Натурализм картины известных художников. Школьная энциклопедия

Траурные мероприятия прошли в холле Ледового дворца спорта ЦСКА. Около шести тысяч человек отдали дань памяти одному из самых известных комментаторов страны, Сергею Гимаеву. Рядом с ЛДС ЦСКА появилось граффити в честь ушедшей легенды с его знаменитыми словами: «Идите и бейтесь».

«Точную цифру сейчас назвать не смогу: посетителей было очень много. На церемонию приехали не только руководители клубов, тренеры, функционеры, но и журналисты, потому что Сергей Наильевич был связующим звеном между нами. По предварительной информации, на церемонию пришло порядка шести тысяч человек», — приводит ТАСС слова президента ЦСКА Игоря Есмантовича.

Функционер также выразил благодарность за помощь в организации прощания с Гимаевым президенту КХЛ Дмитрию Чернышенко и главе ЦСКА Михаилу Барышеву.

«Увы, в последнее время мы слишком часто собираемся в ЛДС ЦСКА по таким трагическим поводам. Уходят наши олимпийские чемпионы, чемпионы мира. Гимаев очень много сделал как для всего отечественного хоккея, так и для нашего клуба в частности. И в качестве хоккеиста, и в качестве руководителя детской школы», — добавил Есмантович.

Напомним, Гимаев скончался в субботу, 18 марта, в Туле на 63-м году жизни во время матча команды ветеранов. Смерть наступила из-за тромбоэмболии, или закупорки кровеносного сосуда тромбом.

«Нужно ввести диспансеризацию для ветеранов»

Проститься с комментатором пришли руководители КХЛ — бывший президент лиги Александр Медведев и действующий глава КХЛ Дмитрий Чернышенко. Медведев предложил создать турнир памяти Гимаева и отметил, что все хоккейные ветераны должны проходить регулярные медобследования, чтобы не допустить новых трагедий.

«Я уверен, что федерация и КХЛ придумают, как увековечить память Сергея Гимаева, чтобы это было достойно его памяти, — турнир, кубок или приз. Гимаев был разносторонним человеком, спортивное телевидение развивалось благодаря ему. Я уверен, что уже по окончании этого сезона мы услышим о призе имени Гимаева», — приводит слова Медведева «Чемпионат».

«Обязательно надо ввести диспансеризацию ветеранов, которые участвуют в различных турнирах, благотворительных матчах. Нужна диспансеризация два раза в год. Чтобы обязательно мерили на стадионе давление, пульс. Тем более, многие матчи проходят в ожесточённой борьбе. Это настоящий хоккей, а не показательные игры. Здоровье надо беречь. Мы сделаем это вместе с федерацией», — добавил экс-глава КХЛ.

В свою очередь, Чернышенко отметил, что пока не понимает, как компенсировать потерю Гимаева.

«Конечно, Сергей Наильевич такая глыба многогранная. И это не просто красивые слова, которых требует этот печальный момент. Он прожил всю жизнь в хоккее, и закончилась она на хоккейной площадке», — цитирует «Р-Спорт» президента КХЛ.

Проститься с Гимаевым пришёл и председатель совета директоров РЖД Аркадий Дворкович, не раз выходивший с комментатором на лёд.

«Я лично знал его. И его репортажи слушал с удовольствием. Мы играли вместе в благотворительных матчах. Он имел огромное значение для хоккея, потому что был его лицом. Болельщики ценили его профессиональные, честные комментарии. Он мог обо всём сказать так, как есть, а не так, как всем нравится. А болельщики всегда это чувствуют», — подчеркнул Дворкович.

«Мы все ждали его репортажей»

Из числа бывших партнёров Гимаева по ЦСКА церемонию прощания с восьмикратным чемпионом СССР посетили Вячеслав Фетисов и Валерий Каменский.

«Было видно, что он получал удовольствие от каждого комментария, каждого матча, к которому готовился. У него было своё мнение на всё. Гимаев отстаивал, спорил и видел игру по-своему. Молодые комментаторы, которые сейчас появляются на телевидении, многому у него учились. Возможность общения с такими людьми помогает ребятам расти. Это большая утрата. И я выражаю соболезнования родным и близким, а также всем, кто стал фанатом Сергея Наильевича», — заявил Фетисов.

Двукратный олимпийский чемпион вслед за Александром Медведевым призвал ввести обязательную диспансеризацию на хоккейных турнирах для ветеранов.

«У нас много где нет контроля. Это напоминание для всех ветеранов, что нужно следить за собой, проверять здоровье. Спортивная жизнь много сюрпризов со временем преподносит, потому что это контактный вид спорта, много столкновений. Это дело нельзя пускать на самотёк. Сергей Наильевич такой месседж всем послал: нужно следить за собой, думать о себе, о родных и близких», — подчеркнул Фетисов.

Валерий Каменский, председатель спортивно-дисциплинарного комитета КХЛ, напомнил, что Гимаев посвятил хоккею всю жизнь, сначала играя в ЦСКА, затем работая тренером и в последнее время комментируя матчи.

«В это тяжело поверить. Что тут говорить… Приношу соболезнования родным, близким и всему российскому хоккею. Мы все с удовольствием ждали его репортажей, потому что он был открытым человеком и знал хоккей, всех хоккеистов. Все ветераны и молодые соболезнуют. Очень жалко», — произнёс обладатель Кубка Стэнли — 1996.

«Никакой замены ему нет»

Потерю Гимаева тяжело перенесли и коллеги-журналисты. Все они отмечали, что восьмикратный чемпион СССР по хоккею был очень простым человеком, без каких-либо признаков заносчивости и с лёгкостью шёл на контакт даже с начинающими репортёрами.

«И всё-таки не могу в это поверить... «Был»... Есть люди, на которых смотришь — и кажется, что с ними ничего просто не может случиться. Здоровые, жизнелюбивые, полные сил, энергии и планов. Они и уходят вот так — стремительно, в одно мгновение, ничего не успев понять. Наилич был не только голосом, но и душой нашего сегодняшнего хоккея. Хоккея, в котором как раз души-то и остаётся всё меньше. И никакой замены ему я не вижу. Незаменимые — есть», — написал в «Спорт-Экспрессе» Игорь Рабинер.

В свою очередь, Олег Браташ, защищавший цвета ЦСКА, а затем работавший на телевидении вместе с Гимаевым, признался, что, узнав о смерти коллеги, не мог уснуть всю ночь.

«Меня многое связывало с Сергеем Наильевичем. В своё время, когда меня призвали в ЦСКА, он как раз закончил карьеру. Я переодевался в раздевалке на его месте. Это был 1985 год. Потом мы с ним тесно сотрудничали, когда работали на телевидении, очень много общались. Я просто потрясён. Сильно расстроился, когда узнал. Смог заснуть только под утро. Услышал трагическую новость во время трансляции матча «Локомотив» — ЦСКА», — цитирует Браташа официальный сайт ФХР.

Известный комментатор Василий Уткин не стал говорить о Гимаеве, как о человеке, «открывшем жанр», но подчеркнул, что он был единственным человеком из золотых времён советского хоккея, который умел объяснять игру.

«И сейчас, когда его не стало, мы понимаем, что он был незаменим. Никем. Поколение породило великое ЦСКА. Великую сборную. Великие победы. И только одного комментатора (эксперта, это неважно). Он умер в расцвете комментаторских сил, на пике интереса к его работе. У нас есть время задуматься, как же нам не хватает таких, как он. До какой степени он, Сергей Гимаев, незаменим. И незабываем», — написал Уткин на своей странице в Facebook.

Натурализм (по-французски naturalisme, от латинского слова «natura» - - «природа»):

1) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США. В программе натурализма были полемически заострены стремление уподобить художественное познание мира научному его изучению, стремление к объективному, бесстрастному изображению реальности, прежде всего человеческих характеров, их обусловленности физиологической природой человека и окружающей его общественной средой. Натурализм зародился во французской литературе и литературной критике под влиянием успехов экспериментальных естественных наук, особенно физиологии и медицины. Философской основой натурализма был позитивизм французского философа Огюста Конта и его преломление в эстетической теории Ипполита Тэна, в теории эволюции английского социолога Херберта Спенсера.

Теория натурализма как литературной школы была подробно разработана Эмилем Золя, возглавившим школу писателей-натуралистов. При всей ограниченности творческого метода писателей-натуралистов, отказавшихся от обобщения и анализа социально-экономических проблем в ЖИЗНИ общества, натурализм способствовал резкому расширению круга тем и образов, становлению критического реализма XIX в.; расширился интерес к изображению «социального дна», к функционированию разнообразных «социальных организмов» (шахты, предприятия, рынки, прачечные, публичные дома), к взаимодействию личности и толпы. Это породило новые средства художественного изображения действительности. Сходные направления существовали в художественной культуре многих стран («веризм» в Италии, «областничество» в США). Позитивистский пересмотр реалистической традиции формирования художественного образа, проявившийся в литературе и искусстве натурализма, привел к росту черт импрессионизма, символизма и декадентства в творчестве таких писателей, как Ги де Мопассан, Жорж Гюисманс. Натурализм оказал сильнейшее воздействие на творчество таких художников последней трети XIX в. и начала XX в., как Эдуар Мане , Эдгар Дега , Жюль Бастьен-Лепаж, Анри де Тулуз-Лотрек , Теофиль Стейнлен во Франции, Константен Менье в Бельгии, Макс Либерман, Кете Кольвиц в Германии, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела в Италии. Однако натурализм в изобразительном искусстве не оформился в цельное, последовательное направление;

2) в советской эстетике и критике 30 ых - 70 годов двадцатого века натурализм объяснялся как художественный метод, типологически противопоставлявшийся реализму как его антипод (также как и формализм). Главной особенностью натурализма провозглашался внесоциальный, биологический взгляд на человека, чему соответствовала пассивная регистрация жизненных явлений и фактов без их критического отбора, идейно-философского осмысления и анализа; натурализм отождествлялся с бесстрастным копированием жизни без художественного ее обобщения, с повышенным интересом к темным (даже патологическим) ее сторонам. В таком понимании признаки натурализма обнаруживались в академическом салонном искусстве (Поль Деларош, Эрнест Месонье), в «риджиоиализме» живописи США, в таких авангардистских течениях, как дадаизм,

К середине XIX в. набирают силы иные художественные направления Значимым для них становится воплощение не только трагедии отдельной личности, но и жизнеописание широких социальных слоев.

Если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество представителей натурализм утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека буднично опустошающим потоком жизни, и в то же время возводило в Абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму. Драч Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996. - с. 281

Натурализм стал не только естественным антагонистом искусства романтизма и классицизма, но и противопоставил себя реализму, с его художественным отбором, типизацией, поиском социальных обусловленностей. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - с.112

Представители натурализма исходили из положения о предопределенности судьбы человека социально» средой и наследственностью. На искусство этого направления значительно повлиял позитивизм с его педантичным описанием фактов и отказом от излишнего теоретизирования. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаше всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле. Обращаются к образам из социальных, низов общества. Источники моральных установок человека отыскиваются исключительно в наследственности или во влиянии внешней среды Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека В произведениях приверженцев натурализма нет той глубины психологического анализа персонажа, которая станет художественным открытием реализма Писатель-натуралист превращает свое произведение в подобие фотографии, сохраняя все подробности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки. Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура. - М.: Высшая шк., 2001. - с. 310

Итак, можно сделать вывод, что в первую половину XIX века присутствовали следующие направления в художественной культуре: классицизм, романтизм, реализм, натурализм. Классицизм - течение в художественной культуре европейских стран XVII-го начала XIX веков, устремленное к античным идеалам. В XIX веке классицизм переродился в академизм.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

Натурализм не стремился к обобщению и типизации подобно реализму. По мнению натуралистов, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке «всю подноготную».

Модернизм (modeгnism ) - единое название многих стилей и направлений в живописи и литературе конца 19-20 века. Модернизм охватывает такие жанры, как , дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и т. п. С точной датой возникновения модернизма споры ведутся до сих пор. Самой значимой датой, которую относят к его возникновению, считается 1863 г - год открытия “Салона отверженных”, где выставлялись работы художников, забракованные официальным салоном. Салон был сделан специально для того, что бы поместить туда работы модернистов для осмеяния. Однако вскоре в салон отверженных стало приходить людей намного больше, чем в другие и вовсе не для того, что бы поиздеваться. Так появилось новое течение, которое захватило умы художников и ценителей живописи. Такие художники, как , Мунк, опровергли мнение, что скульптура и картина должна отражать только реальные вещи и появились новые жанры - импрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм и т.д. Все новые течения, которые превозносили мир фантазии, стали называться модернизмом.

Мягкий стиль

Мягкий стиль - течение в искусстве 1380-1430 гг. Мягкий стиль был распространён в западноевропейском искусстве (германском и чешском). Мягкий стиль проникнут оккультными учениями, отличается лиричностью и чувственными образами, что говорит о развитии средневекового искусства. Яркими фигурами мягкого стиля были Мастер Тршебоньского алтаря, Конрад из Зёста, Верхнерейнский мастер.

Натурализм в живописи

Натурализм (франц. natuгalisme , от лат. natuгalis — природный, естественный, natuгa — природа). Направление в искусстве в Европейских странах и США сколько стоит в дубай тур , которое стремилось к точному воспроизведению наблюдаемой действительности. Художниками, которые использовали этот вид живописи, были: Э. Дега, Т. Стейнлен, К. Менье, М. Либерман, Х. Бартельса, В. Велу и другие. В последствие натурализм перерос в поверхностное изображение видимого мира, копирование подробностей и стал сочетаться с , порождая многочисленные разновидности. Ещё одна сторона натурализма - это страсть к фотографическому изображению мрачных, тёмных сторон жизни, жестокость, насилие, агрессия - отразилось в искусстве фашистских режимов и некоторых течениях современного модерна, например - сюрреализма. Преувеличенная, фотографическая точность деталей свойственная не только натурализму, но и гиперреализму.

В парижском музее Орсей представлено не менее 16 картин русских художников. Среди них я отметил два великолепных русских пейзажа – это картины Абрама Архипова и Александра Борисова.

Недавно появилась возможность в очередной раз посетить знаменитый Musee d’Orsay — одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи периода 1850-1910 гг. Основу коллекции составляют шедевры импрессионистов и постимпрессионистов, поэтому мой маршрут по многочисленным залам этого огромного музея был предопределен и с учетом ограниченного времени вел кратчайшей дорогой к любимым пейзажам Моне, Гогена, Мане, Ван Гога, Сислея, Ренуара, Сезанна и Писарро и других признанных мастеров этих направлений живописи.

Русские натуралисты

Лишь случайность занесла меня в небольшой боковой зал №58 на первом этаже, который носил не очень понятное название Naturalisme.

Теперь то я знаю, что «…Натурализм (от лат. nаturа - «природа») - поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870е годы. Натуралистами называли бывших художников -академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. До появления термина «импрессионизм» его представителей причисляли к натуралистам. По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом выполняла фотография…»

А тогда, неожиданно для себя я увидел там два небольших портрета работы хорошо знакомых мне русских «натуралистов».

  • Ilia Efimofich Repine – Le Grand –Duc Mikhail Alexandrowitch
Илья Репин — Le Grand Duc Michel-1904 г.
  • Valentin Alexandrovitch Serov – Madame Lwoff

Валентин Серов -Madame Lwoff-1895 г.

Эти картины не произвели на меня особого впечатления. В чем заключается особый «натурализм» этих картин я тоже не совсем понял. Но за россиян все равно порадовался – все-таки в Орсее выставляются!

  • Nikolai Nikolaevitch Gay — Le calvaire

Николай Ге — Распятие (Le calvaire)- 1892 г.

Здесь я полностью согласен с тематикой зала — «натурализм» мучительной смерти Ге передает в полной мере!

Я собрался было уже двинуться дальше к любимым импрессионистам, как вдруг увидел тлеющие угли в слабо освещенной части зала. Это оказался небольшой пейзаж, который сразу приковал внимание своими необычными красками. Кажется, что картину специально повесили в самом темном углу зала, чтобы зимний русский закат контрастировал своим угольно-красным колоритом.

Имя художника и название картины ничего мне поначалу не говорили:

  • Abram Efimovitch Arkhipov — Coucher de soleil sur un paysage d’hiververs

Абрам Архипов — Coucher de soleil sur un paysage -1902 г.

ПЕЙЗАЖ АБРАМА АРХИПОВА

Не сразу понял, что это тот самый Архипов, картины которого я видел в Третьяковке. Там он запомнился серией характерных портретов с пухлыми крестьянками в ярких красных сарафанах и сценами патриархальной деревенской жизни. Но я не ожидал, что его излюбленные карминно-красные и интенсивно–розовые цвета дадут такой потрясающий эффект в северном пейзаже.

Так я вновь открыл для себя Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930) , но теперь уже в качестве потрясающего русского пейзажиста. Удивительно, что для этого нужно было поехать в Париж, попасть в Орсей и случайно зайти в зал № 58 Naturalisme!

Потом, когда я смотрел на пейзажи французских импрессионистов, то никак не мог отвязаться от мысленного сравнения их работ с зимним пейзажем Архипова. В результате поставил эту картину для себя в один ряд с мировыми шедеврами импрессионизма.

В Москве внимательно изучил творчество Абрама Архипова. Вот некоторые из пейзажных работ этого великолепного русского художника:


Архипов Абрам — Деревня на севере
Архипов Абрам-Утро в деревне
Архипов Абрам — На Белом море-1900 г.
Абрам Архипов — Северная деревня -1910 г.
Архипов Абрам — Северное море -1910 г.
Архипов Абрам-Зима. Задворки
Архипов Абрам — На Оке.Этюд -1890
Архипов Абрам -Обратный путь-1896 г.
Архипов Абрам -На Белом море -1912 г.
Архипов Абрам — Лед прошел

И все-таки лучшая работа Архипова, на мой взгляд, висит в Орсее. Жаль, что не в Третьяковке!

ПЕЙЗАЖ АЛЕКСАНДРА БОРИСОВА

Была еще одна картина из России, которая поразила меня и запомнилась тем, что отличалась от всего, что выставлено в Орсее (к сожалению, не помню, в каком залу я ее увидел):

  • Alexandre Sergejewitch Borisoff — Les glaciers, mer de Kara

Но об этом художнике читайте отдельный пост.

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ В МУЗЕЕ ОРСЕЙ

Решил разобраться, кто еще из русских художников представлен в Орсее. Проверил каталог музея — оказалось, что я не заметил еще 12 картин. Вот имена художников и названия картин в оригинальной французской транскрипции:

  • Konstantin Egorovitch Makovsky — Le grand duc Alexis de Russie
  • Constant Korovine — Le port de Marseille
  • Constant Korovine — Boulevard des Italiens
  • Marie Bashkirtseff — Un meeting
  • Kirill Vikentievich Lemokh — La mort du père dans une isba
  • Vasily Maximovitch Maximov — Bénédiction d’une isba neuve
  • Filip Andreevich Maliavine — Réunion paysanne
  • Filip Andreevich Maliavine — Paysannes russes
  • Nikolai Gustavovitch Schilder — L’impératrice Maria Federovna
  • Leonid Pasternak — La veille de l’examen
  • Leonid Pasternak — Ludwig Metzl
  • Constantin Kouznetsov — Vue de Paris, Trocadéro



Top