Наталья о шей биография. Хелависа Наталья О'Шей: Я ничего не успеваю как следует! Но как-то приходится время находить, выбора-то нету

- Наталья, расскажи, какие книги вы с девочками сейчас читаете? На каком языке?

Уне сейчас шесть лет, и весь последний год прошел у нее под знаком кролика Питера (персонаж из сказок английской писательницы Беатрис Поттер. ‒ Прим. ред .). У нас есть диск, английские книжки, мы собираем коллекцию винтажной детской посуды Wedgwood. Ей всё это страшно нравится, потому что Уна вообще такая викторианская душа в маленьком теле. Она встречает недавно в школе маму одноклассника и говорит: «Мама Калеба, у меня для тебя прекрасные новости! В этом году Калеб меня не бьет так сильно, как в прошлом!»

Нине девять лет. Ей долго не давалось чтение, было непросто. А потом она неожиданно для себя поняла, что может читать по-русски, и первой книгой после русского букваря, которую она сама взяла и стала читать, не выпуская из рук, оказался «Хоббит»! И она читает его со всеми сложными речевыми оборотами и длинными предложениями.

Есть много хороших детских книг, переведенных и на английский язык, и на русский: Астрид Линдгрен, Туве Янсон, Андерсон... Как происходит выбор? Ты помогаешь девочкам выбрать один из переводов?

Естественно, мы отталкиваемся от того, что есть в нашей библиотеке, а она немаленькая. К примеру, все книги про Муми-троллей у нас есть в английском переводе в Вене, а в Москве они есть на русском, и мы читаем то так, то так. Оба перевода хорошие, это не вызывает проблем. Конечно, книги, которые написаны на английском, мы читаем в оригинале.

- А «Хоббит»?

Ну да, «Хоббит» - это было решение Нины, и я его уважаю. Ей захотелось читать по русски именно про хоббита, перевод отличный, ‒ ну и пусть читает.

Сейчас обе девочки ходят в двуязычную школу, где учатся на английском и немецком. Не забывается ли при такой учебе русский язык?

Язык не забывается, потому что я говорю с ними только по-русски. Конечно, читаем мы больше по-английски, на нем в школе даются задания, и в библиотеке они берут книги на английском. Хотя Уна иногда приносит из библиотеки русские книжки. Это началось с того, что она принесла книгу про больших панд на болгарском языке! Я говорю, Уна, котик, это не совсем тот язык… Мы ее, конечно, всё равно прочли. А недавно она принесла сборник русских народных сказок, ей про жар-птицу очень нравится.

Чтение - это алфавит, система письма, это построение речевых конструкций на бумаге. И всему этому нужно учить отдельно, потому что за эти навыки отвечают разные участки мозга.

Я общалась с педагогами в их двуязычной школе, и все как один говорили: сначала осваиваем одну систему, и потом уже, когда все заработает, «встанет на рельсы», беремся за другую. Иначе дети начинают путаться, могут составить слово, где часть букв будет на одном языке, а часть ‒ на другом. Не нужно спешить.

А разговаривать вполне можно учиться параллельно на двух и даже трех языках.

- А на каком языке девочки начали говорить?

Они начали говорить совершенно по-разному. Старшая, Нина, долго вообще не говорила, у нее был собственный птичий язык. Например, «яблоко» было «каля», «есть» было «ням-ням», «сесть» было «а-а-а». Красиво было «ка-а́а». Где-то в два с половиной года звала папу смотреть на новогоднюю ёлку: «Папа всё ням-ням? Там ка-а́а!» При этом «да» она говорила по-русски, а «no» - по-английски. Английский тоже присутствовал, но реально она заговорила фразами почти в три года. И по-английски, и по-русски. Мы как раз переехали в Вену, родилась Уна, и Нина заговорила предложениями: «Моя сестра! Она меня любит, любит меня». Правда, звук «Р» ей не давался, и она говорила «sestRa» с английским акцентом. Но потом это выровнялось, и сейчас она говорит без какого-либо акцента.

Уна заговорила значительно раньше, но в связи с тем, что первые года полтора папы рядом чаще не было, она и заговорила по-русски. К двум годам она уже очень хорошо говорила, но по-русски, и хотя мы ее всячески понуждали говорить и на английском, она отказывалась. Например, мы с ней смотрим на картинку, я спрашиваю: «Уна, кто это?» - «Это слон». - «А как по-английски?» - «Не знаю». - «Elephant! Скажи Elephant»! - «Я не могу сказать Elephant, я очень маленькая».

И у нее тоже были проблемы со звуком «Р», но звучал он скорее «й», как у русских детей. И со звуками «Ш» и «Щ» тоже было непросто. Мы тренировали все эти РРыба, РРак, ШШишка». Она натренировалась и стала этим даже злоупотреблять, типа: «Мама, ты щщщитаешшшь меня пушшшистой?»

По-английски она стала говорить хорошо годам к четырем. Ей нужно было говорить и дома с бабушкой и дедушкой, и в школе. И она осознанно перевела английский из пассива в актив. И на обоих языках она говорила сложными предложениями. По-английски она употребляет все continuous, и это ей нравится.

А читали ли девочкам английские аналоги каких-то наших потешек, колыбельных в самом-самом раннем возрасте? И кто это читал, ты или папа?

Да, конечно! Это то, что называется «nursery songs». В основном их читали Джеймс и свекровь. Я отвечала за «придет серенький волчок» и «идет коза рогатая», а за всякие «Mary had a little lamb» - они.

Если мы говорим о языке, свою роль в восприятии играют и фильмы. Насколько внимательно ты относишься к тому, что девочки смотрят из экранизаций?

Как раз недавно я объясняла Нине, что бывают фильмы по книгам, а бывают «по мотивам». Что «Гарри Поттер» - это фильмы по книгам, а «Как приручить дракона» - книги по мотивам фильма. После того как мы посмотрели «Дом странных детей мисс Перегрин», они попросили купить книгу, но нам она не понравилась.

- Давай поговорим про «Гарри Поттера». Как Нине, за кого она там болеет?

Нине прекрасно! Она хочет поставить у себя в школе пьесу про Проклятое дитя и играть там… Дельфину! Говорит, мам, а ты мне покрасишь волосы в голубой цвет? Ей очень нравится именно пьеса, она прочла первую книгу про Гарри Поттера, а потом захотела читать пьесу, ей очень понравился сам жанр. Это логично для кинестетика, ей нравится театр и нравится этот формат - представлять, как это происходит на сцене. Ей вообще меньше интересен сюжет, ей интереснее почитать справочник про самых страшных Драконов.

- В Москве вы часто ходите в театр. Что девочкам нравится?

У нас неизменным успехом пользуется балет «Щелкунчик», хотя историю про Кракатук, Мышильду и колбасу мы еще не читали. Я хочу немного подождать ‒ это всё же страшновато. Нина очень прониклась «Лебединым озером». И мы очень любим в театре Натальи Сац постановки классических сказок: «Дюймовочка», сказки Андерсена, «Белоснежка».

- Вечные истории! А у тебя самой какая была любимая книга лет в семь?

Английские народные сказки. И стихи тоже английские, в переводе Чуковского. «Жил на свете человек скрюченные ножки» ‒ вот это, что он не столько переводил, сколько сам придумывал…

- Он ведь с английским был в сложных отношениях…

Да. А хорошо же получилось!

Беседу вела Ольга Лишина
Фото Наталии Лапкиной

Наталья Николаева – такое имя носила нынешняя певица Хелависа до начала творческой карьеры - родилась в сентябре 1976 года в семье московских ученых. Отец Натальи был химиком-органиком университета Данди, мама работала в МГУ биохимиком.

Любовь к музыке Наталье привил папа. В детстве девочка переслушала всю доступную классическую музыку, а также познакомилась с записями современных исполнителей – The Beatles, ABBA, Queen, Led Zeppelin, Jefferson Airplane, «Аквариум». Николаева готовилась к карьере пианистки, но в старших классах решила поступать в МГУ. Первоначально девушка хотела пойти по проверенной родителями дороге – на биофак, но в последний момент выбрала филологию.

В МГУ девушка училась с 1993 по 1999 годы. В процессе обучения Николаева увлеклась толкинистикой, мистикой и оккультизмом. Николаева участвовала в акциях и играх реконструкторского движения. Девушка стала заметной фигурой в неформальной тусовке во многом благодаря полученным в университете знаниям и умению создавать аутентичные костюмы. С детства в круг интересов Натальи входили вышивка и бисероплетение.

Отсюда появился и ее творческий псевдоним «Хелависа». Это имя ведьмы из романа «Смерть Артура». Внешнее сходство с портретом персонажа из иллюстраций к книге заметила подруга Натальи. А Николаевой приглянулся сам образ колдуньи, мечтающей быть злодейкой, но совершающей добрые дела.


После получения диплома Наталья Николаева осталась в аспирантуре. До 2004 года девушка состояла в должности ассистентки кафедры ирландской и кельтской филологии, изучила ирландский язык и проводила по нему семинары.

В 2003 году Николаева защитила кандидатскую диссертацию. Одно время проходила стажировку в Ирландии и преподавала в дублинском Тринити-колледже.

Музыка

Творческая биография Хелависы началась во время учебы в МГУ. Девушка увлеклась исторической реконструкцией и впервые проявила себя в музыке как ролевой менестрель. Тогда Наталья носила псевдоним «Хеледис». Исполнительница пела треки собственного сочинения и исполняла музыкальные композиции, в основе которых была поэзия , и .

В 1998-ом Наталья впервые появилась под новым сценическим именем – Хелависа. Это случилось в тот период, когда певица начала сотрудничество с группой «Тиль Уленшпигель». Коллектив исполнял песни бардовского направления с уклоном в фолк.

В средине октября следующего года на базе распавшегося «Тиля Уленшпигеля» возникла новая группа, названная «Мельница». В 2003 году появился первый альбом «Дорога сна», куда вошли песни «Горец», «Лорд Грегори», «На север» и другие в исполнении Хелависы. Через два года последовал релиз второй пластинки – «Перевал», среди треков которой популярностью пользовались «Королевна», «Ворон», «Весна».

С 2003 по 2008 Хелависа работала старшим преподавателем на кафедре кельтской и германской филологии университета. Затем до 2014 года певица всецело посвятила себя музыке. Но и научную деятельность артистка не забросила, занимаясь ею самостоятельно.

Наталья освоила игру на нескольких инструментах: фортепиано, кельтской арфе, акустической гитаре, кастаньетах и перкуссии. Но любимым инструментом артистки остается кельтская арфа, с которой девушка познакомилась случайно. Игра на ирландском народном инструменте сразу заворожила Наталью. Хелависа стала брать уроки игры на акустическом инструменте, затем освоила электроарфу. Сейчас артистка сама проводит мастер-классы на фестивалях этномузыки.

Все больше исполняемые Хелависой песни можно было отнести к фолку и фолк-року. Но особой любовью певицы осталась Ирландия и самобытная культура страны, которую Николаева изучила досконально.

После настойчивых уговоров друзей Хелависа выпустила несколько сольных дисков. Но в остальном творчество исполнительницы тесно связано с «Мельницей». Имеются в биографии певицы и другие проекты, которые называются «Хелависа, Лазерсон и друзья» и дуэт «36.6».

Хелависа неоднократно выступала в качестве приглашенной солистки вместе с группой «Ария» и фолк-рок-группой «После 11». С вокалистом певица исполнила хит «Там Высоко» на юбилейном концерте «Арии», организованном к 25-летию со дня начала творческой деятельности коллектива. Вместе с музыкантами «После 11» Хелависа записала музыкальную композицию «Рядом быть». Премьера песни состоялась в 2011 году.

В 2012 году артистка выпустила ряд клипов на песни «Дороги», «Далеко», «Волкодав» из ранее изданного альбома «Дикие травы» и новой пластинки «Ангелофрения».

Сегодня Хелависа живет в Европе. Но каждый месяц певица бывает в России, где дает сольные концерты, а также участвует в выступлениях групп «Мельница» и Clann Lir.

Личная жизнь

Любовь к Ирландии оказалась определяющей в судьбе певицы. Личная жизнь Хелависы с 2004 года связана с гражданином этой страны Джеймсом Корнелиусом О’Шейем. В августе 2004-го пара расписалась. Спустя 4 года у молодых родилась дочка Нина Катрина О’Шей. А еще через 3 года появилась вторая малышка, которую назвали Уна Тамар О’Шей. Дети певицы растут билингвистами – девочки одинаково хорошо владеют английским и русским языками. Фото дочерей артистка часто размещает на собственной страничке в «Инстаграме ». Нина и Уна часто бывают вместе с мамой в России.

Муж певицы Джеймс Корнелиус О’Шей имеет отношение к искусству. Супруг был атташе Ирландского посольства в столице по вопросам культуры.


Наталья Андреевна О’Шей – такое имя с 2004 года носит исполнительница – некоторое время жила вместе с мужем в Женеве. Но потом семья, выросшая до 4-х человек, начала путешествовать по Ирландии, Швейцарии, Финляндии и Австрии, куда получал командировки глава семьи.

Из последних музыкальных предпочтений Натальи Николаевой сама певица выделяет творчество , перед которым певица преклонялась всегда, а также молодого рэпера – . Кроме музыки и кельтской культуры, у Хелависы множество других увлечений. Но главные из них йога, верховая езда, альпинизм и горные лыжи.

Хелависа сейчас

В октябре 2017 года Хелависа презентовала песню «Серебро зеркал», которая вошла в число музыкальных номеров ледового мюзикла «Дракула. История вечной любви» композитора Алексея Галинского, автора музыки к номеру показательных выступлений российской команды фигуристов на Олимпиаде-2014. Осенью состоялись концерты певицы в Санкт-Петербурге и Москве. Новая программа музыкантов «Мельницы», которая получила название «Альхимейра. Воссоединение», состоит из треков последних двух альбомов группы – «Алхимик» и «Химера».


29 декабря состоялась премьера сингла «Поверь» в исполнении Хелависы и гитариста Сергея Вишнякова. Хит стал первой песней нового диска, который увидит свет в 2018 году. В скором времени ожидается также выход клипа на песню «Поверь», работа над которым проводилась в здании храма Святой Анны, отстроенном в готическом стиле. Сюжетная линия видео будет содержать элементы детектива.

Дискография

  • 1996 – «Лунный день» (сольно)
  • 2003 – «Дорога сна»
  • 2005 – «Перевал»
  • 2006 – «Зов крови»
  • 2009 – «Дикие травы»
  • 2009 – «Леопард в городе» (сольно)
  • 2012 – «Ангелофрения»
  • 2013 – «Новые ботинки» (сольно)
  • 2015 – «Алхимия»
  • 2016 – «Химера»

Дискография Хелависы

Раннее творчество

В составе группы «Мельница»

В составе группы Clann Lir

Сольный проект «Хелависа»

«Поверь» (сингл, 2017)

«Люцифераза» (2018)

Наталья О’Шей родилась 3 сентября 1976 года в городе Москва. В 1985-1992 годах она посещала уроки в детской музыкальной школе № 14 в Москве, где обучилась вокалу и игре на фортепиано. Первый раз Наталья поступила туда еще в шесть лет, на класс скрипки, но болезнь помешала ей посещать уроки целых два года.

Окончив школу, в 1993 году Наталья поступает в МГУ имени Ломоносова на факультет лингвистики. Первоначально она собиралась вступить на биологический факультет и представляла себя академическим ученым. Однако отношения с классным руководителем, которая преподавала биологию, не заладились, и все сложилось иначе. Интерес к языкам и музыке у Натальи был давно и развивался параллельно.

Какое-то время девушка готовилась к тому, чтобы стать профессиональным музыкантом-пианистом, однако в последний момент передумала и пришла к факультету филологии, первоначально на французский язык. Затем, изучая общие основы сравнительного языкознания на курсах Широкова, Наталья увлеклась кельтскими и германскими языками, так как по сравнению с другими ветвями индоевропейских языковых семей они были изучены слабо и специалистов в этой области было не так много. Например, Наталью привлекал германский тонический стих, намного сильнее, чем романский силлабический, ей были по нраву звукопись кельтской и германской поэзии, звучание языков, их место в индоевропейском наследии.

Активно сочиняла и исполняла песни, и этим добилась признания. Самая первая написанная на собственный текст - «Дорога сна», созданная в 1993 году. В 1996 году вышли ее первые, сборники собственных песен и положенных на музыку стихотворений русских поэтов - Лунный день, Дорога Сна и англоязычный Running to Paradise, в котором были положены на музыку стихотворения из толкиновского цикла, а также Уильяма Йейтса и других английских поэтов.

В репертуаре живых выступлений чередовались как песни на стихи собственного сочинения, так и песни на поэзии Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Редьярда Киплинга, Роберта Бернса. Появление основного авторского псевдонима вызвано портретным сходством с изображением ведьмы Хелависы из иллюстрации Обри Бердслея к роману «Смерть Артура». Уже давая первые концерты, Хелависа как-то раз обратила внимание на арфу, он пришелся девушке по нраву. После этого Наталья начала изучать игру на арфе.

Летом 1998 года Наталья была приглашена Русланом Комляковым в его группу «Тиль Уленшпигель» в качестве вокалистки, и 23 июня 1998 года впервые выступила на профессиональной сцене под именем «Хелависа» уже с собственным репертуаром. В 1999 году 15 октября после распада «Тиля Уленшпигеля» основала группу «Мельница», куда вошла большая часть участников распавшегося проекта. Именно Наталья была инициатором продолжения музыкальной деятельности после разрыва с бывшим лидером коллектива.

После окончания магистратуры Николаева продолжила учебу в аспирантуре МГУ. С 1999 года по 2004 год она работала ассистентом кафедры германской и кельтской филологии филологического факультета, вела факультативный семинар по ирландскому языку. Во время стажировки в Ирландии преподавала в Тринити-колледже в Дублине. В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию филологических наук по специализации «Германские языки».

В июне 2014 года Хелависа оставила научную работу, однако периодически продолжает публиковать статьи и целиком посвятила себя музыке, самостоятельной научной деятельности, и семье. Также Наталья занялась дизайном одежды и аксессуаров.

Наталья - кандидат филологических наук, лингвист, специалист по кельтским языкам, культуре и фольклору ирландских народов. Наталья свободно говорит на русском, английском и французском, достаточно хорошо на ирландском, шотландском и валлийском, хорошо знает. На начальном уровне владеет исландским, испанским, немного немецким. Также Хелависа свободно может говорить на древних языках - латинском, древнеирландском, древнеанглийском, готском, несколько хуже владеет древнеисландским, древнегреческим и санскритом.

Среди увлечений и хобби Хелависы можно отметить верховую езду, альпинизм, горнолыжный спорт, йогу, за день проплыла в бассейне свой стандартный километр. Альпинизм является семейным спортом Натальи - в горные походы ходили её отец, мать, дед, бабушка.

Дискография Хелависы

Раннее творчество

Running to Paradise (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)

«Дорога сна» (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)

«Лунный день» (магнитофонный/цифровой альбом, 1996)

«Сольные записи» (магнитофонный/цифровой альбом, 1999)

В составе группы «Мельница»

Основная статья: Дискография группы «Мельница»

Альбом «Дорога сна» (CD Land Records, 2003)

Мини-альбом «Master of the Mill» (издание на CD-audio, 2004)

Альбом «Перевал» (CD Land Records, 2005)

Альбом «Зов крови» (Navigator Records, 2006)

Сборник «The Best» (Navigator Records & CD Land Records, 2007)

Альбом «Дикие травы» (Navigator Records, 2009)

Сингл «Рождественские песни» (Navigator Records, 2011)

Альбом «Ангелофрения» (Navigator Records, 2012)

Бокс-сет «Знак четырёх» (Navigator Records, 2012)

Мини-альбом «Радость моя» (Navigator Records, 2013)

Концертный альбом «Ангелофрения live» (Navigator Records, 2014)

Альбом «Алхимия» (Navigator Records, 2015)

Альбом «Химера» (Navigator Records, 2016)

Альбом «Люцифераза» (Navigator Records, 2018)

В составе группы Clann Lir

Clann Lir (Фонд развития традиционной культуры, 2005; переиздание Перекресток Рекордс, 2008). В двух треках альбома вокальный дуэт вместе с Натальей О`Шей записал её муж, Джеймс О`Шей.

Сольный проект «Хелависа»

«Леопард в городе» (Navigator Records, 2009)

«Новые ботинки» (Navigator Records, 2013)

«Поверь» (сингл, 2017)

«Люцифераза» (2018)

Наталья Андреевна О’Шей, солистка группы «Мельница», известна своим поклонникам под именем Хелависа. Песни группы «Мельницы», которая в этом году отметила 15-летие, регулярно занимают верхние строчки радиочартов. Кроме того, у группы вышло два мини- и пять полноценных студийных альбомов, не считая сольных выступлений.

А в последнее время в песнях певицы «прописались» и ангелы - последний, пятый по счету полновесный альбом «Мельницы», вышедший в 2012 году, называется «Ангелофрения». Заглавная песня рождественского мини-альбома «Радость моя», вышедшего в январе 2013 года, так и вовсе кажется посвященной чуду Пятидесятницы.

Сейчас «Мельница» записывает новый альбом «Алхимия», который с нетерпением ждут поклонники. Релиз ожидается 9 октября. Как говорит сама Наталья Андреевна: «Выход альбома будет приурочен к дню рождения Джона Леннона, мне кажется, это красиво».

Еще Наталья - жена с десятилетним стажем. Наталья и Джеймс О’Шей поженились в 2004 году. Джеймс - ирландский дипломат, с которым певица познакомилась благодаря своей научной деятельности. У супругов две дочери с необычными именами Нина Катрина и Уна Тамар, появившихся на свет в 2008-м и 2011-м годах.

Ну и, наконец, Наталья - в недавнем прошлом еще и старший научный сотрудник, ранее преподаватель кафедры германской и кельтской филологии МГУ, преподаватель Тринити-колледжа в Дублине, кандидат филологических наук, потомственный ученый. В 2003 году она защитила диссертацию с малопонятным для простых смертных названием «Тематизация презенса сильного глагола в кельтских и германских языках». Как признается сама Наталья Андреевна, ее муж Джеймс присутствовал на защите, но тоже практически ничего не понял. Сейчас Хелависа занимается наукой как независимый исследователь.

В вашем творчестве - мощные женские символьные ряды. Что же для вас значит быть женщиной и какой вы путь прошли в становлении своей собственной женственности?

Я всегда осознавала суть женщины такой, какой она предстает в скандинавской мифологии: женщина судьбы, существо, способное творить судьбу, в отличие от героев, которые судьбе подчиняются. Об этом необходимо помнить, даже когда происходят какие-то чрезвычайно странные и жестокие вещи в жизни.

Вот буквально недавно я вспоминала свой страшный опыт экстренного кесарева: оно заставляет забыть о своей сути. И потом если тебе никто о ней не напомнит, то и сама не вспомнишь. Это, по сути, страшная операция, которая разрезает женщину пополам. И я совершенно не понимаю, почему, допустим, собирают у человека по частям колено - и он полгода ходит каждый день на физиотерапию, массаж, восстановительную гимнастику, а после КС женщине не положена точно такая же терапия. И становится понятно количество случаев послеродовой депрессии после такого рода хирургического вмешательства.

- У вас был такой опыт. Как вы выходили из этого состояния?

Очень тяжело, я выходила 2 года. Первые 9 месяцев я вообще не помню - это чернота, а потом… Это не моя тайна, я не имею права ей делиться. Главное - женщинам в подобной ситуации не стесняться и просить о помощи, всякой, терапия ли это или какие-то другие вещи.

- Я помню, как на одном из концертов вы сказали, что «Двери Тамерлана» - это песня про отпуск, что меня безумно поразило, потому что это последнее, что я могла бы о ней подумать. И я вспомнила сразу песню «Радость моя», которую мой знакомый священник называет песней про Пятидесятницу. О чем она для вас?

Да? Он хорошо чувствует, думаю, для меня эта песня и есть о каком-то таком чуде.

- А какие колыбельные вы поете своим девочкам?

Они просят разное. Часто это «Новые ботинки», «Двери Тамерлана», «Королевна». В основном, вещи из моего творчества. Я пытаюсь им петь русские песни, например «Шел отряд по бережку», но как-то не очень идет. Русские народные они не очень полюбили.

- У ваших девочек двойные имена, как вы их давали? С мужем, каждый выбирали по одному имени?

Ну, практически. Но в итоге все мои варианты победили. (Смеется.)

У меня была идея, что у каждой девочки должно быть одно имя ирландское, другое - русское. У одной дочери, первое русское, второе ирландское, а у второй наоборот.

- А как вы их сами называете, по двум именам или по одному?

По одному, по первому. Нина и Уна. На самом деле я называю их Нинец и Уник.

- Дети растут билингвами, как вам кажется, это действительно особенные дети? Существует мнение, что билингвы очень быстро развиваются, у них по-особенному устроен мозг, это двойное мировосприятие, двойная картина мира.

Да, все двойное. Но я не могу сказать, что присутствует какая-то акселерация, гениально ускоренное развитие. Они просто нормальные дети, которые говорят и думают на двух языках. Даже на трех.

- А вы в семье на каком языке разговариваете?

Все зависит от ситуации. Супруг знает русский и очень хорошо говорит.

- Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились? Ходят легенды, что Хелависа нашла себе ирландского дворянина, который влюбился в ее песни?

Нет, никакого дворянина там нет. Мой муж - парень из деревни, сын деревенской учительницы. Работал в посольстве в Москве, культурным атташе и консулом. Я работала в МГУ, ходила в посольство просить книжки. И однажды Джеймс зашел на концерт «Мельницы».

- Хелависа - это имя волшебницы, которая гибнет от несчастной любви. Почему в свое время был выбран этот псевдоним?

В моей жизни тогда и было много несчастной любви. А ещё потому, что я похожа на Хелавису с гравюры Бёрдсли. «Хелависа» стало и именем, и образом. Мне уже говорят: о, это очень хелависное платье, очень хелависные туфли, хелависные сапоги. Я понимаю, что оно проникает в меня все дальше.

- А вы вообще разделяйте идею, что имя - это судьба в каком-то смысле?

Не особенно, думаю, человек делает себя сам.

Спрошу вас про вероисповедание. У вас, наверное, смешанного типа? Не ошибусь, если скажу что муж католик, а вы православная?

- Да. И дети тоже католики.

- И в ы справляете две Пасхи и два Рождества? Никаких не возникает никак недоразумений, конфликтов, смешных историй? Дочери не спрашивают: «Почему празднуем два Рождества, и когда настоящее?»

Нет. Они пока не спрашивают. Им все очень нравится. Я научила свекровь красить яйца луком, она, кажется, считает, что это какое-то язычество, никогда они в своей ирландской глубинке этого не делали.

- А в Ирландии не красят яйца?

В Ирландии красят яйца специальными покупными красками из магазина. И клеят наклеечки. Все. Так что когда я им покрасила мраморные яйца луковой шелухой, они раздарили их по всем родственникам. А потом сказали, что это мракобесие. Деревня, что вы хотите. (Смеется.)

- Я читала, что в этой самой деревне все поразились, что вы кормили детей грудью.

Очень. Я всех шокировала. Как же так, я была просто позор семьи. Совершенно не распространено. Совершенно неприлично.

- Почему так? Ирландская деревня представляется местом довольно простым. Молли Малоун, тачки, коровники.

Да, Молли Малоун (прим. ред. - персонаж из известной ирландской песни, девушка, торговавшая мидиями) и неразбавленное коровье молоко младенцам с рождения, отчего у них дикие колики и аллергия. Конечно, для своих детей я предпочла грудное вскармливание, чем вызвала осуждение деревенских родственников.

- Вы сторонник так называемого естественного родительства. Вы можете рассказать о его принципах?

Первый принцип - слушать своего ребенка, быть в контакте с ним, не навязывать ему какие-то установки, которые, может быть, тебе навязали твои родители. Если ребенок не очень себя хорошо чувствует, то можно с ним спать, взять его к себе в кроватку. Естественно, кормить грудью, носить в слинге. И вообще минимально ругать детей. Я не терплю, когда ругают моих детей.

- А откуда вы взяли эту систему? Сама собой родилась?

Многие из моих знакомых, у кого появились дети раньше моих, придерживались таких принципов. Поэтому, когда я стала мамой, все произошло достаточно естественно.

- Как вам удается совмещать семью, двоих детей, гастроли?

Тяжело. Например, в Россию я приезжаю только работать. На меня обижаются друзья. Говорят: «Ты приехала? Когда мы пойдем на шашлыки?» Увы, никогда.

- А сколько это примерно месяцев, недель в году?

Это каждый второй месяц. Мы берем домашнее задание для Нины из ее школы.

- Дети всегда с вами?

Конечно. А с кем же я их оставлю?

- А супруг?

А что супруг? Супруг восемь часов уходит в офис, приходит хорошо, если в восемь вечера. Супруг работает, он дипломат.

- Вы сейчас в Женеве живете? Я читала, что вас все время перебрасывают с места на место, что совершенно нечему завидовать в жизни жены дипломата.

И правда, совершенно нечему завидовать. Мы 4,5 года прожили в Женеве, обе девочки родились там. Потом мы служили 1,5 года в Вене, как раз там у меня была очень тяжелая депрессия. Сейчас снова вернулись в Женеву, но вскоре, возможно, нам снова предстоит куда-то переехать.

- А где больше всего вам нравится в Европе?

Мне нравится в Женеве. Мне бы хотелось там остаться.

- А чем нравится Швейцария?

Горы и французский язык.

- Как вам удается поддерживать себя в форме, несмотря на плотный гастрольный график и двоих детей? Ваши недавние фото с пляжа в инстаграме впечатляют.

Я занудно следую плану питания, разработанного для меня специалистом, занудно делаю гимнастику для лица, разработанную другим, и не менее занудно три раза в неделю занимаюсь с личным тренером. Еще я бегаю, плаваю и занимаюсь скандинавской ходьбой. Я, конечно, стараюсь раз в год пройти курс массажа или сделать цикл аппаратных процедур для лица, но большую часть времени я сама себе косметолог, что как раз при нашем графике гастролей совершенно необходимо. Поэтому у меня всегда в чемодане энное количество сывороток, кремов и тканевых масок. Ну и планки и приседания в номерах отелей тоже никто не отменял.

Самое сложное на гастролях - это как раз питание! Скажем, я часто прошу салат с альтернативной заправкой или вообще без нее, а мне отвечают, мол, у нас весь чан салата сразу залит майонезом. Приходится потом в гримерке грустно жевать огурец.

Я читала, что вы собираетесь когда-нибудь завести третьего ребенка. Как хватает сил на все? Многие люди сейчас не решаются первого завести, при этом они не живут такой насыщенной творческой жизнью, не путешествуют так много, как вы. Откуда вы берете силы?

Не знаю. Они просто есть.

- Всегда так было?

Нет, они не всегда были. Я была очень «дохлым» ребенком. И, наверное, далеко не сразу обрела ту уверенность в себе, которая есть у меня сейчас.

Какой способ? Наверное, надо работать, в принципе работать. Даже если ты сидишь дома, то не в Интернете или перед телевизором, убивая время. Даже они - для работы. И нужно заниматься домом и детьми как любимой работой, творческой, интересной.

- В становлении вашей женственности какое влияние на вас оказало ?

Оно во мне очень многое открыло. Мне стало легче общаться с людьми, легче справляться с собственной интровертностью. У меня очень интересным образом, оба раза, когда я была беременна, полностью закрывались каналы связи с творчеством. Я не могла ничего писать. А потом они резко, как пробка от шампанского, вылетали, и творчество вновь лилось. И наступала такая эйфория, ведь было немного страшно всякий раз, вернутся ли они или нет. Возвращались, но что-то и менялось. Так случилось с альбомом «Ангелофрения».

- А почему такое название? Это ведь почти болезнь.

Да. Потому что, когда я писала все эти песни, то я чувствовала себя практически больной.

- И наступило исцеление?

Нет. Только обострение. Вот сейчас идет следующая стадия. Записываю следующий альбом «Алхимия». Сейчас альбом уже в финальной стадии работы: оформление готово, треки подсведены. Думаю, исцеление произойдет в свое время.

Вы сейчас уже 10 лет в браке. У вас есть какой-то свой секрет? Что самое главное, что, по-вашему, поддерживает чувство, любовь между мужчиной и женщиной долгое время?

В первую очередь - уважение, во вторых - ощущение личного пространства каждого. Мы изначально давали друг другу очень много места и продолжаем давать, мы считаем, что это очень важно для нас обоих. Мы оба люди властные, со своей харизмой, со своим мнением. Мы такие хищники по натуре оба, и если мы не будем давать друг другу охотничьи территории, то мы друг друга «сожрем», а это никому не нужно. Это был изначально принцип наших отношений, давать друг другу пространство. Быть вместе потому, что нам так хочется, а не потому, что так положено. Это пришло с опытом. К этому приходишь через боль, отрицательный опыт - то, как не нужно делать. Думаю, в конце концов, взрослеешь, и получаются жизнеспособные отношения.

Беседовала Юлия-Маргарита Поляк

Биография Хелависы

Хелависа — лидер группы Мельница , автор и исполнитель песен данного коллектива. Настоящее имя певицы Наталья Андреевна О’Шей , девичья фамилия Никола́ева . Родилась Наталья 3 сентября 1976 года, в Москве. Родители Хелависы по профессии инженеры — химики. К музыке юную Наташу пристрастил отец. После школы Наталья поступила в МГУ и обучалась там с 1993 по 1999 год. В университете она увлекалась толкинистикой. Также её привлекала мистика и оккультизм. Свой псевдоним певица взяла из романа «Смерть Артура», в котором Хелависой была ведьма.

Окончив учёбу Хелависа осталась в МГУ в аспирантуре. В период с 1999 по 2004 год работала ассистентом на кафедре Ирландской и кельтской филологии. Также проводила семинары по ирландскому языку. Наталья Андреевна защитила кандидатскую диссертацию в 2003 году, которая была направлена на соискание учёной степени кандидата филологических наук по специализации «Германские языки». Хелависа стажировалась в Ирландии, была преподавателем в Тринити-колледже, расположенном в Дублине.

Певица Хелависа сильно любит Ирландию. Это проявляется во всём, над чем работает она. Наталья досконально изучила кельтские языки, а также культуру и фольклор народов Ирландии. С самого детства она была приобщена к музыке. Первые шаги к большой сцене были сделаны ещё в музыкальной школе, в которой она училась играть на фортепиано и петь. Песни, написанные Хелависой позже, быстро находили отклик в сердцах людей. Девушка и сегодня является автором и идейным вдохновителем всех новых песен группы Мельница.

Не все песни Хелависы выходят в свет с группой мельница. Многие произведения залёживаются на полках и исполняются только перед узким кругом близких и друзей. Лишь после долгих уговоров друзей опубликовать песни, певица выпустила несколько сольных альбомов. Несмотря на это, отношения с группой Мельница остаются дружескими и никак не мешают друг другу.

Личная жизнь Хелависы

Джеймс Корнелиус О’Шей стал мужем Хелависы 21 августа 2004 года. Он гражданин Ирландии. в 2008 году у счастливых супругов родилась дочь Нина Катрина О’Шей , случилось это 22 июля. Спустя три года, 15 апреля 2011 Хелависа родила вторую дочь, которую назвали Уна Тамар О’Шей . Певица уехала из России и с 2004 года Хелависа на постоянной основе проживает в Европе. Однако в Россию она часто приезжает для участия в сольных концертах, а также групп «Мельница », «Clann Lir ».

Музыкальное творчество

Профессионально на музыкальной сцене Хелависа выступает с 1996-го года. Она играет на кельтской арфе, акустической гитаре, фортепиано, кастаньетах и перкуссии. Перкуссия — это ударный шумовой музыкальный инструмент, например бубен, бонго и другие. Жанр исполнения фолк — рок, фолк. Хелависа автор и композитор собственных песен, соответственно и исполнитель тоже.

Дискография творчества Хелависы выглядит так:

Сольное творчество:
Дорога сна (1996)
Лунный день (Melanar, 1996)
Сольные записи (1999)
Леопард в городе (2009)Сольное творчество
Running to Paradise (Melanar, 1996)
Дорога сна (1996)
Лунный день (Melanar, 1996)
Сольные записи (1999)
Леопард в городе (2009)

В составе группы «Мельница»:
Альбом «Дорога сна» (2003)
Альбом «Master of the Mill» (2004)
Альбом «Перевал» (2005)
Альбом «Зов крови» (2006)
Сборник «The Best» (2007)
Альбом «Дикие травы» (2009)
Сингл «Рождественские песни» (2011)




Top