группы обычно принадлежат к папуасскому типу, а на австронезийских - к меланезийскому, полного соответствия здесь не наблюдается.


По своим занятиям подавляющее большин­ство папуасов - мотыжные земледельцы. Основные возделываемые культуры - таро, ямс, батат, бананы, сахарный тростник, коко­совая и саговая пальма, хлебное дерево. Сей­час у папуасов можно встретить и заимство­ванные от европейцев культуры (бобы, кар­тофель, выращиваемое как товарная культура кофейное дерево и т. д.). Традиционные ору­дия - каменный топор или тесло, сажальный кол и узкая лопата. Реже встречаются моты­ги. Каменный топор и тесло постепенно вы­тесняются железными топорами и ножами, традиционные орудия огородничества дер­жатся более стойко.

Выдающийся русский этнограф Н. Н. Мик­лухо-Маклай, проведший более двух лет сре­ди папуасов, так описывал их подсечно-огневой способ обработки земли. Папуасы, «выбрав участок земли для плантации, сру­бают подлесок, а затем и более крупные сучья больших деревьев... Срубленное быстро увядает и засыхает. Тогда разводят огонь и сжигают срубленный кустарник и засохшие сучья. Остаются только большие деревья, их постепенно поджигают у корня несколько дней подряд, а иногда и срубают большими каменными топорами». На расчищенном участ­ке мужчины вскапывают землю, глубоко вты­кая сажальные колы в землю. Женщины и дети размельчают и растирают вскопанную землю. После следует посадка, уход за уча­стком и сбор урожая, причем все эти работы выполняют женщины. Подобным же образом ведутся земледельческие работы и в насто­ящее время.

Из домашних животных папуасы разводят свиней, кур и собак.

Земледелие обычно совмещается с охотой. Охотятся папуасы с помощью копья, лука и стрел. Объектом охоты служат дикие свиньи, казуары, мелкие птицы, кускусы, ящерицы, змеи.

Ремесло пока не отделилось от земледе­лия. Еще недавно все орудия, с помощью которых трудился папуас, изготовлялись из дерева, камня, кости, раковин. Из этого же материала делалось и оружие, как охотничье, так и боевое (здесь помимо одинакового с охотой оружия применялись также деревян­ные палицы и щиты, костяные кинжалы, тростниковые панцири). Как уже отмечалось, сейчас все шире распространяются более со­вершенные, покупные орудия, но многое папуасы по-прежнему делают сами: лодки, часть орудий труда, одежду, утварь и т. д.

Из выше сказанного следует, что для папу­асов характерен хозяйственно-культурный тип ручных земледельцев. Однако к этому типу принадлежит не все папуасское население. В ряде болотистых районов Новой Гвинеи (например, по реке Баму), сохранился и дру­гой, более примитивный хозяйственно-куль­турный тип, где основным занятием населе­ния является сбор плодов дикорастущей саго­вой пальмы.

Папуасы селятся обычно небольшими де­ревнями. В большинстве папуасских деревень число жителей не превышает 100-150 чело­век. Сельские поселения, в которых прожи­вает свыше 1 тыс. человек, встречаются редко.

Как и в некоторых других районах Океа­нии, в деревнях Новой Гвинеи взрослые муж­чины живут отдельно от остальных жителей, в особом мужском доме, что отражает имев­шее здесь место поло-возрастное разделение труда.

Хижины - свайного типа или наземные. Пол в свайных постройках - из бамбуковых стволов, в наземных - земляной. Стены со­оружаются из бамбука и древесной коры, иногда - из грубо обработанных досок. Хи­жины кроются пальмовыми листьями. Форма дома прямоугольная, реже - круглая.

Традиционное жилище сохраняется доволь­но стойко. Домов современного типа в де­ревнях довольно мало.

Одежда мужчин-папуасов состоит из поя­са, изготовленного из тапы (вымоченной и отбитой древесной коры). Он несколько раз обертывается вокруг бедер и пропускается между ног. Женская одежда представляет собой юбочку из растительных волокон или травы.

Украшения носят преимущественно муж­чины. Это браслеты, ожерелья, своеобраз­ные серьги, носовые вставки и т. д. Украше­нием служат также татуировка и окраска тела. Женщины украшают себя значительно реже.

Европейская одежда проникла на Новую Гвинею еще слабо, главным образом в город­ские поселения. Однако некоторые элементы традиционной одежды, например юбки, стали часто делать из покупного современного ма­териала.

Пища в основном растительного происхож­дения. Мясо (свиней, кур, собак, а сейчас иногда и кошек) употребляют редко. Приго­товляют пищу в земляной печи, в золе или на открытом огне. Огонь прежде добывали трением, однако в настоящее время для этой цели применяются купленные или выменян­ные спички. Покупают теперь и соль (раньше добывали из золы), сахар и некоторые другие продукты.

Общественный строй папуасов сложен, некоторые элементы их социальной организа­ции кажутся на первый взгляд запутанными, что в значительной мере связано с недоста­точной еще изученностью общественных от­ношений у папуасских народов.

Папуасы делятся на племена, но они, как и у австралийцев, представляют собой скорее не социально-потестарные, а этнические общ­ности. Это довольно аморфные объедине­ния, связанные единством языка и культуры, но не имеющие какой-либо племенной орга­низации, племенных вождей и т. п.

Род у папуасов отцовский, точнее ранняя его форма (материнский род встречается на Новой Гвинее только у меланезийцев). Не­сколько родов как правило объединены в со­юзы, но это не племена, а либо группа ро­дов, связанная общностью происхождения (т. е. фактически фратрия), либо группа со­седних родов, находящихся в постоянном контакте. Союз родов - самая крупная соци­альная организация, какая имелась у папуа­сов к моменту контактов с европейцами.

Основными хозяйственными ячейками на Новой Гвинее являются общины. Среди них выделяются три основные группы, различаю­щиеся в зависимости от соотношения общин­ного и семейного начал. Наиболее распрост­ранена родовая община. Для нее характерна общинная собственность на результаты сов­местной трудовой деятельности ее членов. Вместе с тем в рамках общинной собственно­сти имеются также владения частей общины и личные. В родовой общине отсутствуют на­следственные вожди, а авторитета и руково­дящего положения ее члены добиваются в силу своих личных качеств. Важным призна­ком родовой общины является то, что боль­шая ее часть (мужчины, их сестры и дочери) принадлежат к одному роду. Вне этого рода только те женщины, которые попадают в общину в результате брака с кем-нибудь из общинников.

Гораздо реже встречается у папуасов дру­гая форма-- гетерогенная община, гДе хозяиство ведется преимущественно отдельны­ми частями общины (большими семьями). В собственности общины остаются лишь ле­са, болота, пустоши и некоторые другие угодья; собственность же на огороды, боль­шие лодки и т. д. принадлежит большим семь­ям. Гетерогенная община в отличие от родо­вой в качестве своего основного ядра вклю­чает уже не лиц одного рода, а нескольких, правда связанных между собой родственны­ми узами.

ТреТЬЯ форма общины -соседская - воз­никла у папуасов под влиянием внешних кон­тактов с европейцами и индонезийцами и обычно распространена в сельских поселе­ниях, расположенных поблизости от городов.

У папуасов встречаются как парные семьи, состоящие из мужа, жены и их детей, так и большие семьи, объединяющие несколько родственных парных семей.

Весьма оригинальна и духовная культура папуасов. Традиционные верования папуасских народов заметно различаются между собой. У некоторых групп (например, маринданим) важную роль играла такая примитивная фор­ма религии, как тотемизм. Весьма широкое распространение получила также вера в ма­гию. Для многих групп папуасов было характерно почитание предков в примитивной фор­ме культа черепов.

Деятельность миссионеров на Новой Гви­нее, особенно активизировавшаяся за послед­ние десятилетия, привела к тому, что сейчас большая часть населения острова формально исповедует христианство (в форме протестан­тизма и католицизма). Однако очень часто христианизация папуасов носит поверхностный характер. Кроме того, в последнее время здесь наблюдается тенденция к созданию отдельных христианских церквей, более или менее независимых от миссионерских орга­низаций.

С традиционными верованиями тесно свя­зан папуасский фольклор. Так, у маринд-аним широко бытуют мифы о деяниях тотемических предков полуживотной-получеловеческой природы, так называемых демов. Распростра­нены у папуасских племен и различные сказ­ки о духах, носящие не столько магический, сколько нравоучительный характер.

Большое развитие получило у папуасов прикладное искусство, в частности художест­венная резьба по дереву.

Вековая отсталость папуасских народов пос­ле освобождения от колониальной зависимо­сти начинает постепенно преодолеваться. Правительство независимой Папуа Новой Гви­неи проводит различные мероприятия с целью подъема экономического и культурно­го уровня населения, однако на пути ликви­дации тяжкого колониального наследия пока еще стоит немало препятствий.

Когда-то этот народ прославился как «охотники за головами». Им часто приходилось бороться за территорию с другими деревнями или племенами. Род занятий в основном ограничивается собирательством, охотой и скотоводством. Работая, они поют песни, как правило, в сопровождении мелодичных звуков, издаваемых музыкальным инструментом, известным как пикон. Его звук также служит распознавательным сигналом друг это или враг.

Женщина из народа Дани держит лук и стрелу в селе Obia, Вамена, Папуа, Индонезия. 9 августа 2014.

Женщины из племени Дани пекут сладкий картофель.

Мужчина из народа Дани убивает свинью стрелой, выпущенной из лука.

Люди из племени Дани укладывают раскалённые камни, которые используют для приготовления пищи.

Народ из племени Дани кладёт камни в огонь.

Мужчина из племени Дани отрезает голову поросёнку, которого только что приготовили традиционным способом. Для этого тушку заворачивали в листья и клали на горячие камни. Сверху будущий обед также накрывали раскалёнными камнями и присыпали травой для сохранения тепла. Процесс приготовления занимает пару часов.

Аналогичным способом на горячих камнях местные жители готовят свинину, овощи, сладкий картофель.

Две женщины из племени Дани делают традиционную причёску своей родственнице.

Мальчик из папуасского племени стоит на вершине башни во время 25-ого фестиваля в долине Балием, 7 августа 2014 года в Вамене, Индонезия.

В Балиемской долине живут три папуасских племени: Дани, Лани и Яли. Каждый год они собираются вместе на ежегодном фестивале долины Балием. Жители каждого племени отличаются элементами немногочисленной одежды. Они устраивают потешные бои, исполняют традиционную музыку и танцы, отмечают праздник Свиньи. (Свиньи имеют особое значение в культуре этих народностей, они служат приданым и используются в торговле.)

В честь 25-го фестиваля папуасской культуры с 6 по 12 августа в 2014 году Вамена открылась для внешнего мира с целью повышения осведомлённости и туризма в долине Балием и прилегающих к ней областей.

Молодой закамуфлировавшийся папуас на фестивале папуасских племён.

Девушка из племени Дани держит ребёнка на руках в селе Obia.

Мальчишки из племени Дани сидят на поваленном дереве над рекой в селе Soroba.

Жители папуасских племён позируют для общего портрета на 25-ом фестивале в долине Балием.

Папуас позирует для портрета на 25-ом фестивале в Балийской долине.

Группа папуасских мужчин готовится к инсценировке сражения во время 25-ого фестиваля в долине Балием.

Несмотря на то, что за окном стремительный XXI век, который называют веком информационных технологий, здесь в далекой от нас стране Папуа – Новая Гвинея, кажется, время остановилось.

Государство Папуа – Новая Гвинея

Государство расположено в Океании, на нескольких островах. Общая площадь около 500 квадратных километров. Население 8 млн. чел. Столица – город Порт-Морсби. Главой государства считается королева Великобритании.

Название «Папуа» переводится как «курчавый». Так назвал остров в 1526 г. мореплаватель из Португалии – губернатор одного из островов Индонезии Жоржи ди Менезиш. Спустя 19 лет на острове побывал испанец, один из первых исследователей островов Тихого океана, Иньиго Ортис де Ретес и назвал его «Новая Гвинея».

Официальный язык Папуа – Новая Гвинея

Официальным языком признан ток-писин. На нем говорит большинство населения. А также английский, хотя его знает лишь один человек из ста. В основном, это государственные чиновники. Интересная особенность: в стране более 800 наречий и поэтому Папуа – Новая Гвинея признана как страна с самым большим количеством языков (10% всех языков мира). Причина такого явления – почти полное отсутствие связей между племенами.

Племена и семьи в Новой Гвинеи

Семьи папуасов до сих пор живут в племенном режиме. Отдельная “ячейка общества” просто не в состоянии выжить без контакта со своим племенем. Особенно это касается жизни в городах, которых в стране довольно много. Однако здесь городом считается любой населенный пункт, численность которого более тысячи человек.

Семьи папуасов объединяются в племена и живут рядом с другими, городскими людьми. Обычно дети не посещают школы, расположенные в городах. Но и те, кто поступает учиться, очень часто после одного или двух лет учебы возвращается домой. Стоит также отметить, что девочки вообще не учатся. Поскольку девочка помогает матери по хозяйству до того момента, как ее выдадут замуж.

Мальчик возвращается в семью, чтобы стать одним из равноправных членов своего племени – “крокодилом”. Так называют мужчин. Кожа их должна быть похожей на кожу крокодила. Юноши проходят инициализацию и уже потом имеют право общаться на равных с остальными мужчинами племени, у них появляется право голоса на собрании или другом мероприятии, проходящем в племени.

Племя живет одной большой семьей, поддерживает и помогает друг другу. Но с соседним племенем обычно не контактирует или даже откровенно враждует. Последнее время папуасам довольно сильно подрезали их территорию, им все труднее сохранять прежний порядок жизни на природе в естественных условиях, свои тысячелетние традиции и свою уникальную культуру.

В семьях Папуа – Новой Гвинеи по 30-40 человек. Женщины племени ведут домашнее хозяйство, ухаживают за скотом, рожают детей, собирают бананы и кокосы, готовят еду.

Еда папуасов

Не только фрукты являются основной пищей папуасов. Для приготовления еды используется свинина. Свиней в племени оберегают и употребляют в пищу их мясо очень редко, лишь по праздничным дням и памятным датам. Чаще они едят мелких грызунов, которые обитают в джунглях и листья бананов. Все блюда из этих ингредиентов, женщины умеют потрясающе вкусно готовить.

Брак и семейная жизнь жителей Новой Гвинеи

Женщины практически не имеют никаких прав, подчиняясь сначала родителям, а потом всецело своему мужу. По закону (в стране большинство жителей – христиане) муж обязан хорошо обращаться с женой. Но на деле это далеко не так. Сохраняется практика ритуальных убийств женщин, на которых падает хотя бы тень подозрения в колдовстве. Согласно статистике более 60% женщин постоянно подвержены насилию в семье. Международные общественные организации и католическая церковь постоянно бьют тревогу по этому вопросу.

Но, к большому сожалению, все остается по-прежнему. Девочку в 11 – 12 лет уже выдают замуж. Родители при этом лишаются “еще одного рта”, так как помощницей становится девочка помладше. А семья жениха приобретает бесплатную рабочую силу, поэтому присматривается ко всем девочкам шести – восьми лет. Зачастую женихом может стать мужчина старше девочки лет на 20-30. Но выбора нет. Поэтому каждая из них безропотно принимает свою судьбу, как должное.

Но и мужчина не сам выбирает себе будущую жену, которую сможет увидеть только перед традиционной свадебной церемонией. Решение о выборе невесты будет принято старейшинами племени. Перед свадьбой принято засылать сватов в семью невесты и приносить подарок. Только после такого обряда назначается день свадьбы. В этот день проходит ритуал «похищения» невесты. В дом невесты должны внести достойный выкуп. Это могут быть не только различные ценные вещи, но и например, кабанчики, ветки бананов, овощи и фрукты. Когда невесту отдадут в другое племя или другой дом, ее имущество делят между собой члены общины, из которой эта девушка.

Жизнь в браке не назовешь легкой. По древним традициям, женщина живет отдельно от мужчины. В племени существуют так называемые женские и мужские дома. Прелюбодеяние, с любой стороны, может быть наказано очень жестоко. Есть и специальные хижины, где муж и жена могут периодически уединяться. Уединяться они могут и в лесу. Девочек воспитывают мамы, а мальчиков с семи лет мужчины племени. Дети в племени считаются общими, с ними особо не церемонятся. У папуасов не встретишь такую болезнь, как гиперопека.

Вот такая вот непростая семейная жизнь у папуасов.

Закон о колдовстве

В 1971 г. в стране принят Закон о колдовстве. В нем сказано, что человек считающий себя «заколдованным», не несет ответственности за свои поступки. Убийство колдуна является смягчающим обстоятельством при судебном разбирательстве. Очень часто жертвой обвинения становятся женщины из другого племени. Четыре года назад банда каннибалов, которая называла себя охотниками за ведьмами, убивали мужчин и женщин, а потом съедали их. Правительство пытается бороться с этим жутким явлением. Возможно, наконец, будет отменен закон о колдовстве.




Top