Народы самарского края презентация. Народы - история развития самары

ДРУЖБА НАРОДОВ НА САМАРСКОЙ ЗЕМЛЕ

В Самарской области в течение многих веков в мире и согласии проживают представители многих национальностей: русские, татары, чуваши, мордва (эрзя и мокша), украинцы, башкиры, казахи, армяне, азербайджанцы, немцы, евреи, цыгане и др. Ко времени присоединения Среднего Поволжья к Российскому государству (ХVI век) оно было окраиной, где до середины ХVII века не существовало оседлого земледельческого населения.

Современное население Самарской области представляет собой многонациональную общность, сложившуюся в основном к концу XIX века в результате движения разнородных миграционных потоков на аграрно-осваиваемую в ХVII-ХIХ веках территорию России.

По данным переписи 2010 года в Самарской области проживают представители 157 национальностей. Русское население является наиболее многочисленным (2,6 млн. человек) и составляет 85,6%. Второе место по численности населения в области, как и в целом по России, занимают татары, их численность составляет 126,1 тыс. человек или 4,1% в общей численности населения (по России – 3,9%). Численность чувашей составляет 84,1 тыс. человек (2,7%), мордвы – 65,4 тыс. человек (2,1%), украинцев – 42,2 тыс. человек (1,4%), армян – 23 тыс. человек (0,7%), казахов – 15 тыс. человек (0,5%), азербайджанцев – 14 тыс. человек (0,5%), узбеков – 11,2 тыс. человек (0,3%), белорусов – 9,2 тыс. человек (0,3%), башкир – 7,7 тыс. человек (0,25%), таджиков – 7,2 тыс. человек (0,2%), немцев – 6,8 тыс. человек (0,2%), цыган – 4,9 тыс. человек (0,16%) и др.

Этнокультурная мозаика региона расширяется – по данным последней переписи впервые зафиксировано проживание представителей следующих национальностей (по стране происхождения): ганцы, гватемальцы, голландцы, костариканцы, таиландцы, танзанийцы, сомалийцы, конголезийцы, камерунцы, шведы, швейцарцы и др.

История совместного проживания людей разных национальностей, языков, культур и религий на Самарской земле не знает случаев межнациональных и межрелигиозных конфликтов, характеризуется доверием, взаимопомощью, веротерпимостью и сплоченностью.

Такие отношения сложились между переселенцами из разных концов России при заселении Самарской земли. Если в ХVII-ХVIII веках переселенцы основывали однонациональные селения, то с ростом плотности населения четко обозначалась тенденция к дисперсному (чересполосному) расселению и формированию двух-, трех- и более национальных смешанных сельских поселений. Смешанный состав населения всегда был характерен для городских поселений.

При всех общественных катаклизмах ХХ века - будь то Первая мировая война, революция и гражданская война, продразверстка, голод начала 20-х годов, раскулачивание, сталинские репрессии, Вторая мировая война и восстановление народного хозяйства – жители Самарской (Куйбышевской) области бережно сохранили добрососедские межнациональные и межрелигиозные отношения.

Эта сплоченность многонационального народа края особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны – многие воевали на фронте, другие обеспечивали фронт оружием, хлебом, одеждой.

Звание Героя Советского Союза было присвоено свыше 8000 русским. Первым нашим земляком, получившим звание Героя Советского Союза, был пограничник И.Д. Бузыцков. В мае 1943 года героический подвиг, защищая Сталинград, совершил самарец Ю.П. Нектаров. За мужество, отвагу, умелое ведение боя на Курской дуге звание Героя Советского Союза было присвоено нашим землякам - командиру стрелковой дивизии генерал-майору Д.Н. Голосову, командиру полка Н.В. Будылину, лётчику П.И. Коломину. Среди повторивших бессмертный подвиг Александра Матросова был и наш земляк Василий Сурков. Трое волжан - Пётр Матвеевич Потапов из Куйбышева, ставрополец Виктор Петрович Носов, уроженец Дубового Умёта Василий Николаевич Яшин - повторили подвиг Гастелло. Летчик, генерал-майор Георгий Нефёдович Захаров - единственный в стране человек, на груди которого рядом с Золотой Звездой Героя Советского Союза, другими отечественными наградами прикреплены два ордена Почётного Легиона - высшей награды Франции.

161 представителю татарского народа было присвоено звание Герой Советского Союза. Примером несгибаемого мужества, патриотизма и стойкости, символом борьбы с фашизмом для народов всей Европы стал поэтический и гражданский подвиг нашего земляка Мусы Джалиля. Куйбышевские татары дали стране трех Героев Советского Союза – Рауф Кутуев, Лейла (Ольга) Санфирова и Махмут Баишев. Есть среди татар нашей области и полный кавалер орденов Славы – Хамидулла Насибуллин, после войны проживавший в Ставрополе - Тольятти.

За годы войны 45 воинам–чувашам было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них – наши земляки: Фёдор Николаевич Ижедеров и Георгий Константинович Дюдюкин.

63 мордвина были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них – легендарные летчики Алексей Петрович Мересьев и Михаил Петрович Девятаев, наш земляк - моряк-подводник Федор Алексеевич Видяев. В Самарской области Звезду Героя Советского Союза носит бывший танкист Владимир Иванович Чудайкин. Имя Героя носит средняя школа № 150 Кировского района города Самары.

Украина направила в ряды Советской Армии и Военно-морского Флота около 2,5 миллиона своих сограждан, звания Героя Советского Союза удостоены 2069 человек. Самарские украинцы мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Героями Советского Союза стали Сергей Зинченко из Большечерниговского района, исаклинец Иван Зиненко, уроженец села Павловки Алексеевского района Иван Ефременко.

Более 1,3 млн. жителей Беларуси сражалось с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. За героизм и мужество, проявленные в годы войны 299 белорусам было присвоено звание Герой Советского Союза

В рядах Красной Армии воевало более 500 тысяч евреев. 107 человек стали Героями Советского Союза, в том числе наш земляк Абрам Орецкий. Орден Александра Невского – одна из наград кадрового военного Яков Фельдмана.

39 башкирам было присвоено звание Герой Советского Союза, в том числе лейтенанту М. Губайдуллину, Мусе Гараеву (дважды Герой Советского Союза), майору Б. Назирову.

22 июня первыми бой с фашизмом приняли более 34 тысяч солдат и офицеров Советской армии немецкой национальности. Из 8 Героев Советского Союза, получивших это звание в 1941 году, немецкой национальности оказались пятеро, в их числе легендарный лётчик Николай Францевич Гастелло. Среди немцев есть два дважды Герои Советского Союза – лётчики А. Я Брандыс, и Г. Штерн.

К концу воины 11 представителей цыганского народа были удостоены звания Героя Советского Союза. Отдали жизнь за Родину Петр Конденко из Самары, Михаил Иванович Никитин из Богдановки, Анна Белозерова, Александра Шлыкова, Елена Колпакова – все они были фельдшерами на фронте.

Воины-герои есть у каждого народа. Оставшиеся в тылу самоотверженно трудились на колхозном поле и у заводского станка, помогая Красной Армии победить ненавистного врага. В годы войны Азербайджан был главным поставщиком на фронт нефти и нефтепродуктов. Средняя Азия стала одной из важнейших баз Красной Армии - в республиках изготавливались орудия, боеприпасы, обмундирование, армейская обувь, парашютный и хирургический шелк, пищевые концентраты. Сюда же были эвакуированы миллионы жителей центральных областей, сотни предприятий и учреждений. Сотни тысяч детей нашли приют в детских домах и семьях.

В эпоху «застоя» и последующей «перестройки» многие как будто забыли о духовном родстве и единении, которое пережили на пути к победе над фашизмом. Поэтому, когда в 90-е годы XX века на волне всеобщей демократизации в Самарской области стали возникать разнообразные общественные организации, часть из которых объединяла людей по национальному признаку и носила национально-культурный характер, возникло опасение за сохранность единства народа и страны. Однако опыт реализации государственной национальной политики в Самарской области в течение 20 лет показал, что выбрано правильное направление развития национально-культурного движения.

Сегодня национально-культурная ситуация в полиэтничной Самарской области характеризуется толерантностью и стабильностью межнациональных отношений, все больше проводится культурных мероприятий областного масштаба, растет число национально-культурных объединений, активизируется их деятельность.

Национально-культурное объединение - это форма самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально-культурные объединения могут быть местными (городскими, районными, поселковыми, сельскими), региональными, федеральными; могут различаться по времени возникновения и по целям своей деятельности.

Национально-культурные объединения играют заметную роль в общественной жизни населения области, оказывая влияние на духовно-нравственное воспитание людей, формирование атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и толерантности. Самарская область является лидером среди субъектов Приволжского федерального округа по количеству зарегистрированных и действующих некоммерческих объединений граждан – более 4 тысяч организаций. Сегодня в области работает более 100 национально-культурных объединений, в том числе 52 национально-культурных автономии местного, регионального и федерального значения. Около 40 национальных объединений Самарской области получают ресурсную поддержку в «Доме дружбы народов»: бесплатные помещения, залы для проведения массовых мероприятий, методическую, организационную и информационную поддержку.

Ежегодно «Дом дружбы народов» совместно с этнокультурными НКО проводят более 200 мероприятий различного статуса (международных, межрегиональных, региональных и муниципальных, организационных), в которых принимает участие более 200 тысяч человек. Национальные праздники и межнациональные мероприятия становятся символом согласия народов, живущих на территории Самарской области.

Деятельностьнационально-культурных организаций в Самарской области в активном взаимодействии с органами власти позволяет проводить профилактику мигрантофобии, формировать толерантность у детей и молодежи. Этому способствуют многочисленные межнациональные мероприятия, проводимые Домом дружбы народов Самарской области или на его базе:

– экскурсии для школьников и студентов по теме «Многонациональный мир Самарской области»,

– ежегодно проводятся областные конкурсы для детей: конкурс детского рисунка («Мы на Волге живем», «Дружбой народов Россия сильна», «Нам жить и помнить»), конкурс компьютерных презентаций («Самара многонациональная», «Мой родной язык», «Наш край в годы Великой Отечественной войны»), конкурс фотографий «В объективе дружбы». Работы победителей представлены на выставках в Доме дружбы народов и публикуются в изданиях учреждения;

– ежегодно проходят межнациональные мероприятия для детей: «День России», «Урок мира и дружбы», «Мифы и легенды моего народа», «Неделя родного языка», «Неделя толерантности» и др.;

– проводятся круглые столы: «Молодежь и толерантность», «Толерантность как противодействие ксенофобии, расизму, экстремизму. Студенчество – опора толерантности», «Молодежная политика в поликультурной среде» и др.;

– ежегодно многонациональным праздником в Доме дружбы народов отмечается годовщина Великой Победы;

– традиционным стал межнациональный фестиваль, посвященный памяти Виктора Васильевича Карабаненко (1961–2009), бессменного руководителя цыганских самодеятельных коллективов – молодежного «Стринго» и детского «Кхаморо», председателя чапаевского филиала «Романо Траё» Самарской региональной общественной организации самарских цыган «Романо центро», президента Чапаевской городской общественной организации «Межнациональный общественный центр».

– с 2010 года проводится межнациональный фестиваль детского и юношеского творчества «Здравствуй мир!», организованный МОО «Национально-культурная автономия чувашей» г.о. Самара при поддержке Департамента социальной поддержки и защиты населения г.о. Самара;

– каждый год в Доме дружбы народов завершается детским межнациональным новогодним праздником;

С 2011 года ежегодно проводятся открытые турниры по мини-футболу, волейболу и боулингу под общим названием «Дружбы народов», в которых принимают участие более 20 команд от национально-культурных объединений Самарской области, правоохранительных структур, прокуратуры, болельщиков и студентов самарских ВУЗов;

С 2012 года Дом дружбы народов совместно с национально-культурными объединениями при поддержке Министерства культуры Самарской области и администрации г.о. Самара проводит межнациональный праздник «Навруз», в котором участвуют татары, таджики, узбеки, киргизы, казахи, туркмены, азербайджанцы, проживающие в Самарской области;

В 2013 году зародилась новая межнациональная традиция: в жилом комплексе «Волгарь» г.о. Самара проводить межнациональные праздничные мероприятия «Аллея дружбы». Более 40 елей посажены представителями народов, проживающих в Самарской области и гостями губернии.

Наиболее значимые этнокультурные мероприятия, проводимые в Самарской области совместными усилиями НКО, органами государственной и муниципальной власти:

Самарская региональная общественная организация «Русский национальный центр» (В.Г. Шерстнев): областной фестиваль русской песни «Русская березка», фестиваль «Русский праздник «Осенины» и др.

Самарское областное татарское общество «Туган Тел», («Родной язык») (И.Г. Шакуров), татарская областная национально-культурная автономия (А.И. Горланов): детский фестиваль татарской культуры «Поют татарские дети», «Сабан туй», «Сэмбелэ», молодежный вечер «Чак-чак-party» и др.

Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль» (В.Д. Калмыков), чувашская национально-культурная автономия (Л.Н. Павлова): «Сурхури», смотр-конкурс «Кемел саса», смотр-конкурс чувашских драматических коллективов, областной смотр-конкурс ансамблей песни, танца и гармонистов «Играй, гармонь», «Акатуй», «Кер сари», «Чуклеме», олимпиада школьников по чувашскому языку, литературе и др.

Самарская региональная общественная организация «Мордовский национально-культурный центр «Масторава» и областная мордовская национально-культурная автономия (Л.А. Колесникова): областной мордовский фестиваль «Масторава», областной детский эрзяно-мокшанский фестиваль «Од вий», участие в международной экспедиции-фестивале «Волга – река мира. Диалог культур волжских народов», Дни Республики Мордовия в Самарской области и др.

Региональная общественная организация Украинский национально-культурный центр «Проминь» («Луч») (И.И. Каплиенко): фестиваль украинской культуры «Шевченковская весна», «Улица дружбы. Мелодии дружбы украинского села» и др.

Самарская региональная казахская национально-культурная автономия «АК ЖОЛ» (Т.К. Дусенбаев): областной конкурс казахских джигитов «Жiгiт султаны», «Камал-Айт», «Наурыз», областной конкурс молодежи «Приглашение в мир моды», вечер казахской молодежи «Crazi baursak» и др.

Самарская областная общественная организация «Русско-Белорусское Братство 2000» (И.М. Глусская): День единения народов Беларуси и России, Купалле, фестиваль «Беларусь – моя песня» и др.

Региональный центр немецкой культуры «Надежда» (И.В. Беленина): фестиваль «Музыкальное подворье», фестиваль немецкого кино и др.

Самарская региональная общественная организация «Еврейский культурный центр «Маккаби» (Т.Б. Курилова): «Ту би шват», «Пурим», «Песах», «Ханука», Дни культуры Государства Израиль в Самаре и др.

Общественная организация «Курултай башкир» г. Самары (К.Ш. Шайхульисламова): «Карга туй», «Йыйын» и др.

Самарская областная общественная организация «Лига азербайджанцев Самарской области»: День памяти жертв 20 января 1990 года, День памяти жертв Ходжалинской трагедии, День Республики, День солидарности азербайджанцев всего мира и др.

Самарская региональная общественная организация таджикистанцев «Пайванд-Единство»: День Республики Таджикистан, литературные вечера, посвященные известным таджикским поэтам и писателям (А. Рудаки, А. Фирдуоси, О. Хайям, Абу Али-ибн-Сино (Авиценна), А. Джами, С. Айни, Бабаджан Гафуров, Л. Шерали, Б. Собир и др.), гастроли артистов из Республики Таджикистан.

Благотворительный фонд «Помощь киргизскому народу «Манас-Ата» (А.А. Кудуев): турнир по киргизским национальным играм, выборы президента Кыргызской Республики и др.

Самарская областная общественная организация «Национально-культурный центр «Алания» (С.Д. Койбаев): «День Святого Георгия», День родного языка и др.

В Самарской области сегодня более 200 творческих коллективов, имеющих звание «Народный», в их числе 60 этнических: осетинский, цыганский, по 2 – украинских и башкирских, 4 казахских, 5 татарских, 7 мордовских, 16 чувашских и 22 русских. Многие из них созданы на базе национальных НКО. Так, осетинский народный хореографический ансамбль «Амонд» («Счастье»), участник и лауреат Международного фольклорного фестиваля (Италия, 2006), международных фольклорных фестивалей в Швейцарии и Испании, поддерживается Самарской областной общественной организацией «Национально-Культурный центр «Алания, народный ансамбль «Ялкынлы яшълек» - Самарским областным татарским обществом «Туган Тел», азербайджанский танцевальный ансамбль «Хаял» - общественной организацией «Лига азербайджанцев Самарской области», армянский танцевальный ансамбль «Наири» - армянской национально-культурной автономией «Наири» и многие другие.

Сегодня в Самарской области действуют 65 общеобразовательных школ с этнокомпонентом (родной язык, литература, культура) в образовательном процессе. 19 воскресных национальных школ на базе общеобразовательных школ г.о. Самара (грузинская, башкирская, русская православная, эрзяно-мокшанская, по две – армянских, еврейских, немецких, шесть чувашских) и г.о. Тольятти (белорусская). На базе ГКУ СО «Дом дружбы народов» работают четыре воскресных этнических школы: казахская, киргизская, таджикская и курсы по изучению еврейского языка. Работа воскресных школ координируется национально-культурными организациями.

В Самарской области проходят спортивные состязания с участием команд национально-культурных организаций. 27 февраля 2011 г. впервые в Самарской области состоялся спортивный праздник – турнир по мини-футболу «Дружба народов», только в финальном его этапе участвовали 16 футбольных команд от национально-культурных центров и клубов болельщиков Самарской области. Турнир стал традиционным, а спортивные мероприятия под названием «Дружба народов» теперь проходят еще по волейболу и боулингу.

Государство, создавая условия для работы национально-культурных организаций в «Доме дружбы народов», заинтересовано в том, чтобы национальные общественные объединения мигрантских общин (киргизская организация «Манас ата», таджикская – «Пайванд-Единство», «Лига азербайджанцев Самарской области», «Узбекская община» и др.) брали на себя определенную ответственность за своих земляков на территории Самарской области. Сегодня данные организации являются «ступенькой» в социокультурной адаптации и интеграции мигрантов. В качестве позитивного примера можно привести деятельность «Лиги азербайджанцев Самарской области»: издание газеты «Очаг», консультационная помощь мигрантам, работа женского клуба, молодежной секции, футбольной команды, конструктивное сотрудничество с органами власти, гражданская позиция лидеров организации и их активное участие в работе различных экспертных советов при Правительстве, УФМС, ГУВД, Уполномоченном по правам человека - все это демонстрирует потенциал этнической организации в адаптации своих земляков к новым условиям существования.

В Самарской области издаются областные национальные газеты, учрежденные национальными НКО, многие из них – при поддержке Правительства Самарской области: татарская «Бэрдемлек», чувашская «Самар ен», мордовская «Валдо Ойме», украинская «Самарский Промiнь», немецкая «Volga-kurier», башкирская «Ыргыз», азербайджанская «Очаг», киргизская «Эне тил», казахская «Ак жол», осетинская «Алания». Совокупный тираж этнических газет составляет сегодня более 10 тысяч экземпляров. Учредителями их выступают, в основном, этнические общественные объединения; география распространения – Самарская область.

У истоков этого просвещенческого движения в 90-е годы ХХ века стояли люди неординарные, неравнодушные, болеющие душой за сохранение и развитие языка и культуры своих народов. На фоне дефицита литературы на родных языках эти издания пользовались большой популярностью, стали дружелюбными собеседниками для тысяч и тысяч читателей. На первых порах возникали проблемы с шрифтами, полиграфией, помещением для редакций, финансовыми средствами для издания... Но газеты все же выходили в свет, расширяя информационное пространство региона.

В 1990 году на областном радио появилась яркая радиопередача «Кто мы?», освещающая непростые проблемы взаимодействия разных народов, культур, недавних переселенцев и местного населения. Ее вела талантливый радиожурналист и писатель Светлана Смолич. Именно она помогала становлению, формированию радиопередач на языках народов Поволжья. Впервые в истории областного радио в эфир стала выходить передача на татарском языке - «Иделькеем-илькеем» («Волга – родина моя»). Ее первым редактором был Шамиль Багаутдинов. Его дело продолжила Наиля Сабирзянова, ставшая и редактором сайта www.tatarlarsamara.ru. Передачи на эрзянском языке «Седейшкавень кортнемат» («Поговорим по душам») вел поэт Числав Журавлев. В 1999 году за вклад в развитие радиожурналистики финно-угорских народов он был удостоен высокой награды - международной премии им. Кастрена (Финляндия). Содержательные радиопередачи, которых ждала каждая эрзянская семья, вела Вера Алексеева. Радиопередачу на чувашском языке «Селкусь» («Родник») вели Надежда Осипова и Людмила Архипова.

В течение 10 лет работала многонациональная радиостанция «Радио-7 из Самары». Радиопередачи выходили в эфир на 9 языках – русском, татарском, чувашском, эрзянском, украинском, немецком, еврейском, грузинском, польском. Это были передачи «Казачий вестник», «Православная Самара» и др. Много энергии, времени, мужества было вложено в этот проект его создателями, главными редакторами – А.С. Шамсутдиновой, Ш.С. Багаутдиновым, учредителем – Н.В. Бакумовым. Приходили письма от слушателей из Австралии, Франции, Испании, Норвегии.

Регулярно выходит в свет журнал «Все мы – Россия!» (прежнее название - «Самарская область. Этнос и культура»), в котором отражаются наиболее яркие события культурной, образовательной сферы, результаты социологических исследований межнациональных и др.

На областном радио и местных телеканалах были созданы передачи, посвященные истории, культуре, традициям и сегодняшней жизни народов Поволжья. С 90-х годов на местном телевидении выходила программа «Мы – россияне!», с 1998 г. – цикловая передача «Деревенские истории», с 2002 г. – цикл программ «Самарский народ» (в 2005 г. в связи с изменением сетки вещания передача трансформировалась в «Вести-Содружество», которая выходила до 2008 г.). Все эти передачи, созданные Ольгой Христенко, становились победителями и лауреатами международных, российских и региональных фестивалей и конкурсов.

С начала 90-х годов на областном радио создаются передачи этнической направленности. Сегодня это «Многонациональная губерния», ее автор – Татьяна Маркушина.

На телеканале «Губерния» выходит еженедельная программа «Дом дружбы». Автор и ведущая – Арина Фечина.

Все наиболее важные события в национальной жизни Самарской области находят отражение на сайте «Дома дружбы народов» www.samddn.ru, где ежегодно публикуется более тысячи материалов и посетителями которого являются более 240 тысяч человек в год.

Национально-культурные объединения Самарской области поддерживают и развивают богатейший опыт мирного совместного бытия народов на Самарской земле. Целенаправленная поддержка Правительства Самарской области и органов местного самоуправления позволяет закрепить и распространить этот опыт на благо всех народов края.

Обух Дарья

Материал удобен для уроков географии в 8-9 классах по теме: население, на обществознании по теме: Нации и национальные отношения (11 класс),на уроках истории по краеведению

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Межэтнические связи народов Поволжья Самарская область прошлое и настоящее Проект выполнила Обух Дарья ученица 8 класса МОУ СОШ ОЦ с. Утевка

Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представлявшие различные языковые группы- славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий - православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.

Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно- бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета. О многонациональном составе населения региона свидетельствуют данные переписи населения: из общей численности жителей Самарского региона - 83,2 % составляют русские; 3.6 % -мордва;; 3,6 %- татары; 3,7 %- чуваши; 2,5 %- украинцы; 1,2 %- немцы;2,2 % - казахи.

В степях самарского Заволжья с середины 17 века столкнулись два хозяйственных уклада- оседлый земледельческий и кочевой скотоводческий. Для царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных земель, кочевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Именно поэтому первые мероприятия правительства в 17 в. Были связаны с организацией на данной территории сторожевых разъездов и оборонительных линий.

Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, стала Закамская, построенная в 1652-56 гг. в пределах будущей Самарской губернии. Массовое заселение края связано со строительством в 30-е гг. 18 века Ново - закамской и оренбургской оборонительных линий. В крепости на оборонительные линии переселялись жители разных районов России, преимущественно верхневолжских и центральных. Изначально формировался многонациональный состав населения самарского края- наряду с русскими переселенцами на оборонительной линии селились мордва, татары, чуваши, здесь была поселена «шляхта»,-этническую принадлежность которой сложно определить- этим термином обозначилась социальная группа переселенцев.

В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского войска. Однако попытка российского правительства приобщить в поволжских степях калмыков к оседлому образу жизни путем строительства г.Ставрополя и соседних с ним селений, а также крещения калмыков- носителей буддийской (ламаистской) религии была обречена на провал. Уже в 70-е годы 18 века значительная калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 г. Калмыки получили право служить в оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель.

В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы- изначально они распределялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара; так в 1744 г. На р.Кинель украинцами была основана Кинель - Черкасская слобода. В 1747 г., вслед за учреждением Саратовского соляного комиссариатства украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Эльтон. Так в Саратовском Заволжье возник ряд украинских селений, в их числе Николаевская и Покровская слободы.

Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого скотоводческого хозяйственно- культурных типов. В хозяйственной деятельности и материальной культуре народов региона наиболее зримо проявились общие тенденции в образе жизни. Сельские поселения в прошлом были небольшими, за исключением татарских, более многодворных. Жилищем населению Самарского края в 20 веке служила рубленная изба из дерева, крыша которой крылась соломой, иногда обмазывалась глиной, как и вся постройка. Самым древним жилищем нерусских народов края являлась однокамерная постройка. Под влиянием русской культуры здесь появлялись двухкамерные постройки - изба-сени(к ним у татар пристраивалось укращенное резьбой крыльцо с навесом) и трехкамерные, включавшие в себя избу, сени, клеть. Интерьер жилища русских, мордва-эрзи и чуващей был в основных элементах одинаковым, он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, «красном» углу. Татарское и мордовско-мокшанское жилище отличали нары.

Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась женская одежда, головные уборы и украшения. Общность в традиционном национальном костюмном комплексе населения Самарского края демонстрируется покроем одежды и материалом для ее изготовления. основу женского костюма славянских, финно - и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы- славяне(русские. Украинцы, белорусы) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с прямым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохранявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить- сборками, клиньями, складками. Своеобразным сочетанием земледельческих и скотоводческих традиций явилась женская одежда тюркоязычных башкир, татар и чувашей- анатри, наиболее присущим материалом служили пестрядь и крашенина.

Большое сходство в одежде народов Самарского края проявилось в украшениях- шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых разнокультурные народы региона использовали одинаковую технику и материал- металл, раковины, бисер, бусы. Модернизированный традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоватсья только как обрядовые- свадебные, похоронные, в организации массовых общественных мероприятий для их участников. Наибольшей самобытностью отличается духовная культура народа. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края. Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования. Обрядами отмечались определенные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определенных обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращенные к солнцу. Земле и растительности. Это сохранилось в обрядовом календаре у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпала и с мусульманской.

В 19 веке меняется характер расселения переселенцев в Самарском крае- не имея возможности по причине ограниченных земельных площадей основывать однородные в этническом отношении селения, выходцы из русских, мордвы, татар и чуващей селились дисперсно (чересполосно), создавая, таким образом, двух. Трех и более национальные селенья. Это явилось основой этнокультурного взаимодействия и ассимиляционных процессов среди народов региона, -они ярко демонстрировались в традицианной культуре населония. Традиционнная национальная культура, широко сохранившаяся и бытовавшая в крае вплоть до 30-х гг. 20 века- перода «сплошной» коллективизации, являясь ограниченной составной частью жизненного уклада народа, носила этнодифференцирующий характер. В культуре населения края еще на уровне 20-30-х гг. нашего столетия сохранились отличительные особенности этнографических групп в рамках этнических образований (мордва- эрзи и мокши, татар-казанских и мишарей, чувашей- анатри и вирьял).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многовековое взаимодействие представителей более 10 национальностей в хозяйственном освоении Самарского Заволжья, дисперсное их проживание и наличие двух и многонациональных сел, неизбежно приводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственных продуктов, традиций народных ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма, к решению ассортимента блюд национальной кухни. Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре народов Поволжья. Общие черты существуют в сценариях народных праздников и обрядов. Интенсивное взаимопроникновение и обогащение материальной и духовной культур различных народов на сравнительно небольшой территории сделало Самарскую область уникальной и неповторимой в этнографическом отношении. Многие этнографические особенности народов Самарского края еще ждут своего изучения.

самара этнический народ город

Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или иного топонима оказывает этническая принадлежность его создателей.

Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIII вв.

Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава переселенцев и особенностей миграционных потоков.

Как известно, истоки сегодняшнего постоянного населения края лежат сравнительно неглубоко. Только со второй половины XVI столетия, после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России начинается сначала медленный, а затем все более ускоряющийся процесс земледельческого и промыслового освоения новых территорий. Если Самарское Правобережье, и прежде всего Самарская Лука, заселилось довольно рано, уже в ХVIIв., то степное Заволжье лежало пустынным до 30-х гг. ХVIIIв. Неравномерность и противоречивость колонизационных процессов вынуждают нас исследовать их, совмещая хронологический и территориальный подходы, выделять и рассматривать конкретно отдельные небольшие районы.

Перед "Казанским взятием"

Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России на первых порах не оказало сколько-нибудь существенного влияния на характер размещения населения на территории Самарского края, его этнический состав.

Практически все Левобережье контролировалось кочевниками. На tore, примерно, до р.Самары находились кочевья Ногайской Орды (с середины ХVIв. Большой Ногайской Орды), объединившей около 2-х десятков тюркоязычных племен. В основном это были потомки древних половцев-кипчаков с небольшой примесью монгольских элементов. Основные зимние ногайские кочевья находились на юге в прикаспийских степях, сюда же ордынцы приходили на летние пастбища, перегоняя огромные стада скота.

К северу от р.Самары располагались охотничьи и промысловые угодья башкир. Для башкирского населения основной коренной территорией расселения являлись земли собственно Башкирии, а лесостепь Самарского Заволжья была для него периферией, окраиной.

До присоединения Башкирии к России её население находилось в вассальной зависимости от ногайских князей, поэтому можно говорить об определенном влиянии ногайцев на территорию Заволжья, находящуюся к северу от р.Самары.

Ни тот, ни другой народы сколько-нибудь постоянных поселений на территории нашего края не имели.

В начале ХVII в. ногайцев из Левобережья постепенно вытесняют, пришедшие сюда из Монголии, калмыки. Начиная с 1630-х гг. они становятся подлинными хозяевами степных районов Заволжья. Однако, как и у их предшественников, основные места кочевий калмыков находились южнее. В отличие от мусульман ногайцев, калмыки исповедовали разновидность буддизма - ламаизм.

На лесостепное Правобережье кочевники заходили гораздо реже, но все же до начала 1680-х гг. селиться здесь оседлому земледельческому населению было чрезвычайно опасно из-за постоянной угрозы нападений.

Территория большой Самарской Луки, довольно плотно заселенная до конца ХIVв., в более поздний период, по всей видимости, не имела постоянного населения. Об этом свидетельствует практически полное отсутствие археологических и документальных источников. Можно предположить, что междуусобные столкновения в разваливающейся Золотой Орде во второй половине ХIVв., а также походы в конце этого же века на Среднюю Волгу полчищ Тимура, вызвали массовый отток населения не только с территории Самарской Луки, но и из всего Симбирско-Сызранского Правобережья.

Вместе с тем мы располагаем данными о том, что во второй половине XVI - начале ХVПвв. коренные народы Среднего Поволжья, и прежде всего мордва, - "наездом", то есть время от времени, эксплуатировали природные богатства края. Наиболее массовую подборку сведений об этом явлении собрал саратовский ученый А.А.Гераклитов. По мнению исследователя сюда, на Луку, приезжала прежде всего мордва-эрзя из Казанского, Тетюшского и других уездов центральной части Казанского Поволжья. Возможно, благодаря такому способу хозяйственной деятельности сохранился до начала массовой колонизации Самарской Луки и её окрестностей пласт более древних названий, таких, как Шелехметские и Морквашские горы и т.д.

В XVIв., а возможно и ранее, на волжских островах, в укромных местах Самарской Луки устраивались временные ватаги русских рыболовов, приходивших сюда на сезонный промысел красной рыбы.

Казачья вольница

В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России и Речи Посполитой начало складываться вольное казачество. Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских. К концу ХVIв. процесс деления казачества на донское, яицкое, терское, волжское был в самом начале. Ватаги вольницы находились в постоянном движении, перемещениях.

Волга с ее богатствами, купеческими и посольскими караванами более других мест привлекала вольных атаманов. Самарский край оказался в эпицентре действий казачества. Строить постоянные городки на Волге, зимовать здесь казаки боялись, но вот приходить с Яика или Дона для кратковременных набегов, засад, выполнять государеву службу на "перелазах" считалось у них одним из выгоднейших занятий. Обычный путь с Яика шел через систему волоков по рр. Иргизу и Самаре на Волгу.

Постоянными, упоминавшимися как во второй половине XVI, так и в первой половине XVIIвв., излюбленными местами казачьих стоянок на территории края были на Самарской Луке устье р.Усы и Переволока, овражная долина напротив старого, ныне сухого, устья р.Самары (Казачье зимовье, Казачий подьем),поляны меж гор на южном берегу Луки (Ермакова поляна); Казачья гора ниже современной Сызрани, переправа через Волгу у Соснового острова напротив современного Хвалынска, Самарское урочище и местность, ныне входящая в черту городской застройки (Барбашина поляна) и т.д.

"Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение Самары. А почти через столетие, в 1680-х гг., после строительства Сызрани и окончательного освоения Правобережья, вольные казаки потеряли возможность хотя бы эпизодически появляться для своих грабительских предприятий на Волге.

Интегрируемые образовательные области: “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”

Задачи:

  • Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине. Продолжать знакомить детей с одеждой народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
  • Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания слайдов, иллюстраций о народах, населяющих Самарскую губернию.
  • Расширять словарный запас детей словами: гимн, область, губерния, народ. Использовать в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
  • Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
  • Называть блюда народов Самарской области. Определять – к какой национальной кухне они относятся. Находить лишнее и обосновывать свой выбор.
  • Развивать патриотические чувства посредством художественного слова. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • Способствовать стабилизации психологического состояния детей посредством подбора индивидуального цветного фона, обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей.
  • Тренировать навык выкладывания силуэтов предметов из счетных палочек.
  • Знакомить детей с национальным мордовским блюдом и способом его приготовления.
  • Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество, видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение детей подбирать народные костюмы по мотивам народного декоративного орнамента.
  • Упражнять детей в лепке способом “налепа” на картон.
  • Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.

Методы и приемы:

  • Практические: работа с разноцветными лентами – дорожками, слушание музыки, электронная игра, работа с раздаточными картинками, подвижные народные игры, рисование пластилином;
  • Наглядные: демонстрация изображений костюмов народов, населяющих Самарскую губернию;
  • Словесные: беседа, чтение стихотворения, дидактические игры, ответы на вопросы; рассуждения; формулировка выводов, демонстрация гимна Самарской области

Материалы и оборудование:

Мультимедиа, слайды с изображением представителей разных национальностей, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах (русские, татарские, мордовские, чувашские); пуфики, силуэты домой из геометрических фигур, цветные поля, диск с гимном Самарской области, ингредиенты для приготовления “Кулаги” - ржаной солод, ржаная мука, ягоды, горшочек керамический, ложечки по количеству детей, листы цветного картона по количеству детей, пластилин, стеки, салфетки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза “Ручеёк”. Подвижная игра “Бои петухов”
Игровая Игра “Разноцветные дорожки”. Игра (ИКТ) “Четвертый лишний”
Конструирование Выкладывание силуэтов домов из геометрических фигур, на цветном поле
Изобразительная Изготовление костюма налепом пластилина на картон, приготовление “Кулаги”
Познавательно-исследовательская Просмотр слайдов о народных костюмах, рассказ педагога о национальностях, населяющих нашу губернию, счет в пределах 10
Коммуникативная Чтение стихотворения о нашем крае, ответы на вопросы, рассуждения, подбор прилагательных к словам “дома”
Музыкальная Слушание гимна Самарской губернии

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Введение в игровую ситуацию.

Предлагает детям выбрать цветную дорожку, соответствующую настроению, и пройти по ней, объяснить свой выбор. Выслушивает ответы.

Сворачивают разноцветные дорожки. Объясняют свой выбор. Слушают гимн. Проявляют интерес к познавательной ситуации.
2 Предлагает послушать гимн Самарской области. Объясняет, что гимн слушают стоя: его исполняют в особо торжественных случаях, например, награждают спортсменов. Слушают гимн стоя. Испытывают чувство патриотизма и гордости за свою область
3 Объясняет детям: чтобы стать настоящими гражданами своей маленькой Родины (области), надо любить, гордиться ею и много знать о ней. Предлагает прослушать стихотворение:

Мой край родной
Здесь много наций.
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары, и чуваши
Примером миру станем мы.

Отмечает, что в Самарской области живет очень много народов, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи, песни, пляски, свои игры, свои национальные блюда и костюмы. Предлагает прослушать отрывки из нескольких музыкальных произведений.

Слушают стихотворение. Прослушивают отрывки из народных произведений. Проявляют уважение к народам, проживающим в Самарской области. Выражают патриотические чувства. Слушают стихотворение.
4 Отмечает, что все народы Самарской губернии имеют свои – особенные дома. Предлагает пройти на пуфики рассмотреть дома на презентации, а затем выложить изображения (дом) по образцу из геометрических фигур на цветном поле. При этом помогает подбирать прилагательные к слову “дом” (деревянный, саманный – глиняный, высокий, низкий и т.д.) Просматривают слайды. Выкладывают силуэты различных по размеру дома и подбирают прилагательные Рассматривают слайды. Делятся впечатлениями. Подбирают прилагательные к существительным. Ориентируются на плоскости листа. Называют геометрические фигуры.
5 Предлагает посмотреть слайдовую презентацию о народах Самарской губернии, их традиционных жилищах, национальной кухне и костюмах. Составить предложения о наиболее понравившемся народном костюме (РУССКИЕ):

Рассматривают слайды, называют национальности (русские, татары, чуваши, мордва и пр.), отвечают на вопросы, составляют предложения о костюмах. Составляют связные высказывания. Объясняют значение патриотических чувств. Ориентируются в этносе родного края, национальности народов, населяющих родной край.
6 Проводит русскую народную игру “Ручеек”. Выполняют соответствующие слова движения. Знакомятся с русской народной игрой. Проявляют двигательную активность. Выполняют правила игры.
7 Проводит упражнение “Что где?”. Предлагает рассмотреть картину с изображением интерьера татарской избы и составить предложение по ней, ответив на вопрос “Что где находится?”

Рассматривают картину и составляют предложения по ней, находя местоположение предметов интерьера на листе бумаги Используют в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
6 Проводит дидактическую игру “Посчитаем”. Показывает предмет и карточку с цифрой, дети считают. Считают предметы, изображенные в избе до 10 (самовар, стол, стул, половик и т.д.) Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
7 Проводит электронную игру “Четвертый лишний”. Предлагает из нескольких блюд выбрать одно и объяснить – почему оно лишнее.

Рассуждают. Отвечают на вопросы. Называют блюда. Определяют – к какой национальной кухне они относятся. Находят лишнее.
8 Педагог предлагает детям приготовить мордовское национальное блюдо “Кулага”. Дети участвуют в приготовлении блюда. Знакомятся с составом блюда. Изучают способ приготовления. Соблюдают рецептуру. Правильно надевают фартуки. Следят за техникой безопасности.
9 Предлагает поиграть в чувашскую народную игру “Бои петухов” Играют в игру. Развивают сюжет игры. Выполняют взятые на себя роли.
10 Обращает внимание на листы картона на столах и предлагает изготовить костюм методом налепа пластилина на картон. Называют костюм, который они хотят создать с помощью налепа пластилина на картон Ориентируются на листе картона. Изображают мебель.
11 Предлагает устроить выставку работ и посмотреть, какие работы получились. Выбрать самые интересные. Подписать все работы и пригласить вечером родителей посмотреть на искусство своих детей. Выбирают понравившиеся работы. Поясняют свой выбор. Оценивают свои работы и работы сверстников. Рассказывают о бережном отношении к национальным костюмам.



Top