Настоящая фамилия успенской. Любовь успенская - биография, информация, личная жизнь

Вложения: от 1,75 млн рублей

Срок окупаемости: от 1 года

Статистика показывает, что 98% семей в России регулярно используют покупные соусы для приготовления пищи. Даже мода на здоровый образ жизни не лишила производителей майонеза, кетчупа, горчицы прибыли: в ответ на изменение предпочтений покупателей они дополнили ассортимент низкокалорийными и постными продуктами и остались в плюсе. В этой статье рассматриваются возможности и риски запуска собственного производства соусов, последовательность действий при открытии и способы конкуренции с продовольственными гигантами.

Концепция бизнеса

Бизнес по продаже соусов собственного изготовления может иметь несколько форматов в зависимости от:

  • используемого сырья: свежие продукты (томаты, яйца, молоко) или полуфабрикаты (томатная паста, сухое молоко, меланж);
  • технологии производства: смешивание компонентов в холодном виде или с одновременной пастеризацией;
  • основы соуса: растительное масло, свежие овощи, пасты.

В промышленных объемах наиболее выгодным производителю и безопасным для потребителя является производство из полуфабрикатов «горячим» способом.

Технологии производственного процесса для различных видов продукта имеют значительные отличия, особенно для разноосновных соусов. Для изготовления майонеза (из растительного масла) и кетчупа (на основе томатной пасты) потребуются две различные линии, либо дополнительное время на очистку оборудования.

Майонез и соусы с масложировой основой производятся из яичной пасты (вода и яичный порошок) и горчично-молочной пасты (горчичный порошок, сухое молоко, вода), в смесь которых поочередно добавляется рафинированное растительное масло и уксусно-солевой раствор. Вводятся вкусо-ароматические добавки согласно рецептуре (чесночные гранулы, сушеная зелень). Полученная эмульсия вымешивается до однородного состояния и немедленно пакуется в тару, долгий контакт с воздухом исключается.

Для производства кетчупов и соусов томатную пасту разводят водой, смешивают с сахарным сиропом, крахмалом, солью и уксусом. В отличие от майонеза, кетчуп некоторое время варят и только потом пастеризуют. Соус разливают горячим в стеклянную тару или охлажденным в пластиковую.

Самым экологичным и дорогим способом упаковки является розлив в стеклянные банки, самым эффективным и популярным – использование пластиковых туб «дой пак» с дозатором или без. Малые производства чаще всего оборудованы фасовочными установками, укупоривающими продукт в пластиковые стаканчики объемом до 0,5 л с запайкой фольгой.

Перед тем, как отправиться на склад, каждая партия продукта проходит обязательный контроль качества и веса. Складируются соусы в сухих проветриваемых помещениях с возможностью контроля температуры. Условия хранения и транспортировки также зависят от технологии изготовления и метода упаковки, но чаще всего в помещении должно быть меньше 18 градусов тепла и 75% влажности.


Следует отметить, что масложировые соусы относятся к категории скоропортящихся продуктов, и реализовать их необходимо в короткие сроки. В идеале складские запасы должны реализовываться в течение календарного месяца.

Каналы сбыта зависят от ассортиментной матрицы. Продажи в супермаркетах следует отложить до выхода на рентабельность и получение доверия покупателей. Конкурировать с крупными компаниями, занимающими полки в подобных магазинах, на первых порах невозможно ни по стоимости, ни по узнаваемости бренда. Однако свою нишу можно найти, используя национальные, местные, фамильные рецепты и кулинарные традиции.

Основные места продаж – фермерские рынки, локальные продуктовые магазины, предприятия общественного питания. Соусы без консервантов и красителей, с низким содержанием жира или из натурального сырья также будут пользоваться спросом в магазинах здорового и диетического питания.

Как реализовать бизнес?

Для запуска производства потребуются материальные ресурсы, опытный технолог, способный разрабатывать уникальные рецепты и контролировать технологический процесс, и качественное сырье по приемлемым ценам. Кроме того, потребуется помещение, соответствующее санитарным нормам, оборудование заранее определенной мощности и умение налаживать деловые связи для оперативной реализации изготовленной продукции.

Несмотря на отмену в 2010 году всех видов санитарно-эпидемиологических заключений, на переработанную пищевую продукцию требуется оформлять декларацию соответствия. Никаких других разрешительных документов получать не нужно: производство соусов входит в перечень видов деятельности, о начале которых предприниматель уведомляет Роспотребнадзор в одностороннем порядке. Для продукции, изготовленной по ГОСТ, дополнительно оформляется добровольный сертификат о соответствии межгосударственным стандартам:

  • ГОСТ 17471-2013 Консервы. Соусы овощные;
  • ГОСТ 32063-2013 Кетчупы;
  • ГОСТ 31755-2012 Соусы на основе растительных масел;
  • ГОСТ 31761-2012 Майонезы и соусы майонезные.


Пошаговая инструкция запуска


Ингредиент Количество Цена закупки Стоимость
Масло растительное 650 кг 45 руб./кг 29 250 руб.
Яичный порошок 50 кг 150 руб./кг 7 500 руб.
Сухое молоко 16 кг 160 руб./кг 2 560 руб.
Горчичный порошок 5 кг 45 руб./кг 225 руб.
Сахар 15 кг 30 руб./кг 450 руб.
Соль 10 кг 10 руб./ кг 100 руб.
Уксусная кислота 6 кг 50 руб./кг 300 руб.
Итого: 40 385 руб.

Аналогичная раскладка для 1 т классического кетчупа выглядит так:

Все компоненты приобретаются оптом у аграрных кооперативов и на оптовых пищевых базах. Следует обратить внимание, что поставщики обязаны предоставить действующие декларации соответствия на поставляемые ингредиенты.


Финансовые расчеты

Стартовый капитал

Начальные инвестиции в организацию производства включают в себя документальное оформление бизнеса и выпускаемого продукта (50 тыс. руб.), затраты на ремонт помещения согласно санитарным нормам (200 тыс. руб.), закупку оборудования (от 1500 тыс. руб.). Таким образом, стартовый капитал предпринимателя должен составлять 1,75-2 млн руб. на производство 1000 кг соусов в сутки.

Ежемесячные расходы и сроки окупаемости

При 12-часовом рабочем режиме предприятие будет производить 500 кг соусов в сутки или 15 т продукции в месяц. Оперативные расходы производства такого масштаба составят:

При оптовой цене продажи 70 руб./кг месячная валовая выручка составит 1 млн 50 тыс. руб., то есть чистая прибыль после уплаты налогов на начальном этапе составит не более 140 тыс. руб., а окупаться начальные инвестиции будут больше года.

Увеличение прибыли возможно за счет введения дополнительных смен (мощность оборудования позволяет) или производства более дорогих многокомпонентных соусов. Однако эти шаги следует предпринять после налаживания основных каналов сбыта.

Риски и минусы бизнеса

Производство соусов на различных основах – бизнес низкорискованный с использованием сырья стабильного качества, не привязанный к сезонам. Особенностями данного вида пищевой промышленности являются:

  • необходимость регулярного строгого контроля качества;
  • ориентация на потребителя, гибкость ассортимента;
  • короткий срок хранения готового продукта;
  • высокий уровень конкуренции.

Из плюсов можно отметить, что сырье для производства относительно доступно, не подвержено сезонным колебаниям объемов и цен, стабильно по качеству, а технологический процесс после отладки линии практически не имеет проблемных участков.

Итог

Бизнес по производству собственной линейки соусов является среднеемкой по инвестициям идеей, окупаемой в течение года, но отличающейся невысоким ежемесячным уровнем чистой прибыли. Особенностями ниши являются как конкуренция со стороны крупных узнаваемых покупателем брендов, так и малый срок хранения продукции.

Широкий ассортимент готовых соусов выпускает промышленность. В их число прежде всего входит соус майонез, завоевавший большую популярность у населения. Этот соус широко используется ко многим холодным блюдам.


Но, кроме майонеза, имеется еще ряд соусов не менее ценных в пищевом и вкусовом отношениях. Это томатные, фруктовые и деликатесные соусы.


Выпускаемые промышленностью соусы очень разнообразны по своему составу. Для приготовления многих соусов используются сезонные продукты, которых в течение остального времени года нет.


Богатство рецептуры, точность ее соблюдения, тщательное выполнение предписаний технологии, санитарных требований обеспечивают каждому соусу особый прекрасный тонкий вкус и красивый внешний вид.


Соусы промышленного приготовления пригодны для непосредственного использования к блюдам или же их можно добавлять в приготавливаемые блюда для улучшения вкуса. Выпускаются они в мелкой или крупной расфасовке.


Хранение промышленных соусов довольно устойчивое. Вскрытая баночка, бутылка может храниться несколько дней, если ее снова закрыть крышкой, пробкой и поставить в темное прохладное место.



Соуса промышленного изготовления

165. Соус майонез

В состав основного соуса майонез входят рафинированное высококачественное подсолнечное масло (68%), свежие яичные желтки (10%), готовая горчица (6,7%), сахар (2,3%), уксус (11%) и специи (2%).


Майонез применяется для салатов, винегретов и многих других холодных блюд.

166. Томатный соус острый

Этот соус применяется при изготовлении многих мясных, рыбных и овощных блюд. Его можно использовать также для заправки красного соуса и добавлять в овощной маринадный соус.


В состав соуса входят свежие помидоры или томат-пюре, сахар, лук, чеснок и пряности. Вкус соуса кисло-сладкий.

167. Кубанский соус

Этот соус также томатный, но по составу и способу приготовления существенно отличается от томатного острого соуса. Готовится он из отборных свежих помидоров, которые очищают от кожицы. Вкус его нежный, кисло-сладкий.


Кубанский соус хорош к отварному мясу, отварной рыбе и блюдам из картофеля, некоторых овощей.

168. Соус «Любительский острый»

В состав этого деликатесного соуса входит слива, алыча, яблочное шоре, гранатный сок, томат-паста, сахар-песок, соль, перец, гвоздика, корица, имбирь, а также мускатный орех.


Используют его к жареному холодному и горячему мясу, рыбе; добавляют в разные красные горячие соусы.

169. Соус «Южный»

Этот соус содержит ферментативный соевый соус, яблочное пюре, томат-пасту, сахар, печень соленую, масло растительное, чеснок, лук, изюм, перец, имбирь, гвоздику, корицу, вино мадеру, мускатный орех, кардамон. Соус «Южный» отличается острым вкусом, пряным ароматом.


Применяют его к холодному и горячему жареному мясу, рыбе, добавляют в салатные заправки, в красные горячие соусы для придания им остроты, пикантного вкуса.

170. Соус «Восток»

Основу этого соуса составляет ферментативный соевый соус. Кроме того, он содержит яблочное пюре, томат-пасту, сахар-песок, печень соленую, масло растительное, чеснок, лук, чернослив, сушеную грушу, перец, имбирь, мускатный орех, гвоздику, кардамон, лук, корицу.


Используют его к тем же блюдам, что и соус «Южный».

171. Соус «Московский»

В состав этого соуса входит ферментативный соевый соус, томат-паста, сахар, масло растительное, чеснок, лук, перец, кориандр.


Используют его так же, как и соус «Южный».

172. Соус «Индийский фруктовый»

Этот соус содержит пюре яблочное, сливовое, алычевое, курагу, изюм, томат-пасту, сахар, перец, гвоздику, корицу, имбирь, мускатный орех, вино мадеру. Рекомендуется применять его к холодным и горячим мясным и рыбным блюдам и закускам, а также для сдабривания красных горячих соусов.

173. Фруктовые соусы

Вырабатывают соусы яблочный, сливовый, абрикосовый и др. Для их приготовления используют зрелые отборные плоды, которые очищают от кожи и семян, и слегка уваривают с добавлением сахара.


Фруктовые соусы имеют разнообразное применение; они используются к крупяным (кашам, котлетам, запеканкам), мучным блюдам (блинчикам, оладьям), а также используются для заправки салатов, добавляют в майонез.

174. Нашараби

Нашараби - уваренный сок плодов граната. Для приготовления соуса гранаты очищают от кожицы, удаляют внутренние перегородки, зерна кладут в чистую ткань а прессуют. Отжатый сок сливают в луженую кастрюлю или котел, доводят до кипения, уваривают до одной трети первоначального объема, охлаждают и разливают в стеклянную посуду. Этот соус придает блюду кисло-сладкий вкус.

175. Соус Ткемали

Ткемали - это плоды одного из видов слив, растущих в лесах Закавказья. Этот соус служит приправой к национальным блюдам - отварному и жареному мясу. Готовят его следующим образом: сливы промывают, припускают, затем откидывают и протирают. Полученное пюре разводят оставшимся отваром, добавляют пряности - кинзу, базилик, чеснок, красный перец, дают вскипеть, затем охлаждают. Подают его к блюдам отдельно на розетке.

Продукт будет упаковываться в пластмассовые контейнеры (ведерки) различной емкости: от 500 мл – для розницы; до 5-ти литров – для предприятий общественного питания (кафе, столовые, кухни). Рыночная ниша майонеза – региональный и доступный продукт категории «эконом».

 

Оценка перспектив деятельности

Достаточно высокая популярность майонезов и большое количество потребителей - вот причины, по которым рынок майонезов в России является одним из самых больших в мире. Так, по оценкам «УкрАгроКонсалт», объем потребления майонеза в России в минувшем году превысил 750 тыс. тонн. А сам рынок, за последние 10 лет, увеличился более чем вдвое. Потенциальную аудиторию можно разделить на две группы - розничные клиенты (В2С сектор) и корпоративные клиенты (В2В сфера). Львиная доля продаж продукции (до 95%) придется на непосредственных конечных потребителей майонезов - россиян, покупающих его в различных торговых точках.

Основными точками по продажам майонеза сейчас выступают рынки, павильоны, линейная розница, а также продовольственные супермаркеты и гипермаркеты. При этом надо учитывать региональные тенденции: так, если на рынках Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов спрос на майонез постепенно перемещается в формат сетевой розницы, то в регионах доминируют рынки или обычные продовольственные магазины.

Отдельно следует сказать о возможных нишах для малых и средних производителей майонезов. На данный момент рынок в ценовой категории «средний» и «выше среднего» прочно занят ведущими брендами - ТМ «Махеев», ТМ «Слобода», ТМ «Московский провансаль» и ТМ «Ряба». Эти марки имеют мощную маркетинговую поддержку и прочно удерживают свои позиции.

В этой связи для новых производителей остается не так много свободных ниш, но они все-таки есть.

  • Во-первых, это региональная ниша майонезов в нижней и бюджетной категориях. Основной упор при этом следует сделать на продвижение через несетевую розницу - торговые павильоны, рынки, магазины у дома и т.п. торговые точки.
  • Во-вторых, перспективы для новых производителей открываются в достаточно узких и специфических нишах. В частности, это могут быть майонезы с какими-то новыми и необычными вкусами - поскольку традиционные вкусы «провансаль» и «оливковый» прочно заняты лидирующими торговыми марками.
  • В-третьих, дополнительные перспективы открываются за счет В2В ниши, которую формируют региональные предприятия общественного питания - столовые, кафе, а также фирмы, занимающиеся изготовлением на заказ салатов и других блюд, в состав которых входит майонез.

Технология производства и необходимое оборудование

Майонез представляет собой эмульсию, по типу «масла в воде», изготовленную на основе рафинированных дезодорированных масел, с добавлением эмульгаторов, а также различных вкусовых добавок и пряностей. Технологический процесс приготовления майонеза, требования к нему и к основным исходным компонентам регламентируются ГОСТ 30004.1-93 "Майонезы. Технические условия" .

В качестве исходного сырья при производстве используются:

  • подсолнечное, соевое, оливковое или кукурузное масло;
  • яичный порошок;
  • сухое коровье молоко (цельное или обезжиренное);
  • сахар, пищевая соль, сода, горчичный порошок;
  • уксусная кислота и вода;

Для того, чтобы получить на выходе продукт с улучшенными вкусовыми свойствами консистенцией, разрешено добавлять добавки и стабилизаторы, перечень которых также определяется ГОСТ.

Общая схема технологического процесса производства майонеза состоит из 10-ти этапов, первый из которых - подготовка и дозирование компонентов. Из которых, на втором и третьем этапах, изготавливают яичную и горчично-молочную пасту, соответственно. Дальнейшими этапами является добавление масла, и изготовление, сначала уксусно-солевого раствора, затем грубой и, наконец - мелкодисперсной эмульсии. В сущности это и есть готовый майонез, который в дальнейшем расфасовывается в тару, укладывается на транспортировочные средства и отправляется на склад готовой продукции.

Комплект оборудования

Для предприятий малого и среднего бизнеса на российском рынке представлен достаточно большой выбор оборудования с соответствующей продуктивностью.

Например, российская компания НПП «Эльф 4М» предлагает поставку доступных линий для порционного производства майонеза для малого бизнеса.

Более производительное оборудование, соответствующее потребностям среднего бизнеса, предлагает российский производитель INOX.

Помимо основного производственного оборудования, бизнесу необходима холодильная камера для хранения готовой продукции. Учитывая, что отгрузки продукции будут производиться 2 раза в неделю, камера должна обеспечивать хранение 3,5-дневной величины произведенной продукции и иметь объем в районе 10 м3. Камера таких размеров от российского производителя стоит около 118 тыс. рублей.

Технико-экономическое обоснование проекта

Капитальные затраты на открытие бизнеса составляют

  • приобретение линии для производства майонеза ИПКС-0401 (производительность 1100 кг в сутки) - 621 тыс. рублей;
  • доставка, монтаж и запуск производственной линии - 100 тыс. рублей;
  • Приобретение морозильной камеры - 118 тыс. рублей.
  • подготовка и капитальный ремонт производственного помещения - 500 тыс. рублей;
  • создание месячного запаса исходного сырья (масло, яичный порошок, молоко, добавки) и пластмассовой тары - 500 тыс. рублей.
  • Регистрация деятельности, согласование с СЭС, прочие расходы - 200 тыс. руб.

Итого сумма инвестиций для производства майонеза: 2 039 000 рублей.

Расчет выручки и прибыльности

Нормативная производительность линии - 1100 кг продукции за сутки.

При условии работы участка 250 дней в году и выхода на 50% от производственной мощности, за год будет произведено 137,5 тонн майонеза.

Оптовая цена майонеза (50% жирности) бюджетной категории в пластмассовой упаковке в районе 50 рублей за 1 кг. Годовая выручка от продажи майонеза составит 6,85 млн. рублей, чистая рентабельность 20 %, окупаемость 18-24 месяца.




Top